Оглашение 32-е. О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей Преподобный Феодор Студит (759, Константинополь – 826, Вифиния) – выдающийся подвижник, богослов, защитник иконопочитания от ереси иконоборчества, создатель Студийского богослужебного устава, автор прекрасных гимнографических текстов, глубоких духовных наставлений монашествующим, ярких проповедей. Преподобный Феодор родился в Константинополе в аристократической семье, получил хорошее образование – его отец надеялся, что он станет видным имперским чиновником. Однако, по смерти отца, Феодор в возрасте 22 лет – под влиянием благочестивой матери, вместе с ней, двумя братьями и сестрой – принял монашеский постриг. Около 790 года он был рукоположен в пресвитеры, а с 794 года стал игуменом монастыря в местечке Саккудион. В 798 году, вместе с братией своего монастыря, по предложению святой императрицы Ирины, преподобный Феодор переходит в известный Студийский монастырь в Константинополе. Здесь он создал знаменитый Студийский устав монастырской жизни, регламентировавший в том числе и порядок православного богослужения. Долгое время этот устав был распространен на всем православном Востоке, в том числе и в Русской Церкви. Монахи Студийской обители под руководством преподобного несли свой подвиг в соответствии со строгими общежительными принципами. В декабре 814 года преподобный Феодор Студит вступил в решительную борьбу со «второй волной» иконоборческой ереси. Преподобный Феодор претерпел страшные гонения от еретиков – тюремное заключение, ссылку, жестокие бичевания, от которых чуть не умер, однако продолжал стойко хранить верность православному исповеданию. Преподобный скончался 11 ноября 826 года. В период своего игуменства в Студийской обители Феодор Студит регулярно произносил перед монастырской братией поучения, составившие в его письменном наследии два обширных цикла – «Великое оглашение» и «Малое оглашение». Публикуемая проповедь «О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей» относится к «Малому оглашению». Она была произнесена в период между 821 и 826 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Преподобный Феодор Студит (759, Константинополь – 826, Вифиния) – выдающийся подвижник, богослов, защитник иконопочитания от ереси иконоборчества, создатель Студийского богослужебного устава, автор прекрасных гимнографических текстов, глубоких духовных наставлений монашествующим, ярких проповедей. Преподобный Феодор родился в Константинополе в аристократической семье, получил хорошее образование – его отец надеялся, что он станет видным имперским чиновником. Однако, по смерти отца, Феодор в возрасте 22 лет – под влиянием благочестивой матери, вместе с ней, двумя братьями и сестрой – принял монашеский постриг. Около 790 года он был рукоположен в пресвитеры, а с 794 года стал игуменом монастыря в местечке Саккудион. В 798 году, вместе с братией своего монастыря, по предложению святой императрицы Ирины, преподобный Феодор переходит в известный Студийский монастырь в Константинополе. Здесь он создал знаменитый Студийский устав монастырской жизни, регламентировавший в том числе и порядок православного богослужения. Долгое время этот устав был распространен на всем православном Востоке, в том числе и в Русской Церкви. Монахи Студийской обители под руководством преподобного несли свой подвиг в соответствии со строгими общежительными принципами. В декабре 814 года преподобный Феодор Студит вступил в решительную борьбу со «второй волной» иконоборческой ереси. Преподобный Феодор претерпел страшные гонения от еретиков – тюремное заключение, ссылку, жестокие бичевания, от которых чуть не умер, однако продолжал стойко хранить верность православному исповеданию. Преподобный скончался 11 ноября 826 года. Авторство публикуемого «Слова на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» ранее традиционно приписывалось преподобному Иоанну Дамаскину ; однако, вероятнее всего, гомилия принадлежит преподобному Феодору Студиту . Текст перевода (с небольшими уточнениями) печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. 