Очень красива была колокольня, имевшая классицистические формы. Три её нижних яруса были в плане прямоугольными, а верхний, декоративный, состоял из восьми круглых колонн, поддерживавших завершение. Колоколов в 1887 г. имелось семь. Однако во второй половине 1880-х г.г. это здание сочли малопоместительным и обветшавшим и приступили к строительству нового Преображенского храма в другой части города. В 1888 г. постройка была окончена, все иконы и утварь перенесли в новую церковь, а старый храм в течение пяти лет стоял «без пения». Спустя несколько лет у бывшего городского головы Карачева купца Ивана Николаевича Кочергина возникло благочестивое желание возобновить старый храм и приспособить его для учеников мужских учебных заведений города. При этом было предложено переосвятить храм в Осиевский – в память чудесного избавления царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. В этот день православной церковью прославляется пророк Осия. Епархиальным начальством разрешено было провести ремонт здания с сохранением его плана, без существенных переделок и изменений. Однако в самом начале работ возникла необходимость перестройки всей трапезной части с двумя приделами, а также демонтаж декоративного яруса колокольни, так как в нём появились опасные трещины. На это было получено разрешение уже Св. Синода. В 1891 г. гражданским инженером Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, впоследствии ставшим орловским епархиальным архитектором, был составлен проект перестройки. В 1892 г. проект был рассмотрен Техническим строительным комитетом и утверждён. 31 октября 1893 г., после предусмотренных этим проектом капитальных переделок, церковь, ставшую однопрестольной, освятили во имя пророка Осии. Внешний вид храма заметно изменился и стал таким, каким мы его можем видеть на сохранившихся фотографиях. После разборки боковых пристроек исчезла крестообразность плана. Окна верхнего четверика были значительно увеличены по высоте. Над настоящей частью и колокольней появились огромные луковичные главы, характерные для византийского стиля. Весь храм сделали «тёплым». Кочергин приобрёл для него шесть новых колоколов общим весом около 100 пудов и всю необходимую утварь. Летом 1900 г. храм снова отремонтировали, расписав его стены и купола.

http://sobory.ru/article/?object=41536

Пророков, оставивших нам свои писания, обыкновенно считается шестнадцать, не включая в это число имени пророка Варуха, книга которого Отцами Церкви причисляется обыкновенно к пророчествам Иеремии. Книги, написанные ими, следующие: книга пророка Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремиино, книга пророка Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Библейский и хронологический порядок пророческих книг Пророческие книги расположены в Библии не в точном хронологическом порядке их происхождения. Собиратель священных книг, внося в канон пророческие книги, сначала поставил обширнейшие из них: именно книги пророков Исаии, Иеремии (с прибавлениями к ней), Иезекииля, Даниила и Осии, потом в распределении остальных книг старался уже следовать хронологическому порядку. Это видно из того, что пророки ассирийского периода (от Осии до Наума) стоят впереди пророков халдейского времени (Аввакума и Софонии), за которыми уже следуют пророки, действовавшие после вавилонского плена (Аггей, Захария и Малахия); наконец книги остальных пророков частью расположил соответственно хронологическим данным, заключающимся в надписаниях самих этих книг, a частью, где таких надписаний нет, по сходству их содержания. Первые четыре книги называются книгами больших пророков, последние двенадцать – книгами меньших пророков. В древнем еврейском каноне книги малых пророков составляли одно целое и назывались «Двенадцати пророков». О «Двенадцати пророках» упоминает Сир.49:12 ; в Деяниях Апостольских упоминается также о книзе пророк ( Деян.7:42 ) и приводится из нее место, принадлежащее пророку Амосу ( Ам.5:2,27 ). Хронологический порядок пророческих книг следующий: 1 . Авдий, при царе Иораме, между – 889–884 г. до Р.Христова. 