„От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“; еще яснее в главе LI, 4: „Послушайте Меня народ Мой.... ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю во свет для народов“. Это последнее воззвание, принадлежащее к проповеди утешения Сионской общины после проповеди о Мессии (в главах 42, 49 и 50; в посл. гл. см. в ос. ст. 6)-очевидно уже слышит духовным слухом глас воплощенного Сына и Слова Божия, и видит духовным оком свет великий. (См. Ис. 9:1 ; Мф. 4:16 ). „Суд Его, как восходящий свет“, говорит пророк Осия Ос. 6:5 . 4 . И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. „Ты прекраснее сынов человеческих, благодать излилась из уст Твоих“. Так восклицает в XLIV Псалме („песнь любви“) начертатель этого Мессианского пророчества; „воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды“ 272 .-„И утвердится престол милостию“,-говорит Исаия XVI, 5,-„и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, Судия, ищущий правды“ 273 . Мы видим, как велико и обширно поле видения ветхозаветного Евангелиста Исаии: оно объемлет даже последние дни земли и жизни человечества и сливается с видением начертателя Апокалипсиса ( Откр. 20:12, 22:12 ), перед которым открывается второе великое пришествие Господа нашего Иисуса Христа, „Которому дана вся власть на небе и земле“ ( Мф. 28:18 ) и „Который есть определенный от Бога Судия живых и мертвых“ (Ин. 5и Деян. 10:42 ). 5 . О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Этих стихом начинается увещание народу, происходящему от Иакова. Не без причины напоминается народу об этом патриархе, который видел небесную лествицу и пророчески назвал то место, где он видел таинственное видение, „дом Божий“. К духовному дому Божию, к горе Божией к Сиону должны были устремиться по пророчеству Исаии язычники. Но народ обетования не должен ли был быть во главе этого движения? Израилю дан был свет десяти заповедей и закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

     А пророк Осия, провидя чудо воскрешения, свершенное силой Господа Вседержителя, восклицает: " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? "      Значит, все души человеческие, пребывающие в хранилищах Божиих, воссоединятся со своими воскрешенными телами. Дивное и страшное событие. Праведники, по слову Господа, воссияют, как солнце. Самые тела их будут одуховлены, легки и светоносны! Насколько прекрасными окажутся благочестивые христиане, настолько страшными и отвратительными будут те, кто всю земную жизнь провел во грехах, совершенно затмив страстями злобы, гордости и блуда искру Божией благодати, данной во святом крещении. Тела нераскаявшихся грешников окажутся подобными мрачным и зловонным гробам. Души ни за что бы не вошли в эти оскверненные грехом сосуды тела, если бы не сила Божия, которая понудит каждого воссоединиться со своим телом. О какой ужас обымет тогда грешные души! Все их беззакония, свершенные на земле под покровом ночи, все тайные их дела окажутся выставленными на обозрение вселенной! Пожелают сокрыться тогда грешные и не возмогут и скажут горам и камням: " падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? "      И если мы страшимся этой участи, то должны на земле научиться ходить пред Богом, то есть все делать как пред лицем Христа, помышляя, что Его всевидящие очи испытуют даже тайные желания и намерения наши.      Святой Евангелист Матфей свидетельствует о том, как именно будет свершаться последний Суд Божий, в точности запечатлев притчу Господа о Суде Его: " Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления ( Деян.13:37 ), и... нисходил прежде в преисподние места земли ( Еф.4:9 ). Это нисходил, как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно ( Ис.25:8 ), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ; Ос.13:14 ; LXX – нет у Осии!?). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово 396 и несем его как песнь и клич победы и торжества. Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый, ибо постоянно существую прежде веков, и Последний, ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог . Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти» 397 ( Откр.1:17–18 ). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие. И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде». 398 Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад» 399 , как говорит святитель Кирилл Иерусалимский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

