В 590 году Исидор принял постриг и углубился в научно-богословские исследования, к которым имел особое расположение. Но старший брат рукоположил его в диакона и призвал к участию в делах церковно-административных. Когда в 599 году Леандр серьезно заболел, Исидор был хиротонисан в пресвитера – брат видел в нем своего преемника, – и после его кончины, последовавшей в 600 году, Исидор был избран и затем хиротонисан на Гиспальскую кафедру, которую он и занимал до конца жизни. В первые годы епископского служения ему пришлось защищать свою паству и всю Православную Церковь Вестготского королевства от притеснений со стороны узурпатора Виттериха, который, будучи сам арианином и опираясь при совершении переворота на партию своих единоверцев, пытался вернуть вестготов к исповеданию еретического учения. При его преемнике короле Гундемаре авантюра с восстановлением арианства была оставлена. У занявшего после него престол короля Сисебута Исидор был главным советником по церковным делам и по вопросам внутренней и внешней политики. С королем Свинтилой Исидор также поддерживал дружеские отношения. Есть основания предполагать, что, когда в 631 году Свинтила был свергнут с престола с помощью франков, заступничеству святителя Исидора он был обязан сохранением жизни. С королем Сисенандом у Исидора не сразу наладился контакт: король отверг предложенную Исидором кандидатуру на вакантную кафедру Таррагоны. И все же Сисенанд отдавал должное благочестию, обширности эрудиции, острому и ясному уму и опытности архипастыря. Кончине митрополита Исидора предшествовала долгая болезнь, в продолжение которой он с особой ревностью предался делам христианского милосердия. В течение полумесяца в епископскую резиденцию ежедневно приходили нищие, которым страдавший от телесных недугов митрополит раздавал деньги на пропитание. Перед смертью он призвал к себе епископов Иоанна и Епартия и попросил их принять у него исповедь, которую принес публично в кафедральном соборе, сидя у алтарной преграды. Затем он просил прощения у присутствующих, распорядился раздать нуждающимся все свое имущество, причастился Святых Таин и был отведен в келью, где четыре дня спустя мирно отошел ко Господу. В 1598 году Исидор был канонизирован Католической церковью. В среде современных католиков сложился не имеющий официального статуса культ Исидора как покровителя интернета: в 1998 году папа Иоанн-Павел II установил празднование дня интернета 4 апреля – это дата кончины Исидора.

http://pravoslavie.ru/108026.html

Там только, — как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, — как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, — как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою» . Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе. Преподобный Исидор Пелусиот (… ок. 436) Святой Исидор был насельником и пресвитером монастыря близ города Пелусии на реке Нил. Под влиянием своего учителя Иоанна Златоустаго он написал (по разным оценкам) от двух до десяти тысяч писем и поучений. Догматист, экзегет и философ, аскет и молитвенник, Исидор Пелусиот везде в своих поучениях во главу угла всегда ставил Священное Писание. Преподобный Исидор пользовался особым уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему в келью за благословением. Касаясь темы богохульства, преподобный Исидор особое внимание уделил вопросу, почему при единой сущности Пресвятой Троицы наказывается только хула на Духа и почему она не извинительна: «Поэтому слушай: кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное умное око, неудобозрим со скудностью видимой плоти неизреченно соединившийся Бог, пока не познано сокровенное Божество, а в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого не извинительна, потому что самые дела, став явными, изобличают хулящих, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда прекращались страдания и изгоняемы были демоны силою Божества, ропотники иудеи клеветали, что Божественные знамения совершаются о веельзевуле. О сей-то хуле, произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она не простительна» . Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом — веельзевулом — это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух. Преподобный Исидор Пелусиот особо предупреждал, что надо всегда с рассуждением говорить о вещах духовных, тем более о делах Духа Святаго: «Не повелено нам метать жемчуг перед свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми своими начинаниями хуля имя Божие и, обратившись, не растерзали вас» .

