16:5,6. Отношения Сары и Агари. В Древнем мире женщины добивались почета и уважения только благодаря браку и рождению детей. Несмотря на то что Агарь была служанкой, тот факт, что она зачала ребенка, дал ей повод презирать госпожу. Жестокое обращение Сары с Агарью могло быть вызвано как завистью, так и классовыми различиями. 16:7–10. Ангел. Слово, переведенное как «ангел», означает в древнееврейском языке «посланник» и может применяться как по отношению к человеку, так и по отношению к сверхъестественным существам. Поскольку эти посланники представляют Бога, они говорят не от себя, а от Бога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они используют 1-е лицо, «я». Посланники были наделены правом говорить от имени того, кого они представляли, и воспринимались соответствующим образом. 16:13,14. «Бог видящий». Агарь признала сверхъестественную природу посланника и, вероятно, даже поверила, что это было некое божество, но тот факт, что она усомнилась в возможности видеть Бога, не означает, что в действительности она не видела Его (вдобавок ко всему текст очень труден для перевода и, возможно, вовсе не притязает на столь большую глубину). Скорее всего, Агарь просто была удивлена встречей с божеством, которое проявило к ней благосклонность в таком неподходящем месте. 16:13. Наречение Господа. Божество названо в тексте Господом (Яхве), но никаких указаний на то, что Агарь знала, что это Яхве, здесь не содержится. В Ветхом Завете это единственный пример наречения божества человеком. Обычно наречение имени – это способ утверждения власти над тем, кого нарекают. Здесь же, поскольку Агарь не знала имени божества, проявившего к ней благосклонность, она дает ему имя в попытке определить его природу и для того, чтобы обращаться к нему в будущем. 16:14. Кадес и Баред. Наиболее вероятно, что источника Беэр-Лахай-Рои, возле которого Агарь стала свидетельницей Богоявления и услышала предсказание о будущем своего сына, находился в пустыне Негев между Кадес-Варни и Баредом. Оазис Кадес-Варни расположен в северо-восточной части Синайского полуострова, на южной границе пустыни Син (см. коммент. к Чис. 13 ). Ввиду того, что в тексте Баред нигде больше не встречается, его местоположение не установлено, хотя предположение о том, что он находился к юго-востоку от Джебел-Умм-эль-Бареда, представляется вполне приемлемым. 17:1–27 Обрезание – знамение завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:10. Имя «Моисей». Имя «Моисей» произошло от египетского ms(w), «рождать». Этот элемент присутствует во многих именах, часто в сочетании с именем бога, например, Тутмос («Тот родил» или «рожденный Тотом»), Рамсес («Ра родил» или «рожденный Ра»). С другой стороны, поскольку египетское ms означает «мальчик», имя Моисея может быть всего лишь общим определением. Игра слов возникает благодаря сходству с древнееврейским корнем, означающим «вынимать». 2:10. При дворе фараона. Жизнь при дворе фараона давала определенные преимущества в отношении образования и воспитания. Детей обучали литературе, искусству письма и военному делу. Значение иностранных языков для любой деятельности в сфере дипломатии позволяет предположить, что их изучение также было предусмотрено. Одним из наиболее почитаемых египтянами достоинств было искусство риторики, или красноречия. Такие произведения, как «Повесть о красноречивом поселянине», показывают, какое впечатление производили на них люди, умевшие хорошо говорить. Несмотря на то что Моисей, вероятно, изучал риторику, он не считал себя преуспевшим в этой области (4:10–12). 2:11–25 Бегство Моисея из Египта в Мадиам 2:12–15. Преступление Моисея. Презрительное отношение к чужеземцам объясняется присущим египтянам чувством национальной гордости. Убийство египтянина чужеземцем считалось тяжким преступлением. 2:15. Бегство из Египта: Синухет. В одном из наиболее известных произведений литературы Древнего Египта, «Повести о Синухете» (начало 2-го тыс. до н. э.), главный герой, опасаясь опалы со стороны нового фараона, бежит в Синайскую пустыню. Там он женится на дочери вождя бедуинского племени и приобретает большое влияние на местное население. 