12:5. Облачный столб. См. коммент. к Исх. 13:21,22 и 33:10. Здесь облачный столб сходит на скинию собрания, чтобы произвести суд. В хананейской литературе верховный бог Эл также пребывает в шатре (где собирался священный совет), в котором вершит суд и отдает повеления. 12:6. Пророки. К этому времени на древнем Ближнем Востоке уже сложился институт пророчества. Как показывает этот текст, обычным способом получения откровений были сны и видения. Более пятидесяти текстов из города Мари (за несколько столетий до Моисея) хранят пророческие высказывания, адресованные царю Мари, Зимри-Лиму. Яхве мог говорить через любого человека, но опыт Моисея ставит его в исключительное положение среди других пророков. Символическое содержание снов и видений требовало истолкования (с помощью толкователей снов или гадателей; см. коммент. к Быт. 40:5–18 ), но Моисею не приходилось решать подобные головоломки, чтобы понять откровения Бога. 12:10. Болезнь Мариам. Болезнь Ганзена (современное название проказы) была неизвестна на древнем Ближнем Востоке до времен Александра Македонского (см. коммент. к Лев. 13:1–46 ). Кожное заболевание, описанное здесь и в других местах Ветхого Завета, напоминает скорее псориаз или экзему. Сравнение с мертворожденным младенцем в ст. 12 подтверждает этот диагноз, так как упоминает отслаивание кожи (не характерное для болезни Ганзена), а не омертвение кожных покровов. 13:1–33 Осмотр обетованной земли 13:22. Масштабы исследования. Пустыня Син – область, простирающаяся к югу от воображаемой линии между южной оконечностью Мертвого моря и Средиземным морем (ее другое название – Негев). Эта пустыня образует южную границу Ханаана. Рехов обычно отождествляют с Tell el-Balat Beth-rehob, примерно в полпути от побережья Средиземного моря до Асора. Емаф – это, по всей вероятности, современный Lebweh в верховьях Оронта. Здесь проходила южная граница государства Хамат и, следовательно, северная граница Ханаана. Эти географические названия позволяют предположить, что соглядатаи исследовали землю между Иорданом и Средиземным морем на протяжении 350 миль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

в) вост. склоны гор круто спускаются к Сирийской, или Иорданской, впадине, к-рая простирается от Сирии до Акабского залива. Сев. П. дно этой долины резко опускается с 300 до 68 м над уровнем моря (у оз. Хуле; IIIa), а затем – вплоть до отметки 212 м ниже уровня океана (у Геннисаретского озера). У Мертвого моря (⇒ Соленое море) долина опускается до отметки 392 м ниже уровня океана. Юж. Мертвого моря, в Араве, долина постепенно поднимается, а ближе к Акабскому заливу снова опускается; г) возвышенность на вост. берегу Иордана имеет еще более крутой склон, чем горы на зап. берегу. Возвышенность пересекают четыре глубокие речные долины: на юге протекает Ярмук, берущий начало в ⇒ Васане; ⇒ Иавок (совр. Эз-Зарка) течет через ⇒ Галаад, в своем верхнем течении образуя зап. границу аммонитян; в Моаве протекает ⇒ Арнон; Вади-эль-Хеза (⇒ Заред) образует границу между Моавом и ⇒ Эдомом. Самые высокие точки этой возвышенности находятся на севере, в ⇒ Галааде, и на юге, в Эдоме, где гор. вершины достигают высоты 1700 м; д) на востоке и на юге П. лежат пустыни: ровная, но не имеющая дорог вост. пустыня, скалистая и гористая местность Вади-Хасма, к-рую по климатич. признакам также можно считать пустыней, и пустыня Негев на зап. берегу Иордана. IV. В засушливые летние месяцы (⇒ Земледелие ⇒ Календарь ⇒ Восточный ветер ⇒ Дождь ⇒ Снег) многие реки в П. пересыхают (⇒ Поток). Мелкие реки Изреельской равнины впадают в Кишон (библ. – ⇒ Киссон); юж. Кармила текут еще несколько небольших речек, впадающих в Средиземное море. Вся внутр. область П. отдает свои воды в Мертвое море, куда впадает также самая крупная река П. ⇒ Иордан. В сев. части Аравы протекает Вади-эль-Джейбе, которая также впадает в Мертвое