Изречения воли Божией объявлялись евреям чрез пророков. Посему псалмопевец, как пророк, обнадеженный милостию Божией к народу и всецелым спасением, которых он испрашивал у Бога в предыдущем (8-м) стихе, здесь уже с полною уверенностью говорит, что, прислушиваясь к откровениям воли Божией, изрекаемой о народе, он слышит уже, что Господь изрек мир (именем которого у евреев означалось всякое благополучие, счастливый успех во всех делах) на люди Своя. Этими словами он, очевидно, указывает на пророчества Аггея и Захарии (которые, по всей вероятности, были его современниками) о наступлении для евреев, после времени унижения и бедствий, времен мира и благоденствия. Так пророк Аггей, ободряя евреев, которые помнили великолепие храма Соломонова и скорбели о сравнительной бедности второго Храма, построенного ими по возвращении из плена, говорит между прочим, что несмотря на видимую бедность, «Храм сей славою своей превзойдет славу храма Соломонова», потому что в нем именно будет дан мир каждому, намекая на явление в этом храме Самого Мессии, подателя мира ( Агг.2:7, 9 ). А пророк Захария, утешая евреев, терпевших крайнюю во всем нужду, по возвращении из плена в свое разоренное отечество, между прочим, говорил от лица Божия: до сего времени у вас не было успеха ни в чем и нигде вы не имели покоя, но не так будет после: Я пошлю вам мир и плодородие земли, как доселе вы были под гневом, так тогда будете под Моим благоволением ( Зах.8:10–15 ). Эти-то утешительные обетования и разумеет псалмопевец, говоря здесь, что Бог изрекает мир на люди Своя и на преподобныя Своя. Здесь преподобными псалмопевец называет (как и люди Своя) евреев не в том смысле, что они все были святыми пред Богом, а в том, что они все должны стремиться к тому, как люди, посвященные на служение Богу. Это посвящение совершилось при Синае, когда Господь Бог избранный народ Свой – евреев – назвал «царством священников и народом Святым» ( Исх.19:5–6 ). Что же касается последнего изречения стиха сего: и на обращающыя сердца к нему, – как будто несогласного с чтением его по переводу с еврейского, в котором оно читается так: «да не впадут они снова в безрассудство», то нужно заметить, что славянское чтение сих слов в нашей Псалтири, происшедшее по переводу его с греческого хотя разнится с переводом с еврейского, как в словах, так и в мыслях, но не заключает в себе противоречия с последним. Славянское чтение как бы служит дополнением к тому, на кого Бог изрекает мир: на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающихся сердцем к Нему, а по переводу с еврейского соответствующее славянскому изречение сие выражает предостережение евреям, получившим обетование мира, чтобы они «не впали снова в безразсудство», как это случалось прежде, и чрез то не лишились изреченного обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Подобным образом повторяют другое изречение, не искажая состава его, но прибавляя к нему еще нечто не написанное. Такова злоба дьявола, что он или прибавлением, или убавлением, или извращением, или перетолкованием предмета вводит пагубные мнения. Какое же это изречение? «Мое серебро, – говорит Бог, – и Мое золото», и, кому хочу, дам его ( Агг.2:8 ). Здесь одно сказано, а другое не сказано в Писании, но прибавлено отвне. Слова: «Мое серебро и Мое золото», – сказал пророк; а слов: «и, кому хочу, дам его», – не находится, но они повторяются по невежеству многих. Какой же и от этого происходит вред? Многие злодеи, обманщики, развратники и такие люди, которые недостойны даже видеть это солнце, ни жить, ни дышать, наслаждаются великим благоденствием, извращая все, расхищая дома вдовиц, грабя сирот, обижая низших. Потому дьявол, желая убедить людей, что всякое богатство происходит свыше и дается от Бога, дабы через это произнести великую хулу на Господа, взяв из Писания изречение: «Мое серебро и Мое золото», прибавил к нему другое, которого нет в Писании: и, кому хочу, дам его. Не так говорит пророк Аггей. Когда иудеи возвратились из земли иноплеменников и хотели восстановить храм и привести его в прежнее благолепие, но затруднялись, потому что были окружены врагами, находились в великой бедности и не видели ни откуда никакой помощи, – тогда пророк, желая возбудить в них добрые надежды и убедить, чтобы они не сомневались в окончании, говорит от лица Божия: «Мое серебро и Мое золото,... слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.2:8–9 ). Но, скажешь, как