5 . Блаженным Марком таинственно сказано было сие слово. Ибо он знал, что не всякий человек достигает чистой молитвы; что же до тех, кто в самом деле достигает ее, то сама польза ее учит их, что нет более важного дела, чем она. Когда случится, что ты лишен такой молитвы, не пренебрегай правилом. 295 Если ты частично обладаешь ею, заботься о том, чтобы в остальное время соблюдать правила до мельчайших деталей; 296 ибо благодаря заботе о правилах ты будешь вновь озарен и будешь восходить к непрестанной . 297 6 . Всякий сын 298 прежде всего трудится в услужении отцу своему и лишь потом получает власть над его сокровищами, как сказал блаженный Павел: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от рабов; он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 299 Пусть попечителями и домоправителями твоего детского возраста, 300 руководствующими тобою, будут божественные законы и прекрасные правила твоего святого образа жизни: они помогут тебе прийти в меру полного возраста Христова. 301 7 . Ибо какая польза в законах и правилах, кроме того озарения, что рождается от них в душе? Но при их помощи исправляется человек всякий раз, когда он помрачается и сбивается с пути – то есть, при молитвы часов и уставного богослужения. 302 И как человек, который заблудился, снова возвращается к началу своей дороги и там уже обретает направление и идет туда, куда хочет; точно так же правила и законы исправляют человека, который помрачен: сбившись с пути, он возвращается к ним, и они снова направляют его на путь, с которого он сбился. Что же такое закон детей, который в свободе воспитывает человека и дает ему свет, и закон слуг, который по-младенчески ведет человека и не позволяет ему двигаться вперед – это мы намереваемся указать в своем месте. 303 8 . Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня – иные для службы, иные для чтения, 304 иные для молитвы и иные для прочих трудов – когда подошло назначенное время, он должен исполнить свой долг 305 в это самое время; 306 и не может он пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в своем месте и в свое время необходимо ему исполнить должное.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

– Каково ваше отношение к тому, что традиционное для России знаменное пение почти повсеместно вытеснено европейским партесом ? Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. А теперь партес – это часть нашей культуры – Знаменная система на 80% была устной. Какая у нас последняя книга, переведенная на знамена? Обиход. Почему? Да потому что это всем было понятно. К 7 годам у ребенка вся интонационная система была на «ушах». Вот эта попевка вот этим значком записывается, и все. Это и был подход через реальную церковную жизнь. А сегодня мы пытаемся прийти искусственным путем к тому, что тогда было естественным. Поэтому появляются дурацкие проблемы противостояния наречного и наонного пения в знаменном распеве. А если возникает желание показать, что только у нас правильно, это глупость и гордыня. Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. Но в генетическом коде народа за последние 300 лет заложено гармоническое звучание партеса. Оно является естественным, и потребность эта является естественной. Вся современная казачья песня формировалась в XIX веке, и она сформирована партесом. Язык был связан с церковным пением. И партес – это часть нашей культуры. Взять и исключить это нельзя. Если хотим что-то изменить, жизнь надо менять. И петь знаменное надо на службе так, чтобы людям захотелось его слышать. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 0:51 мин. Размер 2.1 Mb ) «Богородице Дево, радуйся» (распев московского Воскресенского монастыря, XIX в.). Ансамбль «Сирин» – Возможно ли сегодня вернуться к традиционному образу жизни? – Ничего возродить в первозданном виде нельзя. Если мы хотим, чтобы у нас появилась традиционная культура высокого типа, нам надо уезжать в деревню. Пройдет 100, 200, 300 лет, и появится устойчивая традиция. Мы не знаем, какой она будет, но мы можем создать условия. Все остальное – это реконструкция. «Когда молод был». Андрей Котов и ансамбль «Сирин»   Знамена, крюки  – знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации черточек, запятых, точек; имеют византийское происхождение; применялись в русском церковном пении. Указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты.

