Имя Осии с еврейского языка значить спасение. Как видно из первых стихов книги, Осия был сын Бееры, по преданию происходил из колена Иссахарова ( Ефрем Сирин ) и пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских и во дни Иеровоама II, сына Иоасова, царя Израильского. Нужно предположить, что он начал служение свое в последние годы Иеровоама II (26 г. Озии), ибо в 1, 4 ст. он говорит о близком падении дома Ииуя, которое совершилось в 12 год по смерти Иеровоама II, – и пророчествовал до 1-х лет Езекии, ибо не говорит о падении израильского царства, бывшем в 6-й год Езекии. Деятельность пророка продолжалась более 60 лет. Следовательно, Осия выступил ранее Исайи, который был призван в год смерти Озии, царя иудейского. Пророк Осия действовал, главным образом, в Израильском царстве, ибо все речи его направлены против Израиля, царя Израильского он называет нашим (4, 5) и землю Израильскую этою (1, 2). Несколько странно, что, пророчествуя в Израильском царстве, он обозначает время своего служения годами царей иудейских. Некоторые, в объяснении этого, указывают на то, что Осия, хотя и действовал в Израиле, но в конце жизни перешел в иудейское царство, где и написал свою книгу. Другие правильнее думают, что пророк лишь иудейское царство считал истинным, так как отторжение от дома Давидова в своем глубоком основании было отпадением от Бога, и потому только правителей иудейского царства пророк признавал истинными царями. Отсюда же объясняется и то, почему пророк, говоря об Израильском царстве, часто обращается к иудейскому царству, как носителю идеи царства Божия. Но, указывая сначала иудейских царей, пророк счел нужным также указать и Израильского царя Иеровоама 2-го, чтобы точнее обозначить время своего служения, ибо без этого указания можно бы относить начало его служения к 52 г. Озии, когда уже началось падение Израильского царства, и потому пророчество Осии о падении Израильского царства могло быть предусмотрено одной предусмотрительностью человеческой. Следующих царей пророк не указывает еще и потому, что после Иеровоама 2-го цари Израильские царствовали очень непродолжительное время: сперва было междуцарствие, продолжавшееся 12 лет, затем Захария, сын Иеровоама 2-го, царствовал 6 месяцев, его сменил убийца его Селлум, который царствовал 1 месяц. Поэтому пророк и не считал нужным указывать царей после Иеровоама 2-го, тем более, что он был последний из рода Ииуя, которому дано было обетование царствовать до 4-го рода ( 4Цар. 10, 30 ). О других обстоятельствах жизни пророка Осии ничего неизвестно. Из малых пророков его современниками были Михей и Амос (у них есть сходство с ним); из больших – Исайя. О состоянии царства Израильского при Осии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пророк Осия, занимаясь по преимуществу судьбою десятиколенного Израиля, часто в своих пророческих речах делает обращения к народу иудейскому с целью предостеречь его от той страшной судьбы, которую он предсказывал Израилю за его нечестивую и упорно-нераскаянную жизнь. Само собою разумеется, что эти предостерегательные обращения были кратки и не могли производить на иудейский загрубелый в грехе народ такого сильного впечатления, как может производить это речь полная, обстоятельная, раскрывающая во всей наготе нравственное безобразие жизни народа и отсюда во всей ясности представляющая необходимость искоренения этого безобразия посредством судов Божиих. Восполнить то, чего не мог сделать в силу особенной своей задачи Осия, как пророк по преимуществу десятиколенного царства, высказать ясно и во всей мрачной, но вместе с тем и отрадной подробности то, на что Осия делал только намеки, – такова была задача Михея (Евр. Michah – сокращ. форма Michajah, как пророк называется у Иер.26:18 ; а это имя есть в свою очередь сокращенная