В течение 14 лет после псевдособора (1439–1453 гг.), пока по Божьему устроению Церковь не возглавил Геннадий Схоларий, Константинополь находился в подчинении латинян. Греческий Митрополит Руси Исидор оказался главным героем псевдосоюза, который он, как только вернулся, безуспешно хотел навязать России. Давайте проследим, как описывает эти события профессор В. Фидас: «Участие Исидора в обсуждениях не было большим, хотя его роль в этот деле была значительной. В целом он следовал взглядам Виссариона Никейского. По словам епископа Мефонского Иосифа, Исидор был первым из тех, кто признал необходимость принятия предложенных Папой условий для успешного союза, и решительно действовал в этой связи в поддержку Императора. Папа в своем письме Митрополиту Исидору пишет очень тепло, в то время как сопровождавший Исидора суздальский иеромонах Симеон говорит, что Папа никого из Митрополитов не любил, как Исидора”. После долгих обсуждений и под угрозой турецкой опасности орос союза был подписан 5 июля 1439 г., а Исидор был одним из первых, кто принял Унию. В синодальном деянии все следовали форме: Орос подписал” или в свою очередь подписал”, тогда как Исидор из России поставил свою подпись после фразы: согласен и не возражаю”. После принятия Унии Исидор получил от Папы титул кардинала и был назначен легатом delatere для провинций Литвы, Ливонии, всея Руси и Польши (Галиции), т.е. апостольским администратором Церкви Севера, за деяния в пользу Унии... После утверждения Унии Исидор к концу 1439 г. покинул Венецию и проехал через Хорватию, Загреб, Будапешт, Краков, Перемышль, Львов, Галич, Холм, Вильну и Киев, словом и делом проповедуя объединение. В Москву он прибыл 19 марта 1441 г., но увидел, что ситуация изменилась. Уже задолго до него туда прибыли бояре Фома, Симеон, Авраам Суздальский с остальной свитой Исидора и сообщили князю Василию и народу об Унии. Как только Исидор добрался до Москвы, он вошел, по обычаю папских представителей, следуя за латинским крестом. На богослужении он помянул первым имя Папы Евгения IV, после чего диакон прочел акт Унии от 5 июля 1439 г. После этого Митрополит России передал князю Василию послание Папы, содержавшее просьбу помогать Митрополиту в единении Церквей. Князь, разозлившись, созвал епископский Синод, который осудил Митрополита Исидора и заточил его в Чудовом монастыре. 15 сентября Исидор сбежал и через Тверь добрался до Новгорода. Оттуда он направился к Литовскому правителю Казимиру, а затем вскоре в Рим.

http://pravoslavie.ru/118002.html

Священник Иоанн удалился в Псков. Исидор остался беречь паству и смело говорил о преимуществах православия. Дерптский бургомистр злобно восстал на праведного священника и его паству. Сделав донос бискупу и городскому начальству, что Исидор и его прихожане хулят папу и его веру, он разжёг в бискупе фанатическую злобу против православных. В праздник Богоявления, Исидор с прихожанами вышел на р. Амовжу для освящения воды святым крестом. Посланные бискупом представили Исидора и бывших с ним к бискупу и городскому начальству. Паписты потребовали повиновения папе. Исидор дал отчёт, почему он осуждает папу Евгения с его учением. Бискуп велел бросить Исидора и бывших с ним и тюрьму. Затем рыцари и старшины города приглашены были бискупом на общий совет. Блажен. Исидор убеждал духовных детей своих быть твёрдыми в святой отеческой вере: «если умрём за св. истину, – говорил он, – Бог причтёт нас к мученикам». Совершив молитвенные пения, Исидор причастился св. таин запасными дарами и причастил всех бывших с ним. Затем, пропели они песнь мученикам: «святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Их привели в ратушу. Бискуп говорил Исидору и его дружине: «послушайтесь, примите опресночную службу; вера у нас одна; по крайней мере теперь, пред судом таких важных лиц, скажите, что вы ошибались, порицая