1026 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85. Старец Макарий писал: «Когда будешь следовать совету других, по Боге пекущихся о тебе, тогда не посмеет враг предлагать тебе свое рассуждение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1029 Там же, л. 4. Оптинский игумен Антоний писал: «Необходимо в лице настоятельницы своей видеть лицо Божие, и иметь к ней преданность и доверенность… Один Бог действует во всех духовниках и старицах и какова наша вера к ним, таковы и ответы услышим от них» (Письма о. Антония. С. 263). 1030 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Именно «в вере или доверии скрывается непостижимое Таинство, так что человек самый простой и необразованный больше премудрого может не только вразумить, но и успокоить душу вопрошающего с доверием, а кто без доверия захотел бы искать разрешения в недоумении своем, тот хотя бы вопросил и прозорливого мужа или пророка, ничего или очень мало услышит удовлетворительного» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 7 об.). 1031 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 27 об. Оптинский старец Антоний писал о недоверии к руководителю: «Если случится Вам искушение против Евангельской Матери своей, то я скажу, что это самое тяжкое искушение, тяжелее которого не может быть ничего. Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении» (Письма о. Антония. С. 246–247). 1032 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 123 об. Точно такое же толкование дает на это изречение и Оптинский старец Макарий. «Не со многими советоваться, а с кем должно и обо всем» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 39–40). 1034 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 153–154. Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 63. С. 67. 1035 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 5. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По свидетельству Св. Писания нет выше дарования, чем дарование смирения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 285. С. 21). Оптинский старец Макарий учил: «Смирение более всех подвигов и добродетелей нужно для спасения». (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Изд. 2-е. Шамордино, 1913. С. 3. Далее «Предостережение»). «Что соль для всякой вещи, то смирение для всякой добродетели необходимо» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Илия, Пров и Арис . Евсевий (II, стр. 31 по русск. переводу) говорит, что Арис предан огню, Пром и Илия усечены 14 декабря, что они родом были египтяне и посланы были для служения виликийским исповедникам. Пров называется Промом у Евсевия, в месяцеслове Василия и славянских редакциях его (239. 247 стр.), в стишном греч. прологе 1295 года. Мучч. Полиевкт и Тимофей. По месяцеслову Василия св. Тимофей в Мавритании диакон, за успешную проповедь о Христе много мучимый, ввержен в темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из нее, после тщетных увещаний принести жертву демонам, взошел с молитвою на приготовленный для него пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верными с честию в области мавриганской. Св. муч. Полиевкт в Кесарии, за успешную проповедь вверженный в темницу, после напрасных увещаний отречься от Христа, раздираем был по всему телу железными когтями, лишен зубов брошен в горящую печь. В Римских мартирологах (Иеронимовом) 21 мая есть Полий с Тимофеем в Макритании, Полит или Поликут в провинции Кесарии, Полиевкт, Виктор Донат в Кесарии каппадокийской. В Иеронимовом Полиевкт в Кесарии каппадокийской повторен и 22 мая. В месяцеслове Василия сказание о Полиевкте в Кесарии отдельное от сказания о Тимофее и погому лучше разуметь ныне у нас Полиевкта Кесарии каппадокийской, а не Полиевкта из дружины Тимофея, как тому дает повод мартиролог Адона, в коем 21 мая: в Мавритании кесарийской Тимофея, Полия и Евтихия диаконов (сн. Деян. св. Mai V, 4). Григорий еп. омиритский . В слав. минее из Четьи блаженного Макария. На греческом языке житие сего святого издано Дуцеем (Bibl. Patr. Graec. Т. И). Житие сие приписывается по надписи епископу негранскому, а прение св. Григория с Иудеем записываемо было современно нотарием Палладием, как это видно из самого жития. Законы, наданные Григорием вместе с царем Авраамом Омиритом, на греч. языке изданы Боассонадом Anecdoma graeca Т. V. 73–116.). (Сн. Димитрий ростов. стр. 150. Fabric. X. 116). Славянских житий его известно не мало. (См. Указатель синод. библ. преосв. Саввы и Мартынова Annus eccl. 312). В Макарьевских минеях, кроме жизни, помещена вся очень обширная беседа Григория против Иудейства с Ерваном учителем иудеским (Декабрь). Григорий в большей части памятников называется Григектием (св. Ле-Кьена Ог. chr. II. 428. 663. Лямбеция V, 294. 277). 20

