И о себе самом св. Григорий утверждает, что на Константинопольский престол он «возведен был Богом и добрыми Божиими служителями 287 ; и в другом месте скорбит, что у него «отняли народ, над которым поставил его Дух» 288 . Подобных мыслей о рукоположении епископов по Божию изволению очень много и в других местах творений Св. Григория. 289 Св. Гргигорий Нисский свидетельствует, что через Петра «Христос дал епископам ключи небесных дверей» 290 ; священство он называет «Божественным достоянием» 291 . В своем же слове о жизни св. Григория Чудотворца говорит о заочном рукоположении этого святителя епископом Федимом, который, «воззрев к Богу и сказавши, что Бог в час сей равно видит и его самого и того (Григория), вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу» 292 . В своем слове «о священстве» св. Ефрем Сирин говорит, что достоинство священного сана «сынам Адамовым даровала Троица» 293 . «Да благословляется Спаситель – говорит св. Ефрем в том же слове, – принесший на землю сей пресветлый очистительный дар, просветивший благодатию иереев, чтобы сияли они, как светила в мире... Сама высокая и страшная Мышца, снизшедши с неба, чрез возложение рук даровала нам Духа Святого, как огонь снизшедшего на Апостолов» 294 . «Слава Единородному! Слава единородному Благому, который сообщает достоинство священства ученикам Своим чрез новый святой завет Свой, чтобы и они показали пример в возложении рук своих на достойных» 295 . Св. Иоанн Златоуст со всею силою и выразительностию утверждает мысль о Богоучрежденности иерархии. Так, св. отец пишет, «что не человек, не ангел, не архангел и не другая какая либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, сделал представителями ангельского служения» 296 . Раскрывая далее величие священнического служения, св. отец говорит, что этой чести «удостоила священников благодать Духа» 297 ; что «Бог дал им (священникам) всю небесную власть» 298 ; «Сын весь суд вручил священникам» 299 ; священник получает от Бога власть», и «Бог дал священникам больше силы нежели плотским родителям» 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Житие св. ап. Петра, Четьи-Минеи, 29 июня). Пинетти, живший в конце XVIII столетия, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другие» (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 299–300). То, что отказался совершить Христос, совершит антихрист: он даст знамение с неба, т. е. знамение в воздухе, где преимущественно господствует сатана (см. преп. Ефрем Сирин, слово 106, ч. 2; Еф.2:2 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что антихрист совершит дела великие, «да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки» ( Откр.13:13 ). «На это знамение указывается Писанием как высшее из знамений антихриста, и место этого знамения – воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем». Оно будет «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его» (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 302). Св. Симеон Новый Богослов предупреждает, что «взирати на небо зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многие и различные прелести на воздусе» («Добротолюбие», ч. 1, «О третьем образе внимания»). Св. ап. Павел называет сатану «князем, господствующим в воздухе» ( Еф.2:2 ). Очарование воздушным бесовским явлением грозит неизбежной гибелью для внимающих ему. «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного (даже) без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению» (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 329). Знамения антихриста, совершаемые сатанинской силой, произведут неотразимое влияние на зрителей. «Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта» (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 300). Увидев эти чудеса, люди по слепоте своей, по торжеству своего плотского разума немедленно признают в них действие сатаны величайшим проявлением силы Божией и с восторгом примут антихриста богом. Антихрист наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю ( Откр.13:8 ) (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 302).

