1 июня 1597 г. кор. Сигизмунд III предложил кандидатуру М. на епископскую кафедру Вильно, вакантную к тому времени в течение 6 лет (в 1591 занимавший ее кард. Ежи III Радзивилл стал епископом Краковским). 1 сент. 1597 г. папа Климент VIII утвердил М. на Виленской кафедре. Однако этому назначению воспротивились каноники виленского кафедрального капитула. Согласно принятому в 1588 г. Третьему Литовскому статуту, иностранцам (под ними понимались гл. обр. выходцы из Польши) запрещалось занимать важные должности в Великом княжестве Литовском: М. был польск. шляхтичем, тогда как почти все его предшественники на Виленской кафедре были выходцами из литов. или белорус. родов. Противником назначения М. являлся и кард. Е. Радзивилл. Каноники воспротивились также процедуре канонического избрания (утверждения) М. диоцезальным Собором. В итоге решением Папского престола М. был уволен с Виленской кафедры «для блага Церкви» (21 апр. 1598). Позднее епископом Виленским стал местный шляхтич Бенедикт Война (1600-1615). После кончины кард. Е. Радзивилла 23 мая 1600 г. М. был назначен на Краковскую епископскую кафедру. Активный деятель Контрреформации в Польше, сторонник решений Тридентского Собора (1545-1563), М. в 1601 г. провел в Кракове 1-й за несколько лет диоцезальный Собор, в 1601-1603 гг. посетил с визитацией большинство приходов своего диоцеза. В Краковском еп-стве М. основал несколько монашеских общин; в 1602 г. открыл в Кракове ДС. На консистории 9 июня 1604 г. папа Римский Климент VIII объявил о назначении М. кардиналом; 7 янв. 1605 г. М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина. В марте 1604 г. М., двоюродный брат сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, встречался в Кракове с Лжедмитрием I и вручил ему книгу о необходимости объединения Церквей. В нояб. 1605 г. он провел обряд обручения Марины Мнишек с представителем Лжедмитрия I дьяком Афанасием Власьевым, рус. послом в Польше. 31 июля 1606 г. папа Римский Павел V (1605-1621) по просьбе кор. Сигизмунда III назначил М. на митрополичью кафедру Гнезненского архиеп-ства, являвшегося центром Польской церковной пров. После того как М. стал примасом Польши, король запретил ему собирать доходы с Краковского еп-ства. Также М. было запрещено использование церковного балдахина (это являлось почетной привилегией папского легата ). Отношения М. с королем ухудшились. Кардинал тайно поддерживал мятежников во время выступления шляхты против Сигизмунда III («рокош Зебжидовского», 1606-1609). В окт. 1607 г. М. провел в Пётркуве Собор церковной пров. Гнезно.

http://pravenc.ru/text/2562728.html

В 1972 г. федеральным правительством была провозглашена политика многокультурности, направленная на поддержку всех без исключения этнокультурных групп. В социально-экономической сфере Трюдо предпринял меры для «выравнивания» положения Квебека (в провинцию были направлены крупные инвестиции). В масштабах всей страны усилия правительства были направлены на построение «справедливого общества», на повышение уровня жизни и благосостояния граждан. Большое внимание стало уделяться вопросам экологии. Правительство национализировало ряд крупных предприятий, приняло меры по ограничению проникновения иностранного (в первую очередь амер. капитала) в экономику (принятие Национальной энергетической программы, создание Агентства по проверке иностранных инвестиций). В 1982 г. Трюдо провел конституционную реформу, включавшую «патриацию» конституции, то есть передачу канад. парламенту права вносить поправки и пересматривать основной закон страны, а также принятие «Канадской хартии прав и свобод». Эти и нек-рые др. изменения были зафиксированы в Конституционном акте 1982 г., который стал частью Канадской Конституции наравне с др. образующими ее документами. Собор Нотр-Дам в Квебеке. 1647–1923 гг. В 60-80-х гг. XX в. обострились проблемы, связанные с пров. Квебек. Вплоть до кон. 50-х гг. пров. Квебек и франко-канад. сообщество в целом были наиболее отсталой частью страны. Благодаря индустриализации изменилась социальная структура Франц. Канады (наиболее многочисленной группой стали рабочие), однако уровень жизни франко-канадцев был ниже, чем в среднем по стране; возможности для их продвижения по социальной лестнице напрямую зависели от способности интегрироваться в англоязычную среду. Политическая элита Квебека (партия Национальный союз во главе с М. Дюплесси, находившаяся у власти в 1936-1939 и 1944-1960) придерживалась националистических и консервативно-охранительных установок. В провинции католич. Церковь определяла деятельность разных сфер общественной жизни - от образования до рабочего движения (в Квебеке были очень сильны католич.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

