Тогда как похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой; дух, напротив, весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы о тленной плоти сей. Плоть услаждается сластями и похотями; духу неприятны даже естественные нужды. Та желает насыщаться сном и наполняться пищею; сему питательнее бдения и посты, и он не хотел бы принимать пищи и сна даже столько, сколько это необходимо для жизни. Та желает изобиловать всякими сокровищами; сей неохотно имеет даже малую часть хлеба на каждодневное содержание. Та желает нежиться и окружать себя толпою ласкателей; сему отраднее житие жестокое и уединение пустыни, удаленной от сопребывания смертных. Та пленяется похвалами и почестями человеческими; сей радуется, если терпит гонения и обиды (прп. авва Даниил, 56, 230). Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно (прп. Исидор Пелусиот , 60, 5). ...Плоть рвется и скачет, нелегко уступает изнуряющим ее, но нередко, побежденная в юности, за поражения сии вознаграждает себя победами в старости и уничтожает славные памятники, после побед над нею воздвигнутые (прп. Исидор Пелусиот , 62, 227). Источник. Пока пища утучняет тело; восстает и самовластвует плотское мудрование, узаконяя подвластным, что ему угодно (прп. Нил Синайский , 71, 9). Источник. Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить (прп. Нил Синайский , 72, 235). Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок (прп. Нил Синайский , 72, 236). Источник. Всего лучше гнушаться плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (прп. Нил Синайский , 72, 248–249). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Силен и изобретателен враг человечества на то, чтобы очаровывать, то лестью, то лжеумствованиями, особенно когда ведет брань не прямо (иначе не скоро мог бы взять в плен), но часто под видом дружбы скрывает яд блуда; как, возводя человека до равенства с Богом, привел в состояние, в котором он бедственнее бессловесных, не только лишил его преимуществ, какие имел, но и снабдил недостатками, которых у него не было, разумею: поты и труды, смерть и тление. Но поскольку многие им уловляемые показали, что осадные его орудия бездейственны, то, в ком достанет благоразумия и кто помышляет о спасении, надлежит тому преследовать все его хитрости и, сколько можно, оберегаться, наипаче, когда уловляет он, прикрываясь дружбою, ибо тогда бывает неуловим и непреоборим (прп. Исидор Пелусиот , 62, 160–161). Источник. ...Диавол поражениями еще более раздражается, не вступает в борьбу прямо, в которой легко был бы препобежден, но, надев личину дружбы, многократно побеждавших запинает и, обольстив мыслью, что никогда не будут побеждены, расслабив же трудом, истощив весь их запас, потом уже ввергает их в бездну непотребства... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 227). Источник. ...Надлежит не вперед откладывать, но делать, потому что не знаем и времени кончины, и злоухищрений диавола, какие строит против нас, отвлекая всегда от настоящего и заставляя мечтать о будущем. Поскольку знает, что мы, люди, живем настоящим, а будущее для нас сомнительно, то ополчается на нас и, обманывая в настоящем, поставляет на вид будущее и низвергает в пропасть поверивших ему и рассуждающих, что нынешний день всегда будет для них настоящим; почему потребное для дела время губя на безделье, находят все для себя благовременным. Ибо время не ждет замедлившего... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 372). Когда в дружине есть целомудрие, благопокорность, чинность и воинская доблесть, тогда делается она страшной для противников, и, по своей отважности, нередко воздвигает победные памятники, между тем, как враги обращаются к просьбам и ходатайствам. Посему, когда тому же самому должно быть у нас с демонами, однако же не бывает, потому что ополчаемся мы, не против них друг с другом, но с ними друг против друга, удивляться должно не тому, что бываем побеждены, но паче тому, что, не делая ничего необходимого для побеждающих, желаем победить (прп. Исидор Пелусиот , 62, 403). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Постоянно побеждающий неистовые телесные страсти, восторгаясь сими победами, в радостном восхищении не чувствует и трудов (прп. Исидор Пелусиот , 62, 47). Источник. ...