2 . Иойль, при царе Иоасе, между – 877–857 г. 3 . Иона – Иеровоаме 2-м – 824–783 г. 4 . Амос, при царях Иеровоаме 2-м и Озии – 810–783 г. 5 . Осия – Иеровоаме 2-м, Озии до Езекии 790–725 г. 6 . Исаия – Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии – 759–714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Такое религиозное невежество сказывается в ужасном падении нравственности. Когда подавлена в человеке одна сторона, – высшая, религиозная, – взамен ее развивается другая, низшая, животно-человеческая, и трудно не видеть уродливого развития человека, забывающего веру. Точно плевелы, заглушающие доброе семя, в нем вырастают пожелания своекорыстия и похотливые стремления, и занимают всю широту его помышлений. Чувственность, ничем не сдерживаемая, заявляет тем больше требований и притязаний, чем меньше слышится голос веры, духовной стороны. Вот почему, пророк Осия, сказав что нет богопознания на земле, затем прибавляет: клятва и обман, и убийство, и воровство, и прелюбодеяние крайне распространились на земле (4, 2). А ап. Павел говорит: «Помраченные в разуме, отчужденные от жизни Божией, по причине своего невежества, люди доходят до бесчувствия, предаются распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытностью» ( Ефес. 4 ; IS. 19). Не так-ли и ныне? Все больше и больше видится нарушений Закона Божия; страсти самые постыдные не встречают удержу в своем удовлетворении. Вот в каком состоянии находится наша религиозно-нравственная жизнь. Вот то зло, с которым нам надо бороться. Прежде всего, призываю вас, пастыри, на борьбу с ним. Как добрые служители Иисуса Христа, сами питаясь словесами веры и добрым учением (Тим. 4, 6), внемлите чтению и учению (4, 11). Ваши уста иерейские должны хранить ведение и закона ищут от уст ваших ( Мал. 2, 7 ). А затем возвысьте голос свой, подобно трубе, и укажите народу на беззакония его. Взывай громко, не удерживайся, говорит Бог пророку Исайе ( Ис. 58, 1 ). Это требование приложимо и к пастырям-проповедникам. Возвышают голос, или громко говорят, во-первых тогда, когда те, к которым обращена речь, находятся на большом расстоянии от говорящего. Пастырь Церкви и должен действовать на совесть грешников, удалившихся от Бога. Чтобы возвратить их на путь истины, он своим возвышенным голосом должен проникать в сердце такого человека, в отдалении сущего, указывать на ужас и бедствие того положения, в котором находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Уже, как отмечено выше, во времена Ветхого Завета Бог открыл о сошествии Сына Своего и Слова во ад. Псалмопевец говорит от имени Мессии: «...Ты не оставишь души Моей во аде ...» и не позволишь Посвятившему Себя Тебе испытать тление и смертное разложение, но изведешь Его из гроба нетленным ( Пс.15:10 ). Псалмопевец подтверждает победу Спасителя над смертью и адом и торжественно восклицает: «Яко сокруши врата медная и вереи железныя слом » ( Пс.106:16 ). И праведный Иов, за целых шестнадцать веков до Христа, пораженный Божественным всемогуществом, которое через Спасителя явится в аду, восклицает: «От страха перед Тобой открылись ли мрачные и неприступные врата того места, где царствует смерть и держит в плену усопших? И неустрашимые стражи ада, видя Тебя, задрожали от страха» ( Иов.38:17 ). Пророк Осия приблизительно за восемьсот лет до Рождества Спасителя от имени Бога также предсказывает: «Я освобожу Тебя из рук ада и избавлю от смерти. И тогда Я торжественно скажу: о смерть, где твой приговор? О ад, где твое жало?» ( Ос.13:14 : LXX). После Божественного Вочеловечения и победы Господа над смертью и адом толкователи Священного Писания и божественные отцы, глубоко изучив эти пророческие отрывки и другие параллельные места, излагают основы учения нашей Церкви по этому вопросу более досконально. Так, святитель Климент Александрийский посвящает целую главу этой истине. 400 Ориген учит, что Господь сошел во ад человеческой душой, но «лишенной тела», и возвестил Благовестив спасения бестелесным душам, находившимся в аду. 401 Эта истина свидетельствуется всем апостольским Преданием Церкви, исповедуется оглашенными во время Святого Крещения и составляет неотъемлемую часть священной проповеди  и богослужения. Она нашла отражение и в Божественной литургии святителя Василия Великого . Молитва Возношения, которую воссылает иерей в минуты, когда поется победный гимн «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», гласит: «Христос, сойдя во ад крестной смертью, чтобы все наполнить Своим явлением, разрушил страдания, причиняемые смертью. И, воскреснув из мертвых в третий день [...], ибо не мог быть удержан тлением Начальник Жизни, Он сделался начатком умерших, первородным из мертвых...».