»Тогда " , чтобы поддержать в народе проявившееся в нем настроение, укрепить его в нем, «сказал Аггей, посланник Иеговы, в силу посольства Иеговы к народу», сказал не от себя, а в силу того, что он Иеговою послан говорить к народу, «и говорил: Я с вами, говорит Иегова». Иегова будет во всем помогать народу и удалить все препятствия, какие только встретятся на пути к построению храма (ср. Агг.2:4 ). Ближайшим образом Бог осуществил свое обетование содействия к делу строения храма чрез то, что он к радостному и добровольному исполнению этого дела «возбудил дух Зерувавеля, сына Шеалтиилова, князя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоцадакова, великого священника и дух всего остатка народа, и пошли и стали производить работы в доме Иеговы воинств, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария», таким образом спустя двадцать три дня после высказанного Аггеем Божия слова касательно этого дела. 4 II. Пророчества Исайи и Иезекииля говорили народу, что второй храм по своей славе превзойдет славу храма соломонова; а действительность между тем говорила, по-видимому, противное. После того как возбужденное речью пророка религиозное воодушевление к продолжению строения храма мало помалу охладело и взамен того наступило время к более спокойному обсуждению положения дел, в строителях дома Божия начало развиваться сознание, что, судя по обстоятельствам воссоздания храма, этот храм далеко не обещает не только славы высшей – той, какую имел храм соломонов, но даже и равной ей, что в сравнении с тем храмом новоустрояемый храм явится не более, как бедною скинию. В следствии этого сознания в строителях стало проявляться чувство уныния и печали, выражаемое ими также громко, как оно громко выражалось, при закладке храма, стариками, видевшими славу первого храма. Оно до того сильно овладело народом, что снова доводило его до сомнения; действительно ли благоугодно Богу это дело и должно ли быть оно продолжено? Поэтому для деятельного продолжения строения храма скоро снова явилась необходимая потребность в Божественном подкреплении и воодушевлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Святой пророк Аггей предвозвестил, что Мессия явится во втором храме: приидут избранные всех, языков и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель: Велия слава будет храма сего последняя, паче первыя. Согласно этому пророчеству Иисус Христос явился несколько прежде разрушения римлянами иерусалимского храма ( Иоан. 12; 21 ; Мф. 21, 28 ; Агг. 2, 8 – 10 ). Боговдохновенный пророк Исаия, более, прямее и яснее всех пророков предсказавший об Иисусе Христе, возвещал еще за 800 лет, что Мессия родится от девы: се Дева (гинэ алма) во чреве зачнет и родит сына и наречет ему имя Эммануил ( Ис. 7, 14 ). А пророк Михей ясно определил даже местность, где надлежало родиться Мессии. И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси еже быти в тысящах иудиных; из тебе бо Мне изыдет старейшина, еже быти в князи во Израили; изходи же его из начала от дней века. ( Мих. 5, 2 ). Кроме того, пророк Исаия предсказал, что Мессия совершит, множество великих и благодетельных чудес, что тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат, тогда будет скакать хромой подобно оленю и воспоет язык немого ( Ис. 85, 56 ). О смерти Иисуса Христа возвестил пророк Исаия с такой подробностью, как будто он изображал это, стоя у креста Господня. Так, он, говорил, что Мессия будет язвен и мучен за беззакония наши, что наказание мира нашего на Нем и язвою Его мы изцелеем, что Он, грехи наши понесет, что Он, со беззаконными вменится (и действительно вменен был будучи распят между двумя разбойниками) ( Ис. 53 ). Святой Боговдохновенный царь и пророк Давид возвещал, что возмутятся народы, восстанут цари земные и вельможи соберутся вместе против Господа и помазанника Его: что при распятии Мессии дадут, в пищу Ему желчь и в жажду его напоят, оцтом, что толпа злых, пронзив Ему руки и ноги, разделить ризы Его себе и об одежде будут метать жребии ( Пс. 68, 22, 21, 17 ); что видящие его в таковом поношении поругаются над ним и покивая главами скажут: Он положился на Господа, пусть избавить его, – пусть спасет его, если благоволит о нем ( Пс. 21 , ст. 7 – 9). Все это с величайшей точностью исполнилось в лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

