Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЫЕ ПРОРОКИ Собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ. В его состав входят книги пророков Осии , Иоиля , Амоса , Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии , Аггея , Захарии и Малахии . Самой краткой является Книга Авдия (21 стих, одна глава), самой длинной - Книга прор. Захарии (211 стихов, 14 глав). Эти книги приписываются пророкам VIII-VI/V вв. до Р. Х. Из них самыми ранними (VIII в. до Р. Х.) считаются книги пророков Осии и Амоса, живших на территории Северного царства (Израиль), и Михея из Южного царства (Иудея); самыми поздними - книги пророков Аггея, Захарии и, возможно, Малахии из Иудеи раннеперсид. периода (кон. VI-V в. до Р. Х.). Название «Малые пророки» является калькой с лат. prophetae minores. Данное обозначение 12 пророческих книг было распространено в лат. Церкви начиная с IV-V вв. по Р. Х. Впервые оно засвидетельствовано у блж. Августина Гиппонского, к-рый поясняет, что «малыми» эти пророки называются по причине того, что их сочинения отличаются краткостью (...quia sermones eorum sunt breves) по сравнению с сочинениями великих (maiores) пророков, к которым он причисляет Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила ( Aug. De civ. Dei. XVIII 29). Согласно иудейской традиции, М. п. являются одной книгой, к-рая носит название «Книга Двенадцати» (евр.     арам.    ). Подобны еврейскому и 2 греч. названия (оба переводятся как «Двенадцать пророков»): ο δδεκα προφται (встречается в сочинениях свт. Мелитона Сардийского, Оригена, свт. Афанасия Великого) и τ Δωδεκαπρφητον (у свт. Епифания Кипрского). Место М. п. в каноне В рукописях и изданиях евр. масоретской Библии книги М. п. (Книга Двенадцати) располагаются в конце разд. «Поздние пророки» (    ) после книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. Тем не менее в раввинистическую эпоху была известна и др. последовательность книг. Согласно Вавилонскому Талмуду (Бава Батра. 14а), правильный порядок библейских книг этого раздела должен быть следующим: Книги пророков Иеремии, Иезекииля, Исаии, Книга Двенадцати.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАБОНИД [Аккад.   - «[бог] Набу возвышен»], последний царь Нововавилонской империи, правивший в 556-539 гг. до Р. Х. и свергнутый персид. царем Киром II Великим . В Библии прямо не упоминается; возможно, именно о нем один раз говорится в Книге прор. Даниила как об отце Валтасара, но назван он здесь ошибочно Навуходоносором. В ряде библейских повествований, связанных с Вавилоном, судя по всему, также отражается память об этом правителе. Царь Набонид. Фрагмент рельефа на харранской стеле (Археологический музей, Шаншлыурора, Турция) Царь Набонид. Фрагмент рельефа на харранской стеле (Археологический музей, Шаншлыурора, Турция) Н. род. после 610 г. до Р. Х., дата смерти неизвестна. Отец Н.- Набу-балассу-икби - в надписях назван князем (аккад.  ) и правителем (аккад.  ); возможно, был вождем одного из арамейских племен. Мать Н.- Адда-гуппи - известна по надписям как поклонница культа луны харранских богов Сина, Нингаль, Нуску и Садарнунны. Н. узурпировал царскую власть уже в пожилом возрасте, в конце июня 556 г. до Р. Х. Он был избран царем после военного переворота участниками заговора против царя Лабаши-Мардука (556 г. до Р. Х.), чей отец Нериглиссар в свою очередь пресек династию Навуходоносора II . Н. правил 17 лет (556-539 гг. до Р. Х.; о летосчислении в Вавилонии см. в ст. Навуходоносор II ). В 1-й год правления (555-554 гг. до Р. Х) он уехал в юж. часть своего владения, где, возможно, надеялся найти поддержку у жителей. Согласно стеле из Вавилона, царь в Уруке, Ларсе и Уре принес драгоценные дары богам Сину, Шамашу и Иштар и посетил Киш, город богини Белет-или. Он стал распоряжаться храмовым имуществом сам, без согласия на то администрации храма. В тот же год Н. отправился в поход на гос-во Хуме в Киликии . В 554-553 гг. до Р. Х. (2-й год) Н. перестроил храм бога Шамаши в Сиппаре; во время работ нашли статую царя Саргона Аккадского. Одна из дочерей царя стала жрицей в храме Сина в Уре, здесь же царь перестроил храм богини Нингаль Эгипар. В том же году царь выступил с войском против страны Хамат в Сирии.