http://pravoslavie.ru/109133.html

300. Самоукорение легче всх добродетелей 17 Октября 1879 г. Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближняго, и будешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Самоукорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин говорит, что «смирение и без дел может спасти человека»… Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «собрание смиренных есть собрание Серафимов». 301. Скорбишь неведомо о чем 11 Января 1880 г. Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная… письмо твое получил: а скорби твои великия, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скорбишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболет и проч. и проч. – что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет–хорошее ли, худое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит–кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по–христиански. Веруй в Бога, создавшаго тя и приведшаго тя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешния твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценнаго приданаго. 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 13 Марта 1880 г. Преподобныя сестры, новыя подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь! Еще пропойте на глас 3–й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны. Светодавцу поюще». Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: пропойте еще вот что на гл. 3–й: вы, кствти, не были в понедельник в Церкви: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Состоялось награждение призеров и участников церковно-певческой олимпиады 30 декабря 2021 г. 11:49 26 декабря 2021 года в Музее современной истории России в Москве прошла церемония награждения призеров и участников II Международной церковно-певческой олимпиады для детей и юношества, приуроченной к 300-летию Московского Синодального хора (МСХ). Предваряя церемонию, руководитель Детского отделения МСХ Н.С. Асмус выразила признательность дирекции Музея и руководству Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества, организовавшего юбилейную выставку «Глагол таинственный Небес», за возможность проведения награждения в историческом здании музея. Председатель жюри олимпиады священник Михаил Асмус зачитал приветствие председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения митрополита Тверского и Кашинского Амвросия организаторам и участникам олимпиады. Грамоты призерам и участникам олимпиады из г. Москвы, прибывшим на церемонию, вручил художественный руководитель МСХ, заслуженный артист России А.А. Пузаков. Особый приз за безупречное выполнение внеконкурсного задания достался Анне Сон (Детское отделение МСХ) и Елизавете Павленко (г. Белгород-Днестровский). В завершение церемонии Алексей Александрович пожелал всем участникам олимпиады хранить и приумножать любовь к богослужению и церковно-певческому искусству. Среди гостей церемонии были декан факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов, руководители Национальной организации витязей (г. Москва) и представители Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества. По окончании награждения в исполнении Детского отделения МСХ под управлением Натальи Асмус прозвучала праздничная программа из Рождественских песнопений и духовных стихов. Партию колесной лиры исполнила солистка ансамбля древнерусской музыки «Сирин» Мария Шенталинская. Была проведена экскурсия по юбилейной выставке «Глагол таинственный Небес», повествующей о многовековой истории прославленного церковного хора. II Международная церковно-певческая олимпиада для детей и юношества проходила с 15 ноября по 15 декабря 2021 года. В ней приняли участие 286 детей и молодых людей в возрасте от 9 до 20 лет из 15 епархий Русской Православной Церкви в России, Белоруссии, Украине и Казахстане. Pravpenie.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Эти искушения превышают пределы человеческих сил и ведут к духовному падению. И. С. подразделяет искушения от диавола на 2 вида - душевные и телесные. К душевным относятся «отнятие силы мудрости, которую имеют люди, жгучее ощущение в себе блудного помысла... скорая раздражительность, желание всегда настоять на своей воле, препираться на словах, порицать, превозношение сердца, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие... желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости, а также и лжепророчества». К числу телесных искушений принадлежат различные «болезненные, постоянные, запутанные, неразрешимые приключения», когда, например, люди внезапно оказываются в руках насильников, или испытывают беспричинный страх, или терпят внезапные и «сокрушительные для тела падения со скал», или оскудевают в вере: «короче говоря, все невозможное и превышающее силы постигает и их самих, и близких им» (I 79 (390-391)=B39 (300-301)). Согласно И. С., диавол ополчается на подвижника 4 способами. 1-й способ заключается в том, что диавол с момента вступления человека на путь подвижничества насылает на него тяжелые и сильные искушения, чтобы с самого начала ввергнуть его в пучину отчаяния и совратить с избранного пути. 2-й способ - это когда диавол выжидает определенное время, пока первоначальная ревность в подвижнике остынет, и тогда приближается к нему. 3-й способ - когда диавол, увидев, что подвижник весьма преуспел в духовной жизни, всевает в него помыслы гордыни, так чтобы человек приписал свои достижения самому себе. Наконец, 4-й способ заключается в том, что диавол искушает подвижника различными мечтаниями и блудными помыслами, внушая ему оставить монашеский образ жизни. «И все это попускается диаволу, чтобы вести со святыми брань посредством искушений, дабы таковыми искушениями проверялась любовь Божия в них» (I 60 (323-331)=B36 (269-278)). И. С. часто говорит о состоянии, которое в сир. языке выражается при помощи термина   (оставленность), или       (богооставленность).