это относится к предмету? Отсюда следует, что не должно приводить изречения Писаний просто, не должно расстраивать последовательность и разрывать связь речи и, выхватывая изречения отдельно и без связи с последующими или предыдущими. Не безрассудно перетолковывать и извращать их. Подлинно не безрассудно ли – в судилище, рассуждая о предметах житейских, представлять все основания, указывать и на место, и на время, и на лица, и на причины, и на многое другое, а, когда у нас идет дело о жизни вечной, приводить места из Писаний просто и как случится? И царский закон никто не станет читать просто и как случится, но, если не скажет о времени, не укажет на законодателя, не произнесет его в подлиннике и в целости, то осуждается и подвергается крайнему наказанию; а мы, читая не человеческий закон, но принесенный свыше с небес, будем позволять такую беспечность, чтобы разрывать его члены и части? Достойно ли это какого-нибудь оправдания и прощения? Может быть, я чрезмерно распространил речь, но не напрасно, а для того, чтобы отклонить вас от дурной привычки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Согласно богословским представлениям, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил называются большими пророками за то, что оставили после себя большие по объему и значимости пророческие книги. Меньших пророков двенадцать: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. По воззрениям богословия они называются меньшими пророками за то, что оставили после себя книги меньшего объема по сравнению с книгами больших пророков. Наряду с истинными пророками, несущими людям слово Божие, в Библии говорится и о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов. «И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля» ( Иер.23:13 ). Лжепророками являются и те люди, которые, говоря об Истинном Боге, в жизни нарушали Его заповеди. «Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи» ( Иер.23:14 ). Лжепророки ложно выдавали себя за людей, якобы говоривших от имени истинного Бога. «Они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» ( Иер.23:16 ). «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» ( Иер.23:21–22 ). Древнееврейский царь, Ахав, собрал вокруг себя четыреста лжепророков. «И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек» ( 3Цар.22:6 ). «Попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков» ( 3Цар.22:23 ). Через лжепророков нечестие и грех распространились по всему свету. Лжепророки своей одеждой и внешностью пытались напоминать истинных пророков. Носили одежды из грубой шерсти (власяницы) или из овечьей шкуры. «И не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать» ( Зах.13:4 ). Об отличии лжепророков от истинных пророков пишется как в Ветхом, так и в Новом Завете. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» ( Втор.18:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В письменных пророчествах это название отсутствует, в Книгах Паралипоменон оно стало почетным именованием великих мужей. Другими идущими из древности именами пророков были róæh и hozæh («прозорливец/зритель»), которые подчеркивают то, что пророк принимает исходящие от Бога слова с помощью видения и слышания; такие откровения связаны порой с экстатическим состоянием. «Прозорливцами» названы Самуил ( 1Цар.9:9 ), Валаам ( Чис.24 ), Гад ( 2Цар.24:11 ); по всей вероятности «прозорливцами» считали сами себя также Амос (ср. Ам.1:1, 7:12, 9:1 ) и Исаия (ср. Ис.29:10, 30:10 ). Название пв» является наиболее часто употребляемым именованием пророков. В единственном числе это слово употребляется для обозначения выдающихся личностей древности (Моисей, Мариам, Девора, Самуил, Илия), влиятельных придворных пророков (Натан, Гад) и младших письменных пророков (Иеремия, Аввакум, Иезекииль, Аггей, Захария). Во множественном числе это слово (п е b " m) обозначает как положительно оцениваемые группы пророков, получавших откровение при помощи экстатических состояний (во главе с Самуилом), и «пророческие ордены» (во главе с Елисеем), так и негативно воспринимаемых оппонентов письменных пророков (ср., например, 3Цар.22 ; Зах.13:2 ; Плач.2:15 и, особенно, тридцатикратно встречающееся словосочетание «священники и пророки»), а также пророков Вааловых ( 3Цар.18:19 слл.). Кроме того, имеется целый ряд различных обозначений для «индуктивных пророчеств», которые совершаются с помощью предсказательских техник (наблюдение и истолкование