Не удалось извлечь искомое из базы (((

33). Эти города не подвергались полному разрушению, подобно Иерихону, но в каждом из них было предано заклятию «все дышащее» (Нав 10. 40). Смысл этого уничтожения раскрывается в заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию... дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» (Втор 20. 16-18; ср.: Исх 23. 32-33). Израильтяне не предпринимали попыток овладеть таким надежно укрепленным городом, как Иерусалим. До времени правления Израильской монархии, он будет оставаться неприступной крепостью для новых обитателей Палестины. После описания завоевания городов в И. Н. к. сказано: «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную [   - Негев], и низменные места [   - Шефела], и землю, лежащую у гор [   - Ашдот], и всех царей их... от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона» (Нав 10. 40-41). Т. о., большая часть юж. Ханаана оказалась во владении потомков Иакова. Мн. города вскоре будут отвоеваны хананеями, но все эти территории и города будут принадлежать им во времена царя Давида. Покорение земли завершилось битвой «при водах Меромских» (Нав 11. 1-15). Овладев юж. Ханааном, Иисус повел войска на север Палестины, к водам Меромским, чтобы сразиться с коалицией сев. царей, во главе которой стоял Иавин, царь асорский. Древний Асор (Телль-эль-Кедах, Тель-Хацор) был расположен в 16 км на север от Галилейского оз., на дороге из Египта в Сирию. В союз с царем Асора Иавином вступили цари городов Сев. и Центр. Палестины, от евеев, живших при Ермоне в долине Массифа (Нав 11. 3), до жителей Саронской долины (Нав 11. 2). Под выражением «низменные места» (евр.  ) имеется в виду береговая долина, лежащая к северу от Кармила; под Нафоф-Дором (Нав 11. 2) - окрестности прибрежного г. Дор в сев. части Саронской долины. В Нав 11. 3 перечисляются все народы, населявшие в то время Палестину, за исключением гергесеев (ср.: Нав 24.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Образ Христа из пустыни Негев – что значит эта сенсация и при чем тут Зевс Алексей Лидов – об искусстве, которое объединяет христиан, как кровеносные сосуды 26 ноября, 2018 Алексей Лидов – об искусстве, которое объединяет христиан, как кровеносные сосуды «В пустыне Негев обнаружено уникальное изображение Христа», – такая новость появилась практически во всех новостных лентах. В чем уникальность открытия, «Правмир» разбирался вместе с византологом Алексеем Лидовым, директором Научного центра восточнохристианской культуры, заведующим отделом Института мировой культуры МГУ, академиком Российской академии художеств. Находка нового образа Христа в месте под названием Шивта в пустыне Негев на юге Израиля, с одной стороны, несомненно интересна, с другой – не является каким-то уникальным событием и открытием мирового масштаба. Я хорошо знаю искусствоведа, который увидел это почти исчезнувшее изображение. Интересно, что Эмма Маан-Фанар – родом из Владимира, откуда, окончив школу, с родителями переехала в Израиль. Сейчас она – молодой профессор в Университете Хайфы, хороший специалист международного уровня. Открыла это изображение она почти случайно. По словам самой Эммы, она приезжала в это место много раз и никогда не обращала внимания на это изображение, оно было просто невидимо. Фото: Dror Maayan Но однажды лучи солнца упали таким образом, что она увидела абрис фигуры и глаза, как бы смотрящие на нее сверху. После этого ее муж – замечательный израильский фотограф Дрор Маан сделал фотографии, которые позволили тщательно рассмотреть рисунок. В поселении Шивта сохранилось три храма – часть огромного наследия, не пережившего арабское нашествие в VII веке. Просто дух захватывает, когда задумываешься, насколько прекрасной и цветущей была когда-то эта христианская земля: сотни храмов, причем некоторые из них весьма богато украшенные. Огромный мир, целая цивилизация, которая исчезла, погрузившись в пески. Почти 15 лет назад в экспедиции в Сирии мне рассказали, что только вокруг города Алеппо существует более 300 таких погибших христианских городов, большинство из которых даже не раскопаны. Так что в VII веке, во время арабского завоевания, произошла трагедия огромного масштаба, когда практически в одночасье ушел в небытие христианский мир Ближнего Востока. С другой стороны, быстрота этого исчезновения – подарок археологам, потому что огромное количество памятников сохранились в песках и при обнаружении попадают к нам в идеальном состоянии – пусть в руинах, но не тронутые последующими наслоениями, довольно часто с точными датами.

http://pravmir.ru/obraz-hrista-iz-pustyi...

