—299— скому и третьего – доценту Александру Шостьину . Все темы должны быть предварительно представлены о. ректору академии. 3) 22, 23 и 24 Августа произвести испытания по Священному Писанию Нового Завета посредством комиссии из ординарного профессора Митрофана Муретова , экстраординарного профессора Андрея Смирнова и доцента Василия Мышцына . 4) 25, 26 и 28 Августа произвести испытания по латинскому языку посредством комиссии из ординарного профессора Петра Цветкова, экстраординарного профессора Ивана Корсунского и и. д. доцента Ильи Громогласова . 5) 30, 31 Августа и 1 Сентября произвести испытания по психологии посредством комиссии из ординарного профессора Василия Ключевского и исправляющих должность доцентов Павла Соколова и Анатолия Спасского. 6) 2 Сентября произвести испытания по новым языкам посредством комиссии из экстраординарного профессора Василия Кипарисова , доцента Александра Голубцова и лектора немецкого языка Василия Лучинина. 7) 4 Сентября назначить собрание совета для составления списка после приемных испытаний и обсуждения текущих дел. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: « Авг. 13. Утверждается. – Классические уроки начать с 6-го сентября». 8 Августа 1895 года Присутствовали, под председательством ректора академии, архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров: В.О. Ключевского , М.Д. Муретова , А. П. Смирнова , И.А. Татарского, А.Д. Беляева и Н.А. Заозерского , находящихся в отпуску. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Июл. 13. К сведению». Указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 7-го Июля текущего года за 3195: —300— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 14 минувшего Июня, за 351, в коем ходатайствуете об увольнении заслуженного ординарного профессора Московской духовной академии по кафедре русской церковной истории, статского советника Евгения Голубинского , согласно его прошению, по расстроенному здоровью, от службы, с назначением ему пенсии. Приказали: Согласно представлению Вашего Преосвященства, уволить заслуженного ординарного профессора Московской духовной академии по кафедре русской церковной истории, статского советника Евгения Голубинского , вследствие просьбы его, по расстроенному здоровью, от службы при академии, с правом ношения мундира, должности присвоенного, ходатайство же о назначении Голубинскому пенсии предоставить распоряжению Г. Синодального Обер-Прокурора; о чем, для зависящих распоряжений и для внесения настоящего постановления в Комитет о службе чинов гражданского ведомства, передать выписку из сего определения в Канцелярию Обер-Прокурора, с приложением краткого списка об увольнении Голубинского, а Ваше Преосвященство уведомить о сем указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» ( Мк. 1, 35 ). Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, пред лицо Отца Небесного, в сообщество Ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, нежели после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает; надо от Него принять благословение на дела, нужное вразумление и необходимое подкрепление. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине, вознестись к Господу умом и сердцем, и исповедать Ему нужды свои, намерения свои и испросить Его помощь. Настроившись молитвой и богомыслием с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговении и страхе Божием, с собранными мыслями. Отсюда – осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям. Святитель Феофан Затворник ( 107, 254–256 ). Проснувшись... направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 298 ). Постоянство в молитве Господь жаждет, чтобы Его жаждали, и напояет желающих пить; приемлет как благодеяние, если просят у Него благодеяния, Он доступен и щедро подает великие дары, с большей радостью дает, чем иные приемлют сами. Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего. Святитель Григорий Богослов ( 13, 300 ). Братия мои, без лености и нерадения да умоляет всякий о щедротах. Пусть только стучит в дверь Господню – Господь ответит ему с искренней любовью. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 152 ). Разве Бог не мог бы даровать и прежде наших просьб? Но Он ждет, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением ( 46, 485 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В истолковании буквального смысла св. Писания – главное значение и заслуга Ефрема, как экзегета. Еще до Златоуста и, по-видимому, вне влияния Диодора Тарсийского и других антиохийцев, он толкует св. Писание, по выражению Григория Нисского , прежде всего χριβς προς λεξιν буквально, «хотя и не оставляет без внимания глубин созерцания». Подобно Василию В. (в шестоднев) он восстает против иносказательного толкования Оригеном шести дней творения, и вообще – в своих герминевтических правилах близко подходит к Василию В. и Златоусту. Но у него есть и преимущество пред ними, сообщаемое ему знанием еврейского языка и, особенно, этнографии Палестины и смежных с нею стран, из какового знания он делает самое обширное применение в своих объяснениях на книги Ветхого Завета, в чем ему лишь отчасти равен иудей по национальности Епифаний Кипрский . Он одинаково осуждает как неразумную привязанность к букве Писания, так и излишнюю наклонность к аллегории. Он везде ищет указаний на Христа и его церковь , но таинственный смысл у него везде лишь следует за буквальным и никогда не простирается до уничтожения последнего. Он ясно различает пророчества о Христе общеизвестные, которые ни к кому кроме Иисуса Христа относиться не могут от таких, которые исторически относятся к известным лицам и событиям, а пророчественно к Иисусу Христу. Впрочем, до настоящего времени библиография сочинений Ефрема вообще и в частности его проповедей так же мало разработана, как и его биография. Три ученых Ассемани, природные сирийцы, с любовью потрудились над собиранием, изданием и исследованием сочинени своего гениальнаго соплеменника. В их издании: S. Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syrice, latine, in VI tomos distributa, Romae 1732–1746, – насчитывается до 300 произведений Ефрема проповеднического характера с особыми заглавиями (любопытно, что два слова Ассемани заимствовали нз древнего славянского перевода). Но те же издатели в другом своем издании (bibliotheca orientalis) поименовывают несколько сочинений и проповедей Ефрема, в вышеназванное их издание не вошедших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Византийский кабинет» Санкт-Петербургской академии проведёт семинары о преподобном Паисии Величковском и Василии Васильевском 6 февраля 2023 – 6 февраля 2023 События В этом году исполняется 300 лет со дня рождения преподобного Паисия Величковского (1723—1794), переводчика «Добротолюбия», и 185 лет со дня рождения академика и византиниста Василия Григорьевича Васильевского (1838—1899).  К этим событиям приурочены февральские встречи «Византийского кабинета» (кафедры богословия и иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии), где в формате круглого стола учёные и исследователи могут поделиться своими наработками с коллегами.  Круглые столы проходят в онлайн-формате в 10 утра. Тексты докладов публикуются в научных журналах Академии «Русско-Византийский вестник» и «Труды и переводы». На встрече 14 февраля желающие могут принять участие в обсуждении тем: На встрече 21 февраля будут обсуждаться следующие темы: Для участия в круглых столах нужно связаться с модераторами проекта священником Игорем Ивановым igivan74@mail.ru или доцентом Игорем Борисовичем Гавриловым igo7777@mail.ru не позднее чем за два дня до встречи. Подробнее на сайте Академии .    Источник : Санкт-Петербургская духовная академия Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6177180

