Согласно этому решению, папа признавался верховным властителем по всей христианской церкви, все православные патриархи должны были признавать его власть над собою, православная церковь должна была принять все то, чем отличалась от нее латинская, которая уже давно во многом отступила от истинной веры Христовой; православной церкви предоставлялось только право совершать божественную службу по-гречески, или по-славянски, а не по-латински, как везде было принято на Западе. Это решение подписали наш русский митрополит Исидор и суздальский епископ Авраамий, который, впрочем, сделал это против совести и воли своей, уступая насилию м. Исидора, который приказал даже заточить его за противоречие себе. В награду за такое усердие в пользу соединения церквей, папа наградил нашего митрополита Исидора разными высокими почестями. Довольный и радостный, м. Исидор отправился из Флоренции в Москву. На пути он разослал свои грамоты в земли литовские, ливонские и русские о состоявшемся соединении церквей. Весною в 1441 г. м. Исидор приехал в Москву с грамотой от папы к нашему великому князю. Духовенство и народ во множестве собрались в Успенском соборе и с нетерпением ожидали митрополита. Наконец, м. Исидор явился в собор. К изумлению всех, пред ним несли латинский крест. Стали совершать службу. Вместо вселенских патриархов на ней поминали римского папу. Предстоящие дивились и недоумевали. Но когда после литургии архидиакон м. Исидора прочитал с амвона флорентийскую соборную грамоту, то все пришли в ужас. Великий князь в сильном гневе тут же сказал: «не бывало этого ни при отцах, ни при дедах наших». Великий князь обозвал митрополита латинским прелестником, велел свести его с амвона и заточить в Чудовом монастыре. После того русские архиереи и духовенство, по воле великого князя, собрались вместе и рассмотрели флорентийскую соборную грамоту, расспросили и Авраамия суздальского о том, как происходило дело на соборе, и затем порешили, что флорентийское соединение несогласно с Божественными правилами и древним преданием, а потому русская церковь не признала этого соединения. Великий князь убеждал м. Исидора, чтобы он покаялся, отстал от латинской ереси и возвратился к древнему благочестию. Но Исидор не согласился и оставался в заточении целое лето. Осенью он бежал в Тверь, но там его схватили и посадили в тюрьму. Со временем м. Исидор бежал из своего заточения сначала в Литву, а после в Рим, где и закончил свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Ирина дева, мученица иллирийская, с Агапиею и Хиониею , 16 апр. Ирина , муч. с Софиею , 18 сент. Иринарх (начальник мира, греч.) и седмь жен мучч. 28 ноября. Ириней (мирный, греч.), еписк. лугдунский, муч., 23 авг. Ириней , муч римский, 13 авг. Ириней , еп. сирмийский, муч. 26 марта. Ириний (по греч. Ирина мученица), муч. египетский 5 июня. Ироида или Ираида (Раиса), муч. 5 марта и 23 сент. сн. 5 сент. Иродиан (геройский, греч.), ап. из 70, ешск. неопатрский, 8 апр. Исаакий (смех, евр.), преп. далматский исповедник, 30 мая, 3 авг. и 22 мар. Исаак (смех, евр.), муч. персидский, 18 мая. Исаак сирин, 12 апр. Исаак преп., из чисда избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Исаак исповедник, 30 мая. Исавр (из Исаврии: от Исава, евр. косматый) диакон, муч. апоннониадский, 6 июля. Исаия (спасение Господне, евр.) пророк, 9 мая. Исаия , муч. падестинский, с Памфидом пресвит., 16 февр. Исакий , (из Исаака) муч. никомидийский, 21 апр. Исакий , еписк., муч. персидский, 20 ноября. Исакий , еписк. кипрский, 21 сент. Исидора (см. Исидор) юродивая, преподобная тавеннисийская, 10 мая. Исидор (дар Изиды, египетск. богини, греч.) воин, муч. хиосский, 14 мая. Исидор , муч. кампанийский, 6 июля. Исидор , 30 дек. Исидор , преп. пелусиотский, 5 февр. Исидор-Твердисиов , юродивый ростовский, 14 мая. Исихий (спокойный, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Исихий , муч. мелитинский, 7 ноября. Исихий , из 40 муч. севастийских, 9 марта. Исихий магистриан, муч. антиохийский, 10 мая. Исихий муч., 19 февр. Исихий , преп. вифинский, 5 марта. Исихий блаж., безмолвник, Хоривит, 3 окт. Иской , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Исмаил (слышит Бог , евр.) персиянин, муч. 17 июня. Истукарий , муч. севастийский, 3 ноября. Иа (может быть греч. фиалки), муч. персидская, 11 сент. Иадор муч., 4 февр. Иакинф (яхонт камень, греч.), муч. римский, 3 июля. Иакинф , муч. римский, 24 дек. Иакинф , муч. александрийский, 18 июля. Иакисхол (ученик Вакха, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Иаков (запинатель, евр.) Алфеев, из 12 апп., 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Римские легионы при императорах составляемы были из разноплеменных народов, и если нужно было дополнять оные, то посылались нарочно воинские чиновники с указами, где кому набирать воинов. Таковое повеление некто Нумериан привёз на остров Хийский. Едва узнали об этом жители, все молодые язычники скрылись или разбежались; одни христиане спокойно ожидали своей участи, и те, которые записаны были в воинство, без прекословия и роптания последовали за Нумерианом через пространство морей. В этом числе был и святой Исидор 327 , уроженец Александрийский. Невзирая на то, что военная жизнь всегда шумна и окружена соблазнами, этот богобоязненный юноша насколько был крепок и мужествен, столь же усердно облёкся в оружие и, не оставляя поста, молитв и добрых дел, равно не оставлял своих обязанностей по службе. Не щадить последней капли своей крови за царя и отечество – был обет христолюбивого юноши, и пролить оную Исидор считал за единственную славу воина. Но эта геройская кровь должна была пролиться за другого Подвигоположника. Едва святой Исидор начал отличаться усердием и ревностью по службе военной, объявили указ императора Деция, чтобы воины, как стражи и защитники отечества, непременно поклонялись богам, хранителям римского могущества. Святой Исидор, как ревностнейший из христиан, немедленно был оклеветан пред Нумерианом. Когда брали его под стражу, то чиновник, для этого отправленный, с укоризной сказал ему: «Безумно делаешь ты, что для какого-то Христа пренебрегаешь служением царю и отечеству». Святой Исидор ответствовал на это: «Я хотел воздавать Божия Богови и кесарева кесареви; но когда воля правительства требует службы одному кесарю, то для меня гораздо лучше служить одному Богу. Я дал клятву служить в воинстве не иначе, как защищая отечество земное и Небесное. Теперь вижу, что моя кровь не нужна царю земному; пусть же она прольётся за Царя Небесного». С этими чувствованиями святой Исидор предстал суду, ответствовал с дерзновением воина Христова и спокойно пошёл на место казни. О том, сколько святые люди старались истребить чуть зарождавшиеся в сердце их пагубные страсти

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

«Житие» говорит о Лихносском монастыре близ Пелусия. Письмо 370//РС 78, 392. В «Житии св. Исидора», дошедшем в так называемом «Императорском Минологии» (Х1 в.), говорится, что Феофил, по диавольскому наущению, запретил ему священническое служение, что и дало святому повод уйти на Пелусийскую гору. скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 18 февраля 2021, 09:01 СПАСИБО БОГ рядом, спасибо за поддержку. помоги моему неверию римма 17 февраля 2017, 13:53 Святой преподобный Исидор Пелусиот, спасибо за помощь. Не остави и в дальнейшем меня и моих родных своим предстательством, помолись о нас грешных и недостойных, даруй нам радость и счастье, помоги нам в учебе и работе, огради от злых людей. римма 18 февраля 2016, 13:03 Святой Исидор Пелусиот, помолись обо мне грешной и недостойной о дарования здравия душевного и телесного мне и моим родным,о наших успехах на работе и в учебе, огради от злых людей, помоги отвести ответственность от моих руководителей по результатам проверки. Наталья 17 февраля 2015, 17:27 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Преподобный Исидор Пелусиот, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Преподобный Исидор Пелусиот, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу да дарует властем нашим мудрость и силу пойти на разумный компромисс ради восстановления мира на Украине, да дарует властем нашим вразумление об исполнении их долга по отношению к народу Божию! Преподобный Исидор Пелусиот, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды!