2:15. Мадиам. Согласно сообщениям из различных источников, мадианитяне были полукочевым народом, населявшим некоторые районы от Трансиордании и пустыни Негев в Палестине до северной части Синайского полуострова. Но наиболее обоснованными представляются доводы в пользу локализации мадианитян к востоку от залива Акаба в северо-восточной Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:42,43. Новый удел сынов Симеона. Новые земли, на которых поселились потомки Симеона, расположены к югу от предназначенной им территории в пустыне Негев, но, вероятно, далее к западу от равнины Арава и к востоку от Кадес-Варни. Чтобы добраться туда, требовалось преодолеть расстояние в 40–50 миль. 5:1. Лишение Рувима права первородства. Более подробные сведения об этом приводятся в Быт. 35:21,22 . 5:8,9. Область поселения. Земля рувимлян в Трансиордании простиралась вдоль северной половины Мертвого моря, от реки Арнон на юге до плато Медева и горы Нево на севере. Эта территория, часто находившаяся во владении моавитян, составляет около 20 квадратных миль. 5:10. Агаряне. В надписях Тиглатпаласара III упоминается арамейское племя Hagaranu, которое ряд исследователей отождествляют с агарянами. О них в тот период, однако, практически ничего неизвестно. 5:16. Земля Гадова колена. Галаад и Васан тянутся с севера на юг почти на 100 миль. Галаад – это холмистая местность в ТрансИордании от реки Иавок на юге и почти до реки Ярмук на севере. На севере Васана (ныне известного как район Голанских высот) расположена гора Ермон, на востоке – гора Jebel Druze (Авран), на западе к нему примыкает Галилейское море, а на востоке – долина реки Ярмук. Собственно Васан ограничен районом верхнего течения реки Ярмук и представляет собой обширное плодородное плато, которое славится своими пастбищами. Салха (ст. 11) находится примерно в 60 милях к востоку от Галилейского моря, к югу от горы Авран. Пастбищные угодья Саронской долины расположены в Трансиордании, точное место их не установлено. Надпись на Моавитском камне также связана с этой областью, хотя не приводит точных данных о ее местонахождении. 5:19. Война с агарянами и их союзниками. Союзниками агарян были племена из Аравии. Иетур (в новозаветное время – Итурейская область, к юго-востоку от Галилеи, см.: Лк. 3:1 ) и Нафиш были потомками Измаила ( Быт. 25:15 ). Район Нафиша упоминается в письме VII в. до н. э. ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Надав (возможно, Адбеел в Быт. 25:13 ), по-видимому, тоже присутствует в ассирийских анналах Тиглатпаласара III как племя в Трансиордании. Об этих народах и об этой войне, помимо данных упоминаний, больше ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:29. Груда камней. Груды камней в качестве надгробных памятников были широко распространены в Палестине около 2000 г. до н. э., в основном в южных районах пустыни Негев и на Синайском полуострове. Хананейские захоронения этого периода представляют собой гробницы, предназначенные для многократного использования, в которых всех членов рода хоронили в высеченных в скале камерах у основания вертикальных шахт. Обычно в гробницах было все необходимое для повседневной жизни умерших предков. 8:30–55 Возобновление завета у горы Гевал 8:30. Назначение жертвенника. По-видимому, этот жертвенник предназначался не для постоянного использования (еще одна причина применения необтесанных камней), а для совершения церемоний по поводу вступления в обетованную землю. Здесь были принесены мирные жертвы (см. коммент. к Лев. 3 ), а не жертвы за грех или жертвы повинности. 8:30,31. Современные находки на горе Гевал. Некоторые археологи утверждают, что остатки жертвенника на горе Гевал найдены. Это сооружение на одной из вершин горы, площадью примерно 25x30 футов, со стенами толщиной 5 футов и высотой 9 футов, сложенными из необтесанных камней. Внутри он заполнен грязью и золой, а нечто похожее на пандус ведет на вершину. Строение окружено двором, забросанным костями животных. Найденная здесь керамика датируется 1200 г. до н. э. 8:31. Жертвенник из цельных камней. Эти повеления аналогичны повелениям, данным в Исх. 20:25 . Железные инструменты использовались для обтесывания камня – придания ему формы, позволяющей создать более прочную конструкцию. Жертвенники из обтесанных камней найдены в Иудее (лучший образец – в Беэршиве). Этот жертвенник не предполагалось присоединять к святилищу, и, возможно, использование необтесанных камней помогало сохранить это различие. 