http://azbyka.ru/antihrist

Ангел явился ему и сказал: «Ты подобен одному флейтисту, который живет в городе». Авва Пафнутий поспешно отправился к этому флейтисту и начал его расспрашивать об его образе жизни и делах. Флейтист сказал правду, что он человек грешный, нетрезвой и нечистой жизни, что только недавно перестал разбойничать и сделался флейтистом. Пафнутий стал выпытывать у него, что сделал он доброго когда-либо. Флейтист отвечал, что ничего доброго за собой не знает, но однажды, еще будучи разбойником, он избавил от разбойников одну христианскую деву, которую они хотели обесчестить, и проводил ее до безопасного места. «В другой раз, – продолжал он, – я встретил красивую женщину, которая блуждала по пустыне. Она убежала от судей из-за того, что муж ее задолжал казне 300 златниц и не имел чем заплатить. В продолжение двух лет его неоднократно били и заключили в темницу, а их троих сыновей – продали как рабов. Ее тоже несколько раз били без пощады, так что пришлось убежать в пустыню, где она скиталась, не имея никакого пропитания. Я сжалился над этой женщиной, привел ее в свою пещеру, накормил и дал ей 300 златниц. После этого я проводил ее до города. Так она смогла заплатить долг и добиться освобождения для своего мужа и детей». Пафнутий сказал флейтисту: «Ты, наверное, слышал обо мне и о моей подвижнической жизни. Однако я не имею за собой таких добрых дел, как ты. И вот Бог мне открыл о тебе, что ты нисколько не ниже меня в добрых делах. Поэтому ты не оставляй своей души в пренебрежении, на волю случая». Услышав такие одобрительные слова праведника, флейтист тотчас оставил свои флейты и последовал за Пафнутием в пустыню. Так оставшиеся дни своей жизни он посвятил восстановлению гармонии в своей душе, что стало для него дороже всяких светских мелодий. Преподобный Ефрем Сирин Диакон эдесской церкви (тогда в Сирии, ныне в области современного Ирака) Ефрем вел весьма уединенную и святую жизнь, за которую удостоился от Бога дара ведения и мудрости. Много лет он назидал приходивших к нему, а под конец жизни должен был покинуть свое уединение по следующей причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf ПОМОЩЬ БОЖИЯ «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5) Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен ( 4, 291 ). Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий ( 4, 327 ). Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам ( 26, 300 ). Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим ( 28, 166 ). К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого ( 28, 310 ). От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 232 ). Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока... которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний ( 33, 49 ). Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 201 ). Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества. Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи ( 36, 341 ). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого ( 38, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В Казани начала работу XXII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» 20 ноября 2023 – 20 ноября 2023 События 20 и 21 ноября в столице Татарстана проходит конференция, посвящённая 300-летию духовного образования на Казанской земле. Её работа разделена на семь тематических секций: Секция 1. КазПДС как преемница Казанской духовной академии на богословском поприще Секция 2. Литургико-каноническое наследие Казанской духовной академии: актуальность и перспективы развития Секция 3. Интеграция и взаимодействие: воцерковление общества, методы и препятствия Секция 4. Исламоведение и межрелигиозный диалог Секция 5. Религия — наука — образование: история и современность Секция 6. Проблемы изучения, сохранения и презентации церковного искусства Секция 7. Вера. Патриотизм. Молодежь В числе докладчиков — священнослужители Русской Православной Церкви, деятели науки, преподаватели светских и религиозных учебных заведений, сотрудники музеев, государственные и общественные деятели.  21 ноября в Казанском соборе Богородицкого монастыря для участников конференции будет совершена Божественная литургия. Праздничное богослужение возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. В этот же день состоится Форум православной общественности Республики Татарстан. Форум проходит с 2014 года, его основной целью является поддержка традиционных духовных ценностей, сохранение и развитие православной культуры в Поволжье. В мероприятии примет участие раис Республики Татарстан Рустам Минниханов.   Источник : Казанская духовная семинария Фото : Пресс-служба Казанской епархии Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6193965

