членов боярского правительства склонить Гермогена к принятию присяги Сигизмунду, патриарх перешел к открытым действиям против оккупантов и всенародно выступил в Успенском кремлевском соборе с призывом «королю креста не целовать». С этого времени с Гермогеном устанавливают связь патриоты из поднимавшихся на освободительную борьбу городов (Рязани, Нижнего Новгорода, Владимира) – П. П. Ляпунов, нижегородцы Роман Пахомов и Родион Моисеев. В конце декабря 1610 г. (как свидетельствует А. Гонсевский) появляются первые грамоты-воззвания от имени Гермогена. С 16 января 1611г. боярское правительство, стремясь к изоляции патриарха, устанавливает на его дворе стражу, лишает его дьяков и возможности писать, а впоследствии – и патриаршего сана. Умер Гермоген в заточении, по-видимому голодной смертью. 164 И вложи имъ Богъ благий совтъ в сердца, еже взяти мощи... царевича князя Димитрия... и принести в царъствующий градъ Москву... – Составитель Милютинской редакции здесь ошибается (С. Ф. Платонов): инициатива перенесения мощей царевича Димитрия принадлежала Василию Шуйскому, Гермоген же не был участником этих событий, так как к тому времени еще не был поставлен в патриархи, а находился в Казани, куда был сослан осенью 1605 г. Лжедмитрием за требование перекрестить Марину Мнишек из римско-католической веры в православную. 165 ...на обличение тхъ многих лжехристовъ. – Т. е. «лжецарей», так как χριστς (греч.) означает «помазанник», т. е. «помазанный на царство», царь. 166 ...преосвященный Филаретъ, митрополитъ Ростовский и Ярославский... – Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Романова, с 1619 г. – патриарх Всероссийский. 167 ...иже послди... патриархъ быстъ во всей Росии... – Филарет был хиротонисан в патриархи 24 июня 1619 г. 168 ...и с ним боляре... и многъ чинъ освященный. – Вместе с Филаретом в Углич были посланы митрополит Астраханский Феодосий и бояре князья Воротынский, Шереметев, Андрей и Григорий Нагие. 170 ...в нейже убиенъ и положен быстъ. – По указанию Следственной комиссии Димитрий был похоронен в той одежде, в которой погиб: в рубахе с пояском, нижней белой рубашке и красных башмачках. 172 Ипаки повел царъ празднъство свтло сотворити... – После канонизации Димитрия Угличского было установлено 3 празднования в его память – в дни его рождения (19 октября), смерти (15 мая) и перенесения мощей (3 июня). 175 ...а предле у Иоанна, списателя Лствицы. – Т. е. в приделе, освященном во имя преподобного Иоанна Синайского, или Лествичника (в литературе время жизни его определяется по-разному: 483–563 гг., 525–606 гг., ок. 579 – после 654 г.), монаха-отшельника, а позднее – игумена Синайского монастыря, автора знаменитой «Лествицы райской» – руководства к иноческой жизни, построенного как путь восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. 304/1. 629) с рукописи, переписанной Е.-Е. в К-поле в 1420 г. (копийная запись на л. 124); 2) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника с толкованиями (Там же. Ф. 354. 462), большая часть к-рой (Л. 1-333, 339 об.- 342) переписана Е.-Е. там же в дек. 1420 - марте 1421 г. (о копиях с нее см.: Вздорнов. 1968. С. 194); 3) то же (ГИМ. Усп. 18-бум.), работа начата (Л. 1-64 об.) неустановленным писцом при участии Е.-Е. ( Гальченко, Яценко. 2001. С. 132; ср.: Вздорнов. 1968. С. 195) в мон-ре Богородицы Перивлепты в дек. 1422 или 1423 г. и завершена (Л. 65-329) Е.-Е. для старца Митрофана в Ватопеде на Афоне; 4) сборник аскетический, включающий «Слово постническо по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника,- списки рубежа 1-й и 2-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 304/1. 756 - вероятно, по происхождению из Троице-Сергиева монастыря) и 1431 г. (Там же. 175 - из Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ); 5) обширные маргиналии (почерк убедительно атрибутирован Е.-Е. Б. М. Клоссом) на полях серб. списка Слов постнических прп. Исаака Сирина 1-й четв. XIV в. (Там же. Ф. 173/1. 151/2), эти приписки дополняют 1-ю редакцию слав. перевода сочинения, содержащуюся в основной части рукописи, до 2-й редакции ( Гранстрем Е. Э., Тихомиров Н. Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-рус. письменности//ВЦИ. 2007. 1(5). С. 139, 162; образцы почерка Е.-Е. см.: Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: (Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья): Кат. выст. М., 2004). Орфография рукописей, переписанных Е.-Е., отличается пестротой и непоследовательностью, что характерно для мн. его рус. современников, в т. ч. работавших в К-поле и на Афоне. Он в равной мере может употреблять как южнослав. (среднеболг.) нормы правописания (за исключением «юса большого»), так и древнерусские. С южнослав. книгописной традицией Е.-Е. связывает помимо графики и отчасти орфографии употребление запятой в качестве знака препинания и использование надстрочных знаков: исо, оксии, варии, кендемы, «великого апострофа» и изредка каморы ( Гальченко, Яценко.

