В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии , в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков. Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Ч. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1898. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Аггея//Творения. К., 1898. Т. 14; Образцов П. , свящ. Св. пророк Аггей в его церковно-историческом значении. Спб., 1867; Смирнов И. К. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Рязань, 1872; Andr é T. Le prophète Aggée. P., 1895; Marti K. Das Dodekapropheton. Tüb., 1904; Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры. К., 1905; Попович Г. Книга пророка Аггея. К., 1913; Виноградов Н. Книга пророка Аггея. Серг. П., 1914; Wright J. S. The Building of the Second Temple. L., 1958; Horst F. Die zwölf kleinen Propheten. Stuttg., 1964; Denzer G. The Books of Haggai, Zecharia, Malachi, Joel. Collegeville, 1966; Beuken W. A. M. Haggai-Sacharja 1-8: Stud. z. Überlieferungsgeschichte d. frühnachexilischen Prophetie. Assen, 1967; Beyse K. -M. Serubbabel und die Köningserwartungen der Propheten Haggai und Sacharia. Stuttg., 1972; Rudolph W. Haggai - Sacharja 1-8 - Sacharja 9-14 - Maleachi. Stuttg., 1976; Mason R. The Books of Haggai, Zechariah and Malachi. N. Y., 1977; Baldwin J. G. Haggai, Zecharia, Malachi//Tyndale Old Testament Commentaries. Camb., 1977; Verhoef P. A. The Books of Haggai and Malachi//The International commentary on the Old Testament. N. Y., 1986; Wolff H. W. Dodekapropheton 6. Haggai//BKAT. 1986. Bd. 9; Meyers C. L. , Meyers E. M. Haggai, Zechariah 1-8. N. Y.; L., 1987. Vol. 25D; Deissler A. Zwölf Propheten III: Zefanja-Haggai-Sacharja-Maleachi. Würzburg, 1988; Rewentlow H. G. Die Propheten Haggai, Sacharja und Malachi//ATD. 19939. Bd 25/2; Redditt P. L. Haggai, Zechariah and Malachi//New Century Bible Commentary. N. Y., 1995; Bibliography on Haggai//BV. 1998. Vol. 32. P. 44-64.

http://pravenc.ru/text/63282.html

Когда потомок Царей Иудейских Зоровавель, от которого должен был произойти Мессия, вместе с Первосвященником Иисусом, который предобразовал его именем, в столь замечательную эпоху избавления Иудеев, подобно как некогда Иисус Навин, при введении их в землю обетованную, воздвигали из развалин храм Соломонов, явились три последние Пророка Израильские, и возвестили славу сего второго храма и близкое пришествие ожидаемого Мессии. Пророк Аггей, во второе лето Царя Дария, возбуждал Иудеев к продолжению прекращенного строения, представляя, что угнетающее их неплодородие и скудость есть наказание Божье за их небрежение. «Кто из вас, говорил Пророк, видел некогда храм сей в славе его, и как видите вы его теперь, как бы не существующим пред очами вашими? Укрепляйся, Зоровавель, укрепляйся Иисус, Иерей великий, укрепляйтесь все люди земли сей, ибо Я с вами говорит Господь Вседержитель. Слово Мое, которое завещал вам, когда вы исходили из земли Египетской, и Дух Мой посреди вас, дерзайте: еще однажды потрясу небом и землей, морем и сушей и сотрясу все народы земные, и приидут собранные из всех народов, и Я исполню славой храм сей, ибо велика будет слава сего последнего храма свыше первой, и на месте сем дам мир, для укрепления всякого зиждущего, чтобы восставить церковь сию.» (гл. II.) В след за Аггеем вступил в служение пророчества Захария, сын Варахии, и продолжал оное несколько лет. С подробностью предсказал он благосостояние храма и Иерусалима и новое опустошение их, страдания Мессии и потом Его блаженное царство. Пророк видел Ангела, измеряющего широту и долготу нового Иерусалима и слышал глас Господний: «красуйся и веселись, дщерь Сионова, ибо Я иду и вселюсь посреди тебя, и в тот день многие народы прибегнут к Господу и будут его народом и уразумеют, что Господь послал Меня; да благоговеет всякая плоть пред Господом, ибо Он восстал из облаков святых своих;» (гл. II. 10, 13.), так, как бы от лица самого грядущего Мессии, говорил Пророк, и Господь показал ему образ сего Мессии, в Иисусе Иерее великом, облеченном сперва в ризы поругания, а потом в ризы священные, с которым препирался дьявол и побежденным от Него отступал.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1Ездр.3:5 .  И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячия, и во все праздники, посвященные Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего. 1Ездр.3:6 .  С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню еще не было положено основание. С построением жертвенника восстановлено было правильное отправление учрежденного в законе богослужения и началось совершение празднеств. 