361       О славянских и русских переводах «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского//Иоанн Синайский, прп. Лествица. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 578–603. Русский перевод, выполненный архим. Агапитом (Введенским) при МДА (М., 1851, 1854, 1869), совпадает с переводом Оптиной пустыни в делении ступеней на главы, однако значительно точнее передает греческий оригинал. 363       Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 175–176. 364       Достоинства русского перевода, сделанного в Оптиной пустыни, были отмечены, например, К.Н. Леонтьевым, который в небольшом очерке, посвященном своему близкому другу иеромонаху Клименту Зедергольму , писал так: «Читая в первый раз Иоанна Лествичника в новом переводе, я почувствовал, что прежде от меня ускользало множество замечательных тонкостей и самых верных и глубоких психологических оттенков в этих поучениях. Самая византийская риторика вступлений и заключений св. Иоанна передана так хорошо, что она в литературном даже смысле нравится и поражает» ( Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997 (перепечатано с изд.: М., 1882). С. 39–40). 365       О славянских и русских переводах «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского//Иоанн Синайский, прп. Лествица. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 578–603. Сокращенные варианты Лествицы были составлены Нестором (Святоса- новым) (Одесса, 1903) и Вел. кн. Милицей Николаевной (СПб., 1908) (подробнее см.: Прохоров Г.М. «Лествица» Иоанна Синайского//Словарь книжников и книжностей Древней Руси (2-я пол. XIV-XV в.). Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 13–17). 366       Гуминский В.М. Гоголь и «Лествица» прп. Иоанна Синайского//Творчество Гоголя в диалоге культур. Четырнадцатые Гоголевские чтения: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. конф. Дом Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека/под общ. ред. В.П. Викуловой. 2015. С. 55–62; Махортова М.В. «Лествица» Николая Васильевича Гоголя//Современная наука: тенденции и перспективы развития: материалы Всерос. науч. конф./сост. И.В. Чибисова, Е.Ю. Поротова, А.А. Карасева; редкол.: А.А. Левитская, И.А. Евдокимов. 2014. С. 189–193.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа в Москве за неск. месяцев (с янв. по март) было осуществлено 1-е издание слав. перевода толковой «Лествицы», к-рое имело всероссийское значение («Труды исписания богодарованного разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам» - Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. С. 309 об.). Это издание (перепечатанное старообрядцами в Варшаве в 1785) было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия (Шелонина) , принимавшего участие в работе Печатного двора (РГАДА. Тип. 201), хотя для публикации «Лествицы» были собраны «не мали преводы сея святыя книги» (Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. C. 331). Среди толкований, сопровождающих текст,- отрывки из сочинений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мон. Никона Черногорца, преподобных Никиты Стифата, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Михаила Пселла, Григория Синаита и др. отцов, а также выдержки из «Устава» прп. Нила Сорского (Там же. С. 245-245 об.; Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 277-283). Выдержки из «Лествицы» публиковались также в печатном Прологе (начиная с изд. 1659) под 24 сент., 3 окт., 20 дек., 12 марта, 19 апр., 7 мая и 25 июня. В 1785 г. в Москве был издан новый славянский перевод Д. М. Ульянинского, многократно переиздававшийся (СПб., 1812, 1817; К., 1823, 1836, 1862, 1869). Однако наибольшее распространение в России получил слав. перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским) , и его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пуст. при