Псалом 9 Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида. Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1–21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206–210). Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14–21). Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 106 Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами ( Пс.106:3 ). Обстоятельства, при которых он был написан, указаны в Пс.106:36–38 . Евреи были озабочены восстановлением разрушенных городов, разведением виноградников, засеванием полей и получили от своих трудов богатый урожай. Во всем псалме не видно разочарования или горестного чувства, не говорится также о построении храма и препятствиях в этом деле. Отсюда можно заключить, что псалом написан по возвращении из плена вавилонского еще до времени построения второго храма, когда козни самарян и некоторые нестроения во внутренней жизни самих евреев не успели обнаружиться. Имя писателя неизвестно. В псалме хвалебное обращение к Богу, повторяемое четыре раза, делит весь псалом на пять частей Пс.106:2–7 ; Пс.106:9–14 ; Пс.106:16–20 ; Пс.106:23–30 ; Пс.106:33–43 . Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2–7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9–14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16–20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23–30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33–43). Пс.106:3 .  и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. Под «морем» здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 13 В конец, псалом Давиду И этот псалом обещает указать конец того, что в нем предсказано Давидом. На основании сего некоторые с Василием находят здесь пророчество о том, что имело быть во времена царя Езекии и осады Иерусалима Сеннахеримом – царем Ассирийским; другие, как Афанасий, – пророчество о событиях, относящихся к воплощению Христову. Что касается до нас, то мы будем изъяснять этот псалом в отношении к тому и другому мнению. Пс.13:1 .  Рече безумен в сердце своем: несть Бог Безумный Сеннахерим сказал, говорит, в сердце своем, что Бог Иудейский не есть Бог . Ибо если бы он верил, что Он действительно Бог, то не дошел бы до столь нечестивого помысла и особенно в то время, как ежедневно мог слышать о чудесах, произведенных Богом над врагами иудеев. Таковые внутренние помыслы он не замедлил выразить и словом, злословя Бога Израилева и отправил первого вождя своего – Рапсака – для осады Иерусалима, как это читаем в 4-й Царств в глав. 18 и 19 и у пророка Исаии в глав. 36 и 37 16 Растлеша и омерзишася в начинаниях Те, говорит, которые окружали царя Сеннахерима, были растленны, как потерявшие правильное познание о Боге и благочестии; они же были мерзки и ненавистны пред Богом по причине неправедных и злых дел своих. Ибо сии нечистые оскорбляли Бога и поносили Его, что Он бессилен и не есть Бог, а народ иудейский устрашали истреблением его. Гордясь таковым поведением своим, они марали и сквернили себя пьянством и сладострастием. Можно думать, что в этом стихе сделано переложение слов, которое можно исправить так: они растленны в стремлениях своих и гнусны 17 Несть творяй благостыню, несть до единаго Нет, говорит, в числе людей Сеннахерима ни одного доброго, но все злы. Пс.13:2 .  Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй пли взыскаяй Бога Бог, говорит, воззрел на сынов человеческих, т. е. принадлежавших Сеннахериму, и находившихся в таком растленном и гнусном состоянии; воззрел, говорит, с неба, потому что почитался живущим на небе; как сказано: Живущий на небесах ( Пс.2:4 ) воззрел, чтобы видеть, найдется ли кто-либо между ними познающий Бога из сотворенных Им чудес, и ищущий Его, т. е. призывающий имя Его согласно с сим: я искал Господа и Он услышал меня ( Пс.33:4 ), ибо некоторые из знающих Бога предаются своевольствам и не признают Его за Бога (3). Давид человекообразно представил Бога преклоняющимся с неба, как бы с высоты, и смотрящим. Ибо как Бог везде, так и знает все. Надобно заметить, что этот образ выражения, т. е. что Бог наклоняется и смотрит, находится во многих местах священного Писания; а сказать иначе, сими словами Давид изображает повсеместное посещение и видение Божие; поелику Он смотрит с неба на землю, и знает все подробно и столь беспредельное почти расстояние не препятствует Ему в том нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 33 Благословен Господь, ибо Он слышит молитвы кротких и избавляет их от всех лищений и скорбей. 