165. Болезнь переноси с терпением и за все благодари Господа 166. Господь не оставляет сирых 167. Старцы называли книгу „Поучения преподобнаго аввы Дорофея " азбукою монашеской жизни 168. Полезно прочесть „Лествицу " преп Иоанна Лествичника. Неисповеданное из прежней жизни надо говорить духовнику на исповеди 169. Лучше исповедовать помыслы лично и устно, а не письменно 170. Самопонуждение необходимо для получения спасения. За неисполнение пятисотницы Господь взыщет с монаха. Заочное и письменное разрешение грехов запрещено церковными правилами. Кому завидуешь, за того Богу молись 171. Свойство откровения. Должно избегать праздных посещений чужих келлий 172. Старцы в дни бдений отменяли келейное правило. Внимательно молиться свойственно только Ангелам. Если плачешь в церкви, то старайся, чтобы это было незаметно для других. Если в душе на всех кипит зло, это признак самолюбия и тщеславия 173. О посылке книг 174. Уходить из своего монастыря не следует и самой напрашиваться на дела не должно. Как бороться с помыслами плотской страсти 175. Если при мыслях о себе бывают стыд и раскаяние, то их приемлет Господь 176. Без послушания, смирения и отречения своей воли нельзя спастись. От самочиния и неумеренных подвигов происходят смущение и вред 177. Исполнять поклоны надо по уставу Церкви. Под видом немощи иногда скрывается леность. Высшую степень молитвы нельзя проходить без опытнаго наставника 178. Понуждай себя к исполнению заповедей и монашеских обетов. Против нечистых помыслов употребляй духовный меч – имя Божие. Не должно скрывать помыслы от духовнаго отца 179. Перед началом молитвы приводи себе на память грехи и оплакивай их. Когда ощущаешь от молитвы радость и покой, считай себя недостойною сего дара Божия. Как молиться за обидящих 180. Поздравление с праздником Воскресения Христова 181. Молитвенное правило определи себе посильное и держись его всегда. О наблюдении за порядком в церкви и на послушании 182. Господь может изменить Свой суд над человеком при обращении его к покаянию. Искренняя и смиренная исповедь может принести великую пользу людям, склонным к самоубийству

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

175 Термины «бдительность» (φυλακ) и «различение» (δικρισις) играли важнейшую роль в святоотеческой аскетике. Первый часто сопрягался с «трезвением» (νψις) и «вниманием» (κροσοχ), обозначая преимущественно «хранение сердца» (φυλακ τς καρδας), что ясно отражается в учении преп. Иоанна Лествичника и др. (см.: Hausherr I. La methode d " oraison hesychaste//Orientalia Christiana, 1927, vol. IX, 2, p. 136–137). Второй же термин обычно предполагал «различение духов», которое понималось как дар («харизма») Святого Духа. Обладание этим даром достигалось и достигается лишь на высших стадиях духовного преуспеяния; подобное обладание «различением» является существенным условием духовного окормления, осуществляемого старцами (см.: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient, p. 82–89). Для Евагрия без «бдения» и «различения» невозможна чистая молитва, на «духовном жертвеннике» (т. е. в уме) совершаемая. – 92. 176 Под «хребтом» подразумевается тело, а под «лицом» – ум. Если человек становится словолюбивым (λογοχαρς) и славолюбивым (δοξοχαρς), то бесы («грешницы») устраивают свои козни (τεκτανουσιν) не только в теле, но и в уме его. – 92. 177 Евагрий здесь устанавливает теснейшую связь между «вниманием» (προσοχ) и «молитвой» (προσευχ), ставшую затем классической в аскетической письменности, особенно у «исихастов». И хотя уже в «Беседах Эпиктета» вниманию посвящена целая глава, подлинные истоки этого аскетического учения находятся в Новом Завете (где обычно употребляется глагол προσχειν; см.: Лк.17:3, 21:34 и др.). Св. Василий Великий написал о «внимании к себе» целую проповедь , где подчёркивает, что внимание означает бдительное отношение к своей душе, слежение за всеми её движениями и помыслами (см.: L " Homelie de Basile de Cesaree sur le mot «Observe-toi», p. 27). Но если св. Василий обращается вообще ко всем христианам, то авва Исаия в Слове 27 (Слова.., с. 158–161) и св. Ефрем Сирин , опираясь на опыт предшествующих подвижников, развили это учение о «внимании» применительно к жизни монашеской. Среди их предшественников был и Евагрий (см.: Hausherr I. Hesychasme et p. 232–236). – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