море. Южнее горы Джебель-эр-Рише, по которой проходит водораздел Аравы, в Акабский залив впадает несколько более мелких рек. Большинство пересыхающих рек («вади») вост. нагорья впадают в четыре главные реки, лишь на самом востоке они устремляются к впадине Вади-Сирхан (⇒ Каркор), а на юге Вади-Ятм впадает в море у Акабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Крупных городов, кроме Иерусалима, на данной территории никогда не существовало, оседлое население жило в небольших горных селениях, часто независимых и нередко воевавших друг с другом. Крайний же юг Палестины занимает пустыня Негев, северная часть которой в древности носила упоминающееся в Библии название Цин На Юго-западе она незаметно переходит в Синайскую пустыню, тянущуюся до самого Египта. Климат жаркий и очень сухой, дождей не бывает в течение всего года, зимние температуры доходят до †24†26, летние – до †45†47. Это необитаемая пустыня североафриканского типа, жизнь возможна здесь лишь в оазисах, у источников воды, единственным же более-менее крупным оазисом является Беэр-Шева (Вирсавия), способная прокормить до нескольких сотен человек. Во времена Авраама она, вероятнее всего, была необитаема, а позже была заселена потомками его клана. Изначально же Авраам со своим кланом поселился в Самарийской степи, ведя полукочевой образ жизни и перемещаясь между Шхемом (Сихем) и Бейт-Элем (Вефиль), который, можно думать, был древним культовым центром, традиционным в этой местности ( Быт.12:6–8 ). Конечно, то, о чём у нас шла речь выше, представляет собой лишь внешнюю сторону происходящего. Собственно, только её и может описать и проанализировать историк; духовная же сторона и значимость событий научному анализу не поддаётся. Библейский автор говорит нам о голосе Божием, который услышал Авраам и за которым последовал ( Быт.12:1–4 ); такие события, разумеется, не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть ни один историк. Конечно, сам Авраам наверное рассказывал о пережитом к-л. из своих современников, иначе об этом его духовном опыте (как, впрочем, и ни о каком другом из того, о котором говорит нам Книга Бытия) мы бы ничего не узнали. Но никаких подтверждений пережитого Авраамом опыта из других исторических источников у нас нет. Впрочем, в известном смысле это всё же не совсем так. Выше нам уже приходилось говорить о том, что феномен профетизма в древности был известен многим народам в силу своей широкой распространённости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Что бы ни писал великий юморист, арабское население Палестины было всегда враждебно настроено к евреям. Неумелые вояки, арабы всё же разъезжали вооружёнными, готовыми в любую минуту поразить врага (Предсказание 4). Переходя на более серьёзный тон, Марк Твен через несколько страниц приводит цитату из Книги Левит (26:32–34), и признаёт, что в 1869 году, когда писались его заметки, «стоя здесь, у опустевшего Айн Мелаха, никто не осмелится сказать, что пророчество не исполнилось». В 1882 году в Палестину отправился раввин Новиц, чтобы исследовать возможность возвращения евреев – «бродячего племени с усталостью в груди» – на свою древнюю землю. «Он пришёл к выводу, что такое возвращение невозможно, – пишет Эркарт, – из-за бедности почвы и жестокой политики турецкого правительства». Ещё в 1927 году Палестина оставалась «страной развалин». «Согласно этому пророчеству, – отмечает Флойд Гамильтон, – города этой страны будут разрушены, а земля превратится в пустыню. Сегодняшняя Палестина – это страна развалин. Ни в какой другой стране нет такого огромного количества руин, как сегодня в Палестине. Земля, на которой некогда кормилось столь многочисленное население, ныне пуста, и плодов её хватает лишь для горстки её сегодняшних обитателей». И, наконец, как указывает Дейвис. произошло «возвращение более миллиона евреев на землю Израиля