Это ключевое место на стыке старых континентов нашей планеты Земли было населено с древнейших времен и представляет собой очаг цивилизации. Для Европы эта территория в действительности была прежде всего Востоком. Была и осталась, так как, несомненно, без этого настолько ей Ближнего Востока нет и самой Европы. Так Палестина, являясь связующим звеном между Месопотамей и Египтом, одновремено была соединением и центром Востока и Запада. Эта ближневосточная территория, или, иначе, пространство восточно-средиземноморского бассейна, является колыбелью европейской цивилизации, и по своему географическому и духовному содержанию не является ни Востоком, ни Западом. Как с географической точки зрения так и с духовной, эта территория никогда не была закрытой, но находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) с Индией, затем через Египет и Нубию с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова с Европой. Следовательно, Палестина постоянно контактировала с цивилизациями Месопотамии и Египта, а также с очень ранних времен - с эгейской и эллинско-римской цивилизациями и культурами. Но, как Святая Земля, Палестина обладает своей особой библейской цивилизацией, включившей в себя все три вышеназванные. В географическом отношении саму Святую землю Палестину составляют разные области. В центральной части это Иудейская равнина, или, по-библейски, Ездрилон. Она тянется от пустыни Негев, или Негиб, на юге, т.е. от Синайского полуострова, до горы Кармил на северозападе и до горы Ермон на севере, то есть до горной цепи Ливана и Антиливана. Высота этого центрального плато достигает более, чем 1000 метров над уровнем моря, а у Мертвого моря оно опускается на 420 метров ниже этого уровня. К западу от центральной части находятся низменности, спускающиеся до берегов Средиземного моря, в то время как восточную часть Палестины составляет долина реки Иордан, несущей свои воды от Дана (источника под горой Ермон) и Галилейского озера до Мертвого моря. Восточная сторона этой долины, носящая название Заиорданье (Трансиордания), примыкает к Сирийской и Аравийской пустыням.

http://pravoslavie.ru/1583.html

Так что такие находки, пусть они и не являются сенсацией, важны для каждого интересующегося, как формировался и развивался тот или иной иконографический тип. Где мы, а где эта Ресафа А сколько еще не открытых, не исследованных росписей! Даже взять не столь далекую от нас Грецию – сколько там храмов XIII–XIV веков с древними фресками остаются не опубликованными, не изученными. На том же острове Родосе более 150 византийских храмов с сохранившейся древней живописью, а опубликовано буквально чуть-чуть. И такая ситуация в Греции почти везде, мы знаем и видим только верхушку айсберга, а основной пласт этого искусства до сих пор еще остается неосвоенным. Ситуация на Ближнем Востоке немногим лучше. Хотя надо сказать, что для изучения христианской культуры Ближнего Востока очень много сделали не только израильские, но и особенно итальянские и французские археологи, которые регулярно выезжали в экспедиции, вели раскопки, публиковали, издавали обнаруженные памятники. Увы, в последние годы эта деятельность почти прекратилась, например, в Сирии в ситуации жестокой гражданской войны речи о научных исследованиях просто не идет. Очень жаль, ведь мы говорим о едином контексте христианской культуры, который до конца так и не прочитан. Скажем, на окраине Сирии находится город Ресафа, оказавшийся в эпицентре военного конфликта. Казалось бы, где мы, а где эта Ресафа? Но если копнуть чуть-чуть глубже, выясняется, что Ресафа – это древний Сергиополис, названный в честь мученика Сергия, там находились его мощи, и это был один из главных центров христианского паломничества во всей Сирии до арабского нашествия. Напомню, что именно во имя мученика Сергия крестили преподобного Сергия Радонежского. Так что все эти древние росписи, храмы в разных частях света можно сравнить с кровеносными сосудами одного организма, которые мы иногда не видим, но они связывают огромный христианский мир, к которому принадлежит и русская православная цивилизация, то есть мы с вами. Таким образом, для истории это все несомненно важно. Это, повторяю, не сенсация, не нечто уникальное, это маленькое открытие. Но здесь есть и такая человеческая, мне, например, очень симпатичная сторона, что этот редкий образ Христа открыла наша с вами соотечественница, которая стала одним из серьезных специалистов по христианскому искусству и археологии.

http://pravmir.ru/obraz-hrista-iz-pustyi...

