Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196. Ер. II, 151. Migne, 1472 А (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Migne, 341 В, 428 Д, 34 А, 425 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). κλσις, προσηγορα – название, наименование (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196–197. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. С. 78–80. Ниже цитаты из прп. Феодора приводятся не по тексту В.В. Бычкова, а по более точному переводу в изд.: Феодор Студит, прп . Творения: В 3 т. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010–2012. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 10//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 316. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 80. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 14//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 317. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 81. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 6//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 321. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 319. Феодор Студит, прп . Против иконоборцев семь глав, 5//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 364. PG 99, Col. 496 B. (Adv. iconomach. 5). Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 322–323. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82–83. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 1//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 309. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 310. PG 99. Col. 417. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 761 с. – С. 131–134. Ep. Platonem. PG 99. Col. 500–505.

http://bogoslov.ru/article/6193373

Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 17//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 270. PG 99, Col. 361 C. Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 28//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 277. PG 99, Col. 372 B–C. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. С. 133. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 190–191. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 80–81. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 182. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213–214. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. С. 133. Василий Великий, свт. О Святом Духе 18, 45// Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. С. 135 Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 214. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 190–191. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 203. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 203–204. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 205. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 83.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям

http://bogoslov.ru/article/6193373

PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Не все пекись о плоти, но, определив ей подвиг, по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее (прп. Максим Исповедник , 91, 222). Если, когда плоть здорова и в довольстве, обычно возрастает сила греха; то явно, что когда она в скудости, юнеть следует силе добродетели. Будем же нести мужественно измождение плоти, – сию очистительницу душевных скверн и виновницу будущей славы. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8, 18 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 250). ...Возлюбим же болезненное преутруждение плоти и возненавидим ее сласти: ибо то вводит в рай и делает причастными благ его; а те изгоняют из него и лишают благ его (прп. Максим Исповедник , 91, 251). ...Угождение ему противно духовной жизни (прп. Феодор Студит , 92, 37). Не будем поблажат телу, которое святые почитали врагом и смиряли его всячески воздержанием... (прп. Феодор Студит , 92, 37). Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этот плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет (прп. Феодор Студит , 92, 110). Источник. Сколько ни корми ее, сколько ни покой, сколько ни услаждай – не превратится ли она все же в червей и и смрадную грязь? (прп. Феодор Студит , 92, 123). Когда немощная плоть начнет изнемогать, напомним себе, что, поблажая ей, усокровиществуем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия, и воспрянем к воодушевленному мужеству (прп. Феодор Студит , 92, 224). Возьмите же ее (плоть) в руки и утесните, и, по слову Апостола: угодия не творите в похоти ( Рим. 13, 14 ), но, доставляя ей потребное в мере разумной, пребывайте так,чтобы жить в духе (прп. Феодор Студит , 92, 432). ...Сласть плотская удица есть, растлевающая, а не питающая, – смертоносная, а не живительная... (прп. Феодор Студит , 92, 543). Такова всякая плоть: тлением зачинается, тлением и кончается (прп. Феодор Студит , 92, 624). Бедствующие от восстаний сего смертного тела и каждочастною почти войною его утомляемые, пусть не плоть за это осуждают, а самих себя; ибо если бы они не давали ей силы, попечения о ней простирая до похоти, то не бедствовали бы столько от нее. Или не видят они распеньших плоть свою со страстьми и похотьми и мертвость Иисусову в мертвенной плоти своей носящих, как они имеют ее содейственницею паче в добром, – не противоборствующею, но покорною и ведомою законом Божиим? (свт. Феодор Едесский, 91, 323).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Деятельное повиновение Божественным заповедям совсем умерщвляет его мечом Духа (прп. Максим Исповедник , 91, 306). ...Если будем всегда исполнять волю Божию, вместе будем там в радости нескончаемой (прп. Феодор Студит , 92, 42). ...Чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповеди (прп. Феодор Студит , 92, 93). ...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение (прп. Феодор Студит , 92, 127). ...Нарушение губит все великие ваши исправности (прп. Феодор Студит , 92, 128). ...Кто Бога имеет в себе чрез исполнение святых Его заповедей, тот именитым делается и на небе и на земле (прп. Феодор Студит , 92, 270). ...Многая сокровиществуется вам награда на небесах, если до конца будете внимать себе и верно исполнять все заповеданное вам... (прп. Феодор Студит , 92, 332). ...Заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть... (прп. Феодор Студит , 92, 351). ...Заповеди Христовы легки и облегчающи... (прп. Феодор Студит , 92, 420). Если... в презрении у нас соблюдение повелений Его , коим покорствует вся тварь, то как назовем себя верными мы – почтенные паче всякой твари... (свт. Феодор Едесский, 91, 347). ...Нам потребно великое себя хранение, много телесных трудов и очищение души, да вселим Бога в сердца наши, чтобы... безгрешно исполнять Божественные Его заповеди и чтобы Сам Он учил нас блюсти твердо Его законы, испуская, как солнечные лучи, Свои на нас воздействия... (прп. авва Филимон, 91, 367). ...Всякий преступающий заповеди Божии есть противник Богу, воюющий против Него (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 41). Источник. ...Христос заповеди Свои определил вообще для всех, и ничего не законополагал особо для монахов, и особо для мирян (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 109). Источник. ...Кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде от всего сердца своего всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 124). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

