духовенства в отношении к народному образованию в начале прошлого царствования//Странник. 1888. Авг. С. 551-582; он же. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 18992; [Гаврилов А. В.] Алфавитный указ. к Собранию мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церк.-гос. вопросам. СПб., 1891. Ч. 1. С. 126-128; Высокопреосв. митр. Исидор//ПрибЦВед. 1892. 37. С. 1268-1281; 38. С. 1307-1310, 1323-1325; 39. С. 1357-1359; Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский: [Некр., мнения печати, послужной список и др.]//ЦВ. 1892. 38. С. 593-601; Высокопреосв. митр. Исидор//ХЧ. 1892. 11/12. С. 473-521; Толстой М. В. Хранилище моей памяти: Исидор, митр.//ДЧ. 1892. Окт. С. 401-404; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. К восп. о митрополитах: С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете//ДЧ. 1893. Ч. 1. 3. С. 470-472; Корсунский И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский и С.-Петербургский: [Некр.]. М., 1893; он же. Участие митрополитов Филарета Московского и Исидора Новгородского в деле редакции рус. перевода Свящ. Писания//ДЧ. 1893. Ч. 3. 12. С. 516-523; [Лебедев А. С., прот.] Памяти в Бозе почившего высокопреосв. митр. Исидора//ХЧ. 1893. Ч. 1. 5/6. С. 518-525; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//ЦВ. 1893. 39. С. 613-614; 41. С. 644-645; Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский//Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. СПб., 1894 2. Вып. 1; Семёнов М. О. А. Н. Муравьев в последние годы своей жизни//РА. 1895. Кн. 2. 6. С. 139-178; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 20-21, 45, 48, 64, 85, 199; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//Орловские ЕВ. 1899. 41. С. 1657-1661; 42-43.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Нарисованный здесь Исидором портрет проповедника едва ли может быть отнесен к кому-либо другому, как не к св. Златоусту. По крайней мере не известно, слушал ли еще чьи проповеди св. Исидор, кроме проповедей Златоуста, а потому едва ли этот портрет мог быть списан с другого какого-нибудь оригинала. Есть известие, что Исидор говорил с такою ясностью, какая была ли у кого другого“ 821 . Так же восторженно Исидор отзывается о книге Златоуста „О священстве“, знакомство с которой видно из письма к —546— Евстафию, где он говорит о священстве 822 . „Послал я тебе книгу, – говорит Исидор, – которую просил ты, и жду от тебя плода ее“. И дальше высказывает то впечатление, которое произвела на него эта книга Златоуста. „Нет, – замечает он, – такого сердца, на которое не подействовало бы чтение этой книги и не уязвило бы его божественною любовью... Так тонко и сжато сочинил ее мудрый истолкователь Божиих тайн, – это око византийской и всей на земли Церкви, что все и священствующие по Богу, и исправляющие обязанность священства нерадиво находят в ней и свои преспеяния, и свои преткновения“. Толковательные творения св. Златоуста более других занимали Исидора, и о них он писал свои впечатления. Так о толковании св. Иоанна на послание апостола Павла к Римлянам Исидор говорит, что в нем „наипаче заключается сокровище мудрости премудрого Иоанна“..., так что, „если бы богомудрый Павел избрал аттический язык для объяснения самого себя, то не иначе бы протолковал, как и упомянутый выше достославный муж: так толкование его украшено и мыслями, и изяществом, и точностью выражений“ 823 . А в письме к пресвитеру Дидиму Исидор характеризует св. Иоанна, как „сильного в дознании смысла в писаниях Евангелистов“ 824 . Многие места толкований преп. Исидора Слова Божия весьма сходны, а другие прямо заимствованы почти целиком у св. Златоуста. Так толкование Исидора 825 Мф.1:25 „и не знаяше ея, дóндеже роди сына своего первенца“ – очень сходно с толкованием того же места у Златоуста 826 . Оба экзегета одинаково останавливаются на выяснении термина „дондеже“ и пользуются для этого одним и тем же методом, приводя почти одни и те же примеры из Писания. Такое же сходство в толковании Мф.2:9 – „и пришедши (звезда) ста вверху, идеже бе отроча“ 827 . Сравнение иудеев с „рождениями ехидны“ —547— ( Мф.3:7 ), как по