8:32. Закон, записанный на камнях. Законы Хаммурапи были написаны на диоритовой стеле высотой 8 футов и выставлены на всеобщее обозрение. Царские надписи часто устанавливались в прославленных местах. В нашей культуре памятные надписи делаются на надгробных плитах, мемориальных досках и в различных исторических местах. Назначение этих надписей состоит в том, чтобы люди не забывали прошлое. Что касается документов договоров, то на древнем Ближнем Востоке их хранили в священных местах, недоступных широкой публике. В этом случае цель заключалась в том, чтобы представить письменное изложение договора богам, именем которых он был заключен. Информацию о камнях, служащих пограничными знаками, см. в коммент. к 1Цар. 7:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:2–4. Вторжение Сусакима. В отчете Сусакима об этой кампании, запечатленном на стенах храмового комплекса, посвященного Амону в Карнаке (Фивы), приводится список более 150 городов, которые, по его заверениям, он завоевал, наряду с туманными заявлениями о сборе дани с Сирии. Иерусалим среди этих городов не числится, а упоминаемые населенные пункты находятся как в Южном, так и в Северном Израиле. Используя Газу как плацдарм, несколько египетских полков проследовало через Негев, тогда как основные силы двинулись через Шфелу на Иерусалим. Затем они повернули на север через центральное нагорье, прошли на запад через Изреельскую долину к Мегиддону, после чего проследовали по приморской магистрали на юг. Этот поход включал также опустошительный набег на Трансиорданию, куда египтяне проникли, переправившись через Иордан в районе Адама, а затем вернулись на запад, двигаясь по направлению к Беф-Сану. Археологи установили слои со следами разрушений во многих из перечисленных городов, которые относятся к данному временному интервалу. 12:2. Хронология. Египетские источники помещают правление Сусакима и основание 22-й династии между 945-м и 924 гг. до н. э. Восхождение на престол Ровоама произошло в 931 г. до н. э., после смерти Соломона и разделения царств, так что пятый год его правления приходится на 927 г. до н. э. 12:3. Ливияне, сукхиты, ефиопляне. В египетских войсках были наемники из южных и восточных стран, соседей Египта (Ливии, Нубии). Поскольку Сусаким был ливийцем, вполне очевидно, что он мог в военной кампании использовать полки, в составе которых были его соотечественники. Известно также, что он проводил военные кампании в Нубии и, по всей видимости, привлек их к участию в этом совместном предприятии. Сукхиты в Библии больше нигде не упоминаются, но известны из египетских источников XIII и XII вв. до н. э. (где они названы Tjukten) как народ, родственный ливийцам. Их 1200 колесниц сопоставимы по количеству с колесницами Соломона (см. коммент. к 3Цар. 4:26 ). 12:9. Добыча Сусакима. Многие из золотых и серебряных предметов, изготовленных для храма, в том числе знаменитые золотые щиты (см. коммент. к 9:15,16), были отданы Сусакиму в счет уплаты дани, дабы избежать разрушения Иерусалима. Это могло составить львиную долю от 2 тонн золота и серебра, которые Сусаким пожертвовал в храмы своих богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Язык Книги Екклесиаста ученые определяют как библейский Е. я. с многочисленными следами влияния арам. языка и разговорного Е. я. (ABD. Vol. 2. P. 274). Примером арам. влияния является, напр., использование именных моделей на   (   - то, чего нет в Еккл 1. 15;   - власть в Еккл 8. 4) и   (   - глупость в Еккл 2. 3). Др. черты позднего языка - это употребление соответствующих слов (обычные для раввинистического Е. я. частицы   и   в Библии нигде, кроме Книги Екклесиаста, не встречаются) и форм (в качестве личного местоимения «я» форма   не используется, вместо нее стоит краткая форма  ). Высказывались предположения о том, что язык книги подвергся влиянию сев. диалекта Е. я. ( Gordon. 1955) и, возможно, финик. или арам. языка ( Dahood. 1962) и что при составлении книги были намеренно совмещены черты классического библейского и более позднего раввинистического Е. я. ( Saenz-Badillos. 