9–10. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобные Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Надеясь на милость Божию, псалмопевец остается в ожидании откровения об этой милости. – «Послушаю, говорит он, что скажет Господь Бог о мне» и, разумеется, о народе, – что скажет Господь чрез пророков. И псалмопевец уверен, что Господь скажет мир народу своему и преподобным или избранным своим, т. е. людям благочестивым, – таким, кои обращают сердца свои к Нему, а не обращают их к идолам или хотя бы к земным сокровищам; иначе – Господь будет проявлять мир Свой к тем, кто хранит в своем сердце благоговейный страх к Богу. А к таким боящимся Господа близко спасение Его, или – близко время вселити славу в землю нашу, говорит псалмопевец – чтобы в земли народа Божия обитала и слава Божия, т. е. чтобы пребывал в этой земле престол Божий, а с ним водворились бы и власть, и правосудие Божие (ст. 11–14). Слава Божия, это – престол Божий в виде светозарного облака. Он неоднократно открывался в Ветхом Завете, – то над вершиною Синая, то над скинией – Моисею и народу, то над храмом Соломона, то пророкам Исаии и Иезекилю в их таннственных видениях. При этом Иезекиилю открыто было «подобие славы Господней» на Востоке, вдали от Сиона и Палестины ( Иез.1:3–4,22,26–28;2:1 и сл. 3:12,22–29. Ср. Ис.6:1–5 ; Ин.12:40–41 ). Вот почему псаломопевец и молился с надеждою, что Господь снова поставит Свой престол Свою славу – в Святой земле. Разумеется, это должно было открыться в новом храме, который создали йудеи, когда возвратились из плена. И об этой милости Божией должны были сказать и сказали народу пророки, жившие после Вавилонского плена. Так, пророк Аггей, побуждая народ созидать новый храм на Сионе, говорил: «Так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу: и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежняя, говорит Господь Саваоф; и на месте семе Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:6–7,9 ; Ср. Лк.1:67–72;2:2–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

II. Из проповеди св. пророка Аггея, упрекавшего по повелению Божию иудеев в недостатке усердия к построению и благоукрашению храма истинному Богу в Иерусалиме, вы видите, братия, «как угодно Богу наше усердие к созиданию и благоукрашению храмов Божиих», где мы благодарим Господа за Его безчисленные к нам, грешным и недостойным Его рабам, благодеяния, где в церковных песнопениях прославляем неизреченные Его свойства, где в молитвах просим о своих нуждах и получаем обильные благодеяния и ощущаем спасительные действия благодати Божией, зовущей нас к святому спасению чрез исправление нашей жизни. Правда, Бог наш «не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что» ( Деян. 17, 24 ]; Он говорит чрез пророка: «аще взалчу, не реку тебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ея» ( Пс. 49, 12 ). Но нравственное чувство всякого человека, если только он истинно благочестив и боголюбив, влечет его к посильным приношениям в пользу храма Господня. а) Иногда это чувство есть чувство благодарности к Богу, дающему нам живот, дыхание и вся ( Деян. 17, 25 ). Человек, истинно боголюбивый, сознавая с одной стороны свое недостоинство, а с другой, обилие и величие благодеяний Творца, Который «оградил вся внешняя и внутренняя дому его, дела же рук его благословил» ( Иов. 1, 10 ), не удовлетворяется одними благотворениями Христу, в лице меньшей братии Его; благодарное чувство влечет его далее, к самому престолу Божию! В смирении благодарного сердца, он вопрошает Господа с дерзновением и любовию: «что воздам Господеви о всех, яко воздаде ми?» ( Пс. 115, 3 ). Для него невыносимо бывает, если сам он «живет в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии» ( 2Цар.7:2 ); подобно Неемии сердце боголюбивого человека сжимается скорбию, при виде собственного благоденствия и запустения храмов Божиих. Этим то чувством благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многие другие венценосцы и сильные земли. Высокое в этих святых людях, щедро разверзавших руку свою на украшение храмов Господних – это чувство представляется, так сказать, еще выше, или по крайней мере, поразительнее в тех простых, но боголюбивых людях, которые не «от избытка», но часто «от лишения, все житие, еже имеют» ( Лук. 21, 4 ), повергают к подножию алтаря Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