http://pravenc.ru/text/674153.html

Слово тридцать четвертое. О тех, которые живут наиболее близко к Богу и проводят дни свои в жизни ведения Один старец на стенах келии своей написал разные изречения и мысли и, когда спросили его: «Что это значит?» – отвечал: «Это – помыслы правды, приходящие ко мне от ангела, пребывающего со мною, и возникающие во мне естественные правые помышления; записываю же их во время появления их, чтобы при омрачении своем заниматься мне ими и они избавляли меня от заблуждения». Другой старец ублажаем был помыслами своими, что вместо преходящего мира сподобился он негибнущей надежды, и старец отвечал им: «Пока еще я в пути, напрасно хвалите меня: не совершил еще я пути». Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую. Кто раньше приял уже награду за добрые дела, тот преимуществует перед имеющим делание добродетели. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые 299 будут напрасны. Делание добродетели есть хранение заповедей Господних. Обилие делания – вот доброе устроение ума. Оно состоит в смиренномудрии и хранении 300 . Когда оскудеет сила первых 301 , вместо них приемлется это 302 . Христос же требует не делания заповедей, но исправления души, для которого узаконил заповеди подзаконным. Тело равно действует и десными, и шуими 303 , а ум, как хочет, или правым является, или погрешает 304 . Иной и делами шуими соделывает жизнь в премудрости Божией, а иной совершает грех, как бы, под личиной чего-то божественного. В иных, охраняющих себя, и недостатки бывают хранителями правды. Дарование без искушений – погибель для приемлющих оное. Если делаешь доброе пред Богом и даст тебе дарование, умоли Его дать тебе познание, сколько подобает для тебя смириться, или приставить к тебе стража над дарованием, или взять у тебя оное, чтобы оно не было для тебя причиной погибели. Ибо не для всех безвредно хранить богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Те искушения-испытания, к-рые посылаются от Бога, имеют целью уврачевание недугов души; они полезны находящимся на любой стадии духовного роста: «Нет человека, который бы не скорбел во время искушения; и нет человека, которому не казалось бы горьким то время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильную волю» (I 37 (158)=B61 (429)). Искушения посылаются от Бога для того, чтобы среди них человек почувствовал близость Божию и Промысл Его. Когда человек утвердится в надежде на Бога, тогда Бог, чтобы еще более приблизить его к Себе, посылает ему искушения (I 49 (219-220)=B77 (531)). Интенсивность искушений возрастает по мере приближения человека к Богу - это закон духовной жизни (I 78 (387)=B39 (298)). И. С. подчеркивает, что Бог не посылает человеку искушений сверх его сил: Он всегда соразмеряет искушения с возможностями человека перенести их. Однако, если человек неспособен перенести великое искушение, он не сможет получить и великое дарование - это еще один закон духовной жизни: «Если душа в немощи и нет у нее достаточно сил для великих искушений, а потому просит, чтобы не войти в них, и Бог послушает ее, то знай наверняка, что, в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований, и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования... Итак, по жестоким скорбям, посылаемым на тебя Божиим Промыслом, душа твоя постигает, какую честь приняла она от величия Божия. Ибо по мере печали бывает и утешение» (I 78 (387-388)=B39 (298)). И. С. объясняет, чем отличаются искушения, к-рые посылаются Богом, от тех, что происходят по действию диавола. Искушения от Бога посылаются «друзьям Божиим, которые смиренномудры»: последние подвергаются искушению не в наказание, а в целях божественной педагогики (I 78 (389)=B39 (299-300)). Напротив, искушения от диавола находят на «врагов Божиих, которые горды», на «людей бесстыдных», своей гордостью оскорбляющих Божию благость.

