Во Флоренции, куда папа по своим видам перенес Собор, стали рассуждать о самом происхождении Св. Духа. В продолжение 7 заседаний рассмотрели не более трех мест из отеческих сочинений. Тогда император потребовал, чтобы публичные споры были прекращены, а блаженному Марку запретил являться на совещания. После сего дело православия осталось только в воле императора, Виссариона и Исидора. Виссарион действовал красноречием, Исидор – хитростью. Теперь Исидор предложил, что православная Церковь допускает мысль о происхождении Духа Св. от Отца чрез Сына, и что это то же, что у римлян «и от Сына». Чтобы прибавить хода мыслям своим, он то предлагал патриарху отлучить от Церкви защитников православия, то склонял на свою сторону пирами, тогда как папа морил греков голодом; епископы доведены были до крайности. Папа против договора отказывал им в содержании. Такими-то мерами доведено дело до того, что объявили о согласии греков на исповедание происхождения Духа Св. от Отца и Сына. Патриарх Иосиф скончался (8 июня). После того скоро решены были прочие спорные пункты: о дополнении Символа, об опресноках, о чистилище, о власти папы. Иные и тогда не хотели подписаться под определением об унии, в том числе Аврамий Суздальский: но принуждены к тому насилием. Другие еще прежде удалились из Флоренции. Папа, подписывая определение, спросил: подписался ли Ефесский? Ему сказали: нет. Так мы ничего не сделали! – сказал Евгений. Тем не менее, в июле великолепно праздновали соединение Церквей. Папа предложил Исидора в преемники Иосифу; но греки отвергли, и Исидор назван «легатом от ребра апостольского в землях лифляндских, литовских и русских». Возвращаясь в пределы паствы, Исидор послал (из Будина, 5 марта 1441 г.) воззвание к старой и новой пастве. Извещая о соединении Церквей, он призывал христиан обоих исповеданий ходить безразлично в храмы греческие и латинские, приобщаться евхаристии у греческих и латинских священников. В Москве уже роптали на Исидора, когда еще не было его в Москве. Когда же (1441 г.) в первое служение его услышали: «в первых помяни, Господи, папу римского», – то великий князь, несмотря на то, что Евгений прислал ему почтительное письмо, в самом храме обличил Исидора в нарушении клятвы и в измене православию. Вслед за тем Исидор, до решения соборного, заключен был под стражу. Собравшиеся епископы отвергли определение мнимого вселенского Собора; они убеждали Исидора отказаться от унии; но он (1442 г.) тайно убежал в Тверь, где князь Борис также запер его в темницу, а потом дал волю идти, куда хочет. Исидор удалился в Литву к великому князю Казимиру; но чувствуя, что опозорен для всех русских, удалился в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы. Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах церковно-государственной жизни. 1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода. Новое высокое назначение не обрадовало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией. Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году. Обширную и разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени. Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями. Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот. В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания. Кроме занятий по епархии и в Святейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную деятельность. В 1872 году он был удостоен еще одной награды – ордена святого апостола Андрея Первозванного. 11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд. С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как же обстояло дело в действительности? Известия об отступничестве Исидора стали поступать в Москву за несколько месяцев до его приезда на Русь. Во всяком случае суздальский епископ Авраамий прибыл в Москву 19 сентября 1440 г. В окружении великого князя Авраамий вызвал к себе настороженное отношение — ведь как-никак, а унию-то он подписал. Ренегату нужно было доказать свое правоверие, чтобы заслужить прощение. Поэтому почва для выступления против Исидора была уже подготовлена, и только сомнительная надежда, что митрополит по приезде на Русь «одумается», заставляла ждать его возвращения в столицу. Когда же Исидор объявил с амвона кафедрального собора о соединении православной церкви с католической, Авраамий и митрополичий дьяк Карло, тоже ездивший в Италию, выступили с обличением митрополита. На четвертый день после приезда Исидор был взят «за приставы» и заточен в Чудовом монастыре. Спешно созвали церковный собор. На нем присутствовали епископы — суздальский Авраамий, ростовский Ефрем, рязанский Иона, коломенский Варлаам, сарайский Иов и пермский Герасим. Они осудили «латыньство» Исидора. Еще в то время, когда Исидор сидел в Чудовом монастыре, Василий II