http://pravenc.ru/text/2564570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАВУХОДОНОСОР II Царь Навуходоносор II. Рельеф ц. Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье. 2-я пол. XI в. Царь Навуходоносор II. Рельеф ц. Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье. 2-я пол. XI в. [Акад.   - «Набу, сохрани моего сына», в араб. передаче -    ], царь Вавилонии , правивший с 605 по 562 г. до Р. Х., окончательно разгромивший Иудейское царство. Отец Н., царь Вавилонии Набопаласар, правил в 625-605 гг. до Р. Х. Упомянутый в Книге прор. Даниила царь Валтасар - сын царя Набонида, последнего царя Вавилонии. Во время правления своего отца Н. принимал активное участие в царских церемониях. В 607 г. Н. провел успешную кампанию против страны Замуа (к востоку от р. Тигр). В 605 г. он совершил поход на Каркемиш в Сирии, где нанес поражение егип. войскам. Во время военного похода через Сирию он получил сообщение о смерти царя. Н. вернулся в столицу и взошел на трон. Правление События 605-594 гг. до Р. Х. по вавилонским хроникам Н. правил 43 года (605-562 гг. до Р. Х.). После воцарения (летосчисление в Вавилонии начинается со следующего года после восшествия на трон каждого правителя, т. к. фактически 1-й год нового царя является последним годом предыдущего, а Новый год праздновался весной) Н. поспешил в Сирию и победоносно завершил кампанию. Возможно, он продвинулся до Иерусалима . В 1-й год своего правления (604-603 гг. до Р. Х.) Н., согласно хроникам, заявил, что получил дань «от всех царей страны Хатти» (область в Сирии и Анатолии). Он захватил некий город (возможно, Аскалон ) и пленил его правителя. Считается, что Аскалон был взят с целью уничтожения находящегося в нем егип. гарнизона. В это время Н. мог подчиниться иудейский царь Иоаким . В хрониках сообщается, что во 2-й год правления Н. (603-602 гг.) имела место военная кампания, возможно против хеттского царства Куммух в нижнем течении р. Хабур. С 602-601 гг. военные кампании Н. стали проходить только в конце года и длились недолго. Причиной тому, вероятно, стал мятеж вавилонских крестьян, рекрутируемых в солдаты. В 4-й год правления (601-600 гг.) царь пошел войной на Египет. В битве обе стороны понесли тяжелые потери. Иудейский царь Иоаким воспользовался этой возможностью и вывел свою страну из-под контроля Вавилона.

http://pravenc.ru/text/2564586.html

Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжении тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам. На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему из рва: «царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. После этого царь Дарий написал приказ: «мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно». Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось. Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин , то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23–27). ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию – «Книга прор. Даниила» ( Дан.1–14 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ раннехрист. апокриф, составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах ДЕИР название равнины «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, описывающие проповедническую деятельность и (не всегда) кончину апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70 ДИВОН моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне ДИЛЛЬМАН Кристиан Фридрих Август (1823 - 1894), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики ДРУЗИЙ [наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе] (1550 - 1616), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского

http://pravenc.ru/rubrics/121016_11.html

17. Понедельник. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Служба прор. Даниила и святых отроков шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 4-й – 3, и отроков, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Духовно нас, вернии...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите вси, Христово Рождество...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – пророка, глас 6-й: «Даниил, муж желаний...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Благоутробия сущи источник...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Благоутробия сущи источник...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и отроков на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (отроков). По 3-й песни – кондак и икос пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава» – седален отроков, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же . По 6-й песни – кондак и икос отроков, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен пророка, «И ныне» – Минеи: «Тайнонаучает, Всечистая...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – святых, глас 6-й: «Мысленному Солнцу Правды...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Святая...». На часах – тропарь святых. Кондаки пророка и отроков читаются попеременно. На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и отроков, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь святых; кондак дня, кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь святых; кондак дня, кондак храма, кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святых. Апостол и Евангелие – дня и святых. 1 В Минее сначала приводится седален отроков, а потом пророка. – Сост. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-30/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий Завет ДЕИР название равнины «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.) ЕККЛЕСИАСТА КНИГА библейская книга; в христ. традиции входит в число учительных книг; в иудейском каноне - в разд. «Писания» (агиографы) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕН-РОГЕЛ источник воды в окрестностях Иерусалима, упомянутый в ВЗ при описании границы между наделами колен Израилевых ЕСФИРИ КНИГА название канонической книги ВЗ, входящей в раздел исторических книг (в евр. традиции - в разд. «Писания») ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ библейское наименование земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства ЗОРОВАВЕЛЬ (VI в. до Р. Х.), предводитель 1-й группы евреев, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим после указа персид. царя Кира в 538 г. до Р. Х. ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИЕЗАВЕЛЬ IX в. до Р. Х., дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала), жена и соправительница израильского царя Ахава, мать царей Охозии и Иорама