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Важная черта современного церковного искусства — разнообразие. Беседа с организатором фестиваля «Видеть и слышать» Дмитрием Трофимовым 23 октября 2023 В Москве с 27 октября по 4 ноября пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Более 200 художников, скульпторов и архитекторов объединились, чтобы показать свои лучшие произведения через призму двадцативековой истории христианского искусства. Они представят 300 работ в разных стилях и направлениях. О том, что ждет гостей, порталу «Богослов.Ru» рассказал организатор и генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов. Статья Дарья Шабалина, Михаил Леонтьев. Роспись храма Воскресения Христова в Сретенском монастыре Москвы — Дмитрий Александрович, какова миссия фестиваля «Видеть и слышать»? — «Да будут все едино!» — такова основная тема фестиваля. Его цель — объединить людей, которые взаимодействуют сегодня в церковной культуре. На площадке будут представлены работы совершенно разных художников: разные направления, разные языки, все богатство и разнообразие современного церковного искусства. Но все они имеют единый стержень — Священное Писание. Несмотря на свободу творчества, художники остаются едины в главном — в транслировании смыслов, которые являются сущностью Писания и канонов Церкви. У гостей нашего фестиваля будет возможность погружения в церковную культуру. Мы стараемся сделать так, чтобы это была не мертвая экспозиция, чтобы она максимально доходчиво доносила все тенденции и все многообразие христианского искусства до каждого человека. Для этого мы проводим экскурсии, лекции, чтобы человек может прийти, послушать, посмотреть фильмы, окунуться в яркую и очень драматичную полемику, которая будет на круглых столах, попробовать силы в мастерских, увидеть, как создаются шедевры церковного искусства, на мастер-классах знаменитых художников.