служение наше». Твёрдые исповедники отвечали: «мы те же, что были и прежде; делай с нами, что тебе угодно». Бискуп и его почтенный совет приказали бросить всех в Амовжу, в устроенный Иордан. Так Исидор в священнической одежде и с ним 72 человека утоплены были в Иордане. В числе их была молодая мать с трёхлетним ребёнком. Ребёнка Немцы вырвали из рук матери, но он, видя утопающую мать, с криком рвался к ней; его положили вблизи проруби, и он, перекрестившись трижды, упал в прорубь. Это было 8 января 1472 года. Когда открылась весна и пошла вода, на берегу Амовжи, в 3 вёрстах от Дерпта, тела страдальцев найдены все в одном месте, лицом к востоку, ничем невредимые; посредине их лежал блаженный Исидор в священнической одежде. Православные приезжие купцы похоронили иных на том же месте, а других перевезли в Дерпт и положили у церкви, в земле 63 . † Св. Григория, епископа Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

248 Ruf. Hist. mon., c. XII. Sozom. L. VI, c. 28. Niceph. L. II, c. 34. Cassiod. Hist. Trip. L, c. 1. 250 Историк Никифор называет Исидора Пелусиота учеником святого Иоанна Златоустог о, вероятно потому, что Исидор усердно изучал творения сего вселенского учителя, от чего в истолковательных письмах Исидора встречаются не только мысли, но и выражения, сходные с Златоустовыми; а может быть и потосу, что Исидор лично слышал несколько поучений и наставлений св. Иоанна или в церкви, или в домашних беседах. В сем последнем смысле и блажен. Иероним называл себя учеником св. Григория Богослова . 257 Хотя в письме к Тавмазию (Lib. 1, ep. 402) Исидор упоминает о своем уединении ( ναχωρησι) и отсюда по-видимому можно заключать бы, что он был отшельник, но в письме к Коллиопию прямо говорит, что, оставив городскую жизнь, он вступил в монастырь (Lib. 1, ep. 191), и убеждает Кратина подражать сей жизни (Lib. 1, ep. 266). 263 В письме к Теразию Исидор называет себя учителем Церкви, поставленным от самого Бога (Lib. 1, ep. 388). Архимандриту Луке он пишет, что если он будет держаться ереси Манеса, то никто из его монастыря ( ημετρα μανδρα) не разделит с ним трапезы (Lib. 1, ep. 52). В письме Дидиму пишет, что клеветников он будет отлучать от общества (Lib. 11, ep. 182). Все это показывает, что он был настоятель монастыря. Никифор называет его Предстоятелем ( καθηγησριενο) горы Пелузийской. У древних писателей он называется пресвитером и настоятелем (Sermondus ad. facundi. trium. cap. definsi. Lib. 2, c. 4, opp. vol. 11, p. 458. Var. part. epp. edita a Christiano fupo. Cap. VI, p. 22). Правда, что в письме 121-м кн. 1-й Исидор упоминает о настоятеле монастыря Пелузийского, отличном от него, но это было, вероятно, в то время, как Исидор от гонений удалился в пустыню, или писал это письмо тогда, как сам не был в обители. 267 Достопамятные сказания о подвижничестве... 230, 11. Хотя Пресвитер Пелузийский и не назван по имени, но, соображая современность пребывания Пимена в Нижнем Египте с настоятельством в монастыре Пелузийском преп. Исидора: и то, что он в письмах своих восставал против указанных здесь обычаев, и принимая во внимание, что сей Пресвитер, по-видимому, пользовался великим уважением, можем признать вероятным, что это был Исидор.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Для того, чтобы быть добродетельным, недостаточно подвижничества, но при подвижничестве надобно быть скромным (прп. Исидор Пелусиот . 60. 