Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Новые архивные факты о сербском ученике прп. Паисия (Величковского), архимандрите Симеоне (Ивковиче), участвовавшем в подготовке славянского «Добротолюбия» В связи с возросшим в последнее время в самых широких кругах интересом к наследию прп. Паисия (Величковского) и его школы, а также отмечавшемся в этом году 300-летием со дня рождения святого кажется важным проследить, по возможности, биографии его ближайших учеников и последователей. Среди прочих интерес в этом отношении представляет жизнь сербского переписчика манускриптов Симеона Ивковича (впоследствии архимандрита), почти обойденная, к сожалению, вниманием исследователей в России. Между тем именно в российских архивах имеется ряд интересных материалов, проливающих свет на его поразительную биографию. Статья Спиридон (будущий архимандрит Симеон) Ивкович родился в знатной и, видимо, обеспеченной, семье в городе Херцег-Нови 15 августа 1758 года. Выписка из книги крещения, найденная доктором Ж. Комаром, сербским исследователем, говорит о графском происхождении Ивковича . Он был крещен в Вознесенской церкви в местечке Топла. Ныне это район в черте города. Хорошо воспитанный и обученный, о. Спиридон в юные годы уходит в молдавские обители, где со временем становится переписчиком в скриптории старца Паисия (Величковского). Уже в шестнадцатилетнем возрасте, в 1774 году, через год после смерти своего отца, Спиридон покинул дом и вместе с родственником, подполковником Марко Стратимировичем поехал на южные границы России, близ города Новомиргорода, где вступил в так называемый сербский полк . Не прожив долго в этом месте, к октябрю 1774 года юноша уже прибыл в молдавский монастырь Секу к старцу Паисию. Вскоре благодаря своим талантам он становится переписчиком святоотеческих книг и служит, таким образом, четыре года в  монастырях Секу и Драгомирне. В собрании рукописей Нямецкого монастыря  некоторые документы, написанные его рукой, означены «Писано в Драгомирне» .

http://bogoslov.ru/article/6177163

Кто взор очей своих постоянно хранил чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая (прп. Ефрем Сирин , 34, 386). Источник. ...Многих смертей входом делается часто глаз, видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, или видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, или видит горделивого и впадает в ненависть, или видит какое-либо доброцветное вещество, красивое расположение лица и всецело поползается в вожделение нравящегося (свт. Григорий Нисский , 18, 461). Источник. Что может быть бесстыднее того взора, который располагает и внешние глаза – смотреть на создания Божии, как на зло? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 300). Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя (свт. Иоанн Златоуст , 47, 205). ...Господь наш Иисус Христос, зная слабость нашей природы и беспечность воли, дал закон, запрещающий и возбраняющий излишние взгляды, дабы издали еще погасить загорающийся в нас пламень... (см.: Мф. 5, 28 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 205). ...Глаза Он дал тебе не для того, чтобы ты сладострастно смотрел ими, но чтобы украшал их целомудрием... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 141). Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их орудием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом (свт. Иоанн Златоуст , 50, 193). Не надобно... все дозволять бесстыдным и невоздержным глазам, но вместо узды надлежит возлагать на них стыдливость, чтобы впоследствии не подвергнуться наказанию за лукавое пожелание, которое и здесь неумолимее исполнителей казни терзает и бичует сердце, заграждает эту пристань естества, разумею сон, и заставляет всегда оставаться и томиться среди моря. Почему и Спаситель, избавляя нас от хлопот и излишних забот, желая, чтобы без них протекали мы поприще целомудрия, угрожал тяжким наказанием, назначенным для тех, которые стараются пытливо смотреть: угрожал для того наипаче, чтобы подавить корень страсти, а потом и для того, чтобы, уязвленные стрелою лицезрения, не навлекли мы на себя неудобоизлечимую или неисцельную болезнь. Ибо кто не видит, тот не только вернее, но и легче препобедит пожелание (прп. Исидор Пелусиот , 61, 232). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Г. свидетельствует о «высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях». Однако только на высшей ступени развития Г. особенно явно выступает «религиозное противление Богу», на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей ( Зарин. 1996. С. 300). Авва Дорофей разделяет Г. на первую и вторую: 1-я - когда кто-то укоряет ближнего, осуждает и бесчестит его, считает себя выше его, такой, если не опомнится вскоре и не исправится, мало-помалу будет переходить во 2-ю Г.- возгордится против Самого Бога ( Doroth. Doctrinae. 2. 4//PG. 88. Col. 1644). Г., по выражению прп. Иоанна Лествичника, «есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете» ( Ioan. Climacus. 23. 29). Превозноситься, говорит прп. Ефрем Сирин, значит почти то же, что укорять Бога собственными заслугами; так и в быту, если кто даст что-либо другому в дар, а потом возгордится этим, то милость его обратится в ничто и отвергнет от него ближнего. Господь, пекущийся о нашей жизни и желающий сделать нас далекими от этой пагубной страсти, учит: «...когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Лк 17. 10) ( Ephraem Syr. Ad evers. superb.). Г. есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от Г., возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели ( Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6). По причине Г. люцифер, к-рый был так назван «за превосходство блеска и красоты своей», был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из архангела он сделался диаволом. «Этот (архангел), облеченный божественною светлостью и между прочими вышними силами (ангелами) более сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которою украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедродательности Его». Превознесшись, он полагал, что по своему свободному произволению, как Бог, будет иметь все для вечного продолжения высшего блаженства. Одно это помышление было его первым падением: он лишился блаженства, к-рое даровал ему Бог, почувствовал слабость своей природы. Но, упав, «говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... буду подобен Всевышнему»» (Ис 14. 13-14). Он совращал Адама и Еву: «...будете как боги...» (Быт 3. 5). За это Бог сокрушит его вконец, изринет, исторгнет из жилища его и корень его «из земли живых» (ср.: Пс 51. 7) ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. XII 4; ср.: Ioan. Chrysost. In Ioan. IX 2).

