Тула. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный приходский храм во имя св. прор. Илии с приделами во имя свв. Бориса и Глеба и св. вмчц. Екатерины, располагавшийся на пересечении современных улиц им. В.И. Ленина и Коминтерна. Первое упоминание о церкви имеется в Писцовых книгах 1627-1628 гг., когда речь шла об Ильинской слободе в г. Туле. В 1739-1755 гг. на месте деревянного был сооружён каменный одноимённый храм. С 1884 по 1917 годы в приходе храма работало церковно-приходское училище. В конце XIX века внешний фасад храма был изменен и приобрел черты псевдорусского стиля. С 1924 по 1943 годы храм был кафедральным собором Тулы. Во время Великой Отечественной войны в храме был столярный цех, в конце 1980-х там располагалась швейная мастерская, а в начале 1990-х годов — Центральное конструкторское бюро. 1 марта 2006 года храм возвращён верующим. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы. Лозинский Р.Р. «Страницы минувшего». Ильинская. Приход этой церкви занимает часть западной окраины г. Тулы. Приход этой церкви уже существовал в первой четверти XVII ст., как это видно из упоминания писцовых книг 1627 и 28 гг. о церкви св. Илии с указанием ее места в приделах настоящего прихода. В настоящее время в приходе числится 273 м. п. и 323 ж. п.; причем раскольников 9 м. п. и 9 ж. п. Самый ранний храм, о котором сохранились указания писцовых книг 1627–28 г., был деревянный во имя св. прор. Илии с приделами во имя свв. Бориса и Глеба и св. вмчц. Екатерины. Когда уничтожен был придел во имя свв. Бориса и Глеба, не известно, но только в храмозданной грамоте на построение „верхняго апартамента“ настоящего каменного храма в 1755 г. о нем уже не упоминается. Постройка настоящей церкви начата в 1739 году и в 1755 г. освящена нижняя церковь во имя вмц. Екатерины. Верхняя же церковь во имя прор. Илии освящена в 1760 г. Время построения колокольни неизвестно. Неизвестны также и строители храма. Из икон храма заслуживают внимания 1) образ Пресвятыя Богородицы Страстныя, по преданию, пожертвованный Императрицею Елизаветой; 2) очень древняя икона Бориса и Глеба; предание указывает в ней храмовую икону упраздненного Борисоглебского придела. Из древних книг в церковной библиотеке хранятся: Евангелие 1663 г. и несколько богослужебных книг 2-й половины XVII ст. На содержание храма получаются % с 2381 р.

http://sobory.ru/article/?object=01474

Ильинское, урочище. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Ильинская церковь на Кореге /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ильинская на Кореге каменная, с кам. колокольней и оградой: построена в 1806 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви, в ограде. Престолов 3: в холодной а) в ч. Казанской иконы Божией Матери, в теплой б) правый - в ч. св. прор. Илии, в) левый - в ч. святит. Николая Мирликийского. Достопримечательности церкви: а) крест осьмиконечный серебряный чеканный, вызолоченный, обложен по дереву, с изображениями на возглавии распятого Господа И. Христа, - Господа Саваофа и двух ангелов; по сторонам - Девы Марии, Иоанна Богослова и Логина - сотника; при подножии - Николая Чуд.; в нем вложены 27 частиц св. мощей угодников Божиих, как видно из надписи на обороте креста. Когда крест устроен - неизвестно. Серебро без пробы, весу в нем с деревом 1 фунт 15 зол.; б) крест четвероконечный небольшой, серебряный, вызолочен. обложен по дереву; в нем вложена частица мощей св. Меркурия Смоленского, как видно из надписи; в) местно чтимая Казанская икона Божией Матери, размером 1 ар. х 14 верш., по сторонам ее изображения: архангелов Гавриила и Михаила, а по углам - четырех евангелистов. Расстояние от Костромы 100 в., от Буя 20 в. Ближайшие церкви: Воскресенская на Кореге в 8 в. и Богородицкая Шушкодома в 10 в. Деревянная, древняя. Престол во славу Вознесения Иисуса Христа на небо,вероятно, утрачена еще в конце XIX - нач. XX века. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине. В 1628 г. упоминается церковь " св. пророка Илии в Галитц. уезде в Корегской волости " . В декабре 1675 г. " поданы к подписке 2 грамоты церкви св. прор. Илии дьякона Иоанна Федорова, да церкви Вознесения Господня попа Федора Иларионова " . В ноябре 1692 г. " по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви Вознесения Господня да в приделе св. муч. Парасковеи нарицаемыя Пятницы в Корежскую волость, взял антиминс тоеж церкви поп Федор и росписался " . В августе 1729 г. " запечатан указ о строении престолов Железноборовскаго монастыря игумену Варлааму по челобитью церкви Вознесения Господня и прор. Илии старосты церковнаго деревни Аверкиевой крестьянина Ивана Кирилова, велено против его челобитья в Корежской волости в предельных церквах Ильинской и Николаевской и Пятницкой престолы перестроить и на прежних тех церквей антиминсах освятить буде не ветхи и не старопечатные ему игумену Варлааму по новоисправленному требнику, как о том напечатано о положении освященных антиминсах " .

