157 Ср.: РВ: «Но, предположим, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня – дела». Покажи мне свою веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела!». 175 Веру Раав приводит в пример апостол Павел в Евр.11:31 . Интересно пишет о Раав и святитель Иоанн Златоуст : «Послушай, что о [Рааав] говорит Писание, свидетельствуя о ее добрых делах. В блудилище она была словно бы жемчужина, в грязь замешанная, золото, в нечистоты брошенное, цвет благочестия, терниями засыпанный, благочестивая душа, в стране бесчестия запертая» (Библейские комментарии отцов Церкви. С.41). 177 «Братия мои!» – кстати, обращение в начале этого отрывка говорит, что апостол Иаков переходит от спора-диатрибы, характерной для 2 главы (см.: 2:14; 16: 18–22, 24), к поучению всем «братиям». 178 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 181 Ср.: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:17–24 ). 183 Ср.: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). 184 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 187 В с е т е л о (λον τ σμα) коней – в греч. используется то же словосочетание, что и в предыдущем стихе: все тело человека. 188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

158 Видел я неразумных и истаял, что слов Твоих они не хранили. 159 Смотри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей оживи меня. 160 Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей. 161 Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце моё. 162 Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. 163 Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. 164 Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165 Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна. 166 Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167 Хранила душа моя свидетельства Твои и сильно возлюбила их. 168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 169 Да приблизится моление моё к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. 170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

159) Вспомни, что я заповеди возлюбил; Господи, милостию Твоею животвори меня. 160) Начало слов Твоих – истина; и вечны все суды правды Твоей. 890 Шин 161) Князи гнали меня ни за что; но сердце мое боялось (только) слов Твоих. 162) Возрадуют меня слова Твои, как нашедшего добычи великий. 163) Неправду возненавидел я и возгнушался ею, закон же Твой возлюбил. 164) Седмикратно днем хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165) Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. 166) Я ожидал спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167) Сохранила душа моя свидения Твои, и полюбила их вельми. 168) Сохранил я заповеди Твои и свидения Твои; ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 891 Тав 169) Да приблизится моление мое к Тебе, Господи; словом Твоим вразуми меня. 170) Да войдет прошение мое к Тебе, Господи; словом Твоим избавь меня. 171) Произнесут уста мои песнь, когда Ты научишь меня уставам Твоим. 172) Просвещает язык мой слова Твои; ибо все заповеди Твои правда. 173) Да будет рука Твоя в помощь мне. Ибо я заповеди Твои возлюбил. 174) Возжелал спасения Твоего, Господи; и закон Твой поучение мое есть. 175) Поживет душа моя и восхвалит Тебя, а суды Твои помогут мне. 176) Я заблудился, как овца погибшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих не забыл я. 892 Сто восемнадцатый псалом состоит из двадцати двух строф, каждая в восемь стихов; каждый стих одной и той же строфы начинается одною и тою же буквою в порядке еврейского алфавита, так что восемь стихов начинаются буквою алеф, восемь – бет и т.д. 893 . В некотором смысле каждую строфу можно считать отдельною небольшою поэмою. – Нельзя без натяжки указать в этом псалме одной последовательно развивающейся мысли; трудно даже в каждом восьмистишии представить внутреннюю последовательность стихов. В каждом из 176 стихов (исключая 122) говорится Откровении Божественном, собственно, о законе, который представляется под разными синонимическими названиями 894 . Трудно определить специальный повод и время написания псалма. Между тем как одни стараются доказать принадлежность его Давиду, другие относят к маккавейскому периоду и с большею вероятностью считают его делом благочестивого досуга пленного Ионафана; иные же считают происхождение его непосредственно после возвращения из вавилонского плена к концу персидского владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Г-споди, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Г-споди, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Г-споди, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Г-споду в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Г-споди, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Гсподи, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Гсподи, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Гсподи, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Гсподи, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Гсподу в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Гсподи, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Гспода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Гсподь – страж твой, Гсподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

167 Пророк нарочно употребляет слово, имеющее двоякое значение. Ср. сходное место в 46:1–2, где говорится о «времени – – на усталых животных», – имея в виду последнее место, нельзя думать, что в 30:6 следует перевести только в смысле: «пророчество о животных». 168 Рахав название Египта. Ср. 51:9, а как прилагательное значит: «жестокий», «дерзкий», «отважный». Пророк опять в одном слове соединяет два значения – собственное и нарицательное. В русском синодальном переводе это место передано так: «поэтому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно». Но слова едва ли можно перевести: «сказал им»; обыкновенно значит: «взывать», «называть»: а местоимение единственного числа женского рода скорее всего относится к: «Египет» (т е. – «земля Египетская»). 171 С ст. 5–8 большое сходство имеют 59 гл.; 58:2–10; 33:15–16; 1 гл. 15–17, 19, 23; 3:14, 15; 10:1–2; 11:3, 4; 29:19–21 и др. 172 О беспечности к покаянию в дни бедствия говорится и в других местах, ср. особ. 22:12–13; 47:8, 11. 175 Вероятно, здесь пророк имеет в виду Египет с его реками и каналами – 19:6, – на помощь которого надеялись жители Иерусалима. 178 Ср. с 30:33, где образы заимствованы также от судьбы Содома и Гоморры. Ср. еще 1:9, 31; 13:19–22 и друг. (65:5; 66:24…). 179 Вот, это характерное изображение «запустения» страны (ср. 6:11–13); «и завладеет ею великан и еж: и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней ветвь разорения и отвес уничтожения... И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будет встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покои. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под сень свою; там коршуны будут собираться один к другому» (34:11, 13–16). 180 Слова 1-го стиха этой главы «приложите год к году, праздники пусть совершают свой круг», по-видимому, имеют отношение к той торжественной Пасхе, которую совершил царь Езекия, когда восстановлял истинное религиозное богопочтение в царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

167. Священное Писание говорит об этом так: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). 168. Были ли полезны человеку плоды дерева жизни? Плоды дерева жизни после греха не были полезны человеку. После греха он не мог их есть, поскольку был изгнан из рая. 169. Оставалась ли у людей надежда на спасение? Когда первые люди исповедали перед Богом свой грех , то Бог по милосердию Своему дал им надежду на спасение. 170. В чём состояла эта надежда? Надежда на спасение состояла в том, что Бог обещал, что семя жены «будет поражать …(диавола) в голову» ( Быт. 3:15 ). 171. Что означает это обещание? Это обещание значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти. 172. Почему Господь Иисус Христос назван «семенем жены»? Господь Иисус Христос назван семенем жены , потому что Он родился на земле без мужского семени от Пресвятой Девы Марии. 173. Какая польза для людей заключалась в этом обещании? Люди со времени этого обещания могли спасительно верить в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы верим в пришедшего. 174. Все ли люди в древности верили в грядущего Спасителя? Немногие люди в древние времена верили в грядущего Спасителя, большая же часть людей забыла обещание Божие о Спасителе. 175. Повторял ли Бог людям своё обещание? Бог неоднократно повторял Своё обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22:18 ). То же обещание Он повторил пророку Давиду: «Я возставлю после тебя семя твое… и Я утвержу престол царства его на веки» ( 2Цар. 7:12–13 ). 176. Что мы понимаем под словом «воплощение»? Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. 177. Слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна: «Слово стало плотью» ( Ин. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля. 5 Господь сохранит тебя, Господь – покров твой одесную тебя: 6 днем солнце не обожжет тебя и луна ночью. 7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. 8 Господь сохранит вход твой и выход твой, от ныне и до века. Псалом 121 Песнь ступеней. 1 Я возвеселился, когда сказали мне: “Пойдем в дом Господа!” 2 Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим. 3 Строящийся Иерусалим подобен городу, которого участки соединены вместе. 4 Ибо туда вошли колена, колена Господни, по свидетельству Израилю, прославлять имя Господне. 5 Ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давида. 6 Молите же о мире Иерусалиму, и обилие у любящих тебя! 7 Да будет мир в силе твоей и обилие в крепостных башнях твоих! 8 Ради братьев моих и ближних моих я говорил о тебе: “Мир!”

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

172 Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны. 173 Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. 174 Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое. 175 Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. 176 Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 118 Н. Гребнев ПСАЛОМ 118 Блаженны непорочные в пути, Хранящие Господни откровенья, В ком нет ни беззаконья, ни сомненья, Все те, кто жаждет Господа найти, Несущие в душе те повеленья, Что заповедал нам Господь нести. Когда б, о Боже, Ты меня направил И ни уставов мне Твоих, ни правил Не преступать, чтоб не попасть в беду, По правоте своей Тебя б я славил И научался Твоему Суду. Пребудь со мной, или во грех впаду, Когда пойму, что Ты меня оставил. Как юношам пути не очернить, Как от Закона им не отклониться? По слову Твоему тебя судить, Молить, чтоб Ты благоволил учить Тому, чему мы в силах научиться, Чтоб пред Тобой ни в чем не согрешить. А я слова от уст Твоих святых Весь век устами возвещал своими, И нету для меня богатств иных, Лишь слово Божие и Божье имя, Утешен я уставами святыми В неисчислимых горестях своих. Яви, о Боже, милость благосклонно Твое мне слово помнить, Твой Завет. Открой мне очи и даруй мне свет, Чтоб видеть чудо Твоего Закона. Мы — странники, и не сокрой от нас Твоих святых заповеданий милость, Чтоб по Твоим судам душа томилась, Во всякий день наш и во всякий час. Ты укротил отвергнувших Закон, Меня ж, хранящего Твое ученье, Оборони навек от поношенья, Ибо преследуют со всех сторон Меня земных князей злоумышленья. Мне лишь Твое ученье — утешенье, Мое орудье — Божьи откровенья. Я ими осенен и защищен. Душа моя повержена во прах, Так оживи меня Себе во славу И вразуми священному уставу, Ибо хожу я на Твоих путях. От горестей душа моя истает, Но пусть, чтоб мыслить о делах Твоих, О чудесах и о словах Твоих, Меня восставит благодать святая. Дай мудрость обойти дороги лжи, От темных помышлений удержи, Чтоб я к Твоим Законам прилепился. Дай мне урок, чтобы постичь я мог Все заповеди, чтоб я потек Путем, которого бы не стыдился. Стези Твоих Законов возжелав, Я буду им внимать непрекословно, Поставь меня на путь, чтоб Твой устав Мне до скончанья дней нести любовно. Чтоб с этих пор в оставшиеся дни Мне на стезях Твоих себя очистить, Мое, о Боже, сердце преклони

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010