прп. Макария



  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Современная практика православного благочестия. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ) . Здесь мы встречаемся с новым термином и с новым элементом души – «духом» человека, который, по словам Господа, «родится от Святого Духа». Но что такое этот «дух»? Как пишет еп. Феофан Затворник: «Дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру «горнему», небесному, вечному». Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она сама, по словам прп. Макария Великого, «превращается в дух – становится сопричастницей Божества». Григорий Богослов говорит о трех видах рождения, которые должен пройти человек: «После первого рождения – по плоти – человек умирает и плоть исчезает. После рождения от Духа Святого, на омытых водою при крещении приходит свыше просвещение. Третье же рождение через слезы покаяния и болезни очищает в нас образ Божий, омраченный непотребностью греха. Если первое рождение – от отца, второе – от Бога, а в третьем человек сам себе родитель, чтобы явиться миру благим светом». Зарождение новой – духовной – жизни в ... далее ...
Делай благо, бегай злаго - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... монастыря, тогда великого и знаменитого. Святитель Митрофан с особенной любовью заботился об устроении этой обители, глубоко уважая ее основателя – преподобного Макария. В нем будущий святитель видел образец истинного подвижника и любовь к нему засвидетельствовал тем, что перед смертью, принимая схиму, пожелал быть названным в честь этого подвижника Макарием. Внутреннее благоустройство обители и внешнее ее благолепие были постоянными заботами игумена Митрофана. Он построил здесь новую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; украсил соборный Троицкий храм и храм прп. Макария иконами Спасителя, прп. Макария, св. Иоанна Предтечи, Успения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа. Патриарх Иоаким с любовью следил за деятельностью игумена Митрофана, видя в нем ревностного подвижника, попечительного настоятеля, опытного наставника, достигшего мудрости усердным чтением полезных книг. Он поручил его надзору соседние обители и храмы для устроения в них благочестивого иноческого жития и для поддержания церковного благочиния и порядка. По поручению Патриарха игумен Митрофан нередко посещал соседние обители и храмы Божии, особенно в пределах Галича. ... далее ...
Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в них действительно происшедшее от внушенного тенденцией. Это обстоятельство, понижая ценность «Жизни Антония» как источника для истории монашества, возвышает значение этого труда доя наших целей, для характеристики миросозерцания св. Афанасия. 364 Athanasius Alexandrinus.) Vita Antonii, 8–10, PG 26, 853–860. Рус. пер. Ч. З. С. 186–189. 422 Ibid., 64, PG 26, 933. Рус. пер. Ч. 3. С. 229. 423 Ibid., 13, PG 26, 861. Рус. пер. Ч. 3. С. 190. 424 Ibid., 41, PG 26, 904. Рус. пер. Ч. 3. С. 212. 425 Воззрение это часто встречается в аскетической литературе. Вот два примера. В коптском житии прп. Макария демоны говорят. «Если мы потерпим его (то есть Макария) здесь, к нему присоединится множество иноков, и пустыня более не будет принадлежать нам. Они будут преследовать нас бичом своих молитв. Идите, напугаем eго; может быть, нам удастся изгнать его» (Amelineau Е.) Histoire des monastères de la Basse-Egypte Annales du Musée Guimet. Paris, 1894. Vol. 25. P. 81 (. При Лукии Макарии Египетский и Александрийский были сосланы на один остров, где между жителями не было ни одного христианина. При их прибытии обитавшие там демоны пришли в страх и смущение и устами одержимой дочери жреца ... далее ...
Жития русских святых, День 65 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чудотворцу Макарию. И действительно, обитель получила теперь себе надежного и опытного руководителя. Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы теплый каменный храм с трапезой и колокольней, причем святой украсил его утварью и иконами; некоторые из местных икон сохранились от того времени доныне. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан ездил лично в Москву зимой этого года. В храме прп. Макария, основателя обители, находится образ Спасителя с надписью: «1680 года, по обещанию монаха Митрофана». Эти памятники благочестивого храмоздательства свидетельствуют о горячей любви святого Митрофана к благолепию дома Божия. К сожалению, нет сведений, которые изображали бы нам деятельность святого игумена, направленную к созиданию храма Божия в душах вверенного ему словесного стада. Но что она была благотворна, об этом красноречиво говорит то доверие, какое питал патриарх Иоаким к Унженскому игумену. Видя, вероятно, как он мудро правит своею обителью, патриарх поручил ему ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том IV. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Церковь». При посредстве святых таинств и святых добродетелей Он воцерковляет и оцерковляет верующих. Другими словами, Он освящает [их (, Он [их] облагодатствует, Он делает их своими Христу, Он [их] обогочеловечивает, отроичивает, спасает. Без Него ничего в Церкви Спасителя не совершается: Он – всюду, и во всем, и через всё. Ибо где Господь Иисус Христос, там и Святой Дух. А в Богочеловеческом Теле Церкви – весь Господь Иисус Христос, а с Ним и благодаря Ему – и весь Святой Дух со Своей непостижимой, неописуемой и необъятной Ипостасью как третье Лицо Пресвятой Троицы.) 1И хотя у прп. Макария Великого такого буквального выражения не встречается, сама идея называть христианство «философией» довольно частая у св. Отцов. Однако речь у них идет не о той философии, которая, по словам апостола Павла, по преданию человеческому, по стихиям мира ( Кол. 2: 8 ) , а о «философии по Христу» или «нашей философии», то есть философии Бого-человеческой или философии Святого Духа, по словам самого прп. 2Слова преп. Иустина о «двух образах» в человеке – данном и «заданном», выстраивающих динамическое соотношение в перспективе христианского совершенства – обожения через ... далее ...
Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV ...Искать в Источникеazbyka.ru
... кругах, и, во-вторых, сотериологическая теория обожения 490. Различные явления мистической жизни души суть, по его учению, харизмы, а общее состояние аскета, приблизившегося к цели своих стремлений, есть начало обожения. Мистические состояния как факт внутреннего опыта настолько тесно сплетаются в сочинениях Макария с его богословской теорией, что разделить два эти элемента при анализе его творений не всегда представляется возможным. Поэтому мы не станем насильственно расторгать органическую связь этих элементов, данную в живом миросозерцании подвижника. II. Цель подвижничества по учению прп. Макария В своих предшествующих статьях о религиозном идеале св. Афанасия Александрийского мы старались выяснить во всех существенных моментах идеал обожения, господствовавший в богословии IV в. Целью религии и нравственности поставлялось изменение самой природы человека, достижение богоподобия, но не в нравственном только отношении, а и в физическом. Этой эпохе предносился идеал существа могучего, мудрого, вечного, возвышенного, проникнутого блеском и славой, существа божественного, принимающего участие в божественной жизни, и осуществление этого идеала было целью всех религиозных ... далее ...
Православное учение о церковных Таинствах. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу, – на богоугождение и умножение добрых дел. Почему Крещение и есть возрождение или новое рождение, поставляющее человека в обновленное состояние» 91. Вышенский Затворник указывает, что святой апостол Павел, сравнивая новокрещеных с воскресшим Спасителем (Рим 6. 4) , дает нам понять, «что и у них такое же светлое в обновлении существо, каким явилось человечество в Господе Иисусе, чрез воскресение Его в славе» 92. До Крещения сатана, по выражению прп. Макария Великого, восседает «в сердце, в уме и в теле» человека «как на собственном своем престоле» 93. Через непослушание Адама «лукавый князь облек грехом душу» человеческую, «все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» 94. Но, воплотившись, Господь «низложил» демонов «с престолов, то есть понятий и помыслов, которыми они правили, и очистил совесть, и престолом Себе самому соделал ум, и помыслы, и тело» 95. И в Крещении каждый из нас предлагает свои ... далее ...
Поучения - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... их ушами. Эти молитвы имеют другой образ. Но умная молитва — это нечто иное, высшее. Если в умной области воспламенится желание не от доброго твоего «Я», но от другого, от эгоистичного, тогда точно начнешь видеть свет, но не свет Христов. Обязательно начнешь чувствовать ложную радость, но в своей внешней жизни, в общении ты будешь более диким, более раздражительным и более беспокойным. И вот признак прельщенного человека. Прельщенный не соглашается с тем, что он в прелести. Он — фанатик и делает зло. Так бывает и с ревнителями, если ревность у них не по разуму. Пример прелести ученика прп. Макария Я вам расскажу один пример прелести ученика прп. Макария: Старец, святой Макарий, пошел со своим послушником на праздник. Послушник шел впереди. Он был еще новоначальным, и ревность была у него новоначальная. Итак, на пути он встречает идолопоклонника, языческого жреца. Послушник стал с ним говорить дурно и сказал: — Куда идешь ты, заблудший? Тогда жрец разгневался и избил его почти до бесчувственного состояния… Через некоторое время встречает он старца. Авва Макарий, богоносец, как только увидел его таким взволнованным, спрашивает его: — Человек Божий, куда идешь? Тот, лишь ... далее ...
Святоотеческая традиция умного делания в духовном ...Искать в Источникеpravmir.ru
... себя шествию по пути тесному, свт. Игнатий советует сначала читать книги, посвященные общежительным монахам: Поучения аввы Дорофея, Оглашения прп. Феодора Студита, Руководство к духовной жизни прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка с 216-го ответа, Творения свв. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Иоанна Кассиана Римлянина. Затем, по утверждении в наставлениях этих святых Отцов, можно приступить к книгам деятельным или подвижническим, написанным для безмолвников, таковы Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова прп. Исаии Отшельника, св. Исаака Сирина, прп. Марка Подвижника, прп. Макария Великого, прп. Симеона, Нового Богослова. К тем, кто посвятил себя умному деланию, свт. Игнатий обращается с таким назиданием: «Не будем увлекаться и восхищаться книгою, написанною как бы огнем, поведающею о высоких деланиях и состояниях, нам несвойственных. Чтение ее, разгорячив воображение, может повредить нам, сообщив познание и желание подвигов, для нас безвременных и невозможных. Обратимся к книге Отца, по умеренности своего преуспеяния, наиболее близкого к нашему состоянию. При таком взгляде на отеческие книги, в первоначальное чтение инока, желающего ознакомиться с ... далее ...
Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)Искать в Источникеpravmir.ru
... 11 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии) Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Ка­мень Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 216; Архимандрит Макарий (Веретенников) . Всероссийский Митрополит Варлаам ( 1511–1521; †1533 ) Альфа и Омега. 2002. № 4 (34) . С. 97–98 (. 12 Голубинский Е.) История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83. См. также: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 215. Как предполагает Г. С. Гадалова, автором “Канона и Сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. — Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. № 3 (9) . С. 47. 13 РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об. –39; Иеромонах Павел (Крылов) . Суздальская иерархия. С. 54. В житии преподобного Максима Грека, являющемся поздним памятником, говорится о роли Чудовского архимандрита Ионы в осуждении инока-князя Вассиана (Патрикеева) и преподобного Максима Грека (Белокуров С.) Выпись о втором браке Василия III ТОДРЛ. ... далее ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: прп. Макария
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"