форма из Michajahy – «кто, как Иегова» и означает человека, посвященного несравнимому Богу), пророка из Морешех – Гефа, небольшого города, находившегося близ Елевферополя, на юг от Иерусалима. Явился он с своим пророческим словом по призванию Божию, во Иерусалиме, столице иудейского царства, в то время, когда Осия совершил уже половину своего пророческого поприща во израильском царстве и когда возвещаемый им суд над этим царством стал уже осуществляться через ассириян, согласно с предсказанием пророка. Так как предсказанное Осиею разрушение Самарии и пленение десятиколенного Израиля при вступлении Михея в свою деятельность было очень недалеко от своего исполнения, то он и взял эту близко предстоящую катастрофу за исходный пункт своих мрачных проповедей против Иерусалима и всего иудейского царства. В своей речи, по её живости и возбужденности, по быстрым и ничем непосредствуемым переходам от угроз к обетованиям (2:1 – 12; 3:9 – 12; 4:1.), по вообще порывистым и неожиданным переходам от одного предмета к другому (7:1 – 7; 7:11 – 13), от одного лица к другому, от одного числа и рода в грамматическом отношении к другим (1:10; 6:16; 7:15 – 19), напоминающей речи современника его Осии, а по богатству образов и сравнений (1:8,16; 2:12,13; 4:9 и т. д.), риторических тропов и олицетворений, игры слов (1:10 – 15) и наконец диалога (2:7 – 11; 6:1 – 8; 7:7 – 20), указывающей на речи другого современника его, а именно Исайи, Михей во всей подробности раскрывает растленное состояние всех сословий иудейского народа и предсказывает этому народу, что имеющий скоро осуществиться суд Божий над Самариею не остановится там, но оттуда неминуемо перейдет к Иерусалиму и здесь так же, как и в израильском царстве, произведет действие разрушения и истребления, следствием которого будет спасение только малого числа избранных людей, тогда как большинство за свое нечестие будет погублено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

священник Евгений Капралов III. Пророческое самосознание Амоса и Осии Понимая историю своего народа, как в собственном смысле историю откровения Иеговы, Амос и Осия выступают в своей проповеди с ясным сознанием и своего особенного места в этой истории и той роли, которую они чувствуют себя призванными выполнить. Свое выступление на проповедь они сопровождают спокойным, но непоколебимо твердым убеждением в божественном источнике своего слова, в том, что они Иеговой призваны действовать среди и против Израиля, – что они вестники Иеговы, Его пророки, – вследствие чего они чувствуют не только право, но и обязанность говорить и действовать так, как они говорили и действовали среди своих современников. Наименование пророк – (nabî) употребительно в речах обоих пророков. Амос, хотя по-видимому решительно отрекается от этого названия в применении к себе (о чем – ниже), в рассказе о своем призвании к пророческому служению однако называет поручение, данное ему Иеговой, глаголом того же корня, как и слово nabî: «иди, пророчествуй () к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). Сверх того и в словах, изображающих повод к его выступлению на проповедь, он прямо определяет свое призвание, как дело пророков ( Ам.3:7 : срв. ст. 8: ) Равно и Осия решительно ставит свою проповедь в историческую связь с делом своих предшественников пророков – nebiim (6:5; 12:10, 13). Оба пророка выразительно оттеняют в рассказах о своем пророческом призвании чрезвычайное свое богопосланничество, свое призвание к пророческой деятельности волею и требованием Иеговы. Амос был фекойский пастух и собирал сикоморы ( Ам.1:7; 7:14 ), т. е. был человеком простой среды, занимался мирным трудом, едва дававшим необходимые средства к существованию. Ничто в обстановке и условиях его личной жизни не предуказывало на возможность видеть в нем будущего