У археологов имеется также убедительный материал, проливающий свет на сооружение крепости Гаваа. Благодаря табличкам из Рас–Шамры мы можем хорошо понять смысл реформ, проведенных Асой (царем Иудеи), о которых сказано в Ветхом Завете: Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукана Астарты ( 3Цар. 15, 12–13 ). Эти обряды и празднества идолопоклонников, как сообщают нам тексты из Рас–Шамры, были не просто идолопоклонническими, но преимущественно оргиастическими; к тому же еврейский текст рассказывает о иеродулах (храмовых проститутках) и содомитах. А Астарта была почитаемой богиней хананеев. Во время царствования Иосафата, современника Амврия (царя северного царства), наиболее интересным событием, которое подтверждается археологией, была реконструкция большого портового города Ецион–Гавера (слав. – Асеон Гавер. – Прим. ред.), уничтоженного пожаром во время царствования Ровоама. Ветхий Завет пишет, что Иосафат построил множество кораблей в Фарсисе, чтобы они плыли к Офиру (в греч. тексте – Софира), но этот флот потерпел крушение во время шторма у гавани Ецион–Гавера ( 3Цар. 22, 49 ). Раскопки Нельсона Глюка доказали, что второй город Ецион–Гавер датируется временем царствования Иосафата. 346 То, что Иосафат был одним из самых деятельных правителей Иудеи, видно еще и потому, что, помимо восстановления Ецион–Гавера и строительства большого флота, при нем Вирсавия стала самым процветающим городом района Негев. Кроме того, археологи раскопали и другие поселения, которые были возведены в то время в северной части Негев и в пустыне на севере Иудеи, как сказано в Ветхом Завете, – до- мы и грады крепки, построенные Иосафатом в Иудее ( 2Пар. 17, 12 ). Это подтвердили раскопки «Соляного города», в котором через несколько веков предстояло поселиться общине ессеев. 347 В течение шести лет правления в Иудее Гофолии, матери Охозии ( 4Цар. 8, 26 ), возобновилась экспансия мерзких хананейских языческих культов. Особенное почитание оказывалось Ваалу, верховным жрецом которого был Маттан. Имя Маттан – хананейское, с характерным окончанием «ан». Это подтверждается множеством обожженных глиняных табличек, найденных археологами в последние годы. 348

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

30:6. Животные в пустыне Негев. Опасности, которые поджидали путешественников в пустыне Негев, в труднодоступном, засушливом районе, усугублялись присутствием диких зверей, которые нападали на неосторожных путешественников. В слоях, относящихся к временному диапазону бронзового и железного веков, найдены останки хищников, в том числе львов и леопардов. В этом районе встречались также такие ядовитые змеи, как гадюки и кобры. В хрониках ассирийского царя Асархаддона описывается «летучий змей», который принес множество неприятностей, был бедствием для его кампании (см.: Чис. 21:8 ; Ис. 14:29 ). 30:7. Раав ( в русском переводе – «Египет»). Символ Египта, Раав, хотя и не встречается в других источниках, кроме библейских текстов, сравнивается с левиафаном, морским чудовищем, владыкой хаоса, который также обретает форму извивающегося змея ( Иов. 26:12,13 ; см. коммент. к Ис. 27:1 ). Как синоним Египта Раав упоминается, например, в Пс. 86:4 , где народы, игравшие важную роль в мировой политике того времени, подчиняются могуществу Яхве. Двойственный характер понятия «Раав» проявляется далее в 51:9–11, в отрывке, где говорится о Господе, поразившем крокодила (см.: Пс. 88:11 ) и иссушившем море, что напрямую относится к исходу евреев из Египта и поражению последнего. В 30пророк высмеивает неспособность Египта помочь Израилю или остановить Ассирию. 