262). Источник. Пребывающие в союзе с добродетелью столько же отличны от чуждых оной, сколько люди – от зверей, и Ангелы – от людей (прп. Исидор Пелусиот , 60, 288). Источник. Искренние любители добродетели, и живя в теле, исправляют города, и, сложив с себя тело, оставляют по себе жало любви; потому что гробы их подлинно славны, и род их почтен, и память их вечно продолжается. Да и справедливо, потому что приобрели они добродетель, к которой не может прикоснуться кончина (прп. Исидор Пелусиот , 60, 288–289). Источник. Ничто не равно добродетели, не потому только, что она несравнимым превосходством превышает все прочее, но и потому, что и неправильное делает правильным, и неравное уравнивает. Ибо и в нищете не унижается, но и в рабстве не терпит служений несвободных, и в бесславии не скрывается, но и в богатстве не гордится, и в начальстве не превозносится, а, на все это налагая свое умение, подчиняет сие правилу и приводит в стройность, не сама следует тому или другому, но все заставляет последовать своему искусству (прп. Исидор Пелусиот , 60. 352–353). Источник. Кому известны дела блистательнейшие дел добродетели, которая своим любомудрием и неправильности делает правильными, в неравных обстоятельствах сохраняет одинаковый образ мыслей, повсюду уготовляет себе громкую славу, падших в бедствия утешает, возгордившихся в благоденствии уцеломудривает? Посему к ней устремляй око души своей, в ее красоту всматривайся, чтобы, когда соделаешься пламенным ее любителем, все тебя хвалили и провозглашали (прп. Исидор Пелусиот , 60, 353). Источник. Чти добродетель, а не счастью услуживай. Ибо добродетель достояние бессмертное, а счастье легко рушится (прп. Исидор Пелусиот , 60, 378). Правило же добродетели и любомудрия – искренность с благоразумием (прп. Исидор Пелусиот , 60, 395). Источник. Добродетель не признает бесчестием – всем быть равного достоинства по нравам, но не надлежит также любить тебе невозможное, а, напротив того, оставив это, надобно желать сообразного. Ибо и священнотаинник Моисей и богомудрый Павел в ином не достигали того, чего просили, но были научены, что просили не на пользу себе (прп. Исидор Пелусиот , 60, 397). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Родился свт. Исидор в г. Фессалоника ок. 1300 г. в семье священнослужителя, и был старшим из 10 детей. После окончания учебы свт. Исидор сам стал преподавать детям из знатных семей своего города. Живя в Фессалонике, и еще не будучи монахом, свт. Исидор занимался аскезой под духовным руководством ученика прп. Григория Синаита Герасима. А когда свт. Исидору было немногим больше 20 лет, он отправился на Афон и остался там в скиту Магула у прп. Григория Синаита , но вскоре, в 1325 г. из-за турецких набегов святитель был вынужден вернуться в Фессалонику. В течении ок. 10 лет (ок. 1325–1335 гг.) свт. Исидор свидетельствовал об исихазме в своем отечестве, после чего вернулся на Афон, где был пострижен в монахи и затем посвящен в дьякона свт. Григорием Паламой . Вместе со свт. Григорием они в конце 1330-х гг. активно отстаивали исихазм от нападок Варлаама, а в 1341 г. свт. Исидор сопровождал свт. Григория в столицу для участия в церковных соборах в июне-июле этого года, осудивших впоследствии Варлаама и Акиндина. В это же время Константинопольский Синод избрал свт. Исидора на пустующую кафедру Монемвасии. М. Митреа отмечает в прим. 522 на С. 127, что сначала митрополия Монемвасии была предложена свт. Григорию Паламе , но т.к. тот отказался, кафедру предложили свт. Исидору. Однако его не успели посвятить в епископа, т.к. внезапно началась гражданская война. Поэтому свт. Исидор оставался в Константинополе и являлся кандидатом на патриарший престол, но в ноябре 1344 г. патриархом стал свт. Каллист. Ситуация для свт. Исидора изменилась в конце гражданской войны, когда 17 мая 1347 г. святитель сменил на престоле свт. Каллиста. Среди первых мероприятий, которые предпринял свт. Исидор после своего избрания патриархом, стало назначение свт. Григория Паламы митрополитом Фессалоники, а свт. Филофея (Коккина) митрополитом Ираклеи Фракийской. Последнюю часть своей жизни свт. Исидор болел (скорее всего, раком кишечника), а в феврале 1350 г. составил завещание и осенью этого же года скончался. Сведения о жизни свт. Исидора