пророка вообще и пророка северного царства в особенности: он был иудей, которому, конечно, ближе были интересы его собственного отечества; не имел он ни нарочитой подготовки к учительному званию, ни каких либо особенных в собственном самосознании настроений, предрасполагавших его к пророческой деятельности. По собственному сознанию он не был ни пророком, ни сыном пророческим ( Ам.7:14 ). Но Сам Иегова, когда это оказалось необходимым по божественному усмотрению, взял его от овец и облек полномочиями пророческого звания: «Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). И Амос, послушный божественному повелению, покидает свои стада и отечество, и идет в северное царство, чтобы возвещать грешному народу слова Иеговы. Осия также привлечен к делу пророческой проповеди волею Иеговы. По воле Иеговы (и сказал Господь Осии: иди, возьми... и сказал мне Господь: иди еще... Ам. 1:1; 3:1 ) он выступает с обличением против своего народа, сделав по воле же Иеговы свою семейную жизнь живым символом великого суда Иеговы с неверным и нечестивым Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 4 1–4. Развращенность Израиля. 5–10. Предстоящий суд над народам. 11–14. Блудодеяние народа плотское (разврат) и духовное (служение идолам). 15–19. Увещание Иуде и предстоящая погибель Израиля. Ос.4:1 . Слушайте слово Го­с­по­дне, сыны Израилевы; ибо суд у Го­с­по­да с жителями сей земли, по­тому что нет ни истины, ни мило­сердия, ни Богопознания на земле. Речь пророка обращена к «сынам Израилевым», или к жителям десятиколенного царства. Пророк возвещает о суде у Господа с жителями этого царства ( «сей земли»). Суд вызывается тем, что в земле нет «ни истины» (emeth), т. е. искренности в словах и действиях, «ни милосердия» (chesed) к бедным и несчастным, «ни Богопознания» (daath Bohim, слав. ведения Божия). Богопознание пророк Осия понимает не в смысле только теоретического знания о существе Бога и Его свойствах (потому что такое богопознание было), а в смысле постижения Бога и внутреннего единения с Ним в любви. Отсутствие такого богопознания является причиной отсутствия истины и милосердия и распространения тех преступлений, которые далее обличает пророк. Ос.4:2 . Клятва и обман, убий­с­т­во и воров­с­т­во­, и пре­любо­дей­с­т­во крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. Ср. Ос 4.18, 6.9, 7.1–2 . «Клятва», т. е. ложная клятва. Ос.4:3 . За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями по­левыми и птицами небесными, даже и рыбы морские по­гибнут. Пророк возвещает предстоящее народу наказание. Этому наказанию подвергнутся не только люди, но и животные. «Изнемогут», т. е. погибнут. Наказание будет состоять в том, что земля Израиля подвергнется опустошению, причем погибнут и люди, и животные. Причиной этого опустошения, очевидно, будет нашествие неприятелей и именно ассириян, разрушивших впоследствии Израильское царство. Слова слав. текста: «и с гады земными» не имеют для себя соответствий ни в подлиннике, ни в древних переводах. Вероятно, это дополнение, возникшее первоначально на полях (ср. Ос 2.18 ) и потом внесенное в текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В таких общих, но тяжелых по смыслу, словах выражается у пророков вся сущность отрицательной оценки современного культа. Частнейшее раскрытие этой мысли у обоих пророков совершается в том же тоне; в этом отношении Амос и Осия говорят одним языком: то, чем думает Израиль заслужить благоволение Иеговы, то, на чем он утверждает свои надежды на всегдашнее благополучие, – богослужебная сторона религии, есть лишь грех противный Иегове и влекущий за собою неотвратимый суд и кару. Израиль думает засвидетельствовать свое общение с Иеговой усердием в совершении религиозных паломничеств к местным святилищам, – ходит в Вефиль, Галгал, в Вирсавию ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), но эти путешествия не только не благочестивое дело, а наоборот, есть прямой грех . «Идите в Вефиль, и грешите, в Галгал, и умножайте преступления», с горькою иронию говорит пророк Амос, противоставляя этим хождениям требование искать Господа ( Ам.6, 14 ). Вефиль обратится в ничто; дом Божий сделается домом несчастия ( Ам.5 ). Галгал пойдет в плен ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ). Израиль думает снискать к себе милость Иеговы обильными жертвами, но это напрасно; «приносите, продолжает тот же пророк от лица Иеговы, в жертву благодарение квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших, и разглашайте о них: ибо это вы любите, сыны Израиля» ( Ам.4:5 ), но знайте (как бы объясняет пророк), что это не угодно Господу: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, не обоняю жертв ваших», говорит Господь. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам.5:21, 22 срв. Ос.8:13 ). «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (ст. 25). Израиль считает места своих богослужебных собраний святилищами, но, по определению суда Божия, святилища Израилевы будут разрушены и опустошены будут жертвенные высоты Исааковы ( Ам.7:9 ), Разрушены будут жертвенники в Вефиле ( Ам.8:14 ) и храм Вефильский обрушится на головы грешного народа ( Ам.9:1 ) 138 . Всеми жертвами нельзя никогда заменить послушания торе Иеговы ( Ос.8:11, 12 ). Ефрем настроил много жертвенников, но жертвенники эти послужили ему ко греху ( Ос.8:11 ). Иегова же требует не жертвы, a милости; не всесожжений, а Боговедения ( Ос.6:6 ). Обильные жертвоприношения неугодны Иегове, они только напоминают о нечестии народа. Сыны Израилевы в скорби своей пойдут с овцами своими и волами искать Господа, и не найдут Его ( Ос.5:6 ). Священники, приносящие жертвы, погибнут в день суда Божия (1:5). Вера в спасительную силу жертвенников в день суда повергнет Ефрема в позор ( Ос.4:19 ). Когда наступят суд Иеговы над Израилем за его преступления, тогда взыщется с него и за жертвенники в Вефиле ( Ам.3:14 ). Иегова требует вместо всего этого сердечного обращения к Себе ( Ос.5:15; 7:10; 14:2, 6, 4 ; Ам. 4:6–11; 5:4 ) И послушания торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Самое время его пророческого служения в точности неизвестно. Толковники обыкновенно определяют это время по тем событиям, какие описывает св. пророк, как уже совершившиеся; напр. по тому страшному голоду, какой произвела в Иудее саранча. Это бедствие пророк живописует с особенною силою. Но когда оно было? – Бедствия голода описывают пророки Иеремия ( Иер.12:4, 13, 14:1–22 ), живший при последних царях Иудейских, перед Вавилонским пленом (630–594) и во время пленения; Амос ( Ам. 4, 7–10 ), живший во дни Озии царя Иуд. и во дни Иеровоама 2, царя Израил. (809–757 до Р.Х.); о голоде говорится в свящ. истории при Израил. царе Иораме (904–892 до Р.Х. 4Цар. 4:38, 8:1 ). Которое же из этих бедствий изображается у св. пр. Иоиля? Первое у Иеремии было далеко после Иоиля, а потому должно разуметь другое. Ученые согласны разуметь более голод, описываемый св. прор. Амосом 3 , следовательно св. пр. Иоиль жил при царях Иудейском Озии и Израильском Иеровоаме 2-м (ок. 809–757 до Р.Х.); и можно с вероятностью полагать, что жил немного ранее пророков Амоса и Исаии, живших около этого же времени; потому что Амос начинает свое пророчество ( Ам.1, 2 ) изречениями прор. Иоиля ( Иоил. 4, 16 ) и заканчивает такими же обещаниями ( Ам.9, 18 ), как и Иоиль ( Иоил.4, 18 ). Исаия, при изображении будущего суда Божия ( Ис.13, 6 ), как видно, имел в виду пророчество Иоиля ( Иоил.1,15 ). Блаж. Иероним и другие, основываясь на том (впрочем не всегда верном) положении Иудейских раввинов 4 , что „пророк, не означивший своего времени в своих пророчествах, есть современник предыдущего“, полагают, что Иоиль есть современник Осии, который пророчествовал при Израил. царе Иеровоаме 2-м. Временем сего царя, посему, можно, хотя приблизительно, определить и время пророческаго служения Иоиля (ок. 835–794 до Р.