30:8. Доска, книга. Даже если это типичный пример использования параллелизма, запись пророчества одновременно и на глиняной табличке (или, возможно, на осколках керамической посуды), и на свитке (книга), возможно, означает неизбежность грядущего разрушения. Так, например, в одном псевдоэпиграфе I в. н. э. Ева наставляет своего сына Сифа записать ее «завет грехопадения» и на камне, и на глиняных табличках, дабы предотвратить их исчезновение в воде или в огне. Требование о записи встречается также в 8:1, Иер. 30и Авв. 2:2 . Подобно слову изреченному, записанное слово удостоверяет пророчество и сохраняет его для будущих поколений. 30:10. Манипулирование пророками. Яхве обычно упрекал израильтян в том, что они либо не слушают пророков, либо требуют от них приятных вестей и видений (см.: Иер. 7:25,26 ; Ам. 2:12 ). Во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Поэтому неудивительно, что власти всегда испытывали искушение контролировать деятельность негативно настроенных пророков. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов. Вполне понятно, почему люди проявляли склонность к неприятию пророка, одно слово которого могло «накликать» беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Согласно Священному Писанию Авраам и Исаак вели в этой области пастушескую жизнь ( Быт. 20,1; 24, 62 ) и иногда сеяли злаки ( Быт. 26, 12; 37, 7 ). Их хозяйственная деятельность в области Негев полностью совпадает с той, какая была характерна для периода 2100–1800 гг. до Р. X. Поскольку патриархи в данном районе постоянно кочевали, это свидетельствует о том, что тогда в этом месте было достаточно воды и пастбищ, то есть область Негев не была в их эпоху голой пустыней. 100 2. Мы уже писали о свободе передвижения и о путешествиях на большие расстояния в этот период. Теперь хотелось бы подчеркнуть, что подобные свидетельства, как отмечает Л. Л. Оппенхайм, особенно часто встречаются в старо вавилонский период. Благодаря архивам города Мари мы знаем, что посольства и караваны можно было тогда встретить повсюду на Ближнем Востоке – от палестинского города Хазор до страны Элам на юго–западе Ирана. Вдобавок к этому у нас есть и свидетельства более ранних источников о бесчисленных торговых караванах, обстоятельные описания путешествий и руководства для путешествующих по землям, лежащим между Вавилонией и Ассирией и внутренними областями Малой Азии. Подобно Аврааму, который, будучи в Палестине, снарядил свое собственное посольство – отправил слугу в Северную Месопотамию, в Харрам, за невестой для своего сына Исаака, Шамши–Адад I – царь Ассирии тоже (по данным археологии) отправил своих послов с подобным поручением к царю Катны (современная Сирия). Полукочевые племена совершали в ту эпоху дальние странствия по весьма обширной территории, что доказали Купер и Г. Познер. Эти племена иногда останавливались в какой–нибудь области, чтобы вырастить урожай злаков или начать оседлую жизнь. 101 3. Ветхозаветные патриархи были строгими монотеистами. Никто из них не был приверженцем многобожия. Как явствует из Священного Писания, они часто говорят о «Боге отцов». Это выражение встречается и в ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р. X. Другие имена, которыми патриархи называют Бога, такие, как «Бог Авраамов», «страх Исаака» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

14 янв.). Однако уже в XIX в. было замечено, что в «Сказании...» присутствуют типичные элементы эллинистического романа: в частности, фантастические описания экзотических обычаев кочевых народов (ср. «Эфиопику» Гелиодора), рассказ о разлуке с близкими и счастливом воссоединении. При этом сама принадлежность к жанру романа (агиографического романа, новеллы) в глазах ряда исследователей автоматически означала недостоверность содержащихся в тексте сведений. Отнесение же сочинения к жанру жития, напротив, повышало его авторитет как исторического источника. Напр., В. Христидис, сторонник отнесения «Сказания...» к агиографической лит-ре, обосновывает его высокую историческую ценность тем, что оно, по его мнению, писалось для синайских монахов, возможных свидетелей описываемых событий или слышавших о происшедшем от очевидцев, а потому «Сказание...» не могло содержать заведомо неверных сведений о жизни монашеской общины на Синае, а также о быте синайских кочевых племен в доислам. эпоху ( Christides. 