1907. S. 136), а по Римскому Мартирологу - ап. Аристарх (MartRom. P. 321). В «Апостольских постановлениях» 1-м епископом Берои назван ап. Онисим (Const. Ap. VII, 46), а в каталогах апостолов - ап. Карп (Vitae prophetarum. 1907. S. 125, 142). В нач. 50-х гг. в Македонии проповедовали апостолы Тимофей и Ераст , посланные ап. Павлом (Деян 19. 22). Адон, архиеп. Вьеннский, считает Ераста епископом г. Филиппы (PL. 123. Col. 193). Но ряд исследователей ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 37) предполагают, что христ. общину Филипп возглавил ап. Епафродит , названный Феодоритом Кирским апостолом Филиппийцев ( Theodoret. In 1 Cor. 12. 28//PG. 82. Col. 329). В 55 г. ап. Павел вторично посетил М. по пути из М. Азии в Коринф (Деян 20. 1-2). Его точный маршрут неизвестен, но, видимо, проповедь апостола охватила значительную территорию, т. к. в Послании к Римлянам ап. Павел сообщает, что «благовествование Христово распространено мною… до Иллирика» (Рим 15. 19). В следующем году, возвращаясь из Коринфа, ап. Павел отмечал Пасху в Филиппах (Деян 20. 6). Ок. 67 г. через М. прошел направлявшийся в Ахайю ап. Андрей Первозванный . Он проповедовал и совершал чудеса в Филиппах и в Фессалонике (Деяния апостола Андрея/Предисл., пер. и коммент.: А. Ю. Виноградов. М., 2004. С. 61-69), а также рукоположил во епископа М. ап. Урвана (Vitae prophetarum. 1907. S. 120, 137; SynCP. Col. 177). В нач. II в. через М. проходил путь сщмч. Игнатия Богоносца из Антиохии в Рим. Он останавливался в Филиппах. Из Послания сщмч. Поликарпа Смирнского к филиппийцам известно, что тот пересылал им послания Игнатия, а послания христианской общины Филипп - в Сирию ( Polycarp. Ad Phil. 13). Сщмч. Поликарп также упоминает о пострадавших за Христа в Филиппах Зосиме и Руфе ( Idem. 9). Эпиграфический материал свидетельствует, что во II в. христ. община существовала в Эдессе ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 39). В 86 г. пров. Мёзия была разделена на Нижнюю и Верхнюю с центром в Скупи. При имп. Антонине Пии (138-161) границы пров. Македония были расширены за счет Фессалии.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Ст. 33 оговаривает, что Президент и вице-президент Греческой Республики должны принадлежать к правосл. Церкви; § 2-3 ст. 36 содержат указания о том, что первые лица гос-ва обязаны приносить присягу в соответствии с обрядом Церкви. Гос. праздники и церемонии их проведения должны совпадать (согласовываться, соотноситься) с праздниками Церкви. Ст. 105 отдельно регламентирует статус монашеской республики на Св. Горе Афон, к-рая управляется хартией (уставом), одобренной греч. правительством в 1926 г., и подчиняется в гражданском отношении греч. МИДу. Кроме конституционных привилегий правосл. Церкви гос-во оказывает покровительство Церкви через МИД, опекая церковные области, подчиненные К-польскому Патриархату, а также мон-ри Афона. Министерство образования и религии, осуществляющее поддержку греч. духовенства за рубежом, состоит из отдела по делам религии с 3 подотделами и 3 советами: церковного управления (2 секции: 1-я заведует ЭПЦ, 2-я - Церквами Крита и Додеканеса); катехизации и религ. образования (состоит из секций, курирующих различные сферы); по неправосл. религиям (2 секции: 1-я - для христиан, 2-я - для проч. религий); юридический совет; Совет по катехизическому персоналу. Исторический очерк В данной статье история Г. рассматривается в рамках истории распространения христианства. Античный период см. в ст. Древняя Греция . Церковная история греч. земель изложена в статьях Константинопольская Православная Церковь и Элладская Православная Церковь . Римский период: I - нач. IV в. К моменту начала апостольской проповеди на территории совр. Г. этот регион уже в течение длительного времени входил в состав Римской империи. Здесь существовали рим. провинции: Ахайя (с 27 г. до Р. Х.; митрополия Коринф), Македония (со 148 г. до Р. Х.; митрополия Фессалоника), Крит и Киренаика (с 74 г. до Р. Х.; митрополия Кирена), острова вост. части Эгейского м. входили в состав пров. Асия (со 129 г. до Р. Х.; митрополия Эфес). В экономической системе Римской империи регион совр. Г. был относительно слабо развит, не имел достаточных ресурсов ни для развития сельского хозяйства, ни для городского производства и торговли. Значительную роль играли города Фессалоника (порт, связанный с балканскими рынками), Коринф (рим. колония, центр транзитной торговли между акваториями Эгейского и Ионического морей) и Филиппы (рим. колония на пути между Адриатикой и Геллеспонтом). Большинство греч. городов считалось «свободными» и пользовалось различными формами льгот. Граждане Афин были освобождены от уплаты подушной подати, при имп. Нероне пров. Ахайя была освобождена от налогов. Г. оставалась центром религ. и культурного паломничества. Ее древние святилища в Дельфах, Олимпии, Элевсине, памятники и научно-философские школы Афин привлекали внимание образованной элиты рим. общества, в т. ч. императоров - Нерона, Адриана, Марка Аврелия и др. Страна воспринималась современниками как оплот традиц. античной культуры и язычества.