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Вновь и вновь звучат инвективы в адрес «хозяев жизни», жирующих за счёт ограбления населения: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам. 6:4–7). «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: “когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену шекеля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за   серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать”. Клялся Господь славою Иакова: “поистине вовек не забуду ни одного из дел их”» (Ам. 8:4–7). Осия, обличитель идолопоклонства Младшим современником Амоса был Осия. Тучные года сменились тощими, изменилась и военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке. К власти в Ассирии пришёл великий реформатор Тиглатпаласар III. Экспансионизм Ассирии резко возрос. Поход за походом, присоединение к Ашуру в качестве провинций всё новых и новых ближневосточных царств. В 732 году ассирийской армией был взят Дамаск. До конца падения Самарии оставалось десять лет. Этот заключительный период истории Северного царства Финкельштейн называет «агонией» . Не имея возможности выплачивать непомерную ежегодную дань, наложенную ассирийцами, последний израильский царь Осия (тёзка пророка) в отчаянии вступает в антиассирийскую коалицию, сколоченную Египтом, и тем самым подписывает себе и своему вассальному по отношению к Ассирии государству смертный приговор. В 724 году Салманасар V осаждает Самарию, а в 722 году Саргон II захватывает её. Прежняя столица Израиля с окрестностями становится очередной ассирийской провинцией, знать, ремесленники и большая часть населения депортируются в пределы коренной Ассирии. Накануне этой катастрофы и проповедует пророк Осия.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Амоса и Осии, где есть намеки на завет в библейском смысле или употреблен сам термин berith, несущественны для рассматриваемого вопроса о религиозной связи между Иеговой и Израилем, и должны быть отвергнуты или как интерполяция позднейшего времени или как не дающие удовлетворительного объяснения слову berith 52 . С тою же целью отстранить всякую необходимость мыслить в прошлой истории Израиля определенный акт торжественного вступления евреев в религиозный союз с Богом отдают – при установлении филологического смысла слова berith – предпочтение значению «повеления, закон, учение» 53 . Тогда дело с «заветом» для древнего времени представляется в виде существования между Иеговой и Израилем отношений божественного патронатства, – причем под понятие berith для того времени подводится вся совокупность религиозных знаний касательно Божества и богоугодной жизни (=культа), получаемых в разное время и по разным случаям. В таком смысле, говорят, употребляет это слово и пророк Осия в Ос 6:7; 8:1 (равно и Ос.2:20 ). Понятие berith у пророков Амоса и Осии. Пророки Амос и Осия знают слово berith. Амос, действительно, употребляет его не в религиозном смысле: именно, термин berith употреблен им ( Ам.1:9 ) в применении к дружественному (братскому) союзу между Израилем и Тиром (срв. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:1–12; 19:12–13 ), с существом которого (союза), по слову пророка, не согласуется жестокость тирян, выразившаяся в продаже израильских пленников Едому (идумеям). Пророк Осия употребляет berith двояко: Ос.10:4; 12:1 – в смысле политического союза («заключают союз – berith», «заключают они союз – berith с Ассуром»), в Ос.6:7; 8:1 – в религиозном значении и Ос.2:18 – не прямо в религиозном. Во 2 гл. 18 ст. говорится о заключении Иеговой в грядущие дни милости завета со всякими животными для того, чтобы они не причиняли более никакого вреда Израилю; в 6 гл. 7 ст. Иегова ставит в вину сынам Израиля то, что «они, подобно Адаму, нарушили завет» и в 8 гл. 1 ст. повторяется то же выражение – «нарушили завет Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Таргум оставляет без внимания эти виноградные лепешки. Вот как выглядит арамейская парафраза всего стиха: И сказал мне Господь еще: иди, пророчествуй дому Израиля. Они похожи на женщину, которая очень дорога своему мужу, и тогда как она ведет себя как проститутка и против него, он, по причине любви к ней, не желает прогнать ее. Такова любовь Господа к сынам Израиля. Но они обращаются к идолам народов. Однако, если возвратятся() , будут прощены, ибо будут считаться подобными согрешившему