Скачать epub pdf Пятая книга Псалтири. Псалмы 106–150 «Камень, который отвергли строители, что сделался главою угла, это от Господа и есть дивно в очах наших.» ( Мк.12:10–11 ) Псалом 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена 801 . Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей ( Ездр.3:4 ), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3:11) 802 . – Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена. Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2–3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4–9) 803 ; II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10–16) 804 ; III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17–22) 805 ; IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23–32) 806 . С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу – богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33–34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Беседа 9 на псалом 11 32 Пс.11:1–2 .  В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. 33 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 34 Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. – Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? – Великое зло – двуличность; молитва Псалмопевца об истреб­лении лицемерия. – Не все то наше, чем мы владеем. – Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. – Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем» ( Пс.11:6 )? – Несомненность этого божественного обетования. – Что значит: «вокруг нечестивые ходят...» и: «по высоте Твоей» ( Пс.11:9 )? – Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку. 1. Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» ( Евр.10:24 ). Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Из подписи, которою пророк заканчивает свой молитвенный псалом к Богу, видно, что по происхождению своему он, подобно Иезекиилю и Иеремии, принадлежал к колену Левиину и был одним из числа должностных лиц при богослужебном храмовом пении. Облеченный званием и обязанностями Божия пророка, он проходил служение сие, как это с полною достоверностию открывается из его книги, до появления халдеев в земле обетованной, т. е. до победы Навуходоносора над Нехао, Фараоном египетским при Кархемизе, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского ( Иер.46:2 ); говорим бо, потому что пророк пришествие халдеев для совершения Божия суда над Иудою предвещает, как нечто имеющее совершиться еще в будущем ( Авв.1:5 ). При более тесном определении времени пророческой деятельности Аввакума, вопрос возникает в том: пророк этот жил и действовал при Иосии, или ранее, а именно, в последние годы Манассии? Решительное основание за деятельность пророка во время царствования Иосии находят в том, что пророк в 1-й гл. ст. 5 предвещает халдейский карательный суд, как дело, имеющее совершиться во дни его современников. Но это основание было бы состоятельно только в таком случае, если бы расстояние лет между смертию Манассии и нашествием халдеев превышало по крайней мере полный человеческий век. Однако этого нет на самом деле. Между смертию Манассии и нашествием халдеев протекло только 38 лет; следовательно поколению, жившему в последние годы Манассии, можно было возвещать о халдейской грозе, как о деле, имеющем воспоследовать в их дни. В пользу мнения о деятельности пророка во времена Иосии указывают еще на то, что пророк своею подписью к своему молитвенному псалму назначает этот псалом для употребления при общественном храмовом богослужении. Такого рода предназначение псалма предполагает собою восстановление богослужения, а восстановление совершил Иосия во вторую половину своего царствования; следовательно, заключают, псалом пророка Аввакума относится ко второй половине царствования Иосии. Но и это так, по-видимому, логично построенное основание не может быть признано аргументом, решающим вопрос. Дело в том, что и Манассия, после своего возвращения из плена вавилонского, также изгнал из храма идолов, восстановил жертвенник Иеговы, принес на нем хвалебную и благодарственную жертву и заповедал народу служить законно Иегове, Богу Израилеву ( 2Пар.33:15–16 ). Следовательно и во времена Манассии Аввакум мог уже назначить свою молитвенную песнь для употребления при богослужении во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Псалом 103 Да будет Господу слава во веки за Его премудрое мироздание и промышление о всех тварях. Псалом Давиду, о мирстем бытии, точнее – не только о творении, но и о промышлении. 1–2. Благослови душе моя Господа. Господи Боже мой, возвеличился ecu зело: во исповедание и в велелепоту облеклся ecu: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу. При созерцании необъятного мироздания, дивного в нем порядка и промышления Божия о всем творении, псалмопевец приходит в восторг и в торжественной песни восхваляет величие Божие (ср.ст.33–34). – «Благословляй, душа моя, Господа! – Господи Боже мой, возвеличился ecu зело, – Ты открыл свои свойства и совершенства весьма дивно – и в творении и в промышлении о нем. – Во исповедание и велелепоту облеклся ecu, – величие мироздания возбуждает восторг и хвалу псалмопевца. Великолепие всего сущего представляется ему как бы одеянием – покровом, – как бы великолепной палаткой Царя Вседержителя. – «Ты одеваешься светом, как ризою» – на всем мироздании, как верхняя одежда – свет: он покрывает все и является как бы ризой – плащом. Простираяй небо яко кожу, – Ты распростер небо как кожу – как палатку, покрытую кожей. Все это так легко, и вместе так величественно и великолепно, что все обитатели под покровом этой палатки прославляют Владыку Вседержителя. 