после двухтысячелетнего отсутствия – одно из самых поразительных чудес в истории человечества. И самое удивительное в этом возвращении современных евреев на их родину – то, что оно было подробно предсказано пророком Иеремией 2500 лет тому назад» (Предсказание 7). Земля Израиля вновь возделывается. «На протяжении жизни многих поколений пустыня Негев на юге Израиля была диким и запущенным местом, где стояло несколько городов и деревушек, но основное население составляли кочующие бедуины. Сегодня многие участки многолетней пустыни возделываются, и вся пустыня постепенно преображается в плодородный сад». Отстраиваются города Израиля. «Беер-Шеба, – отмечает Дэйвис, – много лет была сонным арабским городом, состоявшим из грубых строений. Однако вскоре после того, как в результате арабо-израильской войны Нагеб отошёл к евреям, в Беер-Шебе наступили перемены. Поначалу они шли медленно, и в 1950 году, когда я впервые посетил город, признаков развития было немного. Но уже через три года преображение шло полным ходом. Вместо запущенных хибар появлялись современные дома, в которых

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАБА Араба [Евр.  ,  ; букв.- пустыня], с определенным артиклем (  ) употребляется в ВЗ как конкретный географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин, идущую от оз. Киннерет (совр. Тивериадское оз.) (см. Генисаретское озеро ) вдоль р. Иордан и Мёртвого м . к Акабскому зал. (2 Цар 2. 29; Втор 2. 8; Нав 8. 14; Иер 39. 4; Иез 47. 8 и др.); Мёртвое м. называлось также «Море А.» (Втор 3. 17, 4. 49; Нав 3. 16, 12. 3; 4 Цар 14. 25); одно из вади (сухое русло) к юго-западу от Мёртвого м. выступает под названием «поток А.» как крайний ориентир земли обетованной на юге (Ам 6. 14). Дорога, проходившая от Синая и Акабского зал. на север-северо-восток, именовалась «дорогой А.» (Втор. 2. 8; 2 Цар 4. 7); так же называлась дорога из Иерусалима в район Иерихона (4 Цар 25. 4; Иер 52. 7). В Синодальном переводе термин А. не вполне правильно передается как нарицательное «равнина», соответственно и составные топонимы «море А.», «дорога А.» переводятся как «море равнины» и «дорога равнины». По-видимому, название «дорога А.» применялось ко всему пути, ведущему от Акабского зал. к Сирии по Великому разлому и к его частям. Этот путь разделяется надвое, обходя скалы Мёртвого м. и базальтовые выступы оз. Киннерет. Зап. часть идет от Элата на Эн-Геди, вост.- от Элата на Пунон. Севернее Мёртвого м. обе дороги достигают Галилеи и снова сливаются. А. в целом считалась одной из главных естественно-географических областей Палестины наряду с прибрежной равниной, Шефелой , Негев и центральным плоскогорьем (Нав 11. 16). Эта область, учитывая ее территориальный охват, являлась постоянной сценой важнейших событий ветхозаветной истории. В наст. время название А. сохранила лишь юж. треть А. (долина Вади-эль-Араба). В природно-историческом отношении А. делится на 3 части: долина р. Иордан, Мёртвое м. и юж. часть ветхозаветной А. (средневек. и совр. А.), от Мёртвого м. до зал. Акаба. Эта часть постепенно повышается к югу. Здесь сосредоточены единственные в древнем Израиле залежи железа и меди (Втор 8. 9), к-рые добывали и плавили уже в эпоху энеолита (подтверждено исследованиями). В XIV-XII вв. до Р. Х. медные шахты юга А. активно разрабатывали египтяне. Прор. Моисей также предсказывал, что в этом месте земли обетованной будут найдены железо и медь (Втор 8. 9). В III в. до Р. Х. юж. отрезок А. был заселен набатеями. Порты Ецион-Гавер и Элат были морскими воротами Израиля в торговле с Египтом, Сев.-Вост. Африкой и Аравией . Лит.: Seely D. R. Arabah//ABD. Vol. 1. P. 321-324. Л. А. Беляев, А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75802.html

