V. Эфиопский перевод свободный, часто приближается к пересказу. Переводчики недостаточно владели греч. языком. Исследователи допускают влияние Пешитты ( Herkenne H. J. J. De Veteris Latinae Ecclisiastici: cap. I-XLIII. Praef. Lpz., 1899. P. 33-38; изд.: Dillmann A. Veteris Testamenti Aethiopici tomus quintus, quo continentur libri apocryphi. B., 1894). В нек-рых рукописях нарушена последовательность изложения. VI. Армянские переводы. Известны ранний и поздний (худшего качества). Второй появился после утраты первого. Оба перевода достаточно близки к греч. тексту; есть неск. вставок. В обеих версиях отсутствует пролог. Нельзя исключить влияния Пешитты (изд.: Cox C. E. Scripfures of the Old and the New Tesfament: [A fasc. repr. of the 1805 Venedian ed.]/Ed. by H. Zohrapian. Delmar (N. Y.), 1984; вариант, в котором отсутствуют отрывки Сир 43. 22а; 44. 8а, 12а, 17cd, 20d; 45. 12c; 46. 1-2, был издан в ж. Sion. 1927. Vol. 1. P. 246-250). VII. Арабский перевод скорее всего был сделан с сир. перевода Пешитты, впосл. исправлен по греч. тексту. Одна из синайских рукописей содержит араб. перевод И., с. С., к. с греческого (ркп. 155). Впервые араб. перевод с сирийского был издан в составе Лондонской и Парижской полиглотт. Перевод с греческого опубликован в изд.: The Wisdom of Jesus Ben Sirach (Sinai arab. 155. LXth-Xth Cent.)/Transl. R. M. Frank. Louvain, 1974. VIII. Церковнославянский перевод близок к греч. тексту, содержащемуся в Ватиканском кодексе; последовательность изложения позднее, возможно, была исправлена по лат. версии. Встречаются ошибки: напр., в Сир 7. 13 слово νδελεχισμς было переведено как «воинство», позднее в Елизаветинской Библии исправлено (как «учащение»); в 10. 5 переводчик спутал εοδα (благое шествие) с εωδα (благоухание), затем ошибка также была исправлена. Язык перевода архаичный ( Евсеев И. Е. Книга прор. Даниила в древнеслав. переводе. М., 1905. С. 32); возможно, он был сделан учениками святых Кирилла и Мефодия или даже самим свт. Мефодием ( Рождественский. 1911. С. 84). В 1717-1718 гг. по указу Петра I перевод был исправлен по греч. тексту Софронием Лихудом, Феофилактом Лопатинским и др. Исправления учтены в Елизаветинской Библии 1751 г. Русский перевод

http://pravenc.ru/text/293952.html

Ап. Павел говорит о событиях, непосредственно предваряющих пришествие А.: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время (в слав. «и ныне удерживающее (греч. τ κατχον) весте, во еже явитися ему в свое время»). Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατχων) теперь» (2 Фес 2. 6-7). Слова ап. Павла об «удерживающем» весьма таинственны. Нельзя с уверенностью сказать, что означает этот признак. Это одна из причин, по к-рой за А. принимали разных лиц. Во всяком случае ясно, что явлению А. назначено определенное время, оно должно наступить по Божественному определению в свое время (ср.: Ин 7. 6), а значит, явление А. произойдет не без воли Божией. Бог имеет в Своей власти средство, к-рым Он «удерживает» явление А. О пришествии А. люди будут предупреждены 2 свидетелями; посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты А. (Откр 11. 3-8). Один из свидетелей ясно указан в Писании - прор. Илия (Мал 4. 5-6; ср.: Мф 11. 14; 17. 10-11; Мк 9. 11-12; Лк 1. 17). По преданию, основанному на словах Послания св. ап. Иуды (14), а также на том, что Енох , как и Илия, живой взят на небо (Быт 5. 24), др. свидетелем признают именно Еноха ( Ephraem Syri. Sermo IX 10; Andr. Caes. Apoc. X 30). В «Слове о кончине мира, и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (21), приписываемом св. Ипполиту, говорится, что они явятся за 3,5 года до пришествия А. А. будет узнать нелегко, потому что, как полагали свт. Кирилл Иерусалимский (Сатесн. XV 12) и прп. Ефрем Сирин (Sermo IX 7), вначале он явится как человек смиренный, кроткий, человеколюбивый, благообразный и только после того, как привлечет к себе многих и упрочит свою власть, он обнаружит свою злобу во всей силе. Характер А. и его царствование описаны в Книге пророка Даниила, во 2-м Послании ап. Павла к Фессалоникийцам и в Откровении Иоанна Богослова. А. будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребит только на совершение зла. Как пришествие А., так и вся его жизнь будут совершаться по действию сатаны. Сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр 13. 2).