20:46. Лес южного поля. Под «южным полем» здесь подразумевается Негевпустынная местность к югу от Иудеи. В данном случае, Иезекииль, по-видимому, использует это определение только как указатель направления (см. подобные примеры в Иез. 40:2; 46:9 ). Поскольку в пустыне Негев нет леса, вполне резонно предположить, что под «лесом» здесь понимается Иерусалим. 21:1–32 Меч Яхве: Вавилон 21:1. Нашествие врагов как божественное наказание. Еще в конце 3-го тыс. до н. э. нашествие вражеских армий истолковывалось как целенаправленная акция бога-покровителя, разгневанного поведением народа (напр., в «Проклятии Аккада» прекращение существования Аккадского царства объясняется нашествием племени гутиев). В Месопотамии это традиционное представление отражено в риторике Кира, который истолковывал падение Вавилона тем, что Набонид разгневал Мардука. 21:18–20. Дороги в Равву и Иерусалим. В этом повелении обсуждается перемещение вавилонских войск по маршруту, обозначенному на карте, начерченной на земле. Иезекииль прослеживает перемещение войск до перекрестка дорог, вероятно, до Дамаска, где должно быть принято решение о дальнейших действиях: разделить ли войска на две группы, или идти всем вместе. Если принять во внимание полученное знамение, то они должны были продвигаться на юг, по «Царской дороге» ( Чис. 20:17 ) в столицу аммонитян Равву (расположенную в 23 милях к востоку от Иордана). В случае получения других знамений они могли повернуть на запад через Голанские высоты, к северу от Галилейского моря. Тогда войско должно было проследовать на юг до Бефсана, затем на запад по Изреельской долине до Мегиддона и на юг вдоль морского побережья. Был и еще один маршрут – на юг, вдоль Иордана к Иерихону, до поворота на запад, в Нагорную Иудею с целью осады Иерусалима. 21:21. Гадание на распутье. В такой сложной обстановке обращение Навуходоносора за советом к богам легко понять. Стоя на перекрестке дорог, важном месте для совершения божественных акций (см.: Иер. 6:16 ), он хочет узнать с помощью различных способов гадания, какой именно город (Равву или Иерусалим) следует атаковать первым. Такие гадания служили методом познания воли бога. Один текст из Мари приводит яркий пример, иллюстрирующий подобного рода гадание: вопрошали бога, какую из трех дорог выбрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В раннее время христиане из среднего и низшего социальных слоев по-прежнему ставили стелы с простыми надписями и композициями (Н. из Теренутиса, Археологический музей Келси в Анн-Арбор), в которые почти сразу стали включать крест (стелы кладбищ IV-VII вв. в районе г. Зоар библейского Пятиградия). Огромную роль в формировании традиции христ. Н. сыграли также таблички, закрывавшие погребальные ниши ( локулы ) II-V вв. в катакомбных некрополях. Надгробные плиты В погребальной практике христиан наиболее простой и распространенной формой Н. стало сочетание помещенного вертикально креста (закон имп. Юстиниана I запрещал оставлять его на плоских поверхностях полов и на земле) и горизонтально лежащей над могилой плиты (на земляном холмике, фундаменте, невысоком подиуме). Однако до конца античности плиты использовались редко, в средиземноморской традиции господствовали объемные формы: стелы (в т. ч. обелиск, колонна на цоколе или постаменте), скульптурные композиции, саркофаги, мавзолеи и храмы и их «модели». Надгробная плита из сев. церкви в Ницане (Негев, Израиль) Надгробная плита из сев. церкви в Ницане (Негев, Израиль) Распространение плиты-Н. связано с развитием в позднерим. период обряда ингумации, который быстро сменил традиц. кремацию. Захоронение тел умерших было и раньше принято в ряде областей Европы, случаи использования этой традиции известны в романизованных областях (Юж. Галлия) еще в I тыс. до Р. Х. и ранее, но во II-IV вв. по P. X. отказ от сожжения стал повсеместным. Он связан с распространением вост. философских и религ. направлений, утверждавших индивидуальное бессмертие души и возможность личного спасения (иные толкования, напр.: Morris. 