http://pravenc.ru/text/166207.html

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Опись рукописных книг, происходящих из школы св. Паисия (Величковского) и связанных с ним обителей. Рукописи из собрания афонского монастыря Зограф Здесь представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке монастыря и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского) в результате непосредственной работы в 2012 году. Позже, в конце 2010-х гг., в обители был обнаружен еще ряд рукописей (они имеют нумерацию после 300), с которыми мне также была дана возможность поработать, за что я благодарю святую обитель Зограф и лично библиотекаря иеродиакона Атанасия. Статья В связи с тем, что этот труд большей частью производился удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентированно на роспись содержания рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков . Сохранена нумерация монастырской библиотеки. Часть из рассматриваемых манускриптов представляет собой автографы ближайших учеников св. Паисия, которые после смерти своего старца направлялись в конце XVIII и в начале XIX века на Святую гору и останавливались в славянских обителях, в том числе в монастыре Зограф. Это схимонах Платон, владелец некоторых рукописей, и монах Климент, известный переписчик, который еще в Нямецком скриптории работал вместе со схим. Платоном.   117 Сборник аскетический Первая четверть 19 в., до 1823 г. 4 о . 23,5х17. 119 л. Полуустав четырех почерков I – (1-78), II – (79-92 об.), III – (93-100 об.), IV – (101-117 об.). Лл. 118, 119 без текста. Текст на лл. 79-117 вписан в прямоугольную рамку с полями. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Названия глав чернилами в колонтитулах. Переплет доски в коже.