Исидору, так и по Златоусту взято из образа ехидны, убивающей при рождении свою мать. Златоуст. Исидор. „Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождениями ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у ней чрево“ 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1837 году Преосвященный Исидор Высочайше утвержден был Епископом Полоцким и Виленским. В 1840 году перемещен в Могилев, годом спустя в 1841 году принял Архиепископство, а в 1844 году, в День иконы Божией Матери, именуемая " Милостивая " 12 (25) ноября, Высочайше назначен Экзархом Грузии. Все три кафедры, последовательно занимаемые владыкой, являлись по обстоятельствам того времени боевыми местами для церковного администратора. Преосвященный Исидор не только много и умело, но и успешно потрудился на пользу православия в Полоцкой и Могилевской епархиях, в борьбе с католичеством при воссоединении униатов, а в Грузии - в борьбе с магометанством при восстановлении и утверждении православного христианства на Кавказе. Повсюду Преосвященный Исидор приложил много заботы и труда на восстановление и благоукрашение обедневших и бывших в запустении православных храмов и распространение русского церковно-школьного образования. Его энергичная деятельность в Грузии вызвала особенное одобрение со стороны Государя Императора Николая I Павловича и Русского правительства, и при Священном Таинстве Миропомазания и Коронации Государя Императора Александра II Николаевича, совершенной 26 августа (8 сентября) 1856 года в День Сретения иконы Божией Матери " Владимирская " , Архиепископ Исидор возведен был в чин Митрополита. Первого (14) марта 1858 года Высокопреосвященный Исидор возглавил Киевскую Митрополию, а два года спустя, в День памяти безсеребряников Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (284) первого (14) июля 1860 года, переведен был в Царствующий град Санкт-Петербург. 21 августа (3 сентября) того же года владыка Высочайше назначен был главным попечителем Императорского Человеколюбивого общества. В 1885 году Человеколюбивое Общество торжественно праздновало двадцатипятилетние председательства в этом Обществе Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Санкт-Петербургского. Маститый юбиляр, много потрудившийся для Общества, удостоился следующего Высочайшего рескрипта: " Преосвященный Митрополит Исидор. Прошло 25 лет с тех пор, когда, по воле Незабвенного Моего Родителя, вы были призваны к делам общественной благотворительности, в звании главного попечителя Императорского Человеколюбивого Общества и председателя в совете оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Мученик Картерий был пресвитером в Кесарии Каппадокийской. Жил в III веке, при гонителе Диоклетиане. Он ревностно проповедовал о Христе, за что правитель приказал привести его к себе на суд. Картерий хотел было скрыться, но Господь явился ему и сказал: «Поди, Картерий, Я буду с тобою. Тебе предстоит много пострадать за Меня, и многие, видя твои страдания, уверуют в Меня и спасутся». Святой с радостью пошел к правителю. Правитель требовал от него отрешения от Христа и за отказ приказал жестоко мучить. Во время страданий явился ангел Господень и укреплял мученика, так что он оставался невредимым. Многие, видя такое чудо, крестились. Наконец бросила святого в огонь, но он и здесь оставался цел и прославлял Бога. Тогда один из евреев пронзил его копьем. Из раны сначала потекла вода в таком изобилии, что погасила огонь, а затем кровь, и св. мученик скончался в 304 г. Мученики Феофил и Елладий пострадали в III веке, Феофил был диаконом, а Елладий мирянином. Они обличали идолопоклонников и проповедовали веру Христову в Ливийской стране. За это их жестоко мучили и, наконец, сожгли. Блаженный Исидор и с ним 72 мученика пострадали от ливонских немцев в 1472 г. Св. Исидор был священником в г. Дерпте, или Юрьеве, древнем городе Ливонии. Когда при Иоанне III Дерпт достался немцам-ливонцам, и они стали совращать русских в свою неправославную веру, то Исидор начал защищать православие и обличать немцев в насилии. Тогда дерптский старшина донес начальству, что Исидор с прихожанами порицает латинскую веру. В день Богоявления, когда Исидор вышел на реку Амовжу с крестом для освящения воды, его и всех бывших с ним схватили и заключили в темницу. «Не унывайте, – говорил Исидор своим пасомым: – если и умрем за истину, то Бог причтет нас к мученикам». Предчувствуя скорую кончину, Исидор причастился сам, причастил всех заключенных с ним в темнице. Скоро потребовали от узников, чтобы они переменили веру, и, когда те отказались, всех утопили в р. Амовже. Весной, когда река вскрылась, тела всех мучеников найдены были совершенно невредимыми и похоронены с честью. 