Его личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно пополнял за счет книг, полученных от книготорговцев Запада и России, а также присланных друзьями, которым он всегда напоминал о необходимости прислать нужные для работы редкие экземпляры. Ученый и богослов с большим багажом знаний и опыта, святитель, исследуя памятники церковной письменности восточного и латинского происхождения, труды отцов Церкви, подобно пчеле отовсюду извлекал нектар мудрости. Более 60 имен церковных и светских писателей, историков, учителей Церкви и богословов упоминает он в своих произведениях. В число использованных св. Димитрием памятников церковной письменности вошли древние патерики, Прологи, летописи, хронологии. Важнейшее место в сочинениях святителя Димитрия отводится отцам Святой Церкви, богословам, учителям, проповедникам, пастырским опытом которых он руководствовался в своем служении и деятельности. Имена их он сам приводит пред взоры слушателей и читателей. Это – преподобный Макарий Египетский , святые Афанасий Великий , Иоанн Лествичник , Иоанн Дамаскин , Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Ефрем Сирин , Кирилл Иерусалимский , Григорий Двоеслов , блаженные Иероним, Феодорит, Августин, священномученик Киприан и многие другие. Из использованных им литературных памятников Русской Православной Церкви следует упомянуть прежде всего Великие Четьи-Минеи митрополита Макария, имевшие основополагающее значение при создании его Житий святых, сочинения преподобного Максима Грека , Лазаря Барановича и ряд иных, употреблявшихся им при выяснении вероисповедных, догматических вопросов. Анализируя и тщательно исследуя громадный литературный материал, отмечая вкравшиеся ошибки и разногласия, святитель Димитрий критически подходит к нему и одновременно расширяет свой кругозор и знания. Нередко, встречаясь с противоречиями, он отдает дань уважения авторитету отцов, а иногда представляет их на благочестивое христианское рассуждение и веру, доверяет соборному разуму Святой Церкви, обладающей полнотой Божественной благодати и ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

прор. Даниила пишет: «мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно» (Твор. ч. XII, стр. 62–63). То же говорят бл. Феодорит и бл. Феофилакт Болгарский (Толк. 2 посл. к Сол.), св. Ириней (Кн. прот. ерес. 5, гл. 25 и 28), св. Ефрем Сирин (105 сл. л. 300) и др. св. оо. и уу. Церкви (см. свидетельства их в Вып. Алекс. стр. 226–260). В Книге о вере также говорится: «А той антихрист человек будут беззакония сын, и родится, яко же глаголет Ипполит римский , от девицы нечистые, жидовки сущия, от колена Данова» (л. 270). Вопреки столь ясному и определенному учению о лице антихриста, безпоповцы утверждают, что антихрист будет нечто мысленное, отвлеченное (совокупность ересей) или даже сам диавол. В доказательство этого они ссылаются преимущественно на следующие слова св. Ипполита: в скончание века явится сын погибельный, т. е. антихрист, «родитжеся по привидению от девицы... сопротивник аще и плоть приимет, но все в привидении... Непщую бо, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд» (Б. Собор. л. 128 об.). Но слова эти не подтверждают учения безпоповцев. 1) В них говорится только, что рождение антихриста будет «в привидении», т. е. в мечте, воображении людей, что плоть его будет мечтательна, а не то, что будет нечто мысленное, отвлеченное. 2) Какова бы ни была плоть антихриста, но она многим явится тогда (л. 130 об.). 3) Сам Ипполит изображает антихриста, как действительного человека. «Во образе человечи явися Господь, говорит он, и той подобне во образе человечи изыдет»; как «обрезан Спас в мире бысть», так «и той подобне обрезан будет» (л. 127). Люди будут зреть его истинно (л. 130 об.). Он будет иметь очи (л. 132), ноги (л. 130), руки (133 л.), глас крепкий (130 л.), сделается царем (129 л.), будет требовать от всех поклонения и покоряющихся знаменать печатью своею, а «не хотящих его послушати, томленьми и неисчетными муками лютыми и козньми изнурит» (л. 131 и 132 об.), убиет оружием Илию и Еноха (л. 132). В том же слове описаны свойства антихриста, которые обнаруживают в нем тоже человека. Он будет «кроток, тих, любезен, нищелюбив; людие и народ будут видеть толикия его добродетели и поставят его царя... глаголюще к себе, еда обрящется сицев благ и праведен человек в роде нашем». Евреи будут думать, «яко царство их хощет воставити. И по сих вознесется сердцем и будет уже жесток, немилостив и безчеловечен» (л. 129 об.). 