сохранились в нескольких источниках: упомянутое завещание, Акты Константинопольского патриархата, исторические повествования Никифора Григоры и имп. Иоанна VI Кантакузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Все пресвитеры могут найти в сем сочинении и добродетели, какие им нужно исполнять, и пороки, которых нужно избегнуть 296 . Говоря о толковании Златоустого на послание Апостола Павла к Римлянам, Исидор замечает, что это толкование преимущественно обогащено мудростью премудрого Иоанна 297 . Убеждения Исидора так подействовали на св. Кирилла, что он включил имя Златоустого в диптихи церковные. Когда Кириллу Александрийскому надлежало отправиться в Ефес на собор Вселенский, созванный Императором Феодосием по случаю возникшей ереси Нестория, Исидор в кратком письме к св. Кириллу изложил сущность догмата, о котором надлежало разсуждать на соборе, то есть что соединение двух естеств во Христе должно признавать со времени Его воплощения, и одобрил ему в руководство при совещаниях труды св. Афанасия 298 . По сему же случаю писал Исидор и к Императору, прося его или лично присутствовать на соборе для сохранения порядка в оном, или предписать, чтобы чиновники его не вмешивались в разсуждения о догматах 299 . Не против одной ереси Нестория вооружался Исидор. Все, писал он, к Божественному учению Апостолов примешивающие свои догматы , как-то: Манесы, Симоны, Монтаны, Новаты, Арии, Македонии, Фотины и другие подобные, суть корчемницы, по словам Исаии (1, 22), мешающие вино с водою и чрез это делающие его худшим 300 . Христос придет во славе, чтобы заградить им уста 301 . Посему как врагов спасения, как врагов Божиих Исидор сильно обличал Ариан 302 , Савеллиан и Монтанистов 303 , Манихеев и Маркионитов 304 , Новатиан 305 и других еретиков. Виновных в преступлениях против нравственности, если порок их был гласен для всех, Исидор обличал прямо и сильно. Свои побуждения к обличению преступлений он так объяснял в письме к Епископу Исидору: «Часто я предлагаю сам себе такой совет: Исидор! поскольку преступления важные обыкновенно наказываются великими бедствиями, то говори против них с приличным дерзновением. Может быть, те, которые не знают стыда в то время, как грешат, устыдятся твоих слов, и, может быть, ты на них сколько-нибудь подействуешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Она придет и всеми способами доставит победу. Если же не сделано нами ничего должного, то напрасно наше призывание; потому что не терпит она посмеяния и не приходит к тем, которые сами себя охотно ввергают в необъятное море (прп. Исидор Пелусиот , 61, 383). Источник. Не только в том, что не в нашей силе... но и в том, что в нашей силе, не возможем привести сего к совершенному скончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые без уклончивости привнесут от себя все от них зависящее и не опустят ничего служащего к тому. Ибо помощь сия, побуждая нехотящих, тех, которые хотят и все делают, и употребляют все средства, непременно возведет на самый верх преуспеяния (прп. Исидор Пелусиот , 62, 88). Источник. Как выгодное местоположение города влечет за собой и выгодное благорастворение погоды, так и для души благорасположением к добродетели уловляется божественное содействие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 158). Источник. Желающему воспользоваться непрепобедимою помощию надлежит просить чего-либо такого, что согласно с законом справедливости, чтобы самою сущностию прошения привлекалась всепомоществующая сила; потому что она, незванно приходя к обиженным, не приходит к призывающим не по действительной нужде, а по любостя жательности (прп. Исидор Пелусиот , 62, 340). Кто упражняется в добродетели, тому справедливо призывать в помощь Божию силу. А кто вовсе не заботится о добродетели, тот, если и призывает, не послушает его Бог; потому что с