1. Ныне светло празднует тварь, принимая Новое Небо – Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Р. 493). – Ред. 331 По поводу отношения преп. Феодора к Евхаристии можно сказать, что в одном из своих писем (письмо 553) он рекомендует частое Причащение, а из другого (письмо 554) можно узнать, что сам он служил Литургию каждый день, и даже находясь в тюремном заключении (если была к тому возможность). В первом «Антирретике» преп. Феодор говорит, что Евхаристия содержит в себе вкратце все Божественное Домостроительство Спасения (TSGC. Р. 500). – Ред. 338 Ученик преп. Силуана Скитского. О нем см.: Достопамятные сказания. Авва Марк, 1 (TSGC. Р. 500). – Ред. 347 В NPB иное надписание: «О том, что падения ближнего следует воспринимать как свои собственные». – Ред. 348 Здесь и далее в этом оглашении местоимение первого лица стоит во множественном числе либо в силу традиционного для византийской церковной лексики именования высокопоставленных лиц, либо в силу того, что преп. Феодор говорит здесь не только о себе, но и о других близких к нему по управлению монастырем людях (например, о преп. Платоне, брате Иосифе и др.). – Ред. 356 Монахи в Студийском монастыре преп. Феодора, находившемся в столице, происходили в основном из городского населения, но часть монахов преп. Феодор привел с собой из Саккудиона, и они были, по-видимому, из сельских жителей. Преп. Феодор не раз подмечает разницу между ними и считает своей пастырской задачей сгладить ее своими увещаниями (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 52. Σ. 378) (TSGC. Р. 536). – Ред. 365 Французские издатели видят в этих словах намек на иконоборчество императора Льва V, воскрешающего по сути иудейский запрет на иконопочитание (см.: TSGC. Р. 550). – Ред. 373 Это вторжение датируется около 802 г., когда после периода затишья, бывшего в правление императрицы Ирины, арабы под руководством Гаруна-аль-Рашида возобновили военные действия (см.: TSGC. Р. 563). – Ред. 374 Мысленный, или духовный, Египет у святых отцов означает рабство диаволу и страстям. Корни этого образа – в книге Исход, где описывается египетское рабство евреев. – Ред. 376 Мысленный, или духовный, Вавилон так же, как и мысленный Египет, у святых отцов образно обозначал рабство диаволу и страстям. См. Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 1, 3; 11, 115, 116; 13, 142 (см.: TSGC. Р. 566). – Ред. Читать далее Источник: Великое Оглашение/Преподобный Феодор Студит. - Репр. изд. - М. : В 3 част. - М.: Изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000-./Ч. 1. - 2001. - 384 с.; Ч. 2. - 2001. - 352 с.; Ч. 3. - 2002. - 335, с. (Святоотеческое наследие). ISBN 5-88904-022-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Много прошло времени от начала борьбы за почитание икон, и до конца ее. Много бурных волнений испытала Церковь , немало тревог видело и государство. Велик и интерес эпохи для историка. К сожалению, история не может еще похвалится результатами научных исследований времени иконоборческих волнений. Много тут остается темного, неразгаданного и весьма неясного. Мы остановились своим вниманием на одной весьма выдающейся личности из эпохи иконоборцев. Это преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит . Интерес знакомства с жизнью и деятельностью его в историческом отношении весьма велик. Преп. Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г.), выступил деятелем при Ирине (780–802 г.), проявил необычайную энергию в царствование императоров: Никифора (802–811 г.), Льва Армянина (813–820 г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г.), окончив жизнь при последнем (в 826 г.). Следовательно, при нем и на его глазах совершились такие события, как второй Никейский, седьмой вселенский Собор, царствование Ирины и борьба ее с сыном за власть и деятельность первых иконоборцев второй серии. Сами по себе эти события имеют интерес. Но преп. Феодор сам является деятелем. Интерес удваивается потому, что этот деятель выдается по своему образованию, твердости характера и общественному положению. Последнее дало ему возможность сделаться отцом монахов на все времена. Твердость характера и непреодолимое терпение в страданиях предоставили Феодору в Церкви титло исповедника. Образование и связанная с ним литературная деятельность сделали его известным, как ученого и учительного мужа. Преп. Феодор высоко держал знамя истины святой в борьбе за почитание святых икон. Никто не действовал с такой твердостью в рядах иконопочитателей IX в., как преп. Феодор. Никто лучше его не умел воодушевить других на подвиг, несведущих научить, слабых поддержать, колеблющихся и сомневающихся убедить. Он был столпом и опорою православных во дни гонений на них со стороны иконоборцев второй серии (X в.). По общественному положению своему преп. Феодор был монах. Быть монахом для него значило воплотить тип монаха древних образцовых монастырей. Жизнь его не стояла в противоречии с идеалом. Но преп. Феодор был не только монах, но и игумен. Это налагало на него известные обязанности учения, управления и руководительства. Немногих таковых игуменов, как преп. Феодор, может указать история православного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