http://pravenc.ru/text/597843.html

В Пекине действовало ДУ; издавался ж. «Китайский благовестник» . Клир состоял из 21 иерея (в т. ч. 3 китайцев) и 10 диаконов (в т. ч. 7 китайцев). Богослужение в храмах миссии велось как на церковнославянском, так и на китайском языках. Паства состояла преимущественно из правосл. китайцев, общая численность к-рых достигла 5-6 тыс. чел. Их обслуживали 32 миссионерских стана, основная часть к-рых располагалась в столичной пров. Чжили (с 1928 Хэбэй) и в пров. Хубэй, где миссия имела крупный Александро-Невский приход в Ханькоу (ныне в составе г. Ухань). В 1919 г. из-за прекращения финансовой поддержки из России все миссионерские станы были закрыты, дальнейший рост кит. правосл. паствы остановился. Главной задачей правосл. Церкви в Китае с этого времени становится окормление беженцев, эмигрировавших из России в период гражданской войны. Помимо зоны КВЖД многочисленные правосл. рус. общины образовались в Шанхае и Тяньцзине, одновременно там продолжали существовать и значительные кит. правосл. общины. В то же время Пекин, где располагалась резиденция главы правосл. миссии, в связи с фактическим разделением страны в 20-х гг. ХХ в. на территории, управляемые региональными военными правительствами (т. н. эпоха милитаристов), во многом потерял значение столичного центра, а в 1928 г. официально перестал быть столицей Китая (до 1949). Архиеп. Иннокентий отрицательно отнесся к учреждению, согласно решению ВЦУЗ от 24 марта 1922 г., в зоне КВЖД самостоятельной Харбинской епархии , поскольку считал, что правосл. приходы в Маньчжурии после утраты связей с Владивостокской епархией должны перейти в юрисдикцию Пекинского архиерея. 6 окт. 1922 г. архиеп. Иннокентий обратился к ВЦУЗ с предложением об объединении епархий РПЦЗ в Китае и об образовании единой Китайской правосл. епархии под главенством начальника Российской духовной миссии в Китае - «как епископа столицы». 2 дек. ВЦУЗ отказался решать этот вопрос без согласования с Харбинским архиеп. Мефодием (Герасимовым ; впосл. митрополит), который в свою очередь, формально признавая первенство Пекинской кафедры, выступил за сохранение своей епархии, располагавшей гораздо более многочисленной, преимущественно рус.