участии иером. Климента (Зедергольма) (Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 112) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) - последний составил индексы в конце книги ( Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 175-176). Это издание неоднократно воспроизводилось (М., 1862; с отличиями в примечаниях - М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.) и в наст. время является самым известным. Рус. перевод, выполненный архим. Агапитом (Введенским) при МДА (М., 1851, 1854, 1869) совпадает с переводом Оптиной пустыни в делении ступеней на главы, однако значительно точнее передает греческий оригинал. Помимо полного текста «Лествицы» ее сокращенные варианты были составлены Нестором (Святосановым) (Од., 1903) и вел. кн. Милицей Николаевной (СПб., 1908) (подробнее см.: Прохоров Г. М. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вып. 2. Ч. 2 (2-я пол. XIV-XV в.) Л., 1989. С. 13-17).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Опровергая учение сторонников свт. Григория Паламы о чувственном созерцании нетварного Божественного Света, антипаламиты также ссылались на «Лествицу»: Григорий Акиндин - на необходимость отказаться от всякого чувственного видения (Πσαν, φησν, ασθητν φαντασαν παραιτο, να μ κστασιν ποστς - Greg. Acind. Refut. duae. 4, 6. 50-51); Никифор Григора - на то, что мы будем осуждены не за отсутствие богословия или созерцания, но за то, что «непрестанно не плакали» ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 962 - Scala. 7. 70 (73)). Опровергая учение о созерцании нетварного Божественного Света, они опирались на авторитет «Лествицы», несмотря на то что в ней данное учение не излагается. Идея лестницы стала органичной частью мистико-созерцательной традиции в Византии. Так, напр., известнейший поздневизант. мистик прп. Каллист Ангеликуд описывал возвышеннейшие мистические состояния исступления и соединения с Богом после прохождения «четырех ступеней» лестницы - от тварного к нетварному ( Callist. Cataph. Περ θεας νσεως κα βου θεωρητικο. 36-37//Θιλοκαλα. Αθναι, 1976. T. 5. Σ. 24-25). Прп. Никодим Святогорец с опорой на ряд святоотеческих толкований (включая «Лествицу») написал «Новую лествицу» (Να κλμαξ), в к-рой истолковал 75 «ступеней восхождения» (ναβαθμο) Октоиха как этапы духовного совершенствования ( Νικδημος Αϒιορετης. Να κλμαξ τοι Ερμηνεα ες τος βδομκοντα πντε Αναβαθμος το Οκτωχου. Θεσσαλονκη, 1976. Σ. 10). Согласно A. Риго, и в Византии и в слав. мире «Лествица» представляла интерес для жителей киновии и отшельников, монахов и мирян ( Rigo. 2002. P. 205). На Руси «Лествица» приобрела большой авторитет. С ней был знаком киевский князь Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (1113-1125) ( Tachiaos. 2002. P. 213-214), а позднее валашский воевода Нягое Басараб (нач. XVI в.), к-рый несколько раз ссылался на нее в своих поучениях сыну Феодосию. В сочинениях прп. Нила Сорского содержится 35 цитат из «Лествицы» ( Maloney G. A. The Spirituality of Nil Sorsky: Diss./Pont. Inst. Orient. Westmalle, 1964. P. 175), а в сочинениях его оппонента, прп. Иосифа Волоцкого, 24 заимствования ( Špidlik T. Joseph de Volokolamsk: un chapitre de la spiritualité russe. R., 1956. (OCA; 146). P. 22). Соловецкий инок Герасим (Фирсов) ок. сер. XVII в. написал Похвальное слово И. Л. (Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам: (К истории севернорусской лит-ры XVII в.). Пг., 1916. С. 65-101. (ПДПИ; Вып. 188)). Прп. Паисий (Величковский) часто цитировал «Лествицу», особенно в своей защите Иисусовой молитвы (Об умной или внутренней молитве/Соч. блаженнаго старца схимонаха и архим. Паисия Величковскаго, настоятеля Нямецкаго и других мон-рей в Молдавии и основателя Рус. Ильинскаго скита на Афоне; Изд. Афонскаго Рус. Пантелеимонова мон-ря. М., 1902).