6, 19–20). Возлюбленные братия! Что же сказать после этого о блудниках, пьяницах, чревоугодниках и т. п. людях, делающих из своего тела орудия постыдных страстей? Прежде даже до конца не погибли мы в грехах своих, спаси нас, Господи, ради Твоей милости! Отврати наше сердце от земли, плоти, мира, греха и диавола, и обрати его к небу, духу и святыне. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Преподобный Феодор Студит (Честна пред Господом смерть преподобных Его) I. Npen. Феодор Студит, память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как только началось иконоборство, родители Феодора роздали свое имение неимущим и постриглись в иночество; их примеру вскоре последовал Феодор. Преп. Феодор вел самый строгий образ жизни. Хотя он был воспитан среди всяких удобств жизни, так как родители его были люди богатые, но он нашел в себе достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всем лишениям, которые испытывали другие иноки. Он постоянно молился, трудился для братии и соблюдал строгий пост. Константинопольский патриарх Тарасий посвятил Феодора в пресвитера, а в 794 году братия упросила его управлять монастырем, где он жил. В 789 году начал царствовать Kohcmahmuh VI. Новый император пожелал расторгнуть свой брак и вступить в брак с своею родственницею Феодотой. Так как такой поступок не дозволялся уставами Церкви, то Феодор отлучил императора от Церкви. Константин, думая привлечь Феодора на свою сторону, послал ему богатые подарки, но Феодор не принял их. Константин, раздраженный этим, послал Феодора и с ним десять иноков в Солунь. Однако твердость Феодора нашла себе многих подражателей среди духовенства, и даже папа Лев III в письме к Феодору одобрял его мужество и терпение. По смерти Константина Феодор был возвращен из Солуни, к общей радости и мирян и иноков, и по просьбе императрицы Ирины принял сан игумена Студийского, близ Константинополя, монастыря (откуда и наименование Феодора Студитом). В Студийском монастыре Феодор жил до 809 года, когда император Никифор возвратил священство пресвитеру Иосифу, отлученному от Церкви за то, что венчал императора Константина с Феодотою. Преп. Феодор обличал императора, говоря, что без покаяния не следовало прощать преступника, и тогда император сослал Феодора и многих других студийских иноков в заточение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4: PG 91, 61A–B; opusc. 6: PG 91, 65B; opusc. 7: PG 91, 81С; opusc. 1: PG 91, 48В; opusc. 15: PG 91, 161A; disp. Pyrr.: PG 91, 316C–D. 191 Например, не вдаваясь в тонкости интерпретаций, легко заметить, что, даже говоря формально, в нем нет речи ни о том, что две энергии вводят две воли, ни что две воли вводят двух волящих, к тому же – волящих противоположное. 192 Ср. аргументы Батреллоса против такой зависимости в: Bathrellos 2004, p. 89–97; однако Батреллос упускает фактор полемики с агноитами, на который обращает внимание Лурье (см. ниже). 196 «Ибо, как Слово, Он не был ни послушлив, ни непослушлив, поскольку то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно – добронравным, а другое – достойным наказания. Но, как зрак раба, Он снисходит к сорабам и рабам и принимает чуждый образ, неся в Себе всего меня вместе со всем мне свойственным, чтобы истребить Собой худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтобы я приобщился свойственному Ему через сорастворение. Посему Он на деле воздает честь послушанию, и испытывает его в страдании [ Евр.5:8 ]. Потому что недостаточно [Ему] бывает одного расположения, как и нам его недостаточно, если мы не сопровождаем его делами. Ибо дело становится доказательством расположения. Но, может быть, не менее важно предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все, что нам принадлежит, измеряет Своими страданиями, [в чем и состоит] искусство [Его] человеколюбия, – дабы на Себе узнать, что для нас возможно, и сколько должно с нас взыскивать, и сколько нам извинять, если со страданиями будет нам зачтена и наша немощь» (Gr. Naz., or. 30.6, пер. цит. по: Григорий Богослов 1889. Т. 3, с. 68). 201 В amb. 3: PG 91, 1037D–1040D он такого различения не проводил, поэтому там, говоря об «истощании», прп. Максим связывал его с тем, что Сын Божий по плоти стал подвержен страданиям. Зато в amb. 2: PG 91, 1036D–1039D кеносис соотносился именно с фактом восприятия нашей природы. 204 Вопрос об «адамовом наследии» рассматривается, в частности, Ж.-К.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

