Псалом 95 Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. Хвалебная песнь Давида. На построение храма после пленения. «И это надписание, – говорит бл. Феод., – сделано не бл. Давидом и не теми, которые вначале истолковали пророчество 550 , но кто-нибудь другой, вероятно, не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил это надписание. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божий храм; потому что в них предъизображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь ». Весь этот псалом, с небольшим различием в словах, пет был по перенесении ковчега в Сионскую скинию. См. 1Пар. 16:23–33 . В этот день Давид в первый раз дал свой псалом (только в большем размере) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его. – Ст. 7. 1 . Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. «Дух повелевает, – говорит св. Афан., – Апостолам петь новую песнь, т.е. народам целой вселенной возвестить новый завет». 2 . С Евр.: «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его». 3 . С Евр.: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». 4 . С Евр.: «Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов». 5 . Яко вси бози язык бесове. «Именуемые богами демоны оказались лукавыми» (св. Афан.), – «лукавыми демонами» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил». Сн. Пс. 105:37 . 6 . Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. С Евр.: «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его». Т.е. языческие боги – не боги, ничто, следовательно и дать ничего не могут, а Сотворивший небеса славен и велик, сила и великолепие Его видимы во святилище Его, т.е. в храме, Церкви, на небе, всюду. «Святило Его (т.е. Спасителя), – говорит св. Афан., – Церковь . Она и свята и велелепна. Ибо украшение Церкви возвышенно». По бл. Феодориту, Сын Божий, «восприяв естество человеческое, издает блистания собственного Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же пророк нарек восприятый на Себя храм (т.е. человечество). Пс. 44:3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Книга царя  и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтырь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтырь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения. В книге «Псалтырь с толкованиями» содержится постиховое толкование псалмов Давида, а также правила порядка чтения Псалтири для разных случаев, беседы на псалмы некоторых святых отцов и правила определения дня празднования Пасхи – пасхалия. Содержание Символ, рекше исповедание, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго. 5 О Христе. 7 Анастасия блаженнаго и Кирилла Александрийскаго вопросы и ответы о богословии. 8 Святого Максима изложение о вере. 11 Краткое изъявление на изображение знамения креста святого на лице своем. 15 Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь. 26 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето. 27 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во святый Великий пост. 30 Указ о кафисмах, пятыя недели святаго Великаго поста, како глаголати. 31 Како глаголати Псалтирь во святую великую седмицу Страсныя недели.32 От слова Василия Великаго похвала псалмов. 33 Глаголания Августина учителя о силах псалмов. 36 На псалом пятый Феодоритово толкование. 37 Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. 39 Кафисма первая. 41 Кафисма вторая. 68 Кафисма третия. 98 Кафисма четвертая. 137 Кафисма пятая. 173 Кафисма шестая. 208 Кафисма седмая 240 Кафисма осмая. 268 Кафисма девятая. 293 Кафисма десятая. 321 Кафисма перваянадесять. 353 Кафисма втораянадесять. 389 Кафисма третиянадесять. 420 Кафисма четвертаянадесять. 452 Кафисма пятаянадесять. 481 Кафисма шестаянадесять. 508 Кафисма седмаянадесять. 537 Кафисма осмаянаднсять. 582 Кафисма девятаянадесять. 611 Кафисма двадесятая. 643 Песни Священнаго Писания. 668 По совершении же неколиких кафисм, или всей Псалтири, и песней. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Толкование Евангелия на каждый день года. Светлая суббота Ин., 11 зач., 3, 22–33 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен. Мы видим прибытие Христа с Его учениками в землю Иудейскую. Наш Господь, выйдя на общественное служение, много странствовал и часто переходил с места на место. Изнемогая от усталости, Он спешил донести благовестие Царства Небесного до новых и новых сердец. Солнце правды, по слову псалма, как исполин пробегает свое поприще от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 6–7). Вы слышите, какой это пасхальный псалом?! Иоанн Предтеча начал крещение в земле Иудейской, и потому Христос начал крещение здесь. Сам Христос, Своей рукой, не крестил, но это делали по Его благословению ученики Его. Святые таинства Церкви совершает Сам Христос, но руками Своих служителей. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении – с теми, кто отверг его крещение покаяния. В этом мире греха человечество разделено на тех, кто кается и тех, кто не кается. И далее мы слышим, как Иоанновы ученики приходят к своему учителю, как бы сетуя на то, что все идут ко Христу: Равви! Тот, о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему. Как ошибается тот, кто думает, что особенные труды и благодать одного из нас могут быть умалением трудов другого, получившего милость быть верным Богу! Если бы видели мы, что речь всегда идет о Христе Боге, Который служит нам Сам и через избранных рабов Своих!