В Рус. Списке с подлинника: – поживе 73 лета, подобием надсед, брада подоле Златоустовой. – 10 дня. Преподобный отец Фома Дефуркин, в маститой старости, немного истощав телом, предал Богу дух свой. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стар, надсед, брада гораздо меньше Богословли, власы просты, мало повились на плечи, в руках лестовка. – 12 дня. Преподобный Спиридон был нравом просто и сердцем смирен. (Из Синаксарей 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стар, сед и проч. – 16 дня. Св. пророк Аггей был волосист, престарел, с круглою бородою, всеми почтен и любим, как добродетельный муж и преславный и великий пророк Божий. (Из Синаксаря 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – в Минеи и Прологе пишется: бяше же плешив и стар, окружену имеет браду, и образом честен. В иных подлинниках пишут: сед, аки Илия пророк: но сие мнится несправедливо. – Того же дня. Св. Модест, архиепископ иерусалимский, перешёл в вечные обители на 97 году от рождения. (Из Синаксаря 12 века). – 17 дня. Св. пророк Даниил был сух по виду, но весьма красив по благодати Всевышнего. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – лицом млад, власы кудреват, препоясан ширинкою. – 26 дня. Преподобный Константин из иудеев на 79 году от рождения предал дух свой Богу. (Из Синакс. 12 века). – 30 дня. Св. мученик Филетер, родившийся в Никомидии от Епарха, был высок ростом и благообразен, а волосы на голове и в бороде его были золотистые и издавали блеск золота. Он замучен был при Диоклитиан. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – в Прологе пишется: бяше же святый велик возрастом и благолепен, власы же главы его и брады поистине яко злато блещашеся. Того ради царь Диоклитиан бога его пачете, а не человека, а был сын епархов. Месяц январь – 1 дня. Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии каппадокийской, по телесному виду, был высок ростом и прям, сух и худощав, смугл, с желтизной в лице, долгонос, с круглыми бровями и сморщенною над ними кожею, задумчив; чело у него немного изрыто морщинами, щеки длинноваты, виски впалы, волосы немного подстрижены, борода достаточно длинна; есть проседь. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3. Как истолковал бы это иудей? Храм его никак не на верху гор; а сила Церкви касается самых небес. Как дом, находящийся на вершине гор, бывает виден всеми, так, и еще больше того, Церковь сделалась славною у всех людей. «И возвысится над холмами». Этим пророк опять выражает то же самое, – чего с храмом никогда не бывало, даже и тогда, когда он, по-видимому, был в самом лучшем состоянии. И как относить это к храму, когда он и самими иудеями часто был непочитаем, и разрушаем руками иноплеменников? А сила Церкви, хотя испытывала нападения более жестокие и более частые, нежели он, но никогда не была покоряема руками нападающих, а напротив особенно от врагов делалась еще более высокою и славною. Тогда были сонмы мучеников, тогда лики исповедников, тогда являлись души крепче железа и сияли светлее самых звезд; тела их были рассекаемы, но душа не была побеждаема, а побеждала и увеличивалась. Кто видал, кто слыхал, чтобы убиение приносило венец, чтобы заклание доставляло победу, чтобы войско делалось более славным тогда, когда больше являлось убиваемым неприятелями? «И потекут к ней все народы» ( «и придут к ней вси языцы»). Продолжая речи, пророк делается более ясным, говорит более открыто, выражает пророчество более вразумительно, и сильнее заграждает уста иудеев. Хотя бы они были весьма бесстыдны, этого они никак не могут отнести к своему храму. Язычникам было запрещено и тщательно возбранялось входить в храм. Что я говорю: входить в храм? И самим иудеям с великими угрозами закон запрещал иметь смешение с язычниками и подвергал их за это величайшему наказанию. Пророк Аггей все свое пророчество составил из того, что обличал, угрожал, требовал наказания за такое непозволенное смешение посредством брака. Но наше – не таково; Церковь , со всею щедростью раскрывая свои недра, с распростертыми объятьями ежедневно принимает все народы вселенной. Такое повеление и первые учители догматов получили от Единородного, немедленно услышав от Него такие слова: «Итак идите, научите все народы» ( «шедше убо научите вся языки») ( Мф. 28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Х - нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) - средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса , напр. походный иконостас - деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68). Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора , изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.). Иконогр.: Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г./Об-во древнерус. искусства при Моск. Публичном музее. М., 1873. Ерминия ДФ. С. 82. И. А. Журавлева Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/62666.html

