Преподобный Исаак Сирин И милость Его в роды родов к боящимся Его. Лк. 1, 50 Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы. Преподобный Ефрем Сирин Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. Святитель Иоанн Златоуст Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира. Преподобный Ефрем Сирин Фото: Геннадий Михеев Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Преподобный авва Дорофей Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

http://pravoslavie.ru/1636.html

Наиболее ярким свидетельством того, что молитва – один из краеугольных камней духовной жизни человека, является то обстоятельство, что Сам Спаситель дал людям образец, известный как молитва «Отче наш»: Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:9–13 ). Вслед за Господом о необходимости молитвы неоднократно говорили Его ученики – апостолы, а позднее – святые отцы Христианской Церкви. Одним из таких подвижников является преподобный Исаак Сирин , епископ Ниневийский. Святой Исаак Сирин жил в Сирии в VII веке, когда монашество, к которому он принадлежал, существовало уже несколько веков. Сведений о жизни преподобного до нас дошло немного. Так, например, известно, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар Матфея. В обители братья отличались любовью к учению и большими стараниями в подвижнической жизни. За такие заслуги им предложили стать начальниками в монастыре. Однако, стремясь к уединенному образу жизни, безмолвию и возможности совершать полноценное монашеское служение, преподобный Исаак Сирин ушел из обители в затвор. Сколько не уговаривали святого вернуться в монастырь, в том числе и его родной брат, подвижник не согласился на предложение. Тем не менее, Господь судил Своему праведнику служить не только Себе, но и простым людям – он был возведен на епископскую кафедру города Ниневия. Преподобный Исаак, конечно, старался сделать все, чтобы привести свою паству ко Христу, однако не все было так просто. Нравы жителей города были достаточно грубыми. Чувствуя, что он не в силах что-либо изменить, а также тоскуя по отшельнической жизни, святой оставил епископское служение и снова удалился в пустыню. Здесь преподобный жил до самой своей смерти, достигнув высокого духовного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Все вышесказанное в полной мере относится лишь к первой части книги пророка Исаии (Ис 1–40), часть же вторая включает главы со столь явным эсхатологическим содержанием (Ис 40–62; 65–66), что она не только вполне справедливо именуется Ветхозаветным Апокалипсисом, но и соответствует новозаветному учению о скончании времен, изложенном в Откровении Иоанна Богослова. Хотя если подходить к поставленной теме непредвзято, то соответствия Новозаветному Апокалипсису можно найти и в первой части книги пророка Исаии. Так, тринадцатая глава, начатая словами, что это «пророчество о Вавилоне» (Ис 13.1), обрисовывает картину грядущих бедствий словами, имеющими явно эсхатологическое значение: «Рыдайте, ибо день Господа близок... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис 13. 6–10). То, что падение Вавилона пророк Исаия описывает словами, сходными с пророчествами Апокалипсиса (Откр 6. 12–17), объясняется тем, что в языке обоих боговдохновенных авторов Вавилон — это царство Антихриста ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Цит. соч. С. 225). Вполне возможно, что именованием Иоанном Богословом царства Антихриста Вавилоном (Откр 16. 19), опирается на современное ему понимание того, что пророком Исаией разрушение Вавилона исторического, воспринималось как прообраз разрушения Вавилона апокалиптического. Вполне следует в русле данной экзегетической традиции преподобный Ефрем Сирин, который, дав вначале вполне историческое истолкование словам о падении Вавилона, все же переносит мысль к дням окончания мира ( прп. Ефрем Сирин. Цит. соч. С. 348). В словах же пророка о том, что «в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана... чудовище морское» (Ис 27. 1), преподобный Ефрем Сирин, кроме исторической перспективы, видит и то, что «пророк в малых образах представил здесь славные таинства, и указывает на тот день, в который Бог посетил и искупил мир и разрушил дело диавола» (Там же.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14// Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния ( Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 33). Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8// Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь».