http://pravoslavie.ru/3168.html

Подпишитесь на наш Телеграм Великий пост Тимур Щукин ведет великопостный «Дневник многодетного богослова»:  первый выпуск  — «когда хорошо знаешь, как правильно поститься, но тебе некогда»,  второй выпуск  — «большинство студенческо-богословских браков распалось. Материальные проблемы, водка, адюльтеры, «все как у людей». Были и дети — они разводу не мешали». Диакон Алексей Ремизов продолжает свой «Компас к Пасхе»: о Торжестве Православия ,  о Неделе сыропустной ,  о Неделе святителя Григория Паламы . А Владимир Сорокин продолжает толковать Псалмы. Псалом 67 : «Бог рассеивает Своих врагов, как дым, и именно нечестивые оказываются врагами. Бог противостоит не каким-то конкретным людям или народам, но злу, в котором лежит мир»,  Псалом 90 : «Божий покров — образ в Библии довольно распространенный. Его, конечно, тоже можно было бы счесть чистой аллегорией, если бы не встречающиеся в ней указания на то, что речь идет о духовном опыте, о переживании реальности Божьего присутствия»,  Псалом 33 : «Что означают непрерывное благословение и хвала, когда речь идет о Боге? Как можно благословлять и хвалить, не останавливаясь, пусть даже Бога? Ведь придется прерваться хотя бы на еду и сон. Между тем псалмопевец сам отвечает на заданный вопрос…». Протоиерей Андрей Битюков делится с нами рецептами постных супов:  финская уха ,  борщ как становой хребет семейного счастья ,  внезапный сельдерей . Владимир Шалларь продолжает свой великопостный цикл:  «Социология Содома» : в чем подлинный грех Содома, и почему многие понимают его превратно — сами знаете как? Стихотворное переложение  Покаянного Канона с греческого оригинала протоиерея Виталия Головатенко. «Песнопения Великого поста»  (1999) — альбом мужского хора «Древнерусский распев». Статьи «20 лет в Церкви, или Попытка увидеть стакан наполовину полным»   Алеся Храмова: «За годы моего пребывания в Церкви что-то и правда немного поменялось в лучшую сторону. Достаточно вспомнить, в какое церковное сообщество я пришла…» «Опрос ВЦИОМ о русском языке — не надо обольщаться»  

http://blog.predanie.ru/article/psaltir-...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться . В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую. Псалом 33 1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. 3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. 4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. 5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. 6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. 7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. 8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. 9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! 10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. 11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. 12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. 13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? 14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. 15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. 16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. 17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

