Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 30 марта 2023 года 17. Четверг 5й седмицы. Четверток Великого канона. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прп. Алексия, человека Божия, переносится на повечерие в Неделю 4ю поста вечером (см. 14 марта). Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4й час нощи, и собравшимся нам в церковь , бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма…» (Типикон, гл. 49я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Стихословится 8я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8й: «Благословен еси, Христе Боже наш…»; стих: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» – «Светила мира…»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Доблественне течение совершивше…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Радуйся, Ангелом Радость…». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Агиографические и исторические сочинения Если сравнить литературную деятельность монашества в XVI и в XVII в., то обнаружится очень заметный упадок ее в XVII столетии. С начала 70-х гг. XVI в. и до конца XVII в. мы не увидим ни одного писателя, которого можно было бы по образованию, таланту и красноречию поставить в ряд с теми, кто упомянут в предыдущих параграфах. Новым поколениям, с одной стороны, не хватало внутренней связи с прошлым, велика была вовлеченность в острейшие события своего века, с другой стороны, процесс обмирщения монастырского быта не мог не оказать негативного влияния на духовное состояние монашества. Хотя подробный перечень всех сочинений, написанных за это столетие, и их авторов будет включать в себя много имен, принадлежавших представителям монашества, но эти писатели не имели особенно большого значения для русской церковной литературы . Мы назовем здесь лишь самые важные и оригинальные с нашей точки зрения сочинения. Агиографическая литература, расцвет которой приходится на эпоху митрополита Макария, после него приходит в упадок. Начиная с XI в. до Макария, то есть до 1528 г., когда он еще в Новгороде привлек к агиографическому творчеству образованных монахов и других лиц, в Древней Руси составлено было всего 33 жития; в эпоху Макария написано было 49 житий или других сочинений агиографического содержания, из них 28 составлены были монахами . Из житий, написанных во 2-й половине XVI в. и в 1-й четверти XVII в., упоминания заслуживают следующие. Монах Мисаил из Соловецкого монастыря составил очень полюбившееся народу житие Василия Блаженного и канон святому. В новгородском Антониевом монастыре было переработано житие прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВ СВИЯЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской епархии Казанской и Татарстанской митрополии) находится в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на Республики Татарстан. В XIX - нач. XX в. иногда именовался «Подгородным» или «Пригородным», т. к. находился на правом берегу р. Свияги, в 2 верстах от Свияжска, расположенного выше по течению реки. Основан как пустынь, вероятно, во 2-й четв. XVII в. Точное время строительства М. С. м. неизвестно, монастырский архив несколько раз уничтожался во время пожаров 1-й пол. XIX в. По местной легенде, зафиксированной лишь в кон. XIX в., прп. Макарий Желтоводский и Унженский, возвращавшийся вместе со спутниками из плена, в 1439 г. остановился на месте буд. мон-ря, при впадении р. Свияги в р. Волгу. Преподобный совершил благодарственный молебен, поставил памятный крест, испил воды из местного источника и позже завещал основать здесь пустынь. Однако ни в краткой, ни в пространной редакции Жития прп. Макария сведений об этих событиях нет. Считается, что обитель основал старец Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря схим. Исаия († 1661). Об этом свидетельствовали рассказы братии М. С. м., записанные в XIX в., и надпись на несохранившейся надгробной плите у захоронения старца в нижнем приделе монастырского Вознесенского собора. Вероятно, к 1660 г. старец с немногочисленной братией построили деревянную церковь и кельи. В обители хранился напрестольный крест 1660 г. с частицами Животворящего Креста Господня и Ризы Господней (не сохр.). Время кончины схим. Исаии зафиксировано в записи на полях последнего листа рукописной службы «О победе под Полтавой», хранившейся в монастырской б-ке (не сохр.): «В лето 7169 в декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария Чудотворца на устье реки Свияги» ( Малов. 1897. С. 5). В 60-х гг. XVII в. упоминается 1-й игумен обители Феодосий (Муравей).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской. XVII в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II . В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами. В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян ( Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского. С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест над Пешношей 07.02.2008 505 Время на чтение 3 минуты После продолжительного шторма революций и войн, мёртвой зыби " эпохи развитого социализма " наши обители, казавшиеся кладбищем затопленных кораблей, - восстанавливаются. 2 сентября 2007 года, в день Всех святых, в землеРоссийской просиявших, состоялось торжественное открытие Свято-Николо-Пешношского монастыря, до революции славного своими святыми старцами. Монастырь представлял собою руины: остовы храмов без крестов, облезлые стены, окна без стёкол, под окнами бутылки. Перед Святыми воротами - Ленин , казавшийся карликом на фоне могучих стен... Этому монастырю в 2011 году будет 650 лет. Основал его святой Мефодий Пешношский - ученик прп. Сергия Радонежского. Само название обители, как гласит предание, произошло от выражения " пеш ношаше " , - потому что пешком носил св. Мефодий брёвна для стройки через мелководную речку, позже названную Пешношей. Прп. Сергий приходил к ученику пешком из Сергиева Посада, шёл 65 километров. Дмитровского шоссе тогда не существовало, сплошь леса да дебри. И вот он, уже старец, приходил к своему ученику, чтобы поддержать его в деле основания нового монастыря. Прп. Мефодий построил первую келью и маленький деревянный храм, потом собралась вокруг него братия. Он, конечно, очень нуждался в помощи своего духовного отца. Старец и ученик вдвоём ископали пруд и насадили до сих пор сохранившуюся красивую аллею из вязов. В своё время Пешношский монастырь был тем же для российского монашества, чем позднее стала Оптина Пустынь. Да и возобновитель Оптиной Пустыни - " огородник Авраамий " - был учеником арх. Макария. Оптинский старец Лев (Наголкин) ездил советоваться к нему. О святых подвижниках обители можно прочитать в книге " Пешношский патерик " . " Второй Лаврой " называл обитель в XIX веке митрополит Московский Платон. В каждом монастыре есть синодик - список братии и их сродников, которых на службах поминают о здравии и о упокоении. Синодик Николо-Пешношского монастыря чудом уцелел и чудом попал в руки игумена Никона. Последняя запись в нём относится к 1927 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010