http://pravenc.ru/text/674153.html

«Когда случится тебе сделать что–нибудь доброе, ты должен знать, что это дар Божий. Все доброе есть Божие… Итак никогда не прельщайся поверить помыслу, который хвалит тебя за доброе дело» (преп. Варсонофий Великий, В — 299, 300, 305). Он же советовал при похвалах и от собственных помыслов и от людей всегда говорить себе слова Писания: «Людие мои, — блажащие вас прельщают вас и стези ног ваших возмущают». Как же научиться смирению — этому предтече любви? Ведь, как сказал преп. Никита Стифат, — «смирение состоит не в наклонении выи или в распущении волос, или одеянии неопрятном грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа» (Д V — 128). И преп. Симеон Новый Богослов предупреждает нас: «Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености и от сильного осуждения совести. Возымевшие его нередко почитают его виною спасения, но оно не есть таково воистине, потому что не имеет радостотворного плача, который бы соединен был с ним» (Д V — 29). «Путь к смирению состоит в том, чтоб человек возложил на себя иго телесных трудов, чтоб считал себя грешником, чтоб считал себя низшим всех? Старец отвечал: быть низшим всех значит не обращать внимания на согрешения ближних, взирать непрестанно на свои согрешения и непрестанно молиться Богу» (От. 495, 496). «Путем к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно, и то, чтоб считать себя ниже всех, и непрестанно молиться Богу» (авва Дорофей, Д II — 607). «Некто был спрошен — как может человек приобрести смирение? И сказал: непрестанным памятованием своих прегрешений и близости смерти…» (св. Исаак Сирин, Д II — 678). Учение о памяти прежних грехов можно найти почти у всех Отцов. Кто–то из них сказал: «человеку лучше увидеть свои грехи, нежели увидеть сонмы Ангелов». «Соперник нашей жизни диавол разными помыслами умаляет грехи наши и часто покрывает их забвением, чтобы мы поослабили себе в трудах и не думали более оплакивать свои падения. Мы же, братия, не дадим себе забыть о своих падениях, хотя бы, казалось, они прощены уже нам в силу покаяния нашего, но всегда будем памятовать о грехах своих и оплакивать их не перестанем, чтобы, стяжав себе, яко добрую сожительницу, смирение, избежать нам сетей тщеславия и гордости» (св. Федор Эдесский, Д III — 364).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

В том же смысле и Исаак Сирянин различал в человеке, по телу, душе и духу, три степени, или иначе, три состояния, – противоестественное, естественное и сверхъестественное. «Три суть мысленные способа, по которым ведение восходит и нисходит; и бывает изменение, как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух 297 . Вот три способа ведения, с которыми сопряжено все течение человека в теле, в душе, в духе. С того времени, как начинает человек различать зло от добра, и пока не изыдет он из мира сего, ведение душа его пребывает в сих трех мерах... Сии же меры у отцов называются: естественное, противоестественное и сверхъестественное. И это суть три направления... когда или по естеству делает кто правду, или превыше естества восхищается ее памятованием, в созерцании Бога вне природы, или исходит пасти свиней, как расточивший богатства своей рассудительности... Первая степень ведения охлаждает душу для дел шествия по Богу. Вторая согревает душу для скорого течения к тому, что на степени веры. Третья же есть упокоение от делания (что есть образ будущего), в едином упражнении ума, наслаждающегося тайнами будущего... Но пока человек живет во плоти, остается он в переходном состоянии от одного к другому. То вдруг душа его, как убогий и нищий, начинает совершать служение на второй, средней степени добродетели, какая вложена в естестве и может быть произведена при помощи естества телесного; то пребывает, подобно приявшим Духа сыноположеиия, в таинстве свободы, наслаждается духовной благодатью» 298 . Эти же три степени Исаак Сирянин называет путями не от природы, по природе и выше природы 299 , и представляет здесь образ мыслей и предметы познаний человека безнравственного, благонравного и облагодатствованного. В том же, конечно, смысле сказал он и в другом месте: «Лучше тебе умириться с душою твоей в единомыслии тройственного в тебе состава, т. е. тела, души и духа, нежели умиротворять разномысленных» 300 , – т. е. лучше тебе наблюдать, чтоб стремления телесные, плотские подчинялись рассудку души, а сама душа со своим рассудком покорялась внушениям Духа Божия. Словом сказать, не видно, чтобы преп. Исаак Сирин допускал в человек особую, третью субстанцию дух; напротив, он прямо писал, что «человек составлен из двух частей, то ость из души и тела и все в нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава» 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Пути премудрости нет конца; она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 89). Источник. Будь невеждою в мудрости своей; а не кажись мудрым, будучи невеждою (прп. Исаак Сирин , 58, 302). О, как удивительна ты, мудрость, как издалека все предусматриваешь? Блажен, кто обрел тебя (прп. Исаак Сирин , 58, 374). Источник. Начало Божественной премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей (прп. Исаак Сирин , 58, 410). Источник. Праведник немудрый – светильник при солнце (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Мудрый советник – стена упования (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны (авва Фалассий, 91, 300). Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Святой Троицы (прп. Максим Исповедник , 91, 220). Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство (прп. Максим Исповедник , 91, 232). Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник , 91, 235). ...Того называю я мудрым, кто ведет незапятнанную и безукоризненную жизнь (прп. Феодор Студит , 92, 173). ...Любовь... оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам, тем, что возбуждает ум к словесам премудрости (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона (прп. Никодим Святогорец , 70, 35). Источник. Что такое плотское мудрование? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 90). Источник. ...Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010