167 ...бумагою хлопчатую... – Хлопок или хлопчатобумажная ткань была необычной для русских путешественников, употреблявших ткани льняные или шерстяные. 168 ...где постился Иван Лестьвичьник 40 лет... – Иоанн Лествичник (ум. ок. 563 г.), автор «Лествицы райской», о трудностях иноческой жизни. Вел отшельническую жизнь, а последние несколько лет был игуменом Синайского монастыря. 169 ...пророк Давид написа: «Птица... насытишася зело». – Здесь цитируется текст Псалтыри (77, 27–29). 171 ...святых безсребреник Козмы и Домъяна... – Святые Козьма и Дамиан прославлялись как бескорыстные врачи-целители. 172 ...апостола Луки... – Апостолу Луке приписывается авторство одного из Евангелий; кроме того, его считали автором иконописного изображения Богоматери с младенцем Христом. 173 ...ко Гробу Господню. – Гробом Господним называлась пещера с гробницей Христа и сооружения над ней, многократно подвергавшиеся переделкам и перестройкам со времени завоевания Иерусалима крестоносцами и в последующий период. В числе этих сооружений церковь Воскресения, возведенная непосредственно над пещерой с Гробом Господним в XI в. и перестроенная в XII в. 175 ...Корабли... деланы без железного гвоздия... к собе привлечет. – Критика приведенного в тексте объяснения, почему не употребляли гвозди в кораблях, была высказана еще в VI в. византийским историком Прокопием Кесарийским. Возникновение легенды о магните в водах Красного моря он объяснял запретом на торговлю железом, которого не было у индов и эфиопов, чьи корабли достигали указанного моря. 176 ...пяти пядеей... – Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного. 178 ...до монастыря Иванна Роифенского... – Иоанн Раифский, или Раифенский, был местночтимым святым. 183 ...престол болгарский... – Имеется в виду храм, освященный болгарской автокефальной церковью. 184 ...пуп всей земли... – Понятие «средина земли» по христианскому вероучению отводилось месту, где испытал страдания Христос. В Псалтыри говорится: «царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (73:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздадим благодарение Милосердному и Премудрому Промыслителю, остановившему Вас в перемещении Вашем из Успенской Ладожской обители! Если Вы рассмотрите мои письма к Вам, то увидите, что я был вполне против Вашего перемещения; наконец, видя непреклонное намерение Ваше переместиться, желая, чтобы Вы его совершали по крайней мере со смирением, осуждали себя. Нет ничего лучше мысли о распятии себя. Ибо таковы – Христовы! Мир Вам! 19 июля 1844 83 (175, 9). К некоторой инокине по случаю кончины ее ближайшего родственника Мы, исшедшие из среды мира в недро святых обителей, этим самым предначали нашу смерть по плоти и жизнь о Христе. Бывают кончины скоропостижные; бывают кончины при продолжительных болезнях. Мы с того времени, как оставили мир, умираем ежедневно, по свидетельству святого апостола Павла. В этой смерти видим непременное условие истинной жизни. Минута переселения нашего с земли, рождения нашего в вечность, для нас не так странна и чужда, как для тех, которые живут посреди мира, оглушены его шумом, пригвождены к нему умом и сердцем, забыли, что есть смерть, не думают о вечности, долженствующей непременно быть и их уделом. Узнав о смерти ближнего Вашего, не предайтесь тем неутешным рыданиям, которым обыкновенно предается мир, доказывающий тем, что надежда его – только во плоти. Ваша надежда – во Христе! Пролейте о умершем слезы молитвенные, обратитесь сердцем и мыслями к Тому, Кто один может Вас утешить, пред Которым Вы должны предстать в предназначенное Вам время. Не увлекитесь чем-нибудь земным; плод такого увлечения, которое – обманчивая, обольстительная мечтательность – тление. Мир имейте в Боге, предавайтесь с полною покорностью Его святой воле. В этой воле полнота Благости и Премудрости, Ей поклонимся, припадем к стопам Ее, вручая души и тела наши Господу. Аминь. 