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (до 506/7 - 1765; с нач. XVII в. Самебская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Мцхетский Католикосат), кафедра - в церкви (позже - монастыре) Кацарети , во имя Св. Троицы (Самеба), расположенной в 8-10 км от с. Хашми (Сагареджойский муниципалитет, Кахети). География Территории К. е. находились в исторической пров. Кахети (Вост. Грузия), в среднем течении р. Иори. Наиболее ранние сведения о точных границах К. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «выше (Хашми.- Авт.), в ущелье (р. Самебисхеви.- Авт.) стоит церковь Святой Троицы, большая, со сводом. Сидит там епископ, пастырь страны выше этого (Самебисхеви.- Авт.) до Эрцо» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Зап. граница К. е. проходила по р. Самебисхеви (ныне Жати, левый приток р. Иори), которая отделяла земли К. е. от территорий Ниноцминдской епархии. Села Хашми и Карабулахи (на карте Вахушти обозначено юго-восточнее Хашми) считались уделом Кацаретского (Самебского) архиерея (кацарели или самебели), а с. Патардзеули находилось вне его юрисдикции ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43; Жордания. 1903. С. 34-35, 160-161; Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 206, 291, 488). Т. о., можно установить, что К. е. принадлежали земли: по левому берегу р. Иори - ограниченные вершинами, разделяющими ущелья Жати и Твалт-Хеви; по правому берегу - защищенные горным массивом с вершинами Сиони, Натахтари, Сарыял, Шестепе. На севере К. е. граничила с пров. Эрцо, к-рая входила в состав Челетской (позже Харчашнийской) епархии. Здесь естественную границу составляли хребет Иално и горные вершины, разделяющие ущелья рек Гомбори и Вашлиани. На востоке К. е. была отделена от территорий Руставской епархии Куро-Иорским водоразделом: граница шла от хребта Иално до горы Шестепе. На юге К. е. граничила с Гареджийской пуст., на северо-западе Гомборский хребет отделял территории К. е. от Алавердской епархии .

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Более низкая высота нефов собора в Толедо по сравнению с франц. прототипами придает его интерьеру ярко выраженный зальный характер, свойственный скорее мечетям, чем зап. церквам. Усиливает это впечатление перенесение главного алтаря и хора в средокрестие храма - нововведение, часто приписываемое мастеру Педро Петри, возглавлявшему работы с 40-х гг. XIII в. по 1291 г. Это решение, возможно, было связано с тем, что в вост. части храма собирались разместить королевскую усыпальницу, для чего было выделено специальное пространство, а часть пресвитерия была отделена стеной от собора (стена разрушена в 1498). Источником идеи мог послужить собор в Сантьяго-де-Компостела, где главный алтарь и хор были сдвинуты в средокрестие, чтобы освободить обход вокруг гробницы ап. Иакова в вост. части храма. Также с именем Педро Петри связывают трифорий с перекрещивающимися арками, типичными для ислам. архитектуры. В 1418 г. началось строительство зап. фасада под рук. Альваро Мартинеса, с к-рым связывают также возведение (к 1422) единственной башни собора (завершена в кон. XV в.). В это же время был перекрыт сводами центральный неф собора, причем над главным алтарем и хором каноников он получил звездчатую форму. Интерьер собора в Леоне Возведение соборов в Бургосе, Толедо и Леоне оказало сильное влияние на развитие архитектуры всех северных областей И., проявившееся прежде всего в устройстве деамбулаториев с венцами из полигональных капелл и в активном использовании крестовых нервюрных сводов: соборы Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Эль-Бурго-де-Осма (пров. Сория; нач. 1232) и Санта-Мария в Луго (1129-1273), ц. Сан-Хиль-Абад в Бургосе (кон. XIII - нач. XIV в.) и др. Показателен неосуществленный проект (кон. XIII в.) перестройки восточной части собора в Сантьяго-де-Компостела, предполагавший реформирование хора по образцу собора в Бургосе. При этом строители некоторых храмов продолжали придерживаться старомодного плана с чередованием капелл и участков с окнами, как, напр., в ц. Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Кастро-Урдьялес (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Лат. Lucas] († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия). Житие Л. было написано его современником и учеником на греч. языке. Автор, не называющий себя по имени, передал события, свидетелем к-рых он был, вскоре после кончины святого. В тексте имеются общие для агиографических произведений места, однако с исторической т. зр. его можно считать достоверным. Впоследствии греч. Житие было утеряно. Сохранился его лат. перевод (BHL, N 4978), к-рый впервые опубликовал О. Гаэтано по единственной рукописи, найденной им в ц. св. Луки в Арменто, где покоилось тело святого ( Caietanus. 1657. P. 96). Издатель значительно переработал и дополнил изначальный текст Жития, написанный довольно грубым языком. Позднее лат. Житие Л., весьма близкое по содержанию к изданию Гаэтано, было опубликовано в Acta Sanctorum болландистами, которые использовали более позднюю рукопись. Согласно Житию, Л. род. на Сицилии в г. Демена (возможно, искаженное название г. Энна; в рукописи, использованной болландистами, родиной святого ошибочно назван г. Мерина) у знатных и благочестивых Иоанна и Федибии. C детства он воспитывался в божественном учении и во всем был послушен родителям, но, когда те решили женить достигшего зрелости сына, Л. впервые выразил неповиновение. Он ушел из дома и поселился в известном греч. мон-ре св. Филиппа в Аджире (пров. Энна, Сицилия), недалеко от родного города. Получив наставления от игумена обители (это был, вероятно, св. Савва Коллесанский), Л. между 930 и 940 гг. удалился в Реджо (ныне Реджо-ди-Калабрия, Калабрия, Италия) для дальнейшего обучения у прп. Илии Спилеота , к-рый прославился в Калабрии духовными подвигами и чудесами. Стяжав пророческий дар еще в монастыре св. Филиппа, Л. предвидел набег арабов ок. 959 г. и ушел из Реджо в г. Ноа (ныне Ноэполи, пров. Потенца), расположенный между р. Агрий и подножием Апеннин, на границе Лукании и Калабрии.

http://pravenc.ru/text/2110784.html

В качестве наказания за дерзость в отношении Римского престола папа передал статус митрополита Вьеннской пров. епископу Вьенны. Право председательствовать на церковных Соборах было отдано старейшему еп. Леонтию (кафедра неизв.). Папа обратился за поддержкой к имп. Валентиниану III, к-рый издал рескрипт на имя патриция Аэция, командующего рим. войсками в Галлии (445). Император грозил объявить И. врагом империи в случае неподчинения решениям папы. Позиция имп. власти в конфликте Рима с епископом Арелатским отражает стремление упрочить власть Римского папы во всей Зап. Церкви ( Leo Magn. Ep. 11: Constitutio Valentiniani Augusti). После папского осуждения и жестких распоряжений императора И. направил в Рим пресв. Равенния, буд. еп. Арелатского, а затем 2 епископов - Нектария и Констанция. Свт. Лев не отменил мер, направленных на лишение Арелатского епископа первенства в Юж. Галлии, однако во время переговоров склонился к примирению с И. Свт. Лев в послании к епископам, собравшимся в Арелате по поводу поставления Равенния (449), именовал покойного И. «человеком святой памяти» (Defuncto sanctae memoriae Hilario - Leo Magn. Ep. 40). Однако в послании к галльским епископам 450 г. папа утверждал, что «его [Равенния] предшественник по справедливости потерял [свои права] из-за чрезмерной самонадеянности» ( Idem. Ep. 66). Вернув Хелидония на кафедру г. Везонцион, папа показал «дерзкому» И., что решения Римского престола имеют больше силы, чем постановления местного галльского Собора. Особенно усилился контроль папы над частью Сев. Галлии, т. к. Хелидоний был митрополитом пров. Магна Секвана. На юге Галлии Лев Великий также по своему усмотрению распределил полномочия между местными епископами, стремясь избежать концентрации власти в руках одного из иерархов. Осознавая невозможность эффективно и полностью контролировать церковную жизнь Галлии, папа был вынужден искать поддержки у светской власти. В дальнейшем Папский престол отказался от давления на Церковь в Галлии - папа Иларий (461-468) вернул Арелатскому еп. Леонтию право первенства в Юж. Галлии, разрешил ему созывать церковные Соборы и председательствовать на них.