Мы, очами веры ясно прозирающие в жизнь будущую, по справедливости пренебрегаем и войны , и победные памятники, и провозглашение, как прекращающиеся вместе с настоящей жизнью; ведем же ту брань, в которой препираемся с лукавыми демонами и с плотскими страстями, и кто с неусыпным искусством преодолевает их, того и называем победоносцем, хотя бы, по-видимому, и бесславно отошел он из этой жизни; потому что здешнее бесславие порождает бессмертную славу, и добровольная нищета доставляет небесное богатство (прп. Исидор Пелусиот , 62, 238). Поскольку Бог-Слово соблаговолил вочеловечиться, укротил волновавшиеся прежде человеческие страсти, плоть соделал убежищем добродетели и лукавые полчища поверг под ноги Своих учеников, и справедливо установил подвиги труднейшие, приуготовил же награды небесные и премирные; то справедливость требует, чтобы побеждаемые себе самим вменяли свои поражения. Ибо если победа, которая уже уготована нам, не находит потом умеющих побеждать и в немногих оказывает свою силу, то причина поражений – в нежелающих приобрести победу трудами (прп. Исидор Пелусиот , 62, 454). Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы. Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники. Ибо многие, не говорю, трижды, но тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов, и после многих победных торжеств, отводимые в плен, представляли из себя жалкое зрелище (прп. Исидор Пелусиот , 63, 226–227). Источник. ...Воин, если не будет обучен прежде долговременным упражнением и испытан в трудах и битвах, показав на опыте, что одерживает победу над врагами, не прославляется. Тем паче у Небесного Истинного Царя никто не удостоивается принять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей, и таким образом не приимет небесного орудия самой благодати и не вступит в борьбу с духами злобы (прп. Нил Синайский , 90, 295).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если же надлежит усилить доказательство и выразиться с точностью, то, может быть, такой и превзойдет их. Ибо им желание потерпеть обиду приносит великое утешение; потому что и не терпели бы обиды, если бы не захотели. А кто не хотел, но вытерпел и не сделал ничего такого, чем бы мог отмстить обидевшему, тому, как показавшему опыт крайнего любомудрия, да соплетен будет венец более светлый (прп. Исидор Пелусиот , 62, 257). ...Справедливое дело – не быть обиженным, но дело любомудренное – обиженному переносить сие терпеливо (прп. Исидор Пелусиот , 62, 326). Источник. Весьма точно знаю, что переносить оскорбления и обиды – и здесь доставляет нам доброе о нас мнение, и там принесет наивеличайшую похвалу. А что быть признательным к тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большему любомудрию, особенно когда, делая это часто, величается тем (не хочу сказать, будто бы из чужих бедствий намереваюсь соплетать себе венцы), – это дело самое великое... (прп. Исидор Пелусиот , 63, 389). Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто терпит неприятности, тот не будет лишен и приятного (прп. Нил Синайский , 72, 190). Источник. Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших (прп. Нил Синайский , 73, 239). Источник. В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде всеоружие его найти готовым (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Терпеть зло – блаженное дело... ибо кто терпит, тот наследник Христов... (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели (прп. Нил Синайский , 73, 275). Источник. Иисус Христос пострадал как человек и повелел терпеть нам как Слово и Советодатель (прп. Нил Синайский , 73, 348). Источник. есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей... (прп. Нил Синайский , 74, 227). ...Сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возможет повредить тому, кто о Христе приобрел терпение (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Одна добродетель достаточна к тому, чтобы украсить обладающего ею, ибо ни один начальник не имеет сам по себе вознаграждения, но приобретает почесть в подданных, а любитель добродетели имеет славу в себе самом, и притом неотъемлемую (прп. Исидор Пелусиот , 62, 180). Источник. ...Имеющим у себя сокровище добродетелей гораздо более прилично бодрствовать, нежели не приобретшим ничего хорошего. У одних есть, а у других нет, что и стеречь. И не столько печалит неприобретение чего-либо, сколько лишение того, что было в руках (прп. Исидор Пелусиот , 62, 228). Источник. Если за что достоин ты величайших похвал, за то самое тебя порицают люди, добродетели других признающие собственным своим несчастьем, ты не упадай духом. Сие самое и служит наипаче сильнейшим доказательством добродетели (прп. Исидор Пелусиот , 62, 232). Источник. ...