усиливается вторгнуться в вас и восхитить душу вашу в пагубу, но места не находит... видя, что вы, как стеною, ограждены законом Господним... ... ставит сети и звероловные засады устрояет, стараясь навести вас на них, но не достигая сего, раздирается злобною досадой, видя, как вы расстроиваете все его ковы исповеданием (прп. Феодор Студит , 91, 348). ... нет места там, где силен страх Божий, где блюдется исполнение заповедей, где в действии все обычные уставы нашей жизни и охотно приемлются и исполняются епитимии (прп. Феодор Студит , 91, 348). внушает одно худое, какою бы благовидностью то ни прикрывалось, – только то, что ведет или к гордости, или к зависти, или к похоти плотской, или невоздержанию и ко всему тому, что оскверняет душу (прп. Феодор Студит , 91, 349). ...Если сатана воистину смерть есть, ложь и пагуба, то склонение на его внушение как не будет смертью, тьмою и пагубой? (прп. Феодор Студит , 91, 359). К преодолению... брани ничто так не сильно, как молитва, слезы и сокрушение сердца (прп. Феодор Студит , 91, 570). Цель у демона борющего – неотступностью брани ввергнуть нас в уныние и расслабление, чтобы мы отказались от противостояния ему (прп. Феодор Студит , 91, 622). Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов, посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным... сильное влагать стремление... Но мы да не неразумеваем умышлений их (ср.: 2Кор. 2, 11 ), ведая, что все в свое время и в своей мере делаемое – хорошо, все же безмерное и безвременное – вредно (свт. Феодор Едесский, 90, 322). Тех, кои вращаются в мире и встречаются с предметами страстей, бесы борют, увлекая их на дела страстные, а тех, которые в пустынях живут, где нет таких предметов, возмущают помыслами страстными. в этом втором виде брани гораздо труднее одержать победу, чем в первом. Там для дела требуются время, место и прочее удобство, ум же в помыслах своих удободвижим и неудержим. В противоборство сей невидимой брани дана нам чистая молитва, в коей и заповедали нам пребывать непрестанно. Она делает ум сильным в брани и всегда готовым к ней, так как может быть совершаема и без участия тела (свт. Феодор Едесский, 90, 322).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