http://pravenc.ru/text/389093.html

1910. С. 106). Первая школа О. в. была открыта в 1863 г. в Даллагкау. В 1864-1871 гг. количество школ, находящихся в ведении О. в., колебалось от 30 до 40, в них училось свыше 1 тыс. детей. В 1870 г. на строительство школ подобного типа было потрачено более 33 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 493. Д. 93. Л. 4). Особое внимание О. в. уделяло образованию женщин: были основаны 3 жен. школы (1-я - в 1863 во Владикавказе), в к-рых помимо духовных дисциплин девушки изучали домоведение, занимались рукоделием и др. В 1906/07 уч. г. действовали 85 принадлежавших О. в. школ: 18 - во Владикавказской епархии на Сев. Кавказе; 50 - в Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии (в т. ч. 9 - в Душети, 9 - в Тианети, 5 - в Закатальском окр., 4 - в Эриванской губ., 2 - в Елизаветпольской губ., одна - в Карсской обл., 2 - в Бакинской губ. и др.); 7 в Имеретинской епархии (все в Сванети); одна - в Гурийско-Мингрельской епархии ; 8 - в Сухумской епархии (Списки учителей и законоучителей по школам за 1906-1907 г.//Отчет... за 1906-1907 гг. 1909. С. 136-193). Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Были созданы отд-ния О. в. во Владикавказе, в Гурии, Мегрелии, Абхазии, Туш-Пшав-Хевсурети, Аджарии. С целью улучшения работы О. в. 19 окт. 1895 г. в Тифлисе при содействии сщмч. Ермогена (Долганёва) было основано Епархиальное миссионерское духовно-просветительское братство, к-рое занималось культурно-просветительской работой; в 1905 г. создано Епархиально-миссионерское братство при 1-й тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила, председателем стал прот. С. Городцов (впосл. митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов)). В 1906-1907 гг. О. в. принадлежало 119 приходов: 60 - в Карталино-Кахетинской епархии (в т. ч. 7 - в Тушинском благочинии, 11 - в Пшаво-Хевсурском, 4 - в Ингилойском, 15 - в Джавском, 7 - в Ортевском, 6 - в Кобийском, 5 - в Ахалцихском, 5 - в Эриванском благочинническом окр.); 40 - в Сухумской епархии; 19 - в Имеретинской епархии (Ведомость о приходах и причтах Об-ва за 1906-1907 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

От города Архангельского. Февраля в 9 день 1720 года. II. Государь мой Алексей Васильевич. По именному Царского Величества указу, о бывшем Московского Успенского собора ключаре Прове, который ныне в монахах Прокл, розыскав подлинно и из розыскного дела учиня выписку краткую, к Его Царскому Величеству послал А к вам, моему государю, по подлиннее перечневую ж выписку послал же при сем письме. И вы, мой государь, что по той краткой выписке Его Царское Величество укажет, пожалуй, ко мне отпиши. Ваш, моего государя, всегдашний слуга П. Лодыженский. От города Архангельского. Февраля в 9 день 1720 года. III. Царскому Пресветлому Величеству выписано в доклад. В прошлом 1716 году по именному Вашего Царского Величества указу [В именном Царского Величества за собственною Его Величества рукою указе  в Архангелогородскую губернию к вице-губернатору Лодыженскому писанном.], писанному из Данцихи апреля от 16, которое получено в губернии Архангелогородской июня (1 числ, того же года[написано: Его Царское Величество уведомился, что бывший ___ которого по получении того указа взять за караул и разыскать ____.], велено виц-е-губернатору Лодыженскому о бывшем Московского Успенского собору ключаре Прове, который сослан и пострижен в Соловецком Монастыре и из того Монастыря каким случаем, и кем освободился и живет у Холмогорского или Вологодского архиереев, разыскать. И по тому Вашего Царского Величества именному указу оной бывший ключарь Пров из Соловецкого Монастыря за караул в 716 году взят и держится у города [Архангельского__.] в Архангельском Монастыре, и по розыску о нем, Прове, явилось. В роспросе он, Пров, сказал С прибытия в Соловецкой Монастырь по прошествии двух лет архимандрит Фирс с братиею послали его в вотчину того Монастыря, в Сумской острог, ради монастырской службы, и был в той службе 2 года, а по прошествии тех двух лет от той службы переменен и взят, и жил в Монастырь по 711 год. В ответах того Монастыря архимандрита Фирса с братией написано [Как ему, Прову, велено в Соловецком Монастыре быть во иеромонахов, и они _ _ _] Они архимандрит с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1966 г. все иностранные миссионеры были вынуждены покинуть Бирму. 