Именно, семьдесят седьмин определены для того, чтобы, во-первых, было покрыто преступление. Покрыто здесь не значит заглажено, а значит: замкнуто, закрыто, так что оно уже не действует, не имеет силы. Это место в еврейском тексте иные читают иначе и переводят словами: чтобы совершилось преступление, т. е. дошло до высшей степени. Так, LXX перевели это место словами: το συντελσαι μαρταν, Феодотион: συντελεσθναι, или συντελσαι, Акила: συντελσαι τν θεσαν, Вульгата: ut consummetur praevaricatio. Согласно таким переводам древние толкователи, например, Златоуст 298 и Феодорит 299 , в этом месте видели указание на богоубийство, как величайшее злодеяние, которым Иудеи дополнили меру грехов отцов своих ( Мф. 22:32 ), довели свою преступность до такой степени, дальше которой идти уже некуда и нельзя. Соответственно такому толкованию и следующее затем изречение: чтобы запечатаны были грехи, изъясняется так, что дальше грех идти не может. А по изъяснению Ефрема Сирина слова эти означают, что „к концу семидесяти седьмин исполнится мера грехов всех народов” 300 . Как ни важны перевод Семидесяти и Вульгата и как ни авторитетны в толковании Писания Златоуст, Ефрем Сирин и Феодорит; но перевод рассматриваемых нами слов у Семидесяти и в Вульгате и соответственное переводу изъяснение их Златоустом и Феодоритом нельзя предпочесть тому переводу, который принят в русской Библии, и соответствующему этому переводу изъяснению. Перевод Семидесяти, Вульгаты и другие упомянутые переводы, на которых и основали Златоуст и Феодорит своё толкование, не соответствуют строению и контексту речи и основной мысли этого стиха. Семьдесят седьмин определены, конечно, Богом. На что, или для чего они определены? Если сказать, что они определены для того, чтобы совершилось злодеяние богоубийства, чтобы грех дошёл до высшей степени и этим закончился, то такой способ понимания и выражения нельзя назвать правильным и в догматическом отношении. Бог не предназначает, не предопределяет ни самого зла, ни времени для его совершения: Он только попускает совершиться злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

а) Ефрем Сирин ч. 2. стр. 255: «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну такую мысль, и с великою радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «не найдется ли еще человек столь добрый и правдивый»? И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. (По славянск. пер. сл. 105, л. 300 об.). б) Кирилл Иерусалимский , оглас. поуч. 15. § 12. стр. 319 (1 изд.): «В продолжении трех лет и шести месяцев он будет так поступать (т. е. совершать злые дела); а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия... § 13, стр. 320: «И три царя смирит, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам осмый воцарится. И словеса, говорит далее, на Вышнего возглаголет ( Дан.7:25 ) человек Богохульник, и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования... § 14, стр. 321: «Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъяени нам, Павел! Его же, говорит он, пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных ( 2Сол.2:9 ). Сим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. § 16, стр. 323: «Но благодарение Богу, который уменьшит величину скорби краткостью времени. Ибо он говорит: избранных же ради прекратятся дни оны ( Мф.24:22 ). Царствовать будет антихрист тольκо три года с половиною. Мы говорим сие, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене ( Дан.7:25 ). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится: под временами следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев (Алекс. Вып. 247–254). в) Кириллова, знам. 11. л. 52 об.: «Будет же антихристова царства токмо полчетверта лета, не пророчествую же, но от пророка Даниила глаголю. Тако пишет: дастся в руку его до времени и времене, и лолвремене; время есть год един возрастет пришествие его, а два времени, другие лета злобы его, и тако суть три лета, а полвремени есть шесть месец».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