Х.). „Божий пророк Иоиль, – гов. бл. Феодорит 5 ,– не указал нам ясно времени, когда он пророчествовал; но в самых предречениях дал видеть, что это было тогда, как чудный Осия сподобился прозрения в будущее. Ибо Иоиль предсказывает тоже самое, а именно: нашествие Ассириян и Вавилонян, отведение в плен и рабство Израильтян, и возвращение из плена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вот краткие исторические сведения о жизни Иисуса Навина до вступления его в звание вождя Израильского. Происходил он из колена Ефремова, имел отцом Нуна и родился приблизительно ок. 1540 г. до Рожд. Христ. Первоначальное его имя было Осия 5 , но Моисей, приблизивши его к себе за отличные качества ума и сердца, и предусмотрев в нем спасение, уготованное Господом для народа Израильского, пророчески переименовал его и назвал Иегошуа (по-греч. Иисус), – что значит „спасение Господне». Удостоившись чести быть доверенным и приближенным лицом законодателя еврейского, Иисус отличался необыкновенной ревностью и верностью по отношению к Моисею, так что и в писании ему усвояется название служителя Моисеева 6 . Первый случай, при котором обнаружились мужество и сила Иисусовы, – это было поражение Амаликитян в пустыне Аравийской, совершенное Иисусом по поручению Моисея 7 . Тогда же Господь повелел Моисею записать сой случай в книгу и объявить Иисусу, что Амаликиты, некогда, (рукою его, Иисуса) будут совершенно истреблены с лица земли. Во время Синайского законодательства, Иисус сопровождал Моисея на гору Синай, и в то время, когда пророк Божий сорок дней и сорок ночей находился на вершине горы без пищи и пития, столько же времени пробыл над подножием сей горы и Иисус Навин 8 . Когда же Моисей сходил с горы, то Иисус первый услышал клики преступного народа Израильского, и, приняв их за военные клики, конечно, хотел было устремиться на врагов; но от Моисея узнал всю печальную истину идолопоклоннической измены евреев 9 . О близости Иисуса к скинии собрания и о ревности его к сему святому и правительственному месту в народе Божием – видно из того, что, когда Моисей отлучался в стан народный, служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии 10 . Ревность же свою о славе и достоинстве Моисея, Иисус заявил, в особенности, при одном случае. Заметив однажды в стане двух мужей, пророчествовавших без ведома и благословения Моисея, Иисус тотчас же донес о сем вождю народа Божия и желал, чтобы это немедленно было воспрещено. Но богодухновенный законодатель еврейский посмотрел на это дело иначе 11 . По прибытии Евреев в Кадисварни, Моисей – как известно – посылал двенадцать соглядатаев в землю Ханаанскую, но из числа их только Иисус Навин с Халевом – исполнили надлежащим образом свое поручение 12 . Когда пророк Божий Моисей – перед концом своей жизни – обратился с молитвою к Богу о назначении себе преемника и достойного вождя народа еврейского 13 ; то Господь указал на Иисуса и повелел возложить на него руки перед всем народом. Дальнейшие обстоятельства жизни Иисусовой, во время его управления народом Израильским, описываются в его собственной книге. Кончина Иисусова последовала около 1430 г. до Р. X... Время, место и цель написания книги Иисус Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 16 Иерусалим – прелюбодейца Показав необходимость падения для Иерусалима и Иудейского царства из их теперешнего нравственного состояния ( Иез.14.12–27 ), из природной низости еврейского народа (гл. Иез.15 ), пророк теперь дает обширное обозрение всей истории народа, имеющее целью