9-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

При составлении «Испанского канонического свода» Исидор преследовал несколько целей. Он хотел предоставить клирикам удобный и единый сборник постановлений, который одновременно мог служить и учебником в церковных и монастырских школах. В то же время композиция свода построена таким образом, что включает испанские соборы в соборную традицию всей христианской церкви. Итак, какие же черты отличали Исидора-правоведа? Прежде всего Исидор не был юристом в узком смысле этого слова и не имел специального юридического образования. Он хорошо знал правовую традицию Рима, но, будучи епископом, смотрел на нее с точки зрения христианского мировоззрения, принимая лишь то, что он считал необходимым для церкви и королевства. Краеугольные юридические понятия он пытался объяснить, используя и античную, и христианскую культуру. Тем самым он сформулировал новые коннотации этих понятий и из сферы права перенес их в богословскую. В сфере практического законодательства Исидор отчасти следовал нормам римского права (в основном, императорским конституциям), например, при регулировании статуса вольноотпущенников церкви или по вопросам об установлении границ епархий. Но в то же время Исидор и его современники занимались решением тех специфических вопросов, которые не могли интересовать римских законодателей, например, регламентацией церковных обрядов. Наконец, есть еще один аспект, отличающий епископа Севильи от римских правоведов. Те (при всех своих талантах и при всем влиянии) стояли на службе у императорской власти. Исидор же – глава испанской церкви в последние годы своей жизни – проводил курс, начатый его братом Леандром, на симфонию церкви и королевской власти. Король следил за соблюдение мирянами соборных канонов, а в случае необходимости должен был защищать веру и церковь от еретиков. Верхушка епископата заботилась об укреплении авторитета правителя, а также участвовала в решении различных вопросов управления страной 66 . В этом отношении Церковь и король выступали на равных. Идеи Исидора оказали влияние не только на современное ему законодательство: к его наследию еще неоднократно будут возвращаться и участники следующих соборов, и составители свода королевских законов. Исидор был очень талантливым писателем и ярким правоведом (при всех своих особенностях). Кроме того, он был выдающимся просветителем, воспитавшим плеяду замечательных учеников, подхвативших и развивших его идеи; однако их правовое наследие – тема отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исидор был ещё менее случайной фигурой в контексте униональных планов византийской элиты, чем Герасим. В 1434 г. он принял участие в Базельском соборе католической Церкви, где в качестве официального представителя византийского императора был представлен председателю собора кардиналу Юлиану Чезарини и провёл переговоры об условиях участия византийской делегации в предстоящем объединительном соборе 96 . К 1435 г. император уже добился для Исидора права выступать на соборе от лица патриарха Антиохийского. Теперь, назначая Исидора на кафедру всея Руси, Константинополь ещё более усиливал его переговорные позиции, гарантировал – как ему ошибочно казалось – вовлечение в унию русских земель и одновременно брал под свой контроль польско-литовскую политику в этой области. После краткого пребывания в Киеве Исидор прибыл в Москву в мае 1437 г. О встрече в Москве нежеланного митрополита великий князь писал: « его с и честь воздахомъ ему», несмотря на проявленное Константинополем неуважение к