благоволением взирает только на того, кто исполняет все от него зависящее (прп. Исидор Пелусиот , 62, 420). Великое нечто человек, когда помогает ему Бог, а коль скоро оставлен он Богом, познает немощь естества своего (прп. Нил Синайский , 72, 268). Но и содействие свыше требует также нашего произволения (прп. Нил Синайский , 73, 127). Источник. Печется же о нас Бог, когда и мы печемся о деле духовном (прп. Нил Синайский , 73, 244). Источник. Хотя и почтены мы свободою произволения; однако же без содействия свыше не можем на пути настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 61, 196). Источник. ...Богатый в роскоши яств и виссонной одежде имеет покровом своим геенну и геенский огонь (прп. Исидор Пелусиот , 61, 215). Что имеешь у себя богатство, это справедливо, а что удерживаешь его у себя, это несправедливо. Сделай его общим достоянием, чтобы чрез это сделалось оно твоим, во время нужды став искупительною ценою и умилостивительною жертвою (прп. Исидор Пелусиот , 61, 232). Источник. Не богатства... ищи; оно – отец гордыни, родитель презорства, податель сластолюбия, виновник всякого порока; похищает у человека приверженность его к Богу... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 327). Источник. По нашему мнению, богатее и могущественнее всех поправшие любовь к богатству, к которым всеми силами стараемся быть причисленными. Если и многие поклонились, как вавилонскому образу, сему мучителю – богатству, то мы, подражая мужеству трех отроков, хотя бы звуки труб и свирелей и всех музыкальных орудий, носясь по воздуху, оглашали наш слух, и разжигаема была пещь нищеты, не обратим внимания на тимпаны и рога и на всю прочую величавость богатства, но если должно будет впасть и в пещь, изберем бедность, чтобы не поклониться богатству; и любомудрие для нас будет как роса, здесь посреди шумящая (ср.: Дан. 3, 50 ) и доставляющая всякую свободу, и там уготовляющая венцы терпения (прп. Исидор Пелусиот , 63, 166). Источник. Если, видя себя утопающим в неправедном богатстве, почитаешь богатым, а любомудрствующих видя борющимися, как с лютым зверем, с нищетою, признаешь несчастными, то знай – то самое, что думаешь о них, в сравнении с ними терпишь ты. А если не чувствуешь сего, это не удивительно, потому что и беснующиеся, в безумии делая то, что они делают, ублажают самих себя, а в подлинном смысле здоровых осмеивают (прп. Исидор Пелусиот , 63, 395). Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты (прп. Исидор Пелусиот , 63, 440). Богатство, если имеешь, – расточай, а если не имеешь, – не собирай (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не вразумляет тебя и Павел, точнее всякого ведущий небесное, утверждая, что упразднены будут и чрево, и его пожелания (см.: 1Кор. 6, 13 ); напротив того, весь ты занят трапезой, со всею роскошию угождаешь одной только гортани, чрево почитаешь богом. Посему если думаешь, что все кончится с настоящею жизнию, то прекрасно подвизаешься, обременяя себя яствами. А если веришь, что будет нечто и после сей жизни, то приготовляй дела свои к отшествию (прп. Исидор Пелусиот , 60, 194). ...Если чаешь отойти к Богу, то послушайся моего совета и угашай неистовство чревоугодия, ослабляя в себе разжжения сластолюбия, которых излишество предает нас тамошнему пламени (прп. Исидор Пелусиот , 60, 199). Источник. Пренебрегай лакомые снеди, потому что в скором времени обращаются они в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление оных сверх потребности ныне порождает болезни, а в будущей жизни подвергает ответственности на Суде (прп. Исидор Пелусиот , 60, 207). Источник. Чревоугодием ... называется излишество. Но и неистовая заботливость о чреве есть также чревоугодие, потому что ?????? значит неистовый. Поэтому, для чего оставив соразмерное и благодарное употребление даров Божиих, стараешься с неистовством