http://pravenc.ru/text/2579898.html

Церковь Сант-Иньяцио в г. Аспейтия (пров. Типускоа, Испания). 1681–1738 гг., XIX в. Л. принадлежал к одному из древнейших дворянских родов баскской пров. Гипускоа (т. н. parientes mayores). Самые ранние документальные свидетельства о семействе Оньяс-и-Лойола относятся к XII-XIII вв. ( Garc í a Villoslada. 1986. P. 41-43; Fern á ndez Mart í n. 1986). В XIV - нач. XV в. было построено укрепление Лойола, ставшее семейной резиденцией (ныне санктуарий Л. в Аспейтии). Отец Л., Бельтран Яньес де Оньяс-и-Лойола († 1507), участвовал во многих военных кампаниях королей Кастилии, в частности в Гранадской войне (1481-1492). Мать Л., Марина († до 1508), возможно, принадлежала к знатному роду Бальда из Гипускоа. Их брак был заключен в 1467 г. в усадьбе Лойола. По сообщениям ранних биографов и материалам канонизационного процесса, Л. был младшим из 13 детей. Большинство его братьев, как и отец, поступили на военную службу: старший, Хуан Перес де Лойола, погиб во время боевых действий против французов в Неаполитанском королевстве; Мартин Гарсия де Оньяс-и-Лойола (1477-1538), впоследствии унаследовавший родовые владения, принимал активное участие в завоевании Наварры (с 1512). На основании косвенных сведений в ранних биографиях (напр., в «Мемориале» Гонсалвиша да Камары) и документах (напр., ко времени составления нотариального акта 1505 г. Л. уже было 14 полных лет) в качестве года рождения Л. обычно указывают 1491-й. При рождении Л. получил имя Иньиго (баск. Энеко), вероятно, в честь св. Иньиго, аббата бенедиктинского мон-ря Сан-Сальвадор-де-Онья, жившего в XI в. Во время обучения в Париже Л. стал называть себя Игнатием (самое раннее упоминание об этом относится к 1531), хотя и впоследствии он иногда подписывался прежним именем. Рибаденейра объяснял, что имя Иньиго использовалось только в Кастилии и Наварре, тогда как имя Игнатий было широко известно во всех европ. странах (о др. объяснениях см.: Verd G. M. Íñigo, nombre original de Ignacio de Loyola//Diccionario histórico de la Compañía de Jesús. R.; Madrid, 2001. Vol. 3. P. 2060-2062).

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Лазаристам, к-рые прибыли в Пекин весной 1785 г., были переданы храмы и резиденции иезуитов. Миссия лазаристов, центром к-рой стал Северный храм, окормляла христиан в Пекине и в столичной пров. Чжили, а также в сев. регионах К. и в нек-рых провинциях центральной части страны (Хэнань, Цзянси, Цзянсу, Чжэцзян). В Пекине были основаны уч-ще для катехизаторов и семинария, выпускники к-рой могли завершить образование в Макао (в 1784 лазаристам была передана бывш. иезуитская семинария св. Иосифа). На деятельность католич. миссий в К. оказали влияние Французская революция (1789-1799) и последующие войны в Европе. В К. перестали приезжать миссионеры, прекратилось поступление средств. В 1807 г. по указанию имп. Цзяцина была конфискована пострадавшая от пожара ц. св. Иосифа (Восточный храм). В 1811 г. из Пекина выслали всех иностранцев, к-рые не занимали гос. должности; тогда же была закрыта ц. Скорбей Девы Марии (Западный храм). В 1819 г. из К. выслали Луи Ламио (1767-1831), руководителя миссии лазаристов, который назначил преемником пресв. Матфея Сюэ (1780-1860). Кит. власти попытались закрыть католич. миссию под предлогом того, что ее возглавил китаец, но уничтожение миссии удалось предотвратить благодаря вмешательству еп. Каэтану Пириша Перейры (администратора еп-ства Пекин в 1827-1838), который занимал должность в Ведомстве астрономии. Тем не менее в 1827 г. Северный храм, резиденция лазаристов и семинария были закрыты, пресв. М. Сюэ и семинаристы укрылись в отдаленном сел. Сиваньцзы за Великой стеной. После кончины еп. К. Пириша Перейры, который оставался единственным католич. миссионером в Пекине, прекратились богослужения в Южном храме. Пытаясь спасти церковь и католич. кладбище Чжалань от разорения, епископ перед смертью передал их рус. Пекинской духовной миссии в К. (1838). В 20-х гг. XVIII в. при участии иезуитов Пекинской миссии была основана христ. колония в Чаюаньгоу (пров. Хубэй). В селении, названном в честь Сердца Иисусова, сложилась система христ. братств (существовали группы, ответственные за воспитание детей, за проповедь иноверцам и др.).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Pt. 2. N 82, 113). В 1397 г. визант. имп. Мануил II Палеолог возвел Имброс в ранг отдельной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 157. P. 410). В османскую эпоху в нотиции К-польского Патриархата Имброс указывается как митрополия, занимающая 75-е место (Ibid. P. 420). М. Лекьен относил епархию Имброса к пров. Киклады диоцеза Асия ( Le Quien. OC. T. 1. Col. 951-952), тогда как др. источники - к пров. Македония диоцеза Иллирик. С сер. XIV в. на Имбросе известны владения афонской Великой Лавры , о чем свидетельствует ряд документов, сохранившихся в архивах Афона: письмо патриарха Исидора I К-польского (1347-1350), грамота (июль 1360) патриарха Каллиста I К-польского, подтверждающая права Великой Лавры на владение 3 подворьями на Имбросе: во имя св. равноап. имп. Константина, архистратига Михаила (Каламион; греч. Καλμιον) и вмч. Георгия (Кастелинон; греч. Καστελινν), а также земельным участком и виноградником, к-рые афонские монахи получили по постановлениям имп. Иоанна V Палеолога (1341-1376, 1379-1391) (Actes de Lavra. Pt. 3. N 138); судебное решение (июнь 1407) в пользу Великой Лавры о владении ею иконой арх. Михаила из подворья на Имбросе (Ibid. N 160). В период распада Османской империи островами овладела Греция, участвовавшая в 1-й Балканской войне против Турции (1912-1913), и сохраняла контроль над ними с окт. 1912 по 1923 г. Согласно Севрскому мирному договору (1920), заключенному между Антантой и Османской империей по итогам первой мировой войны, острова оставались за Грецией. Однако затем в результате поражения Греции в греко-тур. войне (1919-1922) границы были вновь пересмотрены. Согласно Лозаннскому договору (1923), острова были возвращены Турции, но при этом греч. большинство населения не подвергалось выселению и должно было сохранять права на культурную автономию в рамках Турецкой республики. Тем не менее в дальнейшем большинство этих гарантий не было реализовано. С 1926 г. этнические меньшинства в Турции лишены прав автономии. Греч. население было лишено возможности иметь греч.