В другом видении, Господь велел Пророку своему, возложить венцы на главу Иисуса, Иерея великого, и сказал: «вот муж, которому имя Восток, воссияет и созиждет храм Господний, приимет добродетель и возобладает на престоле своем. Сильно ревновал Я по Иерусалиму, говорит Господь, обращусь к нему и вселюсь в него, и наречется градом истинным, горой святой Господа Вседержителя.» ( VI. 12, 13, VII. 2, 3.) Пророк представил в притче, как продан будет своим народом Пастырь Израилев, который сам вопрошает людей своих: «если Я заслужил что либо пред вами, то определите мне награду или отрекитесь; они же оценили меня в тридцать сребренников, и Господь велел испытать сребренники сии, в горниле храма, чтобы видеть: также ли были искушены, как Он Сам?» (XI. 12. 13.) Кто не узнает здесь тридцати сребренников, которыми старейшины Иуды оценили Господа славы, Пастыря Израилева? После страшного посещения Господня, который предаст Иерусалим попранию всех языков, Пророк обещал опять, что Господь спасет селения Иудовы, и дом Давидов будет как дом Божий; прольется на него дух благодати, воззрят Иудеи на Того, кого прободали они, и восплачутся о Нем, как о возлюбленном и как о первенце. Стоявший у креста, во время распятия, возлюбленный ученик, видел сие прободение и обличил распявших, пророческим словом: после сего Захария предсказал еще пришествие страшного дня Господня, со всеми Святыми Его, когда не будет дня или ночи, но свет исполнит землю, вода живая изыдет из Иерусалима и Господь один воцарится во вселенной. Малахия, последний из Пророков, восставший не много спустя после Захарии, обличая беззакония своего народа, говорил, что Господь Вседержитель не примет более жертв от руки Иудеев: ибо, от востока солнца и до запада, прославится имя Его в народах и уже на всяком месте будет приноситься ему фимиам и жертва чистая, то есть бескровная жертва Христова. (гл. I. 11.) Заключая собой пророчества ветхого завета, Малахия, указывал на Предтечу нового: «вот Я посылаю Ангела Моего, и уготовит путь Мой пред лицом Моим, и внезапно придет в Церковь свою Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот Он идет, говорит Господь Вседержитель, и кто стерпит день Его пришествия?» (гл. II. 1. 2.) Последние слова Малахии свидетельствуют истину закона Моисеева и представляют лицо Иоанна Предтечи, под видом Пророка Илии: «помяните закон Моисея, раба моего, и вот Я пошлю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного, и он обратит сердце отца к сыну и сердце человека к ближнему его, дабы пришедши Я не поразил землю.» (III. 4. 5. 6.)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Речи эти не оставались бесплодными, они глубоко пали на сердца народа и его начальников; ибо все признали во Св. Аггее во истину пророка Божия. «Пророк Аггей, говорится в книге Ездры, и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их» ( 1Ездр.5:1–2 ). К тому же и время наступило благоприятное. Царь Персидский Дарий, вступивший (521 г. до Р. X.) на престол после Лже-Смердиса, не только не препятствовал постройке Иерусалимского храма, но сам помогал этой постройке, поощрял строящих после того, как в Екбатане (в Мидии), в царском дворце найдена была памятная запись, что царь Кир, действительно, дозволил строить храм ( 1Ездр.6:1–3 ). Тогда и Дарий дал повеление областеначальникам не только не останавливать работ по созиданию Иерусалимского храма, но и содействовать этим работам выдачею нужных вещей из царского имущества и подати, всего, что нужно для принесения жертв; «чтобы Иудеи, говорилось в царском указе Дария, приносили жертву приятную Богу небесному, и молились о жизни царя и сыновей его» (ст.10), и притом это повеление о выдаче всех нужных вещей для постройки храма и жертвоприношений дано было с такою строгостью, что того, кто осмелится изменить и нарушить царский указ, должно