1973, 2011). По мнению Ф. Майерсона, в «Сказании...» есть элементы, к-рые вполне адекватно отражают исторические реалии римской пров. Palaestina Salutaris (Tertia) в IV-V вв. Автор произведения, кем бы он ни был, жил какое-то время на Синае и хорошо знал топографию горы и палестинской пустыни Негев. Он приводит ряд довольно точных подробностей: количество дней пути от Фарана до г. Элусы через пустыню Эт-Тих ( Nil. Narrat. VI 12, 17, 22), описание источников в конце этого маршрута (Ibid. VI 12), приблизительное местоположение сел. Субаита в пустыне Негев (Ibid. VII 10). Однако маловероятно, что автор писал свое сочинение на самой горе Синай для местных монахов, поскольку они и так хорошо знали регион и не нуждались в топографических и этнографических уточнениях, а также в сведениях о монашеском образе жизни на Синае. Кажется более правдоподобным, что автор составил «Сказание...» вне Синая, напр. в г. Элуса, где он жил некоторое время, или в соседней Газе, где мн. монахи отличались высокой интеллектуальной культурой.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

[Евр.  ] Йоханан (1919, Франкфурт-на-Одере, Германия - 1976, Израиль), один из основателей совр. израильской школы археологии (см. Археология библейская ), специалист по исторической географии. В Палестину приехал как участник юношеского сионистского движения (1933), учился в Еврейском ун-те в Иерусалиме у археолога Б. Мазара. В своей диссертации А. (1957) развивал новый комплексный подход к библейской археологии: параллельный критический анализ результатов сплошного микрорегионального обследования территорий Палестины, текстов Библии и др. исторических источников. Метод, предложенный А., базировался на выявлении системы поселений и в корне противоречил установкам амер. школы библейской археологии во главе с У. Олбрайтом , занятой работой по отождествлению отдельных, наиболее известных по Библии объектов и их раскопками. Впосл. А. развил и особый метод полевых исследований, основанный на раскопках широкой площади поселений с относительно небольшим культурным слоем (т. н. памятники деревенского типа) в сочетании с детальными разведками районов, в отличие от господствовавшего тогда метода М. Уилера, К. М. Кеньон и И. Ядина , основанного на глубоких стратиграфических разрезах теллей. Проведенные под рук. А. региональные обследования в пустыне Негев , продолженные его учениками в Галилее , на Голанских высотах, в Центр. Палестине, на территории расселения древних израильских колен Манассии и Ефрема , в Иудее , во многом повлияли на развитие библейской археологии и истории Израиля и создали более полную картину заселения и жизни в др. Палестине, чем она представлялась археологам, работавшим только в указанных Библией местах. А. работал на таких крупных памятниках, как Лахиш , Рамат-Рахель, Беэр-Шева (см. Вирсавия ), в 1963-1967 гг. руководил раскопками Арада , опубликовав обнаруженные там древнеевр., арам. и др. надписи; участвовал в исследованиях Асора , Мегиддо , крепости Масада и пещер Мёртвого м. (см. Кумран ). В 1968 г. им был основан Ин-т археологии в Тель-Авивском ун-те, начата работа по реорганизации исследований на Ближ. Востоке. Обобщающий труд А. по исторической географии Палестины библейского периода (The Land of the Bible: A Historical Geography. Phil., 1967. 19792) систематизирует данные археологии Др. Израиля и др. стран Ближ. Востока и результаты критического анализа ветхозаветных текстов.