решению самого князя и Собора русских епископов " 97 . Уже в августе того же года Исидор отправился в Феррару для участия в соборе, созванном для объединения католической и православной Церквей. После осуществления унии 18 декабря 1439 г. Исидор был возведён папой Римским Евгением IV в сан кардинала Римской церкви с титулом анти-Марчеллино-э-Пьетро и назначен легатом для провинций Литвы, Ливонии 98 и всея Руси. Уже в этом новом качестве Исидор вместе со всей своей свитой вернулся в Москву в 1441 г. Здесь он отслужил литургию с поминовением папы и обнародовал документ о заключении унии. Великий князь Василий II, потрясённый случившейся с Исидором переменой, отказался принять его благословение; спустя три дня кардинал Исидор был арестован и заключён в Чудов монастырь, затем осуждён Собором русских епископов 99 , а впоследствии бежал из Москвы 100 . Вскоре после этого великий князь Василий II обратился с посланием к императору, в котором просил предоставить возможность избрать и поставить Русского митрополита в Москве. Это послание было отправлено, но не достигло Константинополя: оно было отозвано великим князем, так как по пути послы получили информацию о том, что в унию отпали не только Исидор, но и император с патриархом 101 (в момент отправки послания достоверных сведений на этот счёт в Москве не было), что лишало просьбу всякого смысла. Одновременное отпадение в унию императора Uoahha VIII Палеолога, патриарха Митрофана II 102 и митрополита всея Руси Исидора создало беспрецедентный церковно-правовой вакуум в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив (прп. Исидор Пелусиот , 60, 383). Источник. ...Погрязшие во грехах... даже и не живут, по причине производимых грехами печалей, страхов, опасностей и тьмочисленного роя страстей. Ожидается ли смерть: они от страха умирают прежде смерти. Приходит ли болезнь, или обида, или нищета, или другая какая неожиданность: они, не испытав еще этого, гибнут (прп. Исидор Пелусиот , 60, 421). Источник. Два главных рода греха: грех замышляемый и грех, приводимый в действие и совершаемый самим делом, преследуем был и древле законами, а замышляемый воспрещен Евангелием, которое не дело по совершении наказывает, но заботится о том, чтобы злое даже и не начиналось. Ибо тогда дан был закон руке, а ныне дается душе (прп. Исидор Пелусиот , 61, 33). Источник. ...Грех, хотя будет один и тот же, делается более тяжким, измеряемый, не по естеству, но по достоинству согрешившего (прп. Исидор Пелусиот , 61, 89). Источник. ...Вольная смерть Великого Архиерея, в ничто обращенная Воскресением, уничтожит невольные прегрешения и всех верующих в Него возвратит в Вышний Иерусалим (прп. Исидор Пелусиот , 61, 163). Источник. ...Истязанию подвергается не столько самое дело, сколько решимость, с какой оно делается, а Судия вникает и в самые помышления (прп. Исидор Пелусиот , 61, 192–193). Источник. Грех гораздо тягостнее смерти, почему и Павел, более всех искусный в различении подобных вещей, грех назвал царем, а смерть – оброком, как бы подчиняя первому последнюю. Царем же назвал не по достоинству (ибо нет ничего гнуснее греха), но по великой покорности плененных им. Ибо если оброцы греха, смерть ( Рим. 6, 23 ), то да не царствует в нас грех (ср.: Рим. 6, 12 ), который для имеющих ум тягостнее смерти. Если бы предлежал мне выбор, и было возможно, то избрал бы я лучше умереть не согрешив, нежели согрешив, не умереть; так... последнее ужаснее первого. Ибо смерть истребится воскресением; почему согрешающий... ничего не приобретает не умирая, если и по воскресении потерпит наказание. Да и другим сильным примером приводит сие Апостол в ясность, сказав: жало же смерти, грех ( 1Кор. 15, 56 ). Посему, как никто не побоится змеи или скорпиона, у которых нет зубов или жала, чтобы впустить ими яд, так небоязненно должно было бы принимать смерть, если бы введена была не грехом. Если бы смерть постигла за добродетель, то была бы даже приятна Свидетелями приими мучеников, возлюбивших смерть как начаток бессмертия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 437–438).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