1Ездр.3:7 .  И стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу и питье и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу, с дозволения им Кира, царя Персидского. 1Ездр.3:8 .  Во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня. Вслед за построением жертвенника стали приготовлять материал для построения храма и во второй год по возвращении (т.е. в 536) совершена была закладка храма. Этому свидетельству рассматриваемого места, по-видимому, противоречат другие библейские указания. Так, пророк Аггей, выступивший во 2-й год Дария Гистаспа, упоминает о том, что в его время храм был chorev, «в запустении» ( Агг 1.4 ); народ говорил: «не время строить дом Господень» ( Агг 1.2 ), и сам пророк поэтому должен был обратиться к иудеям с призывом: «взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм» ( Агг 1.8 ). Только после этой речи Зоровавель и Иисус по словам пророка Аггея, «пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа» ( Агг 1.14 ). На основании (главным образом) приведенных свидетельств пророка Аггея Шрадер, (Die Dauer zweiten Tempelbaues. Theol. Stud. und Kritik. 1864. S. 460–504, а за ним целый ряд ученых, полагают, что закладка храма совершена была не во второй год по возвращении из плена (536 до Р. X.), а во второй год Дария Гистаспа, когда выступил пророк Аггей) (520–519 до Р.Х.). Ввиду свидетельств Аггея указания 1Езд 3.7–8 считаются недостоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Избежавшие переселения евреи были присоединены к новому обществу, но самарянам было отказано в их просьбе участвовать в построении нового храма, так как к почитанию их Иеговы примешивалось соблюдение многих суеверий. С этих пор разгорелась вражда между иудеями и самарянами, которые даже едва не воспрепятствовали построению храма, так как послали донос царю Персидскому, что под видом построения стен для храма иудеи сооружают стены для укрепления города против царя, от власти которого они задумали отложиться… Клевете этой поверил Камбиз, преемник Кира, и повелел отложить построение храма до его новых распоряжений, и только после перерыва работ в продолжение пятнадцати лет, в царствование уже Дария, было снова разрешено иудеям сооружение храма (520 год). В это время пророки Аггей и Захария возбуждали в иудеях угасавшее в них рвение к построению дома Господня. Они угрожали гневом Божиим за пренебрежение к построению храма, а вместе с тем и ободряли их. Пророк Аггей предсказал, что наполнится славой новый дом Господень и что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 9). Также и пророк Захария возбуждает общее усердие предсказанием будущей славы входа Спасителя в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря и до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 9, 10). Наконец, хотя и не без затруднений, была окончена постройка нового храма в Иерусалиме. Торжественно и при огромном стечении народа было отпраздновано освящение его и принесены обильные жертвоприношения, благодарственные и искупительные за все двенадцать колен Израилевых. В царствование Персидского царя Артаксеркса между евреями, оставшимися в Вавилоне, был священник Ездра, потомок первосвященника Сераии, книжник, сведущий в законе Божием, заслуживший полное доверие и благоволение Артаксеркса. Он попросил у царя позволения отправиться в Иерусалим для довершения устройства тамошнего Божиего общества, и не только получил Ездра это позволение, но и был снабжен еще и письмом царя следующего содержания:

http://pravoslavie.ru/2912.html

Нужно иметь в виду, что Иудеи жили вдали от царя и находились под чуждым владычеством. Иудеей заведовали персидские сатрапы, которые не всегда были благосклонны к Еврейскому народу. Враги могли вредить Иудеям и, действительно, вредили им и при Дарии. Притом, и персидское владычество лежало на Иудеях, как тяжелый камень, налоги и поборы, делаемые в Иудее сатрапами, были весьма тяжелые, а страна была разорена, опустошена, города и селения лежали в развалинах. К сему присоединились засуха, голод; народ бедствовал, заботился о своих нуждах, а не о храме. «Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( Неем 9:36, 37 ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( Агг. 1:4 ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( 1Ездр. 6:14 ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( 1Ездр. 3:12 ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Агг.2:3 .  кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Агг.2:4 .  Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это – сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры ( 1Езд 3.12 ), прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем ( Агг.2:7, 9 ) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же – ст. 4 – он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде ( Агг 1:5, 7 ), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в Агг.2:5–9 . Агг.2:5 .  Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Трудный для точного объяснения со стороны своей грамматической конструкции, стих этот (5) заключает в себе совершенно определенную мысль о тех неотъемлемых залогах благоволения Божия и спасения, которые во все времена ветхозаветной истории спасения для Библейского Израиля были связаны с идеею Синайского Завета ( Исх 19.5 след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этого видно, что псалмопевец говорит о новом храме, и, вероятно, во время, близкое к его освящению. Прямым поводом для псалмопевца так молиться о пришествии Господа во второй храм могли послужить знаменитые и знаменательные пророчества Аггея и Захарии. Призывая современников строить новый храм на развалинах храма Соломонова, разрушенного Навуходоносором, пр. Аггей в утешение и ободрение строителей говорил: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф ( Агг.2:9 ). Другой, современный Аггею, пророк, Захария также говорит н еще определеннее: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий... Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки (Евфрата) до концов земли» ( Зах.9:9–10 ). – Такие пророчества и должны были сильно окрылять молитвенные надежды псалмопевца. 9–10. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Призывая Бога на место покоя Его – в храм, псалмопевец представляет себе и высшую святость богослужения, и глубокую радость людей благочестивых! – Священники Твои облекутся правдою, говорит! псалмопевец, – в благолепном одеянии, священники будут истово совершать богослужение, и – что особенно важно и чрезвычайно отрадно для всех преподобных – благочестивых, это – правильно по закону будут! приносить жертвы Господу, чего совершенно не могли делать во время плена Вавилонского и благочестивейшие люди, с бесграничным! самоотвержением! преданные Вере и Закону, как пророк Даниил, его друзья и др. ( Дан.3:38–41 ; ср. 9:16–18). – Эту свою надежду псалмопевец окрыляет молитвой к Богу во имя Давида, столь возлюбленного Им и благословенного. – «Давида ради раба Твоего, не отврати лица помазанного Твоего», – ради великой ревности Давида к богослужению и клятвы его о построении храма, Ты, Господи, не отврати – не оставь без внимания лица этого помазанника своего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Одинаковость обстоятельств, одновременно вызвавшая на пророческую деятельность Аггея и Захарию, естественно, произвела и близкое соотношение в содержании их пророчеств. Именно: св. пророк Аггей, прежде всего, укоряет Зоровавеля с Иисусом и народ за медленность в построении храма, в связи с которой ставит самые физические бедствия, в это время, иудеев. Когда «Зоровавель, первосвященник Иисус и, пасомый ими, народ, – говорит бл. Феодорит, – выслушав сии угрозы, исполнились страха и повиновались изреченному; человеколюбивый Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает через (того же) пророка: Аз с вами, глаголет Господь ( Агг. 1:13 ; сравн. Мф. 28:18–20). Не теряйте мужества, потому что Я – ваш Содейственник и Помощник 6 . И слово Божие не осталось недейственным: И возбудил, говорит пророк, Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего ( Агг. 1:14 ). Но, при этом, стариков иудеев, видевших храм Соломонов ( Агг. 2:1–3 ), чрезвычайно соблазняла ничтожность плана нового храма сравнительно с первым ( 1Ездр. 3:12 ). Их скорбь о скудости нового храма 7 была тем естественнее, что, вследствие всегдашней привязанности к букве закона, они издавна привыкли соединять свою славу с великолепием храма, которым они измеряли отношение в себе Иеговы. Теперь же, при виде скудного храма, им думалось, что Иегова оставил народ свой, что давние чаяния и ожидания его тщетны: тем понятиям, которые они имели о Мессии, тому величию, которое должно иметь царство иудейское между другими народами, когда придет Мессия, далеко не соответствовал настоящий скудный храм 8 . Конечно, в этом случае было слишком слабо основание к нерадению о постройке храма со стороны стариков иудеев, потому что, помня прежнюю славу храма и прежнее великолепие его, они