куполе (§ 4. 1). Существуют 2 сходных и нуждающихся в различении изображения крылатого ангела: 1-й - как образ 2-й ипостаси Св. Троицы в виде А. В. С. и 2-й - Софии Премудрости Божией. Так, изображение крылатого ангела, имеющего обычно 8-угольный нимб и надпись Ic XC в композиции «Премудрость созда себе дом», напр. в нартексе ц. Богородицы Перивлепты, в циклах «Бытие Св. Троицы» и др., нельзя трактовать как А. В. С. Ист.: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию. 9. 27//Творения. М., 1891; 1993р. Т. 2; Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху//Собр. творений. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 661. Лит.: Ерминия ДФ. С. 224; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и русских//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 234, 239; Флоровский Г. В. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Альфа и Омега. М., 1995. 1 (4). С. 145-161; Ammann A. M. Slawische Christus-Engel Darstellungen//OCP. 1940. 6. S. 467-494; Meyendorff I. L " iconographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine//Cah. Arch. 1959. Vol. 10. P. 268; Der Nersessian S. Notes sur quelques images se rattachant au thème du Christ-ange//Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 209, 213-214; Hamman-MacLean, Hallensleben. S. 19. Plan 9; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Hominies of Gregory Nazianzenus. Princeton (N. J.), 1969. P. 205. Fig. 357; P. 255. Fig. 379; P. 240. Fig. 455; Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Η Μον των Θιλανθρπων και η πρτη φση της μεταβυζαντινς ζωγραφικς. Αθνα, 1983. Σ. 79; Πλλας Δ. Ι. Ο Χριστς ως η θεα Σοφα: Η εικονογραφικ περιπτεια μιας θεολογικς ννοιας//ΔΧΑΕ. Σ. 128, 137; Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова//Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы 1999 г. М., 1999. С. 71-92. Е . А . Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/text/115048.html

На сие-то делание виноградника желая указать, Пророк упоминает о винограднике и смоковнице, и говорит: созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу. Сим означается, что всякий будет содействовать ко благу искреннего своего, теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит ближнего своего. Глава 4 (2) И рех: видех и се свещник злат, и светильце верху его, и седмь светильник верху его. Златой свещник, по обыкновенному толкованию, означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками были теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном златой свещник представляет нам образ святого креста; светильце на верху его есть Церковь; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть: Апостолы, Пророки, учители и приявшие дарование чудотворения, исцеления, правления и заступления (1Кор.12:28). (2) И седмь чашиць светильников. (3) И две маслины едина одесную светильца его, и едина ошуюю. (14) И рече ко мне: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли. Семь чашиц у светильника изображают, что труд, какой приимет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, потому, что все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают дух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние и назидающих и назидаемых; две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ иудейский и народы языческие. (6) Сие слово Господне к Зоровавелю: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1086...

Пророков, оставивших нам свои писания, обыкновенно считается шестнадцать, не включая в это число имени пророка Варуха, книга которого Отцами Церкви причисляется обыкновенно к пророчествам Иеремии. Книги, написанные ими, следующие: книга пророка Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремиино, книга пророка Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Библейский и хронологический порядок пророческих книг Пророческие книги расположены в Библии не в точном хронологическом порядке их происхождения. Собиратель священных книг, внося в канон пророческие книги, сначала поставил обширнейшие из них: именно книги пророков Исаии, Иеремии (с прибавлениями к ней), Иезекииля, Даниила и Осии, потом в распределении остальных книг старался уже следовать хронологическому порядку. Это видно из того, что пророки ассирийского периода (от Осии до Наума) стоят впереди пророков халдейского времени (Аввакума и Софонии), за которыми уже следуют пророки, действовавшие после вавилонского плена (Аггей, Захария и Малахия); наконец книги остальных пророков частью расположил соответственно хронологическим данным, заключающимся в надписаниях самих этих книг, a частью, где таких надписаний нет, по сходству их содержания. Первые четыре книги называются книгами больших пророков, последние двенадцать – книгами меньших пророков. В древнем еврейском каноне книги малых пророков составляли одно целое и назывались «Двенадцати пророков». О «Двенадцати пророках» упоминает Сир.49:12 ; в Деяниях Апостольских упоминается также о книзе пророк ( Деян.7:42 ) и приводится из нее место, принадлежащее пророку Амосу ( Ам.5:2,27 ). Хронологический порядок пророческих книг следующий: 1 . Авдий, при царе Иораме, между – 889–884 г. до Р.