Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. С. 134 – 144. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования ). С.143–167.  Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.87–91, 104–108, 223–224. История эстетической мысли.   Ищенко Д.С. Огласительные поучения Феодора Студита в Византии и у славян//Византийский временник. –  М.,   1979. – Т. 34. Каждан А.П. Феодор Студит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 5. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее  Подворье, 2000. С.80. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство:  Античность, Византия и Древняя Русь. – Л., 1988. С.158–160. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к " Истории вселенских соборов " .– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. – С. 209 – 217, 223 – 226. Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX  века. – СПб.: Алетейя, 2001 .   Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Новоселов М.А. Письма к друзьям. – М.: Изд–во Православного Свято–Тихоновского института, 1994. – Письмо 13. Пащенко Б. Феодор Студит//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Пеликан Я. Образы невидимого//Страницы. – 1996. – 4. Пентковский А.  Студийский устав и уставы студийской традиции//Журнал Московской патриархии.  – 2001. – 5. Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.200–203. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Преображенский В. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896.

http://bogoslov.ru/person/3167093

  Василик В.В.  Десятая гомилия патриарха Фотия//Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. 2009. 1/2 (5/6). С. 185–194. С. 192. Курсив наш, –  В.Н.   Василик В.В.  Десятая гомилия патриарха Фотия. Указ. соч. С. 187.  Там же. С. 190. Курсив наш, –  В.Н.  Там же. С. 188. Курсив наш, –  В.Н.  Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. С. 540. Курсив наш, –  В.Н.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 74.  Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 541. Курсив наш, –  В.Н.  Цитируется по  Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 74–75.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 75.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 75. Курсив наш, –  В.Н.   Кутковой В.С.  О феномене бумажной иконы.   Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, I, 34//Творения: В 3 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 300. PG 99. Col. 404. В.С. Кутковой цитирует по другому переводу: «…самый предмет в своих частных чертах (ипостась)» ( Феодор Студит , прп. Третье опровержение иконоборцев. Гл. 1.34) (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. –  Авт. ).   Кутковой В.С.  Философские основы восточно-христианской иконы… Примеч. 4 на С. 20. С. 21–22.   Феодор Студит , прп. 183. К чаду и исповеднику Фаддею //Творения: В 3 т. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 209. Курсив наш, –  В.Н. См.  Кутковой В.С.  О феномене бумажной иконы. Комм. 27 от 08.12.2015.   Бычков В.В.  Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009.   Федор Студит . Третье опровержение иконоборцев. Глава III, 10.   Бычков В.В.  Феномен иконы… С. 80.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 81.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 82. Светлый курсив – В.В. Бычкова, полужирный курсив наш, –  В.Н.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 81.   Дионисий Ареопагит , св. О Церковной иерархии 4, 3, 1 (сноска входящая во фрагмент:  Федор Студит , прп. Второе опровержение иконоборцев//Творения: В 3 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 268). скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/146576.html