в., Антропологические: о душе С. II, 195–200, М. 91, 353–362, – письмо к архиеп. Иоанну о бестелесности души С. II, 238–243, М. 91, 423–433 и к пресв. Иоанну о продолжении сознательно-личного существование души по смерти С. II, 243–247, М. 91, 433–440. г., Нравственно-аскетические: Подвижническое слово С. I, 367–393, М. 90, 911–958, – как прибавление к нему – Главы о любви С. I, 394–460, М. 90, 959–1079, – и несколько -VI- писем С. II, 201–235, 253–255, М. 91, 363–420, 449–453 и др. д., Смешанного характера – аскетико-догматико-мистические: Главы о богословии и о домостроении воплощения Сына Божия, называемые также гностическими главами С. I, 461–511, М. 90, 1083–1174, – Главы относящиеся к богословию и домостроению С. I, 512–634, М. 90, 1177–1392, – Другие главы такого же характера С. I, 640–671, М. 90, 1401–1462, – здесь же можно назвать и Богословские Главы или Loci communes, представляющие извлечение из церковных книг и из светских писателей, коих принадлежность св. Максиму оспаривается С. II, 528–689, М. 91, 719–1018. е., Мистико-литургического характера: Тайноводство, мистико-символическое объяснение богослужение С. II, 489–526, М. 91, 657–718. ж., Хронологического характера: Computus ecclesiasticus – краткое изъяснение определение Пасхи Христовой М. t. 19, 1217–1280 и Chronologia succinta vitae Chzisti – Краткая хронология жизни Христа, изданная Bratke в Zeitschrift für kirchengeschichte 13 (1892–1893), 382–384. з., Письма: догматического, нравственного, мистического, частью же более общего и личного характера С. II, 201–381, М. 91, 363–650. и., Наконец три гимна, изданные Daniel’eм в Thesaurus hymnologicus III, 97. sq. и Μ. 91, 1417–1424. Воззрение св. Максима представляют своеобразное соединение философии, богословия и мистики. Широта философского синтеза, высота богословского созерцания, глубина мистических переживаний и тонкость диалектики открывали св. Максиму возможность стремиться к объединению греческой философии (Платона и Аристотеля) с христианским богословием прежних великих отцов (Афанасия, Григория Богослова и Нисского) и мистикою Дионисия Ареопагита и Египетских аскетов. В этом оригинальность и значение св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Благодаря свободному решению вследствие своего безмерного влечения к Богу, они словно бы в неподвижном состоянии погружены в Божество» (Там же 7; 4, 68С). «Ибо только Бог неподвижен по самой природе» (Там же). 549 Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия 1, 5; 90. 550 Амбигва; 91, 1180В. 551 Там же; CD. Гностическая сотница 2, Епифан. 34. 552 Вопросоответы к Фалассию 65; 90, 757D. 553 См. Urs von Balthasar, Hans. Présence et Pensée. Essai sur la Philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. Paris, 1942. P. 10–19. 554 «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» (2, 85; 90, 1164D–1165A; рус. пер.: Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1. М., 1993. С. 251–252) различают согласно Писанию «временные эоны» и «иные эоны, свободные от времени», а также «полноту эонов», «эоны эонов» (saecula saeculorum «века веков»), «эон эона» (saeculum saeculi «век века»), «эоническое время» и «эонические поколения». Глава (2, 86; 90, 1165АВ; рус. пер.: Там же. С. 252) повторяет оригеново толкование слов Священного Писания Господь царствует… в веке и сверх того (ср. Исх 15:18; церковнославянский перевод, дословно воспроизводящий текст Септуагинты, к которому обращался Исповедник: Господь царствуяй веки, и на веки, и еще; русский перевод: — Господь будет царствовать во веки и в вечность. — д. М. П.) выводит, исходя из этого ех ultra «сверх того» покой по ту сторону всякого эонического движения. 