4) Выражение «непщую», т. е. думаю, своим мнением полагаю, указывает на то, что св. Ипполит высказывает здесь свою частную мысль, а не общее учение св. отцов Церкви. В делах же веры следует основываться не на частном мнении какого-нибудь св. отца, которое может быть и ошибочным, а на мнении большинства св. отцов. 5) Наконец, в подлинном 93 слове Ипполитовом ничего не говорится о мечтательной плоти антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

По Амвросию, «пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного вознаграждения. Одних ждет наказание других награда, – и, однако ж, ни те не остаются без страданий, ни эти без наслаждения 295 . И по Августину, «души благочестивых, отделившиеся от тела, находятся в покое, а души нечестивых терпят наказания, пока снова не оживут тела первых для вечной жизни, а тела вторых – для вечной смерти, называемой второю» 296 , или, как говорится в другом месте: «все души, отшедшие из мира, имеют различные себе воздаяния добрые имеют радость, злые – мучения 297 . 2) Совместно с сим, отцы и учители рассматриваемого периода, как восточные, так и древнейшие западные, предполагали и для распределения по месту за гробом душ праведных и грешных, двоякие и, совершенно противоположные, по своему характеру, жилища, блаженное жилище праведных душ, называя, то лоном Авраамовым (как, напр., Иларий 298 и Григорий Нисский 299 , то раем (как Афанасий Великий 300 , Кирилл Иерусалимский и Августин 301 , то прямо, небом (как напр. Ефрем Сирин 302 , Василий Великий 303 , Григорий Богослов 304 , Златоуст 305 , Епифаний 306 , Иероним 307 , Амвросий 308 и Дамаскин 309 , а мрачное и печальное жилище душ грешных, называя, то областью казней и мучений (как, напр., Иларий 310 , то геенной (как, напр., Иаков Низибийский 311 ), то преисподней (как, напр., Кирилл Иерусалимский ), то, вообще, и по преимуществу – адом (как это делали почти все, вышеуказанные учители 312 . Имея в виду это общее и самое древнее верование Церкви, св. Афанасий Великий , по сему поводу, вот что писал к некоему князю Антиоху: вопрос, где находятся отшедшие души людей, «есть вопрос чудный, и дивный, и сокрытый от людей. Ибо Бог не позволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда, и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас. Однако ж, мы знаем из Писаний, что души грешников находятся в аде под всею землею и морем, как говорит псалом: в темных и сени смертней и в рове преисподнем; и, как написано в книге Иова: в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя идеже несть света, ниже видети живота человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 1 (1). Слово на Рождество Христово 1912 года и обзор событий 1911 года на страницах православной газеты «Олонецкая неделя» В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью, государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции. Статья Дела давно минувших дней… А.С.Пушкин   В прошлом ключ нашего будущего – только в нем. Архимандрит Константин Зайцев   3 апреля 1911 г. в г. Петрозаводске вышел первый номер печатного органа Олонецкого совета Православного Карельского братства, еженедельной газеты «Олонецкая неделя». Задачей газеты было православное освещение вопросов политической, церковно-общественной и народной жизни. Инициатива создания газеты исходила от Олонецкого губернатора Николая Дмитриевича Грязева. В январе 1911 г. епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии, председатель Олонецкого совета Православного Карельского братства прот. Н.К. Чуков записал в дневнике: «На Рождестве Н.Д. Грязев (вновь назначенный Олонецкой губернатор – Л.А.) просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дела в Карелии.

