Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Симон Воломский (комментарий в свете веры) Преподобный Симон Воломский. Миниатюра из Жития (ГИМ, Синодальное собр., 406, л. 1 об.). Конец XVII в. А. Н. Говорова Преподобномученик Симон Воломский (18 сентября 1585 г.(1) – 12 июля 1641 г.) принадлежит к сонму местночтимых вологодских святых. Основным источником сведений о нем является Житие. Прп. Симон (в миру Симеон) родился вблизи Волоколамска, в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. В 1606 г. окрестности Волоколамска сильно пострадали в результате боевых действий между правительственными войсками и армией И.И.Болотникова. Семья прп. Симона осталась без средств к существованию, а сам он отправился в Москву и поступил в ученики к портному. Обучившись ремеслу, преподобный ушел в Великий Устюг, а затем в Соловецкий монастырь, где прожил 3 года, работая портным. В монастыре преподобный «научися Божественному писанию». Затем он направился в Черногорский Макариев монастырь на реке Пинеге и в 1609 г.(2) принял монашеский постриг. Зная стремление прп. Симона к уединению, игумен Черногорского монастыря Макарий благословил его на пустынное житие. В поисках места для уединения преподобный побывал в Новгороде, Ладоге, Кореле, Москве, Вологде и добрался до Устюга. Здесь он услышал про пустынное место на реке Кичменге, (приток реки Юг) примерно в 65 км к юго-западу от Устюга, в Воломских лесах. Здесь 26 июля 1613 г. прп. Симон поставил небольшую келью, вокруг которой позднее вырос Крестовоздвиженский монастырь известный также как Симоно-Воломская пустынь. 5 лет провел прп. Симон в уединении, молясь и обрабатывая расчищенную им от леса землю. Живущие в близлежащих деревнях крестьяне помогали ему, подавая пропитание и семена для посева. Постепенно к подвижнику стала собираться братия. Некоторые из окрестных жителей с недовольством восприняли появление новой обители. Они всячески вредили прп. Симону, желая изгнать его. Тогда преподобный отправился в Москву, что бы получить разрешение на строительство монастыря. Царь Михаил Федорович дал ему жалованную грамоту, по которой прп. Симон получал во владение земли в радиусе 10 верст вокруг основанной им обители.

http://sedmitza.ru/text/415793.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛЯЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Макариев Калязинский Троицкий монастырь. Фотография нач. XX века Монастырь основан около 1434 года прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с семью старцами покинул городскую обитель, чтобы " обрести место угодно к безмолвию " , и остановился недалеко от Кашина, " промежь двух езер водою акы стенами отражено " . Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и церковь во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал монастырь " во своих местех " и " отчину свою, вси села, приложил тому монастырю " . Но смирения ради " назвал монастырь не " своим именем, но нарече его Калязин " . Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его " изжденет " и землю его к " своей пустыни присовкупит " . Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители . Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей " благородного рода " , в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания . Семь старцев, с которыми пришел прп. Макарий, были " совершенны... иноческым житием " . Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена " из других мест " . Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по " приданному закону " . В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок " не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям " . Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал другого игумена, который начал " тем же обычаем жити " .