14 . Св. муч. иже во острове Хиосе. Родом из Александрии, он служил в звании опциона (воинский чин, соответствующий нынешнему унтер-офицерскому) на острове Хиосе, в царствование Декия. Когда вышло царское повеление, чтобы все приносили жертвы идолам, Исидор, «ревностью разжигаем», не стал исполнять воли царя, исповедал себя христианином, и его предали мукам. Сначала начали бить его воловьими ремнями, но мученик, «ранами стружемь», громогласно исповедовал Христа. Потом св. мученика лишили языка, ни он и без языка, «яко воин непобедимый», не переставал славить Бога, посрамляя, таким образом, «мучительскую гордыню» и разрушая «прелесть идольскую». Тогда св. Исидору отсекли голову (в 251 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь, в храм св. Ирины. Кондак, гл. 4. Управитель превеликий вселенней ты явился еси святе, твоими к Богу молитвами: темже воспеваем тя днесь, мучениче Богомудре, Исидоре преславне. † Св. Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Он родился в Германии от богатых родителей и «от юности» имел «житие нескверно и милостивен разум». Оставив родительский дом и «царствия Божия возжелав», св. Исидор расточил «богатство убогим», с посохом странника обошел многие земли и города, неизвестно где принял св. Православную веру (он был воспитан в католичестве) и, наконец, пришел в Россию и здесь избрал местом своего пребывания Ростов. Здесь св. Исидор, «мраз, и снег, и дождь, и зной» и «всяко озлобление претерпевая», поселился в хворостинной хижине, сделанной им самим. Он избрал «буйственное и юродственное еже по апостолу жительство» Христа ради. Св. Исидор все время проводил в неусыпной молитве, не давая «дремания веждома» и «покоя» телу своему и предстоя Богу «присно» «во всенощном стоянии и славословии». Днем блаженный обходил город, исполняя подвиг юродства. «Древнему Иову уподобивыйся терпением», блаженный Исидор, по выражению св. Церкви, был еще в земной жизни как «земный ангел и небесный человек». «Имея душу милостивцу, и чист помысл, и сердце бодро, веру неблазненну, и любовь воистинну нелицемерну», он при жизни прославился даром творить чудеса. Преставился св. Исидор в 1474 г. О смерти его узнали по тому, что, проходя мимо его хижины, почувствовали особенное благоухание. На месте погребения его в г. Ростове построена была церковь Вознесения Господня, в которой и поныне почивают под спудом его мощи, источая чудеса. Блаженный Исидор назывался «Твердисловом», потому что слово его всегда сбывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приверженцем западной ориентации он зарекомендовал себя еще до того, как стал митрополитом всея Руси. В 1433 г. Исидор уже побывал на Базельском соборе католической церкви, где начал диалог об унии. Так что на влиятельнейшую кафедру Константинопольского Патриархата был поставлен убежденный приверженец союза с Западом, что, по мысли греков, не только гарантировало их от возможных протестов русских по поводу унии, но и вовлекало Русскую Церковь в самый активный диалог с латинянами. Быть может, наряду с этими соображениями имел место также и меркантильный расчет обнищавших «ромеев» – воспользоваться для осуществления своей дорогостоящей затеи деньгами Русской Церкви. Реакция великого князя Василия Васильевича на появление Исидора в Москве, как и следовало ожидать, была отрицательной. Он даже думал о том, чтобы прогнать нового митрополита. Но решил не устраивать скандала: положение самого Василия в Москве было не вполне прочным, так как дело Юрия Звенигородского готовы были продолжить сыновья мятежного князя. Едва лишь приехав в Москву, Исидор стал собираться в Феррару на предстоящий собор. Удержать в тайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Но, скорее всего, он сумел убедить Василия в том, что соединение с Римом возможно и без ущерба для Православия. Выгоду же от объединения сил всего христианского мира для противостояния исламским странам Исидор мог обрисовать великому князю в весьма заманчивом виде. Это тоже могло сыграть свою роль, так как Русь вступила в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости: Орда уже сто лет, как была исламизирована. Исидор