I. Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть 1 . И вот Христос Иисус, сый над всеми Бог 2 и Господь, соделался Богом для нас, а мы, блуждавшие некогда, как овцы, соделались Его народом. Теперь именно мы возвратились к Пастырю и Спасителю душ (наших) 3 потому что для нас родился Сын, соделавшийся Спасителем нашим 4 ; Отроча родися нам, говорит пророк Исаия, Сын и дадеся нам 5 . Тот, Кто существовал изначала, хотя и остался тем же, чем был прежде, однако ради нас, удалившихся от Него, соделался телом их, как говорит о Христе пророк Осия 6 . Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна 7 . II. Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина 8 . Смотри же, Самосатский, как пророк называет Его старейшиной, ибо нет Старейшины, который существовал бы прежде Его. И опять говорит пророк: иже упасет люди моя Исраиля 9 . Слова эти исполнились на апостолах, которые были от Израиля; Он сказал им: се Аз посылаю вы, Яко агнцы посреде волков 10 . И хотя посланные Им двенадцать апостолов были овцами, однако они усмирили всех волков. Исходи Его изначала века 11 как говорит и пророк Давид в своем пророчестве: прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная 12 . Или, как говорит апостол: Христос вчера и днесь, Той же и во веки 13 . Воссияла для нас звезда Его, Царя славы, поднявшаяся от чресл Иакова: Она есть Бог всех. А блаженный Моисей свидетельствует, что воссияет звезда от Иакова 14 и что вознеслось царство Его 15 . Заметь: Моисей не сказал: «вознесется», так как Тому, Кто вознесся, нет надобности возноситься. И воистину на всю землю воссиял свет Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

На страже церковной, в день чудесного события, стоял и стоит св. пророк Божий Осия. Он был зрителем того, что происходило в этот день, – зрителем страшной опасности, угрожавшей Царственному Семейству и чудесного спасения его от опасности. Несомненно, св. пророк был и молитвенником о спасении Царя и Присных Его. Вопросим пророка: чьею силою совершено спасение Царственной Семьи? В ответ нам, св. пророк Осия как бы так говорит нам: «моими устами Господь некогда вещал Израилю, обещая ему спасение от всех бед, если он раскается и исправится: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их; смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ). Это обетование Свое, простирающееся на всех избранников Божиих, Господь исполнил на Помазаннике Своем – Царе вашем, на Супруге и чадах Его». Так, пророчеством своим, поразительно совпадающим с воспоминаемым нами событием, свидетельствует о спасении Царственного Семейства от погибели, как о деле рук Божиих, св. пророк Осия, стоявший и стоящий на божественной страже в день спасения Царя, и истолковывающий от лица Божия смысл событий. А четверодневный Лазарь, друг Христов, также чествуемый св. церковию в настоящий день, самым чудом своего воскрешения Христом из мертвых, непререкаемо свидетельствует о присущей всемогущему Богу силе творить чудеса и о спасении Царственного Семейства силою Божией. «Я уже был четверодневным мертвецом – как бы так говорит он; – мое тело уже смердящим трупом, а душа моя уже была во аде. Но всевластное слово Христа: Лазаре, гряди вон! возгремело при моем гробе, – и смерть и ад вострепетали и испустили меня – узника своего. Я воскрес из мертвых, по слову Богочеловека и снова стал жить в царстве живых ( Ин.11:39–44 ). Тоже всемогущее слово, которое воскресило меня, избавило от смерти и Царя вашего и Супругу и чад Его». И кто из нас усомнится в том, что именно Господь Иисус Христос , воскресивший Лазаря четверодневного, спас от смерти и Царственное семейство, столь дорогое для России? В минувшем году, день спасения Царя был первым днём недели, посвящаемым церковию чествованию святых, честных небесных сил бесплотных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