http://pravoslavie.ru/3542.html

—534— Кто знает, не звал ли он в предсмертной тоске, как Раневская, свое детство, свою прежнюю душевную чистоту, свой белый чистый сад, свою детскую веру? Кто знает? Из противоречий соткана душа русской интеллигенции и глубоко трагична борьба этих противоречий, в особенности когда она касается таких основных вопросов бытия, как вера и неверие. Священ. Н. Стойков Иоасаф [Шишковский], иером. Преп. Исидор Пелусиот как толкователь Св. Писания//Богословский вестник 1915. Т. 1. 3. С. 535–561 (2-я пагин.) I Некоторые биографические сведения о преп. Исидоре Пелусиоте . Характеристика Александрийской и Антиохийской экзегетических школ. Отношение преп. Исидора к св. Иоанну Златоусту Преп. Исидор Пелусиот принадлежит к великой семье писателей-аскетов, оставивших нам свои толковательные творения. Местом рождения св. Исидора была Александрия. Об этом свидетельствуют многие, как древние, так и новые писатели, из которых один – Ефрем Антиохийский прямо называет его „Александрийцем по рождению“ (σδωρος λεξανδρες τ γνος ν) 786 . По месту происхождения Исидор у писателей иногда называется „Египетским“ 787 , „Нильским“ 788 ; название же „Пелусиот“ он получил от лежащего при одном из рукавов реки Нила города Пелузии, близ которого Исидор избрал одну горку для пустынного уединения и молитвенных подвигов и где, по свидетельству некоторых писателей, находился монастырь, настоятелем которого и был Исидор 789 . Время рождения преп. Исидора точно не установлено, известно только то, —536— он родился в половине IV века 790 . О происхождении Исидора известно, что он родился от богатых родителей, был из благородной и богатой фамилии и даже состоял в родстве с Александрийскими патриархами Феофилом и Кириллом 791 . Как сын богатых родителей, преп. Исидор получил хорошее по тому времени образование, изучил греческих философов, основательно познакомился с классиками. Творения его говорят об этом. В них мы находим ссылки на языческих писателей, полководцев, правителей и философов. Сократ, Платон, Орфей, Гомер, Гезиод, Аполлоний Тианский, Демократ, Эпикур, Ливаний, Плутарх, Горгий, Демосфен, Аристид, Ликург, Александр Македонский, Диоген, Кир, Лукиан, Эврипид, Фукидид, Эсхил, Аристотель, Солон и многие другие писатели сменяют в творениях Исидора один другого. Встречаются даже у него выдержки, заимствованные у иудейских писателей – Иосифа Флавия, „мужа знаменитого ученостью и словесным искусством“ 792 , и Филона, которого он называет учеником и истолкователем Платона 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образ неправедного судьи у Исидора получился весьма полнокровным, может быть, даже более ярким, чем судьи идеального. Вероятно, недостатки судей анализируются столь подробно не только потому, что образ «судьи неправедного» являлся распространенным христианским топосом, но и потому, что сам Исидор неоднократно сталкивался с такими судьями в реальной жизни. Дело в том, что в обязанности епископа входило докладывать королю о злоупотреблениях должностных лиц, в том числе – тех самых indices и actores. 844 Кроме того, по нормам III Толедского собора (589 г.) судьям надлежало ежегодно присутствовать на провинциальном церковном соборе и обсуждать с епископами вопросы судопроизводства. 845 Таким образом, жизненный опыт давал Исидору многочисленные примеры неправильного поведения судей, которые он считал необходимым изобличать своим трактатом. Стоит обратить внимание на тот факт, что образы неправедного судьи присутствуют и в произведениях авторов античной эпохи, и в Библии (например, притча о неправедном судье в Евангелии от Луки), и в сочинениях Отцов Церкви. Но во всех этих текстах рассматривается лишь какой-то один конкретный недостаток, тогда как Исидор представил по-настоящему комплексное видение проблемы. Он первым создал наиболее исчерпывающую характеристику плохого судьи. Возможно, она сложилась отчасти под влиянием литературных образцов, отчасти как ответ на поведение реальных судей. Исидор, как и любой епископ королевства должен был регулярно сталкиваться с нечестными судьями. Так, известно, что на епископа ложилась обязанность докладывать королю о злоупотреблениях должностных лиц (в число которых входили и iudices), а провинциальный церковный собор обязан был ежегодно выслушивать их отчет. Короче говоря, Исидор хорошо знал предмет, о котором писал. Замечу также, что идеал судьи, описанный столь ярко и развернуто, тоже был впервые сформулирован именно Исидором. Перечислив качества судьи праведного, он обосновал необходимость каждого из них. Помимо справедливости, идеальный судья должен руководствоваться милостью (dementia), и это, как представляется, было нововведением Исидора. Деятельность такого судьи идет на пользу всему обществу, и поэтому после смерти судья получает в награду Царствие Небесное. Формируя этот идеал, Исидор опирался на библейские тексты, произведения Отцов Церкви. Нельзя отрицать и влияния судебных речей Цицерона.