http://bogoslov.ru/article/2349708

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Как это было... К вопросу возвращения Русской Православной Церкви ее бывших древлехранилищ на примере истории костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в ХХ веке С возвращением и передачей Русской Православной Церкви музеев, расположенных в стенах монастырей, в обществе разгорелась дискуссия о том, сможет ли Церковь достойно сохранить великое наследие наших предков, которое после революционных бурь и борьбы с «религиозными предрассудками» на протяжении времени сохранялось в государственных музеях-заповедниках? В статье проведен экскурс в историю древлехранилища Ипатьевского монастыря, на примере которого многим прояснится суть полемики и реальные решения вопроса. Статья Начало XX века подавало самые радужные надежды на перспективу развития костромского Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в истории государства,монархии и Церкви. В обители проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, собиравшиеся под сенью куполов «царского монастыря» для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912 г. в Костроме Церковно-исторического общества усилиями его представителей в стенах древнего Ипатия к предстоящему визиту Государя-императора и Августейшего семейства, приуроченному к 300-летию Дома Романовых, в палатах, где находился до наречения на царство юный Михаил Феодорович с матерью (Романовские палаты), стал создаваться церковно-исторический музей-древлехранилище, в котором, по замыслу его организаторов, были выставлены на всеобщее обозрение многие из священных предметов, находившихся в ризнице монастыря, как то: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представлявшие собой историческую и художественную редкость, являвшиеся раритетами, относящимися к XIV–XVI вв.

http://bogoslov.ru/article/4529808

Святитель Ипполит Римский использовал материал этого апокрифа в толковании на книгу пророка Даниила, которое он написал в 180 г. Прямое упоминание о Деяниях Павла мы находим у Тертуллиана в произведении “О крещении”, написанном около 190 г. Евсевий Кесарийский пишет, что Деяния Павла “известны большинству церковных писателей”. Отделив Деяния Павла от канонических книг Нового Завета, он в то же время поместил их в списке раньше таких произведений, как Пастырь Ерма, Послание апостола Варнавы, Учение двенадцати Апостолов и Апокалипсис Иоанна Богослова 11 . Кларомонтанский кодекс (VI в.) содержит список книг Нового Завета, датируемый обычно около 300 г. В этом списке находятся и Деяния Павла: “…Послание Варнавы, 850 строк; Откровение Иоанна, 1200; Деяния Апостолов, 2600; Пастырь, 4000 строк; Деяния Павла, 3560 строк; Апокалипсис Петра, 270 строк” 12 . В V в. блаженный Иероним упоминал этот апокриф, но, следуя Тертуллиану, сомневался в его достоверности. Возражение против этого произведения находится у святителя Фотия. Тем не менее апокрифические Деяния Павла продолжали пользоваться большой популярностью в Церкви. На их материале составлялись жития и проповеди, писались иконы и фрески. Рукописи с Деяниями Павла переписывались и хранились в монастырских библиотеках вплоть до XVII века, когда изобретение Гутенберга вообще прекратило традицию рукописных книг. Церковный авторитет Деяний Павла Исторический материал Деяний Павла был воспринят практически всей святоотеческой традицией 13 . Их цитировали и на них ссылались как на авторитетный источник святитель Ипполит Римский (180 14 ), Ориген (230), преподобный Ефрем Сирин (360), святитель Афанасий Великий (350), святитель Григорий Назианзин (363), святитель Григорий Нисский, святитель Епифаний Кипрский (377), святитель Иоанн Златоуст (376–401), святитель Амвросий Медиоланский (377), блаженный Августин (396), преподобный Макарий Великий (410), святой Исидор Пелусиот (V в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), святой Симеон Метафраст (910) и многие другие 15 .