было предать смерти и дом его обратить в развалины (ст.11). «И Бог , которого имя там (в храме) обитает, присовокуплял Дарий в своем указе, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить это ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление, да будет оно в точности исполняемо» (ст.12). Таким образом, благодаря милостивому содействию и покровительству царя Дария, пророческим речам св. Аггея и Захарии, мудрой распорядительности Зоровавеля и первосвященника Иисуса, постройка храма была кончена к третьему дню месяца Адара (12 месяц церковного года соответствует Февралю и Марту), в шестой год царствования царя Дария (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Свидетельствуя о Божественном достоинстве Распятого, знамения сии служили также знаком того, что после смерти Господа на земле должно произойти великое потрясение и переворот в человечестве, великое нравственное обновление живущих на земле. Человечество в нравственном отношении было тогда не что иное как поле, исполненное сухих костей, в которые надлежало ввести дух животен, которым надлежало дать жилы и плоть, чтобы они ожили ( Иез. 37 ); людям надлежало выйти из того нравственного растления, в каком находились они. И сей-то переворот произведен смертью Спасителя. Немного проходит времени после смерти Господа, и на земле уже не то, что было прежде. Ученики Распятого с евангельскою проповедью обтекают землю. Мрак многобожия и идолопоклонства видимо исчезает. Люди, сидящие во тьме и сени смертной, усматривают свет велий, от ложных богов обращаются к Богу живому, Который сотворил небо и землю, море и все, что в них ( Деян. 14:15 ), и научаются почитать Его. Они познают добро и научаются быть добродетельными. И о сем-то великом изменении человечества и обновлении его смертию Иисуса Христа чудодействующий Бог возвещает людям чрез потрясение земли во время Его смерти. Так еще издали вдохновенный пророк Аггей будущее просвещение и изменение людей евангельскою проповедью представляет под образом потрясения всех языков. Сице глаголет Господь Вседержитель, вещает он, еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, и стрясу вся языки, и приидут избранная всех языков ( Агг. 2:7–8 ). Также пророк Иезекииль под образом оживления сухих костей представив будущее нравственное обновление человечества благодатию Евангелия, говорит: Се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяжда к составу своему, и Быша им жилы и плоть растяше ( Иез. 37 ). В частности, распадение камней служило указанием на сокрушение окаменевших сердец человеческих, изменение их свойств и расположений благодатию Христовою. Господь устами пророка Иезекииля так возвещает о сем людям: И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас. И сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните и сотворите я ( Иез. 36:26–27 ). И действительно, с принятием веры в Распятого люди получают сие новое сердце и новый дух. Они приемлют благодать Божию, которая смягчает их каменные сердца и преклоняет к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6). 6 . Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь 1694 , и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2 , прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской ( Лк. 4:16–30 ). Они „не узнали времени посещения их“ ( Лк. 19:44 ) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“ 1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7 , но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. ( Евр. 12:25 ) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ ( Евр. 3:7–8,15 ). О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–14 1696 и Иер. 29:12–13 : „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“. 7 .                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. ( Мф. 3:2,8,10 ). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ ( Пс. 31:1–2 ), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?    Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена.    Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.    Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:44).    Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37—38).     «Се, оставляется вам дом ваш пуст» — страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.    В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010