δ) поскольку же посланники Божии, при откровении воли Его, ощущали в себе особенное присутствие Божие, которое, конечно, всегда сопряжено было с некоторым исступлением ума и необыкновенным положением тела их, то посему совмещало в себе и понятие исступлённого или человека, который обнаруживался в неслыханном произношении проповеди и необыкновенных телодвижениях. Посему такового человека, называли такими именем не потому, чтобы он в самом деле вступал в границы безумия, но поскольку верили, что он в сверхъестественном состоянии своём объят был высшим его существом. В таком точно отношении говорится о Сауле. Нападаше дух лукавый на Саула и прорицаше посреди дому своего 18 . III Что избранное нами понятие с тем же наименованием пророка особенно и преимущественно соединять должно; сие видно ещё из того 1) что Аггей, которому часто приписывается имя 19 в том же смысле ясно называется (вестником Господа, посланным к людям) 20 . 2) что в другом случае заменяется словом , означающим соглядатая стража, который с какого-нибудь возвышенного места смотрит на движение неприятелей и, предваряя о них своих сограждан, подаёт средства против тайных вражеских ухищрений. Так, Бог к Иезекиилю 21 . 3) Что сие знаменование, по большей части, принимают иудейские учители, как-то: Кимхий и Филон, по мнению коего пророк есть истолкователь самого Бога, который внутри его изрекает свои речи. 4) Что не почему иному Дионисий Ареопагит пророков В.З. называет богословами, какового наименования причину Пахимер объясняет таким образом: Sanctos prophetas ϑεολγους vocat, quod illi sermones «Dei nobis annuntiunt». И в другом месте: prophetam «theologum vocat, vel doctorem rerum occultarum, velut Dei sermones proferentem». То же имя употребляет Филон, говоря о Моисее. К опровержению тех, кои под именем пророка разумеют только предсказателя будущих происшествий, и того довольно, что все писания В.З., исключая Пятикнижие Моисеево, называют пророками не только иудеи, но и писатели Нового Завета: аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры 22 . IV. Ограничение предмета

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В его книге содержится 4 пророческие речи, каждая из которых точно датирована, вплоть до дня. Все они относятся к 520 году до Рождества Христова, ко второму году царствования Дария, и укладываются в половину года, с 7-го месяца, (примерно с августа), по 9-й месяц, (это где-то начало декабря). В первой своей речи он говорит, что неуспех в мирских делах, это не причина того, чтобы медлить с построением храма, но наоборот – прямое следствие этого замедления. Отсутствие должного благочестия и богопочитания, которое бы выражалось в строительстве храма, как раз и ведет к тому, что голод, неудачи во всяких начинаниях преследуют иудеев постоянно: «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”. а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1: 2, 4). Заметим, что дискуссии в этом же самом ключе возобновляются регулярно на протяжении истории. И в наше время приходится слышать голоса, что сначала надо страну отстроить, возродить, повысить благосостояние населения, а потом уже, когда появятся лишние деньги, заняться восстановлением храмов и вообще религиозными вопросами. Господь говорит: «а вам самим время жить в домах ваших украшенных, в то время, как дом сей в запустении?» Логика иудеев неверна: «вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:6). Они должны строить храм, и тогда Господь пошлет на них благословение. Эти слова, возможно, послужили одним из побуждений к тому, чтобы возобновить строительство. Однако среди иудеев были и те, кто пережил плен и помнил еще старый храм, воздвигнутый некогда Соломоном. Возможно, они говорили, что нет смысла начинать сейчас строить храм, когда все равно нет возможности отстроить его таким, каким он был в прежние времена, поскольку средств таких нет и не предвидится. А будет ли Богу угодна их скромная постройка? В ответ пророк Аггей говорит о том, что строительство имеет весьма большое значение: «Не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.