выехал в Феррару с огромной свитой в 100 человек, в составе которой был и Суздальский епископ Авраамий, и гигантским обозом: 200 коней везли имущество митрополита, подаренное Василием. Великий князь напутствовал митрополита: «Если уж ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам – мы того не примем». Исидор обещался в том клятвой. Отбыл он в сентябре 1437 г. По дороге митрополит прибыл в Новгород. Здесь, как и по всей Руси, уже успел распространиться не без участия Исидора распущенный слух о том, что митрополит едет во «Фряжскую землю» обращать «латину» в Православие. Благодаря этой рекламе Исидору удалось даже то, чего не смогли добиться его предшественники: восторженные новгородцы отказались ради такого случая от борьбы с митрополитом за право «месячного суда» и вернули ему все былые привилегии. Помимо этого, Исидор сумел изъять Псков из юрисдикции Новгородских владык и присоединить его к своей митрополичьей области: псковичи давно уже тяготились церковной зависимостью от своего торгового конкурента – Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы же, латинстии роди, тех всех, иже в гречестей вере суть, истинна веруйте, без всякого размышления, суть бо вси крещени, и крещение их свято есть и испытно (признано) от римския церкви». Далее Исидор убеждает Греков и латинян, чтобы первые без всякого сомнения ходили в церкви латинские, а вторые – в греческие, и чтобы первые принимали Тело Христово, совершённое на пресном хлебе, а вторые – на кислом хлебе. Своё послание Исидор заключает: «Тако бо вселенский великий собор кончал есть в явленном посидении (в торжественном заседании, – ν δημοσ συνελεσι, in sessione publica), по многом совопрошании и испытании божественных писаний, в честней и в большой церкви служивше во граде Флоренстии (sic) под леты воплощения Господня 1439 лета, месяца Июля в 6 день» 896 . Из Кракова Исидор пошёл явить себя в своём новом звании папского кардинала и легата de latere и возвестить о принесённой им унии своей русской пастве. Однако он не поспешил в Москву, но весьма на долгое время остался в Литве. Из Кракова он направился в Перемышль, причём на пути в него в городке Тарнове (находящемся почти прямо на восток от Кракова, на реке Дунайце 902 освятил католический костёл совместно с одним польским епископом 903 . Каким порядком и с какой церемонией провозгласил он унию в этом первом месте русском, – каковым был Перемышль, сведений не имеем; равно не имеем сведений и о том, как приняли его и принесённую им унию здешние первые Русские. Из Перемышля Исидор пошёл в стольный город Галиции Львов (Лемберг), в который прибыл не позднее 15 Мая и в котором с посещением Галича оставался до 10 Июля 904 . Из Львова Исидор отправился в столицу великого княжества литовского Вильну, в которую, держав путь на Бельз, Грубешов, Холм, Влодаву, Брест-Литовский, Волковыйск и Троки, прибыл 13 или 14 Августа 905 . После 14 Августа 1440 года Исидор оставался в юго-западной, польско-литовской, Руси, ещё в продолжение шести месяцев: где именно в продолжение этого времени он имел пребывание или какие совершал путешествия, не имеем положительных сведений. 2 Псковская летопись говорит, что на Покров Богородицы (1 Октября) 1440 года он приехал в Литву 906 : из этого показания летописи, если оно справедливо, будет следовать что после 14 Августа он ездил или опять в Галицию им же в киевскую Русь. От 5 Февраля 1441 года есть грамота Исидору киевского князя Александра Владимировича, в которой даётся знать, что во время её написании митрополит находился в Киеве 907 ; а без обозначения времени говорят об его пребывании в Киеве и Симеон суздальский и Густинская летопись 908 . Затем, Симеон суздальский, также без обозначения времени говорит об его пребывании в Смоленске (который присоединён был к Литве Витовтом в 1395 году 909 . В Москву из Литвы Исидор приехал в воскресенье 3-й недели великого поста 1441 года, которое было в этом году 19 Марта; следовательно, если считать его пребывание в галицко-литовской Руси с половины Апреля 1440 года, всего он пробыл в ней год без месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010