написал послание новому константинопольскому патриарху Митрофану (Иосиф умер во Флоренции 10 июня 1439 г.). Оно содержало просьбу разрешить поставить митрополита самим русским епископам в связи с тем, что Исидор оказался еретиком. Деликатность вопроса состояла в том, что сам Митрофан принадлежал к числу сторонников унии. Скорее всего послание не было отправлено. Никаких следов реакции на него в Константинополе нет. В заточении Исидор провел все лето 1441 г. и 15 сентября бежал со своими учениками, иноком Григорием и Афанасием, в Тверь. Позднейшие московские летописи сообщают, что Василий II «никакоже посла по нем възвратити его, ни въсхоте удержати его». В Твери князь Борис Александрович «его прият и за приставы его посади», но потом «отпусти» его на средокрестной неделе Великого поста 1442 г. Отсюда Исидор направился в Литву, а затем в Рим.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Приверженцем западной ориентации он зарекомендовал себя еще до того, как стал митрополитом всея Руси. В 1433 г. Исидор уже побывал на Базельском соборе католической церкви, где начал диалог об унии. Так что на влиятельнейшую кафедру Константинопольского Патриархата был поставлен убежденный приверженец союза с Западом, что, по мысли греков, не только гарантировало их от возможных протестов русских по поводу унии, но и вовлекало Русскую Церковь в самое активное участие в диалоге с латинянами. Быть может, наряду с этими соображениями имел место также и самый меркантильный расчет обнищавших " ромеев " - воспользоваться для осуществления своей дорогостоящей затеи деньгами Русской Церкви. Реакция великого князя Василия Васильевича на появление Исидора в Москве, как и следовало ожидать, была отрицательной. Он даже думал о том, чтобы прогнать нового митрополита. Но решил не устраивать скандала: положение самого Василия в Москве было не вполне уверенным, так как дело Юрия Звенигородского готовы были продолжить сыновья мятежного князя. Едва лишь приехав в Москву, Исидор стал собираться в Феррару на предстоящий собор. Удержать втайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Но скорее всего он сумел убедить Василия в том, что соединение с Римом возможно и без ущерба Православию. Выгоду же от объединения сил всего христианского мира для противостояния исламским странам Исидор мог обрисовать великому князю в весьма заманчивом виде. Это тоже могло сыграть свою роль, так как Русь вступила в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости: Орда уже сто лет, как была исламизирована. Исидор выехал в Феррару с огромной свитой в 100 человек, в составе которой был и Суздальский епископ Авраамий, и гигантским обозом: 200 коней везли имущество митрополита, подаренное Василием. Великий князь напутствовал митрополита: " Если уже ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам, - мы того не примем " . Исидор обещался в том клятвой. Отбыл он в сентябре 1437 г. По дороге митрополит прибыл в Новгород. Здесь, как и по всей Руси, уже успел распространиться не без участия Исидора распущенный слух о том, что митрополит едет во " Фряжскую землю " обращать " латину " в Православие. Благодаря этой рекламе Исидору удалось даже то, чего не смогли добиться его предшественники: восторженные новгородцы отказались ради такого случая от борьбы с митрополитом за право " месячного суда " и вернули ему все былые привилегии. Помимо этого Исидор сумел изъять Псков из юрисдикции Новгордских владык и присоединил его к своей митрополичьей области: псковичи давно уже тяготились церковной зависимостью от своего торгового конкурента - Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/436260/

1830 года, в июне, на основании определения академического правления, с утверждения преосвященного Никодима, епископа орловского и севского, архимандрит Исидор назначен ревизором в Ливенские уездные и приходские духовные училища. 1831 года, февраля 10, вследствие всеподданнейшего доклада Государю Императору от г. президента тюремного общества, генерал-адъютанта, князя Трубецкого, архимандрит Исидор Высочайше утвержден в звании члена орловского тюремного комитета. 1832 года, декабря 30, он назначен членом комитета для исправления зданий, купленных для двух Орловских училищ. 1833 г., января 2, в воздаяние заслуг и ревностных трудов, засвидетельствованных киевским академическим правлением, Всемилостивейше сопричислен к ордену Анны 2-й степени. Июня 21, предписанием киевского академического правления, по распоряжению комиссии духовных училищ, архимандрит Исидор перемещен в Московскую духовную семинарию, на должность ректора и профессора богословских наук и определен настоятелем московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. 