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

6) В статье Х-й того же журнала советом академии было поручено произвести следующую ревизию академической библиотеки и. д. ординарного профессора Петру Казанскому и доценту —310— Василию Мышцыну . 7) В статье XIV было изложено определение совета академии о выдаче премии (в 300 р.) Преосвященного Николая, Епископа Алеутского, студенту 4-го курса Сергею Попову, по утверждении его в степени кандидата богословия, за написанное им сочинение на тему: «Обстоятельная биография покойного ректора Московской духовной академии, протоиерея Александра Васильевича Горского». 8) В статье XII-й совет академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Московской духовной академии стипендии и премии имени покойного профессора протоиерея Александра Михайловича Иванцова-Платонова. 9) В статье XIII-й изложены были следующие шесть правил: 1) Проценты с капитала (50000 р. 5% облигациями Московского Городского Кредитного Общества), завещанного Московской духовной академии П.А. Мухановою, каждогодно разделяются на две равные части, из коих одна советом академии распределяется на пособия студентам академии, другая выдается в виде пособий к жалованью членам академической корпорации, т. е. преподавателям штатным и сверхштатным, лекторам новых языков, а также и чиновникам, получившим высшее богословское образование. 2) Половина процентов с Мухановского капитала, равняющаяся 1187 руб. 50 копейкам и назначенная в пособия студентам академии, «не имеющим возможности продолжать учение в академии по совершенной бедности и беспомощности» в материальном отношении, разделяется на 5 частей, из коих 3 части, по 220 руб. каждая, назначаются в качестве полного годового пособия советом академии в сентябрьском заседании, остальная сумма распределяется правлением академии в двух заседаниях, предшествующих крайнему сроку взноса денег студентами академии за свое содержание, между теми из них, которые ни из сумм Братства Преподоб- —311— ного Сергия, ни из собственных средств не имеют возможности обеспечить своего дальнейшего пребывания в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 . В случае каких-либо особенно тяжелых обстоятельств или крайней нужды пособие может быть назначено или в усиленном размере (чрез соединение двух частей в одну), или вторично, хотя бы лицо нуждающееся уже получило пособие в один из ближайших годов, а равно прослужившим и менее 5 лет». XIV. Донесение комиссии, состоящей из о. ректора академии архимандрита Антония, ординарного профессора Алексея Лебедева и экстраординарного профессора Ивана Корсунского : «Честь имеем донести совету академии, что кандидатское сочинение студента IV курса Сергея Попова на тему: «Обстоятельная биография покойного ректора Московской духовной академии протоиерея Александра Васильевича Горского» по нашему мнению вполне заслуживает премии (в 300 рублей) Преосвященного Николая, Епископа Алеутского». Справка: 1) Согласно пункту 3-му статьи XI журнала совета академии от 21-го февраля 1894 года, суждение о том, заслуживает ли означенное сочинение премии Преосвященного Алеутского Николая предоставлено особой комиссии, состоящей из о. ректора академии, ординарного профессора Алексея Лебедева и экстраординарного профессора Ивана Корсунского . 2) Присуждение премии должно происходить, согласно п. 2-му той же статьи, в Июньском заседании совета. Определили: Премию Преосвященного Алеутского Николая выдать студенту IV курса Сергею Попову, по утверждении его в степени кандидата богословия. XV. Донесения комиссий, производивших испытания помощника инспектора академии Петра Полянского по: Свя- —297— щенному Писанию Ветхого и Нового Завета, библейской истории, введению в круг богословских наук, общей и русской церковной истории, теории словесности, церковной археологии и литургике, еврейскому языку и библейской археологии. Из донесений видно, что Полянский получил следующие баллы: по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета по 5, библейской истории, введению в круг богословских наук, русской церковной истории, церковной археологии и литургике и теории словесности по 5–, общей церковной истории, еврейскому языку и библейской археологии – по 4½.