http://bogoslov.ru/article/6192471

На Западе знакомство с византийской системой здравоохранения началось с «Василиды» — детища свт. Василия Великого, епископа Кесарийского, создавшего этот медицинский комплекс в 370 г. Он назывался «Прибежище» и включал в себя гостиницу для неимущих иногородних, дом престарелых, лепрозорий для прокаженных, приют для бедных и другие подразделения. Отдельно существовали инфекционные корпуса. Причем, Василий Великий сам отбирал для работы в «Василиде» врачей и остальной медперсонал. Здесь было продумано даже то, чтобы люди во время длительного пребывания в больнице освоили какую-нибудь профессию, ремесло. Это как службы социальной реабилитации и профориентации. Сам святитель имел мирскую профессию врача и прилагал усилия для оказания психологической помощи больным, особенно прокаженным. За ними он ухаживал сам, показывая пример другим. Он напрямую общался с прокаженными, обнимал их и даже, утешая, целовал. Несколько лет спустя друг Василия Великого прп. Ефрем Сирин в 373 г., во время голода в городе Эдесс в Сирии, создает профилакторий на 300 коек в одном из городских зданий. Позже, при епископе Раввуле, это здание перестроили под больницу, которую обслуживали монахи. Отдельно построили лепрозорий. В IV в. свт. Иоанн Златоуст создает подобное учреждение в Константинополе, направляя туда на работу священнослужителей, врачей, поваров и обслуживающий персонал. Это были первые учреждения, которые получили название «больница». Больницами раньше называли лечебницы на территории монастырей, где ухаживали за больными, а позже это название закрепилось за независимыми комплексами, которые работали под эгидой Церкви. Название «Прибежище» сохранилось только у одной — больницы святой Анастасии в Константинополе. Это единственная психиатрическая больница, о которой упоминают источники. Вообще у нас мало сведений о лечении психических заболеваний в тот период. Но то, что существовал центр лечения душевнобольных, уже само по себе знаменательно. А по инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было построено семь родильных домов в его епархиях.

http://pravoslavie.ru/62069.html

Лукавый не видит во мне зла, которое бы не от него было, ибо от него стал я зол, впрочем, побежден им по собственной своей воле; опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому (прп. Ефрем Сирин , 33, 232). Источник. Разбойник, похититель душ, злокозненно отнял у меня свободу мою, обольстил меня и наругался надо мною. Взором очей прельстил и пленил он меня, и вложил греховные мысли. Взглянул я, и пожелал; посмотрел с любопытством, и согрешил (прп. Ефрем Сирин , 33. 233). Источник. Поскольку вожделел я мира и нечистот его, то возобладал мною князь мира, поверг и низложил меня, наругался надо мною, как над Адамом в раю (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. Отрекся я губителя, и козней его, и губительных дел его, потому что неутомимо трудится он уловить меня коварством своим. Если сила Твоя не подкрепит меня, и крест Твой не спасет меня, то, конечно, впаду в одну из сетей его; потому что весьма много у него козней. Да не одолевает он меня в брани, после того как побежден в брани с Тобою, Господи, ибо великий стыд тому, кто бывает побежден побежденным (прп. Ефрем Сирин , 33, 309). Вместо одной бдительности... сатана учит нас другой, чтобы спали мы для добрых дел, были же бдительны и бодрственны для дел мерзких (прп. Ефрем Сирин , 34, 148). Источник. ...Демоны, хотя и нечисты, ничем не пользуются от жертв. Они не чувствуют голода и не имеют нужды в пище; потому что природа их – выше алкания пищи. Алчут же они того, чтобы человека – владыку своего – соделать рабом своим (прп. Ефрем Сирин , 34, 247). Если не знаешь всего бесстыдства сатаны, то заключай о сем по бесстыдству его служителей (прп. Ефрем Сирин , 34, 304). Источник. Влагает в нас дерзость, чтобы без стыда продолжая грешить, тем больше потерпели мы вреда. Ожесточает он сердце наше, чтобы чрез это все худое сделалось нашим приобретением. поселяет в нас леность, чтобы терпеливо дали мы ему окончить в нас дело свое (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). дерзкого грешника учит укорять других, а обличителя – бояться, чтобы, по боязливости его, был не уврачеван порочный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сердце Да будет сердце твое перед всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий (прп. авва Исаия , 59, 49). Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла (прп. авва Исаия , 59, 49). Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием (прп. авва Исаия , 59, 68). ...Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле (прп. авва Исаия , 59, 178). Горе нам, что сердце наше от попечений о суетном грубеет и расслабевает (прп. авва Исаия , 59, 194). Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое; так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты (свт. Василий Великий , 5, 180). Источник. Кто есть чистый сердцем? – Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного, или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). ...Может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет перед Богом и перед святыми Силами (прп. Ефрем Сирин , 30, 112). Источник. Написано: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (ср.: Ин. 6, 27 ). Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и имеющему нужду подать (см.: Еф. 4, 28 ). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо (прп. Ефрем Сирин , 31, 102–103). Источник. Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце – Божия обитель; потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалялся из него (прп. Ефрем Сирин , 33, 349–350). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

