л. 396 об. Иже в святых отца нашего Иоанна Златаустаго Слово о милостыни. Нач. Глаголеть божественый Апостол: непрестанне молитеся. л. 398. О молитве новопостриженому. Нач. О имени Господа нашего Ис. Христа рекшаго: без Мене не можете створити ничтоже. л. 400 об. Главизны отца Макариа и прочих Святых. См. 165 л. 281. На верхней доске сверху почерком XVII века: Лествица, Симеон новый Богослов да Григорий Синаит (книга неполная); по средине рукою XVI века: Игумена Макария (бывшего в 1483–1487 годах). 184. (1680.) Иоанна Лествичника , Петра Дамаскина и Симеона Богослова книги, полууст., первой половины XV века, в четверть, 471 лист, заставки на золоте (л.1:9) слиняли. Творения И. Лествичника с предварительными статьями сходны с 168. П. Дамаскына смереноинока, вспоминание к своей ему души л. 246 – с 179, С. нового Богослова л. 364 – с 180, но после 22-го слова одна только статья, без надписи: Вход обрете диавол с бесы своими. Сказание о соименных Иоанну подвижниках в Лествице заключается словами л. 242 об: Сиа вписах, якоже слышах от старець святых, да иже не весть прочеть разумети имать и утешитися, прочитая посреди книг сих. За тем следует рядом: а) Толкование к 27 слову о различии безмолвиа проходя среднее посреде (Лествица, изд. 1647, л. 249;) б) Исаака Сирина слово 20-е (см. 172); в) От постных Великого Василиа, начин. Иже ради своего упокоениа ищущей что на тряпезе; г) Дополнительная статья о самом И. Лествичнике, начин. Авва Мартирие Иоанна Лествичника постриже. Кругом последней статьи киноварью: В лето 6000 сущьное начало и конець бысть рукою последняго в грешницех. 185. (1677.) Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Симеона Богослова , Исаака Сирина и Петра Дамаскина книги с прибавлениями, полууст. мелкий, напис. 1425 года, в четверть, 565 листов, заставки (л.1:4) из перевитых кружков. Первая книга сходна с 168, вторая л. 123 – с 163, третья л. 210 – с 180, четвертая л. 277 – с 172, пятая л. 467 – с 179. Перевод лествицы по слич. с 10 исправленный, одинакий во всех бумажных списках и с первопечат. изданием, Москва 1647; под 158 кем-то подвергнут еще исправлению в XVI веке, напр. в слове 5-м: пепел и жераток сверху надписано сажу вм. жераток; в 15-м: связавшему вишем на поле: лыком (в печат. ужем); 28-е начин. молитва есть по тоя убо твору ссуществие и съединение человеку и Богу поправлено: молитва есть по своему убо существу спребывание и съединение; в слове к пастырю: притяжи и ты, о чудесне, помазаниа, даниа,... безболезние, поправлено: пластыря вм. помазаниа и даниа, а вм. безболезние надписано: негнушение; слова в Лествице без толкований, за исклю- чением немногих кратких примечаний в списке 162. Перевод слов Исаака Сирина также не древний, одинакий с предыд. 172–175 и с 131 Синод. библ., судя по двум выпискам, представленным в Описании оной. Аввы Дорофея , Симеона нового Богослова и Петра Дамаскина перевод тот же, какой в предыд. списках.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1171 Савва 1858,186; Горский, Невоструев 1859, 288 – 307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др 1965. 153. Грибов 2002, 106 – 107. 1173 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193 – 205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др 1965, 194. 1177 «Две книги Иоанна описателя Лествицы, писаны в десть», «Книга Лествица писмяная в полдесть в досках», «Книга Лественник в десть», «Книга Иоанна Лествичника в десть», две «книги Лествицы в полъдесть», «Книга Лествичник с толкованием в полъдесть на харатье», «Книга Лествичник в десть на харатье», «Книга третья Иоанна Лествичника в десть», «Книга Предзръние Святые Лествицы в полдесть», «Книга Лествичник с толкованием в десть», «Книга Иоанна Лествичника в полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1182 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50 – 110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39 – 40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1184 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерик Скитцкой в десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1187 Горбунова. Лукьянова 2003, 92 – 93, 96 – 97, 100 – 101, 104 – 106; Поздеева 2004, 424 – 426, 428 – 432. 1190 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306 – 314 Покровский 1916, 111, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 206 – 207. 1192 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др 1965, 199. 1198 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 152. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288 – 302 385); Покровский 1916,129; Щепкина и др. 1965, 214. 1204 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173 – 195; Соболева 1990, 75 – 83; Панич 1992, 17 – 28. 