12:10–20. Росписи гробницы в Бени-Хасане. Настенные росписи гробницы египетского номарха Хнумхотепа II 12-й династии (XIX в. до н. э.) изображают один из многочисленных караванов «азиатов», доставлявших в Египет сырье и экзотические товары (благовония, лазурит). Эти торговцы носили разноцветные одежды, приводили с собой семьи и путешествовали с оружием и ослами, нагруженными воловьими шкурами, бронзовыми слитками и другими товарами. Их одеяние и легкость, с которой они совершали переходы в Египет, могут дать некоторое представление о том, как выглядел Аврам со своим семейством. Египет был рынком сбыта, источником пропитания и временной занятости для многих групп населения Ближнего Востока, гонимых войной или голодом. 12:17. Природа болезней. В древности люди полагали, что все болезни являются проявлением недовольства бога или богов. С инфекционными болезнями справлялись с помощью очищения, жертвоприношения и лекарственных трав, однако главную причину искали не в организме, а в духовной сфере. Поскольку болезнь считалась непосредственным результатом греха или нарушения какого-либо обычая, люди старались определить, какой бог мог наслать болезнь и как его можно умилостивить. Лечение лекарственными средствами непременно дополнялись магическими ритуалами и заклинаниями. 13:1–18 Аврам и Лот 13:1–4. Маршрут Аврама. Поскольку из описания дома Аврама явствует, что он был скотоводом-кочевником, ему приходилось периодически останавливаться, чтобы найти пастбища и воду для своих стад. В начале 2-го тыс. до н. э. пустыня Негев была заселена более плотно, и там можно было найти стоянки во время подобного путешествия (см.: Исх. 17:1 ). Возвращение в окрестности Вефиля означает возобновление рассказа о завете и подготавливает почву для отделения от Лота. Чтобы пройти от границ Египта до Вефиля, требовалось покрыть расстояние примерно в 200 миль. 13:5–7. Нужды скотоводства и образ жизни. Главными условиями преуспеяния скотоводов являются пастбища и источники воды. В жаркий засушливый период с апреля по сентябрь необходимо перегонять стада на возвышенности, где сохранилась трава и можно отыскать ручьи и источники. В более прохладное и влажное время, с октября по март, животных снова перегоняют в долину. Такие сезонные перемещения неизбежно влекут за собой отделение пастухов от родных селений и способствуют установлению независимого, полукочевого образа жизни, при котором семьи пастухов кочуют вместе с ними. Знание природных ресурсов вдоль маршрутов, по которым они двигались, было для них делом первостепенной важности. Споры о правах на воду и пастбища наиболее часто служили причиной столкновений между пастухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Дорога в Иерихон Разрезая на своем пути один за другим, словно большие караваи, холмы пустыни, шоссе круто спускается от Иерусалима к Мертвому морю. Уши закладывает, как в самолете: ведь Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже его, так что разность высот составляет почти 1200 м, а перепад давления около 100 мм ртутного столба. По обеим сторонам дороги необозримое море желтых холмов: вечный прибой пустыни, наступающей на тощие островки цивилизации. Только ранней весной пустыня цветет, и высоты вокруг бывают покрыты зеленью и алым ковром анемонов. Остальное время года 30-километровый спуск к Иорданской долине по ландшафту точно соответствует образному описанию М. Ю. Лермонтова: Вот, у ног Ерусалима, Богом сожжена, Безглагольна, недвижима Мертвая страна. Бедуин забыл наезды Для своих шатров И поет, считая звезды, Про дела отцов. Бедуины – одна из живописнейших этнических групп современного Израиля. Их наименование происходит от слова «беда» – конечно, не в русском, а в арабском его значении. Арабский глагол «беда» означает «двигаться, кочевать», что, впрочем, при скудности жизни в сложных климатических условиях пустыни недалеко отстоит от русского понятия «бедовать». Основные кочевья находятся южнее – у Бершебы, в пустыне Негев, лишь отдельные