http://pravenc.ru/text/471351.html

В. Полн. собр. Соч. , 1938 (римская цифра обозначает том, арабская - страницу). 21. Epoфib Ив. Новый рукопис Гоголя (З рукописного biддiлy Музею Cлoбiдcьkoi Украни)//Червоний Шлях. Xapьkib, 1926. С. 175-176). Цит. по: Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 364-365. 22. Цит. по: Там же. Т. 3. С. 734. 23. См. об этом примеч. 29. 24. См.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. VI. С. 666. 25. См.: Агапкина Т. А. Лестница//Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 3. К (Круг) - П (Перепелка). М., 2004. С. 100-101. См. также в этом издании статьи «Мировое дерево», «Древо жизни», «Рай». См. также: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем. Т. I. М., 2001. С. 745-746 (комментарии Е. Е. Дмитриевой). 26. О нем см.: Салмина М. А. Лестница Иакова//СККДР. Вып. I. (XI - первая половина XIVb.). Л., 1987. С. 230-231. 27. Цит. по: Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 264. 28. См.: Дионисий (Шленов) иг., Кордочкин Андрей, свящ. Иоанн Лествичник//ПЭ. Т. XXIV. Ио. М., 2010. С. 408-409. 29. См.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. VI. С. 666. 30. См.: Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной пустыне//Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 728. 31. См.: Хильперт Конрад. Страсти/Бесстрастие (католич.)//Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь. Русское издание. М., 2013. С. 599-604. Ср.: Хоружий С. С. Страсти (правосл.)//Там же. С. 593-599. 32. См.: Seeman K.D. Eine Heiligenlegende als Vorbit von Gogos " Mantel "http://Zeitschrift für slavische Philologie. 1966. Bd 33, H. 1.; Лото Ч. де. Лествица «Шинели»//Вопросы философии. 1993. 8. 33. См. об этом: Гуминский В. М. Жизнь и творчество Гоголя в контексте православной традиции//Гоголевский вестник. Вып. 1. М., 2007. С. 22-37. 34. Ср.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. XII. С. 684 (комментарии И. А. Виноградова и В. А. Воропаева). http://www.portal-slovo.ru/history/48374.php Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Свою теорию нестяжания Нил распространял не только на отдельных подвижников, но и на монастыри в целом. Он был активным противником бытовавшего в его время превращения монастырей в крупные феодальные вотчины. По мнению Нила, не дело монастырей владеть землями, крестьянами и обременять себя заботами о прибылях. Противоположную позицию занимал другой крупный мыслитель и церковный деятель конца XV-haчaлa XVI в. – Иосиф Волоцкий и его сторонники, в результате чего в русском обществе начала XVr в. возникли две враждующие партии-нестяжателей, последователей Нила Сорского , и его противников- «осифлян». Одна из локальных проблем средневековой эстетики аскетизма-нестяжательность-переросла на Руси в одну из главных социальных и политических проблем эпохи 175 . Нестяжание у Нила-одна из первых ступеней на пути духовного совершенствования человека достижения им высшего идеального состояния. Активно опираясь на сочинения своих византийских предшественников Иоанна Лествичника , Исаака Сириянина, Симеона Нового Богослова , Григория Синаита и других, Нил создает развернутую систему «духовного делания» человека, которой, по его убеждению, должны следовать русские подвижники. Путь духовно-нравственного совершенствования начинается, по Нилу, с борьбы со всяческими «страстями» и прежде всего с «помыслами». Освобождение от них должно сопровождаться непрестанными молитвами. При этом, полагает Нил, необходимо отрешаться не только от злых помыслов, но и от добрых, ибо «благым помыслом последующе лукавии входят в нас» (21). Подвижник должен стремиться к достижению полного «молчания мысли», к погружению своего духа