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Ст. 6. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, глаголет Господь, и се Аз предам человеки, коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему: и изсекут землю, и не имам изъяти от руки их. С евр.: Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот Я предам людей, каждого в руки ближнего его, и в руки царя его; и они будут поражать землю; и не избавлю от рук их. Поскольку Пастыри (начальники и священники) были развращены, губили народ, а самый народ, развращаемый такими пастырями, делался все хуже и хуже, то небесный Пастырь, в праведном гневе Своем, положил всех наказать, всех предать в руки врагов. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, «т. е. (поясняет св. Ефрем Сирин ) не пощажу жителей земли Израильской: потому что согрешили они. Се Аз предам человеки коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему. Т. е. священников, покупавших священство, предам в руки собратий их, священников, чтобы каждый ближним своим лишаем был священства также нечестиво, как нечестиво приобрел оное сам. В словах: в руце царю своему, пророк подразумевает, или царей Сирийских из дома Селевкова, или Кесаря: ибо сии священники говорили: не имамы царя, токмо Кесаря ( Ин. 19:15 ) и разделят (в слав. – изсекут 169 ) землю за грехи жителей, и не имам изъяти от руки расхищающих ее. Цари греческие разграбили землю Иудейскую, римляне довершили сие разграбление, лишив ее жителей, и обратив в пустыню». Св. Ефрем Сирин . Ст. 7. И упасу овцы заколения в земли Ханаани: и прииму Себе два жезла, единаго нарекох доброту, и другаго нарекох уже, и упасу овцы. С евр.: И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец, поистине, бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец. Под Ханааном бл. Феодорит разумеет землю чуждую. Т. е. «Я приму вас, возжелавшие уверовать, говорит Господь, где бы вы ни были». Но некоторые из толковников думают, что 70 не так читали здесь в Еврейском тексте, как теперь читается 170 . Св. Ефрем Сирин читал: «и упас скудное стадо, ради собрания овец, т. е., ради находящихся среди них праведников, благоугодивших Богу». Т. е., Я упасу овец, назначенных за нечестие на заколение, попущу их истребление врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Т. е., не бойтесь врагов, говорит пророк современным Иудеям, будет время, когда вы их победите, и воинские украшения, взятые у неприятелей после их поражения, будете приносить в храм, в дар Господу. Поскольку же, св. пророк, в духовном смысле, имеет в виду, вместе, мир и благоденствие Церкви христианской, о чем сказано было выше, то справедливо так поясняет св. Ефрем Сирин : «будет еже во узде коня, свято Господу, т. о. будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исайа, говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча. ( Ис. 2:4 ). Так, оба пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою – божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, т. е. всадника. И будут коноби в дому Господни, яко чаши пред лицем алтаря. Святые утвари дома Господня будут чествуемы, даже обыкновенные сосуды, в которых приготовляется пища, в очах пришельцев приобретут такое же уважение, с каким вы, Иудеи, взираете на чаши алтаря в доме Господнем». Св. Ефрем Сирин . Ст. 21. И будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю и приидут вси жрущии, и приимут от них и сварят в них, и не будет Хананей ктому во храме Господа Вседержителя в день он. С евр.: И все котлы в Иерусалиме и в Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Св. пророк заканчивает свои пророчества речью о величии и славе того времени, когда все будет делаться с благословения Божия, все будет посвящаемо Господу, даже самые обыкновенные в житейском быту вещи, как, например, котлы. Такое множество будет желающих принести жертву Господу Богу, говорит пророк, что все котлы в Иерусалиме и Иудее будут переданы храму на священное употребление; всякий, желающий принести жертву, будет брать от жрецов сии котлы и спокойно варить в них священное жертвенное мясо. В таинственном смысле, свят. Ефрем Сирин в сказанном пророком видит то «великое уважение, какое воздадут (верующие) спасительному закону, который изыдет из Иудеи», а также, «изменение к лучшему в водах свят. крещения и Иудеев, и язычников, которые, быв дотоле сосудами плотскими, по свят. крещении, соделаются чашами, исполненными благовоний». В это благочестивое время в храме Божием, или в Церкви Божией, уже не будет Хананеянина, говорит святой пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf ГНЕВ Гнев убивает душу.. Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк. 9, 54–56 ). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога ( 28, 364 ). Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве... Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого. Святитель Василий Великий ( 8, 354 ). Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно ( 11, 368 ). Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу. Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Видел я иногда, что и камни, и прах, и укоризненные слова (какое ужасное исступление ума!) люди бросали в Того, Которого никто, нигде и никак не может уловить. Законы отметались в сторону, друга, врага, отца, жену и родных всех сметал стремительный поток. Святитель Григорий Богослов ( 15, 159 ). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев ( 35, 433 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить страх? Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его. ( Сир. 34:14 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. ( Мф. 10:28 ). Кто зла отлучится, тот никого не боится. Смелым Бог владеет. Русские пословицы. Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество. Преподобный Антоний Великий (251–355). В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх. Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! да будет воля Твоя. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится. Плачущие и болезнущие о грехах своих не имеют страхований. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедывать все тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал в Евангелии грешнице: иди и впредь не греши ( Ин. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Иногда приходится обсуждать людей за глаза Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки. ( Иов. 36:17 ). Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. ( Иак. 3:8–10 ). Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Грязью играть – руки марать. В глаза не льсти, а за глаза не брани. Русские пословицы. Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми. Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины. Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Если в беседе уклоняешься в осуждение, перемени разговор на полезную беседу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: да, точно так; но или молчи, или скажи: «брат! Я сам грешен: будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого». Так спасешь и себя и душу говорящего с тобою от осуждения. Неизвестный старец, из «Отечника». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 3 Хотя я не мог придти к вам, однако не мог снести и разлуки с вами. Посему, сам я 1Сол.3:1 . благоволил остаться в Афинах, а к вам, хотя мне и нужны были здесь многие помощники, 1Сол.3:2 . послал... Тимофея,.. сотрудника моего в Благовестии Божием, чтобы Тимофей, придя к вам, утвердил вас, укрепил то есть вас, и поощрил веру вашу. 1Сол.3:3 . Дабы никто из вас не ...колебался по причине скорбей, окружающих вас, ибо к этому самому мы и назначены, то есть страдать и терпеть. 1Сол.3:4 . Ведь и прежде говорили мы вам и предуготовили вас, как бы посредством пророчества, что нас имеют постигнуть страдания, как и случилось, и... знаете 1Сол.3:5 . Посему и я, уже не терпя [более], послал к вам узнать [о вере вашей], чтобы как не искусил вас искуситель, и вы не обратились бы к идолослужению, и... тщетным был бы труд наш у вас. 1Сол.3:6 . Теперь же, когда [только что] пришел... Тимофей... к нам от вас и возвестил нам... веру вашу в Бога и любовь к нам и... добрую память, которую имеете... о нас, и что всегда желаете нас видеть, как и мы также вас: 1Сол.3:7 . то [посему] утешились... мы в скорби... нашей, которая угнетает нас еще и теперь, – успокоились в гонениях на нас, кои окружают нас доселе. Итак, 1Сол.3:8 . теперь мы живем пред Богом, если только вы твердо стоите в этой самой вере Господа нашего. 1Сол.3:9 . Ибо какую другую благодарность можем... Богу... воздать... за всю радость, которою радует нас добрая слава ваша, 1Сол.3:10 . кроме того, что молимся пред Богом о том, чтобы видеть лице ваше и посредством укрепления словом нашим восполнить недостаток веры вашей. 1Сол.3:11 . Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, кои причинили препятствие слову нашему, 1Сол.3:12 . и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уровняет ее с нашею любовью к вам, 1Сол.3:13 . и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, коею вы облечены в крещении, – и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда придет Он со всеми святыми Его. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./1-е послание к Фессалоникийцам. 200-212 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010