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы не отрицаем, что весьма много погрешили в других отношениях, но догматическое учение апостолов хранили до сих пор неискаженным и за одно это надеемся удостоиться сострадания и снисхождения в день явления Господня: ибо за него (догматическое учение) мы непрестанно боремся против всевозможных ересей, его же постоянно предлагаем питомцам благочестия, чрез него принесли Архипастырю и Спасителю всех нас тысячи волков, преобразивши их в овец. Это передали нам не только апостолы и пророки, но и изъяснившие писания их Игнатий [Богоносец], Евстафий [Антиохийский], Афанасий [Александрийский], Григорий [Богослов], Иоанн [Златоуст] и другие светильники вселенной и –прежде их – сошедшиеся в Никее святые отцы: исповедание веры их, как отеческое наследие, мы храним неприкосновенным и осмеливающихся нарушить эти догматы называем лживыми и врагами истины. (Блаж. Феодорит Кирский в письме к патрицию Флорентию). Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в первом выпуске Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Препод. Викентий Лиринский , пресвитер монастыря на острове Лирине (ныне остров св. Гонората) в Средиземном море, † ок. 450 г. Св. Григорий, епископ Нисский, род. ок. 335 г., † ок. 394 г. Св. Епифаний, епископ Саламина на о. Кипре, род. ок. 315 г., † 403 г. Преп. Ефрем Сирин , род. В начале 4-го века, † 373 г. Св. Ириней, епископ Лионский (в Галлии), † ок. 202 г. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Климент, епископ Римский, † 101 г. Св. Киприан, епископ Карфагенский, † 14 сентября 258 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Препод. Макарий Египетский , род. Ок. 300 г., † ок. 390 г. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский, род. ок. 160 г., † после 220 г. Блаж. Феодорит , епископ Киррский, род. ок. 393 г., † в 457 г. Выпуск III-й. О Триедином Боге 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Тебя, Господи, должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, – богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевание для израненных, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива, кто обладает Тобою, тот не испытывает голода. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 337 ). Будем же воспламенять в себе любовь к будущим благам, потому что великая слава ожидает праведников – такая, какой невозможно изобразить словом: они, восприняв нетленные тела по Воскресении, прославятся и будут царствовать со Христом. Святитель Иоанн Златоуст ( 40, 584 ). Когда душа жаждет Бога, она в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 97 ). Ум, соединившийся с Богом верою, познающий Его деланием добродетелей и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит дивные и преславные чудеса. Он весь освящается и становится как свет, хотя не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет и видит Свет всяческих – Бога, и Свет этот, Который он видит, есть Жизнь и дает жизнь тому, кто его видит. Ум видит себя совершено объединенным с этим Светом и трезвенно бодрствует. Сознает он и изумляется, изумляясь же, видит Его, как бы он был вдали от него; потом, придя в себя, опять обретает этот Свет внутри и, таким образом, не находит ни слов, ни мыслей, не знает, что сказать и что думать об этом Свете, им видимом. Кто, слыша об этом таинстве, не удивится и, удивляясь, не прибегнет ко Христу? Кто не пожелает и в себе узреть эти чудеса Божий? И кто не возлюбит Того, Кто дает нам такие преславные дары без цены? ( 60, 173 ). Пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорят, что Его невозможно овидеть, это не только возможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть «свет миру» ( Ин. 8, 12 ), то те, которые Его не видят, конечно, слепы, а слепы они потому, что они Его не возлюбили, не исполнили заповедей Его. Ибо если бы они возлюбили Бога и заповеди Его сохранили, то всей душой возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он, конечно, Сам явил бы им Себя, как Неложный, существенно Истинный и Самоистина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей Славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и живущих во тьме. Итак, те христиане, которые не видят умно Господа, не освещаются явственно и сознательно Его светом божественным, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что видеть Его невозможно. Но каждый из нас... пусть испытает совесть свою... и, конечно, найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит Славы Его, а затем пусть покается и восплачет о том, что находится в таком бедном состоянии, и постарается покаянием и исповеданием возвратить потерянное ( 60, 300 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010