16. Пить на святой горе. Вначале Эдом праздновал поражение Иерусалима и его союзников. В конце концов, очередь дойдет и до Эдома вместе с народами, которые участвовали в разрушении Иерусалима, и их заставят пить «чашу гнева» Яхве (см.: Пс. 74:9 ; Ис. 51:17 ; Иер. 25:15,16 ). 19. Изменение территориальных границ. Приведенное описание указывает как на процесс возмездия врагам Израиля, так и на восстановление Израиля в прежних границах. Так, «юг» ( в оригинале – «Негев»), т. е. область, расположенная вокруг Вирсавии и нижней части Мертвого моря, перейдет от Эдома к Израилю. «Долина» ( в оригинале – «Шфела»), узкая полоска земли между прибрежной равниной и горным плато, распространится на территорию филистимских городов-государств. Ефрем и Самария, область, завоеванная ассирийцами в 721 г. до н. э., вернется снова к народу Иудеи. И, наконец, Галаад за Иорданом (от Нижней Галилеи к реке Арнон) снова перейдет к колену Вениамина (удел которого лежал между Вефилем и Иерусалимом). 20. Сарепта. Расположенная на магистрали между Тиром и Сидоном в Финикии Сарепта фиксирует восстановление северной границы Израиля. Этот торговый центр, славившийся производством пурпурной краски и керамики, упоминается в египетских хрониках XIII в. до н. э. и включен в перечень городов, захваченных ассирийским царем Сеннахиримом в 721 г. до н. э. (см.: З Цар.17:9). 20. Сефарад. Точное местоположение Сефарада не установлено: называют разные пункты от Испании до Западной Мидии. Эти предположения основываются на названиях мест и некоторых текстуальных особенностях рукописей новоассирийского периода. Однако наиболее вероятным местонахождением Сефарада считается Сардис на западе Малой Азии. Этот город был столицей Лидии в персидскую эпоху, и найдена двуязычная надпись, где он именуется по-арамейски при помощи тех же согласных, что и в древнееврейском названии в книге Авдия. Такое местоположение указывает на очень большое расстояние, которое пришлось преодолеть пленным из Иерусалима, но в данном контексте это означает, что заявить о своем праве на часть земли смогут даже те, кто вернется из самых отдаленных мест. Книга Пророка Ионы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:16. Праздник кущей как праздник восшествия на престол. Хотя церемония восшествия на престол сама по себе не считалась в Израиле особым праздником, многие исследователи считают, что такой праздник все же существовал, и, скорее всего, он был связан с Праздником кущей (см. коммент. к 3Цар. 12:32,33 и Езд. 3:4 ). Это особенно важно в свете того, что все народы призваны участвовать в нем, чтобы признать воцарение Яхве. 14:18. Дождь в Египте. В Египте выпадает очень мало дождей, и они не могут обеспечить продуктивность почвы. Сельское хозяйство в Египте целиком и полностью зависит от ежегодных разливов Нила. 14:20. Начертано на конских уборах. Все, что определяется как «святыня Господу», приобретает священный статус, подтверждающий чистоту и пригодность этой вещи к использованию в священном пространстве храма, где являет Свое присутствие Яхве. В Исх. 28эти слова были выгравированы на золотой дощечке, прикрепленной к кидару первосвященника. Хотя священники носили на своих одеждах колокольчики ( Исх. 28:33 ), слово «колокольчики», которое присутствует в ряде переводов, просто относится к соединенным вместе металлическим дискам. 14:20. Котлы и жертвенные чаши перед алтарем. Священные чаши использовались для самых важных и торжественных ритуалов, например, для перенесения крови жертвенных животных. Котлы для приготовления пищи, напротив, были обычной утварью, самыми обыденными сосудами в храме. Чаши и котлы были самых разных форм и размеров. Книга Пророка Малахии 1:3. Горы Исава. «Торами Исава», вероятно, называли горную местность Сеир ( Быт. 36:8,9, 21 ), расположенную в восточной части пустыни Негев. Гора Сеир упоминается в Писании (напр.: Быт. 14:6 ; Втор. 2:1 ). По всей вероятности, так обозначалась южная часть Эдома, между вади al-Ghuwayr и Ras en-Naqb. 1:4,5. Эдом в V в. до н. э. Хотя Эдом, по всей видимости, не присоединился к мятежу против вавилонского правления в VI в. до н. э., его территория подвергалась нападению со стороны последнего вавилонского царя Набонида. О разрушительных последствиях этих военных кампаний говорится у Авдия, Иеремии (гл. 49) и Иезекииля (гл. 25), однако в Книге Пророка Малахии подразумевается, что эдомитяне еще не покинули эту территорию. В V в. до н. э. Эдом поддерживал определенные экономические отношения с Левантом и Восточным Средиземноморьем; известно также, что в этот период здесь появились новые группы населения. Среди них, по-видимому, были кидариты (кедариты), которые обитали в Сирийской пустыне к юго-востоку от Дамаска и совершали набеги, продвигаясь на юг вплоть до Моава и Эдома. Кроме того, набатеи, которые завоевали Эдом в конце III в. до н. э., могли начать перемещаться на север в этот регион из Аравийской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но переворот привёл не к тем результатам, на которые надеялись пророческие вожди: придя к власти, Ииуй, как видно, вовсе не собирался доводить религиозную реформу до конца. Покончив с языческими святилищами (по крайней мере, на государственном уровне) ( 4Цар.10:18-28 ), он не стал переносить религиозную столицу из Бейт-Эля (Вефиля) в Иерусалим, очевидно, понимая, что это подорвёт независимость его собственного государства ( 4Цар.10:29-31 ). Преемники же Ииуя, по-видимому, свели на нет все его реформы, вернувшись к прежней религиозной политике ( 4Цар.13:1-2 ). Вся кровь, пролитая Ииуем, оказалась пролитой напрасно, к тому же немало скомпрометировав в глазах современников не только пророческое движение, но и сам яхвизм. Эта попытка установить в Северном Царстве теократическое правление оказалась первой и последней; она была предпринята около середины VIII века, и уже очень скоро Самарийское Царство прекратило своё существование под ударами ассирийской армии. Единственным хранителем яхвизма осталась Иудея. Иудея до ассирийских войн После смерти Соломона и распада возглавляемой им страны его сын и преемник Ровоам оказался правителем небольшого государства, занимавшего Иудейское нагорье и южную часть Самарии, а также некоторые области в пустыне Негев, включая оазис Беэр-Шева (Вирсавия). Это государство, просуществовавшее до начала VI beka, историки называют обычно Южным Царством или Иудейским Царством, а иногда и просто Иудеей. В отличие от Северного Царства, Иудее удалось пережить ассирийские войны, по окончании которых она просуществовала ещё почти два столетия, и конец её истории положило нашествие вавилонян. Надо заметить, что Иудея как государство во всех отношениях уступала Северному Царству. Территориально она была меньше последнего почти вдвое; из двенадцати еврейских кланов в Иудее обитало лишь два. Крупных городов здесь не было, за исключением Иерусалима; население сохраняло в основном прежний, патриархальный образ жизни, занимаясь, как встарь, террасным земледелием и пастбищно-отгонным скотоводством горного типа.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Поскольку новые элементы материальной культуры, появляющиеся в Палестине вместе с Израилем, не находят себе аналогов вне Ханаана, это также позволяет сторонникам теории «социальной революции» утверждать, что археология находится в большем согласии с их гипотезой, чем с двумя другими . Теория «социальной революции» остается господствующей по сегодняшний день. Раскопки, проводившиеся в 80-90-е годы, не дали результатов, которые могли бы окончательно утвердить одну из трех теорий. Так что все три находят сегодня приверженцев среди ученых. В 1981 году А. Мазар представил результаты раскопок Гило, поселения на Иудейском нагорье. Он датировал поселение эпохой раннего железа. Относительно идентификации обитателей Гило и проблемы происхождения Израиля, Мазар отвергает возможность того, что Гило могло быть основано кочевниками, ставшими оседлыми: «Археология может дать положительное свидетельство о периоде заселения новых мест, до того безлюдных, но не может предъявить свидетельств заселения кочевниками уже обитаемых мест; указывает на разрушение некоторых важных хананейских городов в результате вооруженных конфликтов между израильтянами и хананеями, но не может доказать тотального завоевания» . Итак, Мазар отвергает теорию «военного захвата» и предлагает видеть в поселениях эпохи раннего железа доказательство всего лишь «заселения». В. Фриц, последовательный продолжатель «немецкой школы», на основании раскопок в пустыне Негев пришел к заключению, что они подтверждают основной тезис Альта о «мирном проникновении» полукочевых племен в зоны более сухие и менее обитаемые. Однако, хотя раскопки в Негеве и могут подтверждать такую модель заселения израильтянами Палестины, раскопки в долине Изреель и в Галилее не могут в нее укладываться. Фритц предпочитает говорить не о единовременном заселении Палестины израильтянами, а о долгом процессе перехода от хананейской цивилизации поздней бронзы, предназначенной к исчезновению, к новой, израильской, культуре раннего железа . Только так, согласно Фрицу, можно объяснить то, что старые, хананейские, элементы культуры очень долго сосуществуют вместе с новыми, привносимыми пришельцами, идентифицируемыми как «израильтяне».