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Достойное внимания совпадение, что эта троица духовных Старцев – Исидор, Герман и Варнава – оказывается связанною между собою узами духовного братства, причем о. Исидор, как духовно родившийся от Старца Александра первее других, почитался ими за старшего и потому, по смерти о. Александра, заступил своим осиротелым младшим братьям место их духовного отца. В это время Параклитовой Пустынки еще не было. Когда же воздвигли ее, для любителей строжайшего уединения, то перешел туда и о. Исидор. Здесь его ускорили во иеромонаха. В 1863 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1865 – во иеромонаха. Выше этого он никуда не подымался; от схимы же, которую ему предлагали под старость его, он отказывался, – по своему смирению. Было такое время, когда о. Исидор собирался в Америку, проповедовать вместе с Епископом Иоанном. Наместник сшил, было, ему даже новую шубу для дальнего путешествия; но почему-то эта поездка не состоялась, и шуба уехала в Америку без своего хозяина. Приблизительно лет через 5 после вступления своего в Параклит о. Исидор осуществляет свое давнее желание, – переехать на Старый Афон. В этом коренном рассаднике монашества он пробыл один год. В тот год старцы-афониты вознамерились однажды водрузить Крест на самой вершине славной горы Афонской: деятельное участие в этом воздвижении Креста Господня принимал и о. Исидор. Но, за неимением средств приобрести себе келлию, о. Исидору пришлось в скором времени оставить монашеское государство и вернуться на свою родину. Тут он снова поселяется в Параклите, но ненадолго, ибо терпит гонение, клевету и изгнание. Тогда он переселяется в Скит, где и живет до самой своей блаженной кончины безвыездно. Из событий этого времени можно отметить только назначение о. Исидора духовником для всех иеромонахов, последовавшее после смерти о. Варнавы, в 1906 году. Глава 18, повествующая о блаженной кончине Аввы Исидора Так протекла тихая жизнь Аввы Исидора. И кончина его была беспримерно тихая. Можно даже думать, что он не умирал, а просто постепенно засыпал; дыхание его делалось слабее и, наконец, вовсе исчезло: дохнул, – и с дыханием отлетела жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Еще в молодых летах Исидор оставил светскую жизнь и, удалившись на гору близ города Пелусии, предался здесь жизни подвижнической. Но и в пустынном уединении он не оставлял занятий науками; только теперь его ум направлен был на изучение богословских наук. С целью усовершенствовать себя в богословских науках Исидор путешествовал в Константинополь и слушал здесь знаменитого Иоанна Златоуста . Возвратившись из Константинополя, он опять удалился в свою пустыню, где вскоре вокруг него собралось целое общество подвижников. Своей святой подвижнической жизнью, умом и образованием Исидор приобрел величайшее уважение современников; его советы и наставления принимались всеми, не исключая епископов, вельмож и даже императора, как советы и наставления отца. Исидор умер около 440 года. Сочинения преподобного состоят из писем, которых сохранилось более 2000. Содержание их разнообразно, но большая часть их все-таки содержания экзегетического. Отличительная черта его изъяснения Священного Писания – простота и ясность. В этом случае заметно влияние на него святого Златоуста. В письмах догматического содержания Пелусиот касается, между прочим, учения о Лице Господа Иисуса Христа, по поводу ереси Нестория и его крайних противников, и является ревностным защитником православного учения, чуждым страстности и увлечения. В письмах нравственного содержания Иси­дор является неподражаемым наставником благочестия. Святой Кирилл Александрийский и святой Исидор Пелу­сиот были последними более замечательными писателями новоалександрийской школы. Еще при жизни их некоторые из александрийцев довели направление александрийской школы до крайности, разрешившейся после их смерти ересью монофизитской. Исидор Пелусиот замечал уже начатки этой ереси в Египте и писал по этому случаю несколько писем. С появлением монофизитства новоалек­сандрийская школа потеряла свое значение для Православной Церкви. Б. Антиохийская школа. Она