по неведению и сказавшему слово в опьянении. Нужно помнить, что Таргум – это не только парафраза, но и некий «конспект» проповеди. Видимо, во время Йонатана арамеоязычным иудеям, слушавшим в синагогах Таргум Пророков, было уже непонятно, о чем идет речь, когда говорится об этом элементе столь далекого от них хананейского культа, о виноградных лепешках. Вместо этого Таргум добавляет глоссу о возможности для согрешившего дома Израиля покаяния, возвращения к истинному Господу, которым обуславливается прощение. Господь поступит с ними милостиво, их грех будет подобным греху того, кто согрешил по неведению. В понимании нормативного иудаизма того времени такой грех может быть очищен искупительной жертвой, тогда как за грех, совершенный вольно и осознанно, искупительные жертвы не предусмотрены ни в какой форме (напр., Йома 8).   …за пятнадцать сребреников, и за хомер ячменя, и полхомера ячменя… Сребреники – деньги в виде кусочков серебра. Вероятно, под  здесь подразумевается   шекель (кусочек серебра весом прим. 11,5 граммов). Хомер – самая большая единица измерения сыпучих тел, согласно Иосифу Флавию – около 360 литров. Полтора хомера – это довольно много, около 540 литров. Полхомера – это летех. Этот термин –  – и употреблен у Осии (hapax legomenon). У LXX вместо летеха ячменя находим невель(νεβελ) вина. Это приблизительно 18 галлонов (1 галлон =от 3,79 до 4,55 литров) – таким количеством жидкости можно было бы наполнить бочку средних размеров. Итак, Осия платит за женщину довольно высокую плату. Согласно книге Исход, стоимость раба или рабыни в древнем Израиле составляла тридцать шекелей (Исх 21:32). Если действительно сребрениками Осия называет шекели, то его плата очень похожа на плату за рабыню: половину этой платы он платит деньгами, половину – натуральными продуктами. Как она оказалась в рабстве, не объясняется. Осия вызволяет ее из этого рабского состояния, выкупает ее. Служение иным богам – это духовное рабство. Своим символическим действием пророк освобождает эту женщину (свою бывшую жену?) от рабства: так Бог, любящий Свой народ, готов искупить и освободить израильтян, сколь бы ни была «дорога цена искупления души их» (Пс 48:9).

http://bogoslov.ru/article/4698894

Для оправдания судеб Божьих, в различных казнях, ниспосланных отвергшемуся его народу, Осия, резкими чертами, живописал все его отпадения и тяжкие грехи, ибо люди сии сеяли ветер и пожнут бури, и как непотребный сосуд поглощены будут в народах; тщетно станут они тогда приносить жертвы истинному Богу, в рассеянии между языков: «обратись, Израиль, к Богу твоему, ибо ты изнемог в твоих неправдах: кто премудрый, уразумеет сие, ибо правы пути Господни и праведные пойдут по ним.» (XIV). Современный Амосу и Осии, Пророк Иоиль, происходил от колена Рувимова и был собственно Пророком Иудейским, не касаясь царства Израильского. Некоторые полагают его древнейшим из двенадцати Пророков, по красоте чистого языка его, и что он жил во времена Царя Иоаса. Краткое слово его исполнено живых изображений: он описывает великое опустошение земли Иудейской, произведенное саранчей и засухой, потом призывает народ к посту и покаянию, предсказывает обильный дождь, плодородие земли, и особенно обильное излияние даров духовных; наконец изображает суд Божий, над врагами Иудейского народа, и покровительство Иерусалиму: «Терзайте сердце ваше, а не одежды, взывает Пророк к огорченному народу, обратитесь к Богу вашему, ибо он человеколюбив и милосерд, долготерпелив и богат благостью. – Кто знает, не сжалится ли он снова и не пошлет ли благословение? Вострубите трубой в Сионе, освятите пост, проповедуйте исцеление, соберите народ, созовите сонм, пригласите старцев, соберите отроков и грудных детей; пусть жених и невеста выйдут из чертога своего. Между притвором и жертвенником, пусть восплачут священники, служители Господни, и скажут: пощади, Господи, народ твой, и не предай удела Твоего на поругание иноплеменникам, чтобы не сказали другие народы: где же Бог их? – После сего налью Духа моего на всякую плоть, и прорекут сыны ваши и дочери ваши, и старцы ваши сны узрят, и юноши ваши видения увидят; ибо на рабов и на рабынь Моих изолью в те дни Духа Моего, и дам чудеса на небесах и на земле; и всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо в горе Сионе и в Иерусалиме будет спасаемый, как сказал Господь, и благовествуемые, которых призвал Господь.» ( II ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