http://bogoslov.ru/article/589986

а) Ни один из упомянутых в гл. 14 царей не известен по внебиблейским источникам (прежде Амрафела ошибочно отождествляли с Хаммурапи). Однако имена их, очевидно, подлинны. Так, Кедорлаомер есть слегка измененное эламское имя Кудир-Лагомар, имя Ариаох встречается в текстах Мари (Арибук), а Фидал, вероятно, тождествен хеттскому имени Тудхалиас. О владычестве Эламского царства на Ближнем Востоке на рубеже XX и XIX веков до Р.Х. свидетельствует ряд надписей и памятников. Пять царей долины Сиддим принадлежали к союзу городов, вскоре погибших в результате катастрофы (см. ниже о Содоме и Гоморре). б) Имя Мелхиседек (евр. Малки-сэдек — мой царь — праведный) близко по значению имени другого ханаанского царя Адониседека (Ис Нав 10,1). Мелхиседек был царем-священником г. Салима. Полагают, что этот город тождествен Иерусалиму (в клинописном документе XIV века он назван Уру-салимом, что значит город мира; то же значение имеет и евр. Иерушалаим). То, что Мелхиседек чтит того же Бога, что и Авраам, и что он благословляет патриарха, заставляло толкователей смотреть на ханаанского царя как на личность исключительную. Еще в ВЗ (Пс 109,4) власть, или «чин», Мелхиседека рассматривались как сочетание власти царя и первосвященника. Ее относили к грядущему Мессии . В Кумранских текстах Мелхиседек представлен как небесное существо, орудие Суда Божия (Тексты Кумрана. М.,1971, т. 1, с. 287 сл.). У Филона (Законы аллегории, III,26) Мелхиседек олицетворяет Логос, а в Евр 5-7 власть его есть прообраз двойной власти Мессии — Царя и Первосвященника. Очевидно, эпизод с Мелхиседеком введен в историю Авраама с целью связать патриарха с будущей столицей Израиля Иерусалимом. е) После освобождения Лота Авраам снова приходит в теребинтовую рощу Мамре (18,1), где ему являются три таинственных странника (см. ниже). Оттуда он спускается на юг в Негев, останавливается в Гегаре (близ Газы). Там, согласно северной (Э) традиции, с ним происходит почти то же, что, по иудейскому (Я) преданию, было в Египте (20, ср. 12, 10 сл.). Он заключает союз с царем Авимелехом близ Вирсавии (евр. Беершебы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Церковь, где обнаружено изображение. Фото: Dror Maayan Вообще, надо сказать, что отделение истории искусства в Иерусалимском университете, которое она закончила, отличает очень высокое качество образования. Несмотря на то, что это израильский государственный университет, большая часть специалистов, как ни странно, занимаются именно христианским искусством. И я помню такой эпизод, который произошел на одном большом конгрессе, проходившем в Иерусалиме. Назывался он «Иерусалим идеальный и реальный в иудейском, христианском и исламском искусстве». И это было огромное событие, несколько сотен ученых со всего мира приехало. И вот на закрытии этой конференции произошел некий скандал, связанный с доминированием христианских и исламских тем, что было сознательным выбором организаторов и в первую очередь профессора Бецалеля Наркисса, который сам был выдающимся специалистом по древнеармянским рукописям и миниатюрам и происходил из старинной семьи основателей Государства Израиль. На заключительном заседании присутствующий в зале израильский фундаменталист на него напал и стал обвинять в том, что в Иерусалиме должны заниматься еврейским искусством, а здесь сплошные доклады про искусство христианское и исламское. Около 300 участников со всего мира замерли в напряжении. Но организатор остроумно, достойно и спокойно ответил своему обвинителю, сказав: «Если уважаемый критик, требующий истинно еврейского искусства, мне скажет, как возможно его изучать, не сравнивая с христианскими и исламскими образами, то наука будет ему очень благодарна. Потому что пока такой методологии еще не открыли». Алексей Лидов. Фото: Михаил Терещенко И эта оставшаяся в памяти история, как кажется, хороший урок для нас для всех, потому что, действительно, понять красоту, своеобразие и глубину своей собственной традиции можно, только сравнивая и изучая традиции параллельно существующие, и понимая реальный контекст, без которого все заявления о национальном своеобразии становятся голословными. Мысль невольно обращается к великой традиции православной иконы, которую невозможно понять без знания огромного мира вокруг, и именно поэтому новое открытие в пустыне Негев имеет к нам ко всем прямое отношение.