http://sedmitza.ru/lib/text/431591/

Важно, что для библейских Пророков – и Самого Господа Иисуса – отношение к бедным было проявлением завета с Богом. Поклонение Богу и заботу о «бедном, пришельце, сироте и вдове» невозможно было разделить. Для людей Ветхого Завета богопочитание подразумевало существенные материальные издержки и пожертвования. Скиния, а потом и храм, должны были быть украшены «искусной работою» (например, Исх.36:8 ), с использованием драгоценных материалов (положим, Исх.25:18 ). Пророк Аггей выражает негодование Бога на людей, которые пренебрегают обустройством Храма ( Агг.1:4–10 ). Пересмотрена ли эта забота о поклонении Богу в Новом Завете? Господь Иисус нередко резко порицает религиозных людей своего времени, но что Он не критикует, так это Храм. Иерусалимский храм был чрезвычайно величественным сооружением, которое недавно перестроил царь Ирод Великий. Как Господь относится к этой дорогостоящей постройке, воздвигнутой явно не добродетельным царем, да еще на деньги налогоплательщиков? Он говорит о том, что этот Дом принадлежит Его Отцу ( Лук.2:49 ). Он называет Храм «домом Отца» и, подобно ветхозаветным Пророкам, ревностно негодует о злоупотреблениях в Нем ( Иоан.2:16,17 ). Он одобряет вдовицу, которая отдала на Храм последние деньги ( Лук.21:2–4 ), говоря, что то, что она отдала на Храм, она отдала Богу. Он обличает фарисеев, в частности, в том, что они позволяли неблагоговейно клясться храмом ( Матф.23:16–19 ), и упоминает при этом, что Храм – место, где пребывает Бог ( Матф.23:21 ). Можно, конечно, полагать, что деньги, потраченные на строительство и содержание Храма, лучше было раздать бедным вдовицам, но при этом невозможно ссылаться на Господа Иисуса. Он так явно не считал. Кроме того, мы знаем, что Иисус принимал пожертвования. В Евангелии упоминается денежный ящик ( Иоан.12:6 ). Он также принимал то, что мы бы сейчас назвали спонсорской помощью от состоятельных сторонников. Евангелие называет некоторых из них. «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вот о чем говорит это Евангельское чтение. Из этих пришедших на пир особенно выделялись святые пророки, имена которых в этом месяце восхваляет святая Церковь: Аггей, Давид, Наум, Аввакум, Софония, Даниил, три отрока. Все они стояли за веру Божию, исполняли ее не только жизнью, но и учением. Это учение дошло до нас и мы утешаемся и восхваляем их. И вот из этих пророков особенно выделился пророк Исаия, которого все мы знаем. За всенощной на Рождество Христово мы слышим слова: “С нами Бог”. Начинаются эти слова как бы восхвалением Личности Господа, а дальше открывается новое учение, учение духовное, говорящее не о мощи земной, а о Силе Божественной, о том, что Он, Сын, явился нам, что Он, Отец будущаго века, принес спасение нам. Вот в чем победа Божия; и мы с твердым убеждение поем: “С нами Бог!”. И Господь не оставит нас, хотя мы и немощны. Господь с нами; не только когда пришел Он на землю, но и вечно Господь с нами. Вот какой смысл воспоминания Праотцев. Это те, которые с пророком Исаией воспевали: “С нами Бог, разумейте, языцы, яко с нами Бог!”. Беседа в вечер воскресный, Неделя 11-я по Пятидесятнице, 17/ VIII 1958 ã., в кафедральном соборе г. Днепропетровска в день хиротонии епископа Иоасафа Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Думаю, что многие из вас, дорогие братие и сестры, присутствовали сегодня утром на Божественной Литургии и хиротонии и до сих пор еще хранят впечатление от этой службы. Не знаю как вы, а я до сих пор чувствую величие этого события, этого торжества и радость его. Это радость благодатная. Совершилось одно из великих таинств церковных, посвящение во епископа нашего священника. И вот на этом торжестве мне и хочется сегодня остановиться в беседе и сказать вообще о хиротонии. Это греческое слово, оно означает ‘рукоположение’, то есть возложение рук. В данном случае три святителя возлагали свои руки на будущего архиерея и молились, чтобы Господь ниспослал благодать Святого Духа на этого священника, утвердил его в ревности по Боге, в жизни духовной и на том великом служении, на которое он встает.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