Архиепископ Антоний (Амфитеатров) (1815–1879 гг.). «Будучи совершенным и единого естества с нами человеком, Иисус Христос отличается от всех людей тем, что а) приняв всю природу нашу, со всеми ее немощами, Он не принял однако же греха первородного и был совершенно свят и безгрешен, заимствовав свое человечество от Девы святейшей, предочищенной от греховной заразы… б) зачатие и рождение Иисуса Христа было необыкновенное и сверхъестественное – от одной Девы, не знавшей мужа… (8: 149). Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882 гг.). «Слово Божие учит, во первых, что Господь непричастен к греху первородному: а) Когда представляет слова ангела благовестника пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1: 35 ). Отсюда видно, что хотя Господь Иисус зачался от Девы, дщери человеческой, но от Девы, в которой душа и тело, по выражению песни церковной, были предочищены Духом Святым 299 ; зачался от Девы силою и действием того же Святого Духа, а потому и родился совершенно чистым и святым, мысль, которую ясно проповедовали св. Отцы Церкви, например: Св. Кирилл Иерусалимский : “…Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение (рождение Иисуса Христа – П. Д.)” 300 . Св. Григорий Богослов : “хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом… Таково мое слово новом рождении Христовом! Здесь нет ничего позорного; потому что позорен один грех. А во Христе не имеет место позорное; потому что Его (человечество Иисуса Христа) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти пречистой, неневестной матери, которую предварительно очистил Дух, изшел самозданный Человек, принял же очищение ради меня” 301 . Св. Ефрем Сирин : “…И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе…” 302 . Св. Иоанн Дамаскин : “По согласию святой Девы, Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей ангелом, сошел на Нее, очистил ее и даровал Ей способность, как принять в себя Божество Слово, так и родить…».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Заключая беседу, я сказал: «Вот видишь ли, – за перстосложение вы отделяетесь от Церкви, терпите лишение таинств, а между тем в этом самом перстосложении, за которое отделяетесь, встречаете недоумение касательно пригбения великосреднего перста». – Он сказал: «Не нужно бы клятвы налагать на не крестящихся тремя персты, кои положены Собором 1667 года: тогда бы и разделения не было». – Я отвечал: «Собор вынужден был произнести клятву, ибо явились хулители троеперстия и внесли раздор в Церковь . Ты что находишь противного тремя первыми перстами образовать св. Троицу?» – «Я ничего противного в троеперстии не нахожу,– отвечал он; – да и клятвы на двупсрстие полагать не следовало». – Я спросил: «Ты что же думаешь об этой клятве, произнесенной ради ревности по св. Троице? Ужели Церковь пала и лишилась благодати за то, что предала клятве хулителей православного образования св. Троицы, и ужели вы правы, что ради сей клятвы отделяетесь от Церкви? Ты вот о чем подумай: Стоглавный Собор предал клятве не молящихся двуперстно, хотя они из-за двуперстия от Церкви не отделялись, причем основался на слове Феодорита, которое о пригбении великосреднего перста толкует несогласно православному догматическому учению: но вы за сию клятву на Собор Стоглавный не сетуете, за сию клятву Церковь Русскую того времени не осуждаете и не говорите, что она лишилась благодати. При этом еще примите во внимание, что Собор Стоглавный не имел и такого нрава произносить клятвы, как Собор 1667 г., ибо он Собор Поместный, происходил без участия восточных патриархов». XV. Из паимской беседы о клятвах Собора 1667 года Когда беседовал я со старообрядцами в селе Паиме, они, по обычаю всех старообрядцев, указывали на изреченные Собором 1667 года клятвы, как на самую важную причину их отделения от Церкви, и как бы желая сделать меня безответным, не раз вопрошали: за что собор сей изрек клятвы на содержащих двуперстие и прочие именуемые древние обряды? Я отвечал: «Собор вынудили к сему две причины. Первая – отделение старообрядческих предков от Церкви и хулы их на Церковь , ибо они проповедовали, что Церкви уже не Церкви, архиереи – не архиереи, Тайны – не Тайны. Тако гордящихся на Церковь , могла ли Церковь не предать проклятию? Вы знаете, каков кроток и милостив был святой Ефрем Сирин ; а и он в Завете своем (л. 300) такими же клятвами, как и Собор 1667 года, поражает противящихся Церкви: кто восстает на Церковь, говорит он, у того плоть, как у Гиезия, да покроется проказой!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Раскольники, прочитав слова св. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:18 ), усиливаются вытолковать, что антихристом назван всякий, отвергающий истинное учение Христа Спасителя. В опровержение такого толкования необходимо выяснить, что «антихрист» в собственном смысле отличается от антихристов – еретиков, которые называются предтечами последнего антихриста: он будет человек греха ( 2Фес.2 ), родится от колена Данова ( Втор.33:22 ; св. Ипполит «слово об антихристе, 1 Андр. Кесар. Толк. На Апокал. Зач.19, л. 410, кн. О вере л. 270), от девицы жидовки скверныя (св. Ипполит, Богосл. Иоанна Дамаскина гл.26, триодь постная, синаксарь в ед. Мясоп., кн. О вере л. 270, св. Ефрем Сирин л. 300) и явится в мире пред вторым Христовым пришествием (триодь постная, синаксарь, св. Кир. Иерус. «поуч. огласительныя» поуч. 15). Раск.: Златоуст в толк. на слова апостола ( 2Фес.2 ) говорит: «что есть отступление? Того самого антихриста отступление», – всякое отступление от истинного учения есть антихрист. В опровержение этого следует прочитать дальнейшие слова св. Злат., который называет антихриста «человеком многих имущим погубите и отставите» – след., Златоуст назвал антихриста отступлением (а не отступление антихристом), употребил вместо собственного имени «деяние», вместо причины – явление. Под антихристом нельзя понимать чувственного человека и потому, возражают раск., что о нем сказано: сядет в церкви Божией, аки Бог (Злат. Бес. на 14 посл. стр. 2312), а Бог восседает в церкви не чувственно, но духовно. Раньше были указаны свидетельства, что антихр. будет человек, явится в мире так же чувственно, как и Христос Спаситель (Иоанн зач. 17); но духовное царствование Спасителя в Своей св. церкви не отрицает его чувственного, во плоти явления в мире, так и царствование (седение) антихриста в церкви не отрицает его чувственного явления. Седение же в церкви должно понимать в смысле властвования: мучительским образом нимало не принадлежащую власть похитит (Бес. св. И. Злат. на Ев. Мф. зач. 17). При этом не должно замывать, что антихрист будет только среди неверовавших истине (2Фес. зач. 275), придет к иудеям (Ин. зач. 17), восстановит их царство (Иппол. слово об ант.). будет почитать их церковь (Ефр. Сир. сл. 105): Сести ему в церкви Божией... не в нашей, но в ветсей иудейстей (Богосл. И. Дамаск. гл. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Также и святые Отцы учили, что царствование антихриста, следовательно, вполне открытое действование его, продолжится три с половиной года. Так, святой Ириней, изъясняя слова Даниилова пророчества: дано будет в его руки до времени, времен и половины времени, говорит: «т. е. на три года и шесть месяцев, в продолжение которых он, пришедши, будет царствовать на земле» 299 . Андрей Кесарийский , истолковывая слова дана ему (зверю) власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13,5 ), говорит: «сорок два месяца показывает, что, по попущению Божию, три с половиною года антихрист будет иметь власть хулить Бога и озлоблять святых» 300 , т. е. приписывать антихристу такие действия, которые он будет производить во время своего владычества, когда будет открыто действовать как антихрист. Святой Ипполит, изъясняя слова Апокалипсиса (12, 14) о пребывании в пустыне жены, убежавшей туда от преследования змия и питающейся там время, времена и полувремя, говорит: «это суть тысяча двести и шестьдесят дней, половина седьмицы, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь » 301 . Сорок два месяца предполагаются равными тысяча двумстам шестидесяти дням потому, что имеются ввиду месяцы древнего иудейского счисления, т. е. лунные – по двадцати девяти дней с половиной. Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что антихрист «три года и шесть месяцев будет предаваться таким дерзостям» 302 . Эти слова особенно важны, так как непосредственно перед ними Кирилл различает два периода в деятельности антихриста: начальный, когда «он притворно покажет скромность, обманет иудеев, представляя себя ожидаемым ими Христом, и дальнейший период, когда он «запечатлеет это всякого рода бесславными и беззаконными злодеяниями». И дальше в том же слове святой Отец, основываясь на изречении из Книги пророка Даниила, утверждает: «антихрист будет царствовать только три года с половиной» 303 . Блаженный Феодорит , изъясняя слова Книги пророка Даниила о малом роге, т. е., антихристе, что святые «преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени» ( Дан. 7, 25 ), говорит: «это составляет три года с половиной» 304 . Блаженный Августин по поводу тех же слов Книги Даниила говорит, что «речь идет о царстве антихриста, по отношению к Церкви весьма жестоком, хотя имеющем продержаться небольшой период времени», и далее этот период определяет в три с половиной года 305 . Святой Ефрем Сирин говорит о периоде властвования антихриста: «по исполнении трех с половиною лет власти и действий нечистого... придет, наконец, по сказанному Господом» 306 . Что срок в три с половиной года нужно понимать в буквальном смысле, это видно и из той точности, с какой он еще иначе обозначается числом месяцев и даже числом дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поэтому нет у них пророков, нет небесной благодати... 300 «И яко овощное хранилище в вертограде». Для сбережения овощей строят осенью хранилища. Посему вертоград (огород) есть место, приносящее плоды временные, скоропреходящие, служащие более к услаждению, нежели на пользу». (Там же стр. 29–30). «Земля ваша опустошена, говорит св. Иустин филос., Трифону иудею, и оставлена, как сторожка в огороде». (Стр. 215, п. 52; снес. 1 апология, п. 47, стр. 77–8). – «Оставися дщерь Сионя» т. е. все города иудейские и по преимуществу Иерусалим, говорит св. Ефрем Сирин . Яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде«. Иудея, по опустению своему, подобна куще в обранном винограднике, в котором плоды уже сняты; потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды ещё не собраны; а по собрании плодов и стража уже не нужна. (Еф. Сир. ч. 5, стр. 437). «Дщерью Сиона пророк называет Иерусалим, говорит св. Златоуст, потому что он лежит при этой горе. Яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде. Когда расхищены плоды и уведены земледельцы, тогда уже излишни здания города». (Зл. т. VI, стр. 12). Ещё читай у Озер. толков. Феодорита, прение св. Григория Омириг. стр. 465–68. Толков. Иерон. на Исаию. Итого семь свидетельств в пользу того, что это пророчество Исаии относилось к иудеям, а не ещё к кому-нибудь. Но старообрядцы, как поповцы, так и безпоповцы на эти многочисленные свидетельства не обращают внимания, а этому множеству свидетельств предпочитают только одно, да и то неверное, взятое из ипполитова слова, в котором это место так объясняется. «Принеси убо пророка Исаию, яко первомученика в среду приведем о времени скончания нас научающа. Что убо рече; земля ваша пуста, гради ваши: огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают. Оставлена будет дщи сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, и яко град обстоимь... не бо о иудеех сие слово пророчествова, ниже о сионе граде: но о святей церкви: сион бо церковь , сиреч юже от язык приведшуюся невесту вси пророцы показаша».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010