В истории величие и всемогущество Божие проявилось в том, что Он вывел Израиля из Египта, истребил пред лицом его Амморея ( Ам 2:9–10 ), «Он укрепляет опустошителя против сильного» ( Ам 5:9 ), и вывел филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира ( Ам 9:7 ). Но указывая на величие Божие, пророк вместе с этим с особенною силою желает выставить народу на вид, нравственные свойства Существа Божия и именно Его Правосудие. По воззрению пророка требование правды есть основное требование Бога, предъявляемое как к Израилю, так и ко всем другим народам (I-II), только соблюдение правды дает ценность обрядам и жертвам в очах Божиих ( Ам 5.21–25 ). Современники пророка надеялись на завет с Богом, полагая, что в силу этого завета, независимо от своих дел, они будут безопасны, и что день суда Господня может принести им только благополучие ( Ам 5.18 ). Вопреки этим воззрениям, пророк желает внушить, что и с Израилем Господь поступит по Правосудию, что от этого правосудия народ не укроется нигде ( Ам 9.3–4 ), что избрание народа само по себе, независимо от поведения народа, не только не является гарантией его безопасности, а, напротив, усугубит тяжесть его ответственности ( Ам 3.2 ). Если сравнить учение кн. Амоса с учением кн. Осии, то, при сходстве их по существу, можно заметить и различие между ними. Амос выдвигает личности Бога, Его величие и Правосудие; Осия выдвигает особенно милосердие Бога и любовь. Восставая против внешнего служения Богу, не соединяемого с внутренним отношением, Амос требует главным образом соблюдения правды, требований нравственного закона; Осия – выставляет на вид необходимость любви к Богу и верности ему. Иегова поставил нравственные требования; исполнение их есть служение Иегове: такова сущность учения Амоса. Иегова возлюбил тебя; отвечай на эту любовь любовью, и ты будешь служить Господу: такова сущность учения Осии. Очевидно, Амос и Осия восполняют один другого и раскрывают богооткровенное учение соответственно своим личным особенностям. Если Осию, по личным особенностям и по характеру его учения можно сравнить с новозаветным проповедником любви Иоанном Богословом, то Амоса можно сопоставлять с новозаветными проповедниками правды Иоанном Крестителем и Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

о. пророк угрожает Израилю. – LXX вместо aven ( ничтожество) читали ain ( нет); отсюда в слав. т.: «аще не Галаад есть». – «В Галгале заколали в жертву тельцов» (schevanm sibbechu). Пророк обличает Израиля не за то, что он закалал тельцов, а за жертвоприношения в не узаконенном месте, каковым должен был служить только Иерусалим (ср. Ос 4.15, 9.15 ). Вместо слов «в Галгале» LXX читают ν Γαλααδ, в Галааде. Вместо schevarim ( тельцов) LXX читали sarim ( князья) и соединили предложение с предыдущим; отсюда в слав.: «убо ложни быша в Галгалах князи требы кладуще». Вульгат. последние слова читает: bobus immolantes, тельцам принося жертвы. Ввиду разногласия переводов некоторые комментаторы предлагают вместо schevarim sedim, демоны («принося жертву демонам»). «Жертвенники их стояли, как груды камней на межах поля»». Жертвенники сравниваются с теми грудами (gallim), которые составляются из камней, вырытых при обработке земли. Речь пророка, содержащая игру слов (galgal превратится в gallim), относится к будущему и содержит угрозу разрушением жертвенников Израилевых: LXX слово gallim перевели χελναι, черепахи; отсюда в слав.: «якоже желви на целизне польстей». Ос.12:12 . Убежал Иаков на по­ля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Ос.12:13 . Чрез про­рока вывел Го­с­по­дь Израиля из Египта, и чрез про­рока Он охранял его. Пророк снова обращается к прошедшим временам. Смысл речи в ст. 12–13 понимается неодинаково. По мнению одних толковников (Эвальд), пророк выставляет на вид попечительное отношение Господа и к праотцу Израильского народа (ст. 12), и к самому Израилю. По мнению других (Бродович), пророк противополагает судьбу праотца Израиля судьбе самого Израиля: Иаков должен был бежать в чужую страну и, подобно рабу, стеречь овец; но потомки его чудесно были выведены из Египта и охранялись Богом через пророков. Таким противоположением Осия указывает на любовь Бога к Израилю, чтобы подчеркнуть неблагодарность последнего. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Осии. 112-176 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