http://pravenc.ru/text/187378.html

3. 52; Scala. 27. 78 (27. 2. 47) – Greg. Pal. Triad. II. 1. 11; Scala. 29. 9 (29. 6) – Greg. Pal. Triad. II. 2. 19. 463 Scala. 4. 5 (4. 6) – Callist Xanth. Method. 14; Scala. 4. 8 (4. 10), 10 (10. 13) – Method. 15; Scala. 27. 46 (27. 2. 12), 27. 51–52 (27. 2. 17–18), 27. 68 (27. 2. 34) – Method. 16; Scala. 27. 61 (27. 2. 26) – Method. 22; Scala. 7. 31 (7. 33) – Method. 25; Scala. 27. 77 (27. 2. 47) – Method. 26; Scala. 6. 13 (6. 14) – Method. 32; Scala. 25. 14 – Method. 37; Scala. 27. 6 (27. 1. 5), 27. 17 (17. 1. 16), 27. 18 (18. 17) – Method. 47; Scala. 27. 61 (27. 2. 26), 21. 7 (20. 6) – Method. 49; Scala. 28. 45 (28. 47) – Method. 54; Scala. 27. 21 (27. 1. 20) – Method. 72; Scala. 28. 19 (28. 20) – Method. 73; Scala. 7. 55 (7. 53) – Method. 76; Scala. 7. 31 (7. 33), 7. 33 (7. 35), 7. 35 (7. 37), 7. 66 (7. 67) – Method. 81; Scala. 7. 66 (7. 67) – Method. 83; Scala. 30. 1–9 (30. 1–4) – Method. 90; Scala. 28. 52 – Method. 92. 466 Callist. Cataph. Περ θεας νσεως κα βου θεωρητικο. 36–37//Φιλοκαλα. Αθναι, 1976. Τ.5. Σ.24–25. 467 Νικδημος γιορετης. Να κλμαξ τοι ρμηνεα ες τος βδομκοντα πντε ναβαθμος το κτωχου. Θεσσαλονκη, 1976. Σ.10. 470 G.A.Maloney. The Spirituality of Nil Sorsky: Diss./Pont. Inst. Orient. Westmalle, 1964. P.175. 471 T.Špidlik. Joseph de Volokolamsk: un chapitre de la spiritualité russe. R., 1956. (OCA; 146). P.22. 472 Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам: (К истории севернорусской литературы XVII века). Пг., 1916. С.65–101. (ПДПИ; Вып.188). 473 Об умной или внутренней молитве/Сочинение блаженнаго старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковскаго , настоятеля Нямецкаго и других монастырей в Молдавии и основателя Русскаго Ильинскаго скита на Афоне. Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., 1902. 477 Н.Ф.Буданова. Книги, подаренные Ф.М.Достоевскому в Оптиной Пустыни//София. 2005. С.29–32. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 24: Иоанн воин - Иоанна Богослова откровение. - 2010. - 751 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Иоанн Лествичник. 404-425 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Кассиан, Поучения 5, SC 109 (1965), с. 186–259. Филоксен Мабугский, Гом. 10, SC 44 (1956), с. 321–372. Иоанн Дамаскин , О восьми лукавых духах, PG 95, 79–86. Антиох Монах, Гом. 3, PG 89, 1440–144.1; Гом. 5, col. 1445–48. Павел Евергет, Synagogè И, 20, Афины, 1958, с. 175–176: λαροφαγα. Блуд Кассиан, Поучения 6, SC 109 (1965), с. 260–289; Указатель Трапеза SC 64 (1954), с. 239: похоть. Филоксен Мабугский, Гом. 12 и 13, SC 44 (1956), с. 429–541. Антиох Монах, Гом. 19, PG 89, 1488–1492. Отечник, Антоний 22, Геронтий, Кир 1, Матос 8, Пимен 14, 62, Сарра 1, 2; анонимные изречения 31–83, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 328–354. ‘ Павел Евергет, Synagogè II, 25–31, Афины, с. 199–274. Сребролюбие Кассиан, Поучения 7, SC 109 (1965), с. 290–233; см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 232: деньги, алчность. Иоанн Лествичник , Лествица райская 16, PG 88, 924–432. Антиох Монах, Том. 8–13, PG 89, 1456–69. Печаль Василий Великий , Краткое правило 192, 194 (печаль по Богу и печаль по миру). Иоанн Златоуст, Ad Stagyrium a daemone vexatum, ΙΙ-ΙΙΙ, PG 47, 447–494. Кассиан, Поучения 9, SC 109 (165), с. 268–281. Авва Исайя, Logos 17, франц. пер. Etiolles 1970, с. 148. Антиох Монах, Том. 25, PG 89, 1509–13. Нил Сорский, Монастырский устав, в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 132–134. Гнев Василий