Если думаете, что порок доставляет наслаждение, а добродетель – труды и поты, то должны представить себе, что наслаждение прежде нежели явится, уже исчезает, а добродетель имеет бессмертное веселие; порок, идя путем широким и пространным, оканчивается местом тесным и непроходимым; добродетель же, шествуя с трудами и потами, достигает широкой радости (прп. Исидор Пелусиот , 62, 239). Источник. ... Возлюбите добродетель, которая удобно приведет вас и к Божественной вере (прп. Исидор Пелусиот , 62, 240). Источник. Если ты упражняешься в добродетели, то не потерпи, чтобы красота ее помрачалась ее изображением. Добродетель – великое дело, и когда свидетельствует не сама о себе, кажется людям более величественною и прекрасною. Если же думаешь, что останешься в неизвестности, если сам себя не выставишь на показ, то думай напротив, что тогда и просияешь, когда не будешь выставлять себя напоказ. Ибо род человеческий как-то упорен; на величающихся вооружается, а старающимся смиряться с удовольствием уступает над собою победу. Первым, сокращая их любочестие, приписывает недостатки, которых не имеют, а в последних хвалят; совершенства, которых в них нет. Притом же добродетели и утаиться невозможно, но, хотя на малое время и помрачает ее зависть, немедленно снова она просиявает и преодолевает помрачивших. Невозможно утаиться как свету, так и добродетели. И это пусть сказано будет о суде человеческом. Если же тебе желательно дознать и суд Божий, то имеем в Божественном Евангелии ясно изображенный приговор фарисею и мытарю (прп. Исидор Пелусиот , 62, 243–244).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Критерии отбора понятий в первой из частей самые разные: Исидор рассматривает омонимы или созвучные слова, 372 ищет смысловые различия в употреблении разных грамматических форм одного и того же слова, 373 но, главным образом, устанавливает отличия в употреблении синонимов. 374 Вторая книга состоит из сорок одного параграфа, где с большей или меньшей подробностью излагаются и разъясняются основные богословские и этические категории. Во второй книге трактата Исидор отходит от различения слов – синонимов ли, омонимов ли, делая упор на различение явлений, относящихся к божественной и человеческой природе. При этом вторая книга выглядит структурно более продуманным произведением, чем первая: Исидор идет от Бога к человеку и к его способностям жить в Боге. Свой разбор Исидор начинает с определения сущности Бога и ангелов, затем устанавливает различие между ангелами и людьми, а потом между людьми и животными, и через это переходит к разбору человеческой природы: его тела, души, характера, поведения и т.д. Источником второй книги, несомненно, являлись тексты Вульгаты и комментарии к ним Иеронима, хотя Исидор на них и не ссылается. Кроме того, заметно влияние концепций Августина, 375 в частности, его произведений «О Троице» (De Trinitate), «Проповеди» (Sermones) и «О граде Божием» (De civitate Dei), и в меньшей степени – Лактанция . 376 Ж. Фонтен называет в числе источников также сочинение Мартина из Браги De differentiis quattuor. virtutum, ныне известное как Formula honestae vitae, которое послужило не только материалом для написания параграфа о добродетелях, но и образцом литературного стиля. 377 Источники первой книги гораздо более разнообразны. Сам Исидор в предисловии упоминает трактат грамматика Катона De Rhetorica, в настоящее время почти полностью утраченный. Лишь один из его фрагментов сохранился благодаря «Дифференциям». 378 Возможно, епископ Севильи имел в виду автора позднеантичных морализаторских сентенций Disticha Catonis, 379 или же малоизвестного позднеантичного грамматика с тем же именем: у нас слишком мало данных, чтобы его идентифицировать. Надо предполагать, что Исидор упомянул Катона затем, чтобы придать своему произведению больший авторитет, вписав его в ряд античных пособий по риторике. Главными же его источниками были многочисленные грамматики, в которых устанавливалось различие слов: Differentiae Probi Valerii, Cornelii Frontonis de nominum verborumque differentiae, Differentiae sermonum Remmi Palaemonis etc. 380 Их Исидор ни разу не упоминает, но зато приводит мнение авторитетных античных авторов – Варрона, 381 Цицерона и Саллюстия 382 и Вергилия 383 (правда, гораздо чаще он заимствует их мнение без всяких ссылок на источник). В той же первой книге он ссылается на авторитет Отцов Церкви и на апостольское Послание к Коринфянам. 384 Здесь языческие и христианские тексты равноправны, так как служат общей цели – пояснению значения того или иного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Вероятнее всего, и математическую доктрину Платона Исидор изложил с опорой на того же Кассиодора. Так, Исидор писал о геометрических фигурах, цитируя «Наставления». 