http://pravenc.ru/text/77168.html

Эпоха персид. господства представлена в А. типичными ямами для пепла, в к-рых найдено 85 остраконов с арам. надписями (с IV в. до Р. Х.). Они показывают, что А. продолжал служить пунктом снабжения и охраны караванных путей. В эллинистический период перестройке подвергались лишь отдельные части города: были воздвигнуты квадратная башня и внешний форт. Заселенность грекоговорящими горожанами подтверждают и остраконы. После завоевания Римом Набатейского гос-ва (106 по Р. Х.) граница с пустыней передвинулась далеко на юг и крепости в пустыне Негев были покинуты. Лишь через 500 лет на руинах А. появилось новое здание - караван-сарай. В кон. 80-х гг. ХХ в. Д. Уссышкин и др. археологи предложили полностью пересмотреть стратиграфию, отказаться от ранней датировки святилища и датировать все нижние слои одним периодом - VIII в. до Р. Х. Святилище вместо X в. попадает в кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х.; перестройка стен в слое А. VI - не в нач. VI в. до Р. Х., а в эллинистическо-рим. время. Это ставит под сомнение как точность исторических интерпретаций, так и анализ текстов остраконов. Древнеевр. эпиграфика А. Остракон с надписью на древнеевр. Языке Остракон с надписью на древнеевр. Языке В А. были обнаружены 88 надписей X-VI вв. до Р. Х. на древнеевр., десятки арам. V-IV вв. до Р. Х., неск. греч. I-II вв. по Р. Х. и араб. VII-IX вв. по Р. Х. Наибольший интерес вызывают древнеевр. остраконы, к-рые являются свидетельством бытования древнеевр. языка (см. Еврейский язык ) как письменного в X-VI вв. до Р. Х. в его юж. (иудейской) разновидности, на что указывает отсутствие стяжения дифтонгов и использование теофорного элемента   в личных именах. На основании датировки по палеографическим данным эпиграфику А. можно распределить по следующим периодам: 1) 5 остраконов X-IX вв. до Р. Х.: расписки в получении товаров с указанием личных имен и количества (веса) товара; 2) 9 остраконов 1-й пол. VIII в. до Р. Х.- сильно поврежденные надписи, состоящие из одного или неск. знаков, дают список лиц, функции к-рых остаются неясными 69), и, по-видимому, письмо 71), содержащее помимо обрывков личных имен др. слова («(вы)дай», «который», «господин»);

http://pravenc.ru/text/75814.html

Но для этого было необходимо найти место, где народ мог бы жить на протяжении последующих десятилетий. Необходимо было, несмотря на пережитую горечь отступничества и поражения, отправляться в путь, хотя, по-видимому, порой самому Моисею должно было казаться, что порученное ему Богом предприятие не имеет никаких шансов на успех ( Исх.33 ). Очевидно, после этого народ и отправляется в Трансиорданию, которая, в отличие от Синая и пустыни Негев, представляла собой сухую степь, где условия для кочевого или полукочевого скотоводства были намного благоприятнее. Надо заметить, что завоевание Палестины сразу после Исхода было затруднительно ещё и потому, что в процессе проникновения в Палестину еврейским племенам раньше или позже неизбежно пришлось бы столкнуться с находившимися в Палестине египетскими гарнизонами. По-видимому, именно для избежания такого столкновения первые попытки проникновения в Палестину предпринимаются с южного направления, из оазиса Кадеш-Барнеа (Кадес-Варни) на Беэр-Шеву (Вирсавию) и далее в район Хеврона, в южные предгорья Иудеи, где египетское присутствие было наименее заметно. Но всё же трудно предсказать точно, какой могла бы быть реакция египтян на такую активность кочевников на южных границах контролируемых ими территорий. Тем не менее, даже в этот период евреям, действуй они решительнее, возможно, удалось бы проникнуть в Беэр-Шеву (Вирсавию) и там закрепиться. Между тем, при чтении Книги Чисел встаёт вопрос о том, как менялась численность еврейского народа на протяжении кочевого периода. В книге дважды приводятся результаты подсчёта населения, и оба раза приводится цифра, составляющая приблизительно 600 