28 авг. 1966 г. А Мья стал 1-м епископом Рангуна из числа местных жителей. В 1970 г. была основана независимая англикан. Церковь пров. Бирма (с 1989 Церковь пров. Мьянма) во главе с архиеп. А Мья (1970-1973). В 1986 г. архидиаконство Мьичина было преобразовано в еп-ство. В 1992 г. из еп-ства Пхаан было выделено миссионерское еп-ство Тауннгу, в 1994 г. преобразованное в еп-ство. В 1994 г. в соборе Св. Троицы был открыт колледж Св. Иоанна. В 1999 г. в ц. арх. Михаила и всех ангелов в Кеммендине открыта библейская школа. В 2008 г. все епископы М. участвовали в англикан. Ламбетской конференции. Баптисты Первые баптисты появились в Бирме в 1807 г. В 1813 г. в Рангун прибыл Адонайрам Джадсон (1788-1850), проповедовавший баптизм в Бирме на протяжении мн. лет. Он завершил перевод Библии на бирм. язык в 1834 г. и составил бирманско-англ. и англо-бирман. словари. Огромную помощь Джадсону оказала его 1-я жена Энн Джадсон (1789-1826), сохранившая единственную рукопись перевода НЗ на бирм. язык во время первой англо-бирм. войны, когда ее муж находился в бирм. тюрьме (освобожден в 1825). Среди каренов проповедь баптизма с 1828 г. вел Джордж Дана Бордман (1801-1831), вдова к-рого Сара стала 2-й женой Джадсона. Один из первых учеников Джадсона, бывш. преступник из народа каренов Ко Тха Бью, в 30-40-х гг. XIX в. сумел обратить в баптизм множество каренов (его называют «апостолом каренов»). С 1834 г. в Бирме, сначала в Моламьяйне, а затем в Рангуне, среди каренов работали амер. миссионеры супруги Джастус (1806-1858) и Калиста Винтон (1807-1864). В 1845 г. в Рангуне была открыта Каренская баптист. теологическая семинария. К 1850 г. в Бирме насчитывалось более 10 тыс. баптистов. В 1854 г. супруги Винтон основали в Рангуне 1-е в Бирме Об-во каренской протестант. миссии. В 1865 г. баптистские общины Бирмы объединились в Баптистскую конвенцию Бирмы со штаб-квартирой в Рангуне. Американский миссионер Ола Хансон (1864-1927) проповедовал баптизм среди качинов в 1890-1917 гг. Ему принадлежат разработка качинского латинизированного алфавита, грамматика качинского языка (джингпо), первые качинско-англ. словарь и переводы Библии на качинский язык. В 1891 г. баптисты-миссионеры открыли первый в Бирме лепрозорий в Моламьяйне.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Каристосе. 1909–1912 гг. Древний Карист находился в 3 км к северу от одноименного совр. города в местности Палеа-Хора. Считается, что он получил название в честь героя Кариста, сына кентавра Хирона. Город также назывался Хирония или Эгея. Впервые Карист упоминается в «Илиаде» Гомера, где говорится об участии жившего в нем племени абантов в Троянской войне ( Homer. Il. II 539). Догреч. население юж. части Эвбеи - дриопы - оставались на острове и после прихода абантов. В нач. XII в. до Р. Х. началась колонизация вост. части Эвбеи эолийцами с Пелопоннеса, одно из поселений находилось близ совр. Кими. Ок. 1160-1150 гг. до Р. Х. Эвбея была заселена ионийцами из Аттики. В 490 г. до Р. Х. Карист был захвачен персами. Он был единственным эвбейским городом, отказавшимся участвовать в 1-м Афинском (Делосском) морском союзе. Между 474 и 472 гг. до Р. Х. в результате военной экспедиции афиняне заставили жителей Кариста присоединиться к этому союзу и основали свои клерухии в принадлежавшем Каристу плодородном районе. Попытка Кариста в 446 г. до Р. Х. выйти из Афинского союза оказалась неудачной. Но в 411 г. до Р. Х. Эвбея отпала от Афинского союза, образовав Эвбейский союз - федерацию эвбейских городов. После сражения при Херонее (338 г. до Р. Х.) Карист вместе с др. эвбейскими городами подчинился македон. царю Филиппу II, в 198 г. до Р. Х. Эвбея была покорена римлянами. До 146 г. до Р. Х. на острове существовал союз городов под верховенством Рима, а затем Эвбея была включена в состав рим. гос-ва (сначала в пров. Македония, затем в пров. Ахайя). В рим. и визант. периоды Карист был известен благодаря добыче бело-зеленого каристского мрамора, к-рый использовался при строительстве мн. знаменитых архитектурных сооружений: храмов Св. Софии и св. Апостолов в К-поле, базилик вмч. Димитрия в Фессалонике и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, соборов мон-ря Осиос Лукас в Беотии и св. Марка в Венеции. Жители Кариста занимались сбором порфирных улиток. В визант. период остров входил в фему Эллада, созданную в посл. четв. VII в.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010