351 Вероятнее всего, он и в этом случае он использовал произведение Кассиодора: ведь начало фразы у них дословно совпадает. Или же остается предположить, что и Кассиодор, и Исидор при составлении своих энциклопедий пользовались одним и тем же общим источником, до нас не дошедшим. Кроме того, епископ Севильи сообщил читателям, что именно Платон выделил арифметику и геометрию, а также музыку и астрономию, в отдельные науки. 352 Это же деление было известно и Кассиодору. 353 Однако он ни в том, ни в другом случае не упоминал имени Платона. Почему же оно вдруг возникло в «Этимологиях»? Боэций, рассказывая о делении математики, ссылается на авторитет Пифагора, Платона и Аристотеля. 354 Вероятно, из контаминации этих фрагментов и родился соответствующий параграф «Этимологий». Идентифицировать источники по философии Аристотеля ничуть не легче. Исидор приводит мнения этого философа гораздо чаще, чем Пифагора и даже Платона. В основном, правда, он ссылается на те отрывки из его произведений, в которых говорится о стилистике и и обычно сравнивает мнение греческого философа с мнением Цицерона или Доната. 355 В этих случаях его главным, хотя и не названным источником остается все тот же Кассиодор и его «Наставления». Из него он узнал о том, что такое категории, 356 как их следует понимать, 357 и о чем идет речь в книге «Об истолкованиях» (liber Perihermemias). 358 Впрочем, более подробные сведения об этой книге он мог получить из сочинения Боэция «Комментарий на книгу Аристотеля “Об истолкованиях”». Интересно, что Исидор считал Perihermemias одним словом, аналогом латинского interpretation и даже склонял его, тогда как на самом деле, peri является предлогом. 359 Говоря об Аристотеле как об основоположнике диалектики, Исидор также, по всей видимости, опирается на «Наставления» Кассиодора. 360 Однако «Наставления» были не единственным источником. Некоторые факты Исидор Севильский почерпнул из сочинений языческих римских авторов, Варрона 361 и «Топики» Цицерона. 362 В данном случае он не копировал слепо отрывки из их произведений, а, усвоив суть предмета, излагал ее своими словами. В этом случае настаивать на том, что именно это произведение он использовал в «Этимологиях», бессмысленно. Он вполне мог соединять разные источники, в том числе и не дошедшие до нас. Еще сложнее определить их в том случае, если только Исидор ссылается на авторитет Аристотеля, тогда как его предшественники излагают то же мнение без ссылки. 363 В этом отрывке речь идет об антонимах (antikeimena или opposita). Возможно, здесь он использовал неизвестный нам источник или приписал его Аристотелю по аналогии, так как тот, по-видимому, был для него главным авторитетом в филологии и риторике.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исидор Пелусиот , 60, 467–468). Источник. ...Чем большей сподобились они чести, тем большее понесут наказание за то, что не исправило их благодеяние... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 268). Сан священства для решившихся жить недостойно сей почести делается приращением наказания (прп. Исидор Пелусиот , 61, 298). ..Те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к Божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание (прп. Исидор Пелусиот , 61, 428). Источник. Древле священство и царскую власть, когда погрешала, исправляло и уцеломудривало, а ныне само ждет от нее вразумлений, не потому что утратило собственное достоинство, но потому что кому вверено оно, те не подобны бывшим при наших предках. Прежде, когда священством были увенчаны жившие жизнию Евангельскою и апостольскою, священство по праву было страшно для царской власти; а ныне царская власть страшна священству, лучше же сказать, – не священству, но тем, которые, по-видимому, священствуют, своими же поступками оскорбляют священство. Почему, кажется мне, и царская власть справедливо делает, потому что, желая не священство, которое признает Божественным, оскорбить, но наказать оскорбляющих его, уцеломудривает пользующихся им, не как должно (прп. Исидор Пелусиот , 62, 312–313). ...И сушею, и морем обносится... слово, что никому из живущих хорошо не будет уже вверяемо священство, не потому что нет достойных этого сана, но потому что достойные не только сокрыты во многолюдной толпе, но даже ненавидимы, терпят наветы и изгнания, как обличающие жизнь многих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 318). Не жалуйтесь... на Божественный Промысл за то, что если не повелел, то и не воспрепятствовал священнодействовать ; напротив того, подивитесь Его долготерпению, которое в скором последствии времени, если не образумится, таким подвергнет его наказаниям, что жалующиеся ныне восхвалят нелицемерный приговор (прп. Исидор Пелусиот , 62, 364). Кто славен делами добродетели, тот бывает подлинным украшением священства; а кто, не имея внутри себя признаков