1992. Р. 31-69). Элементы древневост. верований, требовавших заботы о сохранении останков, распространились в эллинистический период в азиатских и африкан. провинциях Рима и в самой Греции. Но особую актуальность вопрос о посмертном воскресении в преображенной плоти приобрел на заре христианства. Возникла повышенная потребность (фиксируется археологически) ограждать и сохранять останки усопших членов общины, а также обозначать места их погребения надписями и благочестивыми символами (особенно в катакомбах). Другим важным требованием религии (в т. ч. в ветхозаветной традиции) было обязательное соединение тела с землей, из к-рой был сотворен первочеловек, что определяло потребность сокрыть тело в земле.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Очевидно, что Маттан был хананеем, которого пригласила царица Гофолия, чтобы внедрить чувственный культ хананеян, свидетельства о котором найдены в замечательных архивах из Рас–Шамры (Угарита). 349 С восшествием Озии на трон южного царства государство Иудея вступает в период процветания (VIII в. до Р. X.). В Четвертой книге Царств (15, 1–7) даются очень краткие сведения об Озии, или Азарии; гораздо более подробно о нем рассказывается во Второй книге Паралипоменон (26, 1–23). Недавние раскопки в южной части Иудеи, в пустыне Негев, подтвердили правдивость сведений, предоставляемых Второй книгой Паралипоменон. Археологи отметили расширение площади расселения иудейского народа в том районе, зафиксировали строительство городов, крепостей и поселений, обнаружили находки, свидетельствующие о передислокации армии. Как показывают исследования археолога Глюка, в то время область Негев процветала. Это было место оживленной транзитной торговли между побережьем и внутренней частью Аравии. У Озии в то время были хорошо налаженные связи с арабами. 350 Он, уже в третий раз по счету, отстроил Ецион–Гавер. Впервые в истории Ецион–Гавер принял облик настоящего города; он перестал быть просто укрепленным зернохранилищем. По глиняной посуде, найденной на месте города, определили, что третий Ецион–Гавер датируется временем правления Озии. Археологи предполагают, что найденное ими погребение с арамейской надписью содержит останки царя Озии. Это погребение находилось не в царском некрополе, а на древнем кладбище у подножия горы Елеон. Озия был погребен в таком странном месте, потому что он, как повествует Ветхий Завет, был наказан Богом проказой, так как дерзнул присвоить себе священнические права. Как прокаженный, он лишился царской власти и удалился, в соответствии с иудейским законом, в особое жилище, где провел остаток своих дней, совершенно изолированный от остального мира ( 2Пар. 26, 16–23 ). 351 Во время царствования Ахаза Иудея поддерживала опасные связи с Ассирией. Ахаз, чтобы дать отпор израильскому царю Факею и сирийскому царю Рецину, позвал на помощь ассирийцев, несмотря на то что пророк Исаия дал ему другой совет ( Ис. 7, 1–9 ). Отъезд Ахаза в Дамаск, чтобы поклониться ассирийскому правителю и стать его вассалом, способствовал тому, что Ахаз подвергся влиянию культа ассирийцев и в результате построил в Иерусалиме жертвенник, подобный тому, какой ассирийцы поставили в Дамаске ( 4Цар. 16, 7–11 ). В «Анналах» ассирийского царя Феглаффелласара, которые рассказывают о его победах и где приводится список народов, ставших его данниками, имя Ахаз упоминается как «Иоахаз» (в другой транскрипции): «...Я принял дань и от Яухази (то есть Иоахаза) из Яудаи (то есть Иудеи)», – пишет ассирийский правитель. В том же списке перечисляются имена царей Эдома, Моава, Газы, Аскалона и Аммона. Это все были соседние с Иудеей страны, что указывает на обширность территории, подвергшейся вторжению ассирийцев. 352