http://pravenc.ru/rubrics/121042_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕИР [  ,  ], название равнины (в синодальном переводе - поле) «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан (Дан 3. 1). Из-за отказа поклониться этому идолу прор. Даниил и его друзья Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в раскаленную печь. Местоположение Д. точно не определено. Вероятно, ее название происходит от аккад.   (городская стена, укрепление, крепость). Это значение отражено в переводе LXX, к-рый вместо Д. употребляет περβολος (греч. стена, ограда) (в переводе Феодотиона имя равнины передано как ερα). Общепринятую идентификацию этого места предложил Ж. Оппер. Он локализовал Д. в 27 км к юго-западу от совр. Багдада, в окрестностях древнего Урука (Эреха), рядом с небольшой рекой и холмами, название к-рых созвучно Д. Там Оппер обнаружил 2 больших кургана, под одним из них, Эль-Мокаттат, было открыто массивное, облицованное кирпичом сооружение - 14 м в ширину и 6 м в высоту. Оно могло быть остатками пьедестала для золотого истукана, поставленного Навуходоносором в Д. В клинописи встречается несколько вавилонских городов, в название к-рых входит аккад.  Согласно др. версии, слово «Д.» могло обозначать участок внутри Вавилона, в пределах городской стены, или крепостной вал, носивший название dur Suanna. Т. о., предположительно равнина Деир была просто частью города. Возможно, древнее имя   было отнесено к равнине, находящейся близ остатков стен Вавилона, хотя арам.     (долина, равнина (Дан 3.1)) не может означать открытого пространства внутри города (см. Pinches). Античные историки Полибий и Амиан Марцеллин упоминают 2 похожих по названию на Д. места ( Polyb. Hist. V 48, 52; Amm. Marc. Rer. gest. XXIII 5. 8; XXIV 1. 5; XXV 6. 9): одно - близ р. Евфрат ок. Кархемиша, другое - по правой стороне р. Тигр, но оба они расположены далеко от Вавилона. В талмудической традиции равнина Д. представлена местом осуществления видения прор. Иезекииля о воскресении мертвых (Иез 37. 1-14). Этот сюжет представлен на фресках синагоги из Дура-Европос (III в. по Р. Х.), Д. также был идентифицирован с местом видения славы Господней из Иез 3. 23 (Санхедрин. 92b). Лит.: Oppert J. Expedition scientifique en Mesopotamie, 1851-1854. P., 1863. Vol. 1. P. 238-240; Pinches T. G. Dura//ISBE. Vol. 1: A-D; Thompson H. O. Dura//ABD. Vol. 2. P. 241. Э. С. П. Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/171593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в правосл. гимнографии и иконографии, основой к-рого является библейский рассказ о чудесном подтверждении первосвященничества Аарона , когда его жезл процвел в ветхозаветной скинии. (Числ 17. 1-11). Упоминание процветшего А. ж. встречается и в НЗ (Евр 9. 4). В христ. экзегезе А. ж. нередко символизирует воплощение Христа от Девы (Origenes. In Numeri IX. 7//PG. 12. Col. 632). Впосл. А. ж. стал весьма распространенным прообразом Богоматери и в иконографии известен начиная с XI в.: миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова , подшитого к Физиологу в рукописи из Евангелической школы в Смирне (XI в. B 8. Fol. 165-167; 177-179v - погибла в 1922); миниатюра Гомилий Иакова Коккиновафского 2-й четв. XII в. (Vat. Gr. 1162. Fol. 13v; Paris. Gr. 1208); икона «Богоматерь с пророками» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ранний XII в.; росписи церкви в Бетани (Грузия), рубеж XII-XIII вв. А. ж. широко представлен в циклах прообразов Богородицы в монументальной живописи и иконах палеологовского периода, в росписях нартексов церквей, в частности Богородицы Левишки в Призрене, 1310-1113 гг., Богородицы Одигитрии в Пече (Югославия, Косово и Метохия), 1130-е гг. Изображения А. ж. многократно встречаются в памятниках поствизант. эпохи. Эта иконография вошла в число прообразов Богоматери, предписанных для изображения «Ерминией» Дионисия Фурноаграфиота , 1730-1733. (Ч. 3. § 5. 10). А. ж. в качестве прообраза Богоматери вошел и в христ. гимнографию: «                                                                               » (Богородичен седальнов по 1-й кафизме в неделю 4-го гласа). Лит.: Μουρκη Ντ. Α βιβλικα προεικονσεις τς Παναγας ες τν τρολλον τς Περιβλπτου το Μυστρ//Αρχαιολογικν Δελτον. Αθναι, 1971. Τ. 25. Σ. 222-250; В. «Пророци су те наговестили» у Данило II и доба: Зб. радова. Београд, 1991. С. 409-424. (Научни скупови Српска akaдeмuja наука и уметности; 63. Отд. ист. наука; 17); marienlexikon. Bd. 1. S. 8-9; Ерминия ДФ. С. 148; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. М., 1999. С. 177-204: ил. 10, 11; Кравецкий. Словарь.. О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре

http://pravenc.ru/text/62390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010