15 декабря день памяти святого пророка Аввакума 15 декабря 2009 г. 11:30 В дни Рождественского пост Церковь воспоминает пророков Ветхого Завета, возвещавших о пришествии в мир Спасителя. 2/15 декабря — память пророка Аввакума. АВВАКУМ (память 2 декабря, в Соборе св. Праотец и в 1-ю Неделю Великого поста), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении еврейскога имени пророка — Хаваккук, которое дважды упоминается в книге (Авв 1:1; 3:1), у исследователей нет единого мнения. Достоверных сведений о жизни Аввакума не сохранилось. В неканонической части книги Даниила (Дан 14:33-39) имеется рассказ об Аввакуме, который принес еду пророку Даниилу, брошенному в ров со львами. По греческому надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 в Септуагинте) Аввакум был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью Аввакума была сонамитянка, которой пророк Елисей (кон. X — нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему еврейскому источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, сообщается, что Аввакум был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль. О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний. На основании свидетельства самой книги местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2:7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1:6) и описанием состояния иудейского общества, в котором, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяетпо-разному датировать служение пророка: временем правления царей Езекии, Манассии или Иоакима либо эпохой халдейского нашествия. Надписания (Авв 1:1; 3:1) делят книгу пророка Аввакума на 2 части. «Пророческое видение» относится к первым двум главам, основной темой которых является предсказание о грядущем нашествии халдеев и обличение неправедных народов; «Молитва Аввакума, пророка, для пения» выделяет теофанический псалом, изображающий грядущего на суд Господа (Авв 3).

http://patriarchia.ru/db/text/965005.htm...

Новости Предстоятель Православной Церкви в Америке выступил с архипастырским посланием в связи с годовщиной легализации абортов 14.01.2020 12:49 Митрополит Тихон на Марше за Жизнь в 2019 году Нью-Йорк, 14 января. Архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон обратился с посланием к духовенству, монашествующим и всем верующим в преддверии Воскресенья в честь священного дара жизни – дня, отмеченного в календаре Поместной Православной Церкви в Америке с целью возношения соборной молитвы о возбранении пролития невинной детской крови. В этом году это 19 января, воскресенье в преддверии трагической даты 22 января - годовщины легализации абортов Верховным судом США в 1973 году, и 24 января – традиционного Марша за Жизнь в столице страны с требованием делегализовать убийства детей до рождения. В начале своего послания блаженнейший Тихон напомнил библейские слова из книги пророка Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Как далее пояснил митрополит, «человек начинает существование в момент зачатия в материнском чреве. Ещё даже не будучи зачатым и сформированным, это человеческое существо уже познано Богом. Бог существует вне времени, знает и любит каждого из нас лично, зная, что мы сделаем и кем мы будем как в этой жизни, так и в вечности». Развивая эту мысль, предстоятель подчеркнул, что «мы обязаны говорить против абортов и их легальности» именно потому, что  само явление убийства детей во чреве, как и его разрешение на уровне закона, противостоят замыслу Божественной Любви дать жизнь и привести в этот мир ещё одного человека. «Уклоняйся от зла и делай добро», - процитировал митрополит 33 псалом в продолжение своего архипастырского послания, упомянув, что эти слова были даны пророком и царем Давидом как инструкция для тех, кто читает Священное Писание, и во исполнение этого наставления «мы обязаны начать освящать самих себя и мир вокруг через проповедь истины о зле греха, точно также как это делал Иеремия». «Прежде всего, мы отвергаем каинов первогрех убийства», - засвидетельствовал от лица поместной Православной Церкви в Америке её первоиерарх.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Похоронные речи. 14.01.2013 23:48:33 Протоиерей Андрей Ткачев Во времена упадка религиозности многие приходы выживают и трудятся в режиме похоронной команды. Похороны, панихиды, девятый день, сороковой день, родительские субботы…  Прочее – не часто, а это – основной труд. Все это само по себе уже удивительно, как доказательство невозможности истребить религиозность в человеке. Очевидность смерти и страданий эту самую религиозность постоянно в человеке поддерживают. Так подтверждается максима В. В. Розанова, сказавшего, что «боль жизни всегда сильнее интереса к жизни, и поэтому религия всегда одолеет философию» У самого нехаризматичного, самого неспособного или ленивого к проповеди священника всегда под рукой погребальные стихиры Иоанна Дамаскина и великий псалом царя Давида. А значит у него всегда должно быть, что сказать человеку. И сами люди у него всегда, пусть хоть в скромном количестве, будут, поскольку если не придут они сами по любви к Богу, то принудит их прийти страх смерти или скорбь разлуки. И вот тут мы приходим к очень важной мысли. Приведенные в храм страхом, болью или семейным долгом, эти люди придут затем опять, если прикоснется к их сердцу благодать. И, наоборот, не придут в другой раз вовсе, если посещение храма не превратится для них во встречу со словом Истины, а останется отбыванием скорбного номера.  Ставить себе за цель удивить, ошеломить, потрясти словом пришедших на погребение людей, нельзя. Нужно лишь молиться искренно и проповедовать просто, одушевляя слова собственной верой. Вопреки атеистическому воспитанию и злобным установкам, подброшенным лукавым миром, сердца людские прочитают и усвоят бесхитростную правду, прозвучавшую в словах пастыря. Задача минимум для пастыря – верить  твердо, молиться в простоте и не лгать. Последнее означает не актерствовать и не стремиться к внешнему эффекту. Сказанное можно пояснить на примере. Герман, главный герой пушкинской «Пиковой дамы», как известно был причиной смерти старой графини. Он пришел к ней из-за жажды денег и власти, подобно, как и Раскольников пришел к старухе-процентщице для проверки своей «идеи» и за деньгами на первое время. Раскольников бил топором по голове, а Герман всего лишь грозил пистолетом, да и то – незаряженным. Но итог был одинаков. Обе старые женщины умерли. Раскольников на похоронах процентщицы не бывал. А вот Герман в церковь на отпевание пошел. 