1208 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164 – 178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплете, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам сначало подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков доброписец, перевод. Максима исповедника , 175, 704, 756. Иакову, черноризцу, митр. Иоанн, 205, 206. Иаков, игум. Троиц. Серг. мон., 162. Иеремии, пророка, плач о Иерусалиме, 751, 765. Книга, 63, 89, 90. Иеремии, патр. константинопольского, разрешительная грамота Максиму греку , 201. Иерусалим. Сказание о нем Иос. Флавия, 730; диакона селунского Арсения, 192; старца Климента, 200; Трифона Коробейникова, 733; Даниила игумена, 734, 805. Иоакима, патр. александрийского, послание, 200, 201. Иоаким, игумен глушицкий, 603. Иоаким, книгохранитель Троиц. Серг. мон., владелец, 48, 268, 326, 757. Иоаким с. Андреев, тверитин, владелец, 318. Иоанн Богослов, евангелист. Евангелие и Апокалипсис его см. Библия. Слова поучительные, 13, 202, 680, 681, 747, 776, 779, 793, 794,796. Рука И. Феолога (пасхалия), 214, 308, 408. Вопросы его, 323, 660. Иоанн Златоустый : Толкование Нового Завета, 92–98, 116–118, 150. Пророков, 89, 90. Литургии, 122. Сборники поучений, 9, 142–146. Адриатис, 151, 152. Маргарит, 147–150. Выписки из него, 749, 758, 777. Евангелие учительное, 99–106. Слова и др. сочинения, 11, 12, 15, 34, 37, 39, 44, 50, 72, 83, 91, 92, 116, 133, 137, 167, 169, 177, 180, 183, 188, 189, 192, 194, 199–206, 244, 264, 277, 312, 315, 332, 343, 404, 408, 413, 466, 602, 626, 629, 643, 645–649, 663–665, 669, 672, 673, 675–677, 679–682, 687, 688, 712, 723, 724, 730, 732, 745–747, 749, 751, 753, 754, 756–760, 763, 764, 766–769, 774–779, 783–787, 791–798, 800, 802, 804–807, 810, 812. Изображение, 222. Литургия см. Служебннк. Житие см. Жития. Иоанн Колов, биограф В. Паисия, 677, 685, 691, 708, 747. Иоанн Дамаскин . Сборники его творений, 176, 177. Богословие (Небеса), 121, 176, 177. Грам- матика и Диалектика, 176, 177. Выписка, 770. Его сочинения, 9, 137, 160, 175, 176, 186, 201, 221, 230, 232, 233, 237, 243, 247, 663, 672, 680, 681, 687–690, 704, 730, 744, 753–756, 758, 760, 765, 771, 780, 784, 790, 792, 793, 804, 807. Изображение его, 456, 457. Житие см. Жития. Иоанна Лествичника книга, 10, 155–162, 167–171, 183–185. Выписки из оной, 15, 143, 408, 710, 751, 763, 767, 771, 807. Его изображение, 162.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Эта связь с Ростовом несомненно должна была иметь большое значение для библиотеки лавры: в Ростове начиная с XIII века (с епископа Кирилла, по словам летописи, «богатого книгами») был книжный центр. Туда, в монастырь св. Григория Богослова , поступали люди, искавшие большого книжного знания. О друге преподобного Сергия – Стефане Пермском, говорится: «Еще млад сый был пострижен в чернцы во граде Ростове у Григория Богослова в монастыре яко многи книги бяху ту»). Здесь же естественно было получить и слова св. Григория Богослова – покровителя монастыря, как и вообще приобретать книги, ибо здесь же шла самая деятельная их переписка. Так, с самого основания, лавра, через своего основателя, оказалась на большой дороге русского книжного просвещения. Вот другая рукопись XIV века – Исаак Сирин 172). Она имеет точную дату переписки 1381 год, следовательно, при жизни основателя лавры. Она служит подтверждением, что не случайный гость здесь предшествующая рукопись – ( Григорий Богослов ). Ибо она – как бы органическое дополнение к умозрению греческого поэта-мыслителя. В иной области, в области психологии, моральной и религиозной, в области анализа понятий и чувств – этот сирский философ не знает себе равного по тонкости, глубине, но также по трудности усвоения. Приходится только изумляться, что он находил себе читателя на далеком Севере. Читатель не единичный, ибо вот мы видим в библиотеке рукописи 173, 174, 175 (а в библиотеку Московской духовной академии взята из лавры еще четвертая рукопись, по описи архимандрита Леонида 32). Они во всем сходны с первой рукописью, – значит рукопись воспроизводилась, читалась. Но интересно отметить – все они XIV и XV века, в дальнейшем интерес не виден, вплоть до печатных изданий конца XVIII и XIX веков – доступ к святому мыслителю как бы закрывается. Невольно задаешься вопросом – где путь к высотам мысли, чувства и вкуса, который находил XIV и XV век? Не может ли ответить на это лаврская библиотека? Ответ до конца не исчерпывающий, но все же удовлетворительный, по-видимому, подсказывается ею. Она дает нам ряд книг, прямая цель которых – указать путь воспитания духа человека. В этих книгах мы находим ключ к пониманию многого в жизни, в словах, в действиях столь скупых на слова русских людей прошлого. Яснее становится тот путь, которым люди того времени достигали в жизни и творчестве такой гармонии духа. Два автора – воспитателя духа привлекают, по-видимому, особое внимание XIV и XV века. В переписке их эти века неутомимы – это так называемая «Лествица» Иоанна Лествичника и «Поучения аввы Дорофея » – единственные авторы, сочинения которых сохранились от XIV и XV века в таком сравнительно большом количестве списков («Лествицы» – 12 списков, по описи 155–158, 167–171, 183–185, также и аввы Дорофея – 12 списков 163–165, 167–171, 175, 180, 181, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Но если это говорится о простом верующем, то тем более должно относиться к «посвященному в тайны» пастырю как взявшему на себя эту «специальную ответственность» 175 . «Никогда не переставай, – пишет тот же св. Иоанн Лествичник уже прямо к пастырю, – очищать души и тела оскверненные, чтобы ты мог с дерзновением искать у доброго Подвигоположника венцов не только за труды о себе, но и за души других. Видел я одного немощного, который, укрепившись верой, очистил немощь другого немощного, помолившись за него с похвальным бесстыдством и положив душу свою (то есть в молитвенном подвиге. – Прим. авт.) за душу ближнего, однако со смирением. Таким образом чрез исцеление ближнего он исцелил и самого себя. Видел я другого, который сделал подобное этому, но с возношением, и ему сказано в обличение: Врачу, исцелися сам ( Лк.4:23 ) " 176 . Иоанн Кронштадтский тоже говорит: «Иерей Божий... везде и во всякое время помни о спасении людей Божиих и стяжаешь великую себе благодать Божию». Следовательно, нужно бежать лишь именно горделивого настроения и просить в меру сил своих. В противном же случае отсутствия смирения такой немощный предстоятель совсем уже неспособен будет выдержать силы искушения самомнением, если Господь сделает что по молитве его; тогда особенно потребно смирение и ясное сознание, что все делается не по человеческим силам, а по милости Божией. Поэтому великий дар чудотворной молитвы Господь дает уже истинно-смиренным, – способным безопасно хранить его; а простым немощным пастырям, по той же причине опасности, Господь дает и соразмерную степень действенности молитвы, да и ту скрывая от взоров их 177 . А если когда и заметит пастырь от нее плод, то должен тотчас же всячески смирять себя. «Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо эта вера их подействовала и совершила», – говорит св. Иоанн Лествичник 178 . Средством же к смирению и критерием истинности настроения, как уже мы говорили, служит не с только рассуждение, сколько молитва к Богу (частная). Таким именно образом пастырь благодаря указанным условиям и может возгреть свое смиренное дерзновение в ходатайствах в свою меру [о] пасомых. А так как самым главным средством (как выяснилось) служит общий подъем духовной жизни, сущность и главный источник, который заключается в молитве, то мы далее обратимся к частному рассмотрению практически важного вопроса о средствах воспитания пастырем молитвенного настроения в себе. Путь воспитания молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Слава Богу, что имеете алчбу и жажду к чтению отеческих книг; укрепляйте ими изнемогающий дух ваш в случающихся скорбных приражениях, как пишете, что слова св. Исаака Сирина вам помогли в оскорблении вашем, и все это не наше делание, но Божие милосердие, подающее пищу алчущим душам нашим. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу! ( Пс. 113, 9 ). Ежели получите истинное разумение писаний, то дар сей храните смирением… Заметки можно карандашом сделать там же. Но когда Господь отверзе ум наш разумети писания ( Лк. 24, 45 ), тогда излишни будут заметки (IV, 45, 97–98). Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная (VI, 167, 275). Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши (VI, 110, 179). Когда будешь читать духовные книги и, что можешь, понимать, по силе исполняй, тогда и дальше Бог откроет: «смиренным открываются таинства» (II, 63, 90). …Сердечно радуюсь, что Господь утешает тебя чтением отеческих писаний и дал отчасти разумети оные; но глубину оных постигнуть мы еще не можем, ничтоже благо сотворше и не смирившись; ибо «смиренным открываются таинства» (III, 278, 494). Ты, читая букву, не понимаешь смысла Писания… а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства (VI, 165, 263–264). Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их (VI, 166,271). Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лествичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся о исполнении, а далее и прочее откроется (VI, 116,185). Непонимание духовного содержания книг приводит к дерзкому противлению им Для меня очень скорбно было читать письмо твое, в коем ты дерзко выразилась о книге великого во святых угодника Божия Иоанна Лествичника , которого учением руководствовались иерархи и лик преподобных мужей и достигли великого духовного устроения, и ныне все ищущие спасения дорожат его учением и благоговеют, ибо в нем действовал Сам Дух Святой и внушал ему передать учение, к познанию внутреннего нашего человека и к борьбе со страстьми и похотьми, и достигнуть, в меру возраста, исполнения Христова, на верх лествицы добродетелей – любви. Как выражено у него достоинство послушания, чистоты, смирения, все пороки потребляющее… и рассуждения, нужнейшего для всех добродетелей. А ты кто такая? И какого ума? Что дерзнула так судить о книге, столько полезной к нашему спасению? Это враг внушил тебе, чтобы лишить тебя пользы от чтения сей книги. В наказание тебе, а вместе и для пользы душевной, ты прочти оную книгу в течение года пять раз, со вниманием и с самоукорением за свое неразумие. Пусть слова его впечатлеются в сердце твоем (VI, 175, 285–286). Чтение не принесет пользы, если мы на дело не подвигнемся