http://sobory.ru/article/?object=52327

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Захария праведный, прор. Описания иконы Захария праведный, прор. - житие Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк. 1, 5–25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1, 15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощ[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6143.jpg:   Размер: 362x1229, 0.44 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (215) , (5) . Описание: [Афон. XV.] Прав. Захария и Елизавета. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 6145.jpg:   Размер: 1046x1200, 1.26 MPix, 235 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (148) , (3) . Описание: [Русский Север. XVI.] Прор. Захария. Икона. Конец XVI в. 109.5 х 65. Из ц. Василия Великого д. Быстрокурье Холмогорского района Архангельской области. С 1966 г. в Архангельском музее изобразительных искусств.

http://pravicon.com/icon-1822

Ильинское (Апраксинское с/п). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Ильинское впервые упоминается в 1596 г., когда оно принадлежало Анастасиину Ризоположенскому монастырю в Костроме (в его владении оно оставалось вплоть до 1764 г.). Судя по названию села, церковь в нем изначально была посвящена св. прор. Илье. По-видимому, в начале XVII в. церковь сгорела и на 1723 г. Ильинское числилось как “деревня, что было село Ильинское”. В 1636 г. в Ильинском вновь построили деревянную церковь во имя св. прор. Илии. В начале XVIII в. в селе стояла Ильинская церковь с Никольским приделом “о дву главах деревянная”. Взамен деревянного в начале 20-х гг. XIX в. был возведен небольшой каменный одноглавый храм с двухярусной колокольней, освященный в 1826 г. Главный престол в каменном храме посвятили Казанской иконе Божией Матери и вместе с двумя престолами, перенесенными из деревянной церкви, их стало три: 1) в холодном четверике – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой трапезной 2) правый – во имя св. прор. Илии, 3) левый – во имя свт. Николы. Храм в Ильинском относится к числу тех немногих церквей на территории района, которые в советское время не были закрыты. В 2002 г. к нему приписали Покровскую церковь в с. Жданове, свыше полувека простоявшую заброшенной. http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php Кирпичная церковь, освящённая в 1826. Двусветный четверик со скругленными углами, перекрытый купольной кровлей с главкой, с двухпридельной трапезной и двухъярусной колокольней. В трапезной, сооружённой во 2-й четв. XIX в., Никольский и Ильинский приделы. Не закрывалась. http://temples.ru/card.php?ID=24553 Богородицкая церковь каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1826 г. тщанием прихожан. Церковь с прилегающим к ней приходским кладбищем обнесена каменною оградою. Престолов три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой правый – во имя св. пророка Илии, левый – во имя св. Николая Мирликийского. Церковный капитал 285 руб. 50 коп. Причт состоит из священника и псаломщика. Казенного жалования священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Общий причтовой капитал 976 руб. 50 коп. Аренды причт получает 75 коп. в год, от богослужения и треб получается в год священником 262 руб. 68 коп. и поручного 6 руб., псаломщиком 87 руб. 56 коп.