http://bogoslov.ru/article/6193567

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя первая С 30 января в Москве при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ начали работу курсы повышения квалификации для преподавателей «Концепций современного естествознания» духовных школ Русской Православной Церкви. Статья Иллюстрированные слайд-презентациями лекции, а лучше сказать, пространные доклады о последних достижениях в физике, астрономии, биологии, науках о земле, читаются ведущими специалистами в данных областях – ежедневно по 7-8 часов на протяжении двух недель. Как правило, каждое выступление профессоров сопровождается обсуждением и ответами на многочисленные вопросы. Информация о курсах повышения квалификации может вызвать, как это часто бывает, некоторый резонанс с явным оттенком недоумения: зачем священнику-преподавателю изучать последние достижения в области физики плазмы или конденсированных состояний? Иногда слушатели курсов в рясах чувствовали удивленные взгляды студентов МИФИ: «что это за просвет-лекторий для церковников?» К слову, во времена М.В. Ломоносова, 300-летний юбилей которого мы отметили в прошлом году, ситуация, когда ученый выступает перед аудиторией, состоящей в большинстве своем из людей в рясах, не вызвала бы никакого недоумения. Не вызвало бы удивление подобное и в XIX в., когда естествознание органично входило в программы духовных школ. В трагическом для нашего Отечества ХХ веке диалог научной мысли с богословием был искусственно свернут, - отсюда и некоторое удивление тех, кто привычно для себя видит ситуацию лишь «извне», - вне контекста…