Великий , Против гневливых, PG 31, 353–372. Кассиан, Поучения 8, SC 109 (1965), с. 334–67. Диадох Фотики йский , Сто глав 62, SC 5 ter (1966), с. 121–123 (польза гнева). Авва Исайя, Logos 17–18, франц. пер. Etiolles 1970, с. 146 слл. Иоанн Лествичник , Лествица райская 8–9, PG 88, 823–845. Павел Евергет, Synagoge II, 35–39, Афины 1958, с. 307–357. YII ы нис Кассиан, Поучения 10, SC 109 (1965), с. 282–425; см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 241: духовная леность. Диадох Фотики йский , Сто глав 58, SC 5 ter (1966), с. 118. Авва Исайя, Logos 17, франц. пер. Etiolles 1970, с. 147. Нил Сорский , в кн.: T. Spidlik, I mistici russi, Roma 1977, с. 134–138. Тщеславие

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) В 1333 г. «в одно лето» был построен «на площади» каменный Архангельский собор, к-рый располагался «у великого князя двора» и был освящен 20 сент. того же года митр. Феогностом (Там же. Т. 7. С. 204; Т. 10. С. 206; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47; Т. 18. С. 92), и начиная с 1340/41 г. (с момента погребения в нем вел. кн. Иоанна Калиты) собор стал местом упокоения, за редкими исключениями, московских князей. Все храмы, построенные при Иоанне Калите (помимо Петроверигского придела), были украшены росписью в период правления его сына Симеона Гордого. В 1344 г. Успенский собор начали расписывать греч. мастера митр. Феогноста (закончившие работу «в одно лето»), Архангельский собор - рус. иконописцы вел. князя под рук. мастеров Захарии, Иосифа и Николая (собор был «подписан» только наполовину из-за его величины и мелкого письма) (Там же. Т. 7. С. 209; Т. 10. С. 216; Т. 15. Вып. 1. Стб. 55-57; Т. 18. С. 94; Т. 25. С. 175). Весной 1345 г. по повелению незадолго до этого скончавшейся кнг. Анастасии Гедиминовны и на ее средства начались работы по росписи монастырского Спасского собора учениками греков рус. мастерами Гоитаном, Семеном, Иваном и др. (Там же. Т. 10. С. 216). В 1346 г. была окончена роспись Архангельского и Спасского соборов, а также, по-видимому, за один сезон расписана ц. прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 56-57; Т. 18. С. 95; Т. 25. С. 175). Вероятно, для последней в том же году были отлиты 3 больших и 2 малых колокола мастером Борисом Римлянином (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 57; Т. 18. С. 95). Под 1331 г. крепость на Боровицком холме впервые названа в летописях Кремлем в связи с происшедшим в Москве 3 мая пожаром: «погоре город Кремник» (варианты: «погоре город Кремль», «погоре Москва Кремль весь» - Там же. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 46; Т. 18. С. 91; Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 25. С. 170; Т. 28. С. 68, 229). По-видимому, вслед. этого и др. крупных пожаров (1335, 3 июня 1337) возникла необходимость в перестройке кремлевских укреплений. В 1339 г. «ноября 25 заложена бе Москва да и срублена тое же зимы, в великое говенье» новая крепость «в едином дубу», т. е. целиком из дуба, строительство к-рой было закончено весной 1340 г., в Великий пост (Там же. Т. 10. С. 211; Т. 15. Вып. 1. Стб. 51; Т. 15. Стб. 421; Т. 18. С. 92). Территория Кремля расширилась в вост. направлении. Однако эти укрепления просуществовали чуть более четверти столетия.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