в мысленное «безмолвие», или в «безмыслие» (21–23), в состояние «безмолвна умнаго», или «исихии». Однако это «безмыслие» и «безмолвие» не означает, по Нилу, духовное бездействие. Напротив, только переступив через порог мысленной деятельности, «успокоив» ее, дух человека поднимается на более высокую ступень, которую Нил называет «духовной молитвой», «действом духовным» и суть которой заключается в непосредственном общении с Первопричиной, в постижении ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Из монастырской описи 1764 г. известно, что длина ограды составляла 215 саж. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 290; Анкудинов. 2005. С. 259-260). Наконец, в описи 1768-1769 гг. упомянуты каменные Богородице-Рождественская ц. («крыта тесом, на оной церкви глава обита жестью, на ней крест железной») с приделами свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Новоторжского; храм прп. Варлаама Хутынского («крыт тесом, на оной глава обита жестью, крест железной») с деревянной папертью; колокольня («колоколов средних и малых пять, крыта ж оная колоколня тесом, на ней крест»), деревянные 3 настоятельские кельи, братская келья, братская трапеза с 2 кельями, кухня, «работницкая изба», амбары, погреб. За оградой стояли ветряная мельница, баня, коровий двор с конюшней и 2 сараями (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 31-36; Анкудинов. 2005. С. 260). Постройки Л. м. не сохранились и археологически не исследовались. По мнению А. И. Семёнова, опись Л. м. 1758 г. дает некоторое представление об утраченных зданиях. Так, он считает, что собор Рождества Пресв. Богородицы 1393 г. «по внешнему виду и размерам» напоминал Успенскую ц. Волотова монастыря 1352 г. ( Семёнов. 1961. С. 371-372). Книгописание и библиотека К кон. XIV - 1-й пол. XV в. относится расцвет книгописания в Л. м. Известны 13 рукописных книг этого времени, которые были составлены в обители. Из сохранившихся рукописей 4 имеют писцовые записи, указывающие на их создание в Л. м.: Тактикон мон. Никона Черногорца 1396/97 г., писцы - «калугеры» Пимен и Яков (РНБ. ОСРК. F.n. I. 41); Паренесис прп. Ефрема Сирина кон. XIV в., писец - иером. Савва (РНБ. ОСРК. F.I. 202); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 1431 г. (РГБ. Ф. 256: Рум. 200); Поучения прп. Исаака Сирина и аввы Дорофея 1431 г., писец - иером. Серапион Маза (РГБ. Ф. 304: Троиц. 175). На основании лингвистического анализа 4 рукописей М. Г. Гальченко пришла к выводу, что в их графике и орфографии раньше, чем в других новгородских книжных центрах, появились черты «второго южнославянского влияния» ( Гальченко.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Зосимы, аввы, беседы, 37, 154, 167, 169, 181, 185, 753, 757, 763. Зосимы, митр. московского, пасхалия, 46. Книга его, 122. Упом., 187, 740. Зосимы, препод. Соловецкого мон., келейное правило, 299, 300. Зосимы послание Анастасии, 61. Отрывок, 308. Зубарев Андрей с. Жуков, владелец, 774. Иваны, владельцы ркп., попы: Воскресенский, 430; Рождественский, 487; Присецкий, 438, 616; с. Дмитриев, 581; диакон, 656; книгопродавец, 488; москвич, 151; казанец, 794; татарин порука, 463; слуга Серг. мон., 794. Иван Кирьяков см. Иоасаф. Иверы, монахи, 211–213. Игнатия, иеромонаха, канон Одигитрии, 16, и др., И, Лествичнику, 256. Игнатий, еп. ростовский, на соборе, 205, 206. Житие его см. Жития. Игнатий, ученик препод. Никона радонеж., 763; келарь Серг. мон., 669. Игнатий, иеродиакон смоленский, 224, 765. Игорь Рюрикович, в. кн. киевский, 714, 728. Известия II-ro отдел. Императорской Академии Наук упом. 12, 214, 252, 276, 284, 341, 735, 747, 767, 768, 784, 786. Измарагд, книга, 91, 202, 203, 204, 794, 806. Изяслав