1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде. Псалом этот написан Давидом в то время, когда он изменил лице свое или переменился, точнее – притворился умопомешанным – пред Авимелехом, т. е. пред царем Гефским Анхусом, который здесь называется Авимелехом, общим именем царей Филистимских, подобно тому, как египетские цари назывались фараонами, римские цезарями и т. п. Но псалом написан собственно после того уже, как Анхус отпустил, точнее – изгнал Давида и он ушел. Спасаясь от преследований Саула, Давид, находившийся некоторое время в городе Номве, но угрожаемый Сауломе, убежал отсюда и пришел к Анхусу, царю Гефскому. «И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? Не ему ли пели в хороводах, и говорили: Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч? Давид положил слова эти в сердце своем, и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, кидался на руки свои, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхусе рабам своим: видите, он человек сеумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? Неужели оне войдет в дом мой? И вышел Давид оттуда, и убежал в пещеру Адолламскую» ( 1Цар.21:1,10–15;22:1 ). Таким образом, спасшись от Саула и от Анхуса, Давид и благословляет Бога в сем псалме. 2–3. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Испытывая на себе милости Божии постоянно, Давид благодарит Господа также постоянно. «Благословлю Господа, говорит он, во всякое время» – и в благополучии и в бедствиях, – и в родной земле и в стране изгнания. «Хвала Ему непрестанно в моих устах» – в уединенной ли молитве в тишине ночи или в сильных музыкальных звуках псалма, в сонме народа, во дворе пред святилищем Божиим. – «Ради Господа будет хвалиться душа моя» – в единении с Ним, при промышлении Его о верных Ему. Такая хвала Господу будет во всеуслышание, дабы слышали то кроткие – твердо надеющиеся на заступление Божие, с покорностью Промыслу Божию, терпеливо ожидающие милости от Бога, и, слыша непрестанную хвалу Богу из уст спасенного Им, тем с большим терпением переживали свои испытания и радовались спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 67 Надписание псалма указывает как на писателя – Давида, так и на способ исполнения, на вокально-музыкальное исполнение, причем музыка здесь занимает главное место ( «Псалом. Песнь»). Время и повод написания можно определить по содержанию псалма. В псалме описывается торжественное шествие ( Пс.67:25–27 ) пред Кивотом Завета, в котором принимал участие весь еврейский народ ( Пс.67:27–29 ). При этом несении Ковчега в Иерусалим ( Пс.67:19 ) с востока ( Пс.67:5 ), Господь восхваляется за все свои многочисленные блага, дарованные еврейскому народу: назначение ему Палестины для обитания, дарование закона Моисеева и, особенно, победы над врагами. Воспевание Бога, как Всемогущего, существа грозного и непобедимого для врагов и изображение ликования евреев по поводу какой-то победы, сопровождавшейся богатой добычей ( Пс.67:12–15 ), составляют главное содержание псалма и основной его тон. Эта особенность свидетельствует, что псалом написан после какого-либо поражения сильных врагов, почему нельзя здесь видеть изображение мирного торжества, напр., вроде перенесения Кивота из Кариаф-Иарима. Такой победой могла быть одержанная Давидом над сиро-аммонитянами, самыми сильными его врагами. Этот псалом, за необыкновенную сжатость выражения мыслей, недостаточную ясность текста, обилие образов, считался самым трудным для объяснения, и даже непреодолимым, почему называли его «крестом для умов и укором для толковников». Да восстанет Бог и рассеет врагов, как дым. Праведники же да возрадуются (2–4). Пойте Господу, Который является отцом сирых (5–6). Он освободил узников от оков, провел через пустыню до Синая (7–8). Бог в нужде подкреплял свой народ, обращал в бегство врагов последнего и назначил для мирной и счастливой жизни уделы своему народу (9–15). Тщетна зависть высоких гор Сиону, так как Господь на нем останется пребывать навсегда (16–17). Господь всемогущ: у Него тьмы колесниц и Он вошел на высоту пленив плен (18–19). Будем благословлять Господа, нашего спасителя, Который сокрушит всех своих врагов, куда бы они ни скрывались (20–24). Этот грозный и великий Господь торжественно входит в Иерусалим, сопровождаемый хором певцов и музыкой, окруженный предводителями колен (25–28). Утверди, Господи, Твое покровительство Иерусалиму. Тебе здесь будут приносить дары египтяне и другие цари (29–32). Царства земные! Воспевайте Господа, покровителя Израиля, которому он даст силу и крепость (33–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 75 Господь, как могущественный и страшный Судия, совершал чрезвычайный суд Свой с неба над врагами Сиона. 