Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Предтечи самая старая из сохранившихся в Тотьме. Строилась церковь по заказу секретаря великоустюжской консистории Фирсова. Сейчас она существует в полуразрушенном виде, сохранился только нижний ярус. Первоначально двухъярусный четверик был увенчан небольшим восьмериком и главкой. С северной стороны к храму примыкал Ильинский придел, который сейчас разобран. Декор характерен для русской архитектуры 17 века. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Иоанно-Предтеченская церковь, 1738 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прор. Илии. В 1788 г. в приходе числилось 554 человека, в 1868 г. - 493. Входо-Иерусалимская (Николаевская) церковь, 1789 года, каменная. Престолы в честь: Входа Господня в Иерусалим - главный, свт. Николая Мирлкийского. Возобновлённый храм в честь Входа Господня в Иерусалим освящён 8 октября 1872 г. Параскевинская церковь, 1795 года, каменная. Престол в честь вмц. Параскевы Пятницы. При Иоанно-Предтеченской церкви возобновленный холодный храм во имя свт. Николая Чудотворца 29 ноября 1864 г. освящён благочинным протоиереем Павлом Арсеньевским, возобновлённый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён 27 октября 1868 г. Возобновлённый придельный храм во имя св. прор. Илии освящён 22 июня 1869 г. Частично сохранившийся храм Тотьмы был освящён во имя Иоанна Предтечи. Это один из самых ранних каменных храмов города, его возвели в 1738-1740 годах. Заказчиком выступил секретарь великоустюжской консистории И.Г. Фирсов. Храм состоял из нескольких ярусов: двухуровневого четверика, невысокого восьмерика, изящного барабанчика, увенчанного луковичной главкой. В этой церкви, построенной в первой половине XVIII века, ещё очень заметны черты древнерусской архитектуры: это и оконные наличники в виде многоступенчатой рамки, и килевидные кокошники. На снимке можно разглядеть портал с полуколоннами по бокам и килевидным архивольтом. Плоские пилястры с опорой на висячие консоли, карниз стены – эти черты характерны для раннего барокко.

http://sobory.ru/article/?object=06400

Арефино. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Илии Пророка. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ярославская обл., Рыбинский район, село Арефино Координаты: 58.237305, 39.246158 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Село Арефино расположено на холмистых берегах реки Ухры. В конце XVIII - первой половине XIX в. оно входило в состав ярославских вотчин графов Дмитриевых-Мамоновых. Здесь, на живописном, заросшем липами взгорье, сохранились летняя церковь Рождества Христова, выстроенная в 1789 г., и зимняя церковь Дмитрия Солунского, законченная строительством в 1843 г. ...Оба здания составляли характерную для каменного культового строительства XVIII-XIX вв. композицию: приземистая зимняя церковь и устремленная ввысь летняя. Комплекс культовых построек в Арефино дошел до нас в сильно искаженном виде. Утрачены колокольня над западным притвором Рождественской церкви, верхняя часть церкви Дмитрия Солунского, каменная церковная ограда. Однако и в таком виде он остается историческим центром села, его архитектурным ядром. Из книги " Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска. "  Борисов Н.С., Марасинова Л.М.  http://www.rusarch.ru/borisov1.htm Две каменные приходские церкви: летняя - с каменною колокольнею, построена в 1779 г. тщанием прихожан, и зимняя теплая, построена в 1843 г. усердием прихожан. Обе церкви крепкие. В церквах три престола: в летней - во славу Рождества Христова, в зимней главный – во имя св. прор. Божия Илии и придельный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Деревянная часовня в селе Арефине. Церковной земли: усадебной 3 десятины и пахотной 33 десятины. В приходе 856 душ муж. пола и 979 жен. Селения прихода и весь приход расположены на равнине, в 75 верстах от Ярославля. В приходе земское училище, церковно-приходское попечительство, церковная богадельня, деревянная, крытая дранью. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика. Причту казенного жалованья 931 руб., причтового капитала 3757 руб.