http://pravenc.ru/text/115828.html

Был создан школьный хор, певший за богослужениями, проводились воскресные чтения для жителей села. В 1908-1917 гг. в школе с. Чашникова служил учителем Георгий Николаевич Беляев (в монашестве Никон , прмч.), который состоял в переписке с Н. до его смерти. По просьбе Георгия Николаевича Н. высылал духовно-просветительские книги и брошюры для созданного в Чашникове при Троицкой ц. Троице-Алексиевского братства трезвости и миссионерского кружка при нем. 14 марта 1904 г. в Александро-Невской лавре митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Киевский Флавиан (Городецкий) и др. архиереи совершили хиротонию Н. во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. того же года Н. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и наместником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В письме Московскому и Коломенскому митр. Владимиру Н. просил поручить ему «не столько официальные дела управления, сколько дела наблюдения за школами всякого рода, беседами и вообще тем всем, что ведет к оживлению церковной и религиозной жизни». Во время служения в Московской епархии Н. сблизился с московскими лидерами правомонархического движения В. А. Грингмутом, Б. В. Никольским и др. В проповедях и публикациях Н. много внимания уделял церковно-общественной жизни России, обличал отступление народа от Православия - веры отцов, отстаивая принципы монархии. Архиеп. Токийский равноап. Николай (Касаткин) сравнивал обличительные статьи Н. с пророчествами прор. Иеремии и называл их иеремиадами. Революцию 1905-1907 гг. Н. встретил резко негативно. Составленное им слово «Что нам делать в эти тревожные дни?» по благословению митр. Владимира (Богоявленского) читалось во всех московских храмах ( Разуваева Н. Н. Подвиг веры: Начало гонений на РПЦ. Уфа, 2014. С. 163) и было опубликовано в газ. «Московские ведомости» 16 окт. 1905 г. В этом обращении Н. прямо призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам царя и отечества».

http://pravenc.ru/text/2577559.html

В правосл. странах Вост. Европы лит. образ македон. царя начал складываться в период их христианизации и был тесно связан с распространением визант. лит. традиции. Здесь также широкую известность приобрел «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена. Существуют две основные слав. версии перевода этого романа. Первая создана в Болгарии в X-XI вв. и вскоре появилась на Руси. Став излюбленным назидательным чтением, роман вошел во многие хронографы. Вторая версия, известная под названием «Сербская Александрия», возникла в XIII-XIV вв. в Сербии или Далмации. В ней исследователи находят влияние как визант., так и зап. традиций. «Сербская Александрия» содержит элементы жанра рыцарского романа, в ней большое внимание уделяется переписке А. В. с матерью и Аристотелем, любовной интриге А. В. и Роксаны и приключениям героя, уже слабо соотносимым с историческими событиями. Вместе с тем образ А. В. еще более христианизируется: победитель Дария представлен в «Сербской Александрии» сторонником веры в Единого Бога, советующимся с прор. Иеремией , открыто проповедующим единобожие и разрушающим языческие капища. В XV в. «Сербская Александрия» распространилась в России и Болгарии, в XVII-XVIII вв.- в Румынии. В культуре Др. Руси образ А. В. нашел близкую параллель визант. энкомиям в «Слове» Даниила Заточника : «Господи, дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Давида и умножь, Господи, всех людей под пятою его» (эта формула использовалась также как благопожелание книгописца самому себе). Имя А. В. включается в «Повесть о прении живота и смерти», символизируя тленность всего земного. Оно появляется в псевдоэпиграфических сочинениях, якобы адресованных А. В.: «Аристотелевы врата» и т. п. В Зап. Европе в сочинениях и переводах Псевдо-Каллисфена («Происхождение и победа Александра» Льва Неаполитанского, IX-X вв.; «История битв», XI в.) большую роль играла традиция рыцарских романов, для к-рой первостепенное значение имели военный талант македонского царя, его завоевательные походы, его достоинства как правителя.