В дальнейшем этот человек получил новое имя, Израиль, и это имя стало названием произошедшего от него народа. Его лингвистическая этимология до сих пор неясна, однако в библейском тексте мы находим то, что современный ученый назовет наивной «народной этимологией». В той же книге Бытия рассказывается о борьбе Иакова с таинственным незнакомцем, который под конец поединка дает Иакову новое имя: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом» ( Быт 32:28 ). Автор недвусмысленно связывают здесь имя Израиль (Йисраэль) с глаголом сара «бороться» (современные лингвисты с этой этимологией не согласны) и с существительным эль, " Бог» (а вот эта связь как раз совершенно бесспорна). Однако на самом деле говорить здесь об этимологии в современном смысле слова невозможно, потому что древние евреи и не подозревали о грядущем зарождении этимологической науки. Но для древних авторов само это случайное, казалось бы, звуковое сходство становится фактом исключительной важности. Как первое имя описывает историю отношений Иакова с братом, так во втором в каком-то смысле сокрыта история его отношений с Богом, замысел Которого Иаков постоянно стремился «подправить». Он, присвоив себе первородство и отцовское благословение, бежал далеко от дома, и в результате добился-таки того, чего хотел… Позднее пророк Осия скажет об Иакове-Израиле, имея в виду оба его имени: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав, боролся с Богом» ( Ос 12:3 ). Но само по себе совпадение звуков еще ни о чем не говорит, должна совпасть и внутренняя суть событий. В Ветхом Завете мы читаем пророчество Исайи о грядущем рождении чудесного младенца: «Дева… родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис 7:14 ). Но в Новом Завете евангелист Матфей так передает весть, которую ангел возвести Иосифу: «…родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф 1:21 ) – и тут же он цитирует Исайю, где названо совсем другое имя! Евангелист не находил ничего странного в том, что не совпадает звучание имен, ведь совпадает их смысл: Еммануил (по-древнееврейски имману-эль) переводится как «с нами Бог», а Иисус (Йехошуа или просто Йешуа) означает «Господь спасает». Эти имена гармонично дополняют друг друга и рассказывают людям о том, что за Младенец приходит под этими именами в мир. Имя как насмешка?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В Ос. 2, 15-16 и во всей Книге Руфь вместо традиционного «ваали» (мой хозяин, мой владыка) муж обозначается термином «иши» (мой муж). И если пророк Осия употребляет этот термин единственный раз, говоря о милосердной любви Бога к заблудшему Израилю (и одновременно - о своем отношении к собственной неверной жене), то в Книге Руфь он используется постоянно, характеризуя «равноправно-двусторонние отношения» между мужем и женой. Отсюда автор доклада делает вывод о том, что «в Книге Осии только предвосхищается, а в Книге Руфь уже очерчена» богословская концепция брака, развитая впоследствии раввинами - а также и ап. Павлом, сравнившим мужа и жену с Христом и Церковью. 4. Проф. И. Желев. «Брак в Новом Завете». Рассмотрев упоминания о браке в Новом Завете, докладчик, в частности, подчеркнул, что в Кане Галилейской Господь освятил семью в том виде, в каком она существовала в тогдашнем иудейском обществе. При этом учение Христа о моногамии не исключает снисхождения к грешникам (см. эпизоды общения Христа с блудницами). Семейное состояние взрослых людей предполагается в Новом Завете как нечто совершенно естественное. Но Сам Христос жил в девстве, из чего, по мнению докладчика, следует, что девство выше брака. Однако этот весьма распространенный аргумент, на наш взгляд, не может быть признан состоятельным: будучи девственником по человечеству, Христос как Богочеловек именуется и Новом Завете, и в Св. Предании Женихом, невестой Которого является Церковь, и ап. Павел недвусмысленно говорит, что отношения мужа и жены являются образом мистического брака Христа и Церкви (Еф. 5, 22-23). Продолжая тему брака и девства, докладчик отметил, что для ап. Павла брак - это не цель человеческой жизни, а средство для ее достижения; другим таким средством может быть девство, поэтому некорректно противопоставлять их друг другу. Для нас остается, однако, неясным, почему не могут противопоставляться средства, противоположные - по крайней мере, на первый взгляд - по своему содержанию. В докладе был затронут вопрос о смешанных браках в связи с гл. 7 Первого Послания к Коринфянам. В дискуссии оживленно обсуждалось как учение ап. Павла о таких браках, так и допустимость смешанных браков в настоящее время. Приводились примеры из современной практики браков между православными и католиками, показывающие отсутствие единого подхода епископата к возможности заключения подобных браков и недостаточность пастырского окормления православных супругов.