http://sobory.ru/article/?object=54089

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВСКИЕ иконописцы, сыновья Евфимия, диак. ц. Сошествия Св. Духа в Ярославле. Степан ((Стефан) Евфимиев Дьяконов) (упом. в 1640-1651), старший сын диак. Евфимия, был одним из ведущих ярославских мастеров в 30-40-х гг. XVII в. В 1640 г. значился среди 4 знаменщиков смешанной артели, расписывавшей под рук. Иоакима Агеева ярославскую ц. Николы Надеина ( Успенский. 1916. Т. 4. С. 58). Его имя включено в летописный текст на юж. стороне юго-зап. столпа церкви. В 1642-1643 гг. как жалованный иконописец-знаменщик Оружейной палаты участвовал в возобновлении стенописи в Успенском соборе Московского Кремля ( Он же. 1910. Т. 2. С. 73), в 1644 г. был особо отмечен за выполнение этого царского заказа ( Забелин. 1850. Кн. 7. С. 8). В 1647 г. совместно с жалованным мастером Марком Матвеевым расписал по заказу патриарха Иосифа Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире; на стене слева от зап. входа обнаружен фрагмент надписи, где читается: «Д[ьяконов]». Входил в иконописную артель (возможно, возглавлял ее), работавшую над созданием иконостаса (1650) для ярославской ц. прор. Илии. Им написана упомянутая в описи ц. прор. Илии за 1651 г. Печерская икона Божией Матери (1650; в наст. время - в центре пророческого ряда этого иконостаса), стилистически близкая к образу «Спас Смоленский, с припадающими женами и 20 праздниками» (1650; иконостас ц. прор. Илии в Ярославле) ( Казакевич. 1980). По мнению В. Г. Брюсовой, в 1653 г. он принимал участие в росписи московской ц. Троицы в Никитниках ( Брюсова. 1984). Иван (Евфимиев (Евфимов) Дьяконов) (упом. в 1646-1692). Сведения о нем и его имущественном состоянии содержатся в синодике Колясниковской церкви (ПДП. 1899. С. 133), в переписных книгах Ярославля за 1646 г. (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 355. Л. 25; Ярославские писцовые… книги. 1913. С. 93 - Казакевич. 1980; Брюсова. 1984) и Духовской сотни (1717; из Духовского мон-ря). Со 2-й пол. 50-х гг. XVII в.- диакон ц.

http://pravenc.ru/text/180694.html

Рака с мощами прп. Гавриила Афонского. Храм прор. Илии в Одессе В 60-х гг. XIX в. паломничал по мон-рям Киевской губ., поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Златоверхому киевскому мон-рю , стал учеником игум. Вонифатия (Виноградского) . В 1867-1868 гг. совершил паломничество на Св. землю и Афон и поступил послушником в скит прор. Илии. В 1869 г. пострижен в монашество с именем в честь арх. Гавриила. В 1874 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1876 г.- иеромонаха. С 1876 г. служил экономом монастырского корабля, с 1878 г.- казначеем скита, настоятелем подворья скита в К-поле. В 1891 г. К-польским патриархом Иоакимом III возведен в сан архимандрита. Г. А. удалось разрешить конфликт с кириархиальным мон-рем Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, в 1893-1901 гг. побывал во мн. рус. городах со святынями Ильинского скита: иконой «Млекопитательница» (XVII в.), частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей ап. Андрея Первозванного. По инициативе Г. А. в 1894-1896 гг. в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства Г. А. привез с Афона на корабле «Св. пророк Илия». 22 дек. 1896 г. Г. А. вместе с архиеп. Херсонским Иустином (Охотиным) освятил главный придел церкви в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», 23 дек.- правый придел во имя прор. Илии, 28 дек.- левый придел во имя арх. Гавриила. По обеим сторонам храма были построены 3-этажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим. В 1894 г. заложил, а в 1898 г. построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены 2 цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. Построены подворья скита в Таганроге и ст-це Новониколаевской. В 1899 г. начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 г. вместе с еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) Г. А. сослужил К-польскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Андрея апостола скита на Афоне.