638 Th. Pol., XII, 144AB(4); Th. Pol., XI, PG 91, 140B(7); Ep., XII, PG 91, 464D(3); Rel. mot., VI, PG 90,120C(8); Ep. Cal., PG 90,136A(9); Ep. An., PG 90,132A(11) 640 Th. Pol., XI, PG 91, 140AB; VII, PG 91, 84A, 88C; VIII, PG 91, 89CD, 92D; IX, PG 91, 116B, 128B; XII, PG 91, 141A, 143CD; 144A; XV, PG 91, 160C; XVII, PG 91, 209D; Ep., XI, PG 91, 461BC; XII, PG 91,464D, 465AB; XIII, PG 91, 532CD; XVII, PG 91, 580C, 581CD; XVIII, PG 91, 584D-584A; Ep. Cal., PG 90, 136A; Rel. mot., VI, PG 90,120C. В Ер., XV, PG 91 преп. Максим приводит цитату из свт. Василия Кесарийского или выражение с той же коннотацией 647 V CROCE, Tradizione e ricerca, II metodo teologico di san Massimo il Confessore, p. 70; см. также: р. 71–72, 79–80 649 Le Corps du Christ vivant», Cahiers théologiques de Iactualité protestante, HS 4,1948, p. 24. См. также: В. Н. ЛОССКИЙ По образу и подобию, гл. IX, «О третьем свойстве Церкви», М, 1995, стр. 154–157: «Мы верим, что соборность является неотъемлемым свойством Церкви постольку, поскольку она обладает истиной» (стр. 154). 650 Здесь не идет речь о численной совокупности, которая возрастает во времени. Как об этом писал прот. Г. ФЛОРОВСКИЙ : «Сегодня Церковь не знает Христа лучше, чем она знала Его с самого начала. На самом деле, Истина дана сразу вся целиком. Но восприятие Истины происходит постепенно. Это то, что развивается в процессе христианского существования. Это не есть Сама Истина, но свидетельство Церкви» («Le Corps du Christ vivant», p. 45). Это очень точно соотносится с концепцией преп. Максима. В сущности, нельзя не согласиться, что преп. Максим привнес в христологию важнейшие идеи. При этом у него самого было четкое сознание не вносить в христианский догмат никаких новшеств (см.: Th. Pol., XIX, PG 91, 224D-225A). В начале одного из своих самых главных богословских посланий он пишет: «Я не буду говорить ничего, что исходило бы от ме ня; я учу только тому, что говорили святые отцы без того, чтобы что- нибудь там изменить» (Ер., XV, PG 91, 544D). Он подчеркивает, что «все Соборы святых и православных людей не вводили абсолютно никаких вероучительных определений, вставляя свои собственные формулировки [...], нет, они исповедовали ту же веру [...], но, истолковывая ее, как бы для того, чтобы вновь разглядеть ее подробно и восстановить ее для тех, кто понимал ее превратно» (Th. Pol., XXII, PG 91, 257А-260С). См.: J. PELIKAN, «Council or Father or Scripture». The Concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor, p. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

μοιωτικς – делающий похожим, уподобляющий (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 2. – М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958). Феодор Студит, прп. К игумену (II, 23)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 285. Рус. пер. исправлен нами по греческому подлиннику, см. PG 99, 1188 C. Исправленные места – в фигурных скобках. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев, I, 34//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 300. PG. 99, col. 405A–C. Мейендорф И., протопр. Учение преподобного Феодора Студита об изображении Христа// Его же . Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.]/протопресвитер Иоанн Мейендорф; сост.: И.В, Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. – М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. – 832 с. : ил. – (Религия. Сокровища православной мысли). С. 263. Курсив наш. – В.Н. Преображенский, Василий, свящ. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896. С. 338. Феодор Студит, прп. К Феофилакту (епископу) Никомидийскому (II, 26)//Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита: В 2 частях. Ч. 2. Письма к разным лицам. – СПб.: СПДА, 1867. С. 85. PG 99, col. 1193. Феодор Студит, прп. К братиям, содержимым в темницах (II, 21)//Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита: В 2 частях. Ч. 2. Письма к разным лицам. – СПб.: СПДА, 1867. С. 73–76. Ep. II, 21. PG 99, col. 1184. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 8//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 254. Курсив наш. – В.Н. μνυμος – носящий то же имя, соимённый (Древнегреческо-русский словарь Дворецкого) Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 9//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 254. Antir. I, 9. PG 99, col. 340. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 11//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 256. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6193373