незначительные группы проникают до Иерихонской дороги, да и жмутся они здесь преимущественно к шоссе и примыкающим проселкам, – потому что от древнего патриархального и самодостаточного хозяйства мало что осталось. Современная жизнь пришла и в их традиционные, черные войлочные (из шерсти специальной породы черных коз) шатры, заставляющие вспомнить о «кидарских шатрах», с которыми сравнивали подруги загорелую Суламифь из «Песни Песней» («черна, как кидарские шатры»). Впрочем, правильно ли называть бедуинские скинии «шатрами», с которыми ассоциируется у нас представление о восточной, «шемаханской» роскоши? Жилье бедуинов крайне бедно и непритязательно. Правда, почти как у наших цыган, бедность и грязь сплошь и рядом соседствуют с изысканными тканями одежд бедуинских женщин и их многослойными монистами из серебряных монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

21:13. Аравия. Аравию, на территории которой сосуществовали различные бедуинские племена, ассирийские цари включали в состав своей империи, но так полностью и не покорили. Арабские племена заселяли область между южной частью пустыни Негев и севером центральной части Аравийского полуострова. В данном тексте предпочтительнее было бы передать этот термин словом «пустынная область», а не Аравия, в свете параллелизма с понятием «пустыня приморская» (точнее – «заболоченная местность») в 21:1. Некоторые арабские племена занимались перевозкой товаров по караванному пути, по которому транспортировали рабов, благовония и красители в Египет и Месопотамию. Впервые арабы упоминаются в анналах Салманасара III в связи с битвой при Каркаре в 853 г. до н. э., где арабы сражались против него. Саргон II перечисляет арабов среди народов, насильно переселенных в Палестину после падения Самарии в 722 г. до н. э. 21:13. Караваны Деданские. Потомки Дедана ( Быт. 10:7 ) жили в районе Khuraybah (совр. al- " Ula) в северо-западной Аравии. Раскопками обнаружены многочисленные древние поселения в долине вади al-Qura. Деданиты занимались караванной торговлей с Сирией, Финикией и Палестиной. В VII в. до н. э. они, возможно, находились в сфере влияния Эдома и контроля со стороны Ассирии. 21:14. Земля Фемайская. Фема долгое время, на основании упоминания в ассирийских и арамейских надписях, ассоциировалась с городом-оазисом Тайма на западной окраине Северо-Аравийской пустыни. Он лежит на пересечении трех крупных торговых магистралей «благовонного пути» из Южной Аравии в Сирию, Месопотамию и Восточную Аравию. Ассирийский царьТиглатпаласар III упоминает этот город среди тех, которые платили ему дань в 734 г. до н. э. Как и Дедан, Фема была крупным городским центром этого региона в VII и VI вв. до н. э. Халдейский царь Набонид избрал ее в качестве своей резиденции, когда пытался взять в свои руки торговлю благовониями (553–543 гг. до н.э.). 21:16. Кидар. Ассирийские и нововавилонские источники называют эти северо-аравийские племена Qidr и Qadr. Это потомки измаильтян ( Быт. 25:13 ), которые занимались разведением овец и обслуживанием караванного пути вплоть до эллинистического периода. Упоминание их в данном стихе совместно с Фемой, вероятно, можно связать с завоевательной кампанией Набонида в этом регионе в 553 г. до н. э. В вавилонских административных документах Кидар и Фема тесно связаны между собой. 22:1–25 Пророчество об Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29:17–21 Великие перемены. Абсурдность противостояния воле Господа (15) станет очевидной, когда суд Божий будет завершен, когда лучшее из того, что мы знали, превратится в свою противоположность (17) и несовершенство и несправедливость нынешнего времени исправятся (18–21). На это указывают глаголы ст. 17, то есть нынешний Ливан (невозделанный, как пустыня в 32:15) превратится в сад, в то время как нынешние сады будут как лес в сравнении с обретенной плодородностью. 