Христова. 2 . Иойль, при царе Иоасе, между – 877–857 г. 3 . Иона – Иеровоаме 2-м – 824–783 г. 4 . Амос, при царях Иеровоаме 2-м и Озии – 810–783 г. 5 . Осия – Иеровоаме 2-м, Озии до Езекии 790–725 г. 6 . Исаия – Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии – 759–714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалом является в неразрывной связи с предыдущими и предлагает учение благочестия. Аггей и Захария не есть составители псалма, но Давид. Они впоследствии уже, после Давида, наставляли людей израильских от этого псалма (Златоуст, Феодорит). Пс.111:1 .   Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. В этом заключается истинное «блаженство», а все прочее – суета, и тень, и тление. Трудность происходит не от свойства заповедей, но от лености многих, а усердие делает и трудное легким. Словом «восхощет» – выражает усердие и любовь к «заповедям» ради Установившего их. «Блажен муж бояйся Господа» . – Почему? – Потому что «в заповедях Его восхощет зело» . Следовательно, боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно (Златоуст, Василий В.). Пс.111:2 .   Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Пс.111:3 .   Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Это плоды «страха Божьего» : «сильно» не золотом, но верою, правдою, любовью к Богу и ближнему. «Богатство и слава» не маловременные и земные, но богатство духовных дарований и " слава», ниспосылаемая свыше преподобным угодникам Божиим ( Максим Грек ). Пс.111:4 .   Возсия во тме свет правым: милостив и щедр, и праведен. Почему «возсия свет правым» ? – Потому что делающие злые дела ненавидят свет, как обличаемые им, и не хотят обратить к нему очей. " Правым», живущим праведно, «воссияла» радость Господня в скорби и опасности. Это – признак божественной силы: попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но рассеять эту тучу, и даровать благоведрие. Определяет же это, водясь неизреченным Своим человеколюбием: попускает подвиги, чтобы увенчать праведных. За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями. Но мужайся! Этим великими и неисчетными скорбями сплетается тебе венец. К тому же «в немощех... сила Христова... совершается» ( 2Кор. 12, 9 ) и в печальнейших обстоятельствах навыкла процветать благодать Духа, как уверяет Пророк: «возсия во тме свет правым» (Златоуст, Феодорит, Иоанн Карпафский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

С этого времени начинается постоянная и сильная вражда Самарян к Иудеям. «И стал народ земли той (Самарянской) ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников (царских), чтобы разрушить предприятие их во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» ( 1Ездр.4:4–5 ). При Кире клеветы и козни Самарян и других врагов Иудейского народа, конечно, не могли иметь успеха; но уже преемник Кира и сын его Камбиз обращал внимание на доносы клеветников, а преемнику 5 Камбиза было донесено, что Иудеи строят не один храм, но укрепляют и Иерусалим с целью отложиться (ст.13). «Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме и остановка эта продолжалась до второго года царствования Дария 6 , царя Персидского» (ст.24). Когда таким образом работы по созиданию храма были остановлены, Иудеи занялись устройством своего быта; ибо все было раззорено, опустошено в Иудее Халдеями и другими врагами. Все нужно было созидать снова. Время шло незаметно среди житейских попечений и дел. Прежнее горячее усердие к построению храма Божия охладело, ревность пропала; доканчивать постройку храма не столько не смели, сколько не хотели, хотя прежние опасности миновались, препятствий со стороны врагов не было. Между тем храм был необходим; ибо с ним соединены были все лучшие, священные интересы Иудейского народа. Это была сокровищница священных преданий, установлений, образов и гаданий; это была школа, где Иудеи воспитывались, учились и приготовлялись к принятию Спасителя мира. Св. Аггей говорит, что Господь Бог наказывал Иудеев за нерадение к храму, вразумлял их разными бедствиями. Но этих вразумлений Иудеи не понимали, или не хотели понимать, оставались беспечными по-прежнему. Потому, Бог послал вразумить их Св. прор. Аггея и побудить их к дальнейшей постройке храма. Это была главная цель посольства сего пророка. Св. пророк с ревностью принялся за дело, ему порученное. Четыре раза он получал откровения свыше, и четыре раза своими Боговдохновенными речами возбуждал, оживлял усердие народа к созиданию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Удовольствовавшись на сей раз обещанием народа, Ездра распустил собрание, так как наступили ненастные осенние дни. Но учреждена была особая комиссия для расследования дел о смешанных браках и для определения числа их. В три месяца это прискорбное и многотрудное дело приведено было к концу. Расторжено до 113-ти супружеств. Народ беспрекословно подчинился сей строгой, но благодетельной мере 847 . Лет