Вспомним те слова Спасителя, которыми Он оправдал жену, помазавшую драгоценным миром ноги Его: это оправдание ( Матф. 26, 9 и дал.), торжественно произнесенное Им пред апостолами, дает нам разуметь, что и всякое приношение верующаго, совершаемое с любовию для Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящаго: две лепты бедной вдовицы были очень скудным и почтя ничтожным приношением в богатый и великолепный храм иерусалимский; но пред очами Всевидящаго, они были несравненно выше всех сокровищ тщеславных фарисеев, потому что пожертвованы были из редкой любви и усердия к Богу. Подобным образом, если кто-либо из нас, из усердия, любви, или благодарности к Богу, жертвует от своего имения алтарю Господню: то может ли быть, чтобы эта жертва благодарного и боголюбивого сердца не была приятна и благоугодна пред Тем, Который не «уничижает сердца сокрушенного и смиреннаго» ( Пс. 50, 19 ) и Который, по словам св. Златоуста, «и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит?» – Отец богатый и не достигший еще преклонной старости не нуждается в том, чтобы дети его, пришедшие уже в возраст, делали ему приношения из приобретенного ими имения, но ему приятно бывает, если они делают это, потому что в этих действиях он видит знаки любви и усердия их к нему: подобным образом, и Отец небесный не имеет нужды в наших жертвах, но с благоволением взирает на них, если они суть выражения нашего усердия, благодарности и любви к Нему. «Доброхотна дателя любит Бог». ( 2Кор. 9, 7 ). «В ветхом завете», закон, хотя не прямо, обязывал всякого возрастного иудея ежегодно жертвовать в пользу храма Господня в Иерусалиме небольшую сумму ( Лев. 27, 12. 14 ); но Иисус Христос не возложил на Своих последователей подобной обязанности, а предоставил это собственному произволу и усердию каждаго. Однако, во дни земной жизни Своей, в качестве Сына человеческого, и Он взносил Свой статир в пользу дома Божия ( Мф.17:27 ), и фарисеев, как лицемерны и лукавы они ни были, не останавливал от благого обычая – вносить десятину в дом Божий – обличал в них только недостаток при этом правды, милосердия и веры. Он говорил о самых приношениях их: «сия подобаше творити и онех не оставляти» ( Мф.23:23 ). (См. Воскр. чт. за 1852 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Люди Божии! Знайте твердо и без сомнений: этот будущий храм — не храм для сербов. Это храм для всех православных христиан. Православие интернационально. Оно родилось в Палестине, укрепилось, оформилось и разрослось в Византии, распространилось же со временем по всей земле. Оно ныне есть в Японии и Африке, США и Канаде. Конечно, есть в Сербии и России. Этот будущий храм – ваш храм. Ваш, не взирая на национальные отличия. Там будет совершаться Божественная Литургия «о всех и за вся». Там можно и нужно будет крестить своих новорожденных детей, венчать браки, отпевать сродников, отмечать общехристианские праздники. Стоит уже сегодня включиться в труды по сооружению этого храма. Включиться и сербам, и русским, и украинцам… Мускульной силой рук, посильной денежной жертвой, молитвенным усердием. Блага, которые ждут вас от этого труда, не поддаются исчислению. Сделайте для Господа чуть-чуть, и Господь воздаст миллионократно. В минувшем столетии лучшие сыны Православия не замыкали себя в узкие рамки родной национальности. Святители Божии Николай Сербский и Иоанн Максимович были всеправославными святыми. Они не только говорили на многих языках и трудились для разных народов, но они и глубоко чувствовали всемирное призвание святого Православия: «чтобы все были едино». Нужно будет учиться. Перво-наперво выучить чинопоследование Литургии Златоуста. Эта сладчайшая служба, как только будет понята человеком, будет воспринята на любом языке, на каком бы ни служилась. Нужно непременно читать Евангелие. И на испанском, на котором говорят все кругом вас, и на родном языке. Пророк Аггей пишет евреям своего времени то, что прекрасно подходит к вашему положению. «Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (Агг.1:8). И далее: «Ожидаете много и выходит мало. За что? За дом Мой, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому» (Там же, Агг.1:9) Так не бегите же каждый к своему дому, а бегите в храм и составьте из себя одну крепкую паству с многими языками, но одним сердцем.

http://azbyka.ru/palomnik/Приход_Преобра...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010