61:2, 62:4. Иез. 48:35 , Иер. 23:6 , Иер.33:16 ). Иногда встречаем в Писании такие имена, которые указывают не на свойство лиц, а на особенности будущих событий. Так в 8 гл. ст. 5. Пророк Исаия, для означения близких бедствий Дамаска и Самарии, нарекает, по повелению Божию, сыну своему имя: Магер-шалал-хашбас (что значит: спеши на добычу, беги на разграбление). В гл. 7, ст. 3. другой сын Исаий называется: Шеир-яшув (остаток обратится) конечно не без пророчественного же значения 9 . Так и Пророк Осия нарекает, по повелению Божию, детям своим различные символические имена в означение событий, имевших совершиться в царстве Израильском (Осии гл. 1.). Все сии лица только прообразовали именами своими те события, кои должны были случиться независимо от них. Что же означало имя Иммануила? Не видно, чтобы оно было собственное, тем более, что Иммануилу даны Пророком и другие имена ( Ис. 9:5 ). Выражает ли оно свойство событий и действий, имевших совершиться при рождении Иммануила? Или оно показывает собою свойства и качества самого младенца? Или наконец совмещает в себе то и другое значение: указывает в Иммануиле и Лицо Божественное и высокое Спасителя Израилева? Пророк, (в 8 гл. ст. 8.) предсказывая нашествие на Иудею царя Ассирийского, называет Иудею, землею Иммануила: крылья его (царя Ассирийского) распростершись, говорит он, займут все пространство земли твоей, Иммануил. Это показывает, что Иммануил будет Властителем Иудеи, а потому конечно и главным виновником тех событий, которые Он обещает для Идеи Своим именем. Во-вторых Пророк в гл. 9, ст. 5. называешь Иммануила различными именами, в коих самыми высокими чертами изображаешь свойства сего младенца, власть данную ему, и состояние, в какое он приведет народ свой. Ибо родился нам Младенец, дань нам Сын: на раменах коего владычество, и наречено имя ему: Чудный, Многосветный, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. После сего, если имя Иммануил (с нами Бог) принимать и в обширном значении его, и тогда оно будешь означать такое лице, в котором люди будут видеть ясное и очевидное знамение особенного, ближайшего благодатного присутствия с ними Бога, будут видеть орудие высших, обильнейших благословений неба (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rassuzh...

Вместе с богатством появились в народе: изнеженная жизнь, роскошь и страсть к чувственным удовольствиям. Пророк Амос упоминает о домах зимних и летних, о чертогах, украшенных слоновою костью ( Ам.2:15 ). В другом месте он так описывает роскошную жизнь вельмож израильских: спящии на одре от костей слоновых, и ласкосердствующий на постелех своих, ядущий козлища от паств, и телцы млеком питаемы от среды стад, плещущий (подпевающие) ко гласу пищалей (арфы), аки стояща млеша, а не яко бежаща 6 : пиющии процеженое вино, и первыми (отличными) вонями мажущиися, и не страдаху (не скорбят) ничесоже в сокрушении Иосифове ( Ам.6:4–6 ). Здесь Пророк обличает израильтян в изнеженности, соединенной с роскошью, в прихотливом чревоугодии, и праздных увеселениях, в пьянстве и в совершенном равнодушии к грозным предречениям Пророка. Богатые делали притеснения бедным: продаша праведнаго на сребре, и убогаго на сапозех (за пару сандалий Ам.2:6 ). В другом месте Пророк обличает купцов израильских в том, что они увеличивали цену сикля, а эфу – меру при продаже хлеба делали меньше с тою целью, как говорили они, да притяжем убогия сребром, и нищаго за сапоги ( Ам.8:5, 6 ). Под влиянием язычества благоприятствовавшего сладострастию, порок сей глубоко укоренился. Пророке Осия так описывает влияние язычества на повреждение нравов израильтян: на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют. И не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася и со блудниками требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся. ( Ос.4:13, 14 ). И Пророк Амос, конечно, имея в виду блудилища, основанные при капищах Ваала и Астарты, говорит: сын и отец его влазяста ко единой рабыне, яко да осквернавят имя Бога своего ( Ам.2:7 ). При такой наклонности к сладострастию женщины получили большую власть над своими мужьями и еще более увеличивали это зло; посему и к ним Пророк обращает грозное слово ( Ам.4:1–3 ). Состояние веры в царстве израильском

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010