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Ибо одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будут предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва против этого нечистого духа, потом [необходимы] продолжительное размышление о Священном Писании … с духовным разумением, труд и рукоделие, обуздывающие… непостоянные блуждания сердца, а прежде всего в основание должно быть положено истинное смирение, без которого нельзя победить совершенно никакого порока» [ср.: 12, с. 73]. О силе смирения напоминает и преподобный Иоанн Лествичник : «Кто одним воздержанием покушается утолить сию [блудную] брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы» с. 127]. При борьбе со страстями отцы уделяли особое внимание телесному подвигу – посту, так как многоядение, многоспание, праздность – причины восстания блудной страсти. Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева – виновник чистоты» с. 115]. О телесном подвиге пишут и святитель Игнатий (Брянчанинов) , и авва Исаия : «Телесный подвиг постепенно очищает душу от страстей и знакомит ее с духом Евангелия» с. 361]; «Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне, то истинное видение не открывается ему» с. 175]. Любая внутренняя работа всегда направлена не только на удаление страстей, но и на развитие добродетелей. В борьбе со страстью блуда – это развитие в себе целомудрия. «Телесный подвиг… существенно нужен для изгнания страстей действиями, противоположными требованию страстей; он необходим для насаждения в сердце добродетелей по указанию Евангелия» с. 364]. В одном из патериков рассказывается: «Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: “Брат! Как твоя брань?”. Он отвечал: “Отец! Мне нисколько не сделалось легче”. Старец, услышав это, удивился и опять ночью начал молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: “Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и чрева своего; уже в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его”» с. 452].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

добром послушания и злом непослушания» (PG 34, 384). Многие древне-церковные писатели говорят о том, что «Адам пал из-за гордости» (Филофей Синайский, Φιλοκαλα, τ.Β’, 278). Гордость низвела с неба Эосфора-Денницу, сделав его навеки врагом Бога и человека; через гордость враг теперь пытается отторгнуть человека от близости к Богу и ввергнуть его в погибель. Обещание змия «будете, как боги» ( Быт.3:5 ) должно было вызвать в человеке гордыню, которая неминуемо приводит к конфликту с Богом. «Где случилось грехопадение, там прежде поселилась гордость.., – говорит святой Иоанн Лествичник , – Наказание гордому – падение, досадитель же – демон... От одной этой страсти, без всякой другой, некто (то есть диавол) ниспал с неба» (Κλμαξ, λογ.22, 4–12, σελ. 247–248). На гордость как причину грехопадения неоднократно указывает и преподобный Симеон Новый Богослов : «Эосфор, а вслед за ним и Адам, один будучи Ангелом, а другой – человеком, вышли из своего естества и, возгордившись перед своим Творцом, сами захотели стать богами» (Theol. 1, 357–359). Если задумаешься, чем согрешил диавол – и чем Адам, то не найдешь ничего другого, кроме одной гордости, – говорится в одном из Слов. Оба они были облечены славой и никогда не знали, что такое бесславие, а потому и не боялись падения с высоты славы (ΔZ, λογ.37, σελ.175). Согрешив, Адам сразу же утратил первоначальную славу и лишился всех благ, которыми наслаждался в раю: «Праотец твой Адам, преступив в раю одну заповедь, обнажился от божественной славы и вместе с Евой был тотчас изгнан из рая, жалким образом получив вместо сладости смерть и – увы мне! – существование, исполненное потов и трудов...» (Hymn. 17, 451–460). Это было естественным следствием гордости и противления Богу. Преподобный Симеон достаточно подробно говорит о том, что Бог «прежде создания мира» предвидел грехопадение Адама (Eth. 1, 2, 78, 80). Развивая учение святого Иоанна Дамаскина и других писателей, установивших различие между предвидением Божиим и предопределением, преподобный Симеон говорит, что причиной нашего ожесточения является не предвидение Божие, а наша непокорность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010