1. В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину. Надписание показывает, что сей псалом, по своему содержанию, относится ко Ассирианину, точнее – к Ассирийскому войску, т. е. псалом написан во славу Господа и в благодарение Ему за истребление под стенами Иерусалима в одну ночь всего Ассирийского войска, осадившего город под начальством гордого полководца Рабсака, посланного царем Сеннахиримом. 2–3. Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. Единый истинный Бог во Иудее ведом, ибо Он не только открыл Себя народу Израильскому некогда на Синае, в Законе, данном чрез Моисея, но и явил Себя в самой Иудее, и даже на Сионе в чрезвычайном суде Своем над врагами Стона (ст. 4 и сл.). – Во Израили велие имя Его, – имя Божие, т. е. свойства и совершенства, соединяемые с именем Господа, велики в народе Израильском; ибо открывается народу и понимается им это величие во многих чудодейственных делах промысла Божия о народе, в особенности в защите его от сильнейших врагов его – Ассириян, причем особенно ясно открылись всемогущество и благость Господа (ст. 9–10 и др.). 3–4. И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Бог, как Царь, проявил свое могущество особенно близ места своего обитания на земле. – И бысть в мире место Его, – не смотря на то, что громадные полчища врагов подступили к месту, где обитает Господь, и требовали войны, оно осталось в мире. И жилище Его в Сионе, – место постоянного присутствия Бога, как жилище Его, это – храм Божий на Сионе: и это святое жилище осталось в мире, хотя оружие врагов угрожало нему разрушением. – Почему же осталось это место в мире? – Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань, – там, на месте жилища Божия, осажденного врагами, Господь сокрушил всякое оружие врагов, и крепкие луки, – с коих пускались крылатые стрелы, и оружие, собственно – тяжелое вооружение, – копья и щиты, большие и широкие мечи; а вместе с тем уничтожил и самую брань-битву (Ср. Ис.37:33,36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 9. Благодарственная песнь Господу за поражение врагов, с горячею молитвою о новом, скорейшем их поражении и истреблении Псалом 9-й представляет собою соединение двух, различных по своему характеру, песней, – благодарственной по случаю победы над враждебными народами (ст. 1–21) и просительной – об избавлении народа Божия от угнетения гордых и жестоких язычников (ст. 22–39), почему в евр. т. (=халд, и сирск.) и разделяется на два отдельные псалма 9 и 10-й (см. выше, стр. 55–56). Но не без основания 70 толк. (=лат., арабск., слав. и русск.) соединили обе эти песни в один псалом, потому что, при необычном в этой части собрания псалмов отсутствии надписания у второй из них, обе они близко сходятся между собою не только в общей своей мысли, выражении упования на Господа, но и в одинаковом изображении народа Божия, как бедных, нищих и угнетённых чтителей Господа (ср. ст. 10, 13, 19 с 23, 30, 31, 33, 35, 38 и 39), а врагов его, как гордых и нечестивых язычников (ср. ст. 6, 17, 18, с 23–28, 34, 36–37), равна как и во многих других частных мыслях и выражениях (ср. ст. 10 с 22; 13 и 20 с 33; 5–8 с 36–37; 19–21 с 39), и даже во внешней форме построения, так как в обеих заметно одинаковое строфическое расположение, большею частью четырестишиями, и акростихическое построение по евр. алфавиту, которое, начавшись в первой половине псалма, продолжается потом во второй, хотя и с пропуском некоторых букв, но с соответствующими им строфами, за которыми опять следует продолжение алфавита. Все эти черты сходства очевидно не могут быть объяснены случайными совпадениями и ведут к предположению, что обе части псалма близки одна к другой по времени и обстоятельствам своего происхождения, и что вторая из них написана была вскоре после первой и для продолжения ее при неожиданно изменившихся отношениях к неприятелям, когда, вслед за радостным событием победы над ними, пришлось испытать горькое чувство нанесенного ими поражения. Итак, как псалом, по свидетельству надписания (ст. 1), положению своему среди исключительно Давидовых псалмов и по всем внешним и внутренним признакам, бесспорно принадлежит Давиду, то можно полагать, что он относится ко времени войн Давида с сирийцами, когда вслед за славными победами над этими врагами на северной границе царства ( 2Цар.8:3–8 ; 1Пар.18:3–8 ), получено было известие о неожиданном, опустошительном набеге идумеев на южные пределы ( 1Пар.18:12 ; Пс.59:2 и 3; 3Цар.11:15–16 ) 110 которое естественно должно было изменить радость победного торжества в сетование пред Господом о поражении.