http://pravenc.ru/text/161351.html

Панозеро. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Кемский уезд, Архангельская губерния Приход некогда назывался Лопским Панозерским. В его состав до 1846 г. входил весь Юшкозерский приход и несколько деревень Ухтинского прихода. К концу XIX в. в приход входили с. Панозерское, 6 деревень и 2 выселка. Приходской храм находился в с. Панозеро. Первая приходская церковь, простоявшая до 1864 г., была начата при Борисе Годунове и патриархе Иове в 1596 г., а освящена уже в царствоввание Михаила Феодоровича 12 июля 1624 г. игуменом Александро-Свирского монастыря по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария. Записи об этом были сделаны на двух крестах, на одном из которых, водруженном при закладке храма, значилось: " обложена церковь св. прор. Илии в лето 7104-ое июля 2 дня " , а на другом: " лета 7132 июля в 12-й день освящена бысть церковь сия святаго прор. Илии при Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея россии, при великом Господине преосвященном митрополите Макарии великаго Нова града и великих Лук " . Столь долгое строительство объяснялось, видимо, тем, что по Столбовскому договору вся Карелия, в том числе и описываемый приход, была уступлена шведской короне за помощь, оказанную в борьбе против самозванцев и поляков. В нарушение договоров шведские власти притесняли православных и насаждали лютеранство. Естественно, в таких обстоятельствах строительство было затруднено. По преданию, первоначально церковь была построена на левом берегу р. Кеми, точнее - на острове, который почти каждый год затоплялся весенним половодьем. Здесь же находилось и с. Панозеро. Затем жители решили перенести церковь на правый (материковый) берег р. Кеми, куда впоследствии переместилось и село. Справедливость предания косвенно может быть подтверждено тем, что деревня, находившаяся на острове, называлась Погостской. В ней не было креста, который устанавливали обычно на месте алтаря, - видимо, церковь перенесли еще до освящения.

http://sobory.ru/article/?object=29346

Шебеньгский Погост. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Карта и ближайшие объекты Шебенгская Троицкая церковь. Современное местоположение: с. Шебеньгский Погост, Шебеньгское с/п, Тарногский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Шебенгская Троицкая церковь, 1872 года, каменная. Престолы в честь: Святой Троицы - главный, мчч. Флора и Лавра, прор. Илии. Вновь устроенный тёплый каменный придельный храм во имя прор. Илии освящён 2 января 1872 г. Вновь устроенный тёплый храм во имя мчч. Флора и Лавра освящён 21 октября 1872 г. 28 января 1884 г. освящён храм во имя Живоначальной Троицы. Шебенгская Борисо-Глебская церковь, 1777 года, деревянная. Престолы в честь: страстотерпцев Бориса и Глеба - главный, свт. Николая Мирликийского. Македонская Н.М. Церковные приходы, бывшие на территории Тарногского района Вологодской области Клировая ведомость Шебенгской Троицкой церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год 1) Церковь построена в 1873 году тщанием прихожан. 2) Зданием каменная на каменном фундаменте с такою же колокольнею. Другая церковь деревянная построена в 1777 г. Престолов в ней два - 1. во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, 2. во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца, третья церковь холодная деревянная двухэтажная построена в 1769 году; упразднена в 1814 году. 3) Престолов в главной каменной церкви три - один главный во имя св. Троицы, другой во имя св. Пророка Илии и третий во имя св. муч. Флора и Лавра. 4) Утварью достаточна. 5) По штату при ней положены: священник, диакон и псаломщик. 6) Жалования положено: священнику 294 руб., диакону 147 руб. и псаломщику 98 руб. 7) Кружечных доходов за: истекший год получено 480 руб. на весь причт. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: за славу по домам прихожан во время праздников Св. Пасхи и Крещения Господня собрано в сем году зернового и печеного хлеба на 80 руб. на весь прчит. 9) Земли при церкви состоит: усадебной 3 дес., пахотной 29 дес. 1760 кв. саж. и сенокосной 3 дес., а всего 41 дес. 150 кв. саж.