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

до Р. Х. Была обнаружена небольшая толстостенная квадратная в плане крепость, окруженная казематной стеной, к-рая характерна для мн. построек времен Единого царства (Мегиддо, Асор, Гезер). Строительным материалом служили сырцовые кирпичи. Более поздний слой, видимо относящийся к VIII-V вв. до Р. Х., представлял собой укрепленное поселение с мощными стенами, сложенными из сырца, и двойными воротами, обращенными на юг, к морю. По версии археологов, здесь мог находиться крупный центр по переработке медной руды, доставлявшейся из месторождений в долине Араба и на Синайском п-ове. Впосл. после интенсивного исследования медных копей и металлургического производства региона эти предположения были опровергнуты (см., напр.: Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. L., N. Y., 19794. P. 254). Видимо, укрепленное поселение служило важным адм. центром, где морской путь пересекался с сухопутными торговыми дорогами, ведущими из Аравии к Средиземноморскому побережью. На складах Телль-эль-Хелейфе могли храниться товары, пришедшие по морю или готовящиеся к погрузке. Важнейшей находкой этого слоя следует считать перстень-печать с царским именем Иоафам VIII в. до Р. Х. На каменной печати изображено рогатое животное и бронзовый слиток. В наст. время выводы по результатам раскопок в Телль-эль-Хелейфе подвергнуты серьезному пересмотру. Наиболее полный критический анализ работы экспедиции Глюка был выполнен в нач. 90-х гг. XX в. Г. Пратико. Совр. исследователи справедливо указывают на небрежность Глюка в сборе и документировании материальных свидетельств, на избирательность в сборе керамических образцов, являющихся основой всякой археологической датировки. Так, древнейший слой поселения в Телль-эль-Хелейфе, отнесенный Глюком ко времени правления царя Соломона, представлен исключительно образцами лепной керамики, происходящей из пустыни Негев. Образцы сосудов иудейского гончарного производства, позволяющие точно датировать слой, не были сохранены экспедицией. Сравнительный архитектурный анализ древнейших построек Телль-эль-Хелейфе и крепостей периода Единого царства, обнаруженных в пустыне Негев, также заставляет усомниться в выводах Глюка.

http://pravenc.ru/text/182173.html

Фото 2. Jerusalem – модель Иерусалима 66 г. по Р.Х. в Музее Израиля с изображением Храма.      Альтернативный храм Большой резонанс получило сообщение об открытии альтернативного израильского храма в Араде во время раскопок 1962-1967 гг., проводившихся Иохонаном Ахарони. Это место находится на юг от Иерусалима и располагается на границе с пустыней Негев. Арад представлял собой два города – нижний был заселен хананеями примерно с 3000 г. до Р.Х. С арадским царем этого города евреи столкнулись на пути в землю Ханаанскую в XV в. до Р.Х. (Числ 21:1-3; 33:4), впоследствии этот Арад был поражен Иисусом Навином (Иис Нав 12:14) и оставлен своими жителями. Фото 3. Современная модель скинии в пустыне Негев.      Около 1200 до Р.Х. был построен новый Арад – на вершине горы неподалеку от старого города, вероятно кенитами (Суд 1:16; 1 Цар 27:10). В X в. до Р.Х., в период правления Соломона (970-930 гг.), место переходит к евреям и здесь строится израильская крепость, предназначенная для охраны южных рубежей царства. В 926 г. она была разрушена фараоном Шешонком во время его завоевательного похода (о чем гласит соответствующая надпись в египетском храме в Карнаке), однако вскоре восстановлена. Вообще, до конца VI в. до Р.Х. крепость возобновлялась или перестраивалась по разным причинам пять раз. Верхний (израильский) Арад.      Уже в первой крепости времен Соломона, в северо-западном углу, располагался небольшой храм, который был затем восстановлен вместе с крепостью после ее разрушения Шешонком. Основную площадь храма занимает двор (12 x 7,5 м) с алтарем, по своим размерам соответствующим предписаниям закона Моисеева (2,4 x 2,2 м и высотой изначально около 1,5 м; ср. Исх 27:1; после реконструкции в кон. X в. основание старого алтаря было использовано как ступенька у нового, причем новый был сделан из необтесанного камня; ср. Исх 20:22). Слева располагалось святилище, откуда 4 ступени вели ко входу во святая святых. У входа располагались два небольших кадильных алтаря, в дальней, западной части – два священных столба (маццебот; см. фото 4).