http://drevo-info.ru/articles/13680072.h...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Максима Кавсокалива 108 Прп. Максим родился в гор. Лампсаке ок. 1270 г. и вырос в благочестии. Он был особенно предан почитанию Пресвятой Богородицы и часто посещал местных монахов. В семнадцать лет юноша принял постриг и стал учеником монаха с горы Ган во Фракии. Старец вскоре преставился, и прп. Максим стал искать нового духовного отца. Некоторое время он пребывал с подвижниками горы Папикий (1290), затем отправился в паломничество в Константинополь (1305). Прп. Максим произвел благоприятное впечатление на св. патриарха Афанасия окт.]. Тогда, чтобы скрыть от мира свои добродетели, святой притворился безумным. Весь день он проводил близ Влахернской церкви, терпя насмешки толпы, а ночью со слезами молился Пресвятой Богородице. Из Константинополя он ушел на Гору Афон и стал монахом Великой Лавры св. Афанасия (1310). В полной покорности и совершенном послушании прп. Максим подражал добродетелям святых, просиявших в этих местах. Он не имел даже собственной кельи и был полностью лишен каких-либо удобств. Ум его был постоянно сосредоточен на внутренней молитве, он не отвлекался от нее, даже когда пел в церкви, а глаза его были полны слез. Однажды во сне Богородица велела ему подняться на вершину Горы Афон и там, подобно Моисею, получить заповеди духовного Закона. Три дня и три ночи прп. Максим молился в уединении, мужественно сопротивляясь постоянным бесовским наваждениям. Наконец Богородица явилась ему в окружении Небесной свиты и в сиянии Божественной славы, утешила подвижника, дав чудесный хлеб, а также даровала ему власть над бесами. Она велела Максиму отныне жить в уединении на склонах Афона, чтобы стать светильником спасения для многих душ. Затем Пречистая Дева стала невидимой, но святой еще три дня наслаждался райским сиянием и благоуханием, напоминавшими о видении. Полный радости, прп. Максим спустился с горы и рассказал о видении одному старцу. Но тот, не имея дара различения, стал говорить преподобному, что он пребывает во власти наваждения. Прп. Максим не стал оправдываться, но смиренно принял эти слова как божественный знак, и с этих пор в глазах других стал вести себя как безумный и одержимый. Не имея даже самого необходимого, он ходил босой, перенося палящее солнце и зимний холод. Так он жил подобно Ангелу пустыни. То в одном, то в другом месте он строил себе маленькую хижину из веток – каливу, но, едва построив, тут же сжигал. За это его прозвали Кавсокаливом – Сжигающим хижины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...Имеем мы нужду во многих слезах, чтоб освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой диавольской скверны (прп. Ефрем Сирин , 30, 513). Источник. Как всех добродетелей выше любовь, так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата, ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал Апостол ( 1Ин. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога (прп. Ефрем Сирин , 32, 112). ...Мы исполнены ненависти, а до сего доводит нас обольщение мира, потому что усилился в нас корень страстей, т.е. сребролюбие (прп. Ефрем Сирин , 32, 267). Источник. Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин , 32, 368). Если станет внушать нам ненависть, врачевством жизни для нас да будет любовь (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...Ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны... (прп. Ефрем Сирин , 37, 47). Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом (свт. Григорий Богослов , 15, 146). Какой грех, кроме ереси, наиболее тяжек? Рождающий вражду (свт. Григорий Богослов , 16, 342). ...Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... (прп. Макарий Египетский , 67, 268). Ненависть есть отчуждение от неприятного и отвращение от оскорбляющего (свт. Григорий Нисский , 19, 335). Источник. Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними (авва Евагрий, 89, 653). ...Не будем питать ненависти и к тем, которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желал, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 164).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Память преподобного Никиты Фивейского и его учеников Феодора, Григория и Даниила 741 Св. Никита родился в начале XI в. в беотийском гор. Фивы у богатых и благочестивых родителей. В день его крещения Святой Дух явился над ребенком в виде голубя, свидетельствуя о милости, которую он обретет у Бога. Когда Никите исполнилось пять лет, его воспитание было доверено учителям. Он проявил примерное усердие как в учении, так и в стремлении к евангельским добродетелям. Чистота души и смирение привлекали к нему всех соучеников, подобно тому как магнит неизбежно притягивает к себе железо. Родители прп. Никиты не хотели, чтобы он стал монахом, поэтому в шестнадцать лет он тайно бежал из дома вместе с братом и был принят в монастырь, называемый обителью Феоклита. Вскоре он принял монашеский сан и стал образцом подвижнической жизни. Со времени принятия пострига прп. Никита не давал сна очам и дремания веждам, доколе не находил места Господу в своем сердце (см.: Пс. 131:4–5 ). Пламенея любовью к Богу, подвижник всей душой желал полностью посвятить себя уединенной молитве, поэтому денно и нощно просил Господа даровать ему благодать безмолвия. Однажды ночью игумену монастыря, в котором подвизался прп. Никита, явился Ангел и велел не препятствовать