Датируется оно предположительно 798–799 гг., уже после переселения в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 399–400). – Ред. 264 Обращение к брату преп. Феодора – Иосифу, бывшему пресвитером, которого Феодор оставляет на время своего отъезда в качестве игумена. – Ред. 271 В соответствии с «Великим оглашением» (II, 64. Σ. 489; 68. Σ. 475) позднее он стал игуменом монастыря «Чистых» (см.: TSGC. Р. 425). – Ред. 272 Литоий весьма часто упоминается в письмах преп. Феодора 815–821 гг. Из письма 127 видно, что он заколебался во время второго периода иконоборчества, но вернулся в Православие, к великой радости преп. Феодора (см.: TSGC. Р. 425). – Ред. 273 В 802–803 гг. в Студийском монастыре была школа для детей, готовящихся стать монахами; здесь они получали начальное образование. См.: Житие св. Николая Студита (PG. T. 105. Col. 869С) (TSGC. Р. 426). – Ред. 274 В примечаниях к французскому изданию речь идет не о посуднике, а о скевофилаксе – хранителе священных церковных сосудов (см.: TSGC. Р. 426). – Ред. 276 В этот момент преп. Феодор находился в Саккудионе и вел переписку со Студийской столичной общиной. – Ред. 277 Намек на «михианское» гонение на преп. Феодора и его монахов (ср.: Великое оглашение I, 47) (см.: TSGC. Р. 429). – Ред. 278 Греческое ακριβασμς, или иначе ακρβεια (акривия), дословно переводится как «точность», «строгость» (в применении канонических правил). Важный греческий термин, особенно в эпоху «михианских споров». Противоположен по смыслу икономии ( οικονομα)  – мягкому и снисходительному отношению к соблюдению канонических правил. – Ред. 279 Логофет – византийский государственный чиновник, отвечавший за денежные расходы в различных областях хозяйства империи. – Ред. 284 Перечисляются сподвижники преп. Феодора. Николай Студит, один из учеников преп. Феодора, которого тот готовил к игуменству (см.: Преп. Феодор Студит . Письма 10 и 416), или авва Николай (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 74. £. 512). Анфим (см.: Он же. Письма 266 и 457) был на службе у Иосифа, брата преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы видели, какую громадную роль в истории монашества играл Студийский монастырь на протяжении ряда веков как примерной жизнью своего братства, так и своим общежительным строем и уставом. За Студийским монастырем шли другие монастыри, за другими третьи. Так общежительная студийская практика постепенно внедрялась в жизнь монашества Византии, Афона, Южной Италии и России. Привнося с собой высокие евангельские принципы единства, братства, мира и любви, Студийский устав в главной своей сущности (общежитии) продолжает жить в православном монашестве до последнего времени. Создатель же его преп. Феодор Студит остается в сознании монашества, как наставник православия, учитель благочестия, премудрый строитель иноческой жизни. Его Студийская практика среди православного иночества сделала великое дело; его церковно-творческое искусство: гимны, каноны и проч. в богослужебных книгах, не перестают свидетельствовать о талантливом составителе их, Студийском игумене. К сожалению, преп. Феодора его современники очень во многом недопонимали; его независимый образ действий, его строгость и требовательность к себе и другим, вызывали у современников и даже своих студитов неудовольствие. Это доставляло преп. Феодору немало огорчений. Но замечательно, что Студийский игумен никогда не изъявлял своих жалоб пред людьми. Враги обвиняли его в честолюбии и некоторые историки поддерживают это мнение. Но осторожная и беспристрастная критика никогда не согласится с этим суждением. Ясно одно, что преп. Феодор не проявлял той «житейской осторожности», которой руководствовались некоторые из его современников в своей деятельности. Отсюда такая прямолинейность для него была причиной многих страданий и ссылок. Безошибочно можно сказать, что на протяжении VIII и первой половины IX века в Византии встречается только один неизменно энергичный монастырский деятель, Преподобный Феодор Студит . По словам одного из новейших византологов, преп. Феодор Студит являлся столпом иконопочитания, автором многочисленных писем, величайшим монастырским организатором, 282 деятельность которого заслуживает самой благодарной памяти потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ввиду вышеуказанного состоянии византийского монашества, к которому оно пришло вследствие увлечении идиоритмическим строем, возникла настоятельная потребность его основательного переустройства. Необходимо было реорганизовать монашество, «повернуть его вспять», т. е. поставить жизнь его на твердую святоотеческую основу; положить в основании его общежительные уставы св. отцов: Пахомия Вел., Василия Вел., и др., которые предписывают строгий общежительный строй, как