С.В. Нестеров Преподобный Макарий и создание в России Миссионерского общества Всякая миссия Российской Церкви должна быть произведением, цветом, плодом российского народа. Прп. Макарий Алтайский Добрые дела трудом стяжаваются, и высокие цели с усилием достигаются. И нашему миссионерскому, больше других – доброму делу, может быть, встретятся многие преграды, искушения, недоразумения 101 . Начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) История создания Миссионерского общества в России, которое было основано в 1865 году в Петербурге, не только очень скудно, но и весьма противоречиво освещена в литературе 102 . Почти во всех работах на эту тему приводится более или менее подробное описание добрых деяний на этом поприще барнаульского купца А. Г. Малькова и вовсе не упоминается главный вдохновитель и организатор учреждения Миссионерского общества архимандрит Владимир (Петров) 103 , ставший впоследствии начальником Алтайской миссии и выдающимся миссионером. При этом различные литературные источники содержат весьма разноречивые суждения относительно мотивов и результатов деятельности А. Г. Малькова: от однозначно хвалебных, например в работе «Алтайская церковная миссия», до сугубо отрицательных, как в публикации священника В. Гурьева «Поездка в Алтайскую миссию». Разобраться в этом вопросе помогают материалы архива Святейшего Синода, архива Миссионерского общества 104 и архива митрополита Московского Филарета, а также переписка протоиерея С. Ландышева. Результаты исследования архивных и литературных источников позволяют сделать вывод о том, что события, предшествовавшие основанию в России Миссионерского общества, развивались следующим образом. Можно утверждать, что преподобный Макарий Алтайский первым высказал и обосновал идею о необходимости создания в России миссионерского общества 105 . В своей работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе», представленной на рассмотрение Святейшего Синода в 1839 году, архимандрит Макарий не только показал необходимость учреждения миссионерского общества, но и подробно рассмотрел его функции. Этому вопросу он посвятил пять глав своего труда С. 15–30].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С.В. Нестеров Проект совершенствования миссионерского дела в России, разработанный архимандритом Макарием Поскольку Христианская Церковь в России есть Церковь Апостольская, то соделаться и явиться таковою для стольких народов, не знающих Иисуса Христа... есть священнейший подвиг и венец чести, который ей принадлежит; просветить сии народы, сидящие во тьме и тени смерти, верою во Иисуса Христа, есть высокое назначение народа российского... ...Теперь ужели мы, которых за пределами государства не устрашают ряды огнедышащих жерл неприятельских, убоимся издержек, беспокойств, неудач... в деле, составляющем... истинную и вечную славу народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем этой славы; не убоимся, если только восхотим усилить распространение христианского просвещения в русском народе, а чрез него и в иноверцах, покоренных России Богом; не убоимся, если только решимся, забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе... Прп. Макарий Алтайский Не ограничиваясь судьбой основанной и взлелеянной Алтайской миссии, преподобный Макарий горячо сочувствовал и судьбам общероссийского миссионерского дела. С годами ему все отчетливее становились видны слабые стороны его организации. Плодом его ревности о духовном просвещении иноверных народов России стала работа «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе», представленная в Святейший Синод в январе 1839 года 87 . По своей целостности, глубине постановки проблемы, полноте ее охвата и радикальности предлагаемых мер работа эта является, по существу, проектом реорганизации миссионерского дела в России. Предложения, представленные в ней, глубоко продуманы, естественны и целесообразны. Начальник Алтайской миссии не останавливается на полумерах, не прибегает к искусственным построениям или внешним эффектам – он стремится начертать естественный путь не только развития миссионерского дела, но и духовного просвещения и глубокого воцерковления всего населения России.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о тысячелетнем царстве Христа со святыми. Однако на Втором Вселенском соборе данная доктрина была осуждена Церковью . В наше время хилиазм нашел широкое распространение среди баптистов. О том, какое место и смысловое наполнение получило учение о тысячелетнем царстве Христовом в баптизме, рассказывается в статье иерея Евгения Веселова . Учение о грядущем земном тысячелетнем царстве Иисуса Христа (премилленаризм, или хилиазм) в настоящее время широко распространено в баптистской среде. Оно находит свое отражение в исповеданиях веры («Вероучение евангельских христиан-баптистов» 1985 и 1997 гг., «Исповедание веры Одесской богословской семинарии ЕХБ» 1993 г.), в богословских сочинениях, учебниках догматического богословия, комментариях к Библии , в многочисленных публикациях в периодической печати. Для баптистов-премилленаристов именно тысячелетнее царство стало сутью благовестия Спасителя: «Евангелие Царства – это Благая Весть о том, что Христос грядет, чтобы установить Свое Царство на земле, и те, которые во время великой скорби примут Его верой, будут наслаждаться благословениями Тысячелетнего Царства» 1 . Такое понимание, конечно, существенно отличается от общепринятого и не имеет серьезных аналогов в древности. Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о 1000-летем царстве Христа со святыми. Вместе с тем, баптистское учение существенно отличается от хилиастических взглядов древних. Так, св. Ириней Лионский , по утверждению митр. Макария (Оксиюка), «смотрел на земное царство Христа, как на одну из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу, общение с Которым, созерцание Которого и подобие Которому составляет высшую ступень небесного блаженства» 2 . Вместе с тем, уже начиная с IV в. Церковь не знает святых-хилиастов. Более того, ряд древних и современных святых отцов убедительно пишут против идеи грядущего тысячелетнего царства. И если, например, сочинения свт. Дионисия Александрийского на эту тему дошли лишь фрагментарно, то тем более важным для нас является развернутое учение об этом прп. Ефрема Сирина 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Скачать epub pdf Преподобный Иларион (9 апреля 1805 – 18 сентября/1 октября 1873) Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в г. Балашове Саратовской губернии, принадлежал к купеческому сословию. Живя в миру, он много потрудился в обращении раскольников Саратовского края. В 1839 г. после двухлетнего странствования по российским монастырям он поступает в скит Оптиной пустыни, обретя там желанное старческое руководство. После назначения старца Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и пробыл в этом послушании до кончины старца. В 1849 г. Родион был пострижен в монашество с именем Иларион, в 1853г. посвящен в иеродиакона, а в 1857 – в иеромонаха. Перед кончиной старец Макарий благословил иеромонаха Илариона продолжать старчество. В 1863 г. он был назначен начальником скита и общим братским духовником, но и вне Оптиной у него было множество духовных детей. Наряду с даром духовного рассуждения прп. Иларион имел дар прозорливости. Так, он за четыре недели предсказал день своей кончины. Указание пути ко спасению Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? Кто ищет – всякому дается, – «ищите, и дастся вам», – как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить. Молись только об оставлении согрешений твоих; думай о том, как бы только спасти душу свою. В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит. Желая жить и умереть там-то, а не там-то, ты составляешь свою волю, желаешь исполнять свои желания, чего мы делать не должны. Ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобою Его святая воля. Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокрушаться и плакать и считать себя хуже всех – это желание твое благое, этот путь – истинный и самый верный... Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Слово сие в некоторых рукописях и изданиях приписывается св. Макарию Египетскому , а в некоторых – прп. Марку Подвижнику . Кому из них оно принадлежит на самом деле, этого по недостатку свидетельств древности с достоверностью решить нельзя. Не выдавая его за несомненное творение Марка Подвижника , мы помещаем, однако же, оное между писаниями сего отца, с тем дополнением в начале, которого оно не имеет в изданиях творений св. Макария и которое между тем необходимо предполагается содержанием слова. Как из явных дел можно уразуметь сокровенный образ мыслей, так из дел души можно уразуметь то, о чем говорится в Писаниях. Но могут сие (постигать) не все, а лишь те, которые злостраданием отчасти приобрели бесстрастие. Ибо Писание поведает как будущее, так и дела души, потому что будущее все в ней скрывается духовно, и чего кто бывает причастником здесь, того и там причастником будет. Итак, когда услышишь Писание, поведающее относительно рая, Адама и змия, внимай бесстрастно своему сердцу, и найдешь, что рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святого Духа; змий же, убивающий преслушанием, есть пресмыкающееся сладострастие, чрез дружество приползающее и прельщающее нас вкусить от древа (запрещенного), то есть от попечения житейского; (ибо сказано): «Не пецытеся убо на утрей» ( Мф. 6:34 ). Так же оба (запрещения) совокупно сказал Один и Тот же Бог: «в оньже аще день снесте от древа, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), и: «Внемлите... да не... отягчают сердца ваша объядением» ( Лк. 21:34 ); потому что тьма, бывающая от объядения и попечения (житейского), умерщвляет душу, изгоняя ее из духовного слова и лишая Божественного действия. Итак, от сего древа воспрещает нам Господь вкушать, говоря: «ни о чемже пецытеся», только о Царствии. Ибо те, которые вошли в (сей) рай Божий и сохранили сию заповедь, не были изгнаны, но, удержав себя от земного, сторицею насладились духовного, будучи действенно и подобообразно утешаемы благодатью. Итак, будем молиться и мы о том, чтобы нам сохранить ее (сию заповедь), дабы, пребывши в слове Господнем, насладиться наслаждением Духа и здесь, и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