http://bogoslov.ru/article/2429268

Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию ( 109, 376 ). Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством Крещения ( 109, 376 ). При Крещении все люди получают равенство, потому что достоинство каждого христианина одно и то же. Оно – Христос ( 109, 377 ). Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются Крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 119 ). Отречение от сатаны Не презирай врачевства заклинания (перед Крещением); не ропщи на его продолжительность, и это есть испытание искренности, с какой приступаешь к Крещению. Святитель Григорий Богослов ( 13, 300 ). «Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел? – Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаемся всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 328 ). При Крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избрать добро или зло ( 109, 377 ). Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения, отнимается у греха насильственная власть над нами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 369 ). В Крещении подаются многие дарования Святого Духа, превосходящие естество наше Иные, довольствуясь неполным пониманием дела, говорят, что младенцы омываются при Крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адама. А я верую, что не это только одно совершается (ибо одно было бы еще не так важно), но что подаются при этом и иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в Крещении естество не только приняло все то, что было нужно к исцелению от греха, но еще и украсилось Божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но и возрождено свыше Божественным, превышающим разум... пакибытием; искуплено, освящено, удостоено усыновления, оправдано, сделано наследником Единородного Сына Божия и сотелесником Его Причастием Священных Таинств, стало Телом Его, соединилось с Ним, как тело с головою. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 229 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Во второй Сирии, иначе в Месопотамии, отшельническая жизнь явилась рано. В горах, соседних с Низибией, называемых Синьджар (у греков Сигорон), пещеры служили жилищами для отшельников и от­шельниц 514 . К числу подвижников принадлежал святой Иаков, епископ Низибийский (314–350), известный как подвигами отшельничества, так и великим даром учения. Он уже писал наставления «чадам обе­та» и «о девстве» 515 . Древнейший из мужских монастырей Низибии на­ходился под управлением преподобного Маркелла в 300 году. В то же время тут же была община 50 девственниц. Основательницею Низибийской общины дев была диакониса Пла- тонида, и она же была для нее примером богоугодной жизни. Церковная надпись говорит о ней: «Платонида, носимая в широте небесной, Добротами просияла по широте земной» 516 . Платонида прославилась обителью своею. Устав ее был особенный и замечательный. Сестры принимали пищу раз в день. В пятницу они не должны были заниматься рукодельями, а с утра до вечера не выхо­дили из дома молитвы; после молитв и пения читалось и объяснялось Священное Писание 517 . В Сирской Церкви долго и после того сохраня­лась любовь к разумению Священного Писания. Известно, как много святой Ефрем Сирин занимался объяснением Священного Писания. Он же усилил в общинах дев пение святых песней 518 . Так уставила святая Платонида и для своей общины. По правилам ее образовались высокие подвижницы Вриенна, Фо- маида, Иерия. Самый же великолепный цветок в этом саду Божием была святая дева Феврония 519 . Феврония с детства жила в блаженной общине. Она на третьем году жизни отдана была тетке своей блаженной Вриенне, и та надзирала за нею со всей нужной любовью. Красота Февронии была поразитель­ная еще в детском возрасте. Вриенна принимала все меры для сохра­нения цветка своего. Едва девочка достигла возраста, допускавшего воздержание, ей приказано было принимать пищу через день. Входя в благочестивые мысли тетки своей и замечая, что здоровье нисколько не страдает от поста, Феврония скоро стала употреблять самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединила жизнь самую тес­ную: спала на узкой и короткой доске; если тревожили ночью мечты, вставала и читала Священное Писание или становилась на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вернуться 22 Макарий Великий (Макарий Египетский; ок. 300–391) – христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед. Память в Православной Церкви совершается 1 февраля. Вернуться 23 Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Автор многочисленных проповедей и писем. Память в Православной Церкви совершается 14 января и 12 февраля. Вернуться 24 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви; богослов, публицист-проповедник. На Поместном соборе 1988 года, посвященном тысячелетию Крещения Руси, был прославлен в лике святителей. Вернуться 25 Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов. Почитается как один из трех вселенских святителей и учителей вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Русской Православной Церковью память совершается 26 ноября, 9 февраля (перенесение мощей) и 12 февраля. Вернуться 26 Ефрем Сирин (ок. 306–373) – один из великих учителей Церкви, христианский богослов и поэт. Православной Церковью память совершается 10 февраля. Вернуться 27 Апофатическое богословие (греч. αποφατικος – «отрицающий»), или негативная теология, – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных Его определений как несоизмеримых Ему, познание Бога через понимание того, чем Он не является. В противоположность положительным определениям утверждаются отрицательные, например, «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный». Вернуться 28 Катафатическое богословие (от греч. καταφατικς – «утверждающий») – совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, кем Он является. Вернуться 29 Дионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой. Согласно церковному преданию, был учеником апостола Павла (См.: Деян. 17: 34) и первым афинским епископом. В 95 году был послан святым папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и принял мученическую смерть. Память священномученика совершается Православной Церковью 17 января и 16 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Нельзя объять необъятное. Опять же «терпение и терпение». Но все это огромное помещение, по виду которого даже еще и теперь можно домыслить, в каком состоянии был весь храм (после выехавшего завода), и это помещение понемногу преобразуется и выполняет определенные функции. А за последнее время тут проделаны просто колоссальные работы. Отремонтированы в пристрое, примыкающем к центральному приделу 3 комнаты для классов Воскресной школы; в одной из них стоит фортепиано, что помогает проведению уроков музыки. Помещения уютные, красивые. Повешены хрустальные люстры. А купол храма уже чистый, белый, такой огромный!!! Просто удивительно – когда поспели?! Несколько лет назад пришла к о. Николаю Бобылева Евдокия Алексеевна, педагог по образованию. Она предложила свои силы по устройству храмовой библиотеки, работая во Славу Божию. Это предложение было принято с радостью и благодарностью. Фонд книг, вначале состоявший из 300 единиц, стал расширяться и расти. Есть тут и пятитомное «Добротолюбие», творения Иоанна Златоустого, 2-х томное творение Григория Богослова, Ефрем Сирин, а также «Избранные места», Иустин Философ, преподобный Симеон Новый Богослов, сочинения святителя Дмитрия Ростовского, Феодора Студита, сочинения Павла Флоренского, Феофана Затворника, собрание писем оптинского старца Макария, творения Нила Синайского. Большой объем учебной литературы, разделы по культуре, искусству, иконописи. А также разделы по темам: творения святых (проповеди и поучения), азы Православия, помощь накануне исповеди, история церкви и России, духовная брань, раздел «Родителям и детям», об иконах Божией Матери, тема Царственных Страстотерпцев, вероучительная тематика, поэзия и многие другие. Воскресная школа при храме работает уже несколько лет. Есть уже и выпускники школы, которые трудятся в храмах города и Обществе милосердия. Есть класс для взрослых слушателей, руководимый Дружининой Инной Константиновной, и детские классы, с которыми занимаются Лазарева Ирина Александровна, Белогурова Любовь Анатольевна, Насибулина Наталия Николаевна.

http://sobory.ru/article/?object=01221

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010