http://pravoslavie.ru/51649.html

Исидор олицетворял собой новый тип правоведа. В первую очередь он был клириком и только потом юристом. Свою главную задачу раннесредневековый знаток права видел в том, чтобы воспитать читателя в духе христианства и научить его благочестивой жизни. Поэтому его творчество чем дальше, тем больше приобретает дидактический и морализаторский окрас, а понятия римского права уходят в сферу богословской лексики. Исидор Севильский и каноническое право В поле практической деятельности Исидора – правоведа оказались совершенно новые, средневековые, институты: церковь и монастырь. Их устройству и внутренней жизни посвящены его трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав». В первом Исидор рассказывает о порядке проведения церковных служб и об обязанностях клириков. Второй, составленный на основе уставов Бенедикта Нурсийского (480–547) и Иоанна Кассиана (360–435), посвящен регламентации монастырской жизни 54 . Высказанные в этих трактатах идеи легли в основу ряда соборных постановлений, принятых на II Севильском (619) и IV Толедском (633) соборах, где Исидор председательствовал. Епископ Севильи ясно и четко сформулировал правоотношения внутри епархии и внутри монастыря. В этом смысле Исидора можно считать одним из творцов нового канонического права. При этом он использовал терминологический аппарат римской юриспруденции, относящийся к правовому статусу официалов, воинов и к римской familia 55 . Часто императорские конституции, дошедшие в составе «Бревиария Алариха», распространялись участниками соборов и на церковную жизнь. Например, при решении конфликтов между епископами, спорящими из-за права владеть базиликой, отцы II собора в Севилье ссылаются на аналогичный казус, известный из светского права 56 . Таким образом, нормы римского права наряду с постановлениями прежних соборов и папскими декреталиями были источником формирования канонического права в Толедском королевстве. Надо полагать, не в последнюю очередь это произошло благодаря Исидору. Практически все постановления IV собора в Толедо были так или иначе приняты под влиянием произведений епископа Севильи. Так, десять антииудейских канонов возникли благодаря полемическим сочинениям Исидора (например, «О католической вере из Ветхого и Нового заветов против иудеев») 57 . Постановления, касающиеся литургики, закрепили те нормы, которые Исидор сформулировал в трактате «О церковных службах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Так было у русских в южной митрополии. § 11. б) На севере; торжество над папизмом при Исидоре и св. Ионе В северной митрополии, русская Церковь , огражденная властью великих князей, а еще более древней простотой веры, спокойно отражала нападения папы. Самое опасное покушение на ее свободу было при лжепастыре Исидоре. Греческая империя находилась тогда в крайней опасности. Она заключалась уже почти в одних стенах столицы. Но Оттоманы готовы были сокрушить ее и в стенах столицы. Император Иоанн Палеолог решился купить помощь запада ценой соединения православия с папизмом. Крайность положения и родство с великим князем Василием внушили ему мысль присоединить к сему союзу и Россию. В таких мыслях избран и посвящен был на кафедру всероссийской митрополии Исидор. Император знал Исидора, знал, что он был именно таков, какой на тот раз нужен был Палеологу. Исидор на Базельском Соборе, в акте, который надлежало доставить в Константинополь, дозволил назвать греческую веру «старой ересью». Новый митрополит поспешно отправился в Россию с послом императора – располагать русских князей к делу соединения. Великий князь Василий Васильевич не был расположен вмешиваться в предприятие, оскорбительное для совести и бесполезное для политики. Он твердо знал уроки отцов о своевольном высокомерии папы, давно осужденном Соборами, и понимал, что от этой гордости нельзя ожидать доброго. Потому убеждал Исидора отказаться от намерения ехать во Флоренцию. Исидор остался при своем, но и великий князь не отпустил с ним посла на Собор, – даже взял с него клятву возвратиться с древним православием . Убедив тверского князя отпустить посла на запад, Исидор едва выбыл за пределы России с греческой и русской свитой и суздальским епископом Аврамием, как в Дерпте открыто оказал предпочтение латинству пред греческим исповеданием. На Соборе Исидор был избран для ответов со стороны греков вместе с другими пятью лицами. Во все продолжение споров в Ферраре занимались решением одного вопроса: «имели ли право латиняне внести в символ веры дополнение о происхождении Духа Святого и от Сына?» Во все это время Исидор почти ничего не говорил. Рассуждали: Виссарион, а всего более Марк Ефесский, жаркий защитник православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Isidorus      Missa Молитва ybeщebahuя      Oramio Вторая мoлumba      Alia oratio Молитва о верных, живых и yconшux      Posm nomina Молитва примирения перед целованием мира       Ad pasem Возношение (первая молитва ahaфopы)      Inlamio Молитва на гимн «Cahkmyc»      Posm Sanctus Молитва о претворении Даров       Post pridie Молитва на «Отче haш»      Ad orationem Dominicam Блarocлobehue      Benedicmio После главы De missa et orationibus следуют главы о Символе веры (I, 16) и о благословениях (I, 17). Исидор называет символ Никейским, однако еще III Толедский Собор постановил, что за богослужением должен исполняться символ Константинопольский. Говоря о благосло­вении, св. Исидор