555 Схолии к О божественных именах 5; 4, 313С. 556 Там же; CD. 557 Там же; 316А. 558 Амбигва; 91, 1164ВС. 559 Там же; 91, 1377D–1380A. (Ср. «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» 1, 70; 90, 1109А: πας κσμος ιδοις περιοριζμενος λγοις κα τπος λγεται κα αιν «весь мир, ограниченный своими логосами, называется также и местом, и эоном»). 560 Там же; 91, 1221А. 561 Там же; А. 562 Святитель Григорий Нисский. Жизнь Моисея//PG 44, 405С. 563 Гомилии на Песнь Песней; PG 44, 852В–853А. 564 Амбигва; 91, 1292С; «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» 2, 78; 91, 1161C. 565 Амбигва; 91, 1073BD. 566 Там же; 1072ВС. 567 Там же; С. 568 Там же; 1116В. 569 Преподобный Максим снова и снова возвращается к этому: Амбигва 91, 1329АВ; 1348D; 1392AD. 570

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

(прп. Нил Синайский , 74, 149). Источник. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть (прп. Нил Синайский , 74, 225). Источник. ...Бдение, и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит он ради ненавистного тщеславия и высокомерия... (прп. Нил Синайский , 74, 333). Гели кто из болезнующих злым недугом тщеславия хочет избежать рук зловреднейшего и злейшего полчища демонов, пусть наложит узду на собственные свои уста... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. ...Уловляемый тщеславием человек не может уже быть в мире ни с самим собой, ни с ближним... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией... (прп. Нил Синайский , 74, 396). Источник. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. ...Тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения (прп. Нил Синайский , 91, 277). ...Гроздь винограда, до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая (прп. Нил Синайский , 91, 277). Тщеславный монах – бесплатный работник – несет труд, а награды не получит (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский , 91, 278). Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз (прп. Нил Синайский , 91, 278). Источник. На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молится в клети своей (прп. Нил Синайский , 91, 278). Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

50 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 7. Tomus dogmaticus ad Marinum diaconum//PG. 91. Col. 69B–89B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 59. S. 80–82. Написано в 642 г. Англ. пер.: Louth A. Maximus the Confessor. London, 1996. (The Early Church Fathers). P. 180–191. Перевод о. Э. Лаута основывается на неопубликованном критическом тексте, который был мне недоступен. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula theologica et polemica)/пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Святая гора Афон; СПб., 2014. C. 339–351. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 84D–88D (Louth A. Maximus. P. 188–190; Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 348–350). 51 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 8. Exemplum epistulae ad episcopum Nicandrum//PG. 91. Col. 89C–112B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 63. S. 93. Написано около 640 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 352–364. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 100B–112A ( Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 357–363). 52 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 9. Ad catholicos per Siciliam constitutos//PG. 91. Col. 112C–132D. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 102. S. 119–120. Написано в 646–648 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 365–376. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 124C–125C ( Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 371–372). 53 Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho//PG. 91. Col. 288A–353B. Winkelmann F. Der monen er ge tisch-monotheletische Streit. 92. S. 112–113. Написан в 645 г. Англ. пер.: The Dispu ta ti on with Pyrrhus of our Father Among the Saints Maximus the Confessor/trans. J. P. Farrell. Waymart (Pa.), 2014. Нем. пер.: Bausenhart G. «In allem uns gleich». S. 196–235. Рус. пер.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 145–237. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 344A–345C (The Disputation with Pyrrhus. P. 117–120; Bausen hart G. «In allem uns gleich». S. 229–230; Диспут с Пирром. С. 223–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010