84 (176, 11). К некоторой инокине, пожелавшей вступить под духовное руководство старца Спаситель мира, Господь Иисус Христос, простивший сына, который сперва сказал: «не иду», потом же «раскаявся иде», да простит и Вам то, в чем просите прощения. Пишете, что по прочтении книги св. аввы Дорофея Вы увидели, сколько отклонились Вы от пути истинного. Но это бывает со всеми, кто переходит от жизни самочинной к Христоподражательному послушанию. Таковой по словам св. Иоанна Лествичника: «слеп бе и прозре». – Я Вас не только не отвергаю, но и призываю: «Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас», не потому, чтоб доволен сам я был по себе научить кого чему-либо, но потому, что учение мое несть мое, но заимствовано от святых отцов, пером которых водил Дух Святой. – Относительно Вашего нового знакомства с М. А. да не озабочивает Вас различие характеров: единомыслие о Христе не только двух иноков сильно соединить, но в первенствующей Церкви весь верующий народ соединило в сердце и душу едину. – Вы говорите о привычках, усвоенных долгим временем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

174. (1861). Исаака Сирина поучения, полууст., XV века, в четверть, 373 листа, также во всем сходны с 172. С л. 356 прибавлено: Наказание св. Илариона к отрекшимся мира Христа ради. См. 169 л. 484. 175. (1844). Иссака Сирина и аввы Дорофея поучения, с прибавлениями, полууст., напис. 1431 года, в лист, 470 листов, заставки из кружков. Поучения св. Исаака сходны с 172, а св. Дорофея с 163. Прибавления: На л. 237, между кн. Исаака Сирина и аввы Дорофея , помещено начало послесловия, что под 185, потом: Василия Великаго , начин. Нагь изыдохь на плачь с младенець сый, наг и отъиду пакы, наконец: Отсюду Коринеево, начин. Множьство человечьское всё на землю пришедшее опщее естство оплачемь. л. 330. Непосредственно после поучений аввы Дорофея приложено из книги И. Лествичника известие о разных лицах, носивших имя Иоанн, начин. Понеже в книзе сей, нарицаемой Лествица, многажды Иоанна хвалима и блажима слышимь. См. 156 л. 223. л. 331. Тлкование неудобь познаваемомь в писаных речемь, понеже положени суть речи в книгах от начялныих преводникь, ово словенскы, и ино србскы, и другаа блгарскы и грчьскы, ихже не удоволишися на русискый. Нач. Кудь – произволение, васнь – мня, присно, ипостася. См. И екс. болг. стр. 196. л. 332. Повесть душеполезна некоего старца. Нач. Старець некый в пустыни многыми леты быв, молешеся Богу, глаголя: Господи, яви ми, с кымь есмь достоин. л. 334. Житие и жизнь и по чясти чюдеси сказание препод. отца нашего Василия Новаго, списано Григориемь мнихом, учеником его. Нач. Непостижнаго Бога о человечьстемь роде преблагаго и человеколюбива и благостыня премудрно и неизреченно строящиа, иже к спасению душамь подобна. л. 391. Анастасиа, мниха Синайскыя горы, беседа реченаа о шестом псалме, в вход св. пост. См. 133 л. 525. л. 402. Иже в святых отца нашего Максима исповедника Слово постничьско по впросу и ответу. Нач. Брат впроси старца, глаголя: молютися, отче, рещи ми что смотрение Господне вчеловечениа? В конце: Христос зачяло и конець по впросу и ответу постничьскому слову св. Максима. Преведено от грчьска языка на русийскы в св. горе Афонстей, в лето 6933 (1425) кур Иаковом доброписцемь, убогому Евсевию иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Хотя «Главы» Исихия дошли в полном виде (в Добротолюбии) и в виде выдержек в 24 главах, об авторе почти ничего не известно; по нек-рым указаниям, он был игуменом синайского монастыря Неопалимой Купины. Судя по ссылкам на Иоанна Лествичника и Максима Исповедника , жил прибл. в VII-VIII или же VIII-IX вв. Сочинения О трезвении и святости Recensio longior (Centuriae II) 1836 . PG93. 1479–1544; Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 141–173 (под именем Исихия Иерусалимского ; текст более надежный, чем в PG). Рус. пер.: 1) 1837 . Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу, Душеполезное учение о трезвении и молитве [греч.: и добродетели]/Пер. прот. Д. С. Вершинского//ХЧ 1827. 