http://pravenc.ru/text/64334.html

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iohы и Филиппа, Гeopriя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

http://sobory.ru/article/?object=09076

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Важное место в творчестве мастера из Кабестани занимают сюжеты, связанные с Богоматерью. Ей посвящены 4 церкви, для к-рых работали мастер и его артель: в Кабестани, Ле-Булу, Паса и Рьё-Минервуа. На мраморном тимпане из Кабестани подробно представлена история вознесения Девы Марии. В левой части Иисус Христос встречает Богоматерь, восстающую из гроба. Фигуры ангелов и коленопреклоненных апостолов Иоанна и Петра создают живую раму вокруг этой сцены. Позади ап. Петра стоит ап. Фома с поясом Богоматери, полученным им в подтверждение случившегося события. В правой части изображено «Вознесение Богоматери» в окружении ангелов, поддерживающих мандорлу. Еще одна яркая работа мастера из Кабестани - рельеф «Явление Христа апостолам на Тивериадском озере» из ц. Сан-Пере-де-Родес (Музей Ф. Мареса, Барселона). Апостолы Петр и Иоанн изображены плывущими по Тивериадскому оз., в волнах к-рого плещутся рыбы; могучая фигура Иисуса Христа останавливает движение лодки. Явление Иисуса Христа апостолам на Тивериадском оз. Рельеф из ц. Сан-Пере-де-Родес. 2-я пол. XII в. (Музей Ф. Мареса, Барселона) Явление Иисуса Христа апостолам на Тивериадском оз. Рельеф из ц. Сан-Пере-де-Родес. 2-я пол. XII в. (Музей Ф. Мареса, Барселона) Следует отметить интерес мастера к изображению львов и ангелов. Львы как декоративный мотив, символизирующий силу зла, встречаются на 2 капителях в ц. Сен-Папуль и на капители в ц. Сант-Антимо в Тоскане в сценах, иллюстрирующих историю прор. Даниила, а также на капителях из Рьё-Минервуа и из Сан-Пере-де-Родес. Только на тимпане из Кабестани насчитывается 13 фигур ангелов и ок. 35 - во всех произведениях, приписываемых скульптору. «Фирменным знаком» мастера из Кабестани считают созданных им необычных персонажей, трубящих в рога или играющих на двойных флейтах: у них огромные головы, надутые щеки, круглые выпученные глаза и маленькие уши, расположенные на висках. Стиль мастера из Кабестани формировался в регионе с богатым античным прошлым и сильными романскими традициями в скульптуре.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Висир дружил в Палестине с главным Тивериадским раввином. Он свел последнего с калифом, и раввин внушил Иезиду изгнать идолопоклонничество, вносимое в Палестину и Сирию христианами. Иезид издал в 723 г. указ уничтожить всякие человеческие изображения на улицах, площадях и зданиях. Исполнение указа проведено было строго и опустошительно. Молва об этом пришла и в Малую Азию. И как будто иконоборческая зараза эта как-то передалась указанной группе епископов. Но что всего интереснее – это приближение Львом III к себе Висира, вернувшегося из плена и вновь ставшего христианином (sic - !). Император сделал его патрицием. Мнения их об иконах совпали. На их общей родине (Исаврии – Сирии) издавна процветало чуждое икон мессалианство и иконоборческое павликианство. Да, может быть, у обоих было и расовое семитическое отвращение к пластическим Но, нас, в данном случае интересует другое. Интересует сам принцип автократии Второго Рима, согласно которому можно было низлагать и отрешать от власти Божьих Помазанников, отчего династии василевсов исчезали, едва утвердившись. Но, даже и после 787 года, когда вдова Льва Хазара (сына Константина Копронима) созвала VII Вселенский Собор, ситуация в отношении преемства власти не улучшилась. В течение 17 лет царица Ирина была соправительницей своего сына Константина VI, но в 797 году свергла его с Престола, а уже через пять лет была сама низложена царедворцем Никифором. Впрочем, и Никифор процарствовал недолго, так как, в свою очередь, был свергнут в 811 году Михаилом I Рангаве, которому уже через два года пришлось отречься от Престола и уйти в монастырь. Преемнику Михаила I-ro Льву V Армянину в монастырь уйти не позволили, так как после семи лет царствования он был убит заговорщиками во время богослужения на праздник Рождества Христова – 25 декабря 820 года. Устроивший переворот Михаил II Травль сделал соправителем своего сына Феофила, который и возобновил иконоборчество, когда стал царствовать единовластно. Не лучшим образом обстояло дело и в последующие века. Например, с июня 1203 года (когда крестоносцы прибыли в окрестности Константинополя) до 13 апреля 1204 года (т.е. – за неполные 10 мес.), в Константинополе сменилось пять (!) императоров. Причем, не по причине их естественной смерти, но, по причине ненасытного желания власти каждым новым узурпатором. В этой связи закономерно задать вопрос: такая ли форма управления была нужна советскому государству? Разумеется, Сталин учел уроки истории, а потому ввел в СССР не Римскую автократию, не военную демократию, и не декларируемую Конституцией рабоче-крестьянскую власть, но ассиро-персидскую деспотию. За ответом, почему, в деле строительства советского государства была преимущественной именно деспотия, уместно обратиться, с одной стороны – к книге прор. Даниила, а с другой – к Толкованию на 2-е Послание к Фессалоникийцам свт. Иоанна Златоуста.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/iosif_...