стремлениям молодого инока. Наутро игумен благословил его на отшельническую жизнь. Взяв с собой брата, святой ушел искать место, подходящее для уединения. Прп. Никита пришел в Остею 742 и нашел пещеру, которая имела форму большой раковины. Он поселился здесь и провел десять лет в доблестных подвигах, свидетелем которых был один только Бог. Однако молва о добродетелях прп. Никиты быстро распространилась по всем окрестностям. И из тех, кто приходил к нему за спасительными наставлениями, многие просили разрешения остаться вести ангельскую жизнь под его руководством. Прп. Никита мудро направлял их на пути добродетели и принял священный сан, чтобы совершать богослужения для своей общины. Всю ночь он проводил в молитве, а для того чтобы бороться со сном, ходил по окрестным горам. На рассвете вместе с остальными братиями он приходил в храм, устроенный в пещере. И днем и ночью он подолгу молился, простершись в притворе церкви. Из монастыря прп. Никита выходил очень редко, только тогда, когда это было совершенно необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составитель Терещенко Т. Н. БЛАГОДАРЕНИЕ Вы всегда располагаетесь благодарить Премилостивого и Великодаровитого Господа, что не по грехам вашим воздал вам, но по неизреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! И это чувствование благоискусными отцами одобряется, потому что с Божественным Писанием согласуется 102-го псалма (прп. Лев, 20). Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (прп. Лев, 20). Принимай скорби с благодарением и себе укорением, и Господь поможет тебе и простит тебе все согрешения твои (прп. Лев, 20). Слава Всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния против совести и ближних. Но да благодарим Всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключениями, дабы нам памятовать и привлекать все свои чувства и любовь Создавшего нас и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства (прп. Лев, 20). Обо всем надо благодарить Господа и видеть во всем его чудный и целесообразный о нас Промысел; Он недостаток наших дел восполняет или болезнями, или скорбями, да этим не допустит нам возвыситься перед другими, а чтобы, видя свои немощи, считали себя последними всех, о чем мы поучаем в книгах много, а делом и перстом не касаемся (прп. Макарий, 20). Скорбь и мучение я встретил и имя Господне призвал ( Пс. 114, 3 ), – говорит святой царь Давид. И мы, убогие, на том же пути в чем другом найдем себе помощь? Благодарение Премилосердому Богу, все делающему во благое (прп. Моисей, 20). Должно обо всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу (прп. Моисей, 20). Для души имеем, во-первых, разум и совесть, дарованные с рождением нашим, во-вторых, имеем благодать Духа, сочетанную и срасленную с душами нашими в таинстве от рождения. Имеем и открыто написанный закон Божий для всегдашнего напоминания нашего, притом бесчисленное множество имеем богодухновенных книг, питающих души наши и всякую добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. БОЛЕЗНЬ Дочь ваша А. пишет к вам, что она нездорова и о том благодарит Господа Бога; вот достоинство истинной христианки, этот чудный пример и нас, грешных, научает, как при болезненном состоянии обходиться с собой, ибо не роптанием побеждается, но благодарением Господу Богу вопиет, таковые-то воистину услышат тот пресладчайший глас: Чадо! прощаются тебе грехи твои… встань… и ходи ( Мк. 2, 5, 9 ), а что вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то да будет любви вашей известно, что это предприятие ваше не может быть вредным спасению вашему (когда будете опасно себя хранить от иных зол) (прп. Лев, 20). Будучи уверена, что Бог тебя любит и от любви попускает тебе истаивать болезнью плоти твоей, то и ты любовью к Нему укрепляйся в терпении с благодарением и не малодушествуй! Ты знаешь из отеческих писаний, что терпение невольных болезней превышает делание подвижническое, – а притом и рассуждай: Бог знает, чего ради попустил страдать тебе от болезней, без них ты могла бы впасть в многоразличные страсти и повредить душе своей (прп. Макарий, 20). Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, которые мы постигнуть не можем (прп. Макарий, 20). Хотя нам и кажется тяжкой и продолжительной болезнь в этой жизни, но что она против вечности и наслаждения в ней?.. Укрепляй себя и верой, столько Премилосердый Господь не попустил бы на тебя таких страданий, если бы не видел твоей пользы, да и то рассуди, что не только скудость наших подвигов, но и всегдашние согрешения чем можем вознаградить? А болезнь и вознаграждает, и не допускает согрешать (прп. Макарий, 20). И телесная болезнь твоя нелегка, но Милосердый Отец весть, чего ради ее послал, тоже к навершению недостатка дел наших, от любви Своей, посещает нас ими. Не будь же болезни, могла бы быть плотская брань, и невыносимая. Славь и благодари Бога! (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ДАРОВАНИЕ Вопрос: – Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим? Старец отвечал: – Живи попроще, Бог и тебя не оставит. – Потом прибавил: – Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь , а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом, усталого и без ужина, посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою (прп. Лев, 22). Пишешь, что сожалеешь о том, что не имеешь слез в очищение своих согрешений, – слезы есть дар Божий, который, как и все дарования духовные, рождается от смирения, но искать прежде времени высоких дарований, не предочистив и не приготовив себя к этому смиренным деланием, исполнением Божественных Христовых заповедей и терпеливым несением скорбей, не только не полезно, но и вредно (прп. Макарий, 20). Еще скажу вам, чтобы вы не искали высоких дарований, восхищений и утешений духовных, которые даруются по мере нашего смирения. Да и можно ли войти в Царский Чертог и наслаждаться вечерей Его в нечистом рубище страстей? Очистим их покаянием и смирением и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет, вести нас в Чертог Его, а сами будем считать себя недостойными того (прп. Макарий, 20). Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на них не должно полагаться и не считать за великое, но паче смиряться, полагая себя недостойным быти таковых дарований. Святые отцы чем выше были жизнью, тем более себя уничижали и смиряли, а смирение еще более привлекало к ним Божию благодать и дарования (прп. Макарий, 20). Может быть, вы смущаетесь, не находя в себе высоких чувств любви и умиления при молитве. Эти и подобные чувства суть дарования или награда, даваемая от Господа достойным и смиренным. Но мы видим из примеров, что многие, получив дарования и наслаждаясь ими довольно… потом пали через возношение или и того опаснее – обольстясь своим исправлением или святостью, помрачились в уме и пребыли неисцельными в такой прелести. Возношение же так тонко подкрадывается, что и заметить трудно… другим дать его [дарование] не вовремя – послужило бы не на пользу, но на погибель (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. МОЛИТВА Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следовательно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом (прп. Лев, 22). Когда ж вы не можете так, как должно, молиться или приуготовить себя к ней, то неужели надо совсем молитву оставить? Напротив, надо себя нудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце, а Господь, видя такое наше понуждение и насилие к молитве, подает Свою помощь, по словам святых Макария и Петра Дамаскина : «Даяй молитву молящемуся», – кто молится добре простой молитвой, тому дает Господь дар молитвы умной. Помните, дар молитвы, а не собственность твоя, надо сей дар заслуживать не одной молитвой, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотой, терпением, простодушием, а без этих добродетелей, хотя мнит себя кто якобы стяжавшим молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы (прп. Макарий, 20). Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь: молиться без развлечения есть дело совершенных, но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую, без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог приемлет молитву смиренных (прп. Макарий, 20). Ты ищешь чистой и горячей молитвы, что достигается многим временем и смирением (прп. Макарий, 20). Ты жалуешься на рассеянную свою жизнь и на сухую безотрадную молитву. Ежели мы должны терпением нашим спасать души наши (см. Лк. 21, 19 ), то и в этом случае надо предаться терпению, горячая и утешительная молитва есть дар Божий и награда, но она не столько даруется нашему деланию, сколько смирению, а когда мы и в делании еще скудны, то больше должны смиряться, а награды не искать. Будем молиться молитвой мытаря, который не искал отрады, а просил милости грешному. Молитву нашу мы не можем сами ценить, но молиться со смирением, когда и отрады нет, должны смиряться, молитву не оставлять и не искать отрады, получив ее, можем обольститься, а терпя лишение, получим милость (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОМЫСЕЛ Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился против вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколебать основание, на котором вы при помощи Божией желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу. Вторая причина, что вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чем вы и сами себя сознаете), что, не находя деятельных плодов добра, которыми могли похвалиться, самое редкое желание добра служит ей (гордости) пищей. Эта причина доставляет удобный приступ врагу к сильному на вас нападению попущением Божиим. Вот вам две главные причины вашего смущения и беспокойства (прп. Лев, 20). Помыслы исповедовать надо те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленной преступницей перед Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам это; все заповеди запрещают делать зло, а эта и желать мысленно, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать (прп. Макарий, 20). После же, в то ли время, а уж непременно по окончании дня, изъяснив друг другу свои смущения, которые имели, испросить прощение, и будете мирны. А когда не будете этого делать, но смущаться за помыслы и таить их, то они могут возрасти и худой плод принести (прп. Макарий, 20). О. А. лихорадкой движимые помыслы ехать на родину можно извинить, а согласиться на них не должно. Если бы он на тот свет поглядывал чаще, то лучше бы имел помыслы. В случае его неуспокоения надо отозваться на старца, без благословения которого ничего не должно принимать и делать (прп. Макарий, 20). Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т.е. молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвой и не смущайся: они исчезнут, а когда будешь смущаться, видя, что они не оставляют тебя, то этим больше их на себя вооружаешь, а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010