показать, что в гибели царства только находит свое необходимое завершение длинная историческая цепь нечестия и особенно идолопоклонства Израилева. Взгляд на прошлое родного народа у пророка самый мрачный. Пользуясь любимым и принятым в Ветхом Завете образом брака для обозначения заветных отношений Израиля к Иегове, Иезекииль подобно другим пророкам, неверность Израиля завету представляет под видом прелюбодеяния, так что вся эта большая глава есть как бы бесконечный парафраз к Ис 1.21 : «како бысть блудница град верный». Но по Исаии, Иерусалим, прежде чем стать блудницей, был верным, полным правды, горою Божией, городом правосудия ( Ис 1.26–27 ); точно также для пророка Амоса странствование по пустыне было идеальным временем ( Ам 5.25 ); Осия начинает греховный период с отпадения к Вавилону ( Ос 9.10 ) и еще Иеремия знает время, когда народ был невестой, полной любви к Иегове ( Иер 2.2 и д.). Напротив Иезекииль выслеживает грех Иерусалима до его первых источников: уже происхождение Иерусалима языческое; идолопоклонство началось с колыбели – с египетского рабства. Весь исторический обзор написан под подавляющим впечатлением страшной вины народа, которая, постоянно возобновляясь, пересаживалась от поколения в поколение. Вся прошлая жизнь народа переходила от идолослужения к идолослужению, которое в погибели Иерусалима должно было найти свой конец. Когда с Иудейским царством исчезал с земли последний остаток старого Израиля, стало ясно, каково было прошлое народа, если оно привело к такому концу (Иерусалим здесь тоже, что весь Израиль). Такое же огульное осуждение на прошлое Израиля произносит Иезекииль в Иез.20 и Иез.23 гл., очень близких к настоящей (задатки мысли в Иез.6.9 ). Но изображая так мрачно прошлое и настоящее Израиля, пророк тем отраднейшую картину рисует для будущего (с 53 ст.), переходя при конце глав по обыкновению в эсхатологию (что может быть может говорить за составление этой речи после падения Иерусалима; на настоящем же месте она могла быть поставлена по родству с Иез.15 гл. и всем этим отделом. К народу эта речь едва ли была произнесена обращения к соплеменникам нигде нет; ср. Иез.12 ). Частнее речь естественно распадается на следующие 5 отделов: благодеяниям Божиим (ст. 2–14) противопоставляется вина народа (15–34), которая должна повлечь за собою тягчайшую кару (35–43); народ должен быть приведен в глубочайшее сокрушение (44–58), прежде, чем возможно будет наступление лучшего времени (59–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга первая Глава I Ам.1:1. Слова Амоса, одного из пастухов Фекуйских, которые он видел относительно Израиля.» LXX же почему-то перевели так: «Слова Амоса, которые были в Аккариме Фекуйском, которые он видел относительно Иерусалима.    Нужно звать, что этот пророк пророчествовал не «относительно Иерусалима», чего в еврейском тексте совсем нет, а «относительно Израиля», то есть десяти колен, которые называются Израилем и которые жили в Самарии. Так же перевели Акила, Симмах и Феодотион. Таким образом первый пророк, Осия, говорит к десяти коленам, которые называются Ефремом, Самариею, домом Иосифовым и Израилевым. Второй, Иоиль, изрекает пророчество к Иерусалиму и двум коленам, называющимся Иудою, Иерусалимом и Иаковом, совсем не упоминая об Израиле. Третий, Амос, обращается с пророчеством не к Иерусалиму, управлявшемуся коленом Иудиным, но к Израилю, обитавшему в Самарии. Это можно подтвердить как всею его книгою, так в особенности следующими словами: «послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю израильскому, сказать: Амос произвел возмущение против тебя средь, дома Израилева» (Амос. 7:10). И несколько далее Амасия говорит Амосу: «провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский.» Ему отвечал Амос: «Я не был ни пророком, ни сыном