небесных светил и полета птиц; гадания по внутренностям жертв, гадание на масле; толкования снов и др.). Эти пророческие приемы (искусство предсказания), широко распространенные у народов, соседствующих с Израилем, и, скорее всего, пользовавшиеся популярностью в самом Израиле в допленный период, были признаны в письменных пророчествах «лжепророчествами», и такое мнение о них постепенно стало преобладающим, так как они мало соответствовали богословию Яхве, все более обособлявшемуся от верований соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Другая, более поздняя легенда о детстве Асклепия, включает в себя образ божественного младенца. Кронида вынуждена оставить маленького Асклепия, но от него исходит божественный свет, поэтому в конце концов ребенка находит пастух. Асклепий вскормлен козой и совершает чудеса едва ли не с самого рождения. Он воскрешает мертвых, за это Зевс убивает его ударом молнии. Но существует и несколько противоречивое продолжение этой легенды: Зевс возносит Асклепия, убив его. Совершается апофеоз – погибший Асклепий становится богом. Молния переосмысливается в религиозном сознании как вхождение Асклепия в божественную славу. Так кто же он, этот самый человечный из богов? Не тот ли, о ком позже скажут: " Для иудеев соблазн, для эллинов – безумие " ? Ведь Христос в одном из воскресных тропарей в тексте тоже назван " молнией Божества " . Похоже на то, что в образе Асклепия греки прозревали совсем иные, не языческие моральные возможности. А быть может, и Того, Кто эти возможности создал и проповедал. Грядущего в далеком будущем, но еще никому в Греции не ведомого Иисуса. Разумеется, бога Асклепия на самом деле не существовало. Можно говорить лишь об ожиданиях истомившегося человеческого сердца, о милости и любви ожидаемого Бога. Не случайно о. Георгий Флоровский упоминал о " великой тоске античного мира " . Люди античности ждали того, о ком пророк Аггей сказал: " Придет Желаемый всеми народами " . А историк древнего мира Ф.Ф. Зелинский отметил, что " образ Асклепия, со светом неземной доброты в очах, глубоко запал в сердце человечеству и более его не покинет " . В завершение вспомним удивительные слова Овидия из поэмы " Метаморфозы " . Они обращены к младенцу Асклепию, но перекликаются с идеей знаменитой четвертой эклоги Вергилия, наполненной ощущением ожидания Христа: " Так, исступленье едва пророчицы дух охватило, Только зажглось божеством в груди у нее затаенным, Лишь увидала дитя, – " Для мира всего благодатный, Мальчик, расти! – говорит, – обязаны будут нередко Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

http://religare.ru/2_94274_1_21.html

Забываемый неблагодарными Бог забыл их в свою чреду: и тогда храм, и престол, и царство, погреблись в общих развалинах. После пленения Вавилонского восстановление Иудеев началось восстановлением храма. Препятствия охладили их и остановили «созидание» храма: и провидение Божие укоснило восстановлением их благоденствия. «Призресте на многа, – говорит к ним Пророк Аггей, – «и Быша мала». Чесо ради сице? «Глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой» ( Агг. 1:2, 9 ). Явился наконец живый, краеугольный камень духовного, неразрушимого храма Божия, на котором «падый... сокрушится» ( Мф.21:44 ; Лк.20:18 ), и на котором преткнувшееся неверием Иудейство сокрушилось так, что на целые веки рассыпалось в концы вселенной. От чего тогда начался суд сего разрушения? – Первое преступление, которое обличил во иудеях Иисус Христос, было пренебрежение ко храму Божию, или по собственному Его изречению, превращение дома Отца небесного «в дом купли» ( Ин. 2:16 ), храма молитвы «в вертеп разбойников» ( Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ). Во время христианства, когда храмы распространены по всей земле, не так удобно преследовать наблюдением судьбу их, и тех, которые чтут их, или не радят о них. И нет нужды. Един Бог всех истинных храмов: потому одинакова должна быть судьба их и поклоняющихся в оных. Если важно было пред очами Божиими уважение ко храму, который был сень грядущего, в котором был жертвенник мертвых жертв, не паче ли важно внимание ко храму, который есть обитель пришедшего и явившегося, жилище истины, святилище живых и живоносных таинств. Когда металл, благочестивым искусством посвященный в церковные провозвестники, возвещает одно из торжественных славословий Божеству, и призывает нас к оному: не многие ли слышат сии священные звуки также