достоинства, но прикрываясь чуждым ему благолепием, величается только саном одним, тот, по суду истины, причисляется к людям поддельным (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«А мы, было, накормили яичницею о. Исидора». Чтобы не причинить неприятности гостеприимным хозяевам, Батюшка о. Исидор оскоромился в постный день. Неоднократно говаривал Старец: «Лучше не соблюсти поста, нежели оскорбить человека отказом». Другой раз оба Старца были вместе в том же доме. День опять был постный. Старцам предлагают сливочного масла. О. Исидор намазывает его на хлеб и ест, а другой Старец не берет предлагаемого. «Что ж ты не ешь?», – спрашивает о. Исидор. – «Да ведь – пяток». «Я тебе приказываю есть». – «Я ведь не духовный сын тебе», – возражает Старец Авраамий. Однажды на первой неделе Великого Поста сам Старец сообщает Епископу: «Вот, батюшка, разрешите мой грех , оскоромился на первой неделе Великого Поста». – «Как так?», – вопрошает Епископ. «Осталось молочко, жаль было выливать, я и выпил его». Так о. Исидор дважды оскоромился на первой неделе Великого Поста, и это случилось всего за несколько лет до его смерти, когда он уже был престарелого возраста. Но кто знает, как понимать эти случаи? Быть может, он приучал себя к последнему смирению? Или – что также возможно – учил смирению своего собеседника? И от вина о. Исидор не отказывался. Говорил: «Оскорбить человека отказом – гораздо хуже». За трапезой, когда предлагали, выпивал рюмку и иногда еще половину; под старость пил и три, но более не соглашался выпить ни за что. Обычного правила он, кажется, тоже не придерживался. Епископ спрашивал его иногда: «Какое Вы, Батюшка, правило держите?». – «У меня никакого правила нету», – отвечал Старец. «Как же нету? Ведь Вы с уставщиками служили». – «Так, нету. Когда я у Старца на Афоне (о. Исидор жил одно время на Старом Афоне) спрашивал об уставе, то он сказал: «Какой тебе устав? У меня у самого нету. Вот тебе устав – говори постоянно: «Господи, помилуй». Большую молитву забудешь, а этой не забудешь, два слова всего». Такое простое правило, – улыбаясь заканчивал о. Исидор, – а я и этого не могу выполнить». Впрочем, нужно понимать смысл этих слов. О. Исидор вовсе не отвергал устава и сам читал вовсе не только «Господи, помилуй», а и многое другое; но своим ответом он зараз являл свое великое смирение и свою великую свободу духа; и тому же учил других.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Исидор Севильский принадлежал к знатному роду и происходил из аристократической романо-испанской семьи. Еще до его рождения родители Исидора вместе со старшими детьми Леандром, Фульгенцием и Флорентиной переселились из Нового Карфагена (в наст. время г. Кар­тахена) в столицу провинции Бетика – Гиспалис (Севилью). Согласно источникам, отец Исидора, Севериан, состоял на государственной службе у вестготского короля и, возможно, был губернатором Карфагенской про­винции. Переселение в Гиспалис произошло около 554 г. или чуть ранее. Вскоре после рождения Исидора его отец умер, а мать вместе с дочерью Флорентиной избрали монашеский путь в одном из монастырей провин­ции. Исидор был оставлен на попечение старшего из братьев – Леандра 3 . Леандр позаботился не только о воспитании, но и о хорошем обра­зовании Исидора, став его наставником в светских и церковных науках. После того как Леандр был избран епископом Гиспалиса, Исидор про­должил обучение в епископской школе при кафедре брата. Средневе­ковые источники сообщают, что он проявлял необыкновенное усердие к занятиям: освоил гуманитарные и точные науки, преподававшиеся в то время, изучил философию и богословие, а также овладел латинским, греческим и еврейским языками. Около 590 г. Исидор поступил в мона­стырь, а через какое-то время стал помогать епископу Леандру в церков­ных делах. В 599 г., во время болезни старшего брата, по его воле Исидор фактически стал исполнять обязанности епископа. После смерти Леандра в 600 г. Исидор был выбран его преемником на кафедре, став епископом Гиспалиса и митрополитом Бетики. В это время он инициировал мас­штабную работу по созданию церковных школ и образованию духовен­ства не только в своей епархии, но и во всем Вестготском королевстве. Будучи епископом, Исидор Севильский вел активную церковную и государственную деятельность. Он принимал участие в работе церков­ных Соборов и был председателем на двух из них – в 619 г. в Гиспалисе и в 633 г. на IV Соборе в Толедо. Светские правители, и в том числе вест­готские короли, считали необходимым иметь с ним хорошие отношения, а в важных политических решениях опирались на его поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010