106 Доб. сиречь с тилесными страстьми Ч. 107 Доб. непросто якоже прилучися, но во Ч. 108 Нет К. 109 Вместо приходитъ в Ч: не уединенное же, но. 110 Нет К. 111 Нет К. 112 Т. 2. С. 65–67. 113 Лествица. 27, 13–14. 114 Там же. 27, 55. 115 страдалчестве — 1 К . 116 Доб. — 2 К. 117 Доб. — 3 К . 118 Доб. путь Ч. 119 ключимее К. 120 Доб. сиречь со единемъ или со двема Ч. 121 Доб. и К. 122 И Самого Господа глаголъ приведе, иже рече Ч. 123 Вместо рече Господь в Ч: И паки. 124 На поле: Лествичаш/с. 125 Нет К. 126 Доб. ради Ч. 127 Лествица. 1, 26. 128 Источник не найден. 129 также Κ. 130 вещь Κ. 131 Нет К. 132 Доб. паки Ч. 133 Доб. кто из них К. 134 вседневною К. 135 Доб. единому Ч. 136 въ К 137 доб. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком аминь Ч. 138 Доб. иже глаголеть Ч. 139 со К. 140 со К. 141 Нет Κ. 142 Источник не найден. 143 причащаюся К. 144 утолстевающихъ Ч ; утывающыхъ К. 145 Доб. или плачемъ К. 146 Доб. и К. 147 На поле замена: жителству Ч жителству К. 148 Доб. и спостника Ч. 149 оба Κ. 150 безместный К. 151 Доб. своихъ Ч. 152 возразнствуетъ К. 153 и намъ К. 154 стяжати К. 155 Доб. на поле 1 К. 156 Доб. и Ч. 157 Доб. на поле 2 К. 158 Доб. на поле 3 К. 159 Доб. на поле 4 К. 160 Доб мнози Ч К. 161 Доб. на поле 5 К. 162 Доб. на поле б К. 163 почувствовати К. 164 Доб. на поле 7 К. 165 к молитве Κ. 166 Доб. глаголетъ Ч. 167 Повторены слова Добре рече Лествичникъ, яко: «Уединенное неискусныхъ и далее доб. приводитъ въ напасть и погубляетъ К. 168 Нет К. 169 Доб. есть К. 170 и высокое святых отецъ нет Ч доб. воистину К. 171 Нет К. 172 На поле Лествичник и ниже То же в Ч. 173 На поле Петръ Дамаскин. Го же в Ч. 174 Нет К . 175 Лествица. 27, 55. Ср. прим. 16. 176 См. прим. 13. 177 См.: Лествица. 7, 44. 178 См.: Лествица. 26, 16. 179 сшуевая Ч. 180 познаваема Ч. 181 общежительное К. 182 не Ч. 183 смотряй Ч. 184 жити К. 185 тое К. 186 Доб. Давыдъ глаголетъ Ч. 187 Источник не найден, но ср.: Святаго отца нашего Исаака Сирина , Слова духовно–подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Велич- ковским. М., 1854. С. 200–201. Слово 42 (181). 188 5. Источник не найден. 189 Источник не найден. 190 въскоре Κ. 191 по сицемъ Ч. 192 Господу Κ. 193 въ нет Ч. 194 Нет Ч. 195 Источник не найден. 196 9. довольствуют Ч. 197 памятословная Ч. 198 Испр. из монахом. 199 Доб. не 200 Доб. действовати на всякъ часъ и время, аще и немотует художпого ил Ч. 201 На поле рядом «Авва Дорофей. Слово 10»; и вниз колонкой возле строк идут цифры от 1 до 5. Так же и в Ч. 202 урокъ Ч. 203 В строке написано хощетъ, на поле предложена замена — можетъ. 204 В строке написано на поле предложена замена — 205 изъ отрубей приписано на поле. 206 На поле 207 мытоимцы Ч. 208 Выделенный курсивом текст отсутствует в списке, пропущен переписчиком; восстановлен по Ч. 209 В списке от бубрегъ, на поле предложена замена от почек. 210 На поле, как и в Ч прелесть. 211 На поле, как и в Ч благодать. 212 См: Добротолюбие. Т. 2. С. 199. 149. 213

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

167 Там же. Т. 15, гомилия 1. С. 45–47. 168 Там же. С. 47. 169 Там же. С. 47 (на греческом языке). См. также: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 1. С. 241 (на русском языке). 170 Там же. С. 48. 171 Там же. С. 48. 172 Там же, гомилия 2. С. 134. 173 Там же. 174 Там же. С. 136–137. 175 Там же. С. 138. 176 Там же. С. 139. 177 Там же, гомилия 1. С. 48–55. 178 Там же. С. 55. 179 Там же. С. 48–56. 180 Там же. С. 55–56. 181 Там же, гомилия 2. С. 118. 182 Там же. С. 119. 183 Там же. С. 120–121. 184 Там же, гомилия 1. С. 43–44. 185 Там же. С. 46. 186 Там же, гомилия 2. С. 121. 187 Там же. С. 121. 188 Там же, гомилия 1. С. 42. 189 Там же. С. 50. 