Документы почти не сохранили имен мастеров (кроме преподобных Даниила и Андрея Рублёва ), работавших в Москве в период создания Е. Ф. К. по заказу митрополичьего и великокняжеского дворов, но они несомненно входили в число лучших мастеров, как московских, так и греческих. Декорация рукописи вносит существенные коррективы в общую оценку искусства эпохи митр. Фотия, свидетельствуя об интенсивной художественной жизни и активном, хотя и кратковременном, участии в ней выходцев из Византии. Неизвестный мастер мог быть учеником Феофана Грека: оформление рукописи, сделанное им, во многом напоминает репертуар и приемы исполнения инициалов в «главных» московских рукописях кон. XIV - нач. XV в. Сведения о приезде в Москву в 10-х гг. XV в. вслед за митрополитом-греком греч. художников позволяют предположить, что и автор инициалов мог быть греч. происхождения. При этом орнаментация заставок Е. Ф. К. близка к более традиц., т. н. балканскому, типу декора рукописей 1410-1420 гг. (ср. Аникиевское Евангелие - БАН. 34. 7. 3, 10-20-е гг. XV в.). Ранний серебряный позолоченный оклад, один из самых роскошных выполненных мастерами московского круга рубежа XIV и XV вв., сочетает неск. видов техники (литье, чеканка, скань и зернь, эмаль) и является образцом ювелирного творчества этого периода. Центральные изображения в среднике Христа на престоле с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом (?), выше - Христа Еммануила в медальоне и ангелов с орудиями Страстей в руках своеобразны по композиции и литургическому замыслу. Представленные ниже в медальонах образы прор. Илии (вариант прочтения - Иоанн Предтеча), вмч. Феодора Тирона (Стратилата?) и мц. Василиссы могут рассматриваться как соименные святые семьи заказчика или вкладчика (что предполагает изготовление частей оклада в разное время). Углы занимают фигуры пишущих евангелистов в многопрофильных киотах-кивориях. Кайма между ними заполнена чередующимися полуфигурами апостолов в киотах и шестокрылов в квадрифолиях. Фон средника украшен сканью и зернью.

http://pravenc.ru/text/180925.html

источниках - Ибрахим был отстранен сыном от власти и умер от дизентерии 23 окт. 902 г. ( Васильев. 1902. С. 122-130); после этого И. возвратился в свой мон-рь. Визант. военачальник Михаил был назначен командиром в Калабрию, и ему удалось взять в плен мятежника Колумба, к-рый разорял окрестные села. Когда И. узнал об этом, то, несмотря на преклонный возраст, пришел к Михаилу с просьбой не казнить мятежника. Михаил не послушал святого и вскоре скончался от тяжкого недуга, а Колумб, хотя и остался в тюрьме, избежал казни. Нек-рое время спустя (ок. 903) И. призвал имп. Лев VI (ср.: RegImp, N 541), и святой согласился отправиться в столицу в надежде спасти Колумба. Дорога в К-поль пролегала через Навпакт, где И. предсказал захват Фессалоники изменником Львом Триполийским (31 июля 904). Прибыв в Иллирик, И. изменил свой путь: он повернул в Фессалонику, а в К-поль отправил получившего свободу Колумба с письмом императору. Проведя нек-рое время в храме св. Апостолов у городских ворот, святой попросил отвести его в храм вмч. Димитрия. Почувствовав недомогание, И. перешел в Камины и призвал Даниила, к-рому завещал похоронить его в мон-ре в Салинах. И. умер 17 авг. 903 г. в возрасте 80 лет. Мощи святого были с почестями перенесены в ц. вмч. Георгия в Фессалонику (см. Георгия Победоносца великомученика церковь в Фессалонике ) и оставались там в течение 10 месяцев, пока сюда не прибыл патрикий Варда. Он пожелал поклониться мощам, и, когда могила И. была открыта, оказалось, что тело не тронуто тлением. Варда написал об этом имп. Льву VI, к-рый повелел доставить мощи святого в К-поль. Даниил показал письмо, оставленное И. перед смертью, в к-ром святой писал о желании быть похороненным в своем мон-ре, и мощи были доставлены в Салины, а мон-рь получил большие дотации. В Житии И. назван Новым. По мнению нек-рых зап. ученых, этот эпитет появился, чтобы отличать И. от прор. Илии; не следует отождествлять И. с Илией , мч. Дамасским, также называемым Новым, и с Илией Спилеотом , жившим в Калабрии через неск.

http://pravenc.ru/text/389307.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010