http://bogoslov.ru/article/253592

Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха св. Симеон Солунский : «иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т.е. плащаницу)» 22 . В связи со значением Воздуха как плащаницы Господней на нем может быть изображено помазание ароматами тела Иисусова. 4.7 Кадильница Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. При заключении завета с Израилем после выхода из Египта Бог повелел сделать « кадильницы , чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их» ( Исх. 25:29 ). Это повеление было исполнено, многочисленные указания на это мы находим, например, в книге Чисел, в книгах Царств, Паралепоменон. Язычники тоже имели обычай курить своим богам. На это указывали древние пророки: Исаия (65:3, 7), Иеремия (1:16; 44:19), Иезекииль (16:18), Осия (12:13; 11:2). Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» ( Апок.5:8 ). Символ кадила с вложенным в нее ладаном конкретно на проскомидии – «дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну» 23 . 4.8 Грецкие губки Грецкие губки (σπγγος) предназначены: 1я – для собирания частиц; 2я – для вытирания священных сосудов. О их употреблении св. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Не видиши ли служителей наших, губою трапезу омывающих и дом очищающих, и тако блюды ( Дискосы ) полагающих? – Якоже губою омываем Церковь , да в чистей Церкви вся предложатся, да ни едина же будет скверна» 24 . 4.9 Ковш, блюдо, сосуды для вина и для воды

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

На куполе основного храма Святой Троицы традиционно изображён Вседержитель, окруженный поясом ангельских сил, Богородицей (на западе) и Предшественником (на востоке). На следующем поясе изображены пророки Елисей, Илья, Даниил, Исаия, Захария, Иеремий, Моисей, Давид, Соломон, Малахий, Авдий, Аввакум, Осия, Иезекииль, Амос и Иона. В треугольных формах появляются евангелисты со своими знаками, все за исключением Луки, который рисует Богородицу, а не пишет Евангелие. На поверхностях между треугольниками изображены фигуры Христа, патрирхов Исаака, Авраама и Иакова. Под аркой купола алтаря изображена Богородица среди ангелов и Богородица Платитера. Ниже - Беседа апостолов, а по нижнему поясу - совместная литургия иерархов Григория Теолога, Василия, Иоанна Христосома, Григория Диалога. В центре свода - Пятидесятница, ниже Святая Троица. Почти всю северную стену занимает сцена Снятия. Во акрой купола тигеля изображено Очищение. Под сводами - архангел Михаил, на южной стене - Святой Аефал, на северной - Видение Святого Петра Александрийского. На восточной стене помещения для диаконов изображен Святой Кирилл Александрийский во время богослужения. Над очагом - архангел Гавриил. На южной стене - Святой Игнатий Теофор. Под сводом южной арки основного храма расписано Благовещение и Крещение. Из-под сцены Благовещения достаточно хорошо просматриваются фигуры святых Константина и Елены на более древнем слое. В центре свода Христос Эммануил и на куполе - Рождество и Сретение. Ниже на южной стене фигуры святых Святых Николая, Спиридона, Харалампия, Прокопия, Никиты и Святого Онуфрия. На куполе южной стены Пир Ирода и Обрезание Предшественника. На переднем плане - Святой Лаврентий. На восточной стороне южной колонны изображен апостол Пётр и на восточной стороне северной колонны - апостол Павел. Под северным сводом изображены Преображение и Распятие, ниже под последним просматривается образ архангела Гавриила с более древнего слоя. В центре купола - Христос, на северном куполе Пробуждение Лазаря и Вербоносец. Ниже на северной стене изображены фигуры Святой Екатерины, Меркурия Артемия, Виссариона - архиепископа Ларисы и Трикалы, Ахиллея Ларисы, Марии Египетской. На куполе между иконостасом и амвоном - пророк Илья в пустыне, и в центре - Святой Моисей Эфиоп.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Некоторые притчи в Евангелии от Луки не имеют параллелей у других евангелистов. Они объединены общей темой – милосердия Божия. Особо ярко в этих сюжетах отражено сострадание Бога к человеку в его падшем, бедственном состоянии. Глубокий смысл этих уникальных текстов раскрывается в статье игумена Арсения (Соколова), которая также является докладом на XXIII международном симпозиуме по православной духовности, прошедшем в монастыре Бозе 9-12 сентября 2015 г. Продолжаем публикацию комментария к Книге пророка Осии. Игумен Арсений (Соколов) предлагает разбор второй части поэтического текста, где говорится о помиловании и о восстановлении союза. Данная публикация представляет собой комментарий к первой части поэтического текста, составляющего 2 главу Книги пророка Осии. Истинный смысл ярких образов, использованных пророком, а также их назначение раскрывает игумен Арсений (Соколов). Игумен Арсений (Соколов) в данной публикации отвечает на некоторые вопросы, которые могут возникнуть при прочтении 3 главы из книги пророка Осии. Псалтирь – главный молитвенник Церкви, ветхозаветной и новозаветной. Первый псалом повествует о двух жизненных путях – праведника и нечестивца – и об экзистенциальном выборе между ними. Анализу этого псалма и посвящен публикуемый доклад представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумена Арсения (Соколова), зачитанный на конференции «Книга Псалмов: история интерпретации и рецепции в древних переводах, святоотеческих и литургических текстах» (Москва, РГГУ, 18–19 мая 2015 г.). О времени, в которое жил пророк Осия, известно совсем немного. Однако автор делает попытку обрисовать данный период истории Израильского царства и политическую расстановку сил как в стране, так и за ее пределами. Ход событий в описываемое время предшествует полной катастрофе – исчезновению Израильского царства из человеческой истории, депортации и последующей ассимиляции его населения на просторах Ассирийской империи. Доклад доктора богословия игумена Арсения (Соколова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока.