http://pravoslavie.ru/90095.html

1:7. Собирание крошек под столом. Победитель, демонстрируя свое могущество, нередко выставлял напоказ пленников, которые, как собаки, подбирали объедки под столом (угаритская параллель – обращение бога Эла с враждебными богами). По иронии судьбы Адони-Везеку пришлось испытать такое же унижение, какому он сам подвергал прежде семьдесят царей. 1:7,8. Иерусалим. Вопреки сообщению о захвате и сожжении Иерусалима в этом фрагменте, все остальные упоминания этого города и его жителей, иевусеев, в рассказе о заселении Ханаана израильтянами указывают на то, что ни Иуде ( Нав. 15:63 ), ни Вениамину ( Суд. 1:21 ) не удалось захватить Иерусалим. В Суд. 19:10–12 он все еще считается «городом иноплеменников». Скудость археологических данных об этом периоде (лакуна и значительные разрушения в слоях, относящихся ко времени нашествия «народов моря») оставляет многие вопросы без ответа. Некоторые комментаторы полагают, что Иуда захватил и предал огню неукрепленные участки города, но эту гипотезу невозможно доказать. Честь окончательного завоевания Иерусалима принадлежит Давиду, который превратил его в свою столицу ( 2Цар. 5:6–10 ). 1:9. География. Как явствует из этого стиха, израильтяне двигались в южном и юго-западном направлении: к Хеврону и северной окраине пустыни Негев, затем к Шфеле и прибрежной равнине филистимлян. Отсюда следует, что они намеревались завоевать как можно большую территорию, выделенную Иуде ( Нав. 15:1–12,21–63 ) и Халеву (15:13–19). 1:10. Хеврон. Хеврон расположен у горы er-Rumeidah, в 23 милях к северо-востоку от Беэршивы и в 19 милях к югу от Иерусалима, на пересечении дорог, ведущих в Шфелу и Негев. Старое название города, Кириаф-Арба (см.: Быт. 23:2 ; Неем. 11:25 ), напоминает о том времени, когда он был клановым центром енакимов ( Нав. 14:15; 15:13 ). Дополнительную информацию см. в коммент, к Нав. 10:3 . 1:11. Давир. Расположенный к юго-западу от Хеврона на южной окраине Иудейских гор, в начале железного века Давир, очевидно, служил пограничной заставой вторгшихся в Палестину «народов моря» (если енакимы в Нав. 11не были хананеями). См. коммент. к Нав. 10:3,38,39 и 11:21.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ясно, что все употребляемые здесь глаголы (, , , ) с разными смысловыми оттенками описывают торжественное шествие Бога, Который привёл израильский народ к границе земли обетованной (в Ветхом Завете часто говорится о том, что именно Яхве вёл народ на протяжении всего пути от Египта до Моава, см., напр.: Пс.76:21 ; Ис.63:11–12 и др.). В библейской поэзии исход и странствование часто описывается как шествие Господа, Который идёт на огненной колеснице во главе небесного войска в сопровождении Ангелов и святых ( Зах.14:5 ; Пс.67:18 ), Его стрелы сверкают как молнии ( Пс.17:15 ; Зах.9:14 ), Он окружён ослепительным сиянием ( Авв.3:4 ), на пути Его следования свирепствует буря, земля трясётся, идёт ливень ( Суд.5:4 ; Пс.76, 18–19 ), огонь и мор уничтожают всё вокруг ( Авв.3:5 ; Пс.49:3 ). Упомянутые здесь географические названия относятся к разным местам, однако все они расположены в одной области – на Синайском полуострове и в земле Негев, к югу от Палестины. Кроме того, что Господь на протяжении всего предыдущего пути помогал Израилю, постоянное употребление в еврейском тексте предлога («от Синая», «от Сеира» и пр.) подразумевает, что Яхве в некотором смысле пребывает в этих местах. Это можно трактовать как косвенное указание на то, что во время Моисея и позже Синайский полуостров и округ Негев считались территорией, где Господь преимущественно являет Своё присутствие. В пользу этого приводятся и засвидетельствованное в Библии наименование Хорива «горой Божией» ещё до заключения Завета ( Исх.3:1, 4:27, 18:5 ), и встречающиеся в египетских надписях XIV века до Р.Х. упоминания об этом регионе как о «земле Яхве» (последнее, в свою очередь, вероятно, связано с тем, что жившие здесь кочевые племена почитали Яхве) 192 . Итак, сначала упоминается Синай как место наиболее известное и играющее важную роль в священной истории. При этом в выражении «пришёл от Синая» акцент делается не на даровании закона на Синае, а подразумевается, что Господь пришёл на помощь народу из Своего места пребывания на Синае 193 . Во фразе «открылся от Сеира» стоит отметить наличие глагола , который нередко употребляется применительно к восходу солнца ( Быт.32:31 ; Еккл.1:5 ); следовательно, пришествие Господа от Сеира сравнивается с этим замечательным природным явлением (поэтому в переводе РБО сказано «воссиял» 194 ). Сеир – другое название Эдома, в Суд.5:4 также говорится, что из этого места «выходит» Господь. В выражении «воссиял от горы Фарана» глагол может быть переведён «явил Себя» 195 (ср.: Пс.49:2, 79:2, 93:1 ), что же касается местоположения горы Фаран, то это, скорее всего, возвышенность или нагорье в одноименной пустыне 196 , неоднократно упоминаемой в Библии ( Чис.13:3, 26 ): эта же гора названа в аналогичном контексте в Авв.3:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010