1834 года, ноября 11, по именному Высочайшему указу, хиротонисан во епископа дмитровского викария московской епархии. Хиротония совершена была в Москве, в Чудове монастыре. 1837 года, апреля 17, преосвященный епископ Исидор сопричислен к ордену Анны 1-й степени, во внимание к ревностному и отличному исполнению обязанностей, засвидетельствованному Свят. Синодом. Июня 5, Высочайшим именным указом, преосвященный Исидор перемещен в полоцкую епархию. 1840 года, Высочайшим указом, перемещен в могилевскую епархию. 1841 года возведен в сан архиепископа. 1844 года, ноября 12, Высочайшим указом перемещен в епархию Карталинскую и Кахетинскую, с званием члена Свят. Синода и экзарха Грузии. 1845 г., августа 27, Копенгагенским обществом северных древностей избран членом по русскому отделению. 1846 года, апреля 5, за ревностное служение церкви и неусыпную заботливость о благоустройстве управления вверенными паствами в отдаленном краю Империи, сопричислен к ордену св. Владимира 2-й степени большого креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Исидора Пилусиотского Память 4 февраля Преподобный Исидор был родом из Александрии 1145 . Он происходил от благородных и благочестивых родителей и был родственником Феофилу, архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила. С успехом изучив светские науки и навыкнув в божественной премудрости, Исидор пожелал посвятить себя на служение Богу. Еще в молодых летах он оставил славу мира сего и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая как бы за прах, ушел в гору Пилусиотскую 1146 . Там, приняв иночество, он проводил строгую подвижническую жизнь 1147 . Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он избран был в сан настоятеля и пресвитера 1148 . Строгими подвигами и высокой образованностью преподобный Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император и патриархи александрийские обращались к нему за советами и наставлениями, и он у всех был в большом уважении. Церковный историк Евагрий 1149 , воспоминая об Исидоре, так говорит: «В царствование Феодосия 1150 был в великой почести Исидор Пилусиотский; слава о нем, как о добродетельном и учительном муже, распространилась далеко и широко, и имя его прославлялось всеми устами. Трудами он так изнурял плоть свою, что жизнь его казалась всем жизнью ангельскою на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и богомыслия, и много писал весьма полезного в наставление другим». Историк Никифор 1151 , свидетельствуя о добродетельной жизни Исидора, говорит: «Божественный Исидор от юности своей столь много пролил пота в иноческих трудах и так умерщвлял плоть свою, согревая душу таинственными и высокими учениями, что всем казался ведущим в полном совершенстве евангельский образ жизни. Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного. Исидор написал множество различных полезных наставлений. После него осталось до десяти тысяч посланий к различным лицам, исполненных божественной благодати и мудрости человеческой, в которых он изъясняет всё Божественное Писание, и исправляет нравы в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященнейший митрополит Исидор По кончине Митрополита Григория, на кафедру с.-петербургской епархии вступил высокопреосвященнейший Исидор, митрополит киевский и галицкий, до настоящих дней украшающий петербургскую митрополию своим архипастырским служением. Современная петербургская паства, почти 25 лет руководимая своим архипастырем в делах веры и благочестия христианского, по духу православной церкви, имеет пред собою много опытов пастырской мудрости и отеческой заботливости владыки Исидора; но так как служение его еще продолжается и паства имеет много светлых надежд на будущие подвиги первосвятителя российской церкви, то, не принимая на себя права упреждать ход событий, мы ограничимся, вместо биографии высокопреосвященнейшего Исидора, представлением краткого перечня мест и должностей, на которых проходил свое служение наш архипастырь. Митрополит Исидор, в мире Иаков Никольский, сын диакона Тульской губернии, каширского уезда села Никольского, родился 1-го октября 1799 года. Окончив учение в тульской семинарий, он продолжал оное в петербургской духовной академии и, по окончании в ней курса, пострижен в монахи 22 августа 1825 года, с именем Исидора. В том же году, августа 28, комиссией духовных училищ, определен в петербургскую академию бакалавром богословских наук; августа 29 посвящен в иеродиаконы, сентября 5 – в иеромонахи, сентября 10 сделан библиотекарем академии; декабря 17, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ, утвержден в степени кандидата, с правом получить степень магистра, по выслуге двух лет с одобрением. 1826 года, октября 30, комиссией духовных училищ иеромонах Исидор удостоен степени магистра. 