четырнадцать народ Иудейский находился под мудрым и попечительным правлением святого Ездры. Когда впоследствии назначен был особый гражданский правитель в Иудею – Неемия (445 г. до Р. X.), Ездра исключительно посвятил себя делу учительства и нравственного образования народа Иудейского. Он является участником во всех религиозных торжествах народных. Так, когда сооружены были и освящались стены Иерусалима (в 424 г. до Р. X. при Неемии), мы видим Ездру с книгой закона, пред толпою народною изъясняющим закон, – и народ проливает слезы от поучения богодухновенного старца 848 . В это-то время свободы от гражданских дел правления Ездра и занялся, вероятно, тщательным просмотром всех книг ветхозаветного Писания, дополнил их летописями народа Божия, тщательно собранными в двух книгах Паралипоменон, а также присоединил и книгу, содержащую историю своего времени, которую продолжил Неемия после него. Все эти священные книги он заключил в один известный и определенный состав (канон) и в таком виде издал во всеобщее употребление. Эта наиважнейшая заслуга Ездры имела значение не только для его времени и для его народа, но и для всей церкви Божией. Полагают, что в великом деле составления и издания священного канона ветхозаветных книг, помогали Ездре и пророки Аггей и Захария, а равно, и пророк Малахия, и Неемия, также жившие еще в царствование Артаксеркса 849 . По известию Иосифа Флавия, великий священник Иудейский скончался в глубокой старости в Иерусалиме, окруженный славою, и там же великолепно погребен. По другим же известиям, он умер в Персии, на 120-м году своей жизни, когда предпринял вторичное путешествие к Артаксерксу, и говорят, что гробница его существовала в Самуге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Этим прободением святых ребр заглаждены грехи всего мира, но обнаружено и все нечестие Израиля »в тот день един " ( Зах.3:9 ), в который Христос вознесен был на Крест. В день тот изгнаны из виноградника прежние его делатели, и вошли делатели новые. Желая указать на сие-то делание виноградника, пророк упоминает о винограднике и смоковнице и говорит: «созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу» ( Зах.3:10 ). Этим означается, что всякий будет содействовать ко благу искреннего своего теми добродетелями, какие соберет для себя, и тем усладит ближнего своего. Глава 4 «И рех: видех, и се, свещник злат весь, и светилце верху его, и седмь светилник верху его» ( Зах.4:2 ). Златой свещник по обыкновенному толкованию означает царское достоинство, на котором все держится; «светилце верху его» означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками стали теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном «свещник злат» представляет нам образ Святого Креста; «светилце верху его» есть Церковь ; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть апостолы, пророки, учители и приявшие дар чудотворения, исцеления, правления и заступления ( 1Кор.12:28 ). «И седмь чашиц светилником верхним его... И две маслины верху его, едина одесную светилца его и едина ошуюю» ( Зах.4:2–3 ). «И рече: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли» ( Зах.4:14 ). Семь чашиц у светильника являют, что труд, какой примет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, ибо все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают двух правителей народа Иудейского – Иисуса и Зоровавеля, один из которых помазан на царство, а другой – на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние, – и назидающих, и назидаемых; две маслины, одна из которых на правой, а другая на левой стороне, изображают два Завета, а также священство и царское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Это содержание книги в еврейской Библии умещено в три главы, какому делению следуют и протестантские издания Библии. В переводе же LXX-mu, Вульгате, славянском и русском, книга Малахии разделена на четыре главы, так что третья глава еврейской Библии разделяется на две: первый стих четвертой главы у нас есть 19-й стих третьей главы в еврейской Библии. Характеристические черты книги Малахии . Книга пророка Малахии, с внешней стороны, имеет ту особенность, что в ней вместо древнего поэтически-риторического способа изложения мыслей появляется, по преимуществу, диалектическое изложение. Пророк, обыкновенно, предпосылает общее положение, а потом выставляет противоположную мысль, которая и дает ему повод обстоятельно разъяснить и обосновать выставленное им самим положение (см. Мал. 1:2–6, 3:8–13 ). Это придает особую живость речи пророка и объясняется, может быть, тем, что в послепленное время, вскоре, появилось в иудействе так называемое «совопросничество». Малахия пишет прозою – изредка только встречаются стихи. Язык у него почти совершенно чистый, иногда только несколько окрашенный арамеизмами. Последнее можно объяснить тем, что евреи после плена подчинились, в отношении языка, влиянию палестинских (западных) арамеев, живших в соседстве с довольно малочисленной иерусалимской колонией. Притом, этот западно-арамейский язык