http://pravmir.ru/obraz-hrista-iz-pustyi...

С сер. VI в. отмечается упадок хозяйства, что заметно в центрах (Кесария) и на периферии, вдоль границ пустыни к востоку от Мёртвого м. Причины упадка видят в перенаселенности и истощении почв и лишь отчасти во внешних факторах. Все же состояние экономики оставалось устойчивым, что позволяло строить церкви и синагоги. Внутреннее состояние страны в визант. период выглядит мирным, и визант. археология не подтверждает рассказы источников о бурных социальных конфликтах - все форты и крепости, включая легионы, сосредоточены на границе с пустыней Негев на юге и к востоку от Виа Нова Траяна в Иордании; на севере и в прибрежных городах присутствие войск слабо обозначено. В 1993 г. в Петре при раскопках церкви, в комнате при апсиде были найдены десятки свитков папирусов. Разборка этих свитков, переживших пожар, еще не закончена (ведется в Аммане АКОР, ун-тами Хельсинки и Мичигана). Почти все документы относятся к VI в. и написаны по-гречески и представляют собой семейный архив горожанина Феодора: контракты на покупки, дарственные и росписи приданого. В документах упоминается сельская округа Петры и соседние городки, воины, духовенство и владельцы многих малых усадеб, на к-рых работали арендаторы и рабы. Петра, как следует из ее архива, предстает не «караванным» городом (не упоминается торговля), а аграрным центром вплоть до кон. VI в. Яркую картину жизни маленького городка Нессана в пустыне Негев рисует др. группа папирусов (ок. 200), датированных 512-689 гг. и содержащих рецепты, торговые расписки, финансовые, брачные и бракоразводные контракты, завещания, сельскохозяйственные записи, дела местных гарнизонов. Археология В. и. внесла огромный вклад в реконструкцию процесса христианизации Вост. Средиземноморья на основе эпиграфики. Так, на плато восточнее Мёртвого м. отмечено ок. 20 некрополей с надгробиями, несущими греч. надписи; 135 из них с точными датами. До 475 г. христ. надписей - всего 4,4%, в посл. четв. V в. их число быстро увеличивается, и во 2-й пол. VI - 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Пещеры Кумрана Пещеры Кумрана Израильские археологи придерживались неск. иных методов, чем европ. и амер. Они больше уделяли внимания краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев и др.), целенаправленно изучали эпоху поздней бронзы; раннего железа; период Второго храма. И. Ядин развернул поиск памятников последней фазы истории Др. Израиля, особенно периода восстания Бар Кохбы (первые серьезные находки были сделаны в 1951 Хардингом и де Во, в их числе «медный свиток» - список сокровищ кумранитов). В 60-х гг., обследуя Мёртвое м., Ядин по аэрофотоснимкам определил место рим. лагеря под Ен-Геди и нашел останки бойцов Бар Кохбы в окрестных пещерах. Вскоре были изучены остатки крепости израильтян Масады . Н. Авигад Н. Авигад Израильские ученые нового поколения с 50-х гг. начали копать в Асоре (с 1955), на Рамат-Рахель и Араде (Ахарони, 50-60-е гг. ХХ в.), в Ашдоде и в Кесарии (Ави-Йона, А. Негев), исследовали синагоги первых столетий по Р. Х., Мампсис - самый вост. город Центр. Негева. В кон. 60-х гг. раскопки начались в Старом городе Иерусалима (в 1968 под рук. Мазара к югу от Храмовой горы) и на Синае. Одна за другой следовали находки: свиток из Кумрана - «учебник» религ. правил, заметки к постройке храма и даже план военной мобилизации; в одном из многочисленных оссуариев были найдены останки человека, подвергнутого распятию; надписи, содержащие мн. имена, упоминаемые в Евангелиях и Деяниях. Работы, начатые в Еврейском квартале Старого города Иерусалима (под рук. Авигада), открыли виллы и мощеные улицы эллинистической эпохи, остатки древних стен, резиденцию Ирода, термы, визант. церковь. К. Кеньон К. Кеньон Важную роль играли работы 70-х гг. на Телль-эль-Хеси, показавшие сложность укреплений и высокий уровень развития города эпохи бронзы. Было доказано, что обживание телля Хисбан восходит примерно к 1200 г. до Р. Х. и это мог быть древний Сихон. При работах во дворе арм. церкви на горе Сион (Иерусалим) было обнаружено поселение VII в.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010