основана была в конце III века; в IV веке достигла своего высшего процветания. Направление ее было отлично от направления школы александрийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наставляя так епископа Палладия, преподобный Исидор поучает и нас всех целомудренной жизни, чтобы мы не только тело свое хранили от плотского грехопадения, но и душу блюли в чистоте от греховных мыслей. Торжество ума, благо безусловное; ей учит сама душа, хотя расстроенная падением, но не потерявшая внутреннего закона " . Все наставления Исидора отличаются столько же опытностью духовною, сколько знанием слова Божия. - Так как письма святого Исидора писаны по случаям, то они доставляют множество сведений полезных для историка и изыскателя древностей. Наконец, все они писаны слогом чистым, живым и сильным и по всей справедливости могут быть поставлены между образцами красноречия. Преподобный Исидор оставил в своих писаниях много наставлений о всяких добродетелях, и в устных беседах научив всех сим добродетелям, достиг глубокой старости, и благоугодив Богу, скончался в мире15. Кондак, глас 4: Денницу другую тя церковь обретши преславне, твоих словес молниями освещаема, взывает ти: радуйся всеблаженне богомудре Исидоре. 1 Александрия-город в северном Египте, при устье реки Нила; основана Александром Македонским в 331 году до Рождества Христова. Был некогда центром языческой науки и первым торговым городом на земле. В начале 4-го века стал центром христианского просвещения и резиденцией патриарха. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море. 2 Феофил был архиепископом Александрийским о 385 г. по 412 г. - Святый Кирилл, преемник его, архиепископствовал с 412 по 444 г.; был председателем на 3-м вселенском соборе, на коем ревностно подвизался против еретика Нестория. Память святого Кирилла празднуется 9-го июня и 18-го января. 3 Гора Пилусиотская, находилась в Нижнем Египте, недалеко от реки Нила.- Пилусия, или Пелуза-один из городов северного Египта. 4 Живя здесь в глубоком уединении, Исидор с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Он носил одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Отсюда преподобный Исидор путешествовал в Константинополь, чтобы видеть и слышать святого Иоанна Златоустого. То, что видел и слышал Исидор у Златоустого, равно и писания его, остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустого, простота и ревность его соделались собственностью Исидора и отпечатлелись во всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие.

http://pravicon.com/info-2589

Во-вторых, все русские и иностранные писатели, так или иначе касавшиеся личности Исидора, обыкновенно говорят о нём только как о русском митрополите и главном деятеле на Флорентийском соборе, но почти ничего не говорят о его предшествующей жизни, тем более что и современники Исидора, оставившие нам описание Флорентийского собора, в своих повествованиях обыкновенно умалчивают относительно происхождения, воспитания, жизни и деятельности Исидора до поставления его в русские митрополиты. Следовательно, наш автор взялся осветить тот тёмный период жизни Исидора, о котором доселе не было сколько-нибудь достаточных и определённых сведений и который поэтому, конечно, обходился всеми предшествующими исследователями. Наш автор вполне удачно разрешил принятую на себя и оставшуюся доселе неразрешённой учёными задачу: он нам обстоятельно выяснил, что такое был Исидор до своего поставления на русскую митрополичью кафедру. Оказывается, что Исидор происходил и воспитался в православной семье, что он был человек очень даровитый, прекрасно образованный, особенно в смысле тщательного и широкого изучения древних классических произведений, что он был завзятый патриот-грек; оказывается, что Исидор был византийский гуманист, весь проникнутый гуманистическими идеалами и симпатиями, что он находился в переписке с современными выдающимися итальянскими гуманистами, к кружку которых он так тесно примыкал, разделяя все их стремления и симпатии; оказывается, что Исидор, как гуманист, довольно индифферентно относился к богословию и разным церковным вопросам, что он прямо не придавал никакого серьёзного значения различию церквей восточной и западной, причины их разделения считал слишком маловажными, —119— не оправдывающими самого разделения. Вот такого-то человека константинопольский император, в надежде получить от латинского запада помощь погибающей под ударами турок Византии, и сделал своим орудием для заключения унии с Римом. В качестве императорского посла Исидор уже действовал на Базельском соборе в духе унии с Римом, а потом, поставленный императором русским митрополитом с прямой целью привлечь к унии и русскую церковь , Исидор и на Флорентийском соборе действовал так, как и ожидал от него император.