Феодор Тирон, великомуч. Амасийский, ок. 306 года. 17 февр. Феодор, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодор, еп. Киринейский, муч. при Диоклетиане. 4 июля. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, из Кандавал, мучч. при Максимиане. 4 сент. Феодор Стратилат, великомуч., пострадавший в Ираклее Понт. при Ликинии, в 319 году. 8 февр. (Перенесение мощей его в Евхаиты 8 июня). Феодор, муч. Антиохийский при Иулиане. 23 ноября. Феодор, муч. Александрийский. 12 сент. Феодор, муч. Цареградский при Валенте, с Урваном и др. 5 сент. Феодор муч., с Серапионом Египтянином, 24 мая. Феодор Освященный, преп. Фиваидский, ученик Пахомия Великого , ум. 368. 16 мая. Феодор Эннатский, преп. Египетский. В субб. с. Феодор Фермский, преп. 4 в. В субб. сырн. Феодор, архиеп. Александрийский. муч. ок. 609 года. 3 дек. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский, ум. 613. 22 апр. и 15 июня (Перенесение мощей). Феодор, архиепископ Цареградский, ум. ок. 686. 27 дек. Феодор, преп. Студийский, ум. 826. 11 ноября, и 26 янв. (Перенесение мощей его). Феодор Кратер, протосиафарий, из 42 Амморейских мучч. ок. 840. 6 марта. Феодор преп., начертанный, исповедник, ум. 840. 27 дек. Феодор, еп. Едсский 9 в. 9 июля. Феодор преп., Трихина. 20 апр. Феодор преп., чудотворец. 5 июня. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские в 983 году. 12 июля. Феодор и Василий, препп. Печерские, ум. 1091. 11 авг. Феодор Ярославич, благоверный князь, ум. 1233. 5 июня. Феодор, князь Смоленский, ум. 1299, и чада его Давид и КонстантИн.19 сент. и 5 марта. (Перенесение мощей). Феодор, князь Муромский 13 века, с Константином, своим отцом. 21 мая. Феодор, боярин Черниговский, муч. от Батыя в 1245 г , с Михаилом князем. 20 сентября. Феодосий, преп. Антиохийский, ум. ок. 412. 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. ум. 529. 11 янв. Феодосий муч., с Мануилом. 27 марта. Феодосий, столпник Едесский 9 в., с Феодором, еп. Едесским. 9 июля. Феодосий преп., игумен Печерский, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей в 1091).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Затыкайте, ухо от слышания неразумных речей и бесполезных сказаний (прп. Феодор Студит , 92, 46). ...От всестороннего воздержания порождается крепость пребывания в добродетели... (прп. Феодор Студит , 92, 68). Будем воздерживаться от разговоров о предметах, чуждых нам (прп. Феодор Студит , 92, 241). Великое... оружие – воздержание: оно есть дверь ко всякой добродетели (прп. Феодор Студит , 92, 392). Будем же осмотрительны и в употреблении пищи, пития, сна и всего другого, станем держать строгую меру, чтобы иначе тело не взяло верха над душой, а, напротив, чтобы душа одерживала победу над телом (прп. Феодор Студит , 92, 432). ...Будем избегать невоздержания даже и в том, употребление чего разрешено нам, зная, что невоздержание есть мать греха (прп. Феодор Студит , 92, 522). ...Как вода в большом количестве угашает пламень, так... всякое воздержание со смирением душевным уничтожают разжжение плоти и срамные мечтания (свт. Феодор Едесский, 91, 352). Прежде всего, оставя многообразие яств, приучим тело свое к обычаю и чину добродетельному, давая ему пищи в меру. Ибо таким образом легко укрощаются и подчиняются разуму взыграния похоти, а если полную, по всему убеждению, говорить правду, то и движения гнева. Но и от других прегрешений удобнее при этом воздержаться, так как и добродетелью то почитается у тех, кои самим делом и опытом проходят добродетели, всестороннее воздержание, т. е. чтобы удаляться от всякого вида зла. Так-то причина чистоты, после Бога, всех благ источника и подателя, есть равное на всякий день и мерой определенное воздержание от многоястия (прп. Филофей Синайский, 91, 407). Источник. Пусть чрево твое горит от скудости яств и сердце утесняется воздержанием языка; и твои силы... всегда будут у тебя находиться в услужении добру (прп. Илия Екдик, 91, 427). Остерегайся излишних утешений телесных, и воздерживайся от них, чтобы они не отняли чего-либо из цены трудов твоих (прп. Феогност, 91, 415). ...Если Христос есть избавляяй людей от греха и отъемляй их, то, как же... говорят, что верующие умерщвляют стремления и движения страстей чрез воздержание? На это отвечаем, что оба эти положения истинны. Ибо окрестившиеся во Христа, во Христа облеклись; облекаются же во Христа благодатию от Отца исходящего Духа, а из плодов Святаго Духа есть и воздержание (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 328).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010