без мысли и без чувства, как медь издает их; и, не обращая на оные внимания, идут иной на село свое, иной на купли своя, иные на суетные зрелища, иные остаются продолжать свою работу, или свое увеселение, а иные не хотят оставить сладкого сна? Тяжкое ли, говорят, преступление пропустить одно или несколько богослужений? Если угодно, не скажу, что тяжкое; не желаю обременять чужих совестей; но рассуждай каждый сам для себя и советуйся с своею совестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таким обр., нужно признать, что обличение пророческой притчи направляется не по адресу иудеев a против какого-то другого народа, a какого именно – правильный, по нашему мнению, ответ на это дает Rothstein, который находит, что в интересующем нас месте книги пр. Аггея говорится o самарянах, предлагавших возвратившимся в отечество вавилонским пленникам свое участие в деле построения второго иерусалимского храма. Предложение это было отвергнуто иудеями, благодаря настоянию пр. Аггея, который на примерах, приводимых им в притче, выяснил своим единоплеменникам, что они должны держаться в стороне от самарян – нравственно нечистой нации, общение которой co святым народом Божиим не может содействовать ее духовному оздоровлению, подобно тому, как ни хлеб, ни вино, ни тому подобные вещи не становятся святыми от прикосновения к поле, имевшей в себе жертвенное мясо; между тем самим иудеям это общение грозит нравственной порчей, потому что, будучи нечисты, самаряне могут передать свою нечистоту и „сынам переселения“, как и осквернившийся от прикосновения к мертвецу передает свою нечистоту или скверну предметам, с ним соприкасающимся. Таков, по мнению Rothstein’a, смысл притчи, сказанной Аггеем. И в своей работе, когда она была еще в рукописи, мы приняли с некоторыми изменениями и добавлениями предложенное Romhsmein’oм объяснение пророческого иносказания, как принял его и проф. Рыбинский, с которым нельзя не согласиться, что только при отнесении притчи к самарянам делается понятным гневный тон речи пророка, наименование „этого племени“ – презрительным словом , сравнение его с , и вообще устраняются все недоумения, возникающие в том случае, если согласно, традиционному взгляду полагать, что обличение, содержащееся во 2-й гл. 13–14 ст. книги Аггея имеет в виду иудеев 1 . Эти соображения были в наших глазах достаточно сильными для того, чтобы мы могли удержать раз принятое понимание пророческой притчи и в своем печатном труде, т. е. после ознакомления с диссертацией г. Поповича, в которой данное Romhsmein’oм объяснение отдела с 10–14 ст. 2-й гл. книги Аггея признается „безусловно неприемлемым“ 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vinogr...

Так, когда был освящён храм Моисеев, то слава Господня осенила его, так что через облако славы священники не могли войти в храм для совершения моленья Ему, и по освящении храма Соломонова, Бог открыл ему: и будут очи Мои и сердце Моё тут во все дни до скончания века, ( 4Цар.9:3 ). А св. царь Давид, о котором Сам Господь говорит, что он исполнил все хотения Его ( Деян.13:22 ; 1Цар.13:14 ; Пс.88:21 ), помышлял и учил о храме. О, больше его кажется, никто и не мог любить св. храм! Как он старался, как он хотел устроить его, только Господу не угодно было иметь его строителем Своего жилища потому, что он, благоустрояя своё царство, пролил много человеческой крови (врагов своих) ( 2Цар.7 ; 3Цар.8:18 ). Сей угодник Божий говорит: не дам сна очам моим и веждам моим дремание, пока не отыщу места жилищу Богу моему ( Пс.131:4–5 ); «Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего; зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его ( Пс.26:4 ). Аз же по множеству милости Твоей ввиду в дом Твой и поклонюся ко храму святому Твоему в страсе моем ( Пс.5:8 ). Желаю преметатися в дому Божием паче, нежели жити ми в селениих грешничих ( Пс.83:11 ). Возвеселихся о рекших мне в дом Господень пойдем» ( Пс.121:1 ). Сей св. муж зовёт храм Божий святым, радуется его благолепию, желает лучше валяться сором в храме Божием, чем жить в своих палатах (селениях грешничих), веселится и радуется, когда слышит: пора идти в храм Божий, а ваши отступники говорят противное, всему этому: что не свят храм, что не нужно ходить в него, не нужно благоговеть пред ним, не нужно ничего давать на благолепие его и т. п. Подумайте; слушать ли нам св. Давида или сих грешников? Господь грозно велит строить храм и за ослушание угрожает весьма многими и тяжкими бедствиями, и за послушание обещает награду небесную и земную. Так, когда обстраивался разрушенный вавилонским царём Навуходоносором город Иерусалим, когда евреи скорее брались за постройку своих домов, а не дома Божия, то посланный Богом пророк Аггей говорил им: идите на горы, рубите дерева, стройте Мне храм и Я благоволю к вам (глава 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