http://sobory.ru/article/?object=20489

Беседы. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты Приделы: прор. Илии, Покрова Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии. В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

http://sobory.ru/article/?object=03964

Гвоздево. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Гвоздево, помещичье село, при колодцах, в 15 верстах от Ростова; в нем 19 дворов и 64 ревизских души, при 64 наделах. Местная каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь построена в 1840 г. и имеет три престола: Богоявления Господня, св. прор. Илии и св. Николая. Ранее этой церкви здесь находилась большая, двуглавая, деревянная, с отдельно от нее стоявшею восьмигранною колокольнею. Эта церковь была построена местной владелицей княгиней А. И. Буракиной в 1776 г., но в 1837 г. в ночь с 14 на 15 сентября эта церковь сгорела вместе селом. До постройки же этой церкви в Гвоздеве находились две деревянные же: одна приходская, а другая ружная, при каждой из них состоял отдельный причт. В церкви с. Гвоздева нет ни чудотворных и вообще древних икон, ни древней утвари, облачений и также нет старинных рукописей или книг. На сельском кладбище есть надгробный памятник церковного старосты Ф. И. Диомидова, скончавшегося в 1854 г. июля 24, на 85 г. от рождения. Диомидов много потрудился для украшения своей церкви, которую в 1834 г. обнес каменной оградой и приобрел большой колокол. Всех крестных ходов, совершаемых в приходе, 14. К церкви с. Гвоздева приписано 34 десятины земли и приход из 5 селений. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделами св. пророка Илии и св. чудотворца Николая до сих пор стоит на краю села Гвоздева. История строительства здания прослеживается достаточно подробно по архивным источникам. До каменной в селе стояли две деревянные церкви – Воскресенская и Богоявленская с приделом св. пророка Илии. Богоявленская церковь была построена в 1765 г. иждивением владелицы Гвоздева, княгини Александры Ивановны Куракиной. Воскресенская церковь к этому времени обветшала, указом консистории от 15 декабря 1765 г. велено было здание разобрать и продать «на строение или на топление церковное, или же на печение просфор». Сохранилось описание Богоявленской церкви: «расположением весьма немалая об одном этаже, двуглавая. В ней стены тесаныя, окон десять, в них вставлены оконницы стеколчатыя и решетки железныя. Входная дверь из паперти одна Крыша на всей церкве деревянная, главы чешуйчатыя деревянныя, кресты обитые жестью. Колокольня построена от паперти отдельно деревянная, осьмиугольная, на ней крыша тесовая шпилем, глава деревянная чешуйчатая, крест обит белой жестью».

http://sobory.ru/article/?object=03433

Заборье. Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца). Богоявленская (Георгиевская) церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Георгия Победоносца , Богоявления Господня Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1780. Адрес: Россия, Архангельская обл., Ленский р-н, с. Заборье Координаты: 61.941661, 48.448892 Проезд:Находится в северной части крупного острова на р.Вычегда, летом попасть можно только по воде. Ближайший населенный пункт - п.Гыжег на правом берегу Вычегды, на а/д Яренск - Котлас (строящаяся). Церковь можно разглядеть с возвышенного уч-ка трассы в р-не д.Малая Толша, а также сквозь деревья с нескольких точек на правом берегу правого рукава Вычегды Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шеномский приход Вологодская губерния - Яренский уезд Современное местоположение: Ленский р., Архангельская обл. В сотной с писцовых книг И.Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева 1585-1586 г.г. упоминается погост Шоном, на погосте - церковь во имя прор. Илии и церковь во имя вмч. Георгия. " А в церкви Ильи пророка государево поставленье в киоте образ Николы чюдотворца, а у него на верхнем поле писан Деисус, а по сторонним полям писаны угодники на золоте, да у чюдотворца ж Николы цаты серебряны золочены… " Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. - Вып.1. - Вологда, 1970. - С.453 В 1780 г. построена каменная церковь. Престолы: в честь Богоявления, освящен в 1820 г.; в честь Пророка Илии, освящен в 1816 г.; в честь вмч. Георгия, освящен в 1785 г. Существовала часовня, в которой по временам находились две особенно чтимые иконы: Божией Матери Владимирской в серебряной ризе и свт. Николая Чудотворца - в медной ризе. В описи церковной они значились с 1812 г. Возвращены были в церковь в 1878 г. Вместо ветхой деревянной часовни была построена новая, по указу Вологодской ДК от 7 апреля 1878 г. Часовня в д. Княжинье, построена в 1898 г. (приписана к Ошлапецкой церкви?). Священник: Иоанн Павлов 1585-1586 г.г. Дьячок: Богдан Лукин 1585-1586 г.г. Пономарь: Кирилл 1585-1586 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=10617