Ярославич, в. кн. киевский, 714, 768. Иконы. Сказание о них И. Дамаскина, 672; Гр. Двоеслова, 749; Анд. критского, 760. Их явления, пренесения, чудеса: Богоматери Боголюбской, 714. Богоматери Владимирской, 202, 647, 680, 681, 787, 811. Богоматери в Выдропуске, 679. Богоматери Знамения, 142, 202, 501, 671, 692, 805, 811. Богоматери Казанской, 659, 679. Богоматери Колочской, 679. Богоматери Одигитрии, 681. Богоматери Оковицкой, 679. Богоматери Римской, 147, 149, 150, 160, 167, 704, 781. Богоматери в Ругодиве, 673. Богоматери Тихвинской, 188. Богоматери Устюжской, 679. Спасовой в Камулианех, 680, 681. Спасовой Уныние, 200, 201. Илариона Великого поучения и отрывки, 91, 157, 167, 169, 174, 175, 182, 185, 190, 202, 203, 308, 704, 732, 752, 753, 757, 763, 766, 767, 784, 786, 798, 807. Иларион, игум. студийского мон., биограф, 669. Иларион. митр. киевский, 13, 224, 254, 284, 314, 350, 624, 626, 678, 748, 806. Иларион, иеромонах, переводчик, 284. Иларион, келарь Серг. монастыря, 669.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Утверждение, что монашество есть установление Божественное, преосвященный Игнатий основывал и на следующих текстах Священного Писания: 1) Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф. 16, 24 ). 2) Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене ( Мф. 19, 21 ), взем крест ( Мк. 10, 21 ). 3) Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестёр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик: и иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик... Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк. 14; 26–27, 33 ). В этих словах Христа Спасителя, по убеждению преосвященного Игнатия, и заключаются условия, из которых «составляются существенные обеты монашества». 175 Особенно большое значение придавал учитель иноков словам Христа Спасителя Аще хощеши совершен быти...( Мф.19:21 ). Приведя пример из жития преподобного Антония Великого , как эти слова побудили юного Антония продать свое имение и вступить в монастырь, епископ Игнатий пишет: «Эти слова Господа и ныне признаются Святой Церковью основными для монашества (и) всегда читаются при пострижении в монашество». 176 Из посланий святого апостола Павла один текст, по словам епископа Игнатия, может быть отнесен к монашествующим. Святой евангелист Марк, – пишет Преосвященный, – повелел христианам удалиться в предместья богатой и многолюдной Александрии; то же самое наставление дает святой апостол Павел всем христианам, желающим вступить в теснейшее общение с Богом. Вы бо есте церкови Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Тем же изыдите от среды их и отлучитися, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз приму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель ( 2Кор. 6, 16–18 ). Вслед за св. Иоанном Лествичником преосвященный Игнатий относит это призвание именно к монахам. 177

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Надобно, наконец, присовокупить, что, кроме писаний отечественных пастырей, предки наши пользовались и другим важнейшим руководством для назидания себя в православной вере и нравственности: разумеем переводы древних св. Отцов. Можно думать, что таких переводов было уже тогда у нас немало: потому что даже до настоящих дней сохранились списки некоторых из них XI, XII и XIII века; напр. Список тринадцати слов св. Григория Богословия XI или XII века 165 ; списки Псалтири, с толкованиями св. Афанасия Александрийского и блаж. Феодорита XI и XII века 166 , богословия св. Иоанна Дамаскина XI и XII века 167 , Лествицы св. Иоанна Лествичника XII века 168 , шестнадцати оглашений св. Кирилла Иерусалимского XIII века 169 , книги, нарицаемой Изборник, от многих Отец толкованы, толкованы, XIII