был официальным языком западной половины персидского царства (с. 111). Что касается мировоззрения пророка Малахии, как оно отражается в его книге, то он, как и два других послепленных пророка, Аггей и Захария, придает первостепенное значение в жизни избранного народа вновь построенному иерусалимскому храму. Все благополучие народа зиждется, по его убеждению, на почтении к храму и благоговейном совершении в нем Богослужения. Сообразно с этим он предъявляет самые строгие требования к иудейскому священству. Но, зато, Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем оба другие послепленные пророка. Он ненавидит только идумеев, этих закоренелых врагов народа иудейского, а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие ( Мал 1.11 ), тогда как Аггей и Захария изображали день Господень, как уничтожение всей языческой силы ( Агг. 2:5–9 ; Зах. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему первое иерусалимское пленение было в третий год царствования Иоакимова, а это был первый год царствования Навуходоносорова. И о сем извещает нас тот же Пророк, говоря так: «в лето второе царства Навуходоносорова, соние виде» ( Дан. 2, 1 ). А второе пленение, как сказал я, было в одиннадцатый год царствования Иоакимова, и в восьмой – владычества Навуходоносорова. Третье же – в первый год царствования Иехонии, сына Иоакимова, и в девятый владычества Навуходоносорова. И о сем ясно дает нам знать блаженный Пророк Иеремия; и кто хочет сличить годы, тому не трудно в ясности дознать сие у оного Пророка. Посему Иезекииль начал пророчествование в пятый год пленения Иоакима, именуемого и Иехониею, и это был пятый также год царствования Седекии, который был вместо Иехонии поставлен царем Иудейским. Дан. Двенадцатью годами прежде Иезекииля начал пророчество свое Даниил. В одни и те же годы пророчествовали в Вавилоне Даниил и Иезекииль, а в Иудее Иеремия, Софония и Урия, сын Самеев. Последние старше опять не только Иезекииля, но и Даниила, потому что блаженный Иеремия начал пророчество в тринадцатый год царствования Иосии, и о Софонии говорится, что пророчествовал он при царе Иосии, Урия же, сын Самеев, пророчествовав и предвозвестив скорби при первом Иоакиме, несправедливо претерпел смерть, умерщвленный сим царем. Посему из пророчествовавших во время плена божественный Иезекииль был последний Пророк. Аггей же, Захария и Малахия пророчествовали уже по возвращении из плена. Видит же Пророк сей божественные откровения, исполненные страха и ужаса, предвозвещает конечную гибель, не только иудеев, но также тирян и сидонян и других иноплеменников, моавитян, аммонитян, идумеев и сверх того египтян. Предрекает же и освобождение иудеев от плена, построение Божия храма и весьма многое другое, что соблюдем до подробного истолкования, чтобы не распространяться много в изложении содержания. Итак, с помощью сего Пророка, призвав его Бога ниспослать нам дарование ведения, приступим к самому истолкованию. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с./Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2.4.   Еще противоречие в рассматриваемой нами подделке. В гл. 44 написано: «Авраам приносит в жертву Измаила». А в гл. 99: «Возлюбил Авраам сына своего Исаака больше, чем Бога, и чтобы не допустить возможность идолопоклонства в сердце Авраамовом, приказал ему Господь умертвить сына своего, что и сделал бы тот, не будь нож его остановлен». 2.5.   В 82-й гл. ЕВ: «юбилейный год, который ныне отмечается каждые сто лет». Элементарная ошибка. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните (Лев.25:11). Каждый, кто воспитывался на законе Моисея, это хорошо знал. 2.6.   Две главы (187 и 188) посвящены дружбе пророков Аггея и Осии. Еще одна ошибка. Они жили в разные эпохи. В такую неточность мог впасть человек, который не читал их священные книги. Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос.1:1). Из приведенного места ясно, что пророк Осия проходил свое служение в 8-м веке до Р.Х., ибо упомянутые выше цари правили именно в это время (например, Езекия: 726 – 697). Пророк же Аггей произнес пророчества во время строительства второго Храма: 520–515 гг. (Агг.1:1-2). 2.7.   Трех отроков, чудесно спасшихся в раскаленной вавилонской печи, звали Анания, Азария и Мисаил (Дан.1:6). В ЕВ Мисаил назван Михаилом. Это разные имена. 2.8.   В гл.50 ЕВ написано: «Кир осудил Даниила на съедение львам». В Писании говорится, что пророк Даниил был брошен в ров со львами Дарием Мидянином (Дан.6:16). 2.9.   Священное Писание говорит, что в ковчеге во время потопа спаслись из людей 8 человек (Быт.7:13). В ЕВ читаем: «наступил потоп, весь мир погиб без прощения Господа, и лишь один Ной спасся с восьмьюдесятью тремя спутниками своими» (гл.115). 2.10.                   Аврааму Господь дал завет об обрезании: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. …да будет у вас обрезан весь мужеский пол (Быт.17:9-10). В ЕВ говорится: «Обрезал Адам сыновей своих» (гл.23).

http://pravoslavie.ru/6798.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010