в существе дела должны были, тем с большею ревностью заняться построением второго храма, чтобы хоть сколько-нибудь приблизить его в великолепию первого 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Следует другой вопрос: что значит возвещаемая Пророком Иерусалимскому храму «велия слава последняя паче первыя»? – Вопрос не так легкий к разрешению, как первый, даже затрудняемый разрешением перваго. Если первую славу храма Иерусалимскаго, или важнейшую часть ея составлял чудесный облак, знаменующий присутствие Божие; но сего чудеснаго знамения не видно во втором храме Иерусалимском, воздвигнутом после пленения Вавилонскаго: то где же «велия слава последняя паче первыя»? Кажется, здесь нет даже и равной с первою славы. Вспомним еще, что в первом храме Иерусалимском был кивот завета с Богоначертанными скрижалями, хранилась чудесная манна и жезл Ааронов, чудесно прозябший: все сие скрылось с разрушением перваго храма, и во втором уже не являлось. Где же «велия слава последняя паче первыя»? Разве она еще впереди? Но храм, на который указывал Пророк Аггей, когда говорил от имени Божия: «исполню храм сей славы», давно разрушен язычниками, бедственнее перваго. Где же его последняя слава велия паче первыя? – Вот не разрешимая загадка для неверующаго Иудея. Вам, Христиане, надобно было видеть трудность ея для того, чтобы тем яснее видеть силу Пророческаго слова, тем радостнее чувствовать торжество веры. Ключ к разрешению загадки Аггея подает нам другой, следовавший за ним Пророк, когда говорит: «внезапу приидет в Церковь Свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел завета, Его же вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель» ( Мал. 3:1 ). Не трудно понять, что сие последнее пророчество указует на пришествие Господа нашего Иисуса Христа во вторый Иерусалимский храм: Он есть «Господь», Котораго столь долго «искали», то есть, ожидали верующие Ветхаго Завета; Он «Ангел» благодатнаго «Завета», Котораго желали они, как своего, равно как и нашего, Спасителя. Теперь понятно и Аггеево Пророчество о преимущественной последней славе храма, и оказывается удивительно точным. Не величайшая ли та слава храма, когда в нем является Сам Господь славы с Своим животворным словом, с Своими Божественными чудесами? И явился в нем Господь наш, точно в последнее время, пред его разрушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таким образом, миссия пророков после Давида была ограничена временем их деятельности и всецело была посвящена заботе о духовно-нравственном состоянии современников и ближайших потомков. «Каждый пророк был призван к служению в специфической исторической ситуации, и его речь в ее первичном значении имела отношение к современным обстоятельствам и ближайшему будущему. Пророки применяли свою речь к конкретному определенному моменту драмы в истории Израиля и не оставляли без внимания своего времени и своих особых религиозных интересов. Они обращались к себе и людям своей эпохи» . Поэтому, приступая к толкованию, Феодор в первую очередь выясняет время жизни пророка и историческую ситуацию, в которой ему приходилось нести свое служение, поскольку именно исторический контекст определяет содержание пророческой речи . «Блаженные пророки Осия, и Иоиль, и Амос, и Михей, — пишет он, — говорили о том, что касалось всего Израильского народа: десяти колен, столицей которых была Самария, и колена Иуды, живущего в Иерусалиме . Блаженный Авдий говорит о наказании, постигшем Идумею во время возвращения из плена. Блаженный Иона угрожал ниневитянам разорением, если они не отступят от своих грехов. Блаженный Наум ясно предвозвестил осаду Ниневии и разрушение всего ассирийского царства вавилонянами. Блаженные пророки Аввакум и Софония, после того, как десять колен были полностью уведены в плен ассирийцами, обличали колено Иуды, которое одно осталось в Иерусалиме, в его беззаконии и говорили о грядущем наказании от вавилонян…. Блаженный пророк Аггей в своем слове обращается к (евреям), которые возвращались в свои дома, и порицает их промедление в строительстве храма» . То же можно видеть и в предисловиях к толкованию на других малых пророков. Феодор везде кратко описывает историческую среду и отмечает, о каких событиях истории Израиля пойдет речь. Он нигде не говорит о Христе, как о референте пророчества. А если и упоминает Христа, то только для того, чтобы глубже раскрыть смысл божественного промысла о еврейском народе.

http://bogoslov.ru/article/2293803

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010