пророка, но я пастух овец, собирающий ежевичные ягоды. И взял меня Господь, когда я ходил за овцами, и сказал мне: иди. пророчествуй к народу Моему, Израилю» (там же ст. 12—14), — отнюдь не к Иуде и Иерусалиму, как читается неправильно у греков и латинян, но к Израилю, то есть к десяти коленам, которые вследствие многочисленности жителей получили древнее название Израиля. В том же месте, где LXX перевели «в Аккариме,» Феодотион поставил самое слово еврейское в «Nocidim», что Акила перевел ν ποιμvιοτρφοις, то есть «в пастушеских [странах];» Симмах и пятое издание ν τος ποιμσιν, то есть «среди пастухов». Полагаю, что и здесь [LXX], обманутые сходством букв «далет» и «реш», как будто бы вместо «nocedum» стояло «посегит», поставили слово «Accarim», хотя буква «нун», стоящая в начале слова, делает неизвинительною эту ошибку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нужно знать, что этот пророк пророчествовал не относительно Иерусалима, чего в еврейском тексте совсем нет, а относительно Израиля , то есть десяти колен, которые называются Израилем и которые жили в Самарии. Так же перевели Акила, Симмах и Феодотион. Таким образом, первый пророк, Осия, говорит к десяти коленам, которые называются Ефремом, Самарией, домом Иосифовым и Израилевым. Второй, Иоиль, изрекает пророчество к Иерусалиму и двум коленам, называющимся Иудой, Иерусалимом и Иаковом, совсем не упоминая об Израиле. Третий, Амос, обращается с пророчеством не к Иерусалиму, управлявшемуся коленом Иудиным, но к Израилю, обитавшему в Самарии. Это можно подтвердить как всей его книгой, так в особенности следующими словами: послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю израильскому, сказать: Амос произвел возмущение против тебя среди дома Израилева ( Ам7:10 ). И несколько далее Амасия говорит Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский. Ему отвечал Амос: Я не был ни пророком, ни сыном пророка, но я пастух овец, собирающий ежевичные ягоды. И взял меня Господь, когда я ходил за овцами, и сказал мне: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю (там же, Ам7:12–14 ), – отнюдь не к Иуде и Иерусалиму, как читается неправильно у греков и латинян, но к Израилю, то есть к десяти коленам, которые вследствие многочисленности жителей получили древнее название Израиля. В том же месте, где LXX перевели в Аккариме, Феодотион поставил самое слово еврейское в Nocidim , что Акила перевел ν ποιμνιοτρβοις, то есть в пастушеских [странах]; Симмах и пятое издание ν τοις ποιμσιν, то есть среди пастухов. Полагаю, что и здесь LXX, обманутые сходством букв далет и реш, как будто бы вместо nocedim стояло nocerim, поставили слово Accarim, хотя буква нун, стоящая в начале слова, делает неизвинительной эту ошибку. Но до настоящего времени я нигде не читал, что есть еврейское слово Accarim. Те, которые переводят это чрез στερωσιν, то есть бесплодие, относят это не столько к Аккариму, сколько к филистимскому городу Аккарону, о чем нигде не читается. Итак, в этой книге заключаются слова Амоса, который был из города Фекуи и из числа пастухов, потому что и вся эта страна – пастушеская, – [слова], которые он видел относительно Израиля не телесными очами, но в мысленном созерцании, потому что пророки назывались провидящими; в буквальном же смысле слова не видят, а слышат. Поэтому и народ видел глас Божий, и Моисей, храня молчание, говорил к Господу, который сказал ему: что вопиеши ко Мне ( Исх14:15 )? Также в Новом Завете мы читаем; еже видехом и слышахом очима нашима, и руки наша осязаша о словеси животнем ( 1Ин1:1 ). Ибо Слово Божие, которое невидимо само по себе, видели апостолы и осязали своими руками; и Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин1:14 ). Видел же он нижеследующие слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010