3–4. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Превыспренняя – поднебесные пространства, самые возвышенные над землей – Ты, Господи, покрываешь водами, т. е. облаками, подобно тому, как в палатке вверху подвешиваются мехи с водою. – Полагаяй облаки на восхождение свое, – облака, именно – грозовые тучи, Ты делаешь своим восхождением или восходишь на них, как царь на колесницу, и шествуешь... Ходяй на крилу ветреню, – Ты шествуешь на крылах ветра, которые как кони несут Твою колесницу – грозовое облако. – Ты творишь Ангелами своими духов, слугами Твоими – огонь пламенеющий, «иначе – пред Твоей грозной колесницей быстро мчатся духи – ветры, вестники Твоего шествия, и летят молнии, как слуги, подобно тому, как обыкновенно пред царской боевой колесницей бегут слуги – вестники и возвещают о грозном шествии царя на поле битвы...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 33 «Псалом – Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде». Давид, убежав от Саула, пришел в Номву – город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по некоему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных – хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и товарищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы (1). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвященная Господу (2). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику – царю Гефскому – Анхусу. Поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно говорили о нем; то, убоясь сего, Давид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно движение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по подбородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состоявшее в том, что будто он послан Саулом. (1) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предызображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иереев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим. (2) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей: – вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завернут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе... и дал оный ему( 1Цар. 21:9 ). Почему ж 1-я Царств повествует, что Давид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Мк.2:26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Авиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду ( 1Цар.22:20 ). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 8 Надписание в славянской Библии указывает или на способ музыкального исполнения псалма на инструменте с отверстиями, похожими на отверстия в точиле, или на время употребления псалма при выжимке винограда, каковая работа сопровождалась обыкновенно песнями ( Суд. 9:27 ; Иер. 48:33 ) С евр. языка – «на гефском орудии» (гиттит), т. е. на инструменте, заимствованном евреями из филистимского города Гефа, который мог походить на точило. Все надписание можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда, как народная песнь. Указанным обстоятельствам употребления псалма отвечает и все его содержание, представляющее хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку в разумно и прекрасно устроенной Вселенной. Так как главным предметом содержания псалма является изображение величия Божия в природе, предполагающее в писателе псалма – Давиде продолжительное наблюдение и созерцание ее, а этому последнему Давид мог отдаваться только до своего выступления на общественное служение, когда сначала преследования от Саула, а потом – войны и дела управления государством отвлекали его внимание в другую сторону, то написание означенного псалма нужно относить ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее. Пс.8:2 .  Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! «Земля» и «небеса» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма. Пс.8:3 .  Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Псалом 87 Надписание сего псалма составляет стих 1 и читается так: Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о маелефе еже отвещати, разума Еману исраилтянину. Оно состоит из отдельных отрывочных изречений, поставленных, по-видимому, в некоторую связь. Первые четыре слова в сем надписании имеют то же значение, как и в надписании предыдущего, 86-го псалма. Они значат: «псаломская песнь, переданная сынам Кореевым». Следующее слово: в конец – имеется и в надписаниях многих других псалмов (30, 35, 38, 39, 64 и др.), и с тем же значением: «начальнику хора, для исполнения»; а еврейское слово о маелефе, по изъяснению разных толковников, указывает здесь на музыкальный инструмент, на котором псалом сей должен быть исполняем, и не только при участии певцов, но и с аккомпанементом музыкального инструмента, и при том антифонно, так, чтобы пели два хора, причем один как бы отвечал другому (еже отвещати). Слова: разума Еману исраилтянину («по разумению Емана») – по переводу с еврейского означают: «учение Емана израильтянина». Сей Еман был начальником одного из хоров, учрежденных Давидом царем для участия в богослужении при скинии ( 1Пар.6:33, 15:17 ), и ему нужно приписать составление сего псалма. Таким образом, все выражения, составляющие надписание сего псалма, соединенные в одну речь, имеют такой смысл: псаломская песнь, переданная сынам (т.