1993. P. 124). Нек-рые др. книги ВЗ, как предполагают ученые, также были написаны в послепленную эпоху, однако из-за недостаточности данных в большинстве случаев вопрос остается спорным. Речь идет о Книге прор. Иезекииля, 55-66 главах Книги прор. Исаии, фрагментах Книги Притчей, Книги Иова и нек-рых др. текстах (Ibid. P. 125). Большинство исследователей признают позднее происхождение Книги Есфирь и наличие в ней многочисленных следов влияния раввинистического Е. я., но расходятся в оценке масштабов этого влияния ( Ben-David. 1967. P. 61; Rabin. 1958. P. 152). IV. Язык древнееврейских надписей. Особую важность для исследования начального периода в истории Е. я. представляют собой сохранившиеся до наст. времени надписи на камне, глиняных сосудах и черепках; самые ранние из них датируются рубежом II и I тыс. до Р. Х. Древнейшим эпиграфическим памятником Е. я. является датируемый кон. X в. до Р. Х. т. н. календарь из Гезера, представляющий собой перечень сельскохозяйственных сезонов (см.: Albright. 1943). Надпись на чаше и неск. вотивных надписей из Кунтиллет-Аджруда в пустыне Негев ( Meshel, Meyers.

http://pravenc.ru/text/187295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЮК [англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской , ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская ). Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена , сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хесед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока . Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры. В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава ). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.

http://pravenc.ru/text/165177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАД крепость на севере пустыни Негев . В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия ) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони , Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности. План городского квартала периода ранней бронзы План городского квартала периода ранней бронзы Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50 ´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2 ´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

http://pravenc.ru/text/75814.html

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Бедуины – одна из живописнейших этнических групп современного Израиля. Их наименование происходят от слова «беда» – конечно, не в русском, а в арабском его значении. Арабский глагол «беда» означает «двигаться, кочевать», что, впрочем, при скудности жизни в сложных климатических условиях пустыни не далеко отстоит от русского понятия б е д о в а т ь. Основные кочевья бедуинов находятся южнее – у Бершебы, в пустыне Негев, лишь отдельные незначительные группы проникают до Иерихонской дороги, да и жмутся они здесь преимущественно к шоссе и примыкающим проселкам – потому что от древнего патриархального и самодостаточного хозяйства мало что осталось. Современная жизнь пришла и в их традиционные, черные войлочные (из шерсти специальной породы черных коз) шатры, заставляющие вспомнить о «кидарских шатрах», с которыми сравнивали подруги загорелую Суламифь из «Песни Песней» («черна, как кидарские шатры»). Впрочем, правильно ли называть бедуинские скинии «шатрами», с которыми ассоциируется у нас представление о восточной, «шемаханской» роскоши? Жилье бедуинов крайне бедно и непритязательно. Правда, почти как у наших цыган, бедность и грязь сплошь и рядом соседствуют с изысканными тканями одежд бедуинских женщин и их многослойными монистами из серебряных монет. Бедуины стараются жить натуральным хозяйством, хотя в современных условиях это не всегда получается. Пожалуй, единственное, что остается неизменным со времен Авраама и Моисея (кстати, бедуины особенно гордятся своим родством – точнее, «свойством» – с Моисеем, считая, что супруга пророка была из бедуинского племени), – это прославленное бедуинское гостеприимство, сводившее когда-то, в «мамврийские» времена, Ангелов и Самого Господа к ним в гости с неба. Святой обычай гостеприимства исполняется без каких-либо исключений и доходит порой до истинной жертвенности. Достаточно вспомнить Лота, предлагавшего насильникам-содомитам собственных дочерей, лишь бы не тронули ночевавших у него путников. В XIX столетии описаны случаи, когда бедуинские шейхи (выборные главы племен) с оружием в руках защищали от турецких стражников скрывавшихся у них беглых узников. Такими они остались и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010