утверждает необходимость трехчастного молитвословия, обосновывая это авторитетом Священного Писания. Интересно, что именно трехчастную структуру имеет благословение, которое содер­жится в литургических книгах и должно быть произнесено перед Прича­стием. Замыкает ряд глав, отведенных мессе, достаточно продолжитель­ное повествование о жертвенном значении Евхаристии (I, 18). После этого Исидор Севильский касается вопросов суточного богослу­жения. Трактат продолжают пять глав (I, 19–23), посвященных службам третьего, шестого и девятого часов, вечерне, повечерию, бдению, утрене. В них содержится общая информация о каждом богослужении, описы­вается его содержание и значение, а также приводятся свидетельства из Библии и церковного Предания. В главе об утрене Исидор ссылается на рассказ Иоанна Кассиана о богослужении в Вифлеемском монастыре. Затем следуют главы, связанные с литургическим временем. Первые из них рассказывают о воскресном дне и субботе (I, 24–25). Далее описыва­ются праздники Рождества Христова и Богоявления (I, 26–27). Период Четыредесятницы представлен Пальмовым воскресеньем (I, 28), Страстным четвергом Вечери Господней (I, 29), Страстной пятницей (I, 30) и Великой субботой (I, 31). Говоря о Пасхальном времени, Исидор касается богослу­жения в самый день Воскресения Христова, а также на Вознесение и Пя­тидесятницу (I, 32–34). Заканчивается повествование о литургическом годе главами, посвященными памятям мучеников и праздникам в честь освящения храма (I, 35–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Через два дня (7 сентября 1678 года) мучители отсекли преподобному Макарию голову и бросили тело на площади. Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма. Когда захватчики ушли из монастыря, то уцелевшие жители города нашли тело преподобномученика нетленным. Словно живой, в одной власянице, с крестом на груди и с крестом в руках лежал преподобный. 8 сентября 1678 года христиане погребли его святые мощи под жертвенником храма. В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре Полтавской губернии. В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города. Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7/20 сентября — в день преставления и 13/26 мая — в день перенесения святых мощей. Май 14 Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Магистра Немецкого ордена. В сердце его непрестанно отзывалось слово Господне: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет, кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою (Лк. 16, 24, 26). Возбуждаемый сими спасительными словами, блаженный Исидор совлек с себя княжеские одежды и восприял юродство, или безумное Христа ради житие, как и апостол говорит: Но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая (1 Кор. 1, 27). По глубокому убеждению в несостоятельности веры латинской перед судом совести и здравого рассуждения, блаженный Исидор «возлюби христианскую веру православную». И он в лохмотьях, с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, принимая повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои. И великое показал святой Исидор терпение, одинаково перенося и хлад зимний, и летний зной. Днем странствовал, как юродивый, ночью же стоял на молитве и, плача, говорил сам себе: «О, Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

6 . Он же рассказывал об авве Исидоре: помыслы говорили ему: «Ты великий человек!» Но авва Исидор отвечал им: «Неужели я подобен авве Антонию? Или я сравнялся с аввой Памво, или с другими отцами, благоугодившими Богу?» Говоря так, он успокаивался. Когда же враги старались привести авву Исидора в малодушие, внушая, что после всех своих подвигов он будет ввержен в муку, авва Исидор говорил им: «Если я и ввержен буду в муку, то и там найду вас под ногами моими». 7 . Авва Исидор рассказывал о себе: «Пошел я однажды на торжище продавать небольшие корзины. Приметив, что мною начинает овладевать гнев, я оставил корзины и убежал». 8 . Однажды авва Исидор пошел к авве Феофилу, архиепископу Александрийскому, и когда возвратился в Скит, братья спросили его: «Каков город?» Он сказал: «Поистине, братья, не видал я лица человеческого, кроме одного архиепископа». Услышав это, братья смутились. – «Не опустел ли город, авва?» – спросили они. «Нет, – отвечал авва, – но помысл не увлек меня взглянуть на кого-либо». Услышав это, братья удивились и поставили себе за правило – хранить глаза свои от рассеянности. 9 . Тот же авва Исидор говорил: «Мудрость святых состоит в признании воли Божией, потому что человек, как образ и подобие Божие, возвышается над всем в послушании истине. Не так страшны все демоны, как следование собственному сердцу, то есть своим помыслам, а не закону Божию. Под конец человек будет плакать о том, что не познал Таинства и не нашел пути святых, дабы работать на нем. Ныне время делать для Господа, ибо спасение – во время скорби, как написано: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 )». Об авве Исидоре Пелусиоте 1 . Авва Исидор Пелусиот говорил: «Жизнь без слова обыкновенно приносит более пользы, чем слово без жизни; ибо жизнь назидает и молча, а слово без жизни, несмотря на все возгласы, служит только в тягость. Если соединяются слово и жизнь, то они составляют красоту всего любомудрия». 2 . Он же говорил: «Дорожи добродетелью; не заботься о счастье. Добродетель есть бессмертное сокровище, а счастье скоро исчезает».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010