25. 131 сл. изд.: 2 СПб. 1867. 58. 6 М. 1890. 62, испр. 7 М. 1902. 8 1912. 64. Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу душеполезное и спасительное слово. СПб. 1999. 222. 2) Еп. Феофана Затворника по греч. Добротолюбию, с доп. по PG://Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 157–202. 1838 . Поучение Исихия, презвитера Иерусалимськаго//Мудрое слово Древней Руси (XI-XVII вв.)/Сост., вступ. статья, подг. др.-рус. текстов, пер. и коммент. Колесова В. В. М. 1989. [Среди глав из Изборника 1076 г., с. 25–63]. Англ. пер.://Philokalia 7 .158). 1. 162–198. Recensio brevior (Capita 24) 1839 . Waegeman M. Les 24 chapitres «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïte. Éd. critique//SEJG 1974–1975. 22(1). 195–285. [Первое изд. алфавитной рецензии в 24 главы с лат. пер., введ. о ркп и их классиф., указ. всех слов]. Исследования 1840 . Kallistos Ware. Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//SS 1 .598). 175–184. 1841 . Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//MMA 8 .234). 1. 319–329. 1842 . Völker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Id. Scala Paradisi 4 .1831). 291–314. 1843 . Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïtë deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz 1974. 44. 467–478. [Против гипотезы Киршмайера и в пользу первичности обширной версии (двух сотниц)]. Михаил Синкелл

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

«Безболезненность сердца ослепляет ум», – говорит Лествичник (Леств.7:13). Когда бесы входят в душу и поворачивают светильник ума, то уже нет трезвения, рассуждения, сознания, стыда, но только «беспечность, бесчувствие, нерассуждение и слепота ума» (там же, 26:9). Немощный ум – это узник, пленник. «Предосудительные страсти суть узы, держащие ум в чувственности» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.305). Это значит, что предосудительные страсти привязывают ум к чувственным вещам. Преподобный Максим говорит: «Как птица, привязанная за ногу, начавши подниматься вверх, стягивается опять на землю, влекомая за вервь, так ум, не достигший еще бесстрастия, хотя и воспаряет к познанию небесных вещей, но влекомый страстьми, стягивается опять на землю» (Добр. Т.3. С.175). Сколько бы ни пытался ум взлететь к познанию небесного, он не может сделать этого, если не избавился прежде от страстей. Страсти связывают его и держат пленником на земле. Ум, сделавшись дебелым от различных страстей, не в состоянии молиться, как должно (Преп. Нил Подвижник. Добр. Т.2. С.213). «Мнящийся быти мудрым ум есть облако безводное, носимое ветрами тщеславия и гордости» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.312). Ум, движимый страстью тщеславия, «покушается описать божество в каком-либо образе и зраке» (Преп. Нил Подвижник. Добр. Т.2. С.221). Исихий Пресвитер описывает и то, каким образом ум оказывается пленником. Если он неопытен и живет без трезвения, «то тотчас сцепляется пристрастно с представившимся ему прилогом, какой бы он ни был, и начинает с ним собеседовать, получая неподобные вопросы и давая такие же ответы. Тогда наши помыслы смешиваются с демонскими мечтаниями». И чем более размножаются мечтания, тем сильнее страдает ум (Добр. Т.2. С.188). Помимо указанных болезненных состояний ума, существует еще и его осквернение. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ). Осквернение ума может проистекать не только из какого-либо великого греха, но и от маленького словечка, исходящего из уст: подвижник «часто произношением одного слова оскверняет ум».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14.    Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2).    Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3.    См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.    См.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 327 (в 69-м примечании).    С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 317.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10. С. 246.    Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 83 («Тщеславие и сребролюбие суть взаимные друг друга породительницы. Ибо иные богатеют из тщеславия, а иные, обогатясь, тщеславятся»). Иные же тщеславятся добродетелью (например, нестяжательности).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стыдно пастырю бояться смерти; ибо о самом послушании иноческом говорят, что оно есть небоязненность смерти (прп. Иоанн Лествичник , 58, 263). Источник. Если подвижник, напрягаясь пресечь (молитвою) смущающие его помыслы, отсекает их на время и уничтожает частое их появление, совсем же не освобождается от них, но остается в состоянии борющего и боримого, то это оттого, что он лелеет причины смущающих его помыслов покой плоти и мирское честолюбие, из-за которых он не спешит и исповедать свои помыслы. Почему и покоя не имеет, держа в себе то, что дает врагам право ратовать против него. Кто, захватив чужие вещи, не бывает истязуем за них теми, кому они принадлежат? И кто, будучи истязуем и не возвращая того, что зле удерживает, может чаять свободы от соперников своих? – Но когда подвизающийся, укрепившись памятованием о Боге, возлюбит уничижение и озлобление плоти, и исповедует помыслы свои, не боясь стыда, враги тотчас удаляются, и мысль, сделавшись свободной, непрестанную держит молитву и непресекаемое созерцание Божественного (Феолипт, митр. Филадельфийский, 94, 174–175). ...Воистину стыд великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных и внешних подвигах, в пять раз больше от всего воздерживаются, чтобы получить какой-нибудь тленный венец из дикой маслины, или из пальмовой ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или из другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный венец, проводите жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит ли вас от этого сна хоть слово святого Павла, который говорит: не весте ли, яко текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть. Тако пгецыте, да постигнете. Всяк же подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен ( 1Кор. 9, 24–25 ) (прп. Никодим Святогорец , 71, 9). Источник. Побеждения Происходящие от немощи и греховности нашей, а не от изменившегося произволения> попускаются нам к нашему смирению для того, чтобы мы усмотрели и изучили падение нашего естества, признали необходимость в Искупителе, уверовавшие в Него и исповедали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Необходимо отметить, что «болезнь греховная не похожа на болезни телесные. Больной телом ищет врачевства, и жаждет выздоровления: но больной грехом почасту любит свою болезнь, услаждается ее развитием, не ищет врачевства, не хочет выздоровления. На его испорченный вкус горечь греха представляется сладостно. В его растленном сердце нестроение греховное ощущается, как вожделенное благосостояние» (175). Свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский говорит: «Душа тречастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной. Всеми ими она больна; и Христос — врач ее — начинает врачевание Свое с последней, с желательной силы. Пищею гневу (делу раздражительной силы) служит пожелание (дело желательной силы); они же обе при дурном направлении питают гордость ума (дело мыслительной силы). Почему никогда не увидишь здравою раздражительную силу души прежде уврачевания пожелательной, и мыслительную — прежде уврачевания этих обеих» (свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский) (цит. по 123:259); Святоотеческая психотерапия, основанная на святоотеческом подходе к психике, как раз и представляет собой (по своей сути), как уже говорилось, духовное воздействие на душу человека, которое излечивает ее от страстей и последствий грехов, а через это излечивает и тело человека. Свт. Григорий Богослов по данному вопросу учит: Прп. Иоанн Лествичник наставляет: При этом преподобный отец говорит: «кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться…» (153:127. Слово 15, гл. 41) и указывает и на различную степень вреда в зависимости от вида проявления конкретной страсти: «как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло» (153:112. Слово 12, гл. 8, 9).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010