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 33. Благодарение Господу за Его милость и наставление страху Божию Псалом 33 есть благодарственно-поучительная песнь, в которой псалмопевец, исполненный благодарных чувствований за дарованное ему избавление от грозившей опасности, высказывает намерение всю жизнь свою прославлять Господа и приглашает к тому с собою и всех других верующих, причем желая, чтобы все люди, подобно ему, удостоились милости и помощи Божией, он с отеческою любовию поучает их страху Божию, удерживанию себя от грехов, не только делом, но и словом, и смиренному упованию на Господа, стараясь убедить их в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие. По форме изложения – псалом принадлежит к числу так называемых алфавитных псалмов, так что число стихов его, кроме надписания, соответствует числу 22 букв еврейского алфавита и каждый стих его в евр. т. начинается с новой по порядку буквы 141 ; но вследствие такой искусственной формы он, подобно другим алфавитных псалмам (ер. Пс.24 ), не отличается строгою последовательностью и состоит большею частью из отдельных, как бы приточных изречете, повторяя в разных выражениях одни и те же главные мысли. Написан он по свидетельству надписания (ст. 1) Давидом, когда он притворился безумным пред Авимелехом, и был изгнан от него и удалился. Словами: когда притворился безумным, без сомнения, указывается случай в жизни Давида из времени Саулова гонения, описанный в 21 гл. 1 кн. Царств (ст. 10–15). Именно: спасаясь от преследования Саула, Давид, запастись в Номве хлебом и оружием, убежал в Геф к филистимскому царю Анхусу, в надежде, что тот окажет покровительство храброму военачальнику враждебного ему царя. Но придворные Анхуса, не могшие простить Давиду еще недавно нанесенных им филистимскому народу поражений и особенно его победы над Голиафом, указывая на эту последнюю своему царю, стали выставлять пред ним Давида, как опасного своего врага. При таких наговорах положение Давида в среде филистимлян сделалось очень опасным: ему не только не обещали защиты, но и задерживали его в Гефе, не позволяя убежать оттуда (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 88 В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме ( Пс.88:39–46 ). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского, бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его ( 3Цар. 14:25–26 ; 2Пар. 12:1–12 ). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом. Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2–5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6–15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16–19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20–33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39–46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47–52). Пс.88:2 .  Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Пятая книга Псалтири. Псалмы 106–150 «Камень, который отвергли строители, что сделался главою угла, это от Господа и есть дивно в очах наших.» ( Мк.12:10–11 ) Псалом 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена 801 . Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей ( Ездр.3:4 ), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3:11) 802 . – Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена. Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2–3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4–9) 803 ; II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10–16) 804 ; III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17–22) 805 ; IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23–32) 806 . С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу – богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33–34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010