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У тебя... есть собрание слов, услаждающих слух, но не питающих душу. А твое слово должно быть живо. Кто лишен такого слова, тот кимвал звяцаяй ( 1Кор. 13, 1 ). Посему, если присовокупишь и оное, то будешь сладкозвучным органом, благоприятным и Богу, и людям (прп. Исидор Пелусиот , 60, 74). Источник. Приятно учишь ты в Церкви, но лучше было бы, если бы учил и благодетельно. А теперь уподобляешься человеку, который бросает вверх камни и старается, чтобы камень падал прямо вниз, а тем призывает его на себя самого. Если наше обличение грехов усматривается в нас отрицающими слова делами, то не только слушателям не воспрепятствуем поступать худо, но и себя подвергнем смеху, иному уча, а иное делая (прп. Исидор Пелусиот , 60, 76). Источник. Не повелено же нам и бисер пометать пред свиниями, т. е. пред погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, да не поперут их ногами, лукавыми своими начинаниями, хуля имя Божие, и вращшеся расторгнут вы (ср.: Мф. 7, 6 ), ибо сообщение таковым тайн для небрежно сообщающих есть неисправимое расторжение (прп. Исидор Пелусиот , 60, 98). Источник. Не всякому человеку можно учить, потому что не все носят и багряницу. А если сим не пользуются все, особливо же бедные, которые оскорбили бы величество власти, приводя в уничижение то самое, чем показывалось ее преимущество, то удержись от речей неприличных Церкви, которые не доставляют пользы слушателям, но подвергают оскорблению нашу веру, и неприязненных нам еретиков, не против тебя и не к твоему склоняют обвинению, но возбуждают к поруганию благочестия, потому что не на твое невежество обращают они внимание, но смеются над его бессилием (при. Исидор Пелусиот , 60, 135). Источник. ...Много таких, которые наскучивают словами, но мало таких, которые бы наставляли делами и которым наипаче надлежало бы священствовать (прп. Исидор Пелусиот , 60, 279). Достоин похвал... не тот, кто искусством и силою слова затрудняет уразумение истины, но кто излагает ее безыскусственно... (прп. Исидор Пелусиот , 60, 366). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Однако Петр привел в свидетели Исидора, что епископу известно все, касающееся упомянутой женщины.. Исидор показал, что упомянутая манихеянка принята была действительно по воле епископа, и что он сам же преподал ей и святые тайны. После сего Феофил запылал гневом» ( Сократ Схоластик . Церковная история. 6,9). «Исидор некий (это св. Исидор, странноприимец Александрийский, рассказом о котором открывается «Лавсаик» Палладия — А. К), восьмидесяти лет от роду, пресвитер, рукоположенный еще блаженным Афанасием Великим… Итак, этому Исидору некая жена, знатная вдова, дает тысячу золотых монет, взяв с него клятву перед престолом Спасителя, что он, купив одежду, оденет беднейших женщин Александрии, не дав об этом знать Феофилу, чтобы он, отобрав их, не потратил на камни, ведь у него, наподобие фараона, было некое помешательство на камнях для возведения зданий, в которых Церковь никоим образом не нуждалась. Взяв монеты, Исидор тратит их на нуждающихся и вдов. Феофил же, узнав откуда-то, ибо от него, имеющего наблюдателей за делами и словами, если не сказать иначе, ничто не было скрыто из того, что повсюду говорилось и делалось, призывает Исидора, кротко выспрашивая у него, действительно ли это было. Он не отрицая, исповедал свое служение этому делу. Тот же, услышав, меняет обличье. Ибо до решительного момента он был пристоен и вежлив в своем вопрошании, после же, когда последовал ответ Исидора, весь надулся, переменив образ. Помолчав немногое время, подобно собаке, кусающей исподтишка, через два месяца, заручившись поддержкой священства, он приносит хартию, сказав в присутствии Исидора: «Это я принял против тебя, Исидор, еще восемнадцать лет назад, но поскольку был очень занят, предал это дело забвению. Теперь же, ища другие хартии, я обнаружил эту, касающуюся тебя. Защищайся против этого». Хартия же содержала в себе обвинение в содомском грехе. Защищаясь против этого обвинения, Исидор говорит Феофилу: «Мы согласимся, что правда, что ты принял хартию и что она попала к тебе случайно, но не попадался ли тебе давший грамоту, чтобы ее потребовать во второй раз?» На это Феофил отвечает: «Отрока здесь не было, он моряк».

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010