( Лук. 4:27 ) Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману сирианину и не захотел врачевать прокаженных во израиле, хотя их и много там было: так Христос, отверженный своими соотечественниками, оказывает благодеяния иноплеменникам. Пользуясь объяснениями Св. Отцев, можем указать сходство между Елисеем и Христом в следующих чертах: Главную черту сходства между образом и Образуемым составляют обильные чудеса, которые творил Елисей во образ Будущего. Превосходство Христа пред Елисеем в сем отношении, как замечает Св. Златоуст, состоит в том, что Елисей творил чудеса, как раб, Иисус Христос – как Господь 298 . Первое чудо, совершенное Елисеем, было прехождение Иордана, разделенного милотию: сие показывает на крещение во Иордане Господа, от Которого, по Пророку, побегло море, и Иордан возвратился вспять ( Псал. 113:5 ) 299 . Следующее чудо сотворил Елисей во Иерихоне, где он исправил вредоносные, и делавшие землю неплодной, воды, вложив в оные несколько соли. Св. Ефрем Сирин и Исидор Пелусиот так объясняют сие чудо: «Иерихон есть мир. Воды означают всех людей, лишенных плодов благочестия и силы добродетелей. Вода, т. е. природа человеческая, соделалась негодною после того, как осквернена была ядом древнего змия и потеряла всю сладость от смертоносного дыхания диавола. Посему, весь мир соделался как бы неплодным полем и остался бы неплодным, если бы Спаситель не исправил злую природу человеческую, как Елисей – воду. Соль означает исцеляющую силу Божественную, данную Апостолам, коим сказано: вы есте соль земли ( Мф. 5:13 ). Как силою благословения Елисеева ожили неплодные поля Иерихона: так благодатию Христа дарована человеческой природе сила плодоношения» 300 . «После того Елисей возходит в Вефиль, т. е. в дом Божий и ругаются ему дети; заметь при сем, продолжает св. Ефрем, слова Господа: се восходим во Иерусалим и поругаются Сыну человеческому. ( Лк. 18:31, 32 .) Кто же сии ругатели? Те, кои обитали в Вефиле, т. е. стояли в дому Божием, первосвященники, книжники, и фарисеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