190 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Пападимитриу. С. 163, глава 52 (на греческом языке). 191 Там же. С. 125, глава 7. 192 См. Архимандрит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Изд. монастыря Рождества Богородицы. С. 177 и далее (на греческом языке). 193 См. Иоанн Романидис. Первородный грех. Изд. «Домос», 1989. С. 52 и далее (на греческом языке). 194 Иоанн Романидис. Ромейство. Изд. Пурнара. Фессалоники, 1975. С. 93 (на греческом языке). 195 Там же. С. 96. 196 Там же. С. 95. 197 Там же. С. 99. 198 Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033–1109) – философ-схоластик, богослов, один из основоположников схоластического богословия Запада. Одно из самых известных его произведений, в котором излагается теория искупления, ставшая фундаментом всего последующего западного богословия, – «Сиг Dens homo» («Зачем Бог (стал) человеком»). – Прим. пер. 199 Иоанн Романидис. Первородный грех. Изд. «Домос», 1989. С. 90 и далее (на греческом языке). 200 SC 129. С. 258. 201 Григорий Палама. Труды. 9 ЕПЕ. С. 110 (на греческом языке). 202 ομθεη 203 Григорий Палама. Труды. 9 ЕПЕ. С. 120 (на греческом языке). 204 SC 129. С. 266. 205 Там же. С. 268. 206 Мы уже перевели его как «общение». В ином употреблении оно может пониматься как тесное общение, подобное супружескому. 207 iscmc. 178.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

172 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159. 174 Ср. Преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253. 175 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 276. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 30. 176 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 177 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. 178 См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18—19. 179 Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др. 180 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313—314. 181 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17. 182 Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143. 183 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344—345. 184 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59. 185 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16. 186 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 187 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно. 188 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3-я, § 53; преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44. О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот. 189 Преп. авва Аполлос//Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 190 Св. Марк Подвижник. Наставления к тем, которые думают оправдаться делами. §§ 151—153//Добротолюбие. Т. I. С. 553. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138—141.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

184 . Ioannikios Kotsonis, archim. The intellect. Thessaloniki 1997. 77. (Themes from the Philokalia. 2). 185 . Ioannikios Kotsonis, archim. Watchfulness and prayer. 2 Thessaloniki 1998. 109. (Themes from the Philokalia. I). [Греч. ориг.: Νψις κα προσευχ. Θεσσαλονκη. Серия включает также брошюры: νος. (Англ. пер. см. выше). Θεα χ ρις. Τ δκρυα. Γνσις κα αγνοα. Эти изд. нам были недоступны]. 186 . Kallistos Ware, bp. Possiamo parlare di spiritualità della Philocalia?//AdB 7 .174). 27–52. 187 . Kallistos Ware, bp. The spirituality of the Philokalia//Sobornost. 1991. 13:1. 6–24. пер:. Каллистос Диоклийский, еп. Духовность Добротолюбия//АО 4(30). 2001. 