наилучший путь, ведущий к нравственному совершенству иноков. Но кто бы мог сделать это великое дело для монашества? Какой смелый и сильный характер отважился бы поставить разваливавшееся здание монашества на новую общежительную основу? Промыслом Божиим для выполнения этого важного дела был предусмотрен св. игумен Студийского монастыря преподобный Феодор Студит . «В руце Господни власть земли И потребного воздвигнет во время на ней» ( Сир.10:4 ). Преп. Феодору Студиту с своими монастырскими реформами суждено было «вдохнуть в морально опустившееся византийское монашество новые жизненные силы», чтобы оно снова «украсилось цветами добродетелей и заблагоухало святоотеческим ароматом равноангельской жизни». Нужно сказать, что преп. Феодор при помощи Божией довольно умело справился с этими задачами. Обладая от природы светлым и глубоким умом, несокрушимой волей, неистощимой энергией, проникнутый искренним благочестием и любовью к Церкви Православной и своему народу, преп. Феодор Студит сумел воспользоваться всеми замечательными качествами своей души для развития удивительно широкой общественной и, в частности, монастырской деятельности. Устранить все нестроения монастырской жизни и преобразовать монастыри в настоящии киновии по уставу св. Василия Вел. – препод. Феодор Студит поставил главной задачей своей жизни. По словам Соколова, святой Студийский игумен своей неутомимой монастырской деятельностью «дал содержание целой исторической эпохе, обозрение которой в некоторых областях вызывает глубокий научный интерес». 27 Часть 2. Деятельность преп. Феодора Студита по реорганизации Византийского монашества

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Так, однажды иконоборческие солдаты начали бросать камнями в известную икону Христа Споручника, поставленную Ириной на прежнем месте над воротами императорского дворца. Император, под предлогом прекращения беспорядков, приказал снять икону. Православные, во главе которых стояли константинопольский патриарх Никифор и знаменитый настоятель студийского монастыря, Феодор Студит , видя, что начинается гонение на иконы, устроили совещание и решили твердо держаться постановления седьмого Вселенского собора. Узнав об этом, император пригласил к себе патриарха, все еще рассчитывая путем убеждения достигнуть уничтожение иконопочитания. С патриархом явились Феодор Студит и другие православные богословы, и на предложение императора о примирении с иконоборческой партией решительно отказались сделать какие-либо уступки еретикам. Не достигнув уничтожения иконопочитания переговорами, Лев Армянин принялся за насильственные меры; он издал указ, по которому монахам запрещалось проповедовать об иконопочитании. Указ должны были подписать все монахи, но подписали только немногие. Феодор же Студит написал окружное послание к монахам, в котором убеждал повиноваться больше Богу, нежели людям. Император пошел дальше в своем преследовании иконопочитания. В 815 г. патриарх Никифор был низложен и сослан, а на его место поставлен иконоборец Феодор Касситер. Новый патриарх созвал собор, на котором седьмой Вселенский собор был отвергнут, а иконоборческий собор Константина Копронима 754 г. признан законным. Впрочем, собор Феодора Касситера хотел сделать уступку православным, предлагая предоставить воле каждого почитать иконы или нет, т.е. признать иконопочитание необязательным. Только немногие монахи, пришедшие на собор по приглашению, согласились на это предложение, но и те, после убеждений Феодора Студита , отказались. Большинство же, под руководством Феодора Студита, не хотело знать ни нового патриарха, ни собора, ни его предложений. Феодор Студит не побоялся даже открыто выразить протест против иконоборческих распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Самим Богом на него возложены другие обязанности. А в церкви положи Бог первыми Апостолов, вторыми пророков, а третьими учителей 11 ,– и вот они по воле Божией устраивают дело веры, но не цари. Император отослал от себя защитников икон. Вскоре появилось распоряжение его, чтобы архимандриты и игумены не сходились между собой для беседы о религиозных предметах и не давали бы ответов спрашивающим со стороны. Велено было отобрать подписки от всех настоятелей