2001. Vol. 35. P. 502-507; Shemunkasho A. Healing in the Theology of St. Ephrem. Piscataway (N. J.), 2002; Bierbaums M. Ephraim the Syrian on «Freedom of the Will» in Manichaeism//Aram Periodical. 2004. Vol. 16. N 2. P. 263-277; Lange C. The Portrayal of Christ in the Syriac Commentary on the Diatessaron. Leuven, 2005. (CSCO; 616. Subs; 118); Sauma A. Efrem Syriern (306-373): Hans liv och skrifter. Stockholm, 2005; Biesen K., den. Simple and Bold: Ephrem " s Art of Symbolic Thought. Piscataway (N. J.), 2006; Karukaparampil O. J. Concept of God in Ephrem and in «Rig Veda»//PdO. 2006. T. 31. P. 191-199; Tanoglu I., Tanoglu S. Eserleriyle Mor Afrem. Istanbul, 2006. С. Брок «Греческий Ефрем» Несомненно, что тексты на греч. языке, приписываемые Е. С., имели хождение уже при его жизни или вскоре после его смерти и высоко ценились св. отцами. Предполагается, что греч. и лат. мир был знаком только с греч. текстами, приписывавшимися Е. С., при этом подлинные сир. тексты оставались неизвестными. Поскольку греч. тексты Е. С. обычно считаются неподлинными, они, как правило, остаются вне поля зрения исследователей. До недавнего времени греч. сочинения, приписывавшиеся Е. С., были малодоступны: они существовали только в громоздких (in folio) изданиях XVIII в. Ранние свидетельства Различные авторы с IV по IX в. свидетельствуют о высоком авторитете Е. С. в визант. правосл. мире, однако его репутация основывалась полностью на обширном корпусе сочинений на греч. языке, приписывавшихся ему; сами авторы свидетельств были уверены, что они имеют дело с переводами подлинных работ, написанных по-сирийски. Блж. Иероним Стридонский В 115-й гл. соч. «De Viris Illustribus» блж. Иероним говорит о Е. С. как о «диаконе Церкви в Эдессе» (Edessenae Ecclesiae diaconus) и сообщает: «...он писал много на сирийском языке и достиг столь великой славы, что в некоторых церквах его писания читались вслух после чтения Писаний» (multo Syro sermone composuit et ad tantam venit claritudinem, ut post lectionem Scripturarum publice in quibusdam ecclesiis eius scripta recitentur). Далее он сообщает, что читал «его книгу о Святом Духе, которую некто перевел с сирийского» (eius volumen de Spiritu Sancto, quod quidam de Syriaca verterat) и «обнаружил проницательность возвышенного ума даже в переводе» (et acumen sublimis ingenii, etiam in translatione, cognovi). Созомен Немного позже историк Созомен посвятил Е. С. специальную главу «Церковной истории» ( Sozom. Hist. eccl. III 16), не имеющую соответствия в «Церковной истории» Сократа, к-рую Созомен использовал в качестве образца. Он превозносит стиль Е. С. и говорит, что его произведения звучат по-гречески так же, как и по-сирийски, и превосходят сочинения самых выдающихся греч. писателей, чьи работы только теряют при переводе. Он говорит, что писания Е. С., состоящие из 300 тыс. строк, были переведены на греч. язык во время его жизни и продолжали переводиться. Севир, патриарх Антиохийский

http://pravenc.ru/text/376984.html

Блажен, кто, возвысившись в любви, стал как город, построенный на верху горы, от котораго враг, посмотрев на него, удаляется со страхом, убоявшись того, что он тверд о Господе. Блажен, кто просиял верою в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омраченные, которыя последовали учению неверных и злочестивых. Блажен, кто всегда любит истину и уст своих не дал лжи в оружие нечестия, боясь заповеди, запрещающей даже праздное слово. Блажен, кто, не осуждает ближняго, как немудрый, но, как человек разумный и духовный, старается вынуть прежде бревно из собственнаго своего глаза. Блажен, кто воздерживал вежди, и ни мысленно, ни чувственно не обольщался кожею плоти, которая вскоре будет источать из себя гной. Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и возненавидел гордыню прежде, чем обличена естественная наша ничтожность согнитием во гробе. 65. На чем утверждается упование оправдания на суде (4, 300). Огнь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая кровь Твоя; геенна ожидает меня на мучения, но тесно соединено со мною животворящее тело Твое. Я облечен в ризу Духа Святаго, – и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огонь, как скоро приразится к нему воня плоти и крови Твоей. Ты, Господи наш, упование кающихся; Ты – друг всех грешников. Умоляю Тебя, Господи, святым именем Твоим, не накажи меня праведным судом Твоим. Любовию Родителя Твоего, Матерним лоном, носившим Тебя, копием, которое на Голгофе отверзло ребра Твои, умоляю Тебя: источи мне росу милосердия Твоего, чтобы не томиться мне там жаждою воды. Крест Твой, Господи, в котором ищу себе прибежища, да будет для меня там мостом чрез великую пламенную реку. Им да пройду в обитель жизни. Взывали к Тебе Иона в глубине моря и Даниил во рве львином; призывали Тебя три отрока еврейские в пещи, разожженной халдеями. Извел Ты Иону из бездны, спас Даниила, и милосердие Твое оросило и угасило пламень в пещи. Помилуй и меня, Господи, и спаси за то, что исповедовал я Тебя, и, по благодати Твоей, оставь мне долги мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010