108–129. [Прим. авт.: «Лекция памяти отца Льва (Жилле) 17 марта 1990 г. Я переработал материал своего доклада, произнесенного на симпозиуме, посвященном Добротолюбию, в Риме 16 ноября 1989 г.» См. 7 .174, 186]. 188 . Karanikola Р. φιλοκαλα τν νηπτικν κα τ ν ατ περιεχμενα ργα// κκλησα. 1954. 31. 264–270, 301–305. 189 . Miquel P. L’appel à l’expérience chez quelques auteurs de la Philocalie//Irénikon. 1967. 40. 354–376. [Тема дух. опыта у авторов «Добротолюбия», гл. обр., у свв. Диадоха Фотики йского , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника . Анализ понятия «peira " ]. 190 . Nikon Neoskitiotis. La Filocalia al Monte Athos oggi//NA 7 .132). 175–180. 191 . Podskalsky G. Movimento filocalico e cultura moderna//NA 7 .132). 67–82. 192 . Robinson J. A. The philocalia of Origen. Cambridge 1953. 193 . Sherrard P. The revival of hcsychast spirituality//Christian spirituality: Post-Reformation and modern/Ed. by Dupré L., Saliers D. Ε. Ν. Y. 1989. 417–431. 194 . Staniloae D. La liturgie de la communauté et la liturgie intérieure dans la vision philocalique//Gestes et paroles dans les diverses families liturgiques. Conférences [de l’lnstitut Théologique] Saint-Serge. XXIV е Semaine d’études liturgiques. Roma 1978. 259–273. (BEL, Subsidia. 14). 195 . Stylianopoulos Tb. The Philokalia. A review article//GOTR 1981. 26:3. 252–263.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

194 M SB добавл.: «Простите, и хотя я очень состражду Вам, однако считаю добром познать нищету и материальную, которая весьма смиряет душу». 195 В-1 согласно нумерации G 1 . 196 См.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне. — Византийские легенды Сост. Полякова С. В. М., 1994. С. 94. 197 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 32. — Слова. В 2 т. Т. 2. М., 1890. С. 279. 198 См.: Прп. Исаак Сирин. Подвижническое слово 50. — Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. С. 227; Ср.: Там же. Сл. 75. С. 374. 199 Ср.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 2, 12. С. 27; Ср.: Свт. Василий Великий. Слово о мученике Гордии. Гл. 8. PG 31, 505С. 200 С-2 согласно нумерации G 1 . 201 С-5 согласно нумерации G 1 . 202 Имеется в виду игумен Мисаил. 203 Так, свт. Григорий Палама использует выражение τα θεια πσχειν. См. греч. издание: «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Кн. 2. Гл. 3, 26//Συγγρμματα. В З т. Т. 1. Салоники, 1962. С. 561. 204 С-6 согласно нумерации G 1 . 205 M SB добавл.: «и даже смерти». 206 См.: Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 3. Гл. 3, 8. М., 1995. С. 336. См. также: Прп. Максим Исповедник. Амбигва. PG 91, 1141АВ, на которого ссылается свт. Григорий. 207 M SB добавл.: «И как томится она, покамест не достигнет его». 208 С-11 согласно нумерации G 1 . Письмо написано в ответ на письмо 1 Д. Бальфура от 7 апреля 1936 г. из Афин, куда Бальфур переехал после изгнания его с Афона. См. Приложение II, 1: «Старец не оракул». 209 Греч.: Братство «Жизнь». 210 Греч. «чрезмерность». 211 См.: Прп. Исаак Сирин. Слово 2. — Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 22. 212 Греч.: «сбоку», «косвенно». 213 Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, 64. С. 175. 214 Ср.: Там же. Гл. 16, 1. С. 309. 215 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103, 105. 216 С-12 согласно нумерации G 1 . Письмо является ответом на письма Д. Бальфура: 2 от 11 мая 1936 г. (см.: Приложение II, 2: «Сам по себе») и 3 от апреля-мая 1936 г. (см.: Приложение II, 3: «Об Иоанне Креста»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010