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 2 августа 2024 года 20. Пятница. Пророка Илии. Прп. Авраамия, игумена Городецкого, Чухломского. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (службу зри 5 сентября) . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прав. Аарона первосвященника. Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б) , но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6й: «Приидите, православных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3. На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4й. «Слава» – пророка, глас 6й: «О, нечестива царя повеления!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). На стиховне стихиры пророка, глас 8й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6й: «Пророче, проповедниче Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды). Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8й: «Премудрости яко рачитель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен пророка, глас 4й: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ; стих: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Евангелие пророка. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4й: «На огненней колеснице…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

расположен близ Кареи, на северо-востоке Св. Горы Афон (п-ов Афон (Айон-Орос), Греция). Общежительный, управляется дикеем (настоятелем, скитоначальником). Основан в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) . Согласно Житию преподобного, в 1746 г. он прибыл из скитов Трэистени и Кырнул (Валахия) на Афон, поселился в каливе на земле мон-ря Пантократор и принял монашеский постриг. В 1750 г. к прп. Паисию из Валахии пришел мон. Виссарион, затем другие ученики. Прп. Паисий приобрел у Пантократора келлию во имя св. равноап. Константина, получив от мон-ря и омологию (обоюдное согласие) на устройство нового скита. Вскоре собралась братия, до 12 чел. молдаван и славян. Монашеское правило вычитывалось на слав. и молдав. языках. По неоднократным просьбам братии, а также др. «духовников святогорских» прп. Паисий был рукоположен во иерея и «произведен... в духовничество» (Житие и подвиги. 2004. С. 152-154). Вскоре келлия стала мала для умножающейся братии и о. Паисий купил у мон-ря Пантократор ветхую келлию во имя св. Илии пророка и по благословению патриарха К-польского Серафима I , пребывавшего в монастыре на покое, в 1757 г. основал И. п. с. Трудами братии и «Хрестолюбцев подаянием» были построены церковь, трапезная, пекарня, кухня, странноприимница, 16 келий «и воду привели в скит» (Там же. С. 155). Монашеское правило совершалось по чину Св. Горы, а богослужение - на слав. и молдав. языках. Прп. Паисий ввел в обители общежительный устав, сам трудился вместе с братией, занимался рукоделием, днем вырезал ложки для продажи, ночью переводил труды св. отцов с греч. на слав. язык, спал не более 3 ч. Прп. Паисия часто посещал патриарх Серафим, а также иноки др. мон-рей. Полемика с молдав. схим. Афанасием (насельником Кавсокаливийского скита), сначала называвшим прп. Паисия «прелестником» и еретиком, а затем испросившим у него прощение, принесла настоятелю И. п. с. известность. Когда число насельников скита возросло до 64 чел., прп. Паисий стал ходатайствовать перед Протатом о приобретении обремененного долгами и мало населенного мон-ря Симонопетра . После благословения Протата о. Паисий переселился туда с половиной братии, а начальником скита оставил архим. Варлаама. Но, прожив в Симонопетре 3 месяца, он был вынужден возвратиться в И. п. с., т. к. был не в состоянии оплатить монастырские долги. В 1763 г. прп. Паисий вместе с братией на 2 судах покинул Св. Гору (Там же. С. 156-158). В скиту осталось ок. 20 чел., в 1766 г. проживал уже 41 чел. В этом же году был получен султанский фирман, освобождавший скит от выплаты хараджа (подушной подати) (Русский общежит. скит св. прор. Илии. 1896. С. 52).

http://pravenc.ru/text/389269.html

Статистика Михей, прор. Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева. В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал: – Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война? И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:

http://lib.cerkov.ru/authors/63

Заозерье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Заозерье – село на территории Угличского района, прежде – Угличского уезда, находится в 50 км к югу от Углича, в верхнем течении реки Устье. Название происходит от местоположения села за Терпенским озером. Село является одним из древнейших населенных пунктов на территории Ярославской области. Предположительно, существует с XIV - XV веков на древней дороге от Москвы через Переславль-Залесский на Белозерск. Центральный ансамбль села формировался в течение XVIII – XIX веков. Он состоит из Казанской церкви (1730 г.) с престолами Казанской Божией Матери, Чудотворца Николая и Святого Пророка Илии, колокольни с Софийским приделом, часовни, каланчи и четырех домов церковного причта. Вместе с самой площадью и ее обстройкой с западной стороны ансамбль является редчайшим образцом старинного центра русского села, памятником градостроительства и архитектуры. С сайта Ярославский Край Колокольня построена в 1812-1813 годах. В храме находятся частички мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Священномученник Василий (Василий Васильевич Крылов) арестован в 1936 году. Скончался в мучениях на Дальнем Востоке в Севвостлаге от туберкулеза и истощения всего организма. Храм закрывался с 1937 по 1997 год. Официальный сайт храма http://uglich-zaozerie.cerkov.ru/ В селе Заозерье две церкви: Казанская и Успенская. Казанская церковь зданием каменная, летняя и зимняя – трапеза, о трех престолах: во имя Казанской Божией Матери, во имя св. и чуд. Николая и во имя св. прор. Илии. Построена в 1730 г., трапеза переустроена в 1860-65 гг. иждивением прихожан. Четвертый придел - Софийский под колокольнею устроен в 1770 г. на средства княгини Софьи Семеновны Волконской. В селе две часовни каменные: в северо-западном углу ограды устроена в 1894 г. и на источнике Плотницы в полуверсте от села, устроена на месте сгоревшей деревянной; В селениях прихода 17 деревянных часовен, устроенных в разное время. Земли при церкви 34 десятин 999 кв. саж. Церковные дома: три дома двухэтажные, низы каменные, в них живут в верхах три священника, в низах два диакона и псаломщик; особый дом одноэтажный на каменном фундаменте для жительства псаломщика; двухэтажный дом, низ каменный, для церковно-приходской школы с помещениями для учительниц, просвирни и сторожа. Капитала церкви 7112 руб. Прихожан всего 2838 душ муж. пола и 3296 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=05830

И. Н. делает попытку коренным образом пересмотреть учение об антихристе , предлагая свою интерпретацию текстов из Книги прор. Даниила о последней в истории человечества «седьмине» и о прекращении перед концом мира «жертвы и приношения» (Дан 9. 27; 12. 11), а также выдержек из Откровения Иоанна Богослова и Евангелия от Луки. И. Н. отнес время прекращения «жертвы и приношения» (богослужения) к 1666-1667 гг., когда на Большом Московском Соборе были анафематствованы старообрядцы - противники богослужебной реформы в Русской Церкви. Исходя из этого положения, И. Н. обрушился с критикой на беглопоповцев - буд. часовенных, к-рые до 1840 г. принимали священников из правосл. Церкви, не перекрещивая их. И. Н. отверг традиц. представление о проповеди пророков Илии и Еноха перед приходом антихриста, поскольку в соответствии с традиц. толкованием их проповедь должна прозвучать «до скончания жертвоприношения», в то время как, по мнению И. Н., совершение Евхаристии прекратилось ок. 300 лет назад. Писатель делает вывод: «Толкования о пришествии Еноха и Илии остаются попусту, нет того ничего на самом деле, а только притча для закрытия тайн с издревле была». И. Н. предлагает «обратиться к историям», чтобы проверить, насколько точно исполняются пророчества о кончине мира. Он приводит предсказание из Откровения о попрании Иерусалима в течение 42 месяцев (Откр 11. 2) и слова из Евангелия от Луки о том, что Иерусалим будет «попираться» язычниками, пока не окончится их время (Лк 21. 20-25). Енисейский книжник пишет, что Иерусалим стал «попираться» язычниками через неск. десятков лет после Вознесения, а «времена язык скончались» в 1947 г., после решения ООН о создании евр. гос-ва. Т. о., «языки» «попирали» Иерусалим ок. 1900 лет, а не 42 месяца. Проповедь Божиих посланцев в течение 1260 дней перед воцарением антихриста, о к-рой говорится в Откровении (Откр 11. 3-8), И. Н. понимал как распространение Евангелия в мире. И подобно тому как реальный срок наказания Иерусалима не совпадает с указанным в Свящ. Писании, так и проповедь Евангелия продолжалась, по мнению И. Н., не 1260 дней, а 1600 лет - до 1666 г. И. Н. также оспорил традиц. мнение о том, что антихрист произойдет из колена Данова. В результате И. Н. пришел к выводу, что для «жидовского царя-антихриста» исторического времени не осталось.

http://pravenc.ru/text/674862.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010