монастырей, что они согласны исполнить распоряжение императора. Некоторые из настоятелей подписались. Да, вероятно, императорское распоряжение предъявлялось к исполнению и белому духовенству. Во главе не согласившихся дать подписки стоял преподобный Феодор Студит . Он написал несколько посланий к послушным воле императора, в которых обличал их, как отступников и предателей. Император между тем шел далее в борьбе с иконопочитателями. В марте месяце 815 года, он низверг патриарха Никифора. На место его был возведен иконоборец Феодор Касситер, до этого служивший в рядах воинов. Многие не признали законным пастырем нового патриарха. Преподобный Феодор Студит , в неделю Ваий, в своем монастыре устроил крестный ход с иконами. Император грозил ему наказанием, но до времени отложил исполнение угрозы. Новый патриарх первым делом собирает собор в столице. На собор был приглашен, и Феодор Студит со многими другими настоятелями монастырей. Не многие из них явились, зная наперед, что постановлено будет на соборе. Преподобный Феодор Студит указал на то, что без воли пастыря, незаконно низложенного, он не может явится на заседание. Собор все же состоялся и, как следовало ожидать, провозгласил одобрение и утверждение определения иконоборческого собора 754 года, а определения истинного вселенского собора отверг. Теперь император Лев уже действует во имя соборных постановлений. Иноки подвергают преследованию. Им предписывают в вину, что они противятся определению церкви и воле государя. С особенной силой гнев императора обрушился на преподобного Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Феодор Студийский (Студит, 759826) уроженец Вифинии (области на северо-западе Малой Азии), ортодоксальный богослов, идейный вождь иконопочитателей. Его семья приняла монашество и превратила родовое имение Саккудион в монастырь, в котором Феодор изучал предметы тривиума и квадривиума. В 798 г. он переехал в Константино-поль и стал монахом, а затем игуменом столичного Студийского монастыря. В годы правления императоров-иконоборцев этот монастырь являлся крупнейшим центром иконопочитания, и его игумена трижды отправляли в ссылку в портовый город Смирну на западном побережье Малой Азии. В своих богословских трактатах, религиозных гимнах, наставлениях монахам, речах и письмах (свыше 500) Феодор Студит говорил о верховенстве духовной власти над светской, проповедовал благочестие и покорность «матери-церкви», настаивал на восстановлении почитания икон. Он внес вклад в дальнейшую разработку теории изобразительного образа и его соотношения с первообразом. Главные установки богослова заключались в следующем: независимо от материала все изображения должны сохранять один и тот же иконографический тип; изображение выявляет «видимый образ» архетипа (первообраза), делает его «явным для всех»; икона – это особая форма выражения идеального «видимого образа», то есть вочеловечившегося Христа («описуемо-неописуемого»: его описуемость получена от матери, неописуемость от Бога-отца); человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, способна постигнуть божественную красоту. Феодор Студит подробно рассмотрел те средства, с помощью которых можно достичь высшего духовного совершенства, то есть высшей красоты. Это – соблюдение всего цикла, «ведущего нас к Богу и сочетающегося с ним» (псалмопение, чтение, поучение, молитва), пост, нестяжание, трудолюбие и другие добродетели христианской жизни «праздника великого и трудного». «Искусством искусств» и «наукой наук» Феодор Студит считал жизнь монахов, лишённую житейских забот и посвященную труду «для наслаждения вечными благами». Монашеские идеалы и самый распорядок подвижнической жизни стали основной темой поэзии Феодора Студита . В ямбических эпиграммах он создал живые образы своих собратьев, воспел их «смиренный труд», их «прилежанье целодневное», их «души чистые», которые «гееннский огнь не будет жечь», их аскетический образ жизни, позволявший достигать, «на иконы взирая», «несказанного вида небесных зрелищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 2. С. 220-222. Его необходимо, поэтому, отличать от обыкновенного, чисто психологического спокойствия. Там же. С. 228-229. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 316, 318-319. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319-320, 316. В таком воссоздании свт. Игнатий усматривает параллель с первым творением Адама, внезапно ощутившего себя живым (см.: Там же. С. 319-320). Властное действие Божие в человеке святитель описывает ещё и так: «Ты – Сильный – входишь в дом, связываешь крепкого, расхищаешь сосуды дома, расхищаешь не в погибель – во спасение! И дом и сосуды были прежде Твоими, Ты их устроил, устроил для Себя, они сами отдались в горестный плен хищнику. И были они доселе – ум мой, душа моя, тело мое – под властию лютого властелина, действовали под его влиянием. Ты приходишь: они отныне поступают в Твое распоряжение, начинают действовать под Твоим влиянием, святым, блаженным» (Там же. С. 314-315). См.: Там же. С. 316-317, 319. Ср.: «Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319. Там же. С. 315. Там же. С. 316. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Возможно, что этот образ выражения – огонь не опаляет, но орошает – навеян свт. Игнатию словами седальна из канона Пятидесятницы: «языцы бо рассеяшеся, видими яко огнь; и сих не опали, но паче ороси» (Канон в неделю Пятидесятницы, седален по 3-й песни//Пентикостарион. Л. 242 об.). В любом случае, причиной сходства выражений – тождество опыта. Свой личный опыт владыка Игнатий воспринимает как однородный с опытом Апостолов. – Ср. рассуждения Прудникова: «Обновление это – личная Пятидесятница . Она и является главным ориентиром в богословствовании владыки Игнатия.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. –К., 1907; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Его эпоха, жизнь и деятельность//Записки имп. Новороссийского ун-та. –Одесса, 1913 (1914). –Т. 113; Karlin-Hayter P. A Byzantine Political Monk, St. Theodore Studite//JOB. –1994. –Bd.44. –P. 217–32; Kazdan A. A. Theodore of Stoudios//The Oxford Dictionary of Byzantium. –New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – Р. 2044–2045; Пащенко Б. Феодор Студит //Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 3. – С. 89–90; Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 305–313, 322, 329). 648 См.; Гроссу Н . Преподобный Феодор Студит . – C. XVI–XVII; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский Ч. 2//Записки Новороссийского унта. – Одесса, 1914. – Т. 114. – С. 399–411; Латышев В. Житие преп. Феодора Студита в Мюнхенской рукописи 467//ВВ. – (1914) 1915. – Т. 21. – Вып. 3–4. – С. 222–223 (там же см. проделанное В. В. Латышевым сравнение текстов списков редакции А и полный текст Мюнхенской рукописи – с. 255–304). 649 Студийский монах Николай (ум. 868 г.) назван в Житии «блаженным» (makarimes), как обычно именовали недавно умерших лиц. Подр. о датировке см.: Лопарев Хр. М. Византийские жития святых VIII–IX вв.//ВВ. – 1910. – Т. 17. – С. 166; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. – С. 199–203; Sevcenco I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclazm. – Birmingham, 1977. – P. 116; Каждан А. П. История византийской литературы... – C. 306; ср.: Буланин Д. М. Житие Феодора Студита //Словарь книжников и книжности Древней Руси/Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 177–179 650 Феодор стал известен как идеолог ригористского, воинствующего монашества православного толка, не желавшего подчинятся патриаршему управлению, требовавшего независимости Церкви от государства и церковного священноначалия, твердой политики по отношению к императорской власти, решительного отказа от иконоборческих заблуждений (см.: Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучения. – M., 2000. – С. 104–108). Он навлек ненависть василевса Константина VI, Никифора I Геника, Льва V Армянина, подвергался бичеванию, терпел тяжелые испытания, холодные зимы, переживал отчаяние, печаль, душевное смятение, оплакивал измены некоторых из своих «чад», трижды отправлялся в ссылку, с радостью принимал выпадавшие на его долю «страдания во имя Христа» и умер в 826 г., так и не будучи возвращен в Константинополь. 651 Константин VI, родившийся 14 января 771 г. от брака Льва IV Хазара и знатной афинянки Ирины, правил сам, без вдовствующей матери-августы с февраля 790 г. до июня 797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010