29:22–24 Народ, чтящий имя Господа. Под Иаковом в ст. 22б–23а несомненно подразумевается конкретный человек, несмотря на мнение NIV (в еврейском оригинале использовано единственное число: «лицо его… когда [он] увидит… детей своих [его]»), ср.: 63:16. Больше ему не придется переворачиваться в могиле (говоря современным языком) из–за поведения своих потомков. О том, как Божий народ прославляет святость Его (это первое прошение в Господней молитве «Да святится…»), более подробно говорится в Иез. 36:23 и в контексте, а также в Еф. 1:4,6 и т. д. 30:1 – 31:9 О будущем Египта и Ассирии 30:1–5 Тень Египта. Здесь наконец–то названо иллюзорное убежище лжи, о котором упоминалось прежде в 28:14–22. Десятью годами раньше Исайя отговорил Иудею от участия в игре Египта против Ассирии (гл. 20). Теперь политическая ситуация осложнилась, и иудейские послы уже в пути. Князья (4) – это, очевидно, египетские вельможи, в таком случае Ханес должен находиться неподалеку от Цоана (Таниса, который был самым близким к израильской границе важным городом), а не в 50 милях (80 км) вверх по Нилу, как принято считать. Для наиболее полного представления об этом см. статью NBD «Hanes». 30:6–8 Союзник, остающийся дома. Исайя описывает опасности и тяготы путешествия через пустыню (6) как типичные явления для подобных предприятий, а богатства (6б), столь неуместные в пустыне Негев, символизируют впустую потраченные усилия и средства. Раав (7) (не путать с именем блудницы из Нав. 2 , которое пишется по–другому) – это прозвище Египта, означающее «высокомерный» или «непокорный» и часто сочетается с «чудовищем» (крокодилом?) в Ис. 51:9 , что также является одним из прозвищ Египта в Иез. 29:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Соотнести упоминаемый здесь «сороковой год» с абсолютной хронологической шкалой не представляется возможным, поскольку текст не предоставляет для этого необходимой информации. В Древнем мире время описывалось только относительными категориями («пятый год правления царя X»), и такой же подход демонстрирует библейский текст (здесь – сороковой год после исхода). Абсолютной хронологической системы («1385 год») не существовало. См. статью «Датировка исхода», с. 84. 1:4. История. Рассказ об этих сражениях содержится в Чис. 21:21–35 . Из трех упоминаемых здесь городов раскопки производились только в Есевоне, но их результаты поставили идентификацию этого города под сомнение (см. коммент. к Чис. 21:25–28 ). Аштероф назван здесь столицей Васана. Он упоминается в египетских и ассирийских текстах, в амарнских письмах, а также, по мнению некоторых исследователей, в тексте из Угарита, где Аштероф фигурирует как город, в котором правит бог Эл. В наше время это место известно под названием Телль-Аштера ( " Ashtarah) и расположено на реке Ярмук примерно в 25 милях к востоку от Галилейского моря. Сведения о Сигоне и Оге в каких-либо источниках, кроме Библии, не содержатся. 1:6. Хорив. Другое название горы Синай, которая, по всей вероятности, расположена в южной части Синайского полуострова. Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. к Исх. 19:1,2 . 1:7. География. Содержание этого стиха составляют главным образом различные топографические объекты. Выражение «гора аморреев» относится, вероятно, ко всему южному региону, по контрасту с землей хананеев, расположенной севернее. Равнина [Арава] – рифтовая долина Иордана к северу от залива Акаба, тогда как горная местность, разделяемая Изреельской равниной, простирается к северу и к югу вдоль западного берега Иордана. Шфела (Shephelah; [ в русском переводе – «низкие места " ]) тянется в южном направлении от гор к побережью Средиземного моря. Негев ( в русском переводе – «земля Ханаанская») – пустыня, расположенная в треугольнике, образуемом Мертвым морем, Средиземным морем и заливом Акаба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010