102 святыни Святые мощи Апостола и Евангелиста Луки доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Макария, митр. Киевского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге.

http://elitsy.ru/holy/temple/25670/

(Алексий; † 5.04.1640), мон., уроженец «муромских мест», возобновитель разоренного монголо-татарами в XV в. Макариева Желтоводского монастыря , основанного прп. Макарием Унженским († 1444; пам. 25 июля). Сказание об обновлении Макариева Желтоводского мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Жёлтых Водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Уньженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и по многих летех паки на том же месте устроении ея») известно по двум спискам: ГИМ. Увар. 1197; РГБ. Писк. 119; оба - XVII в. В «Сказании» говорится, что А. пришел на оз. Жёлтые Воды в 1620 г. и в лесу около разоренного мон-ря поставил свою келью, вскоре к нему стала собираться братия. Тогда А. ушел в Макариев Унженский монастырь , где долго молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить Желтоводскую обитель. Во время молитвы он получил «некое извещение» от «первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему «помощником на месте том». А. повелел написать список чудотворной иконы и этот «новонаписанный образ» принес на Жёлтые Воды, где поместил его в специально построенной часовне. После этого А. с братией мон-ря начал трудиться над воссозданием обители при помощи жителей близлежащего с. Лыскова. Восстановлению мон-ря содействовало особое почитание прп. Макария династией Романовых , т. к. этому святому, побывавшему в монголо-татар. плену, они молились об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена. Царь Михаил Феодорович , по обету посетивший в 1619 г. Унженскую обитель, поддержал восстановление Желтоводского мон-ря. В 1628 г. Патриарх Московский Филарет заявил о своем особом покровительстве Желтоводскому мон-рю жалованной несудимой грамотой, в к-рой повелел своим «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать с ее строителя никаких кормов и пошлин и «не судить ни в чем» братию мон-ря (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). При А. начался интенсивный рост обители, в «Сказании» говорится, что он воздвиг в ней «церковь велию во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы» с 2 приделами: во имя прп. Макария Унженского и во имя св. Михаила Малеина - святого, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу. В 1638 г. в Желтоводском мон-ре уже насчитывалось 200 насельников. «Сказание» завершается особой похвалой А., в к-рой сказано, что А. был «убогим и препростым в разуме», но «вера его и любы святая к Богу безчислена бе», и потому он сумел обновить мон-рь, что не удавалось даже «многоразумным и богатым» (РГБ. Писк. 119. Л. 115-115 об.). Перед кончиной А. написал прощальную грамоту.