века 170 , и друг. Б) Состояние богослужения Храмы Божии так же быстро возникали в нашем отечестве, как быстро распространилось в нем Христианство. Св. Владимир, по сказанию летописи, повелел ставить церкви, и людей приводить на крещение по всем градам и селам 171 . Множество церквей по городам и селам устроил также Ярослав, другой ревностный распространитель св. веры между своими подданными 172 . Многие церкви из усердия к вере воздвигли и прочие князья, особенно Владимир Мономах , Юрий Долгорукий и сын его Андрей Боголюбский, Всеволод III, Константин Всеволодович, Ростислав Мстиславич и Давид Ростиславич Смоленский 173 ; а вслед за князьями, Митрополиты, епископы и некоторые частные достаточнейшие люди 174 . И все это совершалось так быстро, что в одном Киеве еще во дни равноапостольного Владимира, по свидетельству современника его Дитмара и Эккардовой летописи Саксонской, было уже от 300 до 400 храмов 175 , а в 1124 году, когда погорел едва не весь Киев, по словам нашей отечественной древнейшей летописи, в нем сгорело около 600 церквей 176 ; равным образом во Владимире (на Клязьме), в 1185 году, сгорело 32 церкви, хотя этот город считал тогда только 70 лет своего существования (основан 1114 г.); чрез семь лет (в 1193 году) сгорело еще 14 церквей, хотя пожар касался только половины города; чрез шесть (в 1199 г.) еще 16 при пожаре, касавшемся также лишь половины города; наконец чрез двадцать восемь лет (в 1227 г.) еще 27 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После Ефстафия Головкина – Троицкого келаря 19 (84, 266, 470, 471, 484, 488, 494, 497, 519, 520, 526, 536, 547, 550, 559, 567, 569, 580, 622); Библиотекаря Иоакима 4 (48, 268, 326, 757); слуги Троице-Сергиева монастыря Ондрея Иванова Старичинина 6 (123, 399, 465, 496, 505, 507); справщика Арсения Глухого 3 (132, 281, 283); игумена Памвы Мошнина 5 (313, 467, 518, 548, 591); Серапиона бывшего Троицкого игумена, потом Новгородского архиепископа, 5 (44, 175, 647, 749) (по описи о. Леонида 10 архиепископа Новгородского Серапиона Курцева († 1553 г.) 5 (364, 412, 472, 447 и по описи о. Леонида 17.) 80 ; княгини Суцкой 9 (186, 552, 572, 581, 603, 621, 654, 771, 789); старца Симона Шубина (был келарь Троицкого монастыря † 1551 г.) 4 (52, 321, 387, 778); архимандрита Дионисия 21 81 ; келаря Авраамия Палицына 5 82 : – Поступали книги из других монастырей. Так 22 поступило из монастыря Киржацкого (именно 34, 102, 119, 126, 155, 181, 191, 194, 229, 260, 386, 534, 578, 607, 629, 640, 683, 687, 690, 702, 815, 816); Стромынского 4 (219, 227, 239, 724); Хотькова 5 (492, 536, 547, 559, 765) и других. Отказывали Троицкому монастырю книги иноки других монастырей. Адриатис XVII в. поступил от старца Евфимия, бывшего келаря Чудова монастыря 83 ; Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина дал «инок Герасим Замытский из Кириллова монастыря в дом святыя Живоначальныя Троицы» 84 . Служебник 1620 г. «Елисея, попа Омельянова, сына Вешнякова, Пафнутиевского постриженника, черного попа» 85 . Много книг в монастырь поступало неизвестно каким путем, случайно, о чем свидетельствуют следующие приписки: «села Флоровского» (Минея Общая XVII в.) 86 , или «с Троицкого подворья» 87 . Жил у Троицы Ростовский владыка Никандр († 1567 г.) и оставил здесь после себя книгу Василия Великого «0 постничестве» 88 . Служебная Минея 1501 г. писалась в Ростове, а привезена в монастырь «с Москвы» 89 или «с Афониевы пустыни» (Дмитровского уезда Москов. губернии 90 . «Сея книга Псалтирь (с возследованием, XV в.) благословил аз, священник Елисей внука своего манинкова Елизария Мартинова, сына диакона, ему уцытися, а меня поминати» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010