http://radonezh.ru/analytics/pokhoronnye...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

Трудные места богослужения: Бойтеся Господа вси святии Его! Хочет ли Бог, чтобы святые Его боялись? 14 июля, 2012 Хочет ли Бог, чтобы святые Его боялись? Мы продолжаем рассматривать 33 псалом, один из самых часто исполняемых, наряду с 103 и 102 псалмами, за богослужением. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся – подойдите, обратитесь к Господу (приступити по-церковнославянски в прямом значении – «приблизиться, прийти»; в переносном – «обратиться к чему- или кому-либо») и просветитесь, прозрейте (просветити значит «освещать», а дальше «сделать светлым, украшенным», также «дать зрение» и даже «крестить»). Лица ваша, т.е. вы сами (часть как обозначение целого, синекдоха) не постыдитеся, «не отречетесь» в переводе с церковнославянского . Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и – глагол воззвати или звати в церковнославянском более экспрессивный, чем в современном русском языке: этот нищий призывал Господа (взывал к Нему), и Господь услышал его и спас от всякой боли, всех мук (скорбь). Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит и х – ангел Господень вооружится (ополчитися) возле (окрест, вспомним современные «окрестности») тех, кто боится Господа, и спасет их. Фото: Светлана Дракина, photosight.ru Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань – вкусите и увидите, что Господь благий, т.е. добрый, во всех смыслах этого слова: благо по-ц.славянски «добро, доброе деяние», «все,что служит счастью», «богатство», «имение» (имущество); тот человек (муж — мужчина, и вообще человек), кто уповает на Него, блажен, т.е. счастлив, благополучен. В конце песнопевец, подводя итог, призывает: Бойтеся Господа вси святии Его ; почему? Боятися в церковнославянском не только «страшиться», даже «ужасаться», но и «трепетать», «почитать» (что уже ближе к любви), а в отношении к Богу – «благочестно служить». Ибо несть лишения боящимся Его – те, кто почитает и служит Богу, не узнают скудости, недостатка ни в чем (лишения); богатии обнищаша и взалкаша – смотрите, указывает псалмопевец, богатые стали нищими и голодными (взалкати значит «почувствовать голод»), — ищущие (или даже нахоящие: взыскати обозначает как процесс, так и результат) же Господа не будут испытывать недостатка ни в чем (лишатися значит «впадать в скудость, терпеть недостаток», а благо, как мы говорили, «богатство», всякое «добро»).

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-bogosluz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010