http://sobory.ru/article/?object=41436

Лавела. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1872. Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, деревня Лавела. Координаты: 63.625025, 45.532865 Проезд: 1. От Архангельска до Карпогор поездом, далее автобус на Шуйгу. Ехать нужно до паромной переправы у д. Заедовье, далее 500 м пешком вверх по реке Пинеге вдоль правого берега. 2. От Архангельска личным автомобилем до села Лавела(около 15 часов, т.е. около 400 км по бездорожью), ехать лучше на внедоро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. От Архангельска до Карпогор поездом, далее автобус на Шуйгу. Ехать нужно до паромной переправы у д. Заедовье, далее 500 м пешком вверх по реке Пинеге вдоль правого берега. 2. От Архангельска личным автомобилем до села Лавела(около 15 часов, т.е. около 400 км по бездорожью), ехать лучше на внедорожнике хорошего качества. По пути пересечь 2 парома. Дорога плохая, грунтовка вперемешку с плитами, асфальтом и песчанкой (обе местами), постоянно работает грейдер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Средства на строительство Ильинской церкви собирались всей деревней. От сгоревшей предыдущей церкви осталась лишь отдельно стоящая колокольня (построена в 1843 году). Построенная церковь имела один престол - Пророка Илии. Имеются факты, что по дороге в Суру Иоанн Кронштадтский неоднократно посещал Ильинскую церковь. Церковь действовала вплоть до 1933 года, после чего ее закрыли и перестроили в клуб, сломав при этом венчания и сделав две пристройки. В настоящее время бывшая церковь используется как жилой дом. Архитектура церкви утеряна безвозвратно. Приходской храм находился в с. Лавельском. В начале XVI в. Лавела была известна как одно из наиболее населенных мест по р. Пинеге и была завещана в числе других селений великим князем Иоанном III старшему сыну Василию. В 1690 г. построена приходская церковь. Она сгорела в 1872 г., и вместо нее при помощи Веркольской обители построили новую церковь в честь прор. Илии.

http://sobory.ru/article/?object=27415

Макарово. Церковь Илии Пророка (новая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм во имя пророка Илии, построен в 1901 г., очень поместительный, светлый, достаточно чистый; несколько нарушали общее хорошее впечатление тусклые от грязи рамы в верхнем ряду; по словам батюшки, их не успели вымыть после ремонта. Живопись на иконах не особенно удачна. Священником состоит о. Михаил Корсунский60, псаломщиком — Пантелеймон Кашкадамов61; прихожан — 2447 человек обоего пола. Встречало Владыку человек 500. После молебна св. пророку Илии и св. Иннокентию с акафистом Владыка произнес прекрасное слово о ревности прор. Илии, призывал подражать ему, особенно убедительно звал исполнять долг исповеди и св. причащения. Тщательно осмотрел Владыка библиотеку и ризницу, затем ветхий прежний храм и посетил приходское училище. Псаломщику К-ву за неповиновение священнику и неаккуратное ведение церковных документов Владыка сделал строгое внушение. Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. - Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.) В основу строительства но­вой церкви в селении положи­ли проект из атласа церквей, одобренных для руководства Синодом и изданном в 1899 г. Место для церкви выбрали в самом центре селения - на вы­соком берегу Лены. Выразительный силуэт здания был хорошо виден с отдаленных точек. Церковь была переведена в разряд приходских. К настоящему времени церковь сильно перестроена, утрачены венча­ющие части, заложены оконные проемы, перепланированы помещения и пристроен новый объем с северной стороны храма. В архитектуре храма проявилось характерное дпя периода эклектики стремление следовать формам древнерусской каменной архитектуры без выраженной специфики деревянного зодчества. В первую очередь это про­явилось в завершении храма пятиглавием, а колокольни - шатром. Пяти­главие в завершении церквей в Иркутской епархии не нашло широкого применения, известны лишь единичные постройки подобного типа. Одна из них - Покровская церковь села Бирюлька, которая была построена в 1906 г. по тому же проекту. Однако Ильинская церковь имеет некоторые отклонения от проекта, особенно в форме глав храма и в пропорциональ­ных соотношениях частей колокольни. Поэтому эти церкви не являлись точной копией друг друга, а имели индивидуальные черты.

http://sobory.ru/article/?object=39390

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010