http://pravenc.ru/text/62908.html

Преподобный Паисий Угличский (+ 1504) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 июня, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Прп. Паисий Угличский, в миру Павел Гавренев, был родным племянником прп. Макария Калязинского (память его 17 марта), сыном сестры его Ксении. Отец его был боярином угличского князя Андрея Васильевича. После смерти родителей, в совсем еще молодые годы, Павел Гавренев поступил в обитель своего дяди, прп. Макария, который постриг его с наречением имени Паисий и взял под свое личное руководство. В обители прп. Паисий занимался переписыванием духовных книг. До нашего времени сохранилось переписанное им творение святителя Григория Богослова. Однажды явился ему ангел и сказал: «Ты должен быть наставником многих, ты выйдешь отсюда и будешь жить где тебе велят: так надобно для славы Божией». Через недолгое время после этого прп. Макарий по просьбе князя Андрея Васильевича послал прп. Паисия в Углич для основания там общежительного монастыря. Сначала прп. Паисий поселился в одинокой келье в 3 верстах от города, и к нему уже стала собираться братия, но из-за разлива Волги пришлось перенести монастырь в более безопасное место. Там был основан храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1489 г. окончательно благоустроен Николаевский монастырь. Благотворителем монастыря был князь угличский Андрей, который глубоко чтил преподобного игумена. Глубокое смирение отличало святого старца: во всех самых трудных послушаниях монастырских он до глубокой старости был примером для братии. Раз, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом один молодой боярин и, увидев старца, над ним посмеялся. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков!» Большим горем для прп. Паисия было, когда вел. князь Иоанн III Васильевич, недовольный братом своим Андреем, угличским князем, заточил его и юных его сыновей, Димитрия и Иоанна (см. житие прп. Игнатия Вологодского — 19 мая). Тщетно заступался за них прп. Паисий.

http://sedmitza.ru/lib/text/437297/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Макарий Египетский Духовный младенец     Макарий Египетский Духовный младенец   Отрывок из Первого Слова прп. Макария Египетского переводился много раз. Существуют арабский, грузинский, славянский переводы. На славянском языке это было  слово 110 в составе корпуса творений прп. Ефрема Сирина. Как жаль, что дореволюционные переводы на русский язык сейчас недоступны, а современные переводчики в погоне за разночтениями и калькой с греческого сделали этот текст почти бессмысленным, совершенно непонятным…   Так, многие умиляются метафоре духовного младенца, встречающейся в учении прп. Макария Египетского. Тем не менее, это не метафора, по крайней мере, так считал сам прп. Макарий. Метафорой этот образ стали называть лишь в последнее время с подачи современных ученых, которые и в собственной семейной жизни не могут разобраться, зато считают себя экспертами в аскетике и глубочайшими профессионалами в монашеской жизни. Так и появляются мифы.   Нет это не метафора: на самом деле, наша душа, подобна младенцу в утробе матери: ребенок плавает в чем-то, что-то его питает, кормит. Но как это происходит, он не понимает. Если бы он обладал способностью спросить, видя взрослого, спросил бы: «Ну, как ты там живешь? Да как вы там вообще можете жить: без пуповины – откуда вы берете пишу? Без жидкости – где вы находитесь? Как вы вообще видите и слышите?» Если эмбриону сказать: «Да здесь здорово, еще лучше, чем в утробе! Здесь все другое: здесь мир – настоящий живой! Здесь есть зрение, слух, запах! Это непередаваемо!», то ребенок только ужаснется: «Да где это, как? Я ничего не вижу и не слышу. О чем таком он говорит, как он может вообще чувствовать без пуповины?!»   Примерно таким был бы диалог аскета с современным ученым-богословом… Переводим c древнегреческого отрывок Первого Слова прп. Макария Египетского нормальным человеческим языком:       Подобно тому, как младенец, рождающийся в настоящей жизни, не может оставаться младенцем, но вынужден расти по удивительным законам природы, пока не станет мужчиной, «мужем совершенным», пока не обретет полноту разума. Точно так же и «рождаемый водою и Духом» не должен оставаться в младенческом состоянни, я имею в виду духовный возраст.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=457

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010