В 1969 году в собрание поступил фрагмент иконостаса, обнаруженный в 1965 экспедицией Государственной Третьяковской галереи в закрытой церкви села Тучкова Селивановского района Владимирской области. Иконы находились в аварийном состоянии и были по существу спасены экспедицией от полного разрушения. В Радищевский музей они поступили под профилактическими заклейками. При реставрации были укреплены и освобождены от поздней записи. Первой в 1975 реставратором высшей категории ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Г.В. Цируль раскрыта икона " Святой благоверный князь Федор " . Основные реставрационные работы проводились реставратором высшей категории ВХНРЦ О.А. Пригородовой и при ее участии реставраторами музея. Первоначально, еще экспедицией ГТГ, иконостас был датирован XVII веком. После реставрации эта датировка не изменилась. Состав иконостаса. К данному иконостасу в собрании Саратовского музея относится 29 икон. Еще одна находится в собрание ГТГ. Местонахождение двух - образа Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Константина Муромского чудотворца неизвестны. Праотеческо-пророческий чин состоит из икон-двурядиц. Вверху в центре представлена Троица в иконографии " Отечества " . Внизу в центре Пресвятая Богородицы типа Оранты. Слева от центра расположены (соответственно вверху и внизу): праотец Адам и царь Давид, праотец Авель и пророк Исайя, праотец Авраам и пророк Моисей, праотец Мелхиседек и пророк Иона, праотец Иаков и пророк Аггей, праотец Енох и пророк Даниил, праотец Ной и пророк Аввакум. Справа от центра праотец Сиф и пророк Соломон, праотец Иаред и пророк Иезекеиль, праотец Исаак и пророк Гедеон, пророк Малахия и пророк Иона, праотец Рувим и пророк Михей, праотец Иосиф и пророк Захария, праотец Вениамин и пророк Наум. В Деисусном чине восседающему на Небесном Престоле Вседержителю наряду с Пресвятой Богородицей (местонахождение неизвестно), Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем, митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, предстоят муромские чудотворцы князья Константин (местонахождение неизвестно) , Федор и Михаил, а также и Петр и Феврония Муромские (последняя в собрании ГТГ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

В толковании на Агг 1.13 блаженный Иероним пишет: «Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа и Аггей, книгу которого мы ныне имеем в своих руках, были Ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей» (Блаженного Иеронима – в русском переводе – Одна книга толкований на пророка Аггея, к Павле и Евстохии. Твор. Часть 16: с. 333). Это неудобоприемлемое мнение, вызвавшее опровержение со стороны блаженного Иеронима и св. Кирилла Александр., могло возникнуть, кроме буквального понимания термина малеах Иегова в Агг 1.13 – еще из отсутствия обычного у пророков указания имени отца пророка, а также из неизвестности в народе гробницы пророка. Основания эти, конечно, совершенно недостаточны, тем более что в настоящее время имя отца пророка, быть может уже известно. При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Аггея, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Аггея, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма (Проф. А. А. Олесницкий , Ветхозаветный храм. с. 855). При такой скудости и сомнительности сохраненных традицией сведений о личности, жизни и деятельности пророка Аггея, историческое зерно можно усматривать в сообщениях Епифания, Дорофея, Исихия, в основе которых лежит, по-видимому, древнее, первоначальное еврейское предание. В духе этого предания и некоторые новые исследователи (напр. Рейсс) допускают, что пророк Аггей принадлежал к священному Левиину колену и в юном возрасте возвратился из Вавилона. С последним не согласуется и имеет малую вероятность противоположное мнение других ученых (Евальда Корнилля и др.), – опирающееся на толкование Агг 2.3 , – будто пророк Аггей принадлежал к числу тех старцев, которые видели еще храм Соломонов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010