http://pravenc.ru/text/389481.html

в 1237 г. кор. Фернандо III. Колонизация земель, относившихся к К., началась в 40-х гг. XIII в. Король старался привлечь сюда переселенцев из Леона и Кастилии, чтобы восполнить число жителей, сократившееся в результате массовой эмиграции мусульман. Земли раздавали приближенным короля и активным участникам военных действий. Весной 1241 г. К. получила 2-е фуэро на старокастильском и лат. языках. Образцом для этого документа послужило фуэро Толедо, согласно к-рому в городе вводились нормы «Фуэро Хузго» (романской версии вестгот. кодекса, установленной Фернандо III в 1241); уточнялись также границы городской округи (ее площадь составляла ок. 12 тыс. кв. км). В дальнейшем леоно-кастильские короли провели ряд преобразований с целью установить постоянный контроль над деятельностью должностных лиц консехо (с 1258 алькальд К. назначался королем, в 1274 введены должности присяжных короля для контроля над городскими судьями, в 1328 - должности рехидоров, представителей короля в консехо). Кроме фуэро порядок в городе регулировался муниципальными установлениями, сборники к-рых сохранились в К. начиная с 1375 г. Епископская кафедра К., восстановленная после взятия города кор. Фернандо III, была включена в состав церковной пров. Толедо (с 1851 в составе церковной пров. Севилья). Границы диоцеза фактически совпадали с границами завоеванной в 1237-1240 гг. территории мусульманского «королевства Кордова». В мае 1237 г. на кафедру был назначен королевский капеллан Лопе де Фитеро (1237-1245); его преемник Гутьерре Руис де Олеа (1246-1249) принял активное участие в военных действиях против Альмохадов, напр. во взятии Хаэна (1246) и Севильи (1248). К. была разделена на 14 приходов (это деление зафиксировано в фуэро 1241 г.), из которых 7 находились внутри городской стены (приходы Девы Марии (кафедральный собор), Всех святых, св. Доминика, св. Иоанна, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Вилья), св. Михаила и Спасителя), 7 - в предместьях (приходы св. Петра, св. Андрея, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Ахеркия), св.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010