1827 года, марта 10, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ сделан действительным членом академической конференции; августа 26, по указу Свят. Синода, сопричислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 1829 года, августа 24, комиссией духовных училищ, иеромонах Исидор определен в орловскую семинарию ректором и богословских наук профессором; сентября 14, по указу Свят. Синода, произведен в сан архимандрита и сделан настоятелем третьеклассного Мценского Петропавловского монастыря; ноября 11 определен присутствующим в орловской духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вскоре после прибытия в Орел, о. Исидор 11 ноября определен был присутствующим в Орловскую духовную консисторию. Труды его не остались не замеченными начальством. Блестящее состояние вверенной ему семинарии скоро было засвидетельствовано Киевским академическим Правлением, которому тогда была подчинена Орловская семинария и по его представлению, Архимандрит Исидор «в воздаяние его заслуг и ревностных трудов», 2-го января 1833 г., награжден был первым орденом Св. Анны 2 степени. 2-го июля 1833 г., по ходатайству Московского Первосвятителя, Митрополита Филарета, о. Исидор, во внимание к педагогической деятельности его, был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Московскую духовную семинарию, с назначением его настоятелем Московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. Дорогой в Москву, он опять заезжал на родину. Это было последнее свидание его с матерью. Как бы предчувствуя последнюю разлуку, при прощании с сыном, она благословляла его образом и в виде завещания, сказала: «Помни, что ты сам был сирота, и будь покровителем и помощником сирот» 6 . В возможной полноте и совершенстве исполнил этот завет матери Приснопамятный Владыка; он до конца дней своих во истинну был покровителем и защитником сирот! В Московской семинарии архимандрит Исидор заслужил ту же любовь и признательность питомцев, как и в Орловской, и кроме своих прямых обязанностей, участвовал и в трудах по переводу некоторых святоотеческих творений. Митрополит Филарет скоро увидел и оценил высокие достоинства и административные способности нового ректора, и пожелал иметь его своим ближайшим сотрудником по епархиальному управлению. В следующий 1834 год, после назначения викария Московского, Епископа Николая, – Епископом Калужским, Митрополит Филарет вошел в Святейший Синод с представлением о назначении о. Исидора своим викарием. И представление это было уважено! 16-го октября, по именному Его Императорского Величества указу, архимандрит Исидор был назначен Епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Новый митрополит поспешно отправился в Россию с послом императора – располагать русских князей к делу соединения 155 . В. к. Василий Васильевич не был расположен вмешиваться в предприятие, оскорбительное для совести и бесполезное для политики. Он твёрдо знал уроки отцов о своевольном высокомерии Папы, давно осужденном Собором, и понимал, что от этой гордости нельзя ожидать доброго 156 . Потому убеждал Исидора отказаться от намерения ехать во Флоренцию. Исидор остался при своём: но и в. князь не отпустил с ним посла на Собор, даже взял с него клятву возвратиться с древним православием . Убедив тверского князя отпустить посла на запад, Исидор едва выбыл за пределы России с греческой и русской свитой и с суздальским епископом Аврамием, как в Дерпте открыто оказал предпочтение латинству пред греческим исповеданием 157 . На Соборе Исидор был избран для ответов со стороны греков вместе с другими пятью лицами. Во всё продолжение споров в Ферраре занимались решением одного вопроса: «имели ли право Латиняне внесть в Символ веры дополнение о происхождении Духа Св. и от Сына»! Во всё это время Исидор почти ничего не говорил 158 . Рассуждали Виссарион, а всего более, Марк Ефесский – жаркий защитник православия. Во Флоренции, куда Папа по своим видам перенёс Собор, стали рассуждать о самом происхождении Св. Духа. В продолжение 7 заседаний рассмотрели не более трёх мест из Отеческих сочинений. Тогда император потребовал, чтобы публичные споры были прекращены, а бл. Марку запретил являться на совещания 159 . После сего дело православия осталось только в воле императора, Виссариона и Исидора. Виссарион действовал красноречием, Исидор – хитростью. Теперь Исидор предложил, что православная Церковь допускает мысль о происхождении Духа Св. от Отца через Сына, и что это то же, что у Римлян «и от Сына». Чтобы прибавить хода мыслям своим, он то предлагал Патриарху отлучить от Церкви защитников православия, то склонял на свою сторону пирами, тогда как Папа морил греков голодом; епископы доведены были до крайности: Папа против договора отказывал им в содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010