е. потомкам) Кореевым (певцам и музыкантам) для исполнения на известном музыкальном инструменте, при участии хорового антифонного (двухстороннего) пения, составляет учение, или поучительную песнь, Емана израильтянина. Пс.87:2–3 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Как видно из содержания всего псалма, составитель его был удручен великою скорбию, находился в тяжких страданиях и потому обращается с молитвою к Богу, как единственному Защитнику и Помощнику во время скорби и печали, причем выражает, что среди одержащих душу его зол он непрестанно – и день и ночь – молился Богу: Господи Боже, Спаситель мой (Боже спасения моего), к Тебе взывал я днем, и ночью я пред Тобою (на молитве). Пусть дойдет до Тебя молитва моя, обрати милостивое внимание Твое (приклони ухо Твое) на мое моление. Свою молитву псалмопевец считает слабым, едва слышным шепотом больного, и потому умоляет, чтобы Господь Бог, как истинный Врач душ и телес, приклонился к нему, дабы расслышать его, как делают обыкновенные врачи со слабым больным; просит, чтобы Господь Бог обратил на него Свое милостивое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 105 Закончив подробное изложение истории еврейского народа его выходом из Египта, писатель продолжает излагать особенно выпуклые события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине. Славьте Господа за все Его милости, которые неисчислимы (1–3). Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов (4–5). Мы постоянно грешили пред Тобою. Народ возмутился пред Чермным морем, но Ты иссушил его, провел посуху Твой народ, а врагов потопил (6–12). Но это благодеяние скоро было забыто. В пустыне, при ропоте, Бог чудесно ниспослал пищу, но вместе с тем и наказал ропщущих («гробы похотения»). Возмутившиеся против Моисея и Аарона были поглощены землей. Народ оскорбил Бога поклонением тельцу у Хорива, но по заступничеству Моисея Господь помиловал его (13–23). Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание (24–27). Достигши восточной Иорданской долины они отдались идолопоклонству, за что были наказаны, а ревнитель Иеговы Финеес награжден. У вод Меривы они снова прогневали Господа и даже Моисей, погрешивший устами своими, был наказан (ему не дано войти в Палестину) (28–33). Много раз по овладению Палестиной они оскорбляли Бога уклонением к идолопоклонству, за что Господь насылал на них врагов, а при покаянии – спасал их (33–46). Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое (47). Пс.105:1 .  Славьте Го­с­по­да, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Первый стих представляет, вероятно, употребительную литургическую прибавку, как и в псалме 104. Пс.105:2 .  Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? Пс.105:3 .  Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! Вопрос второго стиха – риторический. Ответ на него вытекает из всего изложения в предыдущем псалме истории водительства Богом еврейского народа и тех многочисленных чудес, которые Он совершал для них: всех великих дел Божиих невозможно пересказать, а потому нет меры и той хвале, которая должна быть воздаваема Ему. – «Хранящие суд и творящие правду» – всегда следующие предписаниям Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 33 на псалом 123 88 Пс.123:1 .  Песнь степеней. Если бы не было Господа с нами, да скажет Израиль. Псалмопевец внушает Израиль­тянам, возвратившимся из плена, приписывать свое спасение Господу. – Для чего им дана была безопасность не вдруг, а мало-помалу? «Живыми они поглотили бы нас» ( Пс.123:3 ). – Как человек может усмирять свои страсти? – На кого можно гневаться? – Сравнение сильного гнева врагов с потоком и значение этого. – «Благословен Господь, не предавший нас в добычу зубам их!.. Помощь наша в имени Господа» ( Пс.123:6, 8 ). 1. Часто я говорил, и теперь скажу, и не перестану гово­рить: велик плод плена и может приводить внимательных к любомудрию. В самом деле, посмотри, что говорят теперь после плена те, которые прибегали к идолам, отвращались от Бога и предавались нечестию, как они приписывают свое спасение Богу? И пророк, как превосходный хороначальник, заповедует им непрестанно говорить это. Сказав наперед сам, он внушает и им, как учитель ученикам, говорит: «если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живыми они поглотили бы нас» ( Пс.123:2–3 ). Они были безоружны, наги, пленники, рабы, только что освобо­дились от бедствий, имели город без стен, или даже вовсе не имели города, и по возвращении были для всех готовою добычею; но вместо стены и крепости был у них Бог. То же и мы ныне будем говорить: «если бы не было Господа с нами..., то живыми они поглотили бы нас». Действительно, чего не сде­лал бы враг наш диавол, «если бы не было Господа с нами»? Послушай, что Христос говорит Симону: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:31, 32 ). Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, полу­чив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разру­шил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил его имение, умертвил его де­тей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то, не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех? Потому и говорит пророк: «если бы не было Господа с нами». Они были весьма малочисленны и бедны, и многие нападали на них по возвращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010