http://bogoslov.ru/person/261422

Но вот произносится пророчество, что настанет время,-священное время пришествия Еммануила, Отрока Господня, – когда снимется с Израиля посрамление юности его жизни и бесславие, которому подвергся народ Вавилонским разгромом. В стихе 5 настойчиво повторяется мысль, что союз Бога с Своим народом есть союз подобный супружескому, в котором от народа требуется непоколебимая верность Богу. „Я обручу тебя Мне на век, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа“.... так говорил к Израилю пророк Осия именем Господним 1671 . Но все эти благословения, обещаемые верному народу Господню, не ограничиваются плотским Израилем что очевидно из последних слов читаемого нами 5-го стиха Исаии LIV: „Богом всей земли назовется Он“. Пророчество объемлет все прошедшее и будущее человечества: Авраам назван отцом верующих, в котором благословятся все племена земные. ( Быт. 12:3 ; Гал. 3:6–9 ). Творец Господь сил, Искупитель, Святый Израилев, особенно избрал народ, семя Авраама, как хранителя откровений и пророчеств доколе не приидет Отрок Господень, о котором сказано: „умножения владычества Его и мира нет предела“ ( Ис. 9:6–7 ). С пришествием Его, обетования переходят на Церковь верующих в Него, которым дана власть „быть чадами Божиими“ ( Ин. 1:12 ). Отныне не Израиль, а Церковь Христова называется супругой и пользуется правами супруги Царя и Бога своего 1672 . Но мы к этому прибавим, что оставленной на время супругой (ниже ст. 6–7) можно признавать и все человечество, ибо все оно создано по образу и подобию Божию, все оно слышало в лице прародителей обетование о Том, кто сотрет главу змия, все оно получило благословение в лице Ноя, все оно призывалось издавна ко спасению вместе с народом Божиим ( Втор. 32:43 ); и если Израиль был призван, как избранное чадо, быть посредником между Богом и всем человечеством, ибо „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ) и среди их должен был родиться Спас миру, Христос, „Отрок Господень“,-то остальные народы должны были, по предвечному произволению Божию, участвовать в общей радости и даже, как указано Евангелиями и Апостольскими посланиями: „впереди Иудеев пойдут в Царство Божие“ 1673 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010