о лакомых яствах и суетных поварских ухищрениях, которые не к напитанию служат, но приводят в страстное неистовство? (прп. Исидор Пелусиот , 60, 219). Источник. Поскольку в естестве нашем, при множестве нужд, самая великая – нужда чрева, потому что, предписывая нам многое, всего меньше соглашается покориться разуму, то будем удерживать самоуправство чрева рассудком, и неукротимое ухитримся сделать ручным. Достигнем же сего, если нужде станем удовлетворять потребным и неумеренность сокращать тем, что будем довольствоваться малым (прп. Исидор Пелусиот , 60, 304). Источник. Если чрево препобедишь, то овладеешь и тем, что от чрева, и не заслужишь осмеяния... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 392). Источник. ...Простирающиеся далее довольства необходимым и позыв на пищу оскорбляют пресыщением, и притупляют чувства, и сами того не замечают, что от излишества в наслаждении теряют наслаждение пищею (прп. Исидор Пелусиот , 62, 230). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Постарайся изникнуть из глубины порока, прекрати свое распутство, подумай о кратковременности здешней жизни и неизбежном наказании там. Для чего напрасно, лучше же сказать, назло себе, тратишь время? Представь себе: душа у тебя одна, и ты осквернил ее всеми гнусными страстями. Избавь себя от порока, стыда, позора и мучения, церковь от осквернения, жертвенник от нечистоты, рукоположившего тебя от обвинений, нас от печали, а святых от непрестанных слез (прп. Исидор Пелусиот , 60, 290). Для чего ты не остаешься начальником, но оказываешься под начальством у порока? Посему знай, что понесешь большее наказание, как сам делавший то, что поставлен был воспрещать другим (прп. Исидор Пелусиот , 60, 294). Источник. Тот может служить правилом для начальствования и точнейшим указателем умения начальствовать, кто все устрояет к пользе подчиненных. А кто благоустройство начальствования превратил в самоуправство и нестроение, подначальным готовит труды, а себе уловляет удовольствия, тот делами своими начертывает правило не начальствования, а самоуправства (прп. Исидор Пелусиот , 61, 128). Источник. ...Или перестань услаждаться чужими бедствиями, пробуждая и раздражая усыпленное непотребство, или, делал это, не приступай к досточтимому алтарю, потому что соблазняешь и не допускаешь приступать к нему многих, которым несносно видеть такую нечистоту, неотступно остающуюся при нескверном жертвеннике (прп. Исидор Пелусиот , 61, 182–183). Весьма смешно тому брать на себя начальство над другими, кто не в состоянии начальствовать над самим собою. Кто не только не подчинил себе своих неистовствующих страстей, но и дал им свободу делать все, что хотят и могут, тот будет смешон, покушаясь исправить других. Он делает то же, что и врач, который, будучи покрыт чирьями, возмется от чирьев лечить ближнего (прп. Исидор Пелусиот , 62, 316–317). Если то, что ты, не знаю почему, предпочтен другим и возведен в священство, надмило тебя и довело до высокого о себе мнения, так что не соревнуешь и тем, которые, хотя состоят в чине подчиненных, но заслуживают одобрение, то сожалею о твоем неразумии. Если же низших не удостаиваешь и того, чтобы посмотреть на них, то сие самое опаснее всего, если окажется, что по делам ты хуже тех, которые, по твоему мнению, столько ниже тебя по достоинству, и будешь признан уступившим над собою победу тем, над которыми иметь верх нимало не почитал для себя удивительным. Если бы их жизнь дышала беспечностью, и тогда тебе не должно было бы оставлять попечения о добродетели. Ибо немалое расстояние, какое между ними и тобою, лишило бы тебя извинения. Если же они выше и благоискуснее тебя, даже не имея у себя вождя, то смотри (не намерен я сказать что-либо тяжкое), чем кончится зло? (прп. Исидор Пелусиот , 62, 330–331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010