тысяч человек, причём речь идёт в обоих случаях о воинах («годных для войны») ( Числ.1:46; 26:51 ). Речь, по-видимому, идёт о данных, полученных в результате одного и того же подсчёта, или, по крайней мере, о двух разных подсчётах, сделанных приблизительно в одно и то же время — иначе трудно было бы объяснить столь незначительную разницу в числе воинов при обоих подсчётах. Перед нами, несомненно, не просто народ, но готовое к войне племенное ополчение, стан которого напоминает военный лагерь ополченцев, собранный вокруг Скинии, как вокруг своей главной святыни ( Числ.2 ). В данном случае речь, несомненно, должна идти уже об эпохе, когда на смену выходцам из Египта пришли их потомки, готовые к войне. Едва ли такое количество народа могло выйти из Египта, тем более, что в это число не входили женщины и дети — с ними численность народа должна была составлять не менее полутора миллионов, хотя более вероятной представляется цифра 2–3 миллиона. Представить себе такую толпу беглецов, покидающих Египет, совершенно невозможно — тогда один лишь переход через Тростниковое море должен был бы занять несколько суток.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Результаты раскопок свидетельствуют о большом размахе и серьезности этой кампании. Так, в Мегиддо был обнаружен в 1926 г. фрагмент монумента или стелы, воздвигнутой египетским царем (на нем сохранилось его имя). Известно, что большое количество городов было, по крайней мере хотя бы частично, разрушено египтянами, и среди них: Давир, Тель-Джеме (Jorda?) к югу от Газы и даже огромная плавильня Соломона в Ецион-Гавере. Мощные укрепления, открытые в Шарухене (современный Тель-эль-Фара), к юго-востоку от Газы, если они действительно построены при Сусакиме, свидетельствуют о том, что эта кампания являлась не просто единичным налетом, но оккупацией, в которой принимали участие тысячи рабов. Впрочем, оккупация эта была весьма недолгой. Сусаким умер вскоре после завоевания этих земель, преемники же его были недостаточно энергичны и талантливы (2Пар. 14и далее). Сусаким (Шешонк, евр. Шишак) – первый египетский правитель, названный в Библии по имени (все предшествующие египетские цари именуются просто «фараон»). Шешонк I (ок. 950–920 гг. до Р.Х.) – основатель XXI ливийской династии Египта. Трудно сказать, действительно ли целью его похода в Ханаан было восстановление там египетского влияния. Добыча же, захваченная в этом походе (сейчас его датируют примерно 925 г. до Р.Х.), должна была быть огромной. Когда Шешонку наследовал его сын Осоркон I, он пожертвовал храмам несколько тонн золота и серебра, а его внук, Шешонк II, был погребен в серебряном саркофаге – последний был найден в 1939 г. при раскопках в Танисе 47 . В сохранившемся в Карнакском храме Амона списке разгромленных палестинских городов многие, по определению А. Мазара, находились на Негевском плоскогорье. «Целью Шешонка, – заключает он, – могло быть нарушение израильской и финикийской торговли с Южной Аравией и реставрация египетской гегемонии над торговлей… Тем самым предполагается, что египетское вторжение в Негев может рассматриваться как косвенное свидетельство значения негевских поселений в Соломоновом царстве 48 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20:1. Кадес и Сур. Рассказ снова начинается с описания маршрута Авраама, на этот раз приведшего патриарха к югу от границы между Кадесом (оазис в 45 милях к югу от Беэршивы на северо-востоке Синайского полуострова) и Суром. Название «Сур», по-видимому, относится к «стене» (shur) египетской крепости в восточной части дельты Нила. В египетской «Истории Синухета» (XX в. до н. э.) эта «царская стена» названа преградой, защищающей от вторжений азиатов в Египет. 20:1. Герар. Хотя Герар находится в стороне от линии Кадес-Сур, очевидно, путь до него не казался слишком далеким скотоводам-кочевникам, к каковым принадлежал Авраам со своим семейством. Кроме самого общего указания на западную часть пустыни Негев, о местонахождении Герара ничего неизвестно ( Быт. 10:19 ), но, возможно, это название относится не к городу, а к целой территории. Археологи, отмечая сильное египетское влияние на этот регион в период между 1550-ми 1200 гг. до н.э., считают наиболее вероятным местом расположения древнего Герара Телль-Харор (Телль-Абу-Хурейрех) в 15 милях к северо-западу от Беэршивы. 20:3. Явление Бога во сне неизраильтянину. Примеры явления Господа израильтянам во сне очень немногочисленны, но считалось, что непосвященные чаще всего получают божественное откровение именно во сне. В текстах из Мари сообщается, что откровение во сне обычно происходит у тех, кто не принадлежит к храмовому жречеству. Описание большинства значительных видений различным людям в библейском тексте не сопровождается указанием на то, что Бог говорил с ними во сне (фараон, Навуходоносор). 20:7. Пророческое заступничество. Бог отождествляет Авраама с пророком, который способен ходатайствовать за Авимелеха. Как свидетельствуют многочисленные тексты из Мари (более 50), на древнем Ближнем Востоке хорошо осознавали значение пророков. Обычно пророки передавали людям весть от божества, но здесь Авраам молится об исцелении (ср.: ст. 17). Это отражает более широкое представление о пророке как о человеке, тесно связанном с божеством и способным предать проклятию или отвратить беду. Сходное понимание роли пророка можно встретить в 3Цар. 13:6 . На древнем Ближнем Востоке пророками обычно выступали жрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:19. Вирсавия. Этот крупный город, часто обозначающий южный предел территории Израиля ( Суд. 20:1 ; 1Цар. 3:20 ), обычно локализуют в северной части пустыни Негев. Его название связано с колодцами, вырытыми для обеспечения водой жителей этой земли и их стада (см.: Быт. 26:23–33 ). Археологические находки относятся к периоду царств и персидского владычества. Отсутствие археологических данных об эпохе патриархов может означать, что местонахождение города под этим названием изменилось, но важнее отметить, что в тексте ничего не говорится о стенах, окружающих Вирсавию. Следы древнейшего поселения обнаружены под современным городом Бир эс-Саба, примерно в 2 милях от телля, где, по мнению некоторых ученых, находился город Вирсавия. 23:1–20 Смерть и погребение Сарры 23:2. Изменение географических названий. Географические названия изменялись по мере появления в регионе нового народа или в связи с событиями, память о которых хотели увековечить в новых названиях (см.: Иевус и Иерусалим, 1Пар. 11:4 ; Луз и Вефиль, Быт. 28:19 ). Связь Хеврона с названием Кириаф-Арба («селение четырех») неясна, но, возможно, она заключается в том, что здесь объединились в единое целое четыре селения, или в том, что здесь сходились дороги. 23:3–20. Хетты в Палестине. Причина появления хеттов в Палестине неясна, хотя Быт. 10определяет их как потомков Ханаана, ведущих свое происхождение от родоначальника-эпонима Хета. Семитские имена и легкость, с которой Авраам общается с ними в Быт. 23 , указывают на то, что эта группа хеттов принадлежала либо к местному населению, либо к торговой колонии, частично ассимилированной хананейской культурой (см.: Быт. 26:34 ). Хеттское царство в Малой Азии (Анатолия, современная Турция) было разрушено в процессе вторжения «народов моря» около 1200 г. до н. э. Ставшее его преемником Новое Хеттское царство упоминается в ассирийских и вавилонских летописях и просуществовало на территории Сирии до VII в. до н. э. В этих летописях Палестина часто обозначается как «земля Хатти», что подтверждает ее связи с этим народом. Впрочем, возможно, этнические группы, известные под названием «хетты» и населявшие некоторые районы Палестины и Сирии, не имели никакого отношения к знаменитым хеттам. Хетты в Ханаане носили семитские имена, тогда как у хеттов Анатолии имена были индоевропейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010