…и взял Гомерь, дочь Дивлаима. Кем была эта женщина, Гомерь, дочь Дивлаима(1:3)? О ней и об ее отце мы знаем ровно столько же, сколько и о пророке – ничего. Не понятно, что значит имя Гомерь, некоторые переводят его как «совершенство» , другие, напротив, как «недостаток» . А вот в имени отца некоторые ряд авторов усматривает символизм. Приведем мнение Эрнесто Меникелли, который считает брак Осии реальным, а имена – символическими: «Ее отца зовут Диблаим, что значит “фиговая лепешка”. Странно было бы человеку носить столь курьезное имя. Поэтому оно, скорее, имеет символическое значение. Фиговые лепешки были общепринятым приношением в идолопоклоннических культах» . В экзегетической литературе можно встретить три интерпретации брака с Гомерью: 1) Гомерь была неверной женой Осии, и в таком случае пророк пережил личную семейную трагедию – измену собственной жены; 2) пророк женился на продажной женщине или культовой проститутке; 3) это лишь литературный прием, и в реальности этого эпизода не было в личной жизни пророка. Какой бы из вариантов мы ни выбрали, ясно одно: пророк здесь изображает собой Бога, Гомерь и ее дети изображают Израиля, а блудом или проституцией ( знуним ) названо отступление от YHWH и служение иным богам, прежде всего Ваалу: …сильно блудодействует. Буквально эмфатическое выражение   зано тизне , состоящее из абсолютного инфинитива и личной формы одного и того же глагола, перевести на русский язык невозможно. Такие эмфатические (усилительные) конструкции часто встречаются в еврейской Библии и русским переводчикам «приходится подбирать  из имеющихся в русском языке средств эмфазы наиболее адекватные данному контексту» . Перевод Макария Глухарева : блудодействует, блудодействует. Современный русский перевод под редакцией Михаила Селезнева : блудом блудит. Андрей Десницкий перевел: блудно блудит. Между YHWH и Израилем существует особая, очень тесная связь, обусловленная заветом. Поэтому любое обращение к иным божествам рассматривается библейскими писателями как измена истинному Богу и метафорически описывается как блуд или проституция. Вот что говорит об этом римский профессор Стефано Виргулин в своем комментарии к Осии: «“Проституировать” метафорически означает оставлять служение истинному Богу и заниматься идолопоклонством, которое у хананеев было связано с сакральной проституцией. Подразумевается, что между народом и YHWH существует супружеская связь, и поэтому неверный и любящий других богов народ пятнает себя прелюбодеянием. Этот термин обличает разрыв Израилем союза с Богом» .

http://bogoslov.ru/article/4408559

(14) Сего ради се Аз соблажню ю обещаниями Пророков. Обещано будет ими много хорошего; на самом же деле ничто не совершится. Отведу ю в пустыню, удалю ее от сообщества с народами языческими. И возглаголю в сердце ея; утешу ее, потому что огорчена поражением своим. (15) И дам ей виноградники ея оттуду; обещает дать, что было уже обещано Пророками, и не дано за вероломство. И поляну Ахорову, отверзти смысл ея. Ибо отцы их на долине Ахор положили начало обладанию своим древним наследием - землею обетованною. (16) И будет в той день, наречет мя муж мой. Сие и следующее за сим исполнилось в то время, о котором писал блаженный Павел, как указано выше. (19) Обручу тя Себе во век. Обручу тя в милости, потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде. (21) Послушаю небесе, а оное послушает земли, (22) и земля послушает пшеницы, и вина и масла и сии послушают Иезраеля. Повелю небу, и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Сие дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из преселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь. Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой. Глава 3 (1) Возлюби жену любодейцу, ибо они любят варения с коринками. В образе жены любодейцы, которая открыто любит зло, Пророк представляет синагогу, как видно из слов: якоже любит Господь сыны Израилевы. Синагога отвергла сладость божественного учения, превосходящую сладость сотов, и вместо его избрала варения с коринками, которые служат образом ложного учения демонов, имеющего только вид сладости. И еще, как могут наскучить варения с коринками, так должно отвращаться худых помышлений и с ними соединенных страстных движений. (2) И наях себе оную пятиюнадесять сребренниками. Число сие, разделенное на три части, представляет священников, Пророков и царей: ибо их попечением охранял Бог синагогу от чужеземцев. В пятнадцатый также день месяца синагога еврейская вышла из Египта в вожделенную землю обетования. Церковь же приобретена не такою ценою, она куплена Тем, Кто предал Себя за нее, продан был за тридцать сребренников, и искупил ее Собою. И гомором и полгомором ячменя. Под образом хлеба ячменного Пророк представляет учение закона, данное Иудеям, как подъяремным, на все то время, пока не придет Христос, от Которого приимут всыновление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1091...

Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество. Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена. Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников ( Иез. 34:23–31, 37:21–28 ). Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии. Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада ( Ос. 3:5, 13:14 ). Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами ( Иоил. 2:28–29, 3:1–3 ). Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу ( Ам. 9, 11, 12 ). Книга пророка Авдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам. Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Посему и блаженный Давид, представляя лице Владыки Христа, говорит: «Ты создал Меня в утробе, и потом извел из нея, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность». Пс.21:12 .  Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Пс.21:13 .  Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня. Пс.21:14 .  Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. «Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей: «и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Господа сотворшаго Его» ( Втор. 32:15 ). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: «зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе Ефрем» ( Ос.4:16 ). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: «и Ефрем юница наученая, еже любити прение» ( Ос.10:11 ), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением ( νεικος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: «Аз же наступлю на доброты выи ея», смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа. Пс.21:15 .  Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Пс.21:16 .  Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя». Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела – кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Прибытие Иисуса Христа в Египет ознаменовалось ещё и другим чудом. В самом городе Ермополе, как и во всем Египте, пали с подножий своих и сокрушились идолы. О низложении идолов говорил ещё пророк Исайя: «Се Господь сидит на облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его». По древнему преданию, сохранившемуся у коптов, Святое Семейство жило близ старого Каира, в пещере, которая с давних времён была обращена в церковь . Дивны дела Промысла Божия: страна, наполненная идолами, дала убежище гонимому Спасителю во младенчестве, а впоследствии сделалась убежищем последователей Иисуса Христа и воспитала в своих пустынях светильников веры, которые проповедью своею, запечатлённою святостью жизни, разогнали мрак идолопоклонства: известно, что египетские пустыни ознаменовались сонмами великих отцов, называемых святыми и равноангельными людьми. С точностью нельзя определить, сколько времени прожили святые странники в Египте. По иным преданиям, называют два-три года, по другим – от пяти до семи лет. Одно верно, что они оставались там до смерти Ирода и что в определённое неисповедимыми судьбами время Отец Небесный воззвал из Египта Сына Своего, как о том предсказал пророк Осия: «Из Египта воззвах Сына Моего». Недолго спустя после избиения младенцев Ирод лишился жизни, а с нею и царства, за которое совершал все злодейства. Он умер в таких ужасных мучениях, что все современники познали небесное правосудие в его отвратительной смерти. Необъяснимая болезнь мучила его страшным внутренним жаром; все внутренности его были покрыты язвами; наружные части его тела были изъедены могильными червями; он с трудом мог дышать, и дыхание его было так зловонно, что нельзя было подойти к нему; вместе с тем мучил его страшный голод, которого ничем нельзя было утолить. Будучи изъеден червями, он с утробою извергнул и свою несчастную душу. Умер убийца Ирод, и ясно исполнилось пророчество патриарха Иакова: власть царей иудейских кончилась, и земля иудейская разделена римским правительством на четыре части; в каждую из них назначены народоначальники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

«Сего ради, се, Аз соблажню ю» обещаниями пророков. Обещано будет ими много хорошего; на самом же деле ничто не совершится. «От веду ю в пустыню " , удалю ее от сообщества с народами языческими. «И возглаголю в сердце ея» ( Ос.2:14 ), утешу ее, потому что огорчена поражением своим. " И дам ей виноградники ея оттуду»; обещает дать, что было уже обещано пророками, и не дано из-за вероломства их. «И поляну Ахорову, отверсти смысл ея» ( Ос.2:15 ). Ибо отцы их на долине Ахор положили начало обладанию своим древним наследием – землей обетованной. «И будет в той день, наречет мя муж мои» ( Ос.2:16 ). Это и последующее исполнилось в то время, о котором писал блаженный Павел, как указано ранее. «И обручу тя Себе во век... Обручу тя... в милости» ( Ос.2:19 ), потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде. «Послушаю небесе, а оное послушает земли, и земля послушает пшеницы и вина и масла, и сии послушают Иезраеля» ( Ос.2:21–22 ). Повелю небу, – и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Это дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в этом последнем стихе, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой. Глава 3 «И возлюби жену... любодейцу, ибо они... любят варения с коринками». В образе жены любодейцы, которая открыто любит зло, пророк представляет синагогу, как видно из слов: «якоже любит Бог сыны Израилевы». Синагога отвергла сладость Божественного учения, превосходящую сладость сотов, и вместо него избрала «варения с коринками» ( Ос.3:1 ), которые служат образом ложного учения демонов, только имеющего вид сладости. И еще, как могут наскучить «варения с коринками», так должно отвращаться худых помышлений и с ними соединенных страстных движений. «И наях себе оную пятиюнадесять сребрениками» ( Ос.3:2 ). Число это, разделенное на три части, представляет священников, пророков и царей, ибо их попечением охранял Бог синагогу от чужеземцев. В пятнадцатый также день месяца синагога Еврейская вышла из Египта в вожделенную землю обетования. Церковь же приобретена не такой ценой, она куплена Тем, Кто предал Себя за нее, продан был за тридцать сребренников, и искупил ее Собой. «И гомором и полгомором ячменя " ( Ос.3:2 ). Под образом хлеба ячменного пророк представляет учение закона, данное Иудеям, как подъяремным, на все то время, пока не придет Христос, от Которого приимут всыновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010