«Непщую, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд. Сего ради и от девы, якоже бы рещи, родится: яко дух, аще и плоть многим явится, иже тогда» (Соборн. лист 128 на обор.). 269. Что последний антихрист будет не дух, а человек, как об этом учит св. апостол Павел? «И открыется человек беззаконию, сын погибели» (2Солун. зач. 275. Гл. 2, ст. 3. По Острож. библ. лист 53). 270. Что последний антихрист будет не дух, не сатана, а человек, как об этом говорит святой Иоанн Златоуст ? «Открыется человек греха, сын погибели ( 2Солун. 2, 3 ). Об антихристе зде беседует. Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое егово приемляй действо» (Св. И. Злат. на 2 посл. к Фессалон. бесед. трет. стран. 2333, 2334). 271. Что последний антихрист будет человек, действительно рожденный от женщины, а не сатана, как об этом говорит св. Ефрем Сирин ? «Нечестивый и прелукавый враг, отступник родится воистину от жены скверны. Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать» (Свят. Ефрем Сирин . Слово 105 о антихристе. Лист 300). «егда узрят его людие, с радостию великою поставят его царя, глаголюще сами к себе: где убо ин обретается толик человек, благ и праведен» (Св. Ефрем. Сирин. Слово 105, лист 300 на оборот. Снес. Иоанн. 6, 70. 13, 27)? 272. что иной сатана, диавол, и иной антихрист, как об этом учит Андрей Кесарийский ? «Антихрист, сатану (в себе) носяй, на пагубу человеческую прибудет» (Толк. Андр. Кесар. на Апок. стр. 82). «Даст сатана, умный змий, антихристови всякую власть в знамениих и чудесех ложных» (Там же стран. 59). «Действуяй в антихристе диавол на церковь ополчится» (там же страниц. 54). 273. Что иной сатана и иной последний антихрист, как это указывается в Книге Кирилловой? «Сатана лживыми антихристы человеки Христовы ко антихристу приводит, всяким подобием тщася, дабы всем оному последнему лжехристу, яко истинному Христу, поклонитися» (Кирилл. Книг. лист 46 и на оборот. Снес. лист 45). 274. Что последний антихрист будет человек, от рода иудейского, как об этом пишется в Книге о вере?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Прославляет ревнителей святой веры, благословляет добре продолжающих подвиг. «Я – не то, что Мелхиседек, – говорит он, – но вы будьте благословлены, как Авраам. Я и не Исаак, но вы приимите благословение, как Иаков... Я не Илия, но вы приимите духа моего, как Елисей» (5, 308). Еретиков же, восстающих против Церкви, Преподобный предает проклятию. «Да будут прокляты ариане и манихеи, ...павлиане и субботники ...вместе с учениями других нечестивых ересей!» (5, 310). Преподобный Ефрем умоляет не преступать заповеданное им: «Пребывайте в учении моем и не отпадайте от веры моей» (5, 310). «Да не напрасны будут слова мои, не преступайте заповедей моих» (5, 300). «Чисто, целомудренно пребывайте, братия мои, во бдении» (5,307–308). «Послушайте наставлений моих, ученики мои, сохраните в памяти слова мои, не отступайте от веры моей и не преступайте слова моего» (5, 312). Заканчивая свой земной путь и творческий подвиг, Преподобный восклицает, завещая: «Прощай, земля, да живут сыны твои в радости, да блюдется мир в Церквах, да прекратятся гонения нечестивых, да соделаются праведными нечестивые и грешники да принесут покаяние!» (5, 313). В. Богословие преподобного Ефрема Сирина Богословие преподобного Ефрема – это обильный источник вероучения и неисчерпаемый кладезь духовного назидания. Его исследователи по праву называют самого Преподобного не только Сирским Пророком, но и духовным философом, Великим Вселенским отцом, Столпом Церкви, Устами и Цитрой Святого Духа. (См. 7, III). Святой Ефрем известен и как экзегет, и как учитель веры, но особенно – как учитель христианской нравственности, личного подвига христианина, смиренного усвоения и воплощения в жизни истины Святого Православия. Все его земное служение было посвящено заботе о спасении людей. I. Преподобный Ефрем Сирин – экзегет Преподобный Ефрем Сирин принадлежит к числу лучших толкователей Священного Писания и, прежде всего, священных книг Ветхого Завета. Последнее объясняется тем, что он хорошо знал еврейский язык – язык подлинника. Пользовался он также и переводом Семидесяти, о чём сам свидетельствует, например, при объяснении первого стиха шестой главы книги пророка Амоса: «В греческом переводе сказано: “Объимающим начатки языков”, а по еврейскому тексту читается: “Именующим себя князьями языков”, а не князьями народа Своего» (6,133).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ничего нет равного добродетели! Она и в будущем веке спасет нас от геенны, откроет путь в Царство Небесное, и в настоящей жизни ставит выше всех, тщетно злоумышляющих на нас, делает нас сильнее не только людей, но и самих демонов ( 38, 65 ). Добродетель сопутствует нам во время исхода отсюда, когда мы особенно нуждаемся в ее помощи, и в тот страшный день подает нам великую помощь, преклоняя на милость к нам Судию. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 215 ). Не должно скорбеть на пути спасения тем, которым обещано Царство Небесное, – пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться. «Лавсаик» ( 113, 399 ). Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 114 ). Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словом, ни постичь умом, ни объять мыслью. Преподобный Нил Синайский ( 48, 341 ). Если душа не будет, по возможности, приготовлена добрыми делами, ей не дозволено будет вкусить Агнца. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 300 ). Горе ленивому! Он пожалеет о времени, которое потратил плохо, но, поискав, не найдет его ( 25, 72 ). Никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово будет внезапно, как страшная молния ( 25, 55 ). Убойся, грешная душа, и пробудись. Для чего ты спишь, пока еще есть время деланию? Подумай о себе, пока еще есть для тебя надежда ( 28, 194 ). Добродетельные от юности и до гроба ведут борьбу. Но покоятся они со дня смерти, пока придет время воздаянию. Они умирают на время, как засыпают вечером после дня трудов; и как после сна, восстанут они из гробов и облекутся в славу. Преподрбный Ефрем Сирин ( 28, 366 ). В добрых делах всегда спеши, чтобы, оставив их почему-либо незаконченными, и самому не отойти отсюда в незаконченном виде, Преподобный Нил Синайский ( 48, 241 ). Бог не объявил дни нашей смерти, не открыл сегодня, завтра, или через год, или через несколько лет Он придет, чтобы по неизвестности срока мы постоянно хранили добродетель ( 46, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

То же самое фактически происходит и в Сирии. В Ираке до того момента, когда произошла дестабилизация политической жизни, это было начало 2000-х годов, по разным подсчетам проживало около 1,5 миллионов христиан. Сегодня, как сами христиане говорят, их осталось там не более 300 тысяч. В Сирии приблизительно такое же соотношение: до событий «арабской весны» проживало тоже около 1,5 миллионов христиан, на сегодня осталось чуть больше, однако практически все они стали беженцами или прибывают в состоянии постоянного страха, проживают в деревнях или в городах, которые со всех сторон окружены разными террористическими группировками, и существует постоянная угроза, что эти селения будут захвачены. Захватывая христианские поселки, экстремисты уничтожают практически всё их население. Мы это видим по примеру тех ассирийских деревень, которые располагаются в долине реки Хабур - это северо-восток Сирии, некогда цветущий оазис посреди Сирийской пустыни, очень древняя земля с древними христианскими памятниками. Так вот, не так давно боевики группировки «Исламское государство» захватили около 32 ассирийских деревень, и больше там христианского населения не осталось. Кто-то до сих пор остается в плену, кому-то удалось бежать, кто-то был казнен. Е.С.: - Сирия должна быть для нас очень дорогой страной… Кроме того, как оттуда вышли такие значимые для нас святые Ефрем Сирин, Исаак Сирин, оттуда вышел и Михаил Сирин, который был у нас первым митрополитом на Руси, присланным сюда после крещения Руси. и.С.: - Совершенно верно, Сирия, как и весь Ближний Восток, имеет особое значение и для нашей Церкви, и для нашего православного народа, поскольку эта земля является вообще колыбелью христианской церкви, и сердце русского человека всегда тяготело к той земле, которую мы называем Святой землей, в того самого момента, как мы приняли христианскую веру, т.е. уже более тысячи лет. И для нас, наверное, не было никогда разделения – Святая земля в том понимании, как сейчас мы называем Израиль, или Сирия, или Ливан, тогда этих границ не существовало, они появились не так давно.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-17-05-20...

Книга о Вере, глава 20 837 . А подобно начаток Христовы церкве с концем согласуется, ибо перве триста лет в неволе и в гонении, тако и остаток в том же скончается. Тогда 838 вооружи диявол нечестивых кесарей Римских: Нерона, Диоклетиана, Максентия и прочих на церковь избранных Божиих: чрез 300 лет велие мучение и гонение. Часть 2. О святых тайнах 839 . Паки Иродия бесится, паки пляшет и мятется, паки ищет главы Иоанновы, паки противнии самочинцы! Святаго мученика Ипполита слова приводят 840 . Восплачются и церкви Божии плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная; священныя церкви яко овощное хранилище будут, и честное тело и кровь Христова во днех онех не имать явитися; служба угаснет, чтение писаний не услышится, но тьма будет на человецех, и плачь на плачь, и горе на горе и прочее. Мы-же отвещаем ти противниче развращенный, о сем речении Ипполитове: Горе вам, книжницы фарисеи, лицемери, вожди слепия! Слепец слепца аще ведет, не оба ли в яму впадете 841 ? О, люте велика яма бездна адская, в нюже единою впадый, никогда свобождается, в нейже тьма, смрад, червие, слезы, глад, хлад, огнь неугасимый, смерть безсмертная, а собеседницы все злобнии бесове. Зрите, коварнии, правду истинну написал святый Ипполит Римский , что в днех онех антихристовых не имать явитись честное тело Христово и кровь, служба угаснет, чтение писаний не услышится, но тьма будет (л. 61) на человецех, и плачь на плачь, и горе на горе. Но и святый Ефрем Сирин такожде в 105-м слове воспомянул: егда увидят друг у друга лица слезна и любовию вопрошают, есть ли где слово Божие, и небудет его слышать нигдеже. Виждь, но тогда не имать явитись, егда начнет царствовать полчетверта лета свою антихрист последню, о коих летех мнози святии отцы написаша: святый Иоанн Богослов во откровении и святый Ефрем Сирин и вышеписанный святый Ипполит папа Римский и прочии святии. А того он, святый Ипполит Римский , не писал, что ни в сущих христианех тогда не будет таковыя святыни, но токмо в церкви, рек, не будет приношения по видимому, как ныне совершается; а в сущих християнех Сам единородный Сын Божий обещался быть даже до скончания века. А ты ныне, противниче Христове церкви, своим малоумием глаголешь 842 , и столь развращенно, и многия души прельщаеши народа християнскаго, что несть святыни и священства на земли. О, многаго твоего блужения и прелести дияволя! Гатко и слышать нам верным, егда ты блюеши. И паки возспомяну тебе о вышеписанном Ипполите папы Римском, бутто святый отец Ипполит папа Римский разгласился в слове своем, писанном о последнем времени, со Христом, и со Апостолом Павлом, и со святым Златоустом и прочими святыми богословцы, но несть, несть тако; но твой малоумный, развращенный разум не достиг разумети таковыя превеликия тайны Христовы, писанныя святым о кончине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Не слушайте тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас – 15 цитат о злословии Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду 7 октября, 2014 Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду Святые отцы, философы, писатели – о злословии и своем отношении к нему 1. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты. (Преподобный Иоанн Лествичник) Преподобный Иоанн Лествичник 2. Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (Преподобный Ефрем Сирин, 34, 335) Преподобный Ефрем Сирин 3. Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом твое падение. (Преподобный Антоний Великий) Преподобный Антоний Великий 4. …Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления. (Святитель Иоанн Златоуст, 46, 300) Святитель Иоанн Златоуст 5. Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти. (Святитель Василий Великий, 6, 100) Святитель Василий Великий 6. Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце. (Преподобный Нил Синайский, 73, 82) Преподобный Нил Синайский 7. Злословие – бессмертная дочь самолюбия и праздности. ( Вольтер) Вольтер 8. Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.  (А.С. Пушкин) А.С. Пушкин 9. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Л. Толстой) Лев Толстой 10. Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду. (Фридрих Ницше) Фридрих Ницше 11. Люди с удовольствием слушают то, чего бы сами сказать не хотели. (Квинтилиан)

http://pravmir.ru/o-zloslovii-15-tsitat/

«Вот скажу тебе, – говорил мне батюшка Серафим, будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет Саровского-то и будут они нам завидовать! А второй-то собор, зимний Казанский, ведь церковь -то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то; все равно как в Киев приходили разбойники, а церковь -то поднялась на воздух; достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье, трех антихрист замучит! Ведь Дивеево-то диво будет, матушка, четверо мощей в рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город. Мы-то с тобой не доживем, а другие доживут и до этого!» (Ч. 453–454). Книги из библиотеки Саровской обители «...Саровское пустынножительство было не менее аскетичным, чем жизнь русских преподобных XIV–XV веков. Практика отшельничества, распространенная в Сарове, восходила к ранней христианской аскезе, образцы которой можно было почепнуть в рукописных книгах саровской библиотеки. Например, в обители часто читались творения преподобного Ефрема Сирина , и на портрете строителя иеромонаха Ефрема были написаны вирши: “Не Сирин ты, но русский ты Ефрем, Саровской пустыни броня еси и шлем”» (К 300. 9). «... Монастырь обладал одним из богатейших книжных собраний, в котором хранились тысячи подлинников – древние рукописи, напоминающие о 300-летней истории прославленной обители, печатные издания XIX – начала XX века. Значительная часть древнего собрания уцелела – несколько сотен книг находятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА)» (К 300. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В глазах многих жизнь подвижников производит впечатление и обнаруживает их величие тем, что они – не рабы ни духа времени, ни народа, ни общепринятого строя жизни, ни общественного мнения, столь обезличивающих и подавляющих большинство человечества, а напротив обладают безграничной энергией и силой духа – стать вне среды, чтобы тем глубже воздействовать на ту же среду 144 . Монашеская жизнь вызывала уважение даже со стороны язычников, и они посещали монастыри, чтобы посмотреть и поговорить с их подвижниками. Какое значение в глазах людей получили монастыри, хорошо показывает император Юлиан Отступник. При своей борьбе с христианством в противовес ему он намеревался, кроме домов для странников и убогих устроить и языческие мужские и женские монастыри 145 . Св. Василий Великий составил даже правила о содержании при монастырях детей, которых обучали там и разным искусствам и ремеслам 148 . Как в Египте, так и в других местах при монастырях были училища. Основателем и первым наставником Эдесского училища был, наприм., известный св. Ефрем Сирин . До нас дошли сведения об училище при монастыре св. Саввы Освященного, при монастыре Студийском и друг. По вопросу о значении монастырского обучения св. Иоанн Златоуст сообщает, что из монастырских училищ выходило столь же мало дурных воспитанников, сколь много из училищ мирских. Обращая внимание на извращение в окружающем обществе понятий добра и зла, св. Иоанн Златоуст советовал родителям отдавать детей на воспитание в монастыри и оставлять их там, пока в них укоренятся семена благочестия, они окрепнут духом и сделаются способны различать добро и зло. Кроме того, при монастырях существовали особые дома для приема странников, в которых прибывшие могли подолгу проживать на средства монастыря и которые по тогдашнему времени составляли большое благодеяние 149 . При монастырях устраивались также богадельни и больницы, что, наприм., видно из житий преп. Феодосия. Илариона, Никиты Исповедника и друг. По словам Палладия, автора Лавсаика, пресвитер Серапион, настоятель многих монастырей и игумен братства числом до десяти тысяч, через братию собирал множество хозяйственных припасов. Во время жатвы все они приносили к нему плоды, которые получали вместо платы за уборку полей у соседних владельцев, и все это Серапион употреблял на вспомоществование бедным, так что никто не терпел нужды в окрестности: хлеб отсылали бедным даже в Александрию. «И другие отцы, прибавляет Палладий, жившие по Египту от трудов братии посылали бедным в Александрию корабли, наполненные хлебом и одеждою... 150 Нельзя не указать также на деятельность св. Ефрема Сирианина. Во время голода в стране, где была Эдесса, св. Ефрем вышел из своей кельи, побудил богатых людей прийти на помощь бедным; на полученные от них деньги устроил дома с разными отделениями, поставил в них до 300 кроватей, заботился о больных, кормил голодных, погребал умиравших. По окончании же голода он возвратился в свою келью 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010