Да помилует Она, милосердая Царица, вас и устроит мир между вами, разрушив все ковы и козни вражии, вашими страстями на вас воздвигаемые. О! Когда бы Господь даровал нам мир, то-то бы был у меня праздник! Ныне читали Апостол: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин. 4, 16 ). Какое это великое дело – любовь! А есть ли она у нас? Как посмотришь, так найдешь противное, и по привычке будем судить, что у других нет любви, а как посмотрим на себя, так у нас-то и есть оной оскудение, и когда прочтем в 1-ом послании апостола Павла к Коринфянам главу 13, ст. 4, 5, 6, 7, 8 – там увидим свойства любви! Мир вам! Остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный иером. Макарий. 26 сентября 1859. Письмо 175 27 сентября. Поздравляю вас с духовным торжеством посещения пречистой иконой Казанской Божией Матери, да будет Она вам покров, и заступница, и ходатаица вашего спасения. Вы скорбите о дороговизне овощей, но в М. еще дороже, в начале осени капуста была 60 р. сер. сотня, а после дошла до 15 руб. сер., когда много подвезли, картофель 40 и 50 коп. сер., но у нас всему этому урожай, а цены не знаю. 28 сентября. Что нам делать? Живем мы во всяком довольстве и спокойствии телесном, далеко удалились от прискорбного и тесного пути, ходимого отцами и матерями нашими, угодившими Богу, и при всем этом даем свободу своим страстям, а паче гордости, самолюбию, ярости, не хотим понести ничего друг от друга, смирение и любовь куда-то удалились от нас. Св. авва Дорофей говорит, что «мы оттого не можем понести друг друга, что не укоряем себя», прочтите зады эти, они нам очень нужны, полезно почаще повторять это поучение о самоукорении, оно нужно к нашему спокойствию. Каждый из нас находит причину к самооправданию, и что же оно приносит? Смущение, досады, злопомнение, лишается покоя, а самоукорение, напротив, приносит смирение и спокойствие. Много о сем учат св. отцы, а паче св. Иоанн Лествичник , св. Варсонуфий и Исаак Сирин , мы их читаем, а плохо на деле понимаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 175 Для меня очень скорбно было читать письмо твоё, в коем ты дерзко выразилась о книге великого во святых угодника Божия, Иоанна Лествичника , которого учением руководствовались иерархи и лик преподобных мужей и достигли великого духовного устроения, и ныне все ищущие спасения дорожат его учением и благоговеют; ибо в нём действовал Сам Дух Святый и внушал ему передать учение, к познанию внутреннего нашего человека и к борьбе со страстьми и похотьми и достигнуть, в меру возраста, исполнения Христова, на верх лествицы добродетелей – любви. Как выражено у него достоинство послушания, чистоты, смирения, все пороки потребляющее, и проч., и рассуждения, нужнейшего для всех добродетелей. А ты кто такая? И какого ума? Что дерзнула так судить о книге, столько полезной к нашему спасению? Это враг внушил тебе, чтобы лишить тебя пользы от чтения сей книги. В наказание тебе, а вместе и для пользы душевной, ты прочти оную книгу, в течении года, пять раз, со вниманием и с самоукорением за своё неразумие. Пусть слова его впечатлеются в сердце твоём. Многогрешный И. М. 19 ноября 1857 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

О том, почему так важны указания на возраст лиц, о которых повествует Библия, что маленький Аврам отвечал Нимроду, с какими событиями связаны места, в которых останавливался Аврам , о «доброй» и «недоброй» старости, «огне халдейском» и «украденных святых» рассказывает протоиерей Олег Стеняев, продолжая разбирать Книгу Бытия, главу 12. Авраам и Сарра Смысл возраста «И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт. 12: 4). Некоторое уточнение для любителей Библии. Если в Библии называется возраст человека, то, как правило, Библия хвалит его. « Пойди из земли твоей , – говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс. 26: 13). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков – если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. [И иди] в землю, которую Я укажу тебе , – говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего», – пишет Цезарий Арльский . Слова: «и с ним пошел Лот» – надо понимать так, что Лот пошел не за Богом, а за дядей, то есть «за компанию». Здесь сказано, что Авраму 75 лет. Обычно люди считают, что 50 лет, 60 – и всё, жизнь уже заканчивается. У Аврама же жизнь только начинается! Он проживет 175 лет! Вся жизнь впереди – целый век! Евреи считают, что он должен был прожить 180 лет. Почему они настаивают на этом? Ведь в Писании прямо сказано, что он умер в 175! Потому что сказано, что Авраам умер в «старости доброй» (Быт. 15: 15). Что же имеется в виду? Его сын Измаил, старший сын, рожденный от Агари, вел преступный образ жизни. Но к концу своей жизни он пережил покаяние и обращение к Богу. И когда говорится о погребении Авраама, то сказано: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре» (Быт. 25: 9). И то, что имя Исаака стоит впереди, а Измаила – вторым, значит, что Измаил признал духовное первенство Исаака, так как пережил покаяние. И действительно, это – добрая старость. Но причем тут пять лет, о которых иногда спорят евреи?

http://pravoslavie.ru/99067.html

1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8:39. 1101. Деян. 10:44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7:38. 1108. Пс. 50:20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). 1111. Мф. 3:11. 1112. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 1113. …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). 1114. Мф. 10:7. 1115. Деян. 20:21. 1116. …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118. …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120. …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122. …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1:5–7). 1123. Слово 21. 1124. Слово 7. 1125. …дух сокрушенный (Пс. 50:18–19). 1126. Слово 5. Советы ума душе. 1127. Слово 1. 1128. Слово к иноку Николаю. 1129. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

110 . Тогда он подошел к брату, который нерадив, и сказал ему: «Вот я вижу тебя, что ты страдаешь и близок к смерти. Что ты думаешь о себе?». Ответил брат: «Поверь мне, мой отец, что я не выполнял ни одной заповеди твоей, и не знаю, каким образом я оправдаюсь». 111 . Тогда он подошел к месту брата праведного. А он не был сильно отягощен болезнью. Он спросил его, говоря: «Что ты думаешь? Если Господь посетит тебя, ты уверен, что обретешь милосердие?». Ответил этот, говоря: «Поверь мне, мой отец святой, что я старался соблюсти все твои заповеди, но да будет милосердие у Бога, (а) что встретит меня, я не знаю». Сказал мой отец ему: «Хорошо». 112 . И после этого брат усердный скончался и пошел к Господу. Тот же, который нерадив, поправился от своей болезни. Но он по-прежнему был нерадивым, и наш отец апа Шенуте скорбел за него. 113 . Случилось, что братья покрывали землей ток для расстилания хлеба 175 , и некоторые из братьев носили землю, причем с ними (был) брат нерадивый, который исцелился от болезни, и он ходил медленно с корзиной земли, будучи ленивым, в рассеянности, развязности и небрежности. Поднялся же в гневе наш отец-старец, схватил его, поверг на землю, причем корзина с землей была на нем, и сказал ему таким образом: «Тебе недостаточно, что я отдал брата усердного за тебя? Я сделал так, чтобы ты был возвращен назад (к жизни), желая, чтобы ты покаялся! И вот опять ты не опомнился от своих скверных дел!». Брат же поднялся и поклонился нашему отцу, говоря: «Прости меня!». 114 . Затем он направил свой путь к покаянию с великим усердием, и воздыханиями, и слезами до истечения месяца. А по истечении месяца он заболел смертельно, и наш отец святой апа Шенуте пошел к нему, чтобы посетить его, и стоял возле него, пока он не скончался. Тогда сказал братьям наш отец: «Вот брат пошел к Господу сегодня; нет никаких грехов в его жизни». 115 . Случилось однажды, что наш Господь Иисус Христос пришел к нашему отцу апе Шенуте и заговорил с ним, говоря таким образом: «Твои собратья, которые в пустыне, пожелали видеть твоих детей, и вот они придут к тебе этой ночью». И сказав это, Он удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

122 Meyer’s: Komment. üb. d. N. T. Εν. Matth. Вот сам текст гл. 5 ев. Мф.: Ст. 38. «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх. 21, 24 ). 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 40. И кто захочет судиться с тобой, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. 41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев. 19, 17, 18 )». Для определения правильного контекста этих стихов, особенно ст. 42-го, ср. по Евангелию от Луки: гл. 6, ст. 34–35. 123 Указание на Ев. Лк. 6:34–35 ст. по поводу связи ст. 42, 5 гл. Мф. у Stier’a: d. Reden d. Hern Jesu. 3 Aufl. 1865. S: 175–176. Сопоставление ст. 42, 5 гл. Мф. с Лк. 6:34–35 находится в синоптических таблицах Bunsen’a, Sevin’a u Tischendorf’a. Некоторые комментаторы указывают другую связь ст. 42 с 41 в 5 гл. Мф. Так Тн. Scott говорит: «Под различными предлогами могут быть некоторые неразумные требования от учеников Христовых, касающиеся разнообразных занятий, как общественных, так и частных, но если бывает требование, например – продолжать путь на милю дальше, чем нужно, то, конечно, лучше идти, нежели ссориться из-за того, – лучше давать и ссужать тем, кто неприязненно требует, чем отказывать с жестокостью или видимым самолюбием (selfishness), и тем более давать и ссужать там, где есть нужда, – в виду доброго дела. Само собою, очевидно, что при более широком применении этой заповеди в отношении к ближним должны быть допущены многие и большие ограничения». Commentary on the holy Bible. U. V: New Test. p. 22–23. 124 См. издания H. Зав. В. Walton’a: Biblia sacra Polyglotte; Stier’ und Theile: Polyglotten-Bibel; Tischendorf’a: Novum Testamentum graece; u Poly: Synopsis Londinensis in Nov. Testamentum. 133 См. изложение содержания Нагорной беседы в логической последовательности, например: у Ците. Киев. 1866. Рус. пер. Орды. Стр. 149–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

137. О пожертвовании на миссионерское дело Как призывать Того (Бога), в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? ( Рим. 10:14–15 ). На всем свете, во всех странах мира, и у нас в России есть народы, которые не веруют во единого Бога, в Троице поклоняемого: не веруют ни в Бога Отца, ни в Бога Сына, ни в Бога Духа Святого. Не веруют, что Бог Сын, предвечно рожденный по Божеству от Бога Отца, на земле принял плоть от пренепорочной Девы Марии; жил на земле, пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо; не веруют, что Он пришел на землю грешников спасти; не веруют в то, что Он творил чудеса на земле, учил и оставил на земле святое Евангелие; не веруют и в Духа Святого, и в святую соборную апостольскую церковь ; не веруют ни в таинства, ни в благодать Божию, действующую через таинства; не веруют в воскресение мертвых, ни в ту непреложную истину, что будет страшный суд Божий, на котором одни будут оправданы и награждены вечным блаженством, а другие будут преданы проклятию и низринуты в ад на вечные мучения. Во все эти истины они не верят. Почему же они не веруют так, как мы веруем? На этот-то вопрос отвечает св. апостол Павел: как им призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Как проповедывать, если не будут посланы? Иисус Христос, будучи на земле, посылал для проповедывания Своего небесного учения разным народам святых и богопросвещенных апостолов: сперва двенадцать, а потом семьдесят; затем после апостолов во всех странах и городах проповедывали учение Христово ученики апостольские, так как Господь перед вознесением Своим сказал: идите, научите все народы, крестя, их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все, что Я повелел вам, – всему этому учите и других народов; а Я останусь с вами во все дни до скончания века, – буду невидимо присутствовать, жить и ходить между вами и буду помогать вам в распространении Моего учения, да – еще пошлю вам Духа Святого, Который благодатью Своей во всем вам будет помогать 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

13. 27. 163. Ин. 12. 6. 164.  Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? (Деян. 5. 3.) 165.  …во мгновение времени (Лк. 4. 5). 166. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 167. Иов., гл. 1 и 2. 168. Лк. 13. 10–16. 169. Слово 38. 170.  …не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24. 32.) 171.  …от Бога ли они (1 Ин. 4. 1). 172. Ответ на вопрос 59. 173.  …волки хищные (Мф. 7. 15). 174.  …обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 175.  По плодам их узнаете их (Мф. 7. 15, 16). 176. Ответ на вопрос 21. 177. 2 Кор. 9. 14. 178.  Плод же духа: любовь, радость, мир (Гал. 5. 22). 179. Слово 4, гл. 13. 180. Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 181.  Вкусите, и увидите (Пс. 33. 9). 182. О духовном ощущении, смотри Беседу 8 преподобного Макария Великого и 1 Слово преподобного Симеона Нового Богослова. 183.  твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5. 14). 184. Преподобного Кассиана Римлянина Слово о Рассуждении, Добротолюбие. Ч. 4. 185.  Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5. 16). 186. Кол. 1. 28, 29. 187. Алфавитный патерик. 188. Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум. 189. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 33. 190. Предисловие к уставу. 191. Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия. Житие и писания его изданы Оптиною Пустынею в 1847 году. 192.  …надежда не постыжает (Рим. 5. 5). 193. Алфавитный патерик, в житии преподобного Иоанна Колова. 194. Так же, в житии Антония Великого. 195.  Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36). 196.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 197.  Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс 118.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

13. Женитьба Исаака Сарра померла, она жила 127 лет. Через три года после ее смерти Авраам, теперь сильно состарившийся, хотел при жизни своей женить Исаака. Авраам призвал к себе одного раба, по имени Елеазар, и заставил его дать клятву, что он приведет Исааку жену с родины Авраама, из Месопотамии. Раб поклялся и с богатыми подарками отправился туда, где жил прежде брат Авраама, Нахор, которого теперь не было уже в живых. Подойдя к «городу Нахора», раб остановился у одного колодца и начал молиться, чтобы Бог послал ему невесту для Исаака. «Вот, – говорил Елеазар, – я стою у источника воды, а дочери жителей этого города выходят сюда черпать воду. Девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет мне: пей, я и верблюдам твоим дам пить, – пусть эта девица и будет женою Исаака». Еще не перестал раб молиться, как вышла к колодцу Ревекка, внучка Нахора, брата Авраама, дочь Вафуила, с кувшином на плече. Раб попросил у нее воды. Она сказала: «Пей, господин мой»; и потом прибавила: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются». Когда верблюды перестали пить, раб Авраама дал девушке золотую серьгу и два запястья (браслеты) и спросил ее, чья она дочь. Она сказала. Раб возблагодарил Бога за то, что Он прямым путем привел его к дому брата его господина, Авраама. У Ревекки – так звали девушку – был брат Лаван. Она побежала домой и рассказала матери своей о том, что было у колодца. Лаван выбежал к источнику, увидел сестру с серьгой и запястьями на ее руках и пригласил к себе Елеазара в дом. Родственники Ревекки согласились выдать ее замуж за Исаака, и она сама выразила на это свое согласие. Когда Исаак женился на ней, то ему было в это время сорок лет. Авраам жил 175 лет, умер и похоронен в пещере Махпеле, где похоронена была и Сарра. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

148 Творения. Том. 2. 185 письмо комиту Ермину о благодати святого крещения. 1860 г., стр. 229–230. 149 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. 165 В греческом тексте слова «спасает крещение» стоят рядом: «ι κα μς νττυπoν νν σζει βπτισμα, о σαρκς πθεσις πoυ, λλ συνειδσεως (совести), γαθς περτημα (вопрос, спрашивание, требование, обещание) ες Θεν, δι’ ναστσεως ησo Χριστo”. 171 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 172 Евангелист Иоанн замечает: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (4:2), и этим дает возможность ясно понять, что крещение, совершаемое апостолом, было водное. Если же разуметь под крещением «научение», как говорят сектанты, то оказалось бы, что не Иисус Христос учил, а ученики Его (!). 175 «Не сказал просто: от тьмы, но от власти», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «так как (диавол) над нами имеет великую силу и господствует. Тяжко быть и просто под диаволом., а (под диаволом) со властью – и того тяжелее... Не сказал – изверг, но – избавил. Показывая, с одной стороны несчастное состояние наше и плен тех, с другой – беспрепятственность силы Божией». Творения. Том 11, Бесед. 2 на Посл. к Кол 1905 г., стр. 371. 180 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Греко-Российс. Церкви, по её символ, книг, тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 22. 184 «Но что скажешь о тех, которые ещё младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам их? Непременно; если настоит опасность», – учит святой Григорий Богослов . – «Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатью, и совершалось над неполучивми еще употребления разума». Творения. Часть 3. Слово 40 на Святое Крещение. 1889 г., стр. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010