2:10. Товия. Товия был аммонитянином, т. е. иноплеменником. Возможно, он был родоначальником влиятельного семейного клана из Иордана, получившего известность в более поздние времена. Хотя об этом прямо не говорится, он мог быть губернатором Аммона, как и его внук (тоже Товия) в III в. до н. э. 2:11–20 Ночная инспекция Неемии 2:13–15. Иерусалимский ландшафт в V в. до н. э. Идентифицировать упоминаемые здесь места представляется трудной задачей. Стены и ворота, которые инспектировал Неемия, не сохранились, хотя, возможно, они погребены под основанием храма Ирода. Царский пруд на восточной стороне, вероятно, можно отождествить с Силоамским прудом. Долина, о которой здесь идет речь, скорее всего, долина Кедрон. Раскопки показали, что она усыпана камнями, которые могли преграждать путь Неемии. Неемия, по всей видимости, решил оставить восточный склон и построить там новую городскую стену. Таким образом, город был, конечно, меньше, чем до вавилонского плена. Подсчитано, что периметр города в это время составлял полторы мили, охватывая площадь в 80 или 90 акров. 2:16. Разные группы населения и представители власти. Официальные власти (начальствующие), вероятно, были представителями Персидской империи, либо теми, кто пришел с Неемией, либо это были те, кто отправлял правосудие на данной территории. Термин «иудеи» относится в целом к гражданству. Священники играли важную и все возраставшую роль в жизни иерусалимской общины после возвращения из плена. Знатнейшие включали в себя глав важных семейств, возможно, этот термин соответствует тому, что в ранней литературе называли старейшинами. 2:19. Гешем. Гешем Аравитянин известен из небиблейских источников. Гешем в ливийских и арамейских надписях известен как царь Кедара. Это имя также встречается на более поздней надписи из Беф-Шеарим, а также на серебряном сосуде, посвященном его сыном богине Хан-Иллат, найденном в Телль-эль-Машкуте в дельте Нила. Арабы незадолго до этого поселились в пустыне Негев и в Трансиордании (см.: Неем. 2:10 ). 3:1–32 Список строителей, участников восстановления стен

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Риторические фигуры, свидетельствующие о военных победах, встречаются и в хеттских, и в египетских, и в ассирийских военных хрониках. Это не означает, что рассказ неточен или неправдив, ибо читатели прекрасно понимали, что таковы требования риторического стиля, используемого для сообщения о результатах сражения. 10:41. От Кадес-Варни до Газы. Кадес-Варни обозначает границу между той частью обетованной земли, которую занимает Негев, и Синайской пустыней. Газа (примерно в 60 милях к северу) обозначает границу между Палестиной и египетскими территориями на Синайском полуострове вдоль побережья Средиземного моря. Вместе они образуют юго-западную границу Ханаана. 10:41. Землю Гошен до Гаваона. Как явствует из 11:16 и 15:51, где земля Гошен включена в перечень южных пределов горной местности, это название относится не к территории в дельте Нила, а к области в горах Иудеи. Гаваон представляет самое северное приобретение израильтян в результате южной кампании. Вместе они образуют восточную границу территории, завоеванной в ходе войны с южной коалицией. 11:1–15 Поражение северной коалиции 11:1. Иавин. Вероятно, это сокращенный вариант имени, образованный опусканием имени божества (см. коммент. к 10:3). В амарнских текстах похожее имя имеет царь Лахиса, Иавни-Илу («[бог] Ил создал»). В текстах из Мари (XVIII в. до н. э.) царь Асора носит имя Иавни-Адду («[бог] Адад создал»). Возможно, это имя упоминается в перечне Рамсеса II, где Ивни назван царем Кишона (Qishon). Кишон – это, по-видимому, Кедес, где Девора и Варак сражались с царем по имени Иавин, правившим в Асоре ( Суд. 4:1–13 ). 11:1. Асор. Асор (Телль-эль-Кеда, el-Qedah) расположен примерно в 10 милях к северу от моря Галилейского, на одном из главных торговых маршрутов этого региона. Верхний город на вершине холма занимал площадь 25 акров, а Нижний город – 175 акров, что позволяет считать Асор крупнейшим городом «Плодородного полумесяца». Высота холма составляет примерно 140 футов. Верхний город периода средней бронзы окружали кирпичные стены толщиной 23 фута. Некоторые участки Нижнего города были укреплены валом и рвом. Судя по амарнским текстам, Асор считался наиболее значительным городом этого региона. В своих письмах царь Асора, Авди-Тирши, заверяет Египет в преданности, хотя его называли одним из тех, кто сотрудничает с хабиру. Кроме того, его обвиняют в захвате городов, принадлежащих Айаве, царю Астарофа (см. коммент. к Втор. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На помощь Лахису пришёл царь Газера (оранжевая стрелка), но безуспешно. Иисус Навин разгромил и его. После Лахиса Иисус Навин взял Еглон (телль-Эйтун или телль-эль-Хеси?). Процесс был таким же – жители истреблялись, а город сохранялся. Затем Иисус Навин направился в Нагорную страну и взял Хеврон и Давир. Эти города в Нагорной местности захватили Халев и его племянник и зять Гофониил ( Нав.14:6–15 ; Суд. 1:10– 15 ; ср. карту 4–3). Центральная и Южная кампания были завершены. Поразил Иисус всю землю нагорную и южную (Негев), и низменные места (Шефела) и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона ( Нав.10:40–41 ). Завоевание израильтян: Северная кампания 1400 до Рождества Христова 1. МОБИЛИЗАЦИЯ ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:1–5 Победы Иисуса Навина в центре и на юге Ханаана подтолкнули ханаанских царей на севере к решительным действиям. Руководителем северной коалиции был Иавин, царь Асора. Современный Асор – это самый большой телль в Израиле, размером более чем 80 гектаров. В ханаанский период Асор состоял из большого, ограждённого стеной нижнего города и ещё более укреплённого верхнего города. Выдающееся положение этого города за несколько столетий до его завоевания Иисусом Навином видно из месопотамских и египетских документов. Он упоминается как важное место в царских документах города Мари, датируемых XVIII столетием до Р.Х. (карта 2–1), а также в египетских записях (карта 2–4). Археологические раскопки в Асоре обнаружили большой город с развитой архитектурой и ханаанскими культовыми сооружениями. Геополитически расположение Асора в долине Хула давало ему контроль над северными воротами Большого международного пути. Хананеи во главе с царём Асора Иавином запланировали объединённую атаку против Израиля. Хананейские цари пришли отовсюду: из Аравы, расположенной южнее Киннерефа, с побережья Дора, из долины Изреель, с Финикийского побережья и из Галилеи (чёрные пунктирные стрелки и квадраты). Они собрали свои войска у вод Ме- рома, местонахождение которого неизвестно. Этот топоним сохранился в названии источника и горы в Верхней Галилее. Если это его реальное местонахождение, то сбор войск хананейской коалиции – единственное значительное событие, описанное в Библии, которое произошло в Верхней Галилее. По причине труднодоступности этой местности её редко использовали путешественники, избегали торговцы и военные. Упоминание хананейских колесниц может означать, что воды Мерома покрывали более широкую равнину, возможно, вблизи озера Хула. Это событие отмечено на карте в Верхней Галилее, но нахождение колесниц хананеев там является весьма сомнительным. Возможно, хананеи, планируя оборону, собрались в более безопасной Верхней Галилее из страха. Однако, прежде, чем они смогли перебросить свои колесницы на стратегические места в долинах, Иисус Навин застал их врасплох.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

армиям удалось добиться нек-рых успехов благодаря превосходству в тяжелом вооружении. Военные действия дважды прерывались перемириями, продолжавшимися с перерывами с 11 июня по 15 окт. За это время израильтяне сумели превратить свои полупартизанские ополчения в регулярную армию и оснастить ее совр. вооружением. Одновременно нарастали противоречия между араб. лидерами. В сент. в Газе, контролируемой египтянами, было провозглашено создание палестинского правительства. Оно было признано всеми членами ЛАГ, кроме Трансиордании, у к-рой были свои экспансионистские планы в регионе. 1 дек. в Иерихоне был проведен Национальный палестинский конгресс, провозгласивший Абдаллу королем П. Еще раньше были достигнуты некие договоренности между Абдаллой и израильским руководством о разделе П., к-рые привели к прекращению боевых действий на иорданском участке фронта. Воспользовавшись этим, израильтяне сконцентрировали силы на др. направлениях - разбили Арабскую освободительную армию в Галилее (кон. окт.) и отбросили егип. войска на юге. В янв. 1949 г., уже после вторжения Израиля на собственно егип. территорию, было достигнуто соглашение о прекращении огня на юж. фронте. К 10 марта израильские войска заняли пустыню Негев до Умм-Рашраша (Эйлат), не встретив серьезного сопротивления. По итогам войны Израиль удержал за собой евр. часть П. и захватил 6,7 тыс. кв. км араб. части. Вост. Иерусалим и ЗБРИ остались под контролем Иордании, Газа - под управлением Египта. Из 1,3 млн чел. довоенного араб. населения П. 960 тыс. чел. оказались беженцами. Благодаря высокому естественному приросту общая численность палестинцев, по оценкам на 1982 г., составила 4,3-4,6 млн чел. Из них на территории собственно Израиля проживали 500 тыс. чел., на ЗБРИ - 700-800 тыс., в секторе Газа - свыше 450 тыс. чел. Палестинская диаспора в Иордании насчитывала свыше 1 млн чел. (60-65% от всего населения страны), в Ливане - 400-600 тыс. чел. (свыше 15% населения), в Кувейте - 300 тыс. чел. (ок. 25%; депортированы в 1991 за сотрудничество с ирак.

http://pravenc.ru/text/2578708.html

Ранович. Очерк истории древнееврейской религии. М. 1937, с. 235). Между тем результаты раскопок, относящихся к эпохе плена, по словам В. Олбрайта, «однообразны и убедительны: многие города были разрушены в начале шестого столетия и никогда не заселились вновь; другие были разрушены в это время, но заселены позднее: неизвестен ни один случай, чтобы в Иудее во время плена какой-нибудь город был обитаем» ( W. Р. Albrighm. Тне Archaeology of Palestine, р. 141). 2. Эдомитяне, или идумеи, жители Эдома, одного из пяти еврейских царств Палестины (Израиль, Иудея, Амон, Моав, Эдом), заселили в ту эпоху Негев юг страны. При Давиде Эдом входил в Израильскую империю, но впоследствии он отделился. Эдомитяне исповедовали многобожие и нередко враждовали с иудеями. Во время халдейского вторжения они заняли по отношению к Иерусалиму предательскую позицию, выступив на стороне Навуходоносора (Пс 136, 7). В годы плена один из храмовых певцов-левитов Авдий (евр. Обадия) написал пророчество, в котором предсказывал грядущее возмездие сынам Эдома и возвращение иудеев на родину (см.: В. Рыбинский. Книга пророка Авдия. Киев, 1909, с. 14 сл.). В конце II b. до н. э. эдомитяне были обращены в иудаизм и постепенно слились с иудеями (см.: Иосиф Флавий. Археология, XII, 8, 1; XIII, 9, 1). С 47 г. до н. э. в Иудее правила идумейская (Иродова) династия. 3. Точное число высланных определить трудно, Иеремия (52; 28-30) называет цифру 4600 человек. Но очевидно, он имел в виду только взрослых мужчин. Согласно Иезекиилю, к иудеям присоединились частично и те, кто был вывезен еще ассирийскими царями из Северного царства (Иез 37). О том, что изгнанники жили по родам и землячествам, свидетельствует Книга Эзры (Ездры), гл. 2. 4. Предание это сохранилось в Книге пророка Даниила, написанной во II b. до н. э. Но в нее вошли сказания, ведущие начало от времени плена. О реформе Навуходоносора свидетельствуют перестройки храмов, отмеченные археологами (см.: Л. Вулли. Ур Халдейский. М., 1961, с. 231-232). Согласно тексту эпохи Навуходоносора, все халдейские боги представлялись лишь своего рода ипостасями Мардука (см.: Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Разумеется, перед нами — один из вариантов расхожего фольклорного сюжета о невозможности обмануть судьбу. Причем Соломон отнюдь не предстает в этой сказке (как, впрочем, и в целом ряде других) большим мудрецом. Хотя всё, конечно, зависит от того, что понимать под мудростью… Как уже отмечалось на страницах этой книги, одной из важнейших реформ Соломона стало кардинальное преобразование армии и системы обороны страны. Взятие на вооружение колесниц и конной тяги резко увеличило возможность быстрой переброски армейских подразделений из одной части страны в другую и позволило Соломону значительно сократить число мужчин, призываемых на резервистские сборы. Таким образом, армия в его правление стала постепенно превращаться из народной, какой она была при Давиде и Сауле, в профессиональную. Колесничие и находившиеся при них лучники и щитоносцы, сопровождавшие колесницы легкие пехотинцы, подразделения тяжелой пехоты находились теперь на содержании у государства, получали от него пропитание для своих семей и земельные участки в качестве платы за службу, превращаясь, таким образом, в первое поколение представителей военной аристократии. Но для обеспечения высокой мобильности такой регулярной армии нужны были хорошие дороги, лошадям требовались конюшни, колесницам — «гаражи» и мастерские, бойцам — места для учений и отдыха. Анализируя Третью книгу Царств (9:15–19), историки пришли к выводу, что Соломон разделил всю страну на три армейских округа — Северный, Центральный и Южный. Вслед за этим он построил для их гарнизонов три мощные крепости на месте уже существовавших там ранее городов. Основные подразделения Северного округа располагались в Хацоре, что позволяло контролировать как территорию Сирии, так и всю местность, прилегающую к озеру Кинерет. Гарнизон Центрального округа базировался в Мегиддо, располагавшемся вдобавок на перекрестках торговых путей и бывшем важным экономическим центром, столицей губернии. Наконец, гарнизон Южного округа Соломон разместил в заново им отстроенном с «нуля» Гезере. Кроме того, в этот же период одержимый строительной лихорадкой Соломон построил еще целый ряд небольших крепостей в пустыне Негев и в Галилее, из которых Библия называет Баалоф и Нижний и Верхний Бефорон.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛЕЙСКАЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В ИЕРУСАЛИМЕ [франц. École Biblique et Archéologique Française de Jérusalem], один из первых созданных в XIX в. на Св. земле научных ин-тов. Предложение по его организации, выдвинутое Ф. Вигуру и Э. П. Ле Камю, поддержал орден доминиканцев . 15 нояб. 1894 г. ин-т был открыт, руководство им было возложено на М. Ж. Лагранжа . В созданную им группу библеистов вошли специалист по палестинской археологии Л. Ю. Венсан , эпиграфист А. Р. Савиньяк, арабист М. А. Жоссан, ассириолог Э. П. Дорм, специалист по истории и исторической географии Палестины Ф. М. Абель . В 1920 г. ин-т был включен в систему гос. научных учреждений Франции и получил свое совр. название, став подразделением Французской академии. В дальнейшем эту школу представляли библеист М. Э. Буамар, египтолог Б. Куруайе, археолог Р. де Во, специалист по исторической топографии П. Бенуа, ассириолог Р. Турне. В задачу ин-та входили сбор и публикация лапидарных клинописных, иероглифических, арам., евр., греч., самаритянских, эфиоп., куфических, араб. и др. текстов. Жоссан и Савиньяк, занимаясь этими исследованиями, открыли ливийский диалект, Дорм был одним из первых, кто расшифровал угаритские тексты Рас-Шамры (см. ст. Угарит ), важные для изучения древнеевр. языка и истории Ханаана. Много было сделано для публикации кумран. рукописей. Важным событием в деятельности ин-та стало осуществление программы по изданию Иерусалимской Библии, ее первое издание было опубликовано в 1956 г. (см. также ст. Библия , разд. «Французские переводы»). Одной из основных областей деятельности Б. и а. ш. остается археология библейская . Сотрудники Лагранжа исследовали надписи, мозаики и руины на всем Ближ. Востоке и описали их в 20 томах ж. «Revue Biblique». Первым значительным успехом стала фиксация мозаичной карты из Мадабы (1892) и ее публикация. Открытие этого объекта было сделано параллельно его фиксации и публикации учеными из России. В 1893-1938 гг. ученые ин-та совершили путешествия по Синаю, посетили Петру , Гезер , Авдат , Негев, Сев. Аравию, Мёртвое м., долину Иордана, Пальмиру, Кадес-Варни , окрестности Хеврона и др. В 1920 г. брит. органы управления Палестиной включили Б. и а. ш. в число ин-тов, управляющих археологическим наследием страны наряду с брит. и амер. школами.

http://pravenc.ru/text/149127.html

Как бы Вы поступили, если бы кто-нибудь попросил вас немедленно собрать все свои пожитки и отправиться невесть куда? Бог же повелел Аврааму бросить все и идти в новую землю. Трудно это было для Авраама и его ближних. Каково-то окажется новое место жизни? Кого повстречают они там? У Авраама не было даже смутного понятия, куда Бог посылает его, но он полностью доверял Богу и готов был исполнить Его волю. Вместе со своей женой Саррой он упаковал домашние вещи, собрал свои стада и отправился из Харрана в землю Ханаанскую. На пути своем встретили они пастухов и множество купцов с караванами, пересекавших пустыню, чтобы доставить всяческие товары в великие соседние царства. Купцы везли серебро из Анатолии, кедровые бревна из лесов Ливанских, ладан из оазисов Аравийской пустыни, изготовленный египтянами папирус, который через много лет будет использоваться для записывания Священного Писания. Большой караван мог состоять из нескольких сотен выносливых ослов, навьюченных тюками по 60 килограммов. В погожий день они могли пройти свыше 30 километров по извивающимся каменистым пустынным тропам. Из городской жизни в пустыню Подобно всем купцам и пастухам во время своего путешествия Авраам со своим семейством жил в шатрах, но такой образ жизни вовсе не был для него привычен. Он родился и вырос в Месопотамии в суетливом и процветающем Уре, полном домов и торговых лавок. Путь из Ура в Харран проходил через древний Вавилон, стоявший на берегу Евфрата. А теперь ему довелось посетить по дороге старинные города Галеб (Алеппо), Кадеш и Дамаск. И лежал путь Авраама до места Сихема в земле Ханаанской. И явился Господь Аврааму и сказал ему: «Потомству твоему отдам я землю сию». И сложил Авраам из камней жертвенник Господу, Который явился ему. И поставил он шатер свой на восток от Вефиля, и там также воздвиг жертвенник. Авраам отличался от своих соседей-хананеян. Он верил Богу и уповал на обетования Божии, данные ему. Негостеприимно встретил его Ханаан. Поэтому Аврааму пришлось продолжить свой путь на юг. Он пришел в пустыню Негев, а затем в Египет. Но после долгих странствий возвратился назад в Вефиль и поселился в Хевроне. Авраам, друг Божий

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И они, похоже, откровенно кое-кого напугали. Иранские удары, достигшие цели Абсолютное большинство запущенных им по Израилю из собственных точек и разных стран от Ирака до Йемена в 4 – 5 волнах, по разным оценкам, от 300 до 500 дронов и ракет, не несли боевых частей, а дополнительное топливо, чтобы преодолеть тысячекилометровое расстояние, и приборы фиксации работы израильской системы ПВО/ПРО. Они «размотали» её по многим направлениям, определили параметры и частоты, нащупали окна проникновения, через которые на заключительном этапе вошли 7, по одним данным, 9 – по другим, гиперзвуковых ракет " Фаттах-2 " , которые беспрепятственно ударили по ограниченному числу заранее определенных целей. Среди них оказались главный технический разведцентр ЦАХАЛа на Голанах и две авиабазы в пустыне Негев – «Рамон» и «Неватим», с которой и стартовали самолеты, обстрелявшие посольство Ирана в Дамаске. О самом наличии у него подобного оружия Тегеран заявил лишь в конце прошлого года и теперь вторым в мире после России успешно опробовал его в реальном бою. Иранская гиперзвуковая ракета " Фаттах-2 " При этом ровно за сутки до этой операции Иран провёл крупнейшую кибератаку против Израиля, обесточив на время его систему РЛС и мегаполис Тель-Авив, что там вообще предпочитают никак не комментировать. Легко себе представить, какой мощи мог быть иранский удар, если бы оба эти события были наложены друг на друга, а все летательные аппараты Тегерана снабжены реальными боеголовками. Пока он этого делать не стал, также, по-видимому, не желая втягиваться в большую войну. Особую тревогу израильского руководства, очевидно, должно вызывать то обстоятельство, что, помимо утраты привилегии дальних атак по своему архипротивнику, оно, по сути, лишилось возможности шантажа Ирана перспективой нанесения удара по его ядерным объектам. Ядерный центр в Димоне Расположение израильского ядерного центра Такая ситуация возникла благодаря, видимо, специально продуманному иранскому попаданию по двум крупнейшим авиабазам ЦАХАЛа «Рамон» и «Неватим», расположенным в непосредственной близости от главного ядерного центра Израиля в Димоне.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/17/izrail...

Это ключевое место на стыке старых континентов нашей планеты, Земли, было населено с древнейших времен и представляет собой очаг цивилизации. Для Европы эта территория в действительности была прежде всего Востоком. Была и осталась, так как, несомненно, без этого настолько ей Ближнего Востока нет и самой Европы. Так Палестина, являясь связующим звеном между Месопотамией и Египтом, одновременно была соединением и центром Востока и Запада. Эта ближневосточная территория или, иначе, пространство восточно-средиземноморского бассейна – колыбель европейской цивилизации, и по своему географическому и духовному содержанию не является ни Востоком, ни Западом. Как с географической точки зрения, так и с духовной эта территория никогда не была закрытой, но находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) – с Индией, затем через Египет и Нубию – с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова – с Европой. Следовательно, Палестина постоянно контактировала с цивилизациями Месопотамии и Египта, а также с очень ранних времен – с эгейской и эллинско-римской цивилизациями и культурами. Но как Святая Земля Палестина обладает своей особой библейской цивилизацией, включившей в себя все три вышеназванные. В географическом отношении саму Святую Землю Палестину составляют разные области. В центральной части это Иудейская равнина, или, по-библейски, Ездрилон. Она тянется от пустыни Негев, или Негиб, на юге, то есть от Синайского полуострова до горы Кармил на северо-западе и до горы Ермон на севере, то есть до горной цепи Ливана и Антиливана. Высота этого центрального плато достигает более 1000 м. над уровнем моря, а у Мертвого моря оно опускается на 420 м. ниже этого уровня. К западу от центральной части находятся низменности, спускающиеся до берегов Средиземного моря, в то время как восточную часть Палестины составляет долина реки Иордан